Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / гражданственность / духовная безопасность / национальная безопасность / национальная идея / либеральная идеология / модель российской государственности / patriotism / citizenship / spiritual security / national security / national idea / liberal ideology / model of Russian statehood

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Наталья Викторовна Бережная, Татьяна Валентиновна Лугуценко, Ольга Михайловна Шевченко

Анализируется потенциал патриотизма в обеспечении духовной безопасности российского общества. Патриотизм представлен как многоаспектный социокультурный феномен, смысл которого обусловлен культурно-цивилизационным развитием общества и его политическими традициями. В российском обществе взаимоотношения человека и государства исторически носили амбивалентный характер, порождая принципиально различные проявления патриотизма. Патриотические традиции общества, ориентированные на гражданскую позицию личности, всегда являлись духовной основой национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Наталья Викторовна Бережная, Татьяна Валентиновна Лугуценко, Ольга Михайловна Шевченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism as the basis of the spiritual security of Russian society

The article analyzes the potential of patriotism in ensuring the spiritual security of Russian society. Patriotism is a multidimensional socio-cultural phenomenon, the meaning of which is determined by the cultural and civilizational development of society and its political traditions. In Russian society, the relationship between man and the state has historically been ambivalent, giving rise to fundamentally different manifestations of patriotism. The patriotic traditions of society, oriented towards the civic position of the individual, have always been the spiritual basis of Russia's national security.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.7)

Научная статья УДК 304.2

doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-7-13

ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© Наталья Викторовна Бережная1, Татьяна Валентиновна Лугуценко2, Ольга Михайловна Шевченко3

1 2 Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск, Россия, 3Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия 1natalivikber@mail.ru 2kaj_filosoj@lgpu.org 3olgashv2007@yandex.ru

Аннотация. Анализируется потенциал патриотизма в обеспечении духовной безопасности российского общества. Патриотизм представлен как многоаспектный социокультурный феномен, смысл которого обусловлен культурно-цивилизационным развитием общества и его политическими традициями. В российском обществе взаимоотношения человека и государства исторически носили амбивалентный характер, порождая принципиально различные проявления патриотизма. Патриотические традиции общества, ориентированные на гражданскую позицию личности, всегда являлись духовной основой национальной безопасности России.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, духовная безопасность, национальная безопасность, национальная идея, либеральная идеология, модель российской государственности.

Для цитирования: Бережная Н.В., Лугуценко Т.В., Шевченко О.М. Патриотизм как основа духовной безопасности российского общества // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 104. № 3. С. 7-13. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-7-13.

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.7)

Original article

Patriotism as the basis of the spiritual security of Russian society © Natalia V. Berezhnaya1, Tatyana V. Lugutsenko2, Olga M. Shevchenko3

12Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russian Federation; 3Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation

1natalivikber@mail.ru 2kaf_filosof@lgpu.org 3olgashv2007@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the potential of patriotism in ensuring the spiritual security of Russian society. Patriotism is a multidimensional socio-cultural phenomenon, the meaning of which is determined by the cultural and civilizational development of society and its political traditions. In Russian society, the relationship between man and the state has historically been ambivalent, giving rise to fundamentally different manifestations of patriotism. The patriotic traditions of society, oriented towards the civic position of the individual, have always been the spiritual basis of Russia's national security.

Key words: patriotism, citizenship, spiritual security, national security, national idea, liberal ideology, model of Russian statehood.

For citation: Berezhnaya N.V., Lugutsenko T.V., Shevchenko O.M. Patriotism as the basis of the spiritual security of Russian society. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 104. No 3. P. 7-13. doi: 10.18522/2070-14032024-104-3-7-13.

Введение

В настоящее время в общественном и политическом дискурсе актуализируется проблема обеспечения духовной безопасности российского общества, которое длительное время подвергалось мощному воздействию либеральной идеологии. Распространение последней способствовало девальвации традиционных ценностей, формированию человека-потребителя, преобладанию гедонистических установок и развитию космополитических взглядов в обществе. Наиболее подвер-

жена их воздействию молодежь. Не имея прочной историко-культурной основы для восприятия и оценки наличной социальной реальности, она становится легкой мишенью манипулятивного воздействия, направленного на фальсификацию исторической памяти, ослабление межпоколенческих отношений, разрушение национально-культурной идентичности страны.

Одной из значимых ценностей в сфере духовной безопасности является патриотизм, который во все времена выступал мощным культурным и политическим ресурсом консолидации народа. В последнее время всё чаще говорят о патриотизме как основе духовного здоровья нации. Очевидно, что в условиях сегодняшнего жесткого противостояния России и коллективного Запада именно патриотизм может стать той духовной скрепой, способной консолидировать российское общество для ответа на новые геополитические вызовы, возникшие перед страной. В связи с этим актуализируется осмысление роли патриотизма в системе духовной безопасности общества.

Предметом исследования является патриотизм как основа духовной безопасности российского общества. Целью исследования является экспликация понятие «патриотизм» в западной и русской философских традициях. Использованы следующие методологические подходы. Концептуальными для исследования выступают цивилизационный подход (Н. Данилевский [6], О.Шпенглер [16], А.Тойнби [14]), положения либерально-демократического подхода к гражданственности (Т.Гоббс [4, с.270-506], М.Вебер [2]), идеи русских философов (В.С.Соловьев [6], И.А.Ильин [7, с.39-280], Н. Бердяев [1]).

Обсуждение

Культурные коннотации патриотизма как основы духовной безопасности общества

Патриотизм как многоаспектный социокультурный феномен исследуется современным философским знанием в контексте вопросов, связанных со свободой и ответственностью личности [10], гражданским обществом и государством [9], гражданственностью и гражданской культурой общества [5, с. 55-57], социокультурной динамикой гражданских ценностей в современном российском обществе [11, с. 57-59].

Анализируя различные подходы, в рамках которых патриотизм получил теоретическое осмысление, можно констатировать отсутствие в научном дискурсе целостного концептуального видения данной проблемы. Неоднозначный характер исследуемого явления в сочетании с его многоаспектностью делает проблему патриотизма актуальной для различных областей социокультурного знания, позволяет включить патриотизм в предметное поле различных научных направлений [15, с. 251-258].

Вместе с тем анализ источников, относимых к западноевропейской и российской философской традиции, демонстрирует принципиальные различия в понимании сущности патриотизма. Последние обусловлены социокультурными особенностями Европы и России, что открывает возможность рассмотреть специфику патриотизма через призму культурно-цивилизационных особенностей общества.

В западноевропейском дискурсе (как научном, так и общественном), представление о патриотизме детерминирует развитие идей о гражданине и гражданском обществе, а также отношениях между гражданином/гражданским обществом и государством как политическим институтом. Истоки следует искать в греческой античности, давшей миру первый пример появления городов-государств с развитой системой самоуправления, осуществляемой свободными гражданами. Имея в качестве свободных людей права и обязанности, закрепленные на законодательном уровне, эллины дали яркие примеры полисного патриотизма, готовности защищать собственные свободы с оружием в руках.

Развитие представлений о патриотизме связаны со становлением общества модерна. Буржуазные революции, разрушившие феодальную сословную систему, включая монархические формы правления, актуализировали развитие идей гражданского общества и государства как института, охраняющего права и свободы граждан. В основе представлений о гражданском обществе лежат либерально-демократические идеи, включающие комплекс представлений о естественных и неотчуждаемых правах человека, прежде всего индивидуальной свободе и неотъемлемости гражданских прав, а также их оборотной стороне - индивидуальной ответственности.

Гражданские институты, возникшие в результате социально-политических трансформаций Нового времени, привели к изменению отношений государства и общества. Выяснилось, что обеспечение интересов подавляющего большинства граждан и рост благосостояния государства взаимосвязаны, в силу чего необходимо взаимодействие институтов гражданских и политических.

Именно либеральная идеология, основой которой выступают демократическое устройство общества, соблюдение прав и свобод личности, верховенство закона и приоритет правовых отношений над любыми иными способами решения социальных проблем лежит в основе формирования представления о взаимосвязи патриотизма и гражданственности. Недаром М. Вебер, характеризуя сущностные черты истинного гражданина, любящего свое отечество, делает акцент на следующих качествах: он обладает ясным представлением о своих правах и обязанностях, руководствуясь в своих действиях «этикой ответственности» [2]. Её основа -не эмоционально-психологические чувства любви и привязанности к обществу и государству, а рациональные формы общественного поведения, в рамках которых реализуются гражданские права, и проявляется личная ответственность.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о сущностном понимании патриотизма, сложившегося в рамках западноевропейской цивилизационной модели. Патриотизм - это прежде всего гражданское качество личности, осознающей не только свои права и свободы, но также ответственность (правовую и моральную) перед обществом и государством. Патриотизм предполагает активную гражданскую позицию в решении общественно значимых вопросов. Наконец, патриотизм выступает значимым элементом либеральной идеологии, абсолютизировавшей ценность прав и свобод человека, гражданского общества и правового государства.

Культурно-историческое пространство формирования патриотизма и гражданственности в рамках отечественной традиции отличается рядом особенностей, обусловленных прежде всего иным, чем на Западе, статусом государства. Речь идет о различиях в социокультурных основаниях генезиса данного политического института. На Западе государство - это результат общественного договора, в рамках которого стороны обладают определенными правами и имеют взаимные обязательства. Договорной характер отношений между обществом и государством предполагает принцип партнерства, способствующий возникновению благоприятных условий для формирования индивидуалистически ориентированного типа личности. Последний обладает законодательно закрепленными правами и свободами и действует в рамках правового поля.

Российская государственность формировалась в иных культурно-исторических условиях, в силу чего сама государственная модель принципиально отличается от западной. Несмотря на то, что российский тип культуры позиционируется как самостоятельный, не принадлежащий ни к Западу, ни к Востоку, российская модель государственности, по мнению исследователей, представляет разновидность ее восточного типа. Основа последней - культ верховной власти, носящей авторитарно-деспотический характер. В рамках подобной модели речь не идет о партнерских отношениях между обществом и государством: единственно возможный принцип взаимодействия - подчинение общества государству. Принятие всех социально-значимых решений является прерогативой государства, в то время как у граждан наличествуют только обязанности перед ним. Не являясь полноценными субъектами политической жизни, граждане, по умолчанию, рассматриваются как подданные, долженствующие покорно служить своему Отечеству. В результате формируется пассивное отношение общества ко всему происходящему, претерпевает негативные изменения чувство ответственности: граждане утрачивают стремление отвечать как за свою страну, так и за собственную жизнь.

Под влиянием жестких форм политической власти в отечественной культуре формируется отличное от западного представление о сущности свободы. Её понимание связано не с личностной независимостью и индивидуальной ответственностью, а, во-первых, с защитой от властного произвола, во-вторых, что на русской почве встречается гораздо чаще, - с волюнтаристскими проявлениями, возможностью делать что хочешь.

Вследствие этого в российском обществе взаимоотношения человека и государства исторически носили амбивалентный характер, порождая принципиально различные про-

явления гражданственности. Дифференцирующим критерием выступало лояльное либо, напротив, оппозиционное отношение к государству у представителей социума. В связи с этим патриотизм, по мнению отечественных авторов, существовал «в двух основных формах: верноподданическом и критическом» [12, с. 58].

Представление о патриотизме в России складываются в принципиально иных, чем на Западе, условиях, связанных прежде всего с авторитарной моделью государственности. Ничем не ограниченное могущество государства и персонифицированных носителей власти исторически породило две формы отношения: страх, выливающийся в поведенческий конформизм, и бунт, стремящийся к уничтожению существующей политической системы. Соответственно, патриотизм в отечественной культурно-цивилизационной традиции представлен в двух формах: верноподданического, лояльного к существующей системе, официально-государственного и оппозиционно-гражданского (в условиях отсутствия гражданского общества). Следует заметить, что обе формы патриотизма существовали в России одномоментно, различным была лишь численность их приверженцев. В ситуации усиления государственного произвола увеличивалось число открытых сторонников первой формы, при ослаблении центральной власти или смягчения внутриполитического курса - возрастало количество открытых приверженцев второй.

Проблема патриотизма приобретает особую актуальность в контексте поиска новой национальной идеи, способной объединить современное российское общество. Политические и идеологические интеграторы, цементирующие социум в имперский и советский периоды, оказались разрушены. Ситуацию усугубляет экономический и духовный кризис в стране. Не последнюю роль играют сложные геополитические процессы, сопряженные с обострением противостояния России и коллективного Запада, с переходом от однополяр-ного к многополярному миру, возникновением новых центров мирового влияния. В подобных условиях Россия, сохранившая статус сверхдержавы, стремится вернуть былой престиж на международной арене и «нащупать» духовную идею, обладающую универсальной ценностью и способную стать объединяющим началом для населения страны на новом этапе исторического развития. По мнению исследователей, в сложившейся ситуации в качестве приоритетов на первый план выходят вопросы, связанные с государственными интересами современной России, особенностями отечественной политической традиции, ментальностью россиян и их национальной идентичностью [3, с. 208-220].

Национальная идея крайне важна в жизни как общества, так и государства, поскольку участвует в формировании ментальности, духовно-мировоззренческих установок сознания, образцов социального поведения общности. С точки зрения Н.А. Бердяева, своеобразие нации придает именно национальная идея [1]. Для русского народа она определяется замыслом Творца о России, связанного с призванием народа и его исторической миссией. Россия призвана к тому, чтобы совершить духовный прорыв к принципиально новой организации жизни (причем не только для себя, но и для всего мира). Эта космологичная и сверхнациональная идея может быть реализована путем национального роста, развитием его творческого потенциала. Для Н.А. Бердяева «русская идея» - это не просто прекрасная мечта, а уверенность в её реализации, способности воплотиться в человеческой истории. Основой подобной уверенности выступают особые черты и качества национального характера, объединенные в понятии «русский дух»: искание правды и справедливости для всех, душевная теплота и сострадательность, бескорыстие и совестливость, смирение и терпимость.

У И.А. Ильина формирование «русской идеи» тесно связано с патриотизмом и национализмом. Причем последний не содержит негативных коннотации, а рассматривается как выражение патриотического национального чувства [7, с. 39-280]. С точки зрения русского мыслителя, формированию патриотических установок сознания способствуют несколько факторов: осознание своего духовного единства с народом, убежденность в его духовном своеобразии, преклонение перед его творческими достижениями. Однако в случае последовательного культивирования идеи национальной исключительности установкой сознания мо-

жет стать воинствующий национализм, приобретающий форму нацизма - идеи о превосходстве собственной нации над всеми другими национальными общностями.

Недаром И.А. Ильин призывает смотреть на национальные духовные достижение в различных сферах деятельности как на общечеловеческое достояние. Истинный патриот способен признавать и ценить духовную силу не только своего, но и других народов, а не искать основания для ненависти и презрения к ним.

Ключевым понятием национальной идеи, по мнению И.А. Ильина, является понятие «Родина». Представляя духовные основы человеческой жизни, Родина аккумулирует в себе те ценности, которыми человек не может поступиться ни при каких условиях, они являются «высшими в ценностной иерархии и обладают сакральным для личности смыслом» [8, с. 36].

Понимание национальной идеи В. С. Соловьевым прямо обращено к национальному самосознанию. Оно связано с проблемой исторической преемственности, в контексте принятия ответственности за прошлое, стоящей как перед обществом, так и перед личностью [13, с. 115].

Таким образом, в размышлениях отечественных философов, связанных с русской (национальной) идеей, традиционно акцентировалась роль национального единства, христианской духовности, государственной мощи. Что качается сущности патриотизма, то он традиционно понимался как возвышенная и преданная любовь к Отечеству, деятельное служение ему, защита с оружием в руках, а в случае необходимости - готовность к самопожертвованию.

Патриотические традиции общества всегда являлись духовной основой национальной безопасности государства. Апелляция к патриотизму как к высшей ценности выступало фундаментом мобилизации общества для отражения военных угроз. На протяжении веков стране приходилось отражать натиск вражеских полчищ, некоторые из войн напрямую угрожали существованию государства, целостности страны, жизни ее населения, сохранению самобытной национальной культуры.

В связи с этим исторически значимым аспектом патриотизма была убежденность в необходимости вооруженной защиты Отечества, которая выражалась в морально-психологической готовности населения отразить внешнюю агрессию, исполнить свой воинский долг перед страной. В последние десятилетия на фоне ослабления патриотических убеждений, распространения космополитических взглядов и гедонистических ценностных установок получили широкое распространение негативные тенденции, связанные со стремлением части молодого поколения уклониться от действительной воинской службы. Подобную позицию не сложно экстраполировать на ситуацию, связанную с возможным обострением внешнеполитической обстановки и необходимостью отразить военное вторжение.

Действенным способом укрепить патриотические чувства народа, консолидировать общество, подчинить его жизнедеятельность интересам национального развития и обеспечения национальной безопасности всегда выступало военно-патриотическое воспитание. Оно было призвано вырастить новые поколения граждан, достойных своих героических предков, их бессмертной славы, культивировать стойкость и мужество, твердость и непреклонность духа в самых тяжелых жизненных испытаниях.

Выводы

Подводя итоги теоретического осмысления сущности патриотизма как основы духовной безопасности общества, можно прийти к некоторым выводам: во-первых, представление о патриотизме укоренено в культурно-цивилизационные традиции общества; во-вторых, патриотизм представляет одну из высших духовно-нравственных ценностей, детерминирующих сознание и поведение человека в социуме; в-третьих, патриотизм выступает фундаментом духовной безопасности общества; в-четвертых, патриотизм способен определять мотивы любой деятельности, ориентированной на решение социально-значимых проблем страны.

Список источников

1. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. 540 с.

2. Вебер М. Протестантская этика и «дух капитализма» // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

3. Гантамиров Т.Т. Философия нациестроительства как теория и практика формирования национального государства: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Чеченского государственного университета. 2015. № 2 (18). С. 208-220.

4. Гоббс Т. О гражданине // Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1989-1991. 731 с.

5. Гревцева Г.Я. Гражданственность и гражданская культура - результат становления гражданского общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). С. 55-57.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 573 с.

7. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. 1298 с.

8. Ильин И.А. Родина и мы. Смоленск: Посох, 1995. 511 с.

9. Капустин Б.Г. Гражданство и гражданское общество. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2011. 224 с.

10. Коломак А.И. Свобода и ответственность в современном мире // Автореф. канд. фи-лос. наук. Ставрополь, 2006. 22 с.

11. Колябина Т.С. Патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей // Общество и право. 2006. № 2. (12). С. 57-59.

12. Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 58.

13. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль,1988. 795 с.

14. Тойнби А.Дж. Постижение истории / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 730 с.

15. Шевченко О.М., Щукина Е.Л. Патриотизм как ценность в системе духовной безопасности российского общества: специфика междисциплинарного дискурса // Междисци-плинарность в современном социально-гуманитарном знании. Материалы Четвертой международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2019. С. 251-258.

16. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. М.: Айрис-Пресс, 2003. 611 с.

References

1. Berdyaev N.A. The Russian idea. The Fate of Russia. Moscow: CJSC Svarog and K, 1997. 540 p.

2. Weber M. Protestant ethics and the "spirit of capitalism" // Selected works. M.: Progress, 1990. 808 p.

3. Gantamirov T.T. The philosophy of nation-building as a theory and practice of forming a national state: domestic and foreign experience // Bulletin of the Chechen State University. 2015. No. 2 (18). P. 208-220.

4. Hobbes T. On the citizen // Collected works: In 2 volumes. M.: Thought, 1989-1991. Vol. 2. 731 p.

5. Grevtseva G.Ya. Citizenship and civic culture - the result of the formation of civil society // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2012. No. 18 (272). P. 55-57.

6. DanilevskyN.Ya. Russia and Europe. M.: Kniga, 1991. 573 p.

7. Ilyin I.A. The path of spiritual renewal // Collected works: In 10 volumes. Vol. 1. M.: Russian Book, 1993. 1298 p.

8. Ilyin I.A. Rodina and we. Smolensk: Staff, 1995. 511 p.

9. Kapustin B.G. Citizenship and civil society. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2011. 224 p.

10. Kolomak A.I. Freedom and responsibility in the modern world // Abstract of the Candidate of Philology. Sciences. Stavropol, 2006. 22 p.

11. Kolyabina T.S. Patriotism and citizenship as a complex of socio-cultural and spiritual values // Society and law. 2006. No. 2. (12). P. 57-59.

12. Lubsky A.V. Civic patriotism: on the compatibility of patriotism and citizenship in Russian society // Humanities of the South of Russia. 2017. No. 1. P. 58.

13. Solovyov V.S. Works: In 2 volumes. Vol. 2. M.: Mysl, 1988. 795 p.

14. ToynbeeA.J. Comprehension of history / Translated from English M.: Progress, 1990. 730 p.

15. Shevchenko O.M., Shchukina E.L. Patriotism as a value in the system of spiritual security of Russian society: the specifics of interdisciplinary discourse // Interdisciplinarity in modern social and humanitarian knowledge. Materials of the Fourth International Scientific Conference. Rostov-on-Don: Southern Federal University, 2019.

16. Spengler O. The Decline of Europe: In 2 vols. Vol. 2: World-historical perspectives. M.: Iris Press, 2003. 611 p.

Статья поступила в редакцию 15.04.2024; одобрена после рецензирования 04.05.2024; принята к публикации 04.05.2024.

The article was submitted 15.04.2024; approved after reviewing 04.05.2024; accepted for publication 04.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.