Научная статья на тему 'Патриотизм поколений в современном российском обществе'

Патриотизм поколений в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
320
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотические ценности / социальные установки / общественные установки / поколенческие различия / политическая консолидация / patriotic values / social attitudes / public installations / generational differences / political consolidation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Роман Васильевич Парма

В статье рассмотрены различные аспекты российских исследований патриотизма в рамках теории поколений. Предметом анализа стали патриотические ценности и установки российских граждан в условиях переустройства миропорядка. На основании данных социологических исследований автор приходит к заключению о высоком уровне политической консолидации российского общества и существенных расхождениях поколений в содержании патриотизма. Перспективы дальнейших исследований патриотизма в российском обществе связаны с применением комплексной методики, которая раскрывает не только ценности и установки, но и фреймы, мотивацию, модели поведения в экстраординарных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism of Generations in Modern Russian Society

The article deals with various aspects of Russian studies of patriotism within the framework of the theory of generations. The subject of the analysis was the patriotic values and attitudes of Russian citizens in the context and conditions of the reorganization and restructuring of the world order. Based on the sociological research data, the author comes to the conclusion about the high level of political consolidation of the Russian society and significant differences between generations in the content of patriotism. The prospects for further research of patriotism in Russian society are connected with the application of a complex methodology that reveals not only values and attitudes, but also frames, motivation, and models of behaviour in extraordinary conditions.

Текст научной работы на тему «Патриотизм поколений в современном российском обществе»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-4-20-29 УДК 32(045)

Патриотизм поколений в современном российском обществе

Р. В. Парма

Финансовый университет, Москва, Россия

аннотация

В статье рассмотрены различные аспекты российских исследований патриотизма в рамках теории поколений. Предметом анализа стали патриотические ценности и установки российских граждан в условиях переустройства миропорядка. На основании данных социологических исследований автор приходит к заключению о высоком уровне политической консолидации российского общества и существенных расхождениях поколений в содержании патриотизма. Перспективы дальнейших исследований патриотизма в российском обществе связаны с применением комплексной методики, которая раскрывает не только ценности и установки, но и фреймы, мотивацию, модели поведения в экстраординарных условиях.

Ключевые слова: патриотические ценности; социальные установки; общественные установки; поколенческие различия; политическая консолидация

Для цитирования: Парма Р. В. Патриотизм поколений в современном российском обществе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(4):20-29. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-4-20-29

oRiGiNAL PAPER

Patriotism of Generations in Modern Russian society

R. V. Parma

Financial University, Moscow, Russia

abstract

The article deals with various aspects of Russian studies of patriotism within the framework of the theory of generations. The subject of the analysis was the patriotic values and attitudes of Russian citizens in the context and conditions of the reorganization and restructuring of the world order. Based on the sociological research data, the author comes to the conclusion about the high level of political consolidation of the Russian society and significant differences between generations in the content of patriotism. The prospects for further research of patriotism in Russian society are connected with the application of a complex methodology that reveals not only values and attitudes, but also frames, motivation, and models of behaviour in extraordinary conditions.

Keywords: patriotic values; social attitudes; public installations; generational differences; political consolidation

For citation: Parma R. V. Patriotism of generations in modern Russian society. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(4):20-29. Doi: 10.26794/22267867-2023-13-4-20-29

КОНТУРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Теоретические основания формирования поколений заложены рядом концепций, которые отражают ключевые аспекты возрастной стратификации, типов культуры, циклических изменений, ценностных разрывов, жизненных стратегий и технологического перехода [1]. В современном обществе во время стремительных изменений поколенческие различия в системе ценностей и моделях поведения обусловлены как историческими периодами

© Парма Р. В., 2023

социализации и возрастными особенностями, так и предпочитаемыми каналами коммуникации. Исследования российского общества выявляют слабое социальное взаимодействие между поколениями и сильную гражданскую разобщенность. Пожилое поколение, сознание которого сформировано в советское время, придерживается традиционной системы ценностей, демонстрируя высокий уровень гражданственности, но уже в силу возраста не способно к активной общественной деятельности. Зрелое поколение, мировоззрение

которого сложилось в трудные времена «лихих 90-х», оказалось разобщенным и апатичным. Молодое поколение, ценности которого сформированы в относительно благополучный период, в отличие от старших поколений, выражает в намерениях высокую общественную активность, но в реальности не склонно брать ответственность и прилагать усилия, предпочитая пассивные формы участия. В целом данные характеристики поколений предопределяют низкий потенциал развития гражданского общества и ведущую роль государства [2].

Исследователи выделяют и иные характерные особенности различных поколений российских граждан. Так, И. Н. Трофимова полагает, что молодое поколение россиян, прошедшее социализацию в постсоветский период, усвоило гражданские ценности самовыражения и самореализации, тогда как у старшего поколения в ходе адаптации в сложных социально-экономических условиях закрепились институциональные и конвенциональные установки. В современном российском обществе гражданская активность диктуется не столько демократическими ценностями, сколько воспроизводимым характером противоречивых отношений поколений [3].

В свою очередь, А. Б. Шатилов предметно рассматривает проблему межпоколенческих разрывов в российском обществе, полагая, что обособление поколений разрушает общественную атмосферу и приводит к нарастанию социальных конфликтов. Расколотое общество подвержено риску эскалации политической напряженности. Конфликту поколений необходимо противопоставить межпоколенческий диалог. Гармоничное общество должно строиться на взаимном уважении поколений, понимании общих стратегических целей страны и единстве мировоззренческих ценностей [4]. М. И. Со-лосина отмечает, что тесное взаимодействие между младшими и старшими поколениями, каждое из которых имеет определенные преимущества, возможно выстроить посредством совместного решения общественно значимых задач [5]. Анализируя данные социологического исследования, В. В. Радаев обнаруживает, что при сохранении различий между поколениями внутри они также неоднородны. Так, у милле-ниалов выявляются расхождения в ценностях, интересах и предпочтениях, что объясняется динамичными изменениями, обусловленными

экономическими, технологическими и культурными сдвигами [6].

Ряд исследователей подтверждают неприятие поколением Z традиционной системы ценностей. Современная молодежь студенческого возраста характеризуется выраженной самостоятельностью, независимостью, индивидуализмом и открытостью к изменениям. Однако трансформация системы ценностей молодого поколения происходит стохастично, в зависимости от социализации в различных культурных средах и под влиянием общественных институтов [7]. С. В. Расторгуев предлагает рассматривать поколения в различных аспектах, включая демографические процессы, социальную мобильность, политическую идентичность и систему ценностей [8]. Е. В. Бродовская изучает усиливающиеся поколенческие расколы по ценностным и идеологическим линиям, а также в разрезе отношения к действиям и решениям государственной власти [9].

С. Г. Ивченков, Е. В. Сайганова отмечают, что в современном российском обществе ценности старших поколений вступают в противоречие с социальной реальностью, а молодые люди, выступая носителями новых знаний и ценностей, стремятся к изменениям в обществе. Молодое поколение, наряду со старшими, стало субъектом формирования патриотических ценностей в обществе. При этом межпоко-ленческие различия обостряются интенсивностью общественных перемен. Патриотизм различных поколений выражается в общественной деятельности, гражданской активности и социальной ответственности, а основными его проявлениями являются воинская служба, воспитание детей, соблюдение законов и добросовестный труд. Преемственность патриотических ценностей и действий поколений обеспечивает сохранение исторической памяти и культурных традиций посредством использования СМИ и интернета [10].

Исследователи, исходя аксиологических установок граждан, выделяют разновидности патриотизма (абстрактный, традиционный, локальный, либеральный, демократический, критический, глобалистский), которые имеют темпоральные отличия у поколений. Чем старше поколение, тем выше значимость абстрактного и традиционного патриотизма. Чем моложе — тем более значимым становится локальный и либеральный патриотизм [11].

Рис. 1 / Fig. 1. Динамика патриотической идентичности российских граждан (Как бы вы сами себя охарактеризовали - как патриота своей страны или нет? Один ответ, % респондентов) / Dynamics of patriotic identity of Russian citizens (How would you characterise yourself - as a patriot of your country

or not? one answer, % of respondents)

Источник / Source: данные ВЦИОМ. VCIOM (Russian Public Opinion Research Center) data.

Л Л Л Л Л л ,40 л- Л Л S'

<£> Jt ^ <$> <$>

Ф5 Ф5 Ф Ф Ф ф v лу^ гр5 ф» Ф» Ф» Ф»

Да, безусловно Безусловно, нет

Ф

Скорее да ^Затрудняюсь ответить

Скорее нет

А. В. Селезнева приходит к заключению, что в целом в патриотическом поведении российские граждане склонны к пассивным формам. Наиболее характерные для патриотизма действия — «защищать», «служить», «делать» — отражают оценочные намерения, но не реальную готовность. Российские граждане широко декларируют приверженность патриотизму, но в их действиях это не проявляется [12].

Некоторые исследователи анализируют концептуальное содержание патриотизма. Так, М. Ю. Мартынов и А. И. Габеркорн выделяют субстанциональный подход, заключаемый в эмоциональном чувстве «любви к Родине», и критический подход, сводящийся к намеренным приемам политического манипулирования массами граждан [13]. Ю. В. Каира и Е. К. Конд-ратова рассматривают патриотизм как сугубо нравственную категорию, основанную на социальной активности и гражданской ответственности. Истинный патриотизм проистекает из сознательной позиции граждан, побуждающей

к социально значимым действиям, а его уровень во многом зависит от общественной активности молодых граждан, которые выступают ресурсом развития страны [14].

Государственная политика отводит патриотизму важную роль в формировании традиционной системы ценностей, которая приобретает характер политической идеологии, что должно обеспечить преемственность поколений, нравственные идеалы, историческую память, единство народов и увеличение народонаселения России. Патриотизм, наряду с другими традиционными ценностями, призван противостоять чуждой и разрушительной для российского народа деструктивной идеологии, насаждаемой западным обществом

Таким образом, исследование патриотических ценностей и установок в аспекте по-

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

коленческих различий имеет определенные нюансы. Однако текущие изменения, происходящие события и информационные нарративы в тревожное время оказывают сильное влияние на общественное мнение и индивидуальные представления, способствуя пересмотру системы ценностей и перерисовке картины мира. В такой ситуации возникает необходимость отслеживать процессы политической консолидации российского общества как реакции на внешние вызовы и внутренние проблемы, в которой особое значение приобретают патриотические ценности и действия.

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ

Мониторинг изменений общественных настроений российских граждан за продолжительный период с начала текущего века показывает амплитуду патриотических настроений. В нулевые годы на фоне сохранения политического единства, экономического восстановления и роста благосостояния уровень патриотических настроений был высоким. В 2008 г. отмечается всплеск патриотизма, что связано, прежде всего, с началом периода международной напряженности в отношениях России с Западом, проявившейся в военных действиях по «принуждению к миру» Грузии. В начале второго десятилетия XXI в., на фоне мирового экономического кризиса, затронувшего интегрированную в глобальное хозяйство Россию, уровень патриотизма несколько снизился. Тенденция к росту патриотических настроений возобладала после ряда значимых событий, в числе которых присоединение Крыма к России. Однако наиболее высокий уровень патриотизма отмечается в последние годы. В 2018 г. патриотические настроения подстегнули выборы Президента РФ, чемпионат мира по футболу, открытие Крымского моста, усиление санкций со стороны стран коллективного Запада. Нарастание международной конфронтации, противостояние России враждебному блоку НАТО во главе с США привело к усилению патриотических настроений. Спровоцированное Западом проведение Россией специальной военной операции (СВО) на Украине способствовало достижению высокого уровня патриотизма в обществе (рис. 1).

По данным опроса общественного мнения в марте 2023 г., подавляющее большинство российских граждан отнесли себе к патриотам. Однако анализ патриотической идентичности

в возрастных группах выявляет заметные по-коленческие различия. Наибольший уровень патриотизма отмечается у старших поколений, особенно среди пожилых граждан. В несколько меньшей степени он выражен у молодых людей как студенческого, так и рабочего возраста. Существенные расхождения патриотической идентичности поколений объясняются в первую очередь различиями в периодах социализации, которая обусловила формирование разных систем ценностей и установок (рис. 2).

Государственная политика отводит патриотизму важную роль в формировании традиционной системы ценностей, которая приобретает характер политической идеологии, что должно обеспечить преемственность поколений, нравственные идеалы, историческую память, единство народов и увеличение народонаселения России. Патриотизм, наряду с другими традиционными ценностями, призван противостоять чуждой и разрушительной для российского народа деструктивной идеологии, насаждаемой западным обществом.

Патриотическая идентичность в сознании граждан имеет различное содержание. В целом, около половины (48%) респондентов считают, что патриотизм заключается в работе и действиях, направленных на благосостояние и процветание страны. Более трети (38%) убеждены, что патриоты должны защищать страну от нападок и обвинений. 32%, напротив, утверждают, что быть патриотом означает говорить о стране только правду. Еще 32% полагают, что патриот должен отождествлять себя со страной и считать себя ее неотъемлемой частью. 31% респондентов склонны не столько действовать, сколько стремиться улучшить жизнь в стране. Значимая часть (18%) думает, что для

60 50 40 30 20 10 0

52

42

43

4444

39

4 4 1

6 6 I.

I

53

40

3 2 2

54

38

денты

59

35

1 1

Все респон- 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и

старше

■ Да, безусловно ■ Скорее дай Скорее нет ■ Безусловно, нет ■ Затрудняюсь ответить

Рис. 2 / Fig. 2. Патриотическая идентичность поколений российских граждан. (Как бы вы сами себя охарактеризовали - как патриота своей страны или нет? Один ответ,% респондентов) / Patriotic identity of generations of Russian citizens. (How would you characterise yourself - as a patriot of your country or not?

Опе answer,% of respondents)

Источник / Source: данные ВЦИОМ. VCIOM (Russian Public Opinion Research Center) data.

патриота важно позиционировать свою страну как лучшую в мире. Поколения российских граждан вкладывают несколько различный смысл в общественный статус патриота. Если среди работающего поколения преобладает установка на созидательную деятельность, то у пожилых граждан наиболее выражена необходимость защищать и возвеличивать страну. Молодое поколение, особенно студенческого возраста, называет проявлением патриотизма распространение правдивой информации о стране и стремление к хорошей жизни. При этом молодежь не склонна видеть себя частью страны и считать ее лучшей. Таким образом, в том, что касается понимания патриотизма, пожилое поколение больше ориентировано на защиту страны, те, кто работает, настроены на созидательные действия, а молодые полагаются на критическое отношение и улучшение благосостояния (см. таблицу).

Патриотические настроения граждан выражаются в чувстве любви к Родине, однако респонденты вкладывают в это понятие разнообразные смыслы. Для многих любовь к Ро-

дине проявляется в чувствах, испытываемых к ближайшему окружению, — семье и близким (16%), а также — в привязанности к локальной среде — месту рождения или проживания (15%). В меньшей мере любовь к Родине в общественном представлении выражается в заботе о людях (10%). Сопоставимая доля граждан подразумевает под этим необходимость защиты страны (9%). Еще меньше тех, кто любит Родину за ее историю, культуру и традиции (7%). Такая же доля (7%) любовь к Родине видит в том, чтобы проявлять усилия для развития страны и достижения ее процветания. У каждого поколения российских граждан сформированы свои представления о любви к Родине. Для молодежи студенческого возраста она связана с историей, культурой и развитием страны и в значительно меньшей степени — с помощью людям. Молодежь рабочего возраста заботится об экологии, но не очень настроена защищать свою страну. Для поколения старшей возрастной группы особое значение приобретают семейные отношения и забота о близких. У пожилых людей сильно

Таблица / Table

Содержание патриотического статуса российских граждан (Что, по-вашему мнению, значит быть патриотом? До трех ответов, % респондентов) / Content of patriotic status of Russian citizens (What, in your opinion, does it mean to be a patriot? Up to three answers, % of respondents)

Ответ Все респонденты 1824 года 2534 года 3544 года 4559 лет 60 лет и старше

Работать, действовать во благо, для процветания страны 48 48 55 57 52 33

Защищать свою страну от любых нападок и обвинений 38 35 32 36 42 42

Говорить о своей стране только правду 32 50 36 30 25 33

Считать себя частью страны 32 24 34 33 32 31

Стремиться улучшить положение дел в стране 31 50 43 35 29 17

Считать свою страну лучше других 18 7 13 20 17 24

Считать, что у страны нет недостатков 3 4 3 4 2 2

Другое 5 5 3 4 6 7

Затрудняюсь ответить 3 7 2 3 2 4

Источник / Source: данные ВЦИОМ / VCIOM (Russian Public Opinion Research Center) data.

70

Все респонденты 18-30 лет 31-45 лет 46-60 лет Старше 60 лет

■ Первая (главным образом, под влиянием патриотического воспитания)

■ Вторая (прежде всего, по другим причинам)

■ Затрудняюсь ответить

Рис. 3 / Fig. 3. Значение патриотического воспитания для разных поколений российских граждан, % респондентов / importance of patriotic education for different generations of Russian citizens, %

of respondents

Источник / Source: данные ФОМнибус / FOMnibus data (Fund "Vox Populi").

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

65

31

12

3

2

71

58

26

I

51

46-60 лет Старше 60 лет

Все респонденты 18-30 лет 31-45 лет

■ Каждый гражданин должен быть патриотом

■ Быть или не быть патриотом - личное дело каждого гражданина

■ Затрудняюсь ответить

Рис. 4. Fig. 4.Долженствование патриотизма у поколений российских граждан, % респондентов / Duty of patriotism among generations of Russian citizens, % of respondents

Источник / Source: данные ФОМнибус / FOMnibus data (Fund "Vox PopuLi").

выражена привязанность к месту рождения или жительства. Очевидно, что смысловые различия поколений в проявлении любви к Родине обусловлены как социализацией, так и возрастными особенностями.

Кроме того, свою роль играет целенаправленное патриотическое воспитание. Однако в целом только половина (51%) российских граждан считают, что оно формирует патриотов. Сопоставимая часть граждан (41%) отказывает воспитанию в значимом влиянии, обозначая ведущее воздействие иных факторов. Между тем, в возрастных группах отмечаются значительные расхождения по данному вопросу. Молодое поколение в большинстве своем отрицает важность патриотического воспитания, но при этом более трети признают его действенность. Среднее поколение разделилось во мнениях примерно пополам. Старшее и пожилое поколения в основном убеждены в сильном влиянии патриотического воспитания на становление личности. Таким образом, в представлении поколений патриотическому воспитанию отводится важная, но не однозначная роль (рис. 3).

Еще более явные расхождения между поколениями проявились в вопросе об обяза-

тельности патриотизма для граждан. В целом около трети (31%) россиян считают, что чувство патриотизма должно быть присуще каждому гражданину, но абсолютное большинство (65%) склоняется к свободе личного выбора. Данное обстоятельство показывает, что российское общество характеризует, скорее всего, выраженный индивидуализм, чем декларируемый коллективизм. Молодое поколение в подавляющем большинстве (85%) считает патриотизм личным делом. Работающее поколение также склонно к индивидуальному самоопределению в выборе патриотической позиции (71%). Старшее и пожилое поколения более расположены к имманентности патриотизма граждан, но и для них право на самоопределение — главное (58 и 51%, соответственно). Таким образом, патриотические ценности российских граждан формируются не столько под общественным давлением, сколько на уровне индивидуального решения в ситуации свободного выбора (рис. 4).

В сознании российских граждан сформировались представления о недолжном поведении, которое не соответствует социальному статусу патриота. Из предложенных действий патриотическому статусу, по мнению респондентов, в наибольшей степени не соответствуют

4

граждане, избегающие службу в армии (70%), пренебрегающие сохранением природы (68%), не чтящие историю страны (65%), уезжающие жить и работать в иные страны (56%). При этом 48% считают, что патриотизм и критическое отношение к власти вполне совместимы. Также абсентеизм на выборах в сознании половины (49%) граждан не противоречит патриотической позиции. 55% не считают особо значимым для патриота незнание российского гимна. Для сравнения, сопоставимая часть (53%) не усматривает в предпочтительности зарубежной литературе и искусству отсутствие патриотизма. Таким образом, выходит, что патриотично настроенные граждане должны в первую очередь отдать воинский долг, беречь природу и знать историю страны.

ВЫВОДЫ

В результате анализа актуальных социологических данных ведущих российских центров изучения общественного мнения можно сделать следующие заключения:

1. Мониторинг общественных настроений российских граждан с начала текущего века показывает, что в последние годы уровень патриотизма в стране максимальный. Увеличение приверженности патриотическим ценностям и установкам отражает усиление политической консолидации в условиях международной напряженности, спровоцированной проведением Россией специальной военной операции (СВО) на Украине.

2. Поколения российских граждан существенно различаются по уровню приверженности патриотическим ценностям и установкам. Наибольший уровень патриотизма отмечается среди пожилого поколения, следующего традиционным ценностям и общественным установкам, а наименьший — у молодого, ориентированного на постматериалистические ценности и индивидуалистские установки.

3. Проявление патриотической идентичности заключается, прежде всего, в усилиях по достижению благосостояния и процветания страны, стремлении к лучшей жизни, а так-

же в защите интересов страны. Если старшее поколение смысл патриотизма больше видит в созидательной деятельности, то молодое — в желании лучшей жизни и достижении личного благосостояния.

4. Патриотизм проявляется в основном в любви к Родине, заботе о семье, привязанности к месту рождения и проживания, в меньшей степени — в заботе о людях и защите страны. Молодое поколение любовь к Родине выражает больше через интерес к истории и культуре страны, старшее — через семейные отношения, пожилое — через привязанность к малой родине. В целом обозначенные приоритеты поколений не вполне соответствуют сильным проявлениям любви к Родине, таким, как защита, героизм и жертвенность.

5. В общественных представлениях целенаправленное патриотическое воспитание как средство привития ценностей воспринимается гражданами неоднозначно. Весьма значительная часть россиян видит иные причины формирования патриотизма. Если пожилое поколение отводит патриотическому воспитанию важную роль в становлении личности с заданными ценностями и установками, то молодое этот способ формирования преданных стране людей считает малоэффективным.

6. В представлении абсолютного большинства российских граждан патриотизм не носит обязательного характера, а считается личным выбором каждого. Но если пожилые граждане склоняются к директивному патриотизму, то молодые настроены сугубо на свободу самоопределения.

7. Патриотический статус гражданина в значительной степени выстраивается от негативного образа. Патриот в общественном представлении не должен избегать воинской службы, губить природу, забывать историю и работать на иные страны. При этом такие символические действия, как критика страны, неучастие в выборах, незнание гимна, чтение зарубежной литературы, в значительно меньшей степени не соответствуют патриотичному поведению.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Парма Р. В. Теоретические модели отношений между поколениями граждан. Власть. 2021;29(6):139-146. DOI: 10.3n71Mast.v29i6.8706

2. Парма Р. В. Гражданская активность поколений в современном российском обществе. Вестник Института социологии. 2022;13(2):31-47. DOI: 10.19181/^.2022.13.2.788

3. Трофимова И. Н. Поколенческий фактор гражданской активности в российском обществе. Социологическая наука и социальная практика. 2015;2(10):5-17.

4. Шатилов А. Б. Поколенческие разрывы как фактор роста конфликтности в современном российском обществе. Власть. 2019;27(4):26-32. DOI: 10.31171/vlast.v27i4.6581

5. Солосина М. И. Поколенческие особенности участия в социально-политических процессах. Научный результат. Социология и управление. 2021;7(3):90-103. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-9

6. Радаев В. В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование (Окончание). Социологический журнал. 2020;26(4):31-60. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.4.7641

7. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. и др. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты. Сибирский психологический журнал. 2019;(72):46-67. DOI: 10.17223/17267080/72/3

8. Расторгуев С. В. Проблематизация исследовательского поля поколения Z. Власть. 2022;30(5):118-123. DOI: 10.31171/vlast.v30i5.9247

9. Бродовская Е. В., Лукушин В. А. Трансформация электоральных ожиданий россиян в условиях пандемии COVID-19: результаты социально-медийной аналитики. ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. 2022;18(4):342-361. DOI: 10.21638/spbu23.2022.401

10. Ивченков С. Г., Сайганова Е. В. Патриотизм как компонент общественного сознания: поколенческий ракурс измерения. Вестник Института социологии. 2019;10(1):96-109. DOI: 10.19181/ vis.2019.28.1.558

11. Ивченков С. Г., Сайганова Е. В. Ценностные ориентиры и их влияние на восприятие патриотизма у молодежи. Вестник Института социологии. 2020;11(10):106-125. DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.643

12. Селезнева А. В. Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017;(38):200-208. DOI: 10.17223/1998863X/38/20

13. Мартынов М. Ю., Габеркорн А. И. Как нам измерить патриотизм? К вопросу о концептуализации понятия. Вестник Пермского университета. Политология. 2019;13(4):31-43. DOI: 10.17072/2218-10672019-4-31-43

14. Каира Ю. В., Кондратова Е. К. Ценности патриотизма молодежи России как ресурс социального развития общества. Среднерусский вестник общественных наук. 2022;17(6):106-123. DOI: 10.22394/20712367-2022-17-6-106-123

REFERENCES

1. Parma R. V. Theoretical models of relations between generations of citizens. Vlast = Power. 2021;29(6):139-146. (In Russ.). DOI: 10.31171/vlast.v29i6.8706

2. Parma R. V. Civil activity of generations in modern Russian society. Vestnik instituta sotziologii = Bulletin of the Institute of Sociology. 2022;13(2):31-47. (In Russ.). DOI: 10.19181/vis.2022.13.2.788

3. Trofimova I. N. Generational factor of civic activity in Russian society. Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika = Sociological science and social practice. 2015; 2(10):5-17. (In Russ.).

4. Shatilov A. B. Generational gaps as a factor of increasing conflicts in modern Russian society. Vlast = Power. 2019; 27(4): 26-32. (In Russ.). DOI: 10.31171/vlast.v27i4.6581

5. Solosina M. I. Generational characteristics of participation in social and political processes. Nauchnyj rezul'tat. Sociologiya i upravlenie = Research Result. Sociology and management. 2021;7(3):90-103. (In Russ.). DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-9

6. Radaev V. V. The Divide among the Millennial Generation: Historical and Empirical Justifications. (Part one). Социологический журнал = Sociological Journal. 2020;26(4):31-60. (In Russ.). DOI: 10.19181/ socjour.2020.26.4.7641

7. Yanitsky M. S., Seryiy A. V., Braun O. A. et al. The system of value orientations of the "generation Z": social, cultural and demographic determinants. Sibirskij psihologicheskij zhurnal = Siberian psychological journal. 2019;(72):46-67. DOI: 10.17223/17267080/72/3

8. Rastorguev S. V. Problematization of the generation Z research field. Vlast = Power. 2022;30(5):118-123. (In Russ.). DOI: 10.31171/vlast.v30i5.9247

9. Brodovskaya E. V., Lukushin V. A. Transformation of electoral expectations of Russians during the COVID-19 pandemic: Results of social media analysis. POLITEKS: Politicheskaya ekspertiza = POLITEX: Political Expertise. 2022;18(4):342-361. (In Russ.).

10. Ivchenkov S. G., Sayganova E. V. Patriotism as a component of public consciousness: a generational measurement perspective. Vestnik instituta sotziologii = Bulletin of the Institute of Sociology. 2019;10(1):96-109. (In Russ.). DOI: 10.19181/vis.2019.28.1.558

11. Ivchenkov S. G., Sayganova E. V. Values and their influence on the perception of patriotism among young people. Vestnik instituta sotziologii = Bulletin of the Institute of Sociology. 2020;11(10):106-125. (In Russ.). DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.643

12. Selezneva A. V. Patriotism as a political value: political and psychological analysis. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya = Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2017;(38):200-208. (In Russ.). DOI: 10.17223/1998863X/38/20

13. Martynov M. Yu., Gaberkorn A. I. How do we measure patriotism? On the conceptualization of the concept. Vestnik Permskogo universiteta. Politologiya = Bulletin of Perm University. Political Science. 2019;13(4):31-43. (In Russ.). DOI: 10.17072/2218-1067-2019-4-31-43

14. Kaira Y. V., Kondratova E. K. The values of patriotism of the youth of the Russian Federation as a resource for the social development of society. Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk = Central Russian Journal of Social Sciences. 2022;17(6):106-123. (In Russ.). DOI: 10.22394/2071-2367-2022-17-6-106-123

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Роман Васильевич Парма — кандидат политических наук, доцент департамента политологии, Финансовый университет, Москва, Россия

Roman V. Parma — Cand. Sci. (Politology), Associate Professor of Department of Political Science, Financial

University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-3413-4264

rvparma@mail.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 10.05.2023; принята к публикации 12.06.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received on 10.05.2023; accepted for publication on 12.06.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.