Научная статья на тему 'Патриотизм и толерантность как ценностные установки будущего журналиста'

Патриотизм и толерантность как ценностные установки будущего журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1455
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / PATRIOTISM / TOLERANCE / MEDIA EDUCATION / VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макарова Людмила Сергеевна

Рассматривается проблема воспитания патриотизма в современном российском обществе. В формировании атмосферы патриотизма и толерантности велика роль СМИ, вот почему эта проблема актуальна для российского медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AND TOLERANCE AS VALUES FOR FUTURE JOURNALISTS

Patriotic education is a major problem for the modern Russian society. Mass media are an important factor in shaping the atmosphere of patriotism and tolerance. This is why this problem is of current importance for the Russian media education.

Текст научной работы на тему «Патриотизм и толерантность как ценностные установки будущего журналиста»

Литературоведение. Межкультурная коммуникация Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 889-892

УДК 070

ПАТРИОТИЗМ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ

БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА

© 2010 г. Л.С. Макарова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 05.04.2010

Рассматривается проблема воспитания патриотизма в современном российском обществе. В формировании атмосферы патриотизма и толерантности велика роль СМИ, вот почему эта проблема актуальна для российского медиаобразования.

Ключевые слова: патриотизм, толерантность, медиаобразование, ценностные установки.

Патриотическое воспитание молодежи является для современного российского общества одной из актуальных проблем. СМИ, выступающие в настоящее время в качестве важнейшего фактора воздействия на общественное мнение, способны оказать существенную помощь в процессе формирования в общественном сознании патриотических установок (свидетельством тому явились события, связанные с конфликтом в Южной Осетии, «газовая война» с Украиной и др., подготовка к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне). «Учитывая, что завоевание пространств сегодня происходит во многом посредством символической и языковой экспансии и «битвы» разворачиваются в сфере культуры и информации, нельзя недооценивать роль и возможности СМИ в сохранении геополитических приоритетов России» [4: 22].

Вместе с тем именно СМИ часто, и порой заслуженно, становятся объектом критики со стороны тех, кто считает их ответственными за навязывание чуждой морали, стереотипов, размывающих понятие нормы. Таким образом, проблема патриотического воспитания будущих журналистов и одновременно формирование культуры толерантности, уважения к другим народам становится одной из актуальных задач современного российского медиаобразования.

«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях», - отмечал русский историк и журналист Н.М. Карамзин [3: 62]. Несомненно, что это высказывание не утратило своего значения и в наши дни. Справедливым представляется мнение А.А. Терентьева: «Патриотизм - это и гордость за родную страну и родной народ, но это не спесивое самолюбование и не высоко-

мерное отношение к другим народам, не изоляционизм и не ксенофобия (боязнь чужого)» [5: 176]. К сожалению, именно подобные негативные моменты становятся подчас мерилом патриотизма для отдельных журналистов (дискуссию по данной проблеме предложил журнал «Журналист» (№ 10, 2008), анализируя поведение журналистов во время событий в Южной Осетии.

В период экономического кризиса СМИ вновь поднимают проблемы так называемых «гастарбайтеров». Особо здесь следует отметить роль телевидения. Например, в 2009 году, когда в Москве были серьезные проблемы в сфере строительного бизнеса, каналы ТВЦ («В центре событий»), НТВ («Чистосердечное признание»), РЕН-ТВ («Вечер с Тиграном Кеосая-ном», беседа с депутатом ГД Г. Гудковым 03.03.09, а также программа «В час пик») регулярно преподносили аудитории страшные истории о том, как выходцы из Средней Азии и Молдавии могут начать грабить и убивать мирных граждан. При этом тональность репортажей, посвященных данной теме, в которых рассказывается о трагедии людей, не получивших свои честно заработанные деньги, об условиях их существования, отнюдь не была проникнута сочувствием к героям. Напротив, обывателю, в том числе и молодежной аудитории, внушалась мысль о потенциальной угрозе со стороны приезжих, которые должны были поскорее «убраться» из России и тем самым «оздоровить» криминальную обстановку в стране.

Автор данного исследования считает, что все эти проявления не имеют ничего общего с подлинным патриотизмом. Перед преподавателями и журналистами, работающими в качественной прессе, на современном этапе встает задача соз-

дания позитивного опыта, на который могли бы опираться молодые журналисты, воспитания подлинного патриотизма в процессе преподавания социально значимых дисциплин, включающих освещение межнациональных и межкон-фессиональных отношений, культурной тематики, социально-политических и геополитических аспектов российской действительности. Справедливым представляется мнение В.К. Мальковой: «<...> позитивная этническая журналистика, как правило, выполняет просветительскую и развлекательную функции. Рассказывая об этническом разнообразии мира и вызывая интерес одного народа к жизни и опыту других, она учит людей гуманизму, толерантности или терпимости по отношению к иным, не таким, как они сами, людям и явлениям. И это - гуманная миссия и добрая традиция отечественной журналистики» [2: 32].

Воспитание патриотизма должно опираться на исследование специфики ценностных установок будущих журналистов. Среди студентов-журналистов 4 курса, студентов 2 и 3 курсов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», на филологическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского было проведено исследование, направленное на выявление отношения будущих специалистов в сфере массовых коммуникаций к понятиям «патриотизм», «патриот», «патриотизм журналиста». Отдельно студенты-журналисты получили задание провести контент-анализ зарубежных СМИ по поводу любого значимого события (2007-2008 гг.) и дать свой комментарий (кроме освещения в СМИ событий юго-осетинского конфликта, поскольку его эмоциональный фон мог заслонить объективный анализ). Исследование проводилось в декабре 2008 г. и марте 2009 г. Наибольшее внимание студентов привлекло освещение в СМИ следующих событий: выборы президента РФ (март 2008 г.); послание президента Д.А. Медведева Федеральному собранию; дискуссия по поводу размещения элементов ПРО в Восточной Европе (2007-2008 гг.); речь президента В.В. Путина на конференции в Мюнхене (февраль 2007 г.). В целом, анализируя мнения зарубежных СМИ, студенты отметили предвзятость (порой комментарии респондентов были очень эмоциональными), тенденциозность позиций западных журналистов. «Интересно, почему зарубежные СМИ так остро отреагировали на тот факт, что в российскую Конституцию будут внесены поправки, касающиеся срока правления Президента РФ?... Дело в том, что российские власти наконец-то начали предпринимать попытки бороться за интересы своей

страны, причем довольно-таки решительные попытки. Но это, конечно же, никого, кроме россиян, не устраивает. Вот и пытаются заморские журналисты сделать черное белым, а белое - черным».

Практически в каждом комментарии звучит мысль о том, что изменение политики России на Западе очень многим не нравится. «Владимир Путин своей речью четко обозначил место России на мировой арене и показал, что мы не допустим, чтобы с нами разговаривали с позиций диктата и с пренебрежением к нашим национальным интересам». Ответы студентов свидетельствуют о том, что им явно импонирует новый образ России: «Владимир Путин, выступая, держался подчеркнуто спокойно и хладнокровно» (это еще одно мнение - Л.М.); «Россия в лице нашего Президента предстала наконец перед мировой общественностью не в образе безмолвной страдалицы, «сироты казанской»; мы обрели твердую руку и уверенный голос: если что-либо в мировой политике совершается против нас, мы не будем мириться с существующим порядком, мы скажем ему 'нет'».

Все вышесказанное в целом свидетельствует о положительной тенденции: будущие журналисты стремятся уяснить суть национальных интересов России, хотят, чтобы их страну уважали, они неравнодушны к тому, что говорят о России в мире. Возможно, именно это объясняет по-юношески эмоциональную реакцию некоторых студентов на колкие и порой действительно несправедливые, оскорбительные замечания западных журналистов в адрес русского народа, политики России, ключевых фигур российской власти. Задачей преподавателя в данном случае становится не только поддержание этого неравнодушного отношения к своей стране, но и разъяснение несовместимости подлинного патриотизма с ксенофобией, высокомерным и презрительным отношением к другим народам, с комплексом «осаждений крепости», окруженной внешними и внутренними врагами.

Результаты проведенного среди студентов анкетирования предоставили материал для серьезных размышлений. Поскольку позиции и мнения студентов практически не различались, это дало возможность выявить некую единую точку зрения респондентов. Вниманию студентов были предложены следующие вопросы: «Какое значение вы вкладываете в понятие 'патриотизм'?», «Какие угрозы, внешние и внутренние, представляют на данном этапе наибольшую опасность для России?», «Какими параметрами определяется, по вашему мнению, патриотизм журналиста?».

Наибольший интерес респондентов вызвали ответы на первые два вопроса. Студенты продемонстрировали достаточно полное понимание сущности понятия «патриотизм»: любовь к своей стране, к ее культуре, языку, истории, сопереживание проблемам. Интересно отметить, что лишь 4% указали на необходимость принесения жертвы (в том числе, своей жизни) во имя Родины в том случае, если это будет нужно для ее защиты; 10% указали, что быть патриотом значит не просто произносить красивые слова, но и делать что-то важное для страны; 3% уверены, что патриотизм - это не только восхваление, но и осознание недостатков своего народа. Вместе с тем «настоящий патриот действует, делает что-то по мере своих сил и возможностей. Он трудится честно, помогает согражданам, ко всему подходит ответственно и добросовестно». 20% открыто написали, что не считают себя патриотами, еще 10% затруднились или слишком невнятно ответили на этот вопрос. Интересно отметить, что 5% «непатриотов» считают себя таковыми потому, что пока не сделали ничего существенного для своей страны. Другие признаются, что для них «важнее мои интересы, ощущение спокойствия и комфорта, а Россия не сможет предложить условия хорошей жизни», «в данный момент я бы хотела жить в другой стране».

Говоря об угрозах, 80% респондентов проявили редкое единодушие, назвав в качестве главного внешнего врага США: «угрожает нам», «стремится контролировать наши ресурсы и территорию». Как потенциальная угроза воспринимается Китай. Не забыли студенты и о Грузии, Украине и Эстонии. Кстати, распад России, ослабление власти центра над отдельными республиками представляется отдельным респондентам и в качестве существенной внутренней угрозы. Помимо этого, называются проблемы демографии, снижение уровня образования, особенно среди молодежи (здесь многие видят влияние «американизации», западной культуры). Упоминаются криминализация общества, последствия экономического кризиса (безработица, пьянство, наркомания). При этом 30% студентов назвали в качестве главной угрозы будущему страны коррупцию, некомпетентность чиновников, «существующих в другом измерении».

Следует отметить следующий факт: никто из опрошенных не назвал в качестве угрозы России присутствие трудовых иммигрантов, сезонных рабочих, представителей каких-либо национальностей. Напротив, 10% специально указали ксенофобию и разжигание межнацио-

нальных противоречий как возможные негативные факторы, тормозящие развитие России. «Мне кажется, одно из самых страшных явлений внутренней жизни страны - движение скинхедов, которые создают в глазах других народов образ России как средневековой, дикой страны, где нарушаются человеческие права, и в первую очередь право на жизнь». Это, несомненно, является позитивным моментом и свидетельствует о необходимости продолжения воспитательной работы среди студентов, направленной на формирование толерантности и уважения к своему и другим народам.

Ответы студентов на четвертый вопрос отличаются в целом невнятностью и отсутствием логической завершенности. Лишь 4 человека (6%) дали развернутый ответ. При этом 2 студента видят практический аспект проблемы «журналистика и патриотизм» в свете реализации информационного обеспечения внешнеполитических конфликтов, а двое других, напротив, считают, что патриотизм мешает журналисту быть объективным.

Итак, будущие журналисты и специалисты по связям с общественностью не могут не только четко сформулировать роль СМИ в формировании патриотических установок в обществе, но и связать патриотизм как духовную ценность с профессиональной деятельностью журналиста. В то же время на современном этапе решение данного вопроса становится насущной проблемой. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2 (12) - П 4 от 21.05.2003 г.)» особо указывает, что «основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются . творческая интеллигенция и представители средств массовой информации». В то же время в документе говорится о том, что «будучи включенными в систему патриотического воспитания, они выступают и как субъекты патриотического воспитания». Именно перед СМИ ставится задача информационного обеспечения процесса воспитания патриотизма. Более подробно об этом говорится в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2000-2010 годы» (от 11.07.2005 г.), где в § 1 в качестве одной из мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания перед СМИ ставится прямая задача «пропаганды патриотизма» и «противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи».

Решение данных задач возможно только в рамках целенаправленного воспитания будущих журналистов (несомненно, и специалистов по

связям с общественностью) в духе патриотизма и толерантности, различия понятий «любовь к своей стране» и «ненависть и высокомерие по отношению ко всем остальным». Это воспитание тесно связано как с учебным процессом (в рамках преподавания таких дисциплин, как «Актуальные проблемы современности и журналистика», «СМИ и толерантность», «Регионализм и журналистика», «Конфессиональная журналистика), так и с проведением творческих конкурсов, мероприятий с участием студентов (эстафета «Все едины - все равны», 2006 г.). Необходимость подобных воспитательных усилий обусловлена насущными задачами, стоящими перед системой медиаобразования в современной России.

Список литературы

1. Малькова В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни...». Книга об этнической журналистике. Из опыта анализа российской прессы. М., 2007.

2. Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002.

3. О любви к Отчеству и народной гордости // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987.

4. Поелуева Л.А. Российские СМИ и проблемы геополитики // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2009.

5. Терентьев А.А. Социализация молодежи современной России и система образования. Н. Новгород, 2008.

PATRIOTISM AND TOLERANCE AS VALUES FOR FUTURE JOURNALISTS

L.S. Makarova

Patriotic education is a major problem for the modern Russian society. Mass media are an important factor in shaping the atmosphere of patriotism and tolerance. This is why this problem is of current importance for the Russian media education.

Keywords: patriotism, tolerance, media education, values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.