Патриотическое и гражданское воспитание школьников на уроках русского языка и литературы Соколова А. М.
Соколова Антонина Михайловна / Sokolova Antonina Mihajlovna - учитель высшей квалификационной категории,
учитель русского языка и литературы,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 31, г. Иркутск
Аннотация: статья о воспитании патриотизма и гражданских чувств у молодого поколения.
Abstract: article about the education of patriotism and civic sense among the younger generation.
Ключевые слова: патриотизм, гражданин, Родина.
Keywords: patriotism, citizen, homeland.
Когда-то давно в одной статье о школе я прочла такие слова: «Литература и история - самые главные школьные предметы. История делает человека гражданином, а литература - человеком». А любовь к Родине - это то, без чего не может быть настоящего человека.
Патриотизму учит, в первую очередь, литература о войне; оно и понятно: в острой, критической ситуации, в тяжелую годину проверяется человек, проверяется, на что способен он ради Родины. Это такие произведения, как «Война и мир» Л. Толстого, «Бородино» М. Лермонтова, «Судьба человека» М. Шолохова, «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Убиты под Москвой» К. Воробьёва, «Горячий снег» Ю. Бондарева.
Патриотизму учит и отрицание войны как средству выяснения отношений между странами, и боль за судьбу страны, опять (в который раз!) вынужденной сражаться за свою независимость. Блоковское стихотворение «Коршун» (коршун - образ - символ злых сил, кружащихся над Родиной и несущих ей горе, разорение) - тому пример.
Идут века. Шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Два риторических вопроса, завершающих стихотворение, построены параллельно; они отражают блоковское (и вообще русское) неприятие войны, боль за свою страну:
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить [4]?
И в этом «доколе?» - взгляд на всю русскую историю, взгляд через седину веков, взгляд, соединяющий в русском сердце Александра Невского и Георгия Жукова, заставляющий ощутить себя русским человеком, человеком, за плечами которого славная тысячелетняя история, человеком с «корнями», а не Ванькой, родства не помнящим.
Когда-то А. Пушкин о любви к Родине сказал очень просто:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам [5].
Любви к Родине учит и отказ покинуть «родное пепелище», уехать в эмиграцию, например, в стихотворениях Анны Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам...» [6], «Я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был...» [6]. Эти стихотворения пробуждают у читателя - школьника уважение к поэту, который в самое трудное для страны время, время сталинских репрессий, разделил со страной всю её боль, не уехал туда, где спокойнее и уютнее, остался на родной земле, потому что она - Родина.
Патриотизму учит и прямое авторское слово («Люблю до радости и боли твою озёрную тоску...» [9] С. Есенина), и, что гораздо чаще встречается и глубже трогает сердце, то, что Л. Толстой называл «скрытой теплотой патриотизма», - не прямое, не назидательное, не крикливое, но задушевное, но глубокое, какое мы видим, например, в ахматовском стихотворении «Родная земля»:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
...Но ложимся в неё и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею [6].
А цветаевское стихотворение «Тоска по Родине» - лучший образец русского патриотического слова. Странная, особенная композиция у этого стихотворения. Поэт - эмигрант Марина Цветаева в тридцати восьми строчках отрицает понятие «любовь к Родине» («давно разоблаченная морока», «язык?.. мне
совершенно все равно, на каком... не понимаемой быть встречным...», люди? никого близкого сердцу ни там (на Родине), ни здесь (в эмиграции) не найдешь).
Короче, «всяк дом мне пуст, всяк храм мне пуст, и всё - равно и все - едино...»
И вдруг в последних двух строчках прорывается то, что лежит на самом донышке души, то, что тянет душу непередаваемой тоской:
Но если на дороге куст встает,
Особенно - рябина [7]...
Любовь к Родине воспитывают и страницы художественных произведений, где изображен патриотизм истинный и ложный (вспомним маленького капитана Тушина из эпопеи Л. Толстого «Война и мир», тихо, незаметно, некрикливо делающего свое великое дело - спасение Родины, и сравним его с Долоховым, тоже совершившим подвиг, но во имя чего? - «только не забудьте, ваше превосходительство, я первый ворвался... не забудьте!» [1] - не любовь к Родине двигала Долоховым, когда он совершал свой подвиг, - желание получить награду).
Не может быть хорошего гражданина, если он - человек плохой. «Что такое гражданин? - Отечества достойный сын» [3], - говорил Н. Некрасов. Быть достойным сыном отечества учит вся русская литература. Например, так называемая «военная литература» учит не только святой ненависти к врагу (как оборотной стороне любви к Родине), но и гуманизму по отношению к поверженному врагу.
В традициях русской литературы - заповеди, заложенные в ребенке с детства: «не бей лежачего», «не подталкивай падающего». Не зря Кутузов в эпопее «Война и мир» призывает русских солдат не мстить поверженным французам: «Теперь их пожалеть можно. Тоже и они люди» [2]. И простой солдат Сашка из повести В. Кондратьева «Сашка» не может убить пленного безоружного немца, которого требует расстрелять комбат, - он чувствует, что если сделает это, то что-то человеческое «порушится в нем» [10]. Достойного сына Отечества воспитывает русская литература.
Кажется, меньше возможностей для патриотического воспитания (по сравнению с литературой) у предмета «русский язык», но гордость за свой язык - это составная часть любви к своей Родине. А эту гордость пробуждают и знаменитое тургеневское стихотворение о «великом, правдивом и свободном» русском языке, и ломоносовские слова о том, что если бы Карл V «российскому языку был искусен, он нашел бы в нем великолепие испанского, нежность итальянского, живость французского, крепость немецкого и сверх того богатство и сильную в воображениях краткость греческого и латинского языков».
Из учебников русского языка после многочисленных редакций были убраны тексты с просоветской тематикой, зато включено много текстов лучших русских прозаиков о русской природе. Для упражнений с заданием определить стиль и тип речи отобраны отрывки из произведений И. Бунина, К. Паустовского, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова, в которых русская природа изображена во всей своей неяркой прелести (будь то лунная ночь, или пасмурный, дождливый день, или тихий закат), где авторская позиция выражена не прямо, но любовь к Родине звучит в каждой строке. «Ясной любовью наполняется сердце», когда читаешь эти строки.
Наряду с текстами художественного стиля в учебнике много текстов и публицистического стиля, где голос автора звучит взволнованно, скорбно, особенно если это тексты о войне, о суровых буднях войны, о героях войны. Например, текст о могиле Неизвестного солдата не может оставить равнодушным юного читателя. Самые высокие гражданские чувства пробуждаются в душе, когда слышишь эти строки:
«Он упал на заснеженную ноябрьскую землю на сорок первом километре под Москвой. Неизвестный солдат... кем он был? О чем мечтал? Был ли это безусый боец или отец семейства?.. Мы ничего не знаем о нем. Знаем только, что землю, на которую он упал, он любил больше всего в жизни, что в час его гибели совершился исторический перелом: наши войска отбросили врага от Москвы и начали свой победный путь до Берлина. «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен», - высечено на гранитной плите...
Никогда, никогда не забудем мы своих известных и неизвестных героев!» [11]
Любви к Родине, к родному языку учит и упражнение из темы «Заимствованные слова» с заданием: «Замените иностранные слова русскими». Это задание предваряют слова: «Сейчас очень часто иностранные слова употребляют без какого-либо чувства меры, без всякой на то надобности, засоряя и искажая наш язык. Они употребляются даже тогда, когда у нас есть синонимические им исконно русские слова. С этим надо бороться» [12].
Упражнение с таким заданием как нельзя более точно передает веяния нынешнего времени. Люди, предпочитающие русским словам иностранные, напоминают крыс из басни С. Михалкова «Две крысы»:
Я знаю: есть еще семейки, где наше хают и бранят и с умилением глядят на иностранные наклейки, а сало русское едят [8]).
Любви к Родине может учить и такая совершенно «некрылатая» вещь, как грамматический разбор, например, словообразовательный разбор слова «разбросали» (приставка раз - и ее значение разорванности, разъединенности) из стихотворения М. Цветаевой «Расстояние, вёрсты, мили...» - о трагедии лучшего русского поколения, поколения Серебряного века, которое вынуждено жить вне Родины, оборвать все связи
с ней, что непереносимо для русского сердца; или лексический разбор слов «рассОрили - рассорИли» (обыгрывается значение омографов) из этого же стихотворения [7].
Любви к Родине и гордости за нее может учить этимологический разбор, например, слова «шаромыга» («шер ами» - дорогой друг - так говорили разбитые французские солдаты, прося кусочек хлеба у русских крестьян, за что и получили хлёсткое название - «шаромыги» - грязные, оборванные попрошайки).
О богатстве русского языка и гордости за этот язык может говорить и выполненное задание «подбери синонимы к слову». К некоторым словам русского языка можно без особого труда подобрать до 10-15 синонимов.
Гордости за свой язык учат и первые параграфы в учебниках разных классов: «Функции русского языка в современном мире» [13], «Международное значение русского языка» [14].
Родина. Отечество. Отчизна. Земля отцов. Место, где родился. Без любви к Родине не может быть нормальным человек. И не имеет никакого значения, большая она или маленькая, великая или отмечтавшая свою мечту о великодержавности, богатая или бедная. Как поет знаменитый рок-певец Юрий Шевчук: «Родина! Еду я на Родину! Пусть кричат: «Уродина!» А она нам нравится, хоть и не красавица!»
Литература
1. Толстой Л. «Война и мир», том 1, ч. 2., гл. 20., М.: «Терра» - «Terra», 1993. 290 с.
2. Толстой Л. «Война и мир», том 4, ч 4, гл. 9., М.:«Терра» - «Terra», 1993. 250 с.
3. НекрасовН. «Лирика», М.: Детская литература, 1979. 60 с.
4. Блок А. «Стихотворения и поэмы», Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1980. 145 с.
5. Пушкин А. С. «Сочинения в трех томах», том первый, М.: Художественная литература, 1987. 496 с.
6. Ахматова А. Цветаева М. «Стихотворения, поэмы», М.: АСТ Олимп, 1999. 144 с., 81 с., 157 с.
7. Ахматова А. Цветаева М. «Стихотворения, поэмы», М.: АСТ Олимп, 1999. 325 с., 285 с.
8. Михалков С. «Басни»., М.: Детская литература, 1984. 79 с.
9. Есенин С. «Лирика», М.: Детская литература, 1977. 72 с.
10. Кондратьев В. «Повести», М.: Художественная литература, 1991. 150 с.
11. РозентальД. «Русский язык для старшеклассников», М.: Издательский дом «Дрофа», 1998. 295 с.
12. Баранов М. «Русский язык 6 класс», М.: Просвещение, 2009. 29 с.
13. Бархударов С. «Русский язык 8 класс», М.: Просвещение, 2010. 3 с.
14. Бархударов С. «Русский язык 9 класс», М.: Просвещение, 2012. 3 с .