педагогические науки
Кондаурова Инесса Константиновна, Асадова Гюльназ Ягуб кызы ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ...
УДК 378.016: 51
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
© 2018
Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Асадова Гюльназ Ягуб кызы, студентка 5 курса
Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического обоснования, практической разработки и экспериментальной апробации методического обеспечения патриотического воспитания младших подростков средствами учебного предмета «Математика». Уточнено определение понятия «патриотическое воспитание младших подростков». Охарактеризованы основные средства обучения математике, способствующие патриотическому воспитанию младших подростков, и сформулированы методические рекомендации по их использованию в образовательном процессе. Приведены результаты экспериментальной проверки методических разработок мероприятий патриотической направленности для учащихся, изучающих математику в 5-6 классах (занятия математического кружка «Саратов в числах»).
Ключевые слова: патриотическое воспитание; математическое образование школьников; младшие подростки.
PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER TEENAGERS BY MEANS OF THE SUBJECT MATHEMATICS
© 2018
Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Asadova Gulnaz Yaqub kizi, 5th year student Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: [email protected])
Abstract. The results of theoretical substantiation, practical development and experimental approbation of methodological support of patriotic education of younger teenagers by means of the subject mathematics are presented in the article. The definition of the concept of patriotic education of younger teenagers is clarified. The main means of teaching mathematics, contributing to the patriotic education of younger teenagers are characterized and methodical recommendations for their use in the educational process are formulated. The results of the experimental verification of methodical development of patriotic activities for students studying mathematics in grades 5-6 are given (lessons of the mathematical circle «Saratov in numbers»).
Keywords: patriotic education, mathematical education of schoolchildren, younger teenagers.
Воспитание патриотизма в настоящее время признано на государственном уровне одним из приоритетных направлений в системе образования России, что делает необходимым наличие у будущих учителей специальной готовности [1-8].
Патриотическое воспитание младших подростков средствами учебного предмета «Математика» - деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, направленная на развитие нравственно-патриотических и историко-патриотических качеств личности, осуществляемую посредством использования на уроках и во внеурочной работе по предмету (математика) историко-математического материала [9-14] и математических задач с патриотической фабулой.
Продуктивность использования историко-математи-ческого материала напрямую зависит от его содержания и объема, которые должны соответствовать целям и задачам урока, а также возрасту учащихся. Формы подачи историко-математического материала на уроках и внеурочной деятельности по математике могут быть разными, начиная от простых (беседа учителя, короткие сообщения учеников на заданную тему, решение исторических задач, выпуск стенгазет) до более глубоких и сложных таких, как историко-математическая конференция, защита рефератов по вопросам истории математики.
Методические рекомендации по использованию историко-математического материала для эффективного патриотического воспитания младших подростков средствами учебного предмета «Математика».
1. Решение сюжетных задач с историко-математи-ческой фабулой. Благодаря этому урок математики становится не просто уроком, на котором нужно решать и вычислять, а пробуждает чувство сопричастности к величию своей страны, собственных предков.
2. Чтобы у обучающихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, необходимо знакомить их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни.
3. На уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную беседу (там, где это возможно в соответствии с программой) о значении математики в жизни.
Математическая задача с патриотической фабулой -текстовая математическая задача, фабула которой содержит информацию, имеющую патриотическое значение.
Методические рекомендации по использованию математических задач с патриотической фабулой для эффективного патриотического воспитания младших подростков средствами учебного предмета «Математика».
1. Решение готовых (предложенных учителем) математических задач с патриотической фабулой.
2. Самостоятельное составление математических задач с патриотической фабулой.
3. Решение на уроках задач, содержащих краеведческую информацию. Это могут быть задачи, содержащие историческую (и не только) информацию о родном крае, школе и т.д.
4. Использование интерактивных упражнений с патриотической фабулой.
В качестве примера рассмотрим фрагмент занятия математического кружка «Саратов в числах».
Содержание занятия включает:
- работу с интерактивным упражнением «Достопримечательности Саратова», созданным в LearningApps.org (приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей);
- поиск необходимой информации в сети Интернет;
- коллективное обсуждение наиболее интересных фактов, связанных с культурными объектами родного
Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
7
Kondaurova Inessa Konstantinovna, Asadova Gulnaz Yaqub kizi PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER TEENAGERS BY MEANS ..
pedagogical sciences
города;
- решение практических задач; рефлексию.
Интерактивные упражнения разработаны как задания с двумя основными требованиями: «Что к чему?» и «Реши задачу!».
Сетка приложений «Достопримечательности Саратова» (рисунок 1) содержит следующие интерактивные упражнения:
Рисунок 1 - Сетка приложений «Достопримечательности Саратова»
1. Гагаринское поле - упражнение, относящееся к типу «Заполни пропуски» (рисунок 2), предполагает решение уравнений, и при успешном выполнении - выяснение интересных фактов отечественной космонавтики: в каком году был совершен легендарный полет Юрия Гагарина; сколько длился полёт первого космонавта; массу корабля «Восток» и высоту его полёта над Землей.
Рисунок 2 - Интерактивное упражнение «Гагаринское поле»
2. Немного об истории Парка Победы. Упражнение, относящееся к типу «Найди пару», позволяет учащимся познакомиться с историей Парка Победы.
Для установления верного соответствия учащимся требуется дополнительная информация, которую они смогут найти, например, на страницах Википедии или Большой Саратовской энциклопедии (http:// saratovregion.ucoz.ru/index.htm).
При наличии неправильных ответов разворачивается беседа об основаниях выбора. В упражнение включён звуковой элемент с песней «Журавли» (музыка Я.А. Френкеля, слова Р.Г. Гамзатова) в исполнении М. Бернеса, который может служить фоном или самостоятельным компонентом занятия.
Выполнение упражнения завершается словами Р. Рождественского из поэмы «Реквием». Упражнение составлено так, что в процессе его выполнения пары не удаляются с игрового поля, поэтому учителю следует следить за тем, чтобы ответы располагались по периметру поля (рисунок 3).
Рисунок 3 - Интерактивное упражнение «Немного
об истории Парка Победы» 3. Интересные факты о Саратовской государственной консерватории. Упражнение относится к типу «Заполни пропуски» и включает ряд фактов, в некоторых случаях, зашифрованных в числовых выражениях (рисунок 4).
Одной из достопримечательностей Саратова является Консерватория. Полное название -^Саратовская государственная консерватория имени Здание консерватории было возведено в 2 3 - 317, то есть в году на участке,
выделенном на углу Немецкой и Никольской улиц хлопотами княгини Мещерской, по проекту городского архитектора для размещения музыкального училища. Само
музыкальное училище первоначально посвящалось цесаревичу .
Именно здесь в 1917 году провозгласили начало советской власти. Здание национализировали, назначили профессора Г. Э. Конюса ректором.
1Ш1к названию Саратовской государственной консерватории добавилось имя — Л. В. Собинов, произошло это в 43 -45, то есть в году.
В годы Великой Отечественной войны ее объединили с Московской. Именно в те годы башни на здании урезали, так как они служили отличным ориентиром для бомбардировок города. Башни вернули только в 25 • 79, то есть в ^^^^^Щгоду.
В настоящее время в Саратовской консерватории в наличии 90 : 5, то есть кафедр, а
свыше ста выпускников стали известными профессионалами в музыкальных жанрах. В Саратовской государственной консерватории имени есть три зала: большой зал на 469 мест, концертный зал "Театральный", в котором на 253 меньше, чем в большом зале, то есть мест.и малый зал, число мест которого есть квадрат наименьшего двузначного числа, то есть
Рисунок 4 - Интерактивное упражнение «Интересные факты о Саратовской государственной консерватории»
4. Природный парк «Кумысная поляна» (интерактивный пазл «Угадайка») помогает поближе познакомиться с флорой и фауной Кумысной поляны (рисунок 5).
Рисунок 5 - Интерактивное упражнение «Кумысная поляна»
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
8
педагогические науки
Кондаурова Инесса Константиновна, Асадова Гюльназ Ягуб кызы ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ...
После того как все обучающиеся правильно распределят слова по категориям, можно зачитать маленькое сообщение о животных и растениях парка, а также предложить ученикам составить задачи о некоторых видах флоры и фауны, например: «Высота клёна достигает 40 м, а дуба - 4000 см. Какое дерево выше?» или «Известны случаи, когда возраст берёзы насчитывал 400 лет, а дуба в 5 раз больше. Каков возраст дуба-долгожителя?»
5. Немного цирка. Упражнение, относящееся к типу «Заполни пропуски», включает задачи на развитие логики и мышления (рисунок 6).
Рисунок 6 - Интерактивное упражнение «Немного цирка»
6. Лукоморье. Упражнение, относящееся к типу «Найди пару» (рисунок 7).
Завершается упражнение заданием составить небольшой рассказ в цифрах и фактах о своей прогулке по парку.
Рисунок 7 - Интерактивное упражнение «Лукоморье»
Результаты экспериментальной проверки методических разработок занятий кружка подтвердили его развивающий эффект.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кондаурова И.К., Коростелев А.А. Подготовка будущих педагогов к обучению школьников и студентов математике с учетом историко-культурного своеобразия региона // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 181-185.
2. Кондаурова И.К. Историко-методическая подготовка будущих учителей математики в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 77-79.
3. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателей математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.
4. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических спо-
собностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1 (16). С. 269-273.
5. Абросимова К.А. Что значит быть патриотом? // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 30-32.
6. Верещагина Н.И. Патриотизм как основа патриотической культуры школьников // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 23-30.
7. Александрова Е.А., Суменков И.А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 235-238.
8. Крылова Е.Л. Патриотизм как ведущая идея воспитания российской молодежи в современном социуме // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 195199.
9. Кондаурова И.К., Матершева Л.Н. Математические задачи с использованием историко- краеведческого и фольклорного материала // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию П.А. Ларичева. 2017. С. 220-223.
10. Кондаурова И.К., Матершева Л.Н. Этномате-матический подход к организации внеурочной деятельности младших подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 223-229.
11. Кондаурова И.К., Матершева Л.Н. Организация внеурочной деятельности школьников по математике с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 278-282.
12. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Развивающий контекст методов обучения математике // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2006. № 8. С. 168.
13. Техти В.Л. Основные направления патриотического воспитания в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 117-119.
14. Павлова О.А. Общекультурная компетентность как основа формирования патриотического сознания студентов-бакалавров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 22-26.
Статья поступила в редакцию 25.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
9