Научная статья на тему 'Патриотизм как основа этических ценностей в художественном мире Р. Миннуллина'

Патриотизм как основа этических ценностей в художественном мире Р. Миннуллина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
519
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРАXXВ / ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА / Р. МИННУЛЛИН / R. MINNULLIN / CIVILIAN LYRICS / TATAR LITERATURE OF THE 20TH CENTURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Насибуллина Нурида Шайдулловна

Рассматривается проблема патриотизма через призму этических и эстетических категорий, образующих основу идейно-образного мира поэзии Р. Миннуллина. Коллективный портрет современников, их переживания, их духовно-нравственный облик в соединении с природой малой Родины и исторической памятью о героическом и трагическом прошлом складываются в художественном сознании поэта в живой образ Родины, вызывающий в его душе разнообразные переживания.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article we consider the problem of patriotism through the issue of ethical categories, which are the warp of R. Minin Poetry's Art world. The collective portrait of contemporaries, their feelings, their ethical exterior, connected with the nature of little motherland and historical memory about heroic and tragic past form eidolon of motherland in Poet's Art consciousness, appealing various feelings in his soul.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как основа этических ценностей в художественном мире Р. Миннуллина»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 32 (286).

Филология. Искусствоведение. Вып. 71. С. 72-75.

Н. Ш. Насибуллина

ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Р. МИННУЛЛИНЛ

Рассматривается проблема патриотизма через призму этических и эстетических категорий, образующих основу идейно-образного мира поэзии Р. Миннуллина. Коллективный портрет современников, их переживания, их духовно-нравственный облик в соединении с природой малой Родины и исторической памятью о героическом и трагическом прошлом складываются в художественном сознании поэта в живой образ Родины, вызывающий в его душе разнообразные переживания.

Ключевые слова: татарская литератураXXв., гражданская лирика, Р. Миннуллин.

Р. Миннуллин - народный поэт Республики Татарстан, крупный общественный и государственный деятель. Его знают по многочисленным поэтическим книгам для детей и взрослых. За свои стихи он удостоен нескольких высших литературных наград Республики Татарстан, в том числе молодежной премии имени Мусы Джалиля и Государственной премии имени Габдуллы Тукая. За книгу «Самое большое яблоко» он удостоен Почетного диплома имени Г.-Х. Андерсена.

О творчестве поэта высказывались известные литературоведы, признанные поэты и писатели. В общелитературоведческих работах большое место уделяется его творчеству. Произведения Роберта Миннуллина в центре внимания таких известных ученых, литературных критиков, как Н. Юзиев, Ф. Урманчеев, Т. Галиуллин, Н. Хисамов, Р. Мустафин, Р. Рахмани, Г. Гильманов, А. Сахапов. М. Львов, С. Михалков, М. Пляцковский и другие высоко оценили творчество поэта. Благодаря переводчикам С. Малышеву, А. Лаврину, М. Ямалову, Р. Кожевниковой, В. Баширову, Э. Блиновой произведения Р. Миннуллина приобрели известность и признания на уровне России.

Творчество Р. Миннуллина проникло в души и умы современников своей жизненностью, глубиной переживаний, страданий, незабываемой мелодикой, меткими образами и мастерством слова. Такие его стихи, как «Колыбель», «Тоска по родине», «Родная сторона», «Ночи моей деревни», «Закат над Сюнью», «Колыбель моих песен» являются достойным продолжением традиции татарских поэтов прошлого, для которых тема родины всегда была главной. Но основные чувства, двигающие татарскую поэзию вперед, - это чувства надежды и веры, стремление к единству.

Характерная черта поэзии Р. Миннуллина -это внимание к родному краю, к его особым приметам, к историческим событиям и заветным святыням, к его людям, в судьбах которых поэт видит и свою судьбу, а потому и стремится решить все жизненно важные вопросы вместе с ними.

Душа моя и мечется, и рвется,

Но так ли нужен мне покой - не знаю... Пока горит душа и сердце бьется,

И я живу, и я любить дерзаю!

Живу! И разве есть покой при жизни? Пускай душа спокойствия достойна,

Пускай спокойно небо над Отчизной, -Душа моя, как прежде, беспокойна!

(«Душа моя и мечется, и рвется» - перевод А. Лаврина).

Человек не выбирает отчизну, он также не выбирает свое время, эпоху и на какой земле ему родиться. Но какой след оставляешь на земле, для чего и как живешь на этом свете -все это зависит от самой личности, определяется ее горением, неустанной работой ее ума и сердца. Определенность гражданской позиции придает ему силы в личной судьбе и историческом движении, позволяет ощутить бессмертие души.

В поэзии Р. Миннуллина любовь к Родине предстает во всем многообразии своих проявлений - в радостях и печали, в огне и страданиях, наивной вере и светлых надеждах. Творчество поэта вбирает в себя и славные времена в судьбе народа, и смутные эпохи, и кровавые события. Раскрывается в ней вечная связь - связь между народом и личностью, проявляется священная любовь человека к своей

земле, и все эти чувства соединяются с образом величественной и священной Родины, с идеями земли и свободы, которые во все времена были и есть центр, душа, стержень творчества каждого поэта. Эта связь непреходящая во всей нашей истории и поэтическом искусстве, передается из века в век как своеобразный священный завет.

Образ Родины, родной земли и народа каждое поколение раскрывает по-своему, поэты нового времени говорят о них свое, новое слово. Образ родной земли, известной как «Лучезарная Казань», «Земля Казанская», после обретения Татарстаном статуса республики в 1992 г., был изменен на «любимый Татарстан», «родная республика». Для Р. Миннуллина это гордая земля с героической и трагической судьбой, которая оправилась от тяжелого прошлого и вступила в свободную жизнь:

Сердце народа тебя излучило,

Светлое чудо над темной волной.

Наши сердца наполняются силой,

Стоит увидеть нам облик родной. («Возвращение» - перевод С. Малышева). Поэзия Р. Миннуллина полна социальноисторическим и гражданско-публицистическим пафосом. Познание мира идет у поэта на основе подробнейшего изучения окружающего. Любовь к родине помогла ему найти свое творческое «я», исцелить израненную душу. Он умеет создать в стихе атмосферу непрерывного действия, движения мысли, что указывает на его творческое освоение и развитие одной из главных тем татарской поэзии - темы пути, дороги:

Куда спешим?

Торопимся - куда?

Сама эпоха, распахнув объятия,

Нам отворяет настежь ворота -И все пути

Для нас открыты, братья!

(«Куда торопимся?» - перевод В. Коркия). Идет от отчего крыльца Дорога -Не кончается.

У нас и звезды, и сердца Свеченьем отличается!

(«Наши сердца» - перевод А. Лаврина). Пусть зовут, ведут дороги,

Пусть не тает сила уз.

Без раздумий, для подмоги Сам асфальтом расстелюсь.

Лягу каждым километром,

Каждой плиткою моста,

И путем таким последним Возвращусь к родным местам.

Меж Уфою и Казанью Жизнь не даром отшагал -Может, так я расстоянья Сократив, отшлифовал?

(«На дорогах Уфа-Казань» - перевод М. Ямалова).

Весь жизненный и творческий путь Р. Миннуллина озарен одной большой любовью. Душа этой удивительной любви - две братские республики - Башкортостан и Татарстан. Все, что говорится в его стихах, - это рассказ о себе и, конечно, о Родине. Ставится главная проблема: человек и родина, значение малой родины в жизни человека.

Все увиденное и пережитое поэтом соединяется в этой любви и служит ее защите. Мужество, самоотверженность, верность и честь - этими качествами проверяется человеческое достоинство личности. Все эти духовные качества соединяет в одно целое любовь человека к своей земле, к родному народу.

Фундаментальная для лирики

Р. Миннуллина и система образов: лирический герой, его мать, родное село:

Должно быть, и вы об этом селе Слышали кое-чего?..

Мама моя проживает здесь,

И в этом слава его!

(«Мое село» - перевод М. Ямалова). Появляются основные образы-символы: ивы, тополя, березы, огонь, костер, звезды, родники:

Они посреди дорогого Родительского двора Стройно стоят и достойно Встречают дожди и ветра.

Учили меня тополя мои Твердости и прямоте,

Ивы мои печальные -Скромности и простоте.

(«Ивы, тополя» - перевод С. Малышева). Родной очаг - это его душа, совесть, откровение. Обращение поэта к духовной памяти обусловливает его повышенное внимание к огню как символу родного очага. Кроме того, «огонь» получает развитие в воображении поэта, раскрываясь и как символ духовного наследия родного края, и как символ духовных ценностей и традиций своего народа. Это тот источник, где он черпает жизненные силы и

вдохновение, та отправная точка, где рождаются его произведения. Этот огонь находится в нем самом - в глубине его сердца, в его сознании:

Я - костер!

Живу под небом я,

Пламя, не упрятанное в печь.

На земле прекрасна роль моя:

Согревать, а если надо - жечь!

(«Монолог костра» - перевод С. Малышева). Р. Миннуллин наделен глубоким духовным зрением, воспитанным в нем отчасти традициями Г. Тукая, Ш. Бабича, Х. Туфана, А. Атнабая и др. И потому все его пейзажи удивительно музыкальны, символичны. В стихотворениях «Закат над Сюнью», «Родная сторона», «Осенний лист» поэт раскрывает трепет и цельность патриотического чувства, сгущая для контраста все неприметное в родной природе. Это чувство покоряет и как бы растворяет поэта в природе до конца, без остатка. Данная традиция татарской поэзии, проявляющаяся в одухотворении мира природы, достигла своей высшей точки в поэзии Х. Туфана, представившего образ «говорящей матери». Р. Миннуллин подхватил эту поэтическую эстафету и дополнил эту традицию своим видением мира.

Жить и творить, вдохновляясь радостями и потрясениями своего времени, - это качество становится сущностью его творчества. Поэт вносит нечто новое в нашу поэзию, в ее облик, стремится по-своему определить характер своего современника, героя нашего времени, его внутренний мир, его замыслы и свершения. В стихотворении «Песнь Родине!» присутствуют мотивы долга перед Родиной, защиты Отечества:

Уж день погас, и ночь настала.

О, как ты, Родина устала!

Зажглись вечерние огни -Не беспокойся, отдохни.

Ведь зорко смотрят в темноту Твои солдаты на посту!

(«Песнь Родине!» - перевод А. Лаврина). Как видно из первой строфы, солдаты исполняют свой долг перед Родиной. Они с оружием в руках защищают Отечество от врагов.

Во второй строфе говорится об отваге Родины и ее народа. Мир и покой Родины стерегут влюбленные.

В третьей строфе поэты изображаются как хранители нравственной чистоты, духовной целостности Отечества. Здесь говорится о том,

что Родину и наш народ ждут великие дела и созидательный труд. Р. Миннуллин одушевляет Родину, делает ее предметом обращения, разговаривает с ней. В этом стихотворении тесно переплетаются чувства гордости и ответственности. Лирический герой - в данном случае это сам поэт - гордится доблестным, сильным, трудолюбивым народом, солдатами-защитниками, сам чувствует ответственность перед Родиной.

Как отметил Ф. Урманче, в некоторых стихах Р. Миннуллина присутствует мотив «судьба Родины - судьба мужчины». «Проходят года. Наряду со сложными процессами, идущими в стране, в душе поэта происходят перемены. Но народные поэты сохраняют сходство-соответствие, идущее из творчества по-этов-импровизаторов, судьба Родины - судьба мужчины» [3. С. 115].

Одна из наиболее ярко выраженных черт поэзии Миннуллина - это активно-романтическое начало, вызванное стремлением к необычайному, готовностью разделить со своим героем все выпавшие на его долю испытания, стать с ним рядом плечом к плечу, ни в чем не уступая ему ни в мужестве, ни в выносливости, ни в упорстве на пути к цели. Это вот и есть одно из объяснений тому, что эмоциональный акцент в поэзии Р. Миннуллина поставлен на вечном, на том, что менее всего подвержено влиянию времени. Истоки силы, народного характера уходят в глубину веков.

Р. Миннуллин владеет великим даром любви к родине, той любви, которая выше разума, любви - чувственной веры:

Мы выставляем напоказ Любые чувства, но не эти...

Поверьте, нелегко для нас Сказать про главное на свете.

Для нас простор земли родной Всего любимей и дороже.

Не меньше неба над страной Любовь сыновья к ней, - и все же

Твердить: «Люблю я» вновь и вновь -Не по-мужски. И не словами,

Мы - как Джалиль - свою любовь Докажем Родине делами.

(«Родина» - перевод С. Малышева).

Как видим, в творчестве Р. Миннуллина лирический герой ощущает постоянную тревогу за будущее. Стремление художника к разработке различных тем современности и

истории, обращение к традициям привело поэта к их синтезу. Анализируя патриотическую триаду «история - родина (ватан) - человек», Р. Миннуллин ищет ее исконные корни и находит их в эстетически красивом мире, одухотворенной триаде: аул (малая родина) - окружающая природа - родные люди (мать, односельчане, земляки). Именно там пробуждаются и развиваются душа и чувства лирического героя.

Возникает духовная триада «любовь - память - народ (нация)», которая соединяет все девять элементов в единое и неразрывное целое, создает структуру художественного мира поэта. В творчестве Роберта Миннуллина прослеживается последовательная позиция поэта-гражданина.

Таким образом, для поэзии Р. Миннуллина характерным является глубокое чувство истории, ее философская насыщенность. Родина для поэта - не только земля, но и высшее ду-

ховное начало, воплощение добра и справедливости.

Обнаруженные особенности поэтической системы Р. Миннуллина, органически вобравшей в себя все богатство гражданских тем и мотивов, позволяют в известной мере уточнить подлинное содержание понятия «народный поэт» и внести в него существенный смысловой оттенок.

Список литературы

1. Миннуллин, Р. М. Произведения : в 7 т. Т. I. Казань : Татар. кн. изд-во, 2007. 575 с.

2. Миннуллин Р. М. Еще не вечер. : стихи / предисл. Р. Мустафин; пер. с татар. Казань : Татар. кн. изд-во, 2008. 542 с.

3. Урманчеев, Ф. И. Роберт Миннуллин: секреты творчества. Казань : Магариф, 2005. 335 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.