Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание оренбургских казаков (на примере военных походов на Востоке в конце XIX начале XX вв. )'

Патриотическое воспитание оренбургских казаков (на примере военных походов на Востоке в конце XIX начале XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ПАМИРСКИЕ ПОХОДЫ / РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА / БОКСЁРСКОЕ ВОССТАНИЕ / COSSACKS / ORENBURG COSSACK ARMY / PATRIOTIC TRADITIONS / PAMIR HIKING / RUSSIAN-JAPANESE WAR / THE BOXER REBELLION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобров Егор Сергеевич

В статье рассматривается процесс воспитания и образования оренбургских казаков. Основное внимание уделено традициям воспитания молодых казаков. Благодаря своим традициям и преемственности поколений казаки воспитывали будущих патриотов и защитников отечества. На основе архивных документов автор показывает, что казаки, воспитанные в духе любви к родине, приняли непосредственное участие и сыграли немаловажную роль военных походах России на Востоке в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education Orenburg Cossacks on the example of military campaigns in the East in the late XIX early XX centuries

The article describes the upbringing and education of the Orenburg Cossacks. Emphasis is placed on educating young Cossack traditions. Thanks to its tradition and continuity of generations Cossacks brought future patriots and defenders of the fatherland. On the basis of archival documents, the author shows that the Cossacks were brought up in the spirit of love of country, directly participated and played an important role Russian military campaigns in the East in the period under review.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание оренбургских казаков (на примере военных походов на Востоке в конце XIX начале XX вв. )»

УДК 94(47).08:94(571)

ББК (т)63.3(0)53

Бобров Егор Сергеевич

аспирант

кафедра отечественной истории и права Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Bobrov Egor Sergeevich Post-graduate Department of Russian History and Law Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk egorbobrov@mail.ru

Патриотическое воспитание Оренбургских казаков (на примере военных походов на Востоке в конце XIX - начале XX вв.)

Patriotic education Orenburg Cossacks on the example of military campaigns in the East in the late XIX - early XX centuries.

В статье рассматривается процесс воспитания и образования оренбургских казаков. Основное внимание уделено традициям воспитания молодых казаков. Благодаря своим традициям и преемственности поколений казаки воспитывали будущих патриотов и защитников отечества. На основе архивных документов автор показывает, что казаки, воспитанные в духе любви к родине, приняли непосредственное участие и сыграли немаловажную роль военных походах России на Востоке в рассматриваемый период.

The article describes the upbringing and education of the Orenburg Cossacks. Emphasis is placed on educating young Cossack traditions. Thanks to its tradition and continuity of generations Cossacks brought future patriots and defenders of the fatherland. On the basis of archival documents, the author shows that the Cossacks were brought up in the spirit of love of country, directly participated and played an important role Russian military campaigns in the East in the period under review.

Ключевые слова: казачество, оренбургское казачье войско, патриотические традиции, Памирские походы, русско-японская война, боксёрское восстание.

Key words: Cossacks, Orenburg Cossack army, patriotic traditions, Pamir hiking, Russian-Japanese War, the Boxer Rebellion.

В оренбургском казачестве к концу XIX в. сложились устойчивые традиции патриотического воспитания молодёжи. С малых лет жизнь казака была ориентирована на воспитание его в духе патриотизма и любви к своему войску и отечеству. Именно это и являлось смыслом жизни всех казаков. Всё это достигалось за счёт формирования у казачат чувства долга, чести и гордости за

своё войско и отечество. Такое воспитание прививалось им как в собственной семье, так и в школах, где, помимо обучения грамоте и письму, маленькие казаки постигали основы различных боевых навыков.

В конце 90-х гг. XIX в. во всех полках стали создаваться школы грамотности, поэтому подавляющее большинство казаков умели читать и писать. Командир 4-го Оренбургского казачьего полка полковник Ш.А. Кочуров сообщал в годовом отчёте в войсковой штаб, что «процент неграмотных на списочный состав полка составляет 5,2 процента» [5].

Процесс образования и воспитания казаков строился на преемственности. Учительский персонал станичных школ состоял в основном из уважаемых и опытных казаков - отставных офицеров и урядников. В одном из наставлений казачьим учителям отмечалось, что «скромность и вежливость при благоразумной и твёрдой воле поселят соревнование в учениках» [3]. То, что образование было тесно связано с военным и патриотическим воспитанием, подтверждает тот факт, что в перерывах между уроками и после учебных занятий детей казаков обучали также строевой подготовке и различным направлениям военных умений, таким как фехтование саблями и метание ножей.

Обязанности казачьих учителей были строго регламентированы особым положением о станичных школах. В одном из пунктов этого положения отмечалось: «объясняя ученикам своим святые истины христианской веры и правило добродетели, он (учитель) должен стараться, чтобы вверенные ему дети не только без затруднений понимали его наставления, но и привыкали чувствовать всю важность оных и важность своих настоящих и будущих обязанностей к Богу, царю, поставленным над ними властями, к самому себе и ближним» [1].

Весь процесс воспитания казаков строился на родственных и товарищеских отношениях. Во главе казачьей семьи стоял отец, дед или старший брат. Он был непререкаемым авторитетом и имел в семье всю полноту власти. Уже с детства у них вырабатывался так называемый «казачий дух», причастность к своим - к казакам. Этому способствовали награды отцов и дедов, станичные

праздники и, конечно, казачьи сказки и песни. О песнях следует сказать особо, ведь традиции хорового пения у казаков имели глубокие корни. И в боях, и в походах казаки жили с песней на устах, а что, как не песня, способствует становлению духа товарищества? Каждый казак обязан был знать песни своего войска, причём пели они эти песни повсюду - в походе, на сборах, в поле, дома. К данной традиции казаков приучали с ранних лет. В станичных школах их обучали музыкальной грамоте. Основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни, связанные с конкретными историческими событиями, а также те, которые отражали военный быт [10, с. 382].

В тетради сотника А. Мякутина, которая хранится в Государственном архиве Оренбургской области, записана песня, подтверждающая это:

«Мы киргизов усмиряли,

Забирали Ак-Мечеть,

И в Хиве мы побывли,

И кокандцам сбили спесь.

В семьдесят пятом году Разбивали мы орду,

Штурмом взяли Андижан И покончили с ней там» [2].

Даже казачьи праздники были не просто весёлым времяпрепровождением, но являлись своеобразным экзаменом на ловкость и удаль - проводились джигитовки, скачки на конях, рубка шашками. Причём участвовали в них как взрослые, так и дети.

Немаловажную роль играло у оренбургских казаков религиознонравственное воспитание. В праздничные и воскресные дни казаки обязательно ходили в храм, что ещё больше приобщало их к традициям и, следовательно, воспитывало в них патриотические чувства.

Очевидно, что главным фактором воспитания являлись в первую очередь боевые традиции войска. Традиции эти передавались из поколения в поколение,

казаки с ранних лет приучались к тому, что приоритет они должны отдавать интересам отечества и войска в ущерб своим личным интересам. Оторванные от родины и семьи в далёких военных походах, они представляли собой единое целое - помогали друг другу во всём, поддерживали друг друга. Опытные казаки всегда следили за поведением своих более молодых соратников.

Участие в войнах и военных кампаниях оренбургского казачества усиливало в них патриотизм и любовь к отечеству. Период со второй половины XIX до начала XX вв. характерен тем, что к России была присоединена часть Средней Азии, расширялось влияние России на Дальнем Востоке. Казачество играло в этих событиях немаловажную роль. Оренбургские казаки принимали участие в Памирских походах 1891 - 1895 гг., в охране КВЖД и подавлении боксёрского восстания в 1900 - 1901 гг., в русско-японской войне 1904 - 1905 гг.

Памир достался Российской империи вместе с покорением Коканда. Но долгое время эта территория оставалась без должного внимания. И тогда англичане, афганцы и китайцы решили поделить между собой этот забытый край, начав посылать туда свои войска и укреплять границы. Чтобы доказать туземному населению и захватчикам, что данная территория принадлежит Российской империи, признано было необходимым отправить туда рекогносцировочный отряд от войск Ферганской области под общим начальством командира 2го Туркестанского линейного батальона полковника Ионова. Охотничья команда 6-го Оренбургского казачьего полка под начальством сотника Хлебникова вошла в состав отряда в числе 32 нижних чинов и 1 фельдшера при 36 строевых лошадях [9, с. 276]. Только в 1895 г., после четырёхлетнего противостояния захватчикам, Россия при посредстве Англии заключила официальный договор, согласно которому «границею между русскими и афганскими владениями должна служить рек Пяндж и все земли, лежащие по правому берегу этой реки должны быть очищены афганскими войсками. Взамен такой уступки бухарский эмир принужден был отказаться от части Дарвазского бекства, лежащего к югу по левому берегу пограничной реки» [11, с. 141].

Участники похода получили в память о нём медали с вензелями Императоров Николая I, Александра II, Александра III и Николая II с надписью «за поход в средней Азии с 1873 - 1895 гг.» [12, с. 144].

В русско-китайской войне Оренбургское казачество сыграло не столь заметную роль, т.к. наиболее ожесточёнными и продолжительными были бои в Амурской области. В записи за12 июня 1900 г. в журнале военных действий Хайларского отряда генерал-майора Орлова сказано: «Последовало высочайшее повеление о приведении войск Приамурского военного округа на военное положение и о призыве на действительную службу чинов запаса армии в пределах Приамурского края и губерний Сибири» [7]. Но свой вклад оренбуржцы всё же внесли. Во-первых, в 1898 г. для несения охраны и поддержания порядка на КВЖД была создана специальная охрана стража, сформированная из пяти конных сотен. Одна сотня состояла из Терского казачьего войска, две - из Кубанского, одна - из Оренбургского и одна сотня представляла собой смешанный состав [8, с. 104]. Во-вторых, сразу после русско-китайской войны на Амур и в Приморье были переселены несколько тысяч потомственных казаков Оренбургского казачьего войска, что существенно укрепило пограничную линию.

Непосредственное участие оренбургские казаки принимали в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. Несмотря на то что война эта закончилась для России бесславно, многие казаки Оренбургского казачьего войска получили различные благодарности и награды.

Например, атаману станицы Коельской вахмистру П.Е. Попову за качественную подготовку мобилизованных в 12-й полк казаков и хорошее состояние их лошадей была объявлена благодарность [6]. Также 12 ноября 1904 года подъесаул 12-го оренбургского казачьего полка Николай Печенкин был награждён орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», 18 ноября -Святой Анны III степени, с мечами и бантами, а 23 ноября - Святого Владими-

ра IV степени, с мечами и бантами, а также два ордена получил его однополчанин - хорунжий Владимир Плотников [4].

На данных примерах можно увидеть всю эффективность патриотического воспитания оренбургских казаков. Их роль в присоединении и освоении новых территорий на Востоке и в укреплении и защите границ огромна. Оренбургское казачество во всех войнах конца XIX - начала XX вв. показывало образцы героизма и мужества, доказав свою необходимость и жизнеспособность и выполнив все возложенные на него обязанности, не посрамив честь отцов и дедов.

Героические усилия и подвиги казаков во многом помогли России в военных походах на Востоке на рубеже XIX - XX вв. С другой стороны, эти подвиги служили базой для воспитания оренбургского войска.

Источники

1. Государственный архив Оренбургской области (далее - ГАОО). Ф. 37. Оп. 1. Д. 38а. Л. 37.

2. ГАОО. Ф. 96. Оп. 1. Д. 130. Л. 18.

3. ГАОО. Ф. 96. Оп. 1. Д. 133. Л. 103.

4. ГАОО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 235. Л. 129.

5. ГАОО. Ф. 185. Оп. 71. Д. 232. Л. 53.

6. ГАОО. Ф. 186. Оп. 1. Д. 9. Л. 67.

7. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 486. Оп. 1. Д. 42. Л. 1.

Библиографический список

8. Мелихов, Г.В. Маньчжурия далёкая и близкая / Г.В. Мелихов. - М., 1991. - 314 с.

9. См.: Водопьянов, В.П. История 6-го Оренбургского казачьего полка / В.П. Водопьянов. - М., 1996. - 360 с.

10. См.: Сизенко, А.Г. Казачество России / А.Г. Сизенко. - Ростов-на-Дону: Владис, 2009. - 431 с.

11. Тагеев, Б.Л. Памирские походы 1892 - 1895 гг. / Б.Л. Тагеев. - Варшава, 1902. - 162 с.

12. Там же.

Sources

1. State Archive of the Orenburg region (onward - SAOR). F. 37. R. 1. F. 38a. P. 37.

2. SAOR. F. 96. R. 1. F. 130. P. 18.

3. SAOR. F. 96. R. 1. F. 133. P. 103.

4. SAOR. F. 185. R. 1. F. 235. P. 129.

5. SAOR. F. 185. R. 71. F. 232. P. 53.

6. SAOR. F. 186. R. 1. F. 9. P. 67.

7. Russian State Military Historical Archive. F. 486. R. 1. F. 42. P. 1.

Bibliography

8. Melikhov, G.V. Manchuria distant and near / G.V. Melikhov. - M., 1991. - p. 314.

9. Q. v.: Vodopyanov, V.P. History 6th Orenburg Cossack Regiment / V.P. Vodopyanov. - M., 1996. - p. 360.

10. Q. v.: Sizenko A.G. Russian Cossacks / A.G. Sizenko. - Rostov-on-Don, 2009. - p. 431.

11. Tageev, B.L. Pamir hiking 1892 - 1895 / B.L. Tageev. - Warsaw, 1902. - p. 162.

12. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.