УДК 316.65
DOI: 10.18384/2310-7227-2018-2-77-84
ПАТРИОТИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ - ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ильченко ДА.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос влияния патриотизма и национализма на общественное сознание в России. Существование и функционирование общественного сознания обусловлено многими факторами: это и общественное бытие, интересы и потребности людей, уровень их политической культуры, сознания, уровень патриотизма, национальное самоопределение. Автором был проведён анализ исследования «Состояние военно-патриотического воспитания». По итогам анализа сделан вывод, что патриотизм и национализм оказывают влияние на развитие общественного сознания в современной России, являясь неотъемлемыми и чётко сформированными понятиями e современной молодёжи.
Ключевые слова: патриотизм, национализм, общественное сознание, воспитание, образование, молодёжь, государственная политика.
PATRIOTISM, NATIONALISM - IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF THE FORMATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS IN CONTEMPORARY RUSSIA
D. Ilchenko
Moscow Region State University
10A, Radio st., 105005, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article deals with the influence of patriotism and nationalism on public consciousness in Russia. The existence and functioning of public consciousness is conditioned by many factors: social existence, interests and needs of people, level of their political culture, consciousness, level of patriotism, national self-determination. The author analyzed the study "The State of Military-Patriotic Education". It was concluded that patriotism and nationalism influence the development of social consciousness in contemporary Russia being an integral and well-established concepts of today's youth.
Key words: patriotism, nationalism, public consciousness, education, youth, state policy.
Проблемы сущности, формирование, определение роли и места "общественного сознания" в политико-культурной жизни общества основательно начали изучаться только в XIX в. Однако определённые наработки научного исследования такого понятия имеют многовековую историю. Так, первые попытки осмысления общественной мысли, общественного сознания как одной из составляю© CC BY Ильченко Д.А., 2018.
щих демократической жизни появляются ещё во времена античности в трудах Протагора и Аристотеля.
В начале Нового времени важное место в эволюции взглядов на роль общественного мнения принадлежит Н. Макиавелли, Ш. Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, Ж. Кондорсе. Идеи об условиях формирования и функционирования общественного мнения высказывались П. Гольбахом и К. Гельвецием. Значительная роль в разработке целостной теоретической концепции общественного мнения принадлежит немецкому философу Г. Гегелю [4, с. 73].
Только на рубеже Х1Х-ХХ вв. появляются фундаментальные исследования, направленные на рассмотрение феномена общественного мнения и проблематики, связанной с этим понятием. Так, стоит отметить труд французского социолога Г. Тарда «Общественное мнение и толпа», немецкого юриста Ф. Гольцендорфа «Роль общественного мнения в государственной жизни» и более поздние работы: американских исследователей В. Липмана «Общественное мнение», П. Лазерс-фельда, немецких учёных - Э. Ноэль-Нойман - и, частично, работы Ю. Ха-бермаса. В советской историографии работы, в которых поставлена цель раскрытия содержания понятия "общественное мнение", принадлежат Б. Грушину [7, с. 5].
Итак, с одной стороны, общественное сознание - это совокупность суждений и оценок, которые представляют синтезированную позицию социума. С другой, существуют противоположные взгляды - в частности, известный французский социолог Пьер Бурдье считает, что большое количество точек
зрения невозможно привести к общему знаменателю и называть "общественным мнением" или "общественным сознанием". Поэтому, отмечает он, общественного мнения (сознания) как консолидированной позиции общества в целом быть не может [3, с. 177].
Среди исследователей концепции общественной мысли конца XIX - начала ХХ вв. весомый вклад внёс французский социолог Г. Тард. В своей работе «Общественное мнение и толпа» (1901 г.) Тард предлагает основы настоящего социологического анализа общественного мнения, порывая с нормативным подходом к этому феномену. Социальную основу подъёма общественного мнения он видит в появлении и развитии "общественности", что само по себе является результатом нового способа объединения людей, характеризующего современное общество. Г. Тард описывает в негативном ракурсе традиционные массовые движения, которые принадлежат прошлому, они отмирают, и на смену им приходит новая общественная группа - общественность. В отличие от толпы, общественность существует только благодаря прессе и для неё. Общественность действует при посредничестве прессы, «...она демонстрирует себя с её помощью, навязывает себя политическим деятелям, которые становятся её исполнителями. Именно это называется силой общественного мнения» [8, с. 30]. Общественное бытие (в философском смысле) представляет собой факты, закономерности, существующие объективно, вне человеческого сознания (всё, что есть в пределах человеческого сознания, считать субъективным). А общественное сознание - это совокупность идей,
теорий, взглядов, порождённых условиями бытия, т. е. это бытие экстраполировано сквозь призму человеческого сознания [1; 2; 6; 9].
Современное существование и функционирование общественного мнения обусловлено многими факторами: это и общественное бытие, интересы и потребности людей, уровень их политической культуры, сознания, уровень патриотизма, национальное самоопределение и т. п. Кроме того, общественное сознание - явление достаточно условное, поскольку объективно оно не является суммой точек зрения определённого количества людей. Всё это приводит исследователей к разносторонним подходам в определении его сущности.
В современный период развития общественного сознания главными ключевыми факторами являются патриотизм и национализм. Слово "патриотизм" происходит от греческого латрк; (родина) и означает моральный принцип, суть которого проявляется в любви к Родине, готовности поступиться своими частными интересами в пользу её интересов. Это также подразумевает преданность своей родине, своей нации, гордость своей культурой и языком, сознательную идентификацию себя с ними. Это также и политический принцип, ведь патриотизм на протяжении тысячелетий играл объединяющую роль в борьбе русского народа (Родины) с врагами. Таким образом, патриотизм приобретает практический принцип "деятельности" - определённый образ действий, через который и проявляется любовь к Родине.
Вопрос о соотношении патриотизма и национализма освещён в научном
дискурсе в плоскости идентификации патриотизма и национализма как полярных, даже антагонистических понятий и одновременно определения их как тождественных эмоционально-мировоззренческих ценностей. Решение проблемы соотношения патриотизма и национализма опирается на классические труды Г. Кона, К. Дой-ча, Е. Кедури, Е. Смита, Д. Брейли, Е. Геллнера, Е. Гобсбаума, Б. Андерсон, Л. Гринфельд и др. Эти авторы впервые на большом историческом материале всесторонне рассмотрели условия и факторы возникновения национализма в Европе, дали свои определения национализма, предложили варианты его классификации. Определённый научный интерес вызывают исследования современных российских социологов и политологов, в которых раскрыты проблемы национализма и его влияния на формирование концепции патриотического воспитания в Российской Федерации. Можно выделить исследования таких авторов, как В. Тишков, В. Коротеева, Л. Дибижева, М. Мнацакян, И. Муса-ев, В. Шнирельман, которые комплексно рассматривают национализм как социально-политическое движение, идеологию, общественно-политическую практику. В целом представители современного периода в русской науке исследуют патриотизм в условиях строительства новых политических государственных образований и международного кризиса толерантности и терпимости. Политкорректность в европейском сознании нивелирует и уничтожает понятия национализма, с одной стороны, например, в отношении коренного населения Германии, но, с другой стороны, чутко охраняет
K4J
национальное самоопределение иммигрантов-переселенцев, запрещая оскорбительные высказывания по национальному признаку.
В то же время генезис и развитие отечественного патриотизма в Российской Федерации является сверхсложным и противоречивым процессом, который, с одной стороны, объективно несёт в себе константы его советской модели, с другой - испытывает сильное влияние духовных ценностей в условиях глобализации, а с третьей -необходимость учитывать многонациональный состав государства и интересы всех народов Российской Федерации. Поэтому существует актуальная проблема определения оптимального соотношения духовных констант национального, националистического и интернационального в построении сбалансированной перспективной модели патриотизма в общественном сознании современной России [10].
Патриотизм, или любовь к своей земле и народу на самом деле поддерживает и практическую цель -ощущение отнесения себя к чему-то большему - нации, даёт возможность отождествлять себя и друг друга как "собратьев". Эта черта общественного сознания делает народ более сильным и менее уязвимым к угрозам общественной стабильности: как внутренним, так и внешним.
К внешним атрибутам и символам национальной принадлежности, благодаря которым для нации становится возможным отстаивание своей идентичности, относятся флаг и гимн государства. Как объясняет французский социолог и историк Д. Шнаппер, цель таких ритуалов, как гимн, национальный праздник или флаг, состоит в
сохранении чувства сообщества, принадлежности к одной группе и веры в непохожесть, особенность и величие национальных ценностей [11, с. 144, 145]. Это представляет собой непосредственное воплощение природной привязанности людей к родной земле и этнической или семейной общине, внутри которой они выросли. Всё, что касается семьи, приобретает для человека признаки ценности. Условием для появления патриотических чувств является распространение этого спонтанного чувства на всё абстрактное по своей природе историческое сообщество и политическую организацию [5, с. 16]. Важность подобных практик Д. Шнаппер связывает с тем, что «от Аристотеля до Джона Стюарта Милля однородность, или гомогенность, населения считалась одним из главных условий стабильности политических единиц» [11, с. 146]. Размышляя над вопросом национального единства, достаточно вспомнить фразу, высказанную итальянским государственным деятелем д'Адзельо Массимо: «Мы создали Италию, теперь нужно создать итальянцев» [8, с. 307].
Влияние патриотизма и национализма на развитие формирования общественного сознания в современной России неразрывно связано с процессом воспитания и обучения подрастающего поколения. Минобрнауки России вынесло на общественное обсуждение программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В настоящее время проект размещён в свободном доступе на сайте regulation.gov.ru.
Целью программы является обеспечение необходимых условий для повышения гражданской ответствен-
ности за судьбу страны, готовности граждан к защите Родины, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, вовлечение граждан в процесс защиты, сбережения и укрепления могущества Российской Федерации, обеспечение преемственности поколений россиян, укрепление чувства сопричастности граждан к истории и культуре России.
Определение патриотизма в Программе сформулировано как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Программа состоит из пяти предметных разделов, отражающих важность приоритетов совершенствования системы патриотического воспитания:
- научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение системы патриотического воспитания;
- совершенствование форм и методов реализации направлений патриотического воспитания;
- совершенствование военно-патриотического воспитания детей и молодёжи, практики шефства воинских частей над образовательными организациями;
- совершенствование форм и методов работы по развитию волонтёрского движения как одной из основ гражданско-патриотического воспитания;
- совершенствование информационного обеспечения патриотического воспитания;
- создание благоприятных условий для средств массовой информации по освещению вопросов сферы патриотизма.
В плане практического исследования влияния патриотизма и национализма на формирование общественного сознания молодого поколения нами был проведён анализ социологического исследования «Состояние военно-патриотического воспитания», которое осуществил в декабре 2017 г. многофункциональный молодежный центр «Шанс» (г. Тольятти) среди подростков 15-17 лет. Для выяснения представления о патриотизме как социально-психологическом явлении в анкету был включён вопрос «Что для Вас значит понятие "патриотизм"?». Распределение ответов на этот вопрос показывает, что для большей части респондентов слово "патриотизм" означает верность гражданскому и воинскому долгу (54,81%) и любовь к Родине (53,44%). Около трети опрошенных в содержание понятия "патриотизм" вкладывают уважение к патриотическим и боевым традициям народа (30,16%), чувство долга перед своими родными и близкими (29,06%), способность отдать жизнь за Родину (27,22%). Каждый седьмой респондент понимает "патриотизм" как любовь к родному языку, заботу нации (государстве) о каждом гражданине, ощущение причастности к прошлому и настоящему страны. При ответе на вопрос анкеты «Что для Вас является предметом гордости за свою страну, свой народ?» молодые люди прежде называли место, где родились и выросли (47,53%) и прошлое страны, её историю (39,10%). В несколько меньшей степени вызывают гордость национальные песни, праздники, обычаи (27,56%), родной язык (22,71%). Почти каждый второй респондент гордится флагом, гербом, гимном государства (55,48%), Воору-
жёнными Силами РФ (53,83%), национальными героями (33,28%), литературой и искусством (32,27%) и верой, религией своего народа (52%).
Таким образом, основу патриотизма общественного мнения на примере молодёжи составляют такие ценности, как верность гражданскому и воинскому долгу, любовь к Родине и способность отдать за неё жизнь. Следовательно, их представления о патриотизме совпадают с общепринятым его пониманием как общественного и морального принципа, что характеризует отношение граждан к своей стране. Важнейшим показателем наличия патриотических качеств у молодых людей является их морально-психологическая готовность защищать Россию.
Для общей самооценки этой составляющей респондентам был предложен вопрос: «Как Вы оцениваете свою морально-психологическую готовность защищать Россию от опасностей (военной угрозы со стороны других стран, террористических актов, последствий природных катаклизмов), если это представляет угрозу Вашей жизни?». Абсолютное большинство (92%) декларировали варианты "полностью готов" и "скорее готов, чем нет".
Таким образом, патриотизм и национализм оказывают влияние на развитие формирования общественного сознания в современной России, являясь неотъемлемыми и чётко сформированными понятиями у современной молодёжи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемов Г.П. Политическая социология: учеб. пособие. М.: Логос, 2002. 280 с.
2. Батанина И.А., Коннова З.И. Особенности социальной дифференциации массовых групп современного российского общества // Известия Тулльского гуманитарного университета. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 2. С. 203-212.
3. Бурдье П. Социология и политика. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
4. Гегель Г. Философия права / пер. с нем.; ред., сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц; вступ. ст., примеч. В.С. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. 524 с.
5. Гобсбаум Е. Введение: изобретения традиций // Гобсбаум E. Изобретение традиции / под ред. Е. Гобсбаума, Т. Рейнджеры; пер. с англ. М. Климчука. М.: Ника-Центр, 2010. С. 12-28.
6. Гобсбаум Е. Массовое создание традиций Европа, 1870-1914 [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2015. № 6 (104). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2015/104/ massovoe-proizvodstvo-tradicij-evropa-18701914.html (дата обращения: 30.04.2018).
7. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М. Политиздание, 1967. 400 с.
8. Коэн Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория / под общ. ред. И.И. Мюрберг. М.: Весь Мир, 2003. 784 с.
9. Липпман У Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
10. Майкова В.П. Социально-философские проблемы динамики общественного сознания в современной философии. М.: МГУЛ, 2013. 385 с.
11. Шнаппер Д. Сообщество граждан: о модерне концепции нации / пер. с фр. Р.В. Мар-дера. Харьков: Фолио, 2007. 223 с.
REFERENCES
1. Artemov G.P. Politicheskaya sotsiologiya [Political Sociology]. Moscow, Logos Publ., 2002.
280 p.
2. Batanina I.A., Konnova Z.I. [Features of Social Differentiation of the Mass Groups of Russian
Contemporary Society]. In: Izvestiya Tullskogo gumanitarnogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tula University for Humanities. Humanities], 2012, no. 2, pp. 203-212.
3. Bourdieu P. Sotsiologiya i politika [Sociology and Politics]. Moscow, Socio-Logos Publ., 1993.
336 p.
4. Hegel G. Filosofiya prava [Philosophy of Law]. Moscow, Mysl' Publ., 1990. 524 p.
5. Hobsbawm E. [Introduction: The Invention of Tradition]. In: Hobsbawm E. Izobretenie
traditsii [The Invention of Tradition]. Moscow, Nika-Tsentr Publ., 2010, pp. 12-28.
6. Hobsbawm E. [Mass Creation of Traditions, Europe, 1870-1914]. In: Neprikosnovennyi zapas. Available at: http://magazines.russ.ru/nz/2015/104/massovoe-proizvodstvo-tradicij-evropa-18701914.html (accessed: 30.04.2018).
7. Grushin B.A. Mnenie o mire i mir mnenii. Problemy metodologii issledovaniya obshchestvennogo
mneniya [Opinion on the World and the World of Opinions. The Problems of Methodology on Public Opinion Research]. Moscow, Political Publishing Publ., 1967. 400 p.
8. Cohen J.L., Arato E. Grazhdanskoe obshchestvo i politicheskaya teoriya [Civil Society and
Political Theory]. Moscow, Ves'Mir Publ., 2003. 784 p.
9. Lippmann W. Obshchestvennoe mnenie [Public Opinion]. Moscow, Institute of the "Public
Opinion" Foundation Publ., 2004. 384 p.
10. Maikova V.P. Sotsial'no-filosofskie problemy dinamiki obshchestvennogo soznaniya v sovremennoi filosofii [Socio-Philosophical Problems of the Dynamics of Social Consciousness in Modern Philosophy]. Moscow, MSFU Publ., 2013. 385 p.
11. Shnapper D. Soobshchestvo grazhdan: o moderne kontseptsii natsii [Community of Citizens: on Modern Concept of Nation]. Kharkov, Folio Publ., 2007. 223 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ильченко Дмитрий Александрович - аспирант кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Dmitrii A. Ilchenko - postgraduate student at the Department of Philosophy, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Ильченко Д.А. Патриотизм, национализм - влияние на развитие формирования общественного сознания в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 2. С. 77-84.
БОТ: 10.18384/2310-7227-2018-2-77-84
FOR CITATION
Ilchenko D.A. Patriotism, Nationalism - Impact on the Development of the Formation of Public Consciousness in Contemporary Russia. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2018, no. 2, pp. 77-84. DOI: 10.18384/2310-7227-2018-2-77-84