Научная статья на тему 'Возвращение Квебекантропа. Квебекские выборы 2012 в зеркале СМИ России'

Возвращение Квебекантропа. Квебекские выборы 2012 в зеркале СМИ России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
155
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возвращение Квебекантропа. Квебекские выборы 2012 в зеркале СМИ России»

участия», — это активное участие граждан в сборе, сообщении, анализе и распространении новостей и информации» (блоггерство). Основу этого определения составил доклад Шейни Боуман и Криса Уиллиса «Мы медиа: как аудитория формирует будущее новостей и информации». Боуман и Уиллис пишут о том, что «цель этого участия — предоставить независимую, достоверную, точную, многообразную и важную информацию согласно принципам демократии»9. Действительно, одно из сущностных проявлений гражданской журналистики заключается в том, что в ней участвует очень много блоггеров. Вместе с тем, было бы неверно понимать под такой журналистикой только блоги. Гораздо важнее и правильнее было бы считать формой становления гражданской журналистики разработку соответствующих социальных институтов, публичной сферы в целом.

Публичная сфера по своей сути представляет собой пространство гражданского общества. Блоги — самая массовая, но не единственная часть гражданской журналистики.

Словом, гражданская журналистика во многом личностная журналистика, это журналистика как метод самопрезентации индивида.

Современные телекоммуникационные сети становятся сегодня элементом обеспечения устойчивого развития национальных государств, формирования инновационной экономики, свободных массмедиа. Определяющими на ближайшее десятилетие будут: цифровизация, глокализация, персонализация, конвергенция, мобильность, интеграция.

Перед Республикой Узбекистан в дальнейшем развитии журналистики и телекоммуникаций стоят задачи:

♦ создать новую концепцию использования гуманистического потенциала человека в условиях информационной эпохи;

♦ организовать Консультативный совет при ООН по регулированию обмена информации через Интернет;

♦ подписать международное соглашение по Интернету, использованию мирового коммуникационного пространства, т.к. оно должно принадлежать всем странам, а не десятку имеющих доступ к современным ИКТ;

♦ шире распространять среди населения идеологию национальной независимости, которую надо признать эффективным решением сложнейшего вопроса, связанного с идеологией информационного века;

♦ всемерно развивать гражданскую журналистику Узбекистана, сделать ее основным представителем СМИ в гражданском обществе;

♦ ввести в вузах Узбекистана по всем специальностям цикл предметов «Гуманитарная подготовка специалистов информационного века»;

♦ ввести в вузах, обучающих журналистике, предметы, связанные с укреплением духовности народа Узбекистана, поддержкой и развитием национальных традиций, обычаев и обрядов.

1 Землянова Л.М. Проблема свободы выбора в современной глобализирующейся медиакультуре // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 1. С. 103.

2 Саидов У. Оммавий маданият ва ёшлар тарбияси // Юксак маъ-навият — ёшларга доир сиёсат самарадорлигини ошириш омили. Республика илмий-амалий конференцияси материаллари. Т.: Янги аср авлоди, 2008. С. 87.

3 Там же.

4 Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. / Ред. совет: В.С. Степин (предс.). Т. 1. М.: Мысль, 2000. С. 403.

5 Играев Б.А. Издержки трансформации СМИ // Журналистика в 2009 г. Трансформация систем СМИ в современном мире: Сб. материалов межд. науч.-практ. конф. М.: Ф-т журн. МГУ, 2009. С. 18.

6 Засурский Я.Н. Зарубежные СМИ в 2006 г. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2007. № 6. С. 7.

7 Крутий И.А., Красина О.В. Человеческий капитал: эволюция представлений // «Социологические исследования». 2007. № 8. С. 129.

8 Гроданов Ф.Т. Язык молодежных Интернет-газет: автореф. дис. ... канд. филол. н. М.: МГУ, 2007. С. 9.

9 Подпорина Н. История блогов и становление гражданской журналистики // Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования / Под ред. И. Засурского. Часть II. Блоги в системе массовых коммуникаций. М.: МГУ, 2007. С. 36.

Овчаренко Е.Ф.,

Московский государственныйуниверситет им. М.В. Ломоносова

ВОЗВРАЩЕНИЕ КВЕБЕКАНТРОПА. КВЕБЕКСКИЕ ВЫБОРЫ-2012 В ЗЕРКАЛЕ СМИ РОССИИ

Российские журналисты, крайне редко пишущие вниманием не обошли и были на редкость единодуш-

о событиях в Канаде и тем более в отдельных её про- ны: «Власть в Квебеке досталась сепаратистам» («Неза-

винциях, выборы 4 сентября 2012 г. в Квебеке все-таки висимая газета»), «На выборах в Квебеке победили се-

Раздел IV. Исследования зарубежных СМИ

103

паратисты, выступающие за отделение провинции от Канады» («Эхо Москвы»), «Квебекские сепаратисты одержали победу» («Коммерсантъ-Online»), «Квебек во власти сепаратистов, но развода с Канадой пока не будет» («Голос России»), «Сепаратизм. Выйдет ли Квебек из Канады?» («Московский комсомолец») и т.д. А если добавить зловещие подзаголовки, сообщающие об инциденте во время торжественной речи лидера победившей Квебекской партии Полин Маруа: «В канадскую политику вмешался стрелок» («Независимая газета»), «Победа антика-надских сепаратистов на выборах в Квебеке привела к расстрелу с убийством» (NEWSru.com), «Митинг квебекских сепаратистов закончился стрельбой: есть жертвы» (РБК), — то, пожалуй, отзывчивые на чужую беду россияне начнут не на шутку переживать за наших соседей через Северный полюс. Кто-то даже припомнит «Октябрьский кризис» в Канаде 1970 года, когда левоэкстремистский Фронт освобождения Квебека похитил в качестве политических заложников английского торгового представителя и министра труда Квебека, который позже был убит, после чего федеральные власти объявили в провинции чрезвычайное положение и ввели войска1. А у кого-то может даже возникнуть невольная аналогия со словосочетанием «чеченские сепаратисты». Поэтому, чтобы избежать подобных дезориентирующих ассоциаций, автор этих строк предлагает называть сторонников победившей Квебекской партии и суверенитета Квебека «суверенистами» — собственно, так называют их и в самом Квебеке: “les souverainistes”. Но почему же им неуютно в Канаде? И что недоговаривают российские журналисты, пугая читателя «квебекским сепаратизмом»? Или предельно упрощая ситуацию с Квебеком в составе Канады: «Квебек отличается от остальных канадских провинций тем, что в нём большинство составляют потомки переселенцев из Франции», — как массовая газета «Метро»2?

Не стоит забывать, что Квебек является вторым по величине франкоговорящим регионом мира после Франции; его население составляет 7 957 600 человек из 34 349 200 жителей Канады3. Однако на протяжении более чем двух с половиной веков в стране сосуществуют два разных мира, по образному выражению канадского писателя Хью Макленнана, «два одиночества», — Английская Канада (9 провинций из 10) и Французская Канада, или Квебек. Они отличаются друг от друга всем — языком, верой, законами, традициями и культурой. Объединились столь различные нации, англоканадців и франкоканадцы, давшие начало современной Канаде, не по своей воле: 13 сентября 1759 года после сражения на равнине Авраама англичанами была взята крепость Квебек, и Новая Франция перешла к Британской короне. Тогда же возник и франкоканадский национальный вопрос, впоследствии неоднократно угрожавший целостности Канады. Уже в 1806 году первой политической газетой Французской Канады «Канадьен» («Канадец») были выдвинуты условия совместного проживания: «Наш язык, наши законы, наша вера!», которые не принимались во внимание англоязычным

большинством ни после «Восстания патриотов» 1837— 1838 годов, ни при создании Канадской конфедерации в 1867 году, ни на протяжении ХХ века. Да, были отдельные уступки: один из самых ярких канадских политиков, либерал Пьер-Эллиот Трюдо (1919-2000), казалось бы, воплотивший в себе этот дуализм Канады (наполовину франкоканадец, наполовину англоканадец), провел через парламент Закон об официальных языках (1969), и французский наконец-то получил равные права с английским языком. Но премьер-министр Трюдо оставался «жёстким федералистом»: «Одна страна — одна нация, говорящая на разных языках»4. А годом ранее в провинции Квебек журналист федеральной телерадиокомпании «Радио-Канада» Рене Левек (1922-1987) создал Квебекскую партию (1968), которая, как следует из ее названия, была призвана защищать интересы Квебека. Длительное отношение к франкоканадцам в родной стране как к «людям второго сорта» и нежелание федеральных властей Оттавы признать двунациональный характер государства привело к тому, что франкоканадский национальный вопрос в 70-80-е годы ХХ века превратился в главную проблему Канадской конфедерации и серьезно угрожал ее целостности. В ноябре 1976 года Квебекская партия впервые победила на провинциальных выборах, а летом 1977 года в силу вступил т.н. Закон № 101, или Хартия французского языка, в первом же пункте которой французский язык объявлялся официальным (а фактически единственным) языком Квебека. Однако Рене Левек предлагал вовсе не «развод» или разрыв с Канадой, а знаменитую формулу «Суверенитет — Ассоциация»: политический суверенитет Квебека при экономической ассоциации с остальной Канадой. Победа партии с такой установкой вызвала в англоязычной прессе настоящую истерику: Левек хочет развалить страну! (Заголовки статей очень напоминали приведённые выше российские; к этому сходству мы ещё вернёмся) Потом были два референдума (в 1980 и в 1995 годах), но стоит ли говорить об их провале («Ранее уже провалились два референдума о независимости...»5), если в октябре 1995 года сказавших суверенитету «нет» было больше лишь на 1,16 %6? А заголовки статей в российских газетах того времени словно вышли из Английской Канады: «Сепаратисты всех стран, равняйтесь на Квебек» (Э. Гусейнов, «Известия»); «Поражение квебекских сепаратистов. В Канаде сохранены территориальное единство и языковой барьер» (А. Агарышев, «Независимая газета»); «Мы, квебекцы... Настроения жителей канадской провинции не оставляли надежд устроителям референдума» (М. Карпов, там же — это при перевесе-то чуть больше одного процента!). Подборку заголовков привожу по монографии «Французская Канада в прошлом и настоящем. Очерки истории Квебека XVII —XX века» (2006) Вадима Александровича Коленеко (1943—2011), крупнейшего отечественного канадоведа, основателя российской школы квебекских исследований7. Он отмечал, что благодаря подобной политике наших СМИ многие россияне воспринимают Канаду как страну англоязычного мира, а

термином «сепаратизм» российские журналисты обозначают любые попытки квебекцев быть другими канадцами в Канадской конфедерации. Похоже, сегодня в России, как и в Английской Канаде, не рады возвращению к власти Квебекантропов из Квебекской партии. Квебекантроп — образ, созданный в дни «душевной смуты» выдающимся поэтом Квебека Гастоном Мироном (1928-1996), единомышленником и сподвижником Рене Левека. «Забудьте о Квебекантропе. Этот парень совсем не похож на обычных людей...»8. Но, оказывается, Квебекантроп жив и продолжает борьбу. В 2006 году, десять лет спустя после смерти Мирона, свершилось знаменательное событие — после дебатов в Палате общин Парламента Канады состоялось признание квебекской нации, а вместе с ним — обоснованности требований Квебека добиваться особого статуса в Канадской конфедерации 9. Две нации-основательницы стояли у истоков канадской государственности — вот о чем снова напомнил исход выборов-2012 в Квебеке. Как и ожидалось, к власти пришла Квебекская партия, набрав зз % голосов, а либералы, правившие последние 9 лет, с 31 % ушли в оппозицию10. Отметим, что, в отличие от российских СМИ, негативно воспринявших победу Квебекской партии, русские, проживающие в Канаде, поддерживают стремление Квебека к самостоятельности. Так, на одном из русскоязычных сайтов Ванкувера (а это противоположный конец страны, Тихоокеанское побережье) появились следующие комментарии: «Наконец-то можно легче вздохнуть. Первые шаги уже объявлены — отмена повышения платы за обучение в колледжах и вузах, повышение требований к французскому языку» (Nico); «Насколько я знаю, жители остальных провинций Канады тоже солидарны с жителями Квебека в независимости. Правда, глядя на ситуацию под другим углом, но конечная цель, независимость Квебека, однозначна» (Xsander)11. А поддерживают ли Квебекантропа в вопросе о суверенитете Квебека жители самой провинции?

В феврале нынешнего года Даниэль Жиру, Генеральный секретарь Центра изучения медиа Лавальского университета (г. Квебек), в ответ на мою просьбу написать об отношении квебекцев к идее суверенитета, сообщал: «Многочисленные опросы общественного мнения показывают, что около 40% жителей склоняется к тому, чтобы Квебек стал государством. Если брать только франкофонов, то среди них таких чуть больше половины». Уже тогда многие заговорили о грядущей победе на выборах Квебекской партии. А о том, что и в России что-то постепенно меняется в восприятии Квебека, мне подсказало письмо маги-странтки, побывавшей в Канаде и работающей над магистерской диссертацией по Квебеку: «Раньше, когда мои друзья-квебекцы мне рассказывали о том, как много они учатся, чтобы пойти трудиться на благо партии, и говорили мне об отделении от Канады, я их не понимала. Вчера вечером я звонила другу из Квебека. Я спросила его о мыслях об отделении. Он сказал, что не относится к этому фанатично, но всё же

в его контексте прозвучало слово “выжить”. Надо мне подумать об этом...»

1 Подробнее: Коленеко В.А.Квебекская проблема в послевоенной Канаде. М.: Наука, 1981. С. 214-217; Hamelin Louis. La Constellation du Lynx. Montréal, 2010 (роман, художественное осмысление событий, получивший множество наград, в частности, Большой литературный приз квебекской прессы, 2011).

2 Лемешевский Дм. Квебек может выйти из Канады // Метро (московский выпуск), 6 сентября 2012. С. 7.

3 Statistique Canada. URL: http://www.statcan.gc.ca/daily-quotidien/ 110622/tdq110622-fra.htm

4 И позднее, при разработке знаменитой концепции «канадской мозаики» (1971), Трюдо вновь говорил о «политике мультикуль-турализма на двуязычной основе»: Trudeau P.E. Conversations with Canadians. Toronto, 1972. P. 32.

5 Цилюрик Д. Власть в Квебеке досталась сепаратистам // Независимая газета. 2012. 6 сентября. С. 7.

6 См. подробные данные голосования 1995 г. по канадским источникам в монографии Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом настоящем. Очерки по истории Квебека XVII-XX века. М.: Наука, 2006.С.203-204.

7 Там же. С. 204 (примечания).

8 Цит. по: Поэты Квебека / Сост. М.Д. Яснов. СПб.: Наука, 2011. С. 376.

9 Суть этой инициативы премьер-министра Канады Стивена Харпера и краткий обзор мнений англоязычной прессы Канады см.: Коленеко В.А. Признание квебекской нации // Вестник РОИК. 2007. № 23. С. 14-15.

10 Официальный сайт Генеральной дирекции по выборам в Квебеке. URL: http://www.electionsquebec.qc.ca

11 Zemlyaki.ca: Ваши земляки в Британской Колумбии, Канада. URL: http://www.zemlyaki.ca/novosti_vancouvera_canada/2561/?utm_ source=twitterfeed&

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.