ПАТРИОТИЗМ КАК ПРИЗНАК НАДЕЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОВД
Ф.В. ПЕКАРСКИЙ
докторант кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России, кандидат философских наук, доцент Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Научный консультант: начальник кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России,
доктор психологических наук, профессор, полковник полиции В.Л. Цветков
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются особенности психологической культуры молодых сотрудников органов внутренних дел с целью формирования высокого уровня их морально-психологической готовности к решению задач профессиональной деятельности, обеспечения надежности, эффективности и результативности их труда средствами системы патриотического воспитания.
Ключевые слова: молодежь, молодые сотрудники ОВД, морально-психологическая готовность к решению задач профессиональной деятельности, надежность, патриотизм, психологическая работа, патриотическое воспитание.
PATRIOTISM AS A SIGN OF PROFESSIONAL STAFF RELIABILITY OF YOUNG POLICE OFFICERS
F.V. PEKARSKY
doctoral candidate of chair of legal psychology of UNK design and estimate documentation of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, candidate of philosophical sciences,
associate professor
Annotation. The article analyzes the features of psychological culture of young police officers in order to create a high level of moral and psychological readiness for the challenges of professional work, reliability, efficiency and effectiveness of their work by means of patriotic education.
Key words: young people, young police officers, the moral and psychological readiness for the challenges of professional work, reliability, patriotism, psychological work, patriotic education.
В самом общем смысле, понятие надежности профессиональной деятельности сотрудников ОВД характеризует собой выраженное стояние устойчивой стабильности, повторяемости требуемого результата, реализации ими набора профессионально важных качеств в различных ситуациях правоприменения, процесс и итог безошибочного выполнения возложенных на них профессиональных обязанностей (функций), проявленной готовности к решению профессиональных задач в любых условиях обстановки.
Очевидно, что состояние надежности профессиональной деятельности имеет несколько про-
екций, в числе которых — социально-демографический аспект. На тип надежности влияют пол, возраст, образование сотрудника, качество выработанных компетенций, опыт работы, характер взаимоотношений с коллегами и руководством, а также особенности морально-психологического климата в служебном коллективе. Наиболее заметны особенности типа надежности профессиональной деятельности и готовности к решению ее задач и динамики перехода между типами надежности у молодых сотрудников.
В социально-гуманитарных науках понятие «молодежь» имеет чрезвычайно широкое примене-
ние, при этом его трактовка, как правило, не инвариантна. Наиболее часто используется определение молодежи как особой социально-демографической группы, отличающейся совокупностью возрастных, психологических и социально-статусных характеристик. При этом возрастные границы молодости (или, иначе, ювенальности) являются предметом серьезных споров и разногласий.
В соответствии с критериями ООН к молодежи относятся юноши и девушки в возрасте от 17 до 25 лет, т.е. лица, переживающие особый этап своего биологического развития, характеризующийся завершением физиологического созревания, достижением половой и социальной зрелости. В некоторых странах границы молодости определяется 14 (детство) и 35 годами (зрелость, взрослое состояние), соответственно. К последней категории, по-преимуществу, относят представителей молодых семей. Лиц, не достигших 18-летнего возраста, практически повсеместно относят к категории несовершеннолетних. Молодежь России как социально-демографическая группа включает в себя граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 25 лет включительно (в Республике Беларусь, для сравнения, — от 16 до 31 года; в Украине — от 14 до 35 лет). Молодой семьей в Российской Федерации считается семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье с детьми не превышает 30 лет (в Республике Беларусь и Украине — 35 лет).
Молодым сотрудником ОВД на постсоветском пространстве считается лицо, относящееся к молодежной возрастной группе и, одновременно, имеющее незначительный опыт практической профессиональной деятельности. Кроме того, молодые сотрудники ранжируются на категории с выслугой до 1 года, до 3 и 5 лет.
Молодежь — это динамически развивающаяся социально-демографическая группа, имеющая ряд особенностей, обусловленных ее пребыванием в состоянии активной социализации, т.е. интеграции в систему социальных отношений через усвоение базовых социокультурных норм. Четкое и при этом исчерпывающее определение социальных признаков «молодости», равно как границ между представителями общества, относящимися и не относящимися к категории «молодежь», затруднительно
именно потому, что процесс социализации человека с той или иной интенсивностью осуществляется в течение всей его жизни. Взрослых, зрелых людей, но характеризующихся активным жизненным поиском, не случайно называют «молодыми душой», «моложавыми» или «молодящимися». Не случайно, под понятие «молодого сотрудника ОВД» может попасть и лицо зрелого возраста, вновь принятое на службу и осуществляющее на первых порах свою профессиональную деятельность с помощью и под контролем наставника.
Из всех социальных общностей молодежь обладает наибольшей мобильностью и социальными перспективами, в силу чего она способна выступать генератором новых идей и главной движущей силой социальных изменений, аккумулятором, носителем и выразителем идеологии своего историко-культурного сообщества. Она представляет собой своеобразный резерв социальных ресурсов, на который ориентируется государство при осуществлении планирования направлений своего развития.
Молодежь — источник профессиональных кадров и для системы правоохранительных органов.
Молодость является периодом наиболее интенсивного социального и статусного роста в жизни человека. В то же время, это и период наиболее острых противоречий между его потребностями и возможностями.
В молодости человек сталкивается с проблемой выработки идентичности — четкого и устойчивого образа себя. Без разрешения этой проблемы человек не может последовательно воплощать замыслы, вытекающие из его собственных убеждений.
Молодые люди, юноши и девушки, переживают период выкристаллизации собственных мировоззренческих предпочтений, нередко бросаясь из крайности в крайность, демонстрируя склонность к так называемой «парадоксальной логике». Именно молодежь, благодаря особой психологически обусловленной культурной чувствительности, первой воспринимает новое и стремится к инновациям.
Молодость — период самовыражения и активности, период интенсивной саморефлексии и социокультурной эмпатии, сочувствия, прежде всего, к сверстникам.
Молодости свойственна приверженность ко всему необычному, оригинальному, неизвестному,
своеобразному, индивидуальному. Накладываясь на отсутствие жизненного опыта и неустойчивое представление о добре и зле, о высоком и низком, истинном и ложном, эта приверженность делает молодежь зависимой от внушения, умелой пропаганды, прежде всего, гедонизма как жизненной установки на стремление к постоянному и всестороннему удовлетворению многообразных потребностей.
Молодость характеризуется амбивалентным (двойственным, пограничным) состоянием культуры мышления и поведения. Юноши и девушки в силу еще не устоявшейся жизненной позиции одновременно могут демонстрировать высокую мотивацию к труду и учебе, правомерному поведению, уважение к старшему поколению, озабоченность будущим своей Родины, и, в то же время, бездуховность, конформизм, эгоизм, нигилизм, иждивенчество. Само преодоление двойственности мировосприятия и является для большинства молодых людей эффективным средством актуализации собственного жизненного потенциала.
Перечисленное выше накладывает свой значимый отпечаток на особенности надежности профессиональной деятельности молодых сотрудников ОВД. Молодые сотрудники склонны к субъективной максимизации рисков и, одновременно, недооценке требуемых усилий для достижения желаемого результата работы. Они не всегда способны адекватно распределять силы на весь временной интервал трудового дня, испытывают накопленную усталость, растерянность перед лицом незнакомой ситуации профессиональной деятельности. При отсутствии контроля со стороны наставников и непосредственных начальников молодые сотрудники спорадически могут становиться на путь профессионального выгорания, сойти с которого им позволяют или собственные (подчас психологически предельные) усилия, или умелая психологическая помощь со стороны квалифицированных специалистов.
Для каждой из выделяемых статистикой категорий молодых людей характерны особые состояния патриотического сознания и наборы смысложизнен-ных установок. Каждая из них особым образом восприимчива к тем или иным формам и методам патриотического воспитания, агитации и пропаганды.
Патриотическое сознание молодых сотрудников ОВД имеет свои особенности и нюансы уже по при-
чине того, что отражает в своем содержании цели и задачи правоохранительной и правоприменительной деятельности в целом. Молодой сотрудник ОВД не просто любит свою Родину, гордится ее наследием и достижениями сограждан, содействует общественному процветанию через обеспечение безопасности граждан и государственных социальных институтов, но и особым образом воспринимает Отечество как население определенной территории, осуществляющее нормативное и противоправное поведение. Молодой сотрудник ОВД видит Родину и как совокупность ее законов, и как проявление «живого права» ее социокультурных общностей. Он вносит свою лепту в процветание страны через обеспечение законности и правопорядка на порученном участке работы, осмысливает результаты и общественную оценку своего труда, испытывая как гордость, так и, порой, разочарование их несовпадением. Как результат, патриотизм молодого сотрудника ОВД имеет выраженную социокультурную ангажированность. Авторское лонгитюдное исследование данного вопроса на выборке молодых сотрудников ОВД Республики Беларусь подтверждает этот тезис (г=0.721, р<0.05).
Учащаяся молодежь ОВД (обучающиеся учреждений образования МВД) составляет наибольшую часть молодежи ОВД в целом. Ее основная особенность заключается в целенаправленном активном вовлечении в учебно-познавательную деятельность, подназорность со стороны руководства, вспомогательных подразделений и ППС ведомственных учреждений образования, включенность в плановый идейно-воспитательный процесс, как результат, относительная общность культуры общения, поведения и нравственно-психологических установок (г=0.64, р<0.05, у курсантов УО «Академия МВД Республики Беларусь»).
Эффективность патриотического воспитания среди учащейся молодежи ОВД обусловлена качеством планов и мероприятий воспитательной направленности, уровнем профессионализма исполнителей заданий (профессорско-преподавательского состава, сотрудников психолого-воспитательных служб, курсового звена, наставников и кураторов учебных групп). Ими устанавливается необходимый уровень сотрудничества с личностью, учебными коллективами, а при необходимости и с
семьями обучающихся, обозначаются, прививаются и поддерживаются наиболее востребованные ценностные ориентации с точки зрения эталона личности будущего сотрудника практических органов внутренних дел. Как следствие, разноплановые воспитательные усилия преимущественно приводят к получению ожидаемого результата: у недавних подростков вырабатываются устойчивые убеждения и ценностные ориентации, нивелируются протестные настроения (г=0.795, p<0.05, на примере курсантов УО «Академия МВД Республики Беларусь»).
Более сложно организуется воспитательный процесс в молодых сотрудников практических подразделений ОВД. Если обучающиеся ведомственных учреждений образования еще обладают определенной романтической устремленностью сознания и вдохновляются недостаточно контурными жизненными горизонтами, а потому рассматривают процесс усвоения учебных знаний и выработку набора профессиональных навыков и умений как путь к достижению будущих успехов, то молодые сотрудники-практики (как правило, получившие образование во вневедомственных учреждениях образования), уже успевшие оценить реальный антураж профессиональной деятельности, скорее, являются прагматиками. Они рассматривают высокие общечеловеческие ценности через призму реальных человеческих взаимоотношений, конкретных ситуаций правоприменения, т.е. более приземленно. Наибольшую роль в процессе их профессионального и патриотического воспитания играет пример коллег, мастеров своего дела, лучших в профессии (г=0.833, p<0.05, у молодых белорусских сотрудников милиции).
Сущность системы патриотического воспитания молодежи (в том числе, молодых сотрудников ОВД) зиждется на фундаментальных постулатах государственного строительства, заключающихся в возрождении идеи сильной, благополучной и процветающей страны, народа глубокой духовности и тысячелетней культуры. Цель патриотического воспитания, таким образом, сегодня состоит в привитии молодежи чувства любви к своей Родине, народу; гордости ее достижениями; преданности Отечеству; готовности к самореализации и самоотдаче во имя интересов и во благо государства, общества и сограждан.
Достижение названной цели осуществляется путем решения разноуровневых задач стратегического и оперативно-тактического плана. Стратегические задачи обозначают собой ориентир и постоянный вектор в осуществляемой работе. Тактические — характеризуют масштаб приложения непосредственных усилий по формированию патриотического духа молодежи, включая вопросы оперативного реагирования на изменение состояния основных социокультурных процессов, в которые молодежь включена и на которые активно реагирует.
К числу стратегических задач относится выработка устойчивой мировоззренческой установки молодежи на служение своему Отечеству и народу; бережного отношения к культурному наследию и природе; воспитание чувства уважения к армии и иным институтам системы обеспечения национальной безопасности, готовности встать на защиту интересов Родины; гуманизма, толерантности, интернационализма и миролюбия; следования морально-нравственным принципам; выработка основ высокой личной и правовой культуры личности; развитие и осознание молодежью чувства гражданского долга и ответственности перед своей Родиной, своими родителями и детьми, согражданами; формирование действенной любви к Родине, стремление трудиться на ее благо; формирование общественных чувств и выработка навыков коллективной жизни; сохранение, соблюдение и преумножение традиций боевой и трудовой славы своей страны и народа; неприятия любых проявлений национализма, шовинизма, сепаратизма, терроризма, нетерпимости; формирование национально-государственного самосознания, ответственного отношения к языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к родному языку.
К тактическим задачам патриотического воспитания молодежи относят выработку установки молодежи на ответственное отношение к своей учебно-трудовой деятельности, ответственности перед государством и народом; своим непосредственным коллективом; проявление устойчивого интереса к истории, географии и культуре своей страны, места проживания; формирование целостного представления о природных и культурно-исторических истоках национального своеобразия народонаселения страны; изучение, охрану и восстановление истори-
ко-культурного наследия; приумножение культурного богатства; формирование у молодежи чувства общности коренным национально-государственным интересам, умения подчинять свое сознание и поведение идее долга перед Отечеством и народом; интереса и потребности самореализации во имя процветания своего государства; формирования трудолюбия, сознательности, дисциплинированности; уважения к интересам государства, общества и гражданина. Достигается тактический план патриотического воспитания через комплекс мероприятий активного участия в общественной жизни, обсуждение реалий и достижений общественно-политической, культурной и экономической жизни страны и региона, учебный процесс, учебно-производственную деятельность, туризм, активный отдых, встречи с представителями общественных формирований и организаций, участие в молодежных общественных формированиях.
Как видно из сказанного, функционально система патриотического воспитания нацелена на формирование у молодежи психологической и практической готовности любить свою Родину, народ; заботиться об их интересах; направлять свою активность на благо Родины и Отечества; усваивать и расширять значительный социальный опыт; бережно относиться к истории и традициям своего государства и народа, демонстрировать высокий уровень профессиональной надежности и готовности к решению задач профессиональной деятельности.
Качественное своеобразие основные формы и методы патриотического воспитания молодежи приобретают в зависимости от выраженной нацеленности на когнитивный, деятельностный, либо потребностно-мотивационный компонент личности воспитуемых на основе принципов уважения и сохранения исторической памяти народа, его традиций, культурного своеобразия и национального характера, интернационализма, коллективизма, солидарности; планомерности, последовательности, поступательности, системности и комплексности применяемых мер воздействия.
Основными формами патриотического воспитания молодежи являются: информационные часы, единые дни информирования; тематические воспитательные часы, беседы, лекции; обзор прессы, основных событий в мире, организация подписки
на периодические издания средств массовой информации; оформление информационных стендов, освещающих важные события и памятные даты страны, историю возникновения и развития учебного заведения, предприятия или организации; видеолектории, кинолектории особенно с привлечением ресурсов интернет-пространства; тематические вечера и концерты, посвященные памятным дням и государственным праздникам; экскурсионная, краеведческая и поисковая, работа, музейно-экспози-ционная деятельность; спортивно-оздоровительная и литературно-музыкальная деятельность; проведение встреч, круглых столов, пресс-конференций с ветеранами войны и труда, яркими деятелями культуры и искусства; трудовые, экологические и благотворительные акции и многое другое.
В зависимости от категории молодежной группы, на которую нацелено то или иное патриотико-воспитательное воздействие, приобретает особую эффективность то или иное основное направление системы патриотического воспитания.
Так, духовно-нравственное направление сопряжено с воспитанием любви к Родине; формированием религиозной и межнациональной терпимости, высокой культуры межличностных отношений; воспитанием уважения к традициям семьи; формированием установки на достижение компромисса и взаимопонимания во внутрисемейных отношениях; осознанием и формированием уважения к национально-историческим и культурным традициям страны и ее народонаселения, чувства гордости за достижения соотечественников в области духовной деятельности (литературы, архитектуры, живописи, музыкального искусства и проч.); ориентацией на общечеловеческие ценности поведения, деятельности и общения.
Историко-краеведческое направление патриотического воспитания нацелено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое — на формирование правовой культуры и законопослушности молодежи, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве,
гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое — на формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста, активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений.
Военно-патриотическое — на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотическое — на пропаганду героизма избранной профессии, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков, старшего поколения и их традициям.
Спортивно-патриотическое — на пропаганду достижений национальной спортивной общественности, увлечение спортом и физической культурой; формирование установки на здоровый образ жизни, поддержание профессионально-физического тонуса.
Таким образом, современная молодежь ОВД способна полноценно реализовать свой значительный потенциал с опорой на продуманную и взвешенную политику последовательного идейно-нравственного сопровождения процесса своей социализации и саморазвития. Гражданин-патриот
как результат грамотного процесса патриотического воспитания нового поколения — не рождается таким изначально, а формируется, поступательно перенимая позитивный опыт из окружающей социальной среды, вдохновляясь убедительными примерами из исторического прошлого и героического настоящего своего народа во всех сферах жизнедеятельности своего общества и государства, сообразуя видение своего будущего и будущее своей страны, направляя свой потенциал на профессиональную самореализацию в настоящем.
Литература
1 Абрамов А.В. Становление и развитие российского постсоветского патриотизма как явления политического сознания. М., 2001.
2. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М., 2008.
3. Голотвин Ж.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. М., 1975.
4. ДьяченкоМ.И, Кандыбович Л.А., ПономаренкоВ.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985.
5. Лутовинов В.И. Патриотизм как составляющая русской и общенациональной идеи в отечественной истории / Информационно-аналитический ежемесячник «Федеральный патриотический вестник», 2013. URL: http://fpvestnik. ra/patriotizm-segodnya/patriotizm-kak-sostavlyayushhaya-russkojj-i-obshhenacionalnojj-idei-v-otechestvennojj-istorii/
6. Скольская М.В. Личностное здоровье профессионала: монография. Хабаровск, 2008.
Философия. Общий курс. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Грядовой Д.И. Изд-во ЮНИТИ, 2011. 463 с.
Дается содержательная характеристика основных разделов философского знания. Философские идеи, концепции, теории рассматриваются посредством их систематизации в наглядном и удобном для читателя виде.
Учебник позволит студентам в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения философии; сосредоточить свое внимание на основных понятиях и категориях, их специфике и особенностях; сформулировать примерный план ответов на возможные экзаменационные вопросы.
Для студентов высших учебных заведений, а также для аспирантов и соискателей, изучающих дисциплину «История и философия науки».