Научная статья на тему 'Патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей (концептуальный анализ)'

Патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей (концептуальный анализ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
417
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей (концептуальный анализ)»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОМ ТРАНСФОРМАЦИИ

Колябина Татьяна Сергеевна

аспирант Института социально-политических

исследований РАН, г Москва

ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК КОМПЛЕКС СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ

И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Трансформация об-Н щественных структур и отношений естественным образом влечет за собой кризис старой системы ценностей и идеологем, а утверждение новых институциональных форм сопровождается ростом социальной потребности в обновленном соответственно духу происшедших перемен содержании базовых ценностей. Так произошло и в современном российском обществе: в ходе реформ были переоценены и отвергнуты официальные социокультурные ценности и идеалы, сохранявшиеся незыблемыми в течение всего советского периода, в том числе представления о советском патриотизме и гражданственности. На первый план вышли активно пропагандируемые реформаторами «общечеловеческие ценности», в самом понятии которых явственно ощущался глобалистский и отчасти космополитический оттенок. На идейной основе общечеловеческих ценностей планировалось осуществить экономическую и культурную интеграцию России и других постсоветских государств в мировое сообщество, включить их в сложившийся глобальный порядок.

Однако этот позитивный замысел имел своей оборотной стороной ослабление у значительной части населения законного чувства национального достоинства, развитие комплекса национальной неполноценности, раболепного преклонения перед Западом, иронического отношения к патриотическим ценностям. Трудности и негативные следствия реформирования сопровождались дальнейшим разочарованием в качествах россиян как этноса и ростом безразличия к исторической судьбе страны, политической и гражданской индифферентности. С другой стороны, утрата патриотизма способствовала усилению тенденций регионального сепаратиз-

ма, социальной безответственности властных структур и элит. Возникла угроза утраты российским обществом социальной идентичности.

Начало социально-экономической стабилизации поставило вопрос об идеологическом оформлении идущих в российском обществе процессов, прежде всего процесса укрепления вертикали власти, преодоления тенденций регионализации. Насущной оказалась также проблема выхода из мировоззренческого и нравственного кризиса, воспитания молодых поколений на базе позитивных социокультурных ценностей. Для сохранения социальной идентичности российского общества необходимо восстановление значимости ценностей, связанных с идеями патриотизма и гражданственности. Но эта задача достаточно сложна, поскольку речь идет не о возвращении к прежним в содержательном отношении представлениям о патриотизме и гражданственности, восходящим к советскому времени, и не о возрождении «альтернативных» диссидентских патриотизма и гражданственности, которые при всей их духовной позитивности имели выраженный антигосударственный характер и потому непригодны для нового этапа социального строительства. Необходимо наполнение идей патриотизма и гражданственности новым содержанием, которое было бы адекватным времени и неуязвимым для критической рефлексии и в силу этого составляло бы надежную основу для интеграции российского общества и роста социального оптимизма.

В этой связи особую актуальность приобретает социологическое исследование патриотизма и гражданственности как социокультурных концептов, имеющих глубокое ценностное содержание, изучение их динамики в мировоззрении современных россиян. Актуальность обращения к данной теме обусловлена также необходимостью развития социокультурной рефлексии российского общества и

57

его правящей элиты, углубления знаний общества о себе самом. Мировоззренческие процессы, затрагивающие представления об историческом, геополитическом, культурном статусе России, ее судьбе в современном глобализационном контексте, о сущности российского патриотизма и месте России в мировом сообществе, о том, что значит быть российским гражданином, тесно связаны с динамикой российской социальной идентичности, которая в настоящее время поставлена под вопрос. Рефлексивное познание российским обществом самого себя неотделимо от его самосохранения. В конечном счете актуальность заявленной нами темы определяется ее значимостью в перспективе поддержания социальной идетичности.

Для отечественных мыслителей всегда были центральной темой вопросы духовной и культурной самобытности России и проблемы российского патриотизма, всесторонне рассматривавшиеся в трудах классиков русской социальной и философской мысли - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, В.С.Соловьева, П.А. Сорокина, Н.С. Трубецкого, Г.О. Флоровского, в работах современных российских специалистов в области социологии и культурологии - С.С. Аверинцева, А.С. Ахи-езера, Э.М.Андреева, В.Л. Дорошенко, Ю.А. Левады, Д.С. Лихачева, В.Н. Синюкова, Ж.Т. Тощенко, Ф.Э. Шереги и др.

Понятие гражданственности, также ключевое для русской культуры, литературы и публицистики, получило глубокое осмысление в западной философской и социологической традиции, разрабатывалось в трудах таких ученых как А. Верба, У. Бек, Н. Луман, Ю. Хабермас. Российские исследователи внесли свой значительный вклад в изучение содержательных философских и социальных аспектов понятий патриотизма и гражданственности, выработали ряд концептуальных подходов к их пониманию. Речь идет прежде всего о работах Л.М. Архангельского, Л.П. Буевой, В.Т. Лисовского, В.И. Пантина, Г.С. Смирнова, Г.Н. Филонова.

Роль долговременных этносоциокультурных, ментальных, религиозных факторов в формировании специфики российского понимания патриотизма и гражданственности затрагивается и специально анализируется рядом современных российских культурологов, историков, социологов - С.С. Аверин-цевым, А.С. Ахиезером, А.А. Горским, Н.И. Губановым, Н.П. Косларской, М.М. Кромом, Б.Б. Мезенцевой, Г.С. Померанцем, А.Ф. Филипповым, А.Я. Фли-ером, Р.Г. Яновским и др.

Проблема российского патриотизма в широком этнонациональном контексте исследуется А.И.Вдовиным, С.М. Богуславской, Г.О. Брицким, М.В. Денисенко, К.К. Молдобаевым, С.К. Рощиным, Е.С. Троицким, Н.И. Цимбаевым, Я.Г.Шемякиным, Е.Б. Шестопалом. И.Ф. Бондаренко, В.В. Колпачё-вым, В.Н. Козловым и др., которые занимаясь типо-логизацией патриотизма, выделяют: государственный, региональный, национальный, националистический, социальный, российский его виды.

Анализ патриотизма в более широком соци-

альном и социетальном контексте требует привлечения концептуальных средств социологии. Здесь необходимо особо отметить теоретические разработки А.Н. Малинкина.

Региональные аспекты патриотизма затрагиваются в работах М.П. Крылова, Л.В. Смирнягина.

Получившие развитие в первое десятилетие реформ вследствие глубокого социокультурного кризиса процессы деидеологизации российского общества, снижения уровня патриотических настроений, распространения индивидуалистических и космополитических ориентаций исследуются С.Н. Артановс-ким, А.Г. Здравомысловым, А. Зиновьевым, В.Н. Кузнецовым, Н.И. Лапиным, В.В. Локосовым, Г.В. Оси-повым, Ж.Т. Тощенко, А.В. Филипповым, В.А. Юр-ченковым.

Связь патриотизма с исторической памятью народа показана в работах А.И. Афанасьевой, О.А. Ефановой, Е.А. Лаврухиной, В.И. Лутовинова, В.И. Меркушина, В.Э. Бойкова, Р.Г. Пихоя, Ж.Т. То-щенко. Встающая в этом контексте проблема социокультурной преемственности поколений, механизмов межгенерационной трансляции ценностей является традиционной для социологии и рассматривалась М. Вебером, К. Девисом, К. Манхеймом, Г. Маркузе, Т. Парсонсом, а также авторами теорий «конфликта поколений» (Д. Белл, К. Кенистон, М. Мид, Л. Фойер, Э. Фромм, Р. Мертон) и др. Преемственность поколений и культурно-историческую память исследовали также П. Нора, А. Тойнби, М. Блок, М. Хальбвакс, П. Хаттон. Среди отечественных исследователей межпоколенческой преемственности следует назвать А.С. Ахиезера, И.С. Кона, В. Лисовского, В. Кантора, Л. Когана, Э. Маркаряна, Н. Покровского, М. Розова, В. Шубкина, А. Шендрика,

A.А. Чуприну.

Важное место в исследовании проблем патриотизма занимает изучение сущности и динамики социальной идентичности россиян. В целом проблемы социальной идентификации индивида изучались социальными психологами и социологами, здесь необходимо отметить А. Тайфеля, Дж. Тернера, З. Фрейда, Э. Эриксона, а также работы отечественных исследователей - Н.И. Ивановой, Н.Н. Корж, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко. Более конкретно проблемы формирования новой российской национальной идентичности исследуются Б.Е.Винером, Л.Д. Гудковым, А.В. Кузнецовой, Е.А. Кублицкой,

B.В. Лапкиным, В.И. Пантиным, З.В. Сикевичем. В частности, необходимо отметить научное значение монографии А.В. Кузнецовой и Е.А. Кублицкой «Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности»1, посвященной изучению кризиса государственной макроидентичности в условиях трансформационного процесса на постсоветском пространстве. Основываясь на результатах массовых социологических опросов, проведенных под руководством чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова в 2003, 2004 и 2005 гг. в различных регионах РФ, авторы определяют значение и роль феномена «патриотизм» в консолидации общества и становлении новой российской идентичности.

1 Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2006 • №2(12)

Методы и средства, а также объективные трудности гражданского, патриотического и нравственного воспитания современной российской молодежи анализируются в работах Н.А. Ануфриева, Ю.А. Зубок, В.А. Кольцовой, А.В. Мудрика, В.А. Со-снина, В.И.Чупрова, а также в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации».

Все эти исследования содержат продуктивные подходы и идеи. В то же время ощущается потребность в исследовании социокультурной динамики патриотических и гражданских ценностей в современном российском обществе, в разработке теоретических основ реактуализации патриотизма и гражданственности.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.