ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 6
Е.Ф. Овчаренко
ПЕЧАТЬ ФРАНЦУЗСКОЙ КАНАДЫ В XXI ВЕКЕ:
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Канада — федеративное парламентское государство, второе по величине в мире после России и наш сосед через Северный полюс. Основы канадской государственности заложены двумя нациями — англоканадской и франкоканадской1, но последняя часто ощущает свое неравноправие в различных областях общественной жизни, в том числе и в информационной сфере. Сегодня в Канаде издается более ста ежедневных газет, причем 95% из них выходит на английском языке и лишь 5% — на французском2, а также по-прежнему сосуществуют два обособленных рынка СМИ — Английской Канады и Французской Канады, что было отмечено еще Королевской комиссией по газетам3, работавшей в стране на рубеже 70—80-х годов XX в.4 В пятерке крупнейших медиагрупп страны, активно деливших рынок СМИ в начале нового столетия, две — франкоканадские: "Квебекор/Сан медиа" и "Пауэр корпорейшн/Жеска"5 (таблица).
Медиагруппа Недельный тираж
КанВест (Английская Канада) 9 084 623
Квебекор/Сан Медиа (Французская Канада) 6 933 906
ТорСтар (Английская Канада) 4 442 774
Пауэр корпорейшн /Жеска (Французская Канада) 3 057 411
Белл Глобмедиа (Английская Канада) 1 945 002
1 Вопрос дуалистической природы канадской государственности затрагивается во многих научныгх трудах, в том числе и в монографиях отечественным ученыгх, например: Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем. М., 2006; Данилов С.Ю. История Канады. М., 2006.
2 Энциклопедия мировой индустрии СМИ (Канада) / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2006. С. 159.
3 Королевская комиссия по газетам, созданная по требованию общественности для противодействия концентрации и монополизации канадских СМИ, больше известна как "Комиссия Кента" — по имени ее руководителя Тома Кента (подробнее см.: Овчаренко Е.Ф. Печать Французской Канады. М., 2007. С. 83—85).
4 Commission royale sur les quotidiens // Royal Commission on Newspapers. Ottawa, 1981. P. 3.
5 Энциклопедия мировой индустрии СМИ (Канада). С. 162.
Официально независимыми являются лишь два франкоязычных издания: "Девуар" (провинция Квебек) и "Л'Акади нувель" провинции Нью-Брансуик, также являющейся исторически сложившимся местом расселения франкоканадцев. Название газеты "Девуар", которая в 2010 г. будет отмечать столетний юбилей, означает по-французски "долг", а в качестве девиза ее основатель Анри Бурасса выбрал слова: "Делай то, что должен" ("Fais ce que dois"). Но даже эти два издания, продолжающие классическую традицию франкоязычной прессы Канады — отстаивание самобытности Квебека, вынуждены отвечать на вызовы современного глобального медиапрост-ранства. Так, "Девуар", еще в июне 1997 г. создала свой сайт в Интернете, который полностью воспроизводит не только содержание свежего номера, но и представляет "архив" газеты — ее выпуски, начиная с 1992 г. Ежемесячно на сайт заходят 1,2 млн посетителей, из которых 100 тыс. зарегистрировались как постоянные6. Однако не "качественная" "Девуар" со своими 353 тыс. читателей в год (2007)7 и оптимистичным заявлением ее главного редактора Бернара Декуто: «Можем сказать, что с "Девуар" все в порядке!»8 определяет сегодняшнее "лицо" рынка прессы Французской Канады; его главными "фаворитами" являются массовые газеты-таблоиды "Журналь де Квебек" и "Журналь де Монреаль", "завезенные" в 60-е годы XX в. из США. Издающийся с 1964 г. таблоид "Журналь де Монреаль" (медиагруппа "Квебекор") имеет тираж 276 тыс. экз. и занимает третье место в десятке крупнейших газет Канады, причем не столько из-за "желтизны" содержания, сколько благодаря динамичной политике нынешнего руководителя "Квебекора" — сына его основателя Пьера Пеладо (1925—1997) Пьера-Карла Пеладо. "Квебекор", одна из двух медиагрупп, поделивших рынок СМИ Французской Канады, после слияния с англоязычным концерном "Сан Медиа", стала обладательницей 17 газет, в основном регионального характера, но ей также принадлежат два самых многотиражных издания Квебека — франкоязычные таблоиды "Журналь де Квебек" и "Журналь де Монреаль" и крупнейшая газета Английской Канады "Торонто сан" (пятое место, 227 тыс. экз.). Медиамонополия владеет телекомпанией "Видеотрон груп" и активно действует в области интернет-СМИ с 1995 г. В одном из интервью, размещенных в Сети, П.-К. Пеладо так рассказал о своих первых шагах во Всемирной паутине: «Все началось с желания создать онлай-
6 http://www.ledevoir.com/
7 Ibid.
8 Le Devoir. 2007. 13 mai.
новые версии наших печатных изданий, в частности "Жур-наль де Монреаль" <...> а уже потом был учрежден портал КАНОЕ (CANOE — pour CANadian On line Explorer)...» Сегодня П.-К. Пеладо принадлежат такие популярные интернет-сайты, как canoe.ca, canoe.cq.ca и их версия для Франции canoe.fr. В 2008 г. интересы этого энергичного руководителя сосредоточились на так называемой "мобильной телефонии третьего поколения" (3 G), позволяющей быстро передавать информацию, фильмы и спортивные блоки новостей9.
В десятку крупнейших газет страны — шестое место — вошла также ежедневная монреальская качественно-массовая "Ла Пресс" (204 тыс. экз.), принадлежащая медиагруппе "Жес-ка". Последняя является дочерней компанией конгломерата "Пауэр корпорейшн оф Кэнада", который ныне находится в руках сына его основателя — Поля Демаре-мл. Поль Де-маре-отец (1927 г.р.) считается его официальным владельцем и самым богатым франкоканадцем за всю историю страны: по данным американского журнала "Форбс" (2006), он занимает 174-е место среди богатейших людей мира, а в десятке богатейших людей Канады ему принадлежит шестое место. Сегодня национальный конгломерат "Пауэр корпорейшн" с оборотом 18,4 млрд долл. занимает 14-е место среди двадцати крупнейших корпораций Канады и имеет ряд филиалов, успешно работающих в США10. Главное "детище" семейства Демаре на информационном рынке Французской Канады — это газета "Ла Пресс": она располагает своим издательским комплексом, теле- и радиостанциями, агентствами по распространению тиража, имеет свой сайт, активно используя новую стратегию развития современных газет — конвергенцию11. Кроме того, медиагруппа Демаре владеет несколькими местными газетами — "Нувеллист" (г. Труа-Ривьер), "Ла Трибюн" (г. Шербрук), "Котидьен" (г. Шикутими)12 и "Ла Вуа де л'Эст" (г. Гранби), а также радиостанцией для обслуживания последней, которая
9 http://www.joumaldunet.com/itws/it реМеаи^Мт1
10 См.: Хорошилов В.В. Канадские финансовые институты на рынке США // США—Канада: экономика, политика, культура. 2006. № 3. С. 75—76.
11 См.: Засурский Я.Н. Мир СМИ в 2005 году: наступление конвергенции // Зарубежная журналистика: 2005. М., 2006. С. 5—8.
12 Эти города — крупнейшие в провинции после Монреаля и провинциальной столицы г. Квебек: г. Шербрук, "сельскохозяйственная столица" Квебека — 160 тыс. жителей; "мировая столица производства газетной бумаги" г. Труа-Ривьер — 140 тыс.; а университетский г. Шикутими (около 60 тыс.) и его промышленный сосед г. Жонкьер с 2002 г. вошли в черту вновь образованного г. Сагеней (всего 160 тыс.) (см.: Черкасов А.И. Шесть регионов Канады. Квебек // США—Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 4. С. 71—82).
5 ВМУ, журналистика, № 6
дает в своем регионе самый высокий тираж. "Жеска" принадлежит еженедельник "Прогрэ-диманш" (г. Шикутими). Удалось Полю Демаре-старшему и осуществить свою давнюю мечту — купить в 2000 г., после нескольких попыток (в 1973, 1987 и в 90-х гг.), блокировавшихся провинциальным правительством с целью приостановить концентрацию ежедневной прессы в одних руках, ежедневную газету "Солей" (г. Квебек), ставшую также собственностью группы "Жеска". С апреля 2006 г., чтобы успешнее конкурировать со своим давним соперником таблоидом "Журналь де Квебек" (еще в 1984 г. "Солей" перешла с вечернего выпуска на утренний — таблоид поступает в продажу вечером), газета стала выходить в уменьшенном формате, напоминающем таблоидный, хотя, по заверениям ее издателей, содержание остается прежним, а также ранее разместила свой сайт в Интернете.
Группа "Жеска" давно уже вышла на общеканадский рынок СМИ, и одной из самых крупных покупок за пределами Квебека стало приобретение франкоязычной газеты "Друа" в федеральной столице Оттаве. Однако располагая не меньшими финансовыми возможностями, чем "Квебекор", "Жеска" медленнее осваивает рынок новых технологий, а ее издания остаются более традиционными для Французской Канады. Например, уже упоминавшаяся газета "Солей" (г. Квебек) в воскресном выпуске обязательно размещает рубрику "Лауреат Квебека", где публикуется статья о каком-либо известном представителе этой франкоговорящей провинции, причем материал готовится при участии квебекских теле- и радиожурналистов и передается по сети вещательной компании "РадиоКанада"13.
27 ноября 2006 г. произошло пока самое знаменательное в новом столетии и столь долгожданное для квебекцев событие: по предложению лидера правящей Консервативной партии и главы правительства Канады Стивена Харпера существование квебекской нации в составе единой Канады было официально признано федеральной палатой общин Канадского парламента14. И даже несмотря на то что внутриполитический курс С. Харпера, нынешнего главы Канады, характеризуют как "открытый федерализм" (в отличие от "воинствующего федерализма" П.-Э. Трюдо и сменившего его в 80-е годы
13 http://www.lesoleil.com/
14 Палата общин канадского парламента подавляющим большинством голосов (216 — "за", 16 — "против") приняла резолюцию, но она вызвала резкие возражения даже среди сторонников и однопартийцев С. Харпера (см., например: Коленеко В.А. Признание квебекской нации / Вестник РОИК. 2007. № 23).
XX в. "уравновешенного федерализма" Б. Малруни), роль таких франкоязычных СМИ, как газета "Девуар", в завоевании этого признания трудно переоценить. Однако на глубинные процессы, происходящие сегодня в национальном сознании жителей Французской Канады, почти на протяжении двух с половиной веков отстаивавших свое отличие от Английской Канады, оказывает сильное влияние не только "Девуар", но и состояние современных франкоязычных СМИ в целом, все более интегрирующихся в общемировой процесс персонифицированной, адресной информации, поступающей потребителю через индивидуальные мобильные устройства или по выделенному каналу Интернета. Международным языком Сети, как известно, является английский, и Квебек всеми силами сопротивляется этому новому виду культурной конвергенции, особенно затронувшему молодежь провинции, — вплоть до конца 90-х гг. XX столетия она активнее других групп населения поддерживала идею суверенитета Квебека. Конечно, современная печать Французской Канады продолжает сохранять определенные, исторически заданные черты, но постепенно приобретает и новые, характерные для мирового глобализирующегося медиапространства.
Поступила в редакцию 22.08.2008