Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
563
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная молодежная политика / макрополитическая идентичность / патриотическое воспитание / политика идентичности / нациестроительство / национальное самосознание / Союзное государство Беларуси и России / state youth policy / supranational identity / Patriotic education / identity policy / nation-building / national identity / Union State of Belarus and Russia
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бахлова О. В., Бахлов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Бахлова О.В.

д.полит.н., профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет [email protected], [email protected] Бахлов И.В.

д.полит.н., зав. кафедрой всеобщей истории, политологии и регионоведения, Национальный исследовательский

Мордовский государственный университет

[email protected]

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ1

Ключевые слова: государственная молодежная политика, макрополитическая идентичность, патриотическое воспитание, политика идентичности, нациестроительство, национальное самосознание, Союзное государство Беларуси и России.

Keywords: state youth policy, supranational identity, Patriotic education, identity policy, nation-building, national identity, Union State of Belarus and Russia.

Трансформация мироустройства в целом, отдельных государств и регионов в свете неоднозначных последствий глобализации, регионализации и интеграции побуждает вновь и вновь размышлять о видоизменении сфер политики, сопряженных с сохранением традиционных ценностей, находящихся в основании национального самосознания. В этом плане незаменимую роль играет политика идентичности, имеющая многомерное содержание. Ее можно трактовать и более развернуто, допуская участие широкого круга субъектов (включая неправительственные институты) во взаимосвязи с опытом, культурой, идентичностью, политикой и властью («identity politics»)2, и более узко - в смысле политического курса правящих элит в процессе складывания новых политических сообществ («identity policy»)3. Некоторые отечественные авторы говорят непосредственно о государственной политике идентичности либо о тех или иных усилиях властных структур в области формирования и укрепления (обще)российской (гражданской) идентич-

4

ности .

Как бы то ни было, политика идентичности подвержена воздействию совокупности объективных и субъективных обстоятельств, тем более, если речь заходит о перспективах макрополитической идентичности. Во-первых, любой сфере, области политики зачастую присуща манипулятивная составляющая. Она обнаруживается и в апелляциях политических акторов в ходе избирательных кампаний и в целом в их деятельности к многовековым устоям, институциям, воспринимаемым как привычные, естественные и непреложные в данном сообществе. Во-вторых, повышенная чувствительность проблематики идентичности наблюдается в сложных по своим параметрам государствах и государствах, относимых к группе так называемых «новых независимых», каковыми формально считаются и республики бывшего Советского Союза. Россия, имеющая более чем тысячелетнюю историю независимой государственности, казалось бы, находится по сравнению с остальными постсоветскими странами в благоприятном положении. Однако пережитые ею неоднократные испытания и эпохальные потрясения также сказываются на содержании и приоритетах политики идентичности, проявляются в неоднозначных политических интерпретациях, порождающих разрывы в аргументации преемственности, тем более опасных вследствие обширности пространства России, внутренней неоднородности и противоречивости идеологического фактора. В-третьих, геополитические и иные константы превращают Россию в одного из ведущих игроков в масштабах Евразии и всего мира, что влияет на ее интеграционные инициативы, на отношение к ним других участников интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ), а также внешних сил. Общее прошлое, социокультурные, экономические и прочие узы России и остальных стран СНГ при этом могут рассматриваться в позитивном либо негативном спектре политики идентичности в ракурсе нациестроительства. В современных условиях они все более (пере)осмысливаются в логике внешнего влияния и провоцируют в том числе нарастание дискурса суверенности, легитимирующего состоятельность постсо-

1 Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи» № 18-011-00364 А.

2 Bernstein M. Identity Politics // Annual Review of Sociology. 2005. - Vol. 31, N 1. - P. 47-74.

3 Цумарова Е.Ю. Политика идентичности: politics или policy? // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2012. - № 2. - С. 5-16.

4 Джабраилов Ю.Д. К вопросу о политике идентичности в Российской Федерации // Гуманитарные и социальные науки. 2019. - № 5. - С. 41-50; Лагутин О.В. Принципы государственной политики формирования идентичности в современной России // Конфликтология. 2019. - Т. 14, № 3. - С. 44-55; Рудаков А.В., Устинкин С.В. О перспективах политики формирования и укрепления российской идентичности // Власть. - М., 2018. - Т. 26, № 6. - С. 104-110 и др.

ветской государственности и опровергающего некие «реставрационные»/(ре)интеграционные идеи и проекты. Это касается, например, и идеи «Русского мира», которая довольно прохладно была встречена даже политическим руководством Республики Беларусь (РБ).

Применительно к пространству СНГ, тем не менее, усиливающееся значение внешнего фактора нередко коррелирует с «цветными революциями», обостряющими, помимо прочего, проблему «интеграционного выбора» между Европейским Союзом (ЕС) и «пророссийскими» объединениями (Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Союзным государством Беларуси и России (СГБР)), ставя вопросы о принадлежности к «европейской», «евразийской», «русской», «славянской» цивилизациям и т.п. Сказанное, несомненно, актуально для самой России и ее ближайших союзников в рамках СНГ, в последнее время особенно - для Беларуси, учитывая текущий внутренний кризис, который ощутимо интернационализируется вследствие вмешательства внешних сил, в первую очередь ЕС и отдельных его государств-членов. Полагаем, что в сложившейся ситуации проект Союзного государства сохраняет чрезвычайную геополитическую и цивилизационную важность и вместе с тем наглядно представляет разнообразные сложности в воплощении политики идентичности на уровне интеграционного объединения, страны-участницы которого по своим социокультурным параметрам гораздо более однородны, нежели страны Евросоюза.

«Цветные революции» и другие вызовы и угрозы внешнего и внутреннего происхождения демонстрируют уязвимость «identity policy» в восприятии определенных категорий населения. Во многом это касается молодежи как «наиболее восприимчивой и мобильной части социума»1. Социологические данные часто свидетельствуют о высокой степени эмиграционных настроений среди молодежи, недостатке патриотизма, ориентированности на материальные ценности; молодые люди воспринимаются как патриоты менее чем половиной респондентов (43% согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в августе 2020 г.) и примерно таким же количеством опрошенных - как равнодушные к своей стране (45%)2. Даже учитывая специфику молодежи как социально-возрастной группы, подобные результаты можно считать как минимум настораживающими. Отвлекаясь от поколенческой принадлежности, заметим, что сопоставление данных соцопросов (ВЦИОМ и Института социологии НАН Беларуси) по РФ и РБ примерно в одинаковые периоды времени обнаруживает наличие среди респондентов большего количества граждан, считающих себя патриотами, в России, чем в Беларуси: 92 против 69%3. Некоторые белорусские авторы с сожалением констатируют: «Патриотизм не является определяющей ценностью для различных групп населения Беларуси», в особенности молодежи, в большей степени заинтересованной в удовлетворении материальных притязаний и сориентированной на прагматические цен-ности4. Впрочем, схожие проблемные моменты подмечаются и в российском теоретическом дискурсе. В контексте политики идентичности и происходящих в РФ и Беларуси событий интересными представляются и выводы о том, что патриотизм включает функцию легитимации или делегитимации власти и что значение патриотического сознания может возрастать, но сопровождаться поисками другого политического субъекта как его носителя5.

Между тем и в России, и в Беларуси, и в Союзном государстве вопросам патриотического воспитания уделяется пристальное внимание. На внутригосударственном уровне действуют большое количество официальных документов -нормативных и прочих, в первую очередь в сферах культуры, образования и государственной молодежной политики. Так, в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается: важно выработать в молодежной среде приоритет национально-государственной идентичности, а также воспитать чувство гордости за Отечество. В Республике Беларусь гражданское и патриотическое воспитание молодежи отнесено к основным направлениям государственной молодежной политики РБ; в подпрограмме 11 «Молодежная политика» соответствующей госпрограммы РБ в качестве одной из задач называется формирование у молодежи активной гражданской позиции и патриотизма6.

Неслучайно функции координатора по реализации специализированной госпрограммы РФ возлагаются на Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)7, под эгидой которого в 2018 г. прошел Всероссийский форум молодежных общественных организаций и объединений патриотической направленности (инициатор и организатор -Казанский федеральный университет). Важным участником и оператором Программы является федеральное государ-

1 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/

2 ВЦИОМ объяснил планы молодежи уехать из России желанием посмотреть мир. - https://www.rbc.ru/society/27/11/2019/ 5dde21599a79471b799492e7; Молодая Россия: автопортрет и взгляд со стороны. - https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10401

3 ВЦИОМ: Что значит быть патриотом? - https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9156; Барановский Н.А. Национальная идея как фактор формирования патриотизма // Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16-17 мая 2019 г. / Гл. ред. Г.П. Коршунов. - Минск, 2019. - С. 43.

4 Ксенофонтов В.А., Нижнева-Ксенофонтова Н.Л. Патриотическое воспитание как приоритет национальной безопасности // Патриотизм и патриотическое воспитание... С. 155.

5 Мартынов М.Ю., Фадеева Л.А., Габеркорн А.И. Патриотизм как политический дискурс в современной России // Полис. -М., 2020. - № 2. - С. 109-121.

6 Государственная программа «Образование и молодежная политика на 2016-2020 годы»: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 250 (ред. от 22.09.2020). - https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21600250; Об основах государственной молодежной политики: Закон Республики Беларусь 7.12.2009 № 65-З (ред. от 21.09.2016). -https://etalonline.by/document/?regnum=H10900065; Основы государственной молодежной политики.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020). - http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_192149/

ственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриот) - подведомственное учреждение Росмолодежи. Его цель - сформировать у молодежи адекватное отношение к понятию «патриотизм», к гражданской активности и личной ответственности. Примечателен акцент на дея-тельностном компоненте патриотического воспитания; показательно в данном ключе выражение «Недиванный патриот», употребляемое на официальном сайте Центра для обозначения рассматриваемого направления деятельности. Речь идет о поддержке патриотических проектов, проведении конкурсов, встреч с Героями России, оказании помощи в организации поисковых работ и исторических реконструкций1. Однако центры патриотического воспитания под эгидой Роспатриота функционируют сейчас менее чем в половине субъектов РФ. Кроме того, анализ информационного наполнения сайта обнаруживает больший крен в сторону волонтерства, нежели собственно патриотического воспитания, хотя, безусловно, во многом эти понятия и направления неотделимы друг от друга.

В обоих государствах предусматриваются поддержка создания и функционирования молодежных общественных объединений с соответствующими целями деятельности. В РФ одним из главных принципов государственной поддержки молодежных и детских объединений является приоритет общих гуманистических и патриотических ценностей в их деятельности2. Многие из существующих в РФ и РБ молодежных общественных объединений ставят перед собой цели и задачи в сфере патриотического воспитания. Например, Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) своей целью заявляет создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа3. Прослеживается артикуляция гражданско-патриотического воспитания, хотя востребовано и военно-патриотическое (активно действуют военно-патриотические клубы, кадетские корпуса, суворовские училища и пр.). Примечательно, что на официальном сайте Всероссийского детско-юношеского движения «ЮНАРМИЯ» зафиксирован слоган «Воспитание гражданина и патриота», а среди его уставных целей - сохранение и приумножение патриотических традиций4. «ЮНАРМИЯ» выступает организатором многих конкурсов и акций патриотической направленности: «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», «Патриотизм в моем сердце», «Подвиг героев в сердцах поколений» (в рамках социального проекта «Память жива» с использованием гранта Президента Российской Федерации) и др. Аналогичные акции и проекты осуществляются и белорусскими молодежными объединениями. Так, «Белорусский союз суворовцев и кадет» проводит военно-патриотические акции «Вахта памяти», «Никто не забыт, ничто не забыто», военно-мемориальную акцию «Незабытые могилы» и др.5. Таким образом, в патриотическом воспитании молодежи России и Беларуси неизменно присутствуют сюжеты в плоскости исторической памяти.

Не менее важно, что сохранение общего исторического наследия и патриотическое воспитание находятся в фокусе мероприятий в рамках Союзного государства. Например, темой VII Форума регионов Беларуси и России (сентябрь 2020 г.) было историческое наследие Великой Победы как основы социально-экономических и духовных связей народов двух стран (секции «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне - основа воспитания патриотизма и гражданской ответственности», «Беларусь и Россия: расширение совместных усилий по противодействию героизации нацизма на международных площадках», «Парламентское измерение в контексте сохранения исторического наследия и укрепления единства братских народов», экспертная сессия «Образование как основа сохранения общей исторической памяти» и др.). Традиционно тема исторической памяти присутствует и в повестке Белорусско-Российского молодежного форума6. Так, на VIII Форуме (сентябрь 2020 г., 1 этап) в центре внимания находились вопросы взаимодействия молодежных парламентских организаций в деле сохранения объективной исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., формирования патриотических ценностей молодежи и сохранения преемственности поколений, оценки опыта волонтеров Победы в популяризации изучения истории минувшей войны7. Еще один значимый институциональный формат в анализируемом ракурсе - Молодежная палата при Парламентском собрании Союза Беларуси и России. В частности, она запустила патриотический проект «Цифровая звезда», реализация которого началась в 2020 г.8.

Подытоживая, отметим, что в бюджете Союзного государства не предусматривается отдельной строки по финансированию патриотических мероприятий и проектов, однако они включены в более общие направления деятельности. Прежде всего это касается формирования ряда общих пространств - образовательного («Образование»): так, в бюджете на 2020 г. прописано финансирование военно-патриотической смены учащихся суворовских военных (Нахимовского военно-морского) и кадетских училищ Беларуси и России (27 415 тыс. рос. руб.), гражданско-патриотической кадетской смены учащихся Союзного государства «За честь Отчизны» (25 480 тыс. рос. руб.) и др.;

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриот): офиц. сайт. - https://rospatriotcentr.ru

О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7041/

3 Устав ОО «БРСМ». - http://brsm.by/about/info/statute/

4 Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ». - https:// yunarmy.ru/upload/iblock/ff6/Ustav_VVPOD_ YUNARMIYA.pdf

5 Белорусский союз суворовцев и кадет. Деятельность и проекты. - https://belkadet.by/o-soyuze/deyatelnost-i-proekty

6 VII Форум регионов Беларуси и России прошел в режиме видеомоста и был посвящен развитию социально-экономических и духовных связей народов двух стран. - http://council.gov.ru/events/news/119388/

7 На Белорусско-Российском молодежном форуме обсудили, как сохранить историю и воспитать патриотов. - https:// yandex.ru/turbo/minsknews.by/s/na-belorussko-rossijskom-molodezhnom-forume-obsudili-kak-sohranit-istoriyu-i-vospitat-patriotov/

8 Молодежная палата объявила международный проект «Цифровая звезда». - https://www.souzveche.ru/news/49425/

культурного (гуманитарного) («Культура, искусство и кинематография»): проект «Создание скульптурной композиции для Ржевского мемориала советскому солдату в Тверской области» (14 851,8 тыс. рос. руб.), фестиваль «Молодежь - за Союзное государство» (14 849 тыс. рос. руб.) и др.; информационного («Средства массовой информации»)1: союзные СМИ (журнал «Союзное государство», периодическое издание Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (Парламента Союзного государства) - газета «Союзное вече, периодическое издание Совета Министров Союзного государства - газета «Союз. Беларусь - Россия») также призваны освещать патриотическую проблематику на своих страницах. Подобной функцией наделен и союзный телеканал «БелРос», в последнее время продвигаемый на мультимедийной платформе. С другой стороны, союзные СМИ далеко не доминируют в информационном пространстве как Беларуси, так и России, что порождает дополнительные трудности в освещении и обсуждении актуальной для патриотического воспитания молодежи обеих стран проблематики и, соответственно, в предупреждении и пресечении деструктивного влияния на нее. Подчеркнем, что и в российских СМИ, в том числе федеральных, явно прослеживается недостаточность программ патриотической направленности в целом и интересных для молодежи в данном смысле.

Резюмируя и возвращаясь непосредственно к плоскости политики идентичности, можно говорить о том, что относительно существенная часть молодежи и РФ, и РБ «выпала» из поля притяжения патриотического мейнстрима власти и патриотических общественных объединений. Все большее смещение акцентов в понимании патриотизма (от любви к Родине, Отечеству к необходимости перемен), что подтверждают соцопросы и реальные события, побуждает задуматься о необходимости определенной коррекции проводимого курса. Представляются насущными: расширение изучения родной истории и отечественной культуры в различных учебных заведениях; поддержка краеведения как значимого ресурса воспитания у молодых людей любви также к «малой Родине»; развитие этнокультурного и исторического туризма и соответствующего брендирования территорий; вовлечение молодежи в реальные проекты, которые могли бы стать площадкой для приобретения профессиональных навыков (в той же сфере туризма). Крайне желательно, чтобы названные и иные векторы не только дополняли друг друга, но и были непосредственно включены в интеграционное поле Союзного государства.

1 О бюджете Союзного государства на 2020 год: Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства от 21.02.2020 № 2 // Союз. Беларусь - Россия. 2020. - № 8 (924). - С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.