ство персонажей-купцов ближе к системе моральных ценностей стариков Под-березиных. Для купечества XIX в. была характерна повышенная религиозность, которая выражалась в желании обрести благодать в жизни вечной через добродетели жизни земной. В психологии, быте и привычках их наследников устоявшиеся традиции, вступая в противоречие с бурно развивающимся обществом, постепенно ослабевают. В романах Д.И. Стахеева второй половины XIX в. на первый план выходит нравственный конфликт, выходящий за пределы частной жизни, становящийся конфликтом общественным.
Литература
1. Валеев Н.М. Гармония культур. Избранные труды. Казань: Фэн, 2001. 328 с.
2. Маслова И.В. Купеческая династия Стахеевых. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. 144 с.
3. Никольский М. Биография Д.И. Стахеева // Собр. соч.: в 12 т. СПб.; М.: Изд. тов-ва М.О. Вольфа, 1902. Т. 1. С. 1-14.
4. Стахеев Д.И. Горы золота // Собр. соч.: в 12. т. СПб.; М.: Изд. тов-ва М.О. Вольфа, 1903. Т. 7. 295 с.
5. Стахеев Д.И. На закате // Собр. соч.: в 12. т. СПб.; М.: Изд. тов-ва М.О. Вольфа, 1902. Т. 6. 258 с.
6. Стахеев Д.И. Неугасающий свет // Собр. соч.: в 12. т. СПб.; М.: Изд. тов-ва М.О. Вольфа, 1903. Т. 8. 305 с.
МАКУШЕВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - аспирантка кафедры литературы, Елабужский государственный педагогический университет, Россия, Елабуга ([email protected]).
MAKUSHEVA OKSANA VLADIMIROVNA - post-graduate student of Literature Chair, Ela-buga Teacher’s Training University, Russia, Elabuga.
УДК 82.512.145-1:82.512.1459 (092) Миннуллин
Н.Ш. НАСИБУЛЛИНА
МОТИВЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ПОЭЗИИ РОБЕРТА МИННУЛЛИНА
Ключевые слова: мотивы гражданственности, поэт-гражданин, чувство долга перед Отечеством, борьба за независимость, дух гражданственности, гражданская лирика. Рассмотрены основные особенности мотивов гражданственности поэзии Р. Мин-нуллина. Исторические эпохи, смена поколений, волнения и смута, моменты воодушевлений, рост сознания народа, душевные поиски отдельных личностей - все это выражается в творчестве поэта, превращусь в вечное наследие.
N.Sh. NASIBULLINA MOTIVES OF CITIZENSHIP IN THE POETRY OF ROBERT MINNULLIN
Key words: motives of citizenship, poet-citizen, sense of duty before mother country, struggle for independence, spirit of citizenship, civil lyric poetry.
In article considered main peculiarities motives citizenship of poetry R. Minnullina. History epochs, change generations, unrest and disturbance, moments of enthusiasms, increase of people consciousness, soul searches of separate persons - all this expressed in the work of poet trans formed in eternal legacy.
Роберт Миннуллин - народный поэт, видный общественный и государственный деятель. Его знают по многочисленным поэтическим книгам для детей и взрослых: «Будьте счастливы» (1976), «Вечная дорога» (1983), «Колыбель» (1995) и многим другим. За свои стихи он удостоен высших литературных наград республики - Государственной премии имени Габдуллая Тукая и молодежной премии имени Муссы Джалиля. В числе немногих татарских поэтов он обладатель и престижных международных наград. За книгу «Самое большое яблоко» (1992) Роберт Миннуллин удостоен почетного диплома имени Г.-Х. Андерсена, а его книги внесены в список лучших произведений для детей писателей всего мира, рекомендованных для перевода на другие языки.
Творчество Р. Миннуллина занимает особое место в современной татарской литературе. В его творчестве отражаются морально-этические, социально-философские поиски, свойственные татарской интеллигенции второй половины прошлого века, взгляды-суждения о событиях того времени. О его творчестве высказывались известные литературоведы, признанные поэты и писатели. Среди тех, кто дал первым его произведениям высокую оценку, были такие классики татарской литературы, как С. Хаким, Ф. Хусни, Ш. Галиев, И. Юзеев, Н. Наджми, Р. Ахметзянов, которые своим благословением вывели его на большую дорогу поэзии. Отдельные статьи посвящены изучению его поэзии. В работах, в которых дается общий анализ литературы эпохи, большое место уделяется его творчеству.
«В татарской поэзии последних лет часть поэтических произведений объединяет боль за независимость татар, за их судьбу, будущее, прошлое...», - пишет Н. Юсупова [4. С. 420]. Эту тему не смог обойти и Р. Миннуллин. В его лирике есть стихотворения, отражающие историю татарского народа, представление его будущего. Одно из них - «Надежда татарина».
Татарский народ живет надеждой, надежда дает ему веру в будущее. Эта надежда существует испокон веков, поэтому татарин благополучно выходил из тяжелых и сложных ситуаций.
В этом стихотворении Р. Миннуллин вновь и вновь возвращается к теме прошлого татарского народа:
От рабства, ошибок, обмана Обрывалась и срасталась,
Обрывалась и срасталась Надежда татарина.
(«Надежда татарина». - перевод автора статьи).
Последние строфы пронизаны духом оптимизма, верой в светлое, свободное будущее:
Последняя надежда татарина Не оборвется, не оборвана. Она вечная надежда - Пока не осознанная нами. Она спрятана глубоко в наши души. Хранится она для Главного дня татарина.
Нет, не без надежды татарин -Надежды вспыхивают. Если оборвется последняя надежда,
Остается лишь умереть.
(«Надежда татарина». - перевод автора статьи).
В этих строчках надежда понимается в значении независимости. Мы понимаем, что последний день - это и есть приход свободы. Поэт надеется, что татарин получит свободу и независимость, которые он ждал веками.
Таким образом, в основе стихотворения «Надежда татарина» лежат мотивы, связанные с независимостью татарского народа.
Политическая лирика Р. Минуллина близка гражданской. Гражданская лирика отражает чувства и эмоции поэта, связанные с политическими событиями, происходящими в стране [3. С. 197].
В поэме-кличе «Татары мои!..» автор, обращаясь к татарскому народу, напоминает о славном прошлом нации, говорит о сегодняшнем дне и будущем народа, призывает к национальному единению [2. С. 7].
Исторические эпохи, смена поколений, рост сознания народа, душевные поиски отдельных личностей - все это выражается словом поэта, превращаясь в вечное наследие. Поэма Р. Миннуллина - духовная и историческая ле-
топись нации. Обладая тонким чутьем, свойственным только поэтам, автор выступает хранителем традиций и быта татарского сообщества.
Одной из особенностей поэмы является то, что автору удалось понять и отразить в своем творчестве актуальные проблемы эпохи, дух времени. «Будь достойным веку, поэт!» - сказал А.С. Пушкин. Именно созвучность веку - основная миссия поэта. Все то, что сказано сегодня, завтра может стать неактуальным, а поэту необходимо чувствовать, предвидеть эти тонкости и своевременно донести до читателя.
В центре поэмы - активная поэтическая личность, обладающая чувством гражданственности, чутко воспринимающая и пропускающая через сердце каждое мгновение жизни, концентрирующая воедино голос времени. На передний план выходит личность поэта. События социальной жизни становятся поводом для размышлений, открывают возможности для философских обобщений. Переживания, воспоминания, раздумья, поэтическая мысль составляют сюжет поэмы. Пространственно-временные связи проходят через сознание, душу поэта. Связь судьбы личности с судьбой страны, народа, с эпохой и историей - еще одна особенность поэмы. Поэт раскрывает проблемы эпохи, ее скорбь-печаль пропускает через сердце. Они проявляются лирическими переживаниями, движением философской мысли. В поэме лирический герой не рассказывает продолжительные истории, лишь упоминает о них, но преподносит их так ярко, что мы представляем его эмоции, настроение, состояние души.
Открытый финал поэмы призывает читателя быть активным, показывает необходимость совместного решения жизненных проблем, о которых говорит сам поэт:
Давайте думать о будущем народа,
Не повторять ошибок истории!
Я свое слово сказал! Наша судьба
Зависит от нас самих, татары мои! (перевод автора статьи)
Этой поэмой поэт-гражданин Р. Миннуллин полностью оправдал доверие, оказанное ему старшими товарищами, благословившими его путь в поэзию. Человек, который не сочувствует горестям и не радуется успехам своего народа, никогда не может быт поэтом. Велика ответственность поэта перед эпохой. Его самые добрые стремления - служить своей Родине, своему народу, значит, и все творчество состоит из претворения их в жизнь.
Его стихи «Татары всего мира, объединяйтесь!» стали своеобразным гимном нации.
Широта и величие творчества, взаимоотношения поэта с народом определяются только одним - отражением в поэзии жизни народа. Главный источник творчества Р. Миннуллина - жизнь народа. Поэт в своих стихах часто обращается к событиям в обществе, политическим вопросам. Он отражает жизнь простого народа, полунищей интеллигенции, выражает свое отношение к войнам, политическим событиям, показывает факторы, уничтожающие нацию, человечество. Его стихи на эти темы звучат в драматическом, в иных случаях и трагическом духе. В них Р. Миннуллин часто обращается к сатире и юмору.
Одно из стихотворений, написанных в последние годы, Р. Миннуллин назвал «В России идет война». Эпиграфом к нему он взял строчки из известного стихотворения Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны?». Война никому не может принести счастья, она приносит скорбь и горе. В стихотворении «В России идет война» он поднимает вопрос о необходимости мира, благополучия нациям и народам.
Поэта волнует то, что, в связи с политическими событиями в стране, народ теряет свои морально-этические качества. В нынешнем обществе теряются общечеловеческие ценности, основным мерилом становятся деньги, процветают
зависть, скупость, пьянство, с легкостью совершаются убийства, злодейства против близких и т.д. Эти явления терзают душу Р. Миннуллина. Например: Намерение наше - не работая Вкусно есть и как бы то ни было разбогатеть.
Самое большое желание - опохмелиться утром,
А основное занятие - воровство и обман.
Кумовство, мошенничество и Воспевать приятелей - халтурщиков.
(«Мы сами в долгую зиму...». - перевод автора статьи).
В гражданской и политической лирике Р. Миннуллина основными мотивами являются: чувство долга перед Отечеством, готовность защищать и развивать его; судьба нации; проблемы нравственности в современном обществе.
Принципы его творчества основываются на гражданской позиции, убеждениях, ориентирах поэта. Высокогуманные цели придают его творчеству вдохновение и неиссякаемую силу. Верность своим творческим принципам обеспечивает развитие творчества Р. Миннуллина, дает ему возможность покорить все новые и новые литературно-эстетические вершины. Этого он достигает своим талантом, искренностью, чуткостью, глубоким психологизмом.
Литература
1. Миннуллин Р.М. Произведения: в 7 т. Казань: Тат. кн. изд-во, 2007.
2. Миннуллин Р.М. Татары мои! // Мадани жомга. 2010. № 30.
3. Словарь литературоведческих терминов и понятий / авт.-сост.: Д.Ф. Загидуллина, В.Р. Аминева, М.И. Ибрагимов и др. Казань: Магариф, 2007. 231 с.
4. Юсупова Н. Татарская поэзия последних лет // Современная татарская литература / сост.: Г.Р. Закирова, Л.А. Гиззатуллина. Казань: Магариф, 2008. 420 с.
НАСИБУЛЛИНА НУРИДА ШАЙДУЛЛОВНА - младший научный сотрудник отдела литературоведения, Институт языка, литературы и искусств имени Г. Ибрагимова, Академия наук Республики Татарстан, Россия, Казань ([email protected]).
NASIBULLINA NURIDA SHAYDULLOVNA - junior scientific worker of Literary Studies Department, Institute of Language, Literature and Arts named after G. Ibragimov, Academy of Science of the Republic Tatarstan, Russia, Kazan.
УДК 821.161.1Мельников-Печерский
Л.Н. САРБАШ
«ИНОНАЦИОНАЛЬНОЕ»
В ТВОРЧЕСТВЕ П.И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО
Ключевые слова: инонациональные явления, мифологические верования, языческая теогония, обряд.
Проанализированы картина жизни и религиозно-мифологические верования народов Поволжья в творчестве П.И. Мельникова-Печерского.
L.N. SARBASH
«OTHERNATIONAL» IN THE WORKS OF P.I. MELNIKOV-PECHORSKIY
Key words: life events of other nationalities, the mythological beliefs, theogony pagan, rite.
Analyzed the pattern of life, religious and mythological beliefs of the Volga Region peoples in the works of P.I. Melnikov-Pechorskiy.
Русская литература XIX в. активно обращалась к изображению инонациональных явлений большого российского мира жизни, самобытности нерусских народов, населяющих Российскую империю. Русские писатели проявляли явный интерес к «внутренним» неевропейским формам культуры, отмечали множественность и своеобразие национально-духовных форм бытия. Русская литература вводила в свой необъятный космос инонациональные пласты жизни как ре-