Научная статья на тему 'Патриотизм и гражданская идентичность как объект исследования научно-образовательного центра «Модернизация многомерного социально-политического пространства современной России»'

Патриотизм и гражданская идентичность как объект исследования научно-образовательного центра «Модернизация многомерного социально-политического пространства современной России» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Панкратов Сергей Анатольевич, Учеваткина Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотизм и гражданская идентичность как объект исследования научно-образовательного центра «Модернизация многомерного социально-политического пространства современной России»»

© Панкратов С.А., Учеваткина А.И., 2010

ХРОНИКА НАУЧНОЙ жизни

УДК 323.2 ББК Ф66.3(2Рос)

ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «МОДЕРНИЗАЦИЯ МНОГОМЕРНОГО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

С.А. Панкратов, А.И. Учеваткина

Научно-образовательный центр (далее -НОЦ) «Модернизация многомерного социально-политического пространства современной России» под руководством доктора политических наук, профессора кафедры международных отношений, регионоведения и политологии С.А. Панкратова одержал убедительную победу в открытом конкурсе на право заключения государственных контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных нужд в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме «Инновационные модели формирования гражданской идентичности и патриотизма как структурных элементов политической культуры российских граждан различных поколенческих когорт на современном этапе модернизации политической системы РФ». Актуальность данной темы в рамках политологического дискурса определяется тем, что в условиях демократизации отечественного социума возни-

кает необходимость исследования общих и специфических факторов, агентов формирования идентичности и патриотизма у представителей различных поколенческих когорт, имеющих специфический жизненный опыт и многообразные поведенческие стратегии. Переход российского государства к инновационному типу развития актуализирует необходимость приоритетного внимания к приумножению человеческого капитала как основы успешных политико-модернизационных преобразований.

Целью данной научно-исследовательской работы является разработка в рамках политологического дискурса и апробация инновационных моделей формирования гражданской идентичности и патриотизма у российских граждан, способствующих обеспечению эффективности реализации интересов личности, общества, государства, повышению уровня социально-политической безопасности развития отечественного социума с учетом меж-поколенной солидарности в условиях реализа-

ции современного этапа политической модернизации РФ, а также привлечение молодых ученых к научно-исследовательской и профессионально-педагогической работе в области политических наук. При этом важнейшей сверхзадачей научных исследований, проводимых коллективом научно-образовательного центра «Модернизация многомерного социально-политического пространства современной России» ВолГУ, выступает достижение научных результатов мирового уровня, подготовка и закрепление в сфере науки и образования (в том числе в Волгоградской области и Южном регионе) научно-педагогических кадров, формирование эффективных научных коллективов в области политической науки, способных находить и внедрять инновационные подходы к решению теоретических и практических проблем.

Реализация цели и основных задач проекта по созданию моделей формирования гражданской идентичности и патриотизма у российских граждан осуществляется на основе принципов, методов и методик научного анализа в рамках современного политологического дискурса с использованием социальных и политических технологий. В качестве методологических оснований выступают концепции социального действия (М. Вебер, А. Турен, Т. Парсонс), теории социальной депривации (Р. Гарр) и политической социализации (Х. Хайман, Е.Б. Шестопал), политической культуры (Г. Алмонд и С. Верба), позволяющих интерпретировать различные аспекты политической активности и сознания различных групп населения. В работе будут использованы специфические концепции анализа жизненных стратегий (Ю.М. Резник) и ценностных ориентаций различных поколенческих когорт (Н.В. Шахматова). Инновационный характер разрабатываемых моделей заключается в опоре на теоретические выводы, достигнутые в трудах исследователей, специализирующихся в области политической модернизации и транзитологии (С. Хантингтон, Ш. Эй-зенштадт, А.Ю. Мельвиль), модернизаци-онных рисков, характерных для для современного процесса глобализации (У. Бек, Ю.Н. Яницкий).

НИР имеет поисковый и прикладной характер, то есть нацелена на внедрение полу-

ченных результатов в образовательный процесс и административно-политическую практику регионального и федерального уровней. Для реализации поставленных цели и задач используются эмпирические и теоретические методы исследования. В результате выполнения проекта будут разработаны инновационные политико-правовые модели, позволяющие с использованием новых социальных, педагогических и других технологий формировать и поддерживать гражданскую идентичность и патриотизм у российских граждан различных поколенческих когорт, образующих молодежную, среднюю и старшую возрастные генерации, в условиях формирования новой российской государственности, модернизации отечественной политической системы, усиления глобальных и региональных рисков и угроз. Данные модели и технологии будут основываться на изучении мирового и отечественного опыта формирования политической культуры граждан с учетом принципиально новых качественных характеристик социально-политической стратификации населения.

По итогам выполнения НИР будут написаны учебные и учебно-методические пособия, монографии; разработаны рекомендации по внедрению полученных результатов в образовательный процесс; подготовлены к защите диссертации на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук; проведены Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием; Межрегиональный «Круглый стол» с участием аспирантов, студентов и школьников, активистов молодежных общественно-политических объединений; выездное заседание Национальной коллегии преподавателей-политологов России; собрание правления молодежной секции Национальной коллегии преподавателей-политологов России; выездное заседание Президиума Учебно-методического совета по политологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию с целью обсуждения вопросов модернизации российского политологического образования и совершенствования учебновоспитательного процесса.

Не только сугубо теоретический, но практический (прикладной) аспект изучения механизмов формирования политической куль-

туры и ее основных элементов позволит обогатить отечественную науку. Это также позволит оптимизировать работу органов государственной власти и местного самоуправления РФ, институтов гражданского общества и системы образования, включая все ее уровни, по политической социализации граждан, стимулированию развития толерантных отношений, преодолению ксенофобии и экстремизма. Таким образом, проект направлен на научно обоснованное решение проблемы оптимизации межпоколенной солидарности российских граждан, нейтрализации негативных явлений, свойственных переходному обществу, выработку эффективных моделей взаимодействия различных агентов формирования и трансляции гражданской идентичности и патриотизма.

Важнейшей составляющей достижения поставленного результата выступает сотрудничество коллектива научно-образовательного

центра с ведущими учеными Москвы, Санкт-Петербурга, научных и образовательных центров ЮФО, а также с представителями федеральных и региональных органов власти, институтов гражданского общества, структурными подразделениями системы образования РФ. Гарантией качества выполняемых работ является достаточный опыт коллектива научно-образовательного центра в проведении исследовательских мероприятий, отраженный в многочисленных публикациях и представленный на российских и международных конференциях, а также во внедрении полученных результатов в учебный процесс посредством подготовки и обновления учебных курсов, подготовки и издания учебной и учебно-методической литературы. К выполнению исследовательских работ привлечены как опытные доктора (3 человека) и кандидаты наук (6 человек), так и более 50 % молодых ученых, аспирантов (5 человек), студентов (6 человек).

С.А. Панкратов, А.И. Учеваткина. Патриотизм и гражданская идентичность как объект исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.