Научная статья на тему 'Патриотическая работа на уроках истории в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)'

Патриотическая работа на уроках истории в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черняева Вера Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическая работа на уроках истории в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)»

Известно, что большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Сравнения, ассоциации, начальные обобщения возникают в условиях непосредственного восприятия музыки. Желание узнать, «о чем рассказывает музыка», побуждает детей прислушиваться к звучанию, различать музыкальные формы, выразительные средства.

При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Б. М. Теплов считает, что специфическим для музыкального переживания, восприятия являются эмоции, чувства, настроения. Лишаясь своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир.

Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Литература

1. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. 320 с.

2. Шеппард Ф. Развивающая музыка. Минск: «Попурри», 2009. 416 с.

3. Слушание музыки как основная форма приобщения детей к музыке. www.muzikavseh.ru/index/0-37

Черняева Вера Павловна, Основная общеобразовательная школа с. Хорошенькое Красноярского района Самарской области, учитель истории

Патриотическая работа на уроках истории в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

(ФГОС)

В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты - это один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. В статье 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Введение федеральных государственных образовательных стандартов соответствует также статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование, и по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью. ФГОС вводятся в систему нормативного правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании».

В основе стандарта лежит новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений подразумевает принятие обеими сторонами взаимных обязательств. В этом контексте стандарт - это средство обеспечения стабильности планируемого уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

Переход на ФГОС - один из важных вопросов в школах в настоящее время. Новый стандарт, как любое новшество, пугает. Причем нововведение пугает не столько своим содержанием, сколько необходимостью анализа информации и документации, прилагаемой к нему. Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную позицию в обществе, но не только как отдельной личности, проживающей автономно от других индивидов в своем социуме, а личности, стремящейся к объединению в общности, которые будут взаимосвязаны между собой и в конечном итоге представят собой единое государство не только по формальному признаку, но и в фактическом понимании каждого гражданина, живущего в России.

Переходя к пониманию патриотизма, необходимо учитывать, что оно имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству рассматривается как высшая ценность в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо и многих других. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личньми, семейными и родовыми наклонностями» [2, с.7].

Фактически слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами.

Существует множество толкований слова «патриотизм»:

- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу;

- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства;

- совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины [3, с. 534].

На основании проведенного анализа представленных в литературе трактовок понятия можно говорить о том, что «Патриотизм - это любовь к родине, преданность своему отечеству и своему народу». Опираясь на данные понятия, можно сделать вывод о том, что патриотическая работа на уроках истории несет с собой цель реализовать процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны.

Субъектами патриотизма выступают личность, социальная группа, класс, нация, другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества. Чувство патриотизма формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик.

По нашему мнению, воспитание патриотизма было и остается основной составляющей на уроках истории, даже в 90-х гг. двадцатого века, когда общество было в поиске, у меня не было сомнения в этом. Первое, что необходимо привить ученикам - это любовь к своей истории, Родине, селу. Анализируя историю, приходим к выводу, что история России - это, в значительной мере, история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Как учитель истории с 23-летним стажем работы, считаю необходимым и первоочередным развитие духовных качеств личности на уроках истории. Формирование необходимых качеств будущих патриотов осуществляется через раскрытие великой исторической роли нашего государства в мире. Каждый день нашего государства чем-то знаменателен, связан с людьми, которые прославили себя и свою Родину.

Освещение прошлого и настоящего нашей Родины, как правило, необходимо осуществлять с помощью словесных и наглядных интерактивных методов обучения. Результатом является желание школьников, опираясь на опыт предков, самостоятельно формировать свою позицию на события и явления жизни. В качестве стимулирующих заданий, сопровождающих вышеуказанные методы, хотелось бы отметить следующие:

- изучение истории, традиций, культуры своего народа, родного края, большой и малой Родины;

- участие в конкурсах, олимпиадах за честь школы, области, России;

- участие в детских, подростковых и юношеских движениях;

- проведение Дней воинской славы России и Советского Союза.

Основной задачей в этом случае является раскрытие и донесение до сознания школьника преемственной связи времен и народов, поколений, связи между прошлым, настоящим и будущим. Повышению эффективности ее решения способствует использование разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, театрализованных уроков, семинаров, лекций и др. Когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости, приходит и осознание сопричастности ко всему произошедшему. В тоже время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

В старших классах чаще требуется использовать применение личностно-ориентированных технологий, которые предполагают отказ от авторитарной модальности в общении и создание доверительных отношений между учителем и учащимися, что, несомненно, влияет на качество усвоения материала и воспитание школьников.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков достижения обновляющейся России не так велики, чтобы вызвать у всех учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же зачастую не вызывает гордости за жизнь своих далеких и близких предшественников по причине «очернения», фальсификации их истории в 90-х гг. двадцатого века. В начале III тысячелетия учителя и учащиеся должны понять, что «дети без родителей» - это не мы. «Иваны, родства не помнящие» - это тоже не мы. Для этого требуется ярко показывать все достижения Руси - России - СССР - Российской Федерации независимо от того, каким было государство - княжеским, царским или советским. Делая это ярко, убедительно, доходчиво, необходимо, несомненно, прививать чувство гордости за Родину, ведь ее достижения, действительно, заслуживают уважения.

Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и полководец Петр Багратион, летчик Петр Нестеров и сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны. Не хотели, тем не менее, на смерть шли.

Рассматривая подвиги конкретных личностей, необходимо помнить, что еще одним эффективным средством воспитания патриотических чувств у подрастающих поколений является изучение героических страниц истории Отечества, организовать которые можно на примере комплекса отдельных тем и уроков по курсу «Истории Отечества».

1. На уроке «Начало Отечественной войны 1812 г.» следует подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «Наступают времена Минина и Пожарского! Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».

Чтобы показать мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город с ополченцами, включаются в рассказ слова генерала Н.П. Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Учащимся предлагается назвать нравственные черты, характеризующие этот подвиг [1, с. 1231.

2. На уроке «Бородинское сражение», Большое впечатление у учащихся оставляет знакомство с памятниками в честь Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна».

При этом учащихся необходимо подводить к выводу о том, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, он понес невосполнимый моральный урон и потерял половину своих войск. Именно здесь прозвучали первые звуки погребального звона для его империи. Рассказ на этом уроке будет неполным, если его не связывать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет , осенью грозного сорок первого года, стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Ше-вардинского редута и Багратионовых флешей [4, с. 8].

3. Урок «Завершение Отечественной войны 1812 года. Заграничный поход русской армии» начинается с рассказа о подготовке к контрнаступлению. Рассказывая об огромном значении похода из лагеря у села Тарутино, приоткрывшего южные регионы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу, можно привести слова М. И. Кутузова: «Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нарва будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая».

Учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа патриотизма народа было движущей силой разгрома наполеоновской армии [2, с.7].

4. Уроки по теме «Крымская война» также дают возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Учитывая, что большой силой эмоционального воздействия обладают исторические документы, можно привести слова из приказа адмирала Нахимова, ставшего душой обороны города: «Матросы, мне ли говорить о ваших подвигах на защите родного нам Севастополя и флота, я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию; мы сдружились давно; я горжусь вами с детства! Отстоим Севастополь...». Далее приводятся примеры массового героизма защитников города. Так, рядовой Днепропетровского пехотного полка Клим Ефимов, получивший ранение осколком гранаты в лицо, сразу же после перевязки отправился на поле боя. Тяжело раненный в ногу рядовой 4-ой карабинерской роты Цветковский, лежа на земле, вел огонь по отступающей вражеской кавалерии. В завершение урока делается вывод о том, что 349 дней и ночей в самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, защитники отбрасывали превосходящие силы врага, покрыв себя немеркнущей славой, и вписали новую яркую страницу в историю Отечества [1, с. 156].

Но жизнь уготовила легендарному Севастополю новые испытания в суровые годы Великой Отечественной войны. И наследники боевой славы героев 1854-1855 годов 250 дней сдерживали врага у черноморской твердыни, поломав все планы фашистского командования. Учреждение 22 декабря 1942 года боевой награды военной поры - медали «За оборону Севастополя», а 3 марта 1944 года ордена и медали Нахимова - лучшее тому подтверждение.

5. На уроке, посвященном Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., рассказывая о форсировании Дуная, сражениях на Шипкинском перевале и под Плевной, можно приводить примеры мужества и стойкости русских воинов, сражавшихся в сложной гористой местности в условиях суровой зимы. На уроке можно продемонстрировать и открытки, рассказывающие о любовно сохраняемых на болгарской земле памятниках подвигам русских солдат, офицеров и генералов. Среди них - величественный монумент на Шипке, храм-мавзолей на Плевне, памятник в центре Софии с надписью «Братьям-освободителям -признательная Болгария».

6. Урок: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках - участниках войны или трудового фронта.

Война затронула каждую советскую семью, пришла в каждый дом. В качестве наглядности возможно использование копий документов и наград, фотографий и медалей родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке, на уроке кратко представляю каждое сообщение, подчеркивая тем самым значимость каждого выступления.

Так, почти у каждого в классе находится, что рассказать о своих родственниках-участниках войны или тружениках тыла. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма.

Таким образом, в рамках перехода на ФГОС, используя все имеющиеся в распоряжении средства, мы стараемся сохранить традиции поколений в части преподавания сущности патриотизма, привития учащимся чувств любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них достойных граждан России. Без этого у нашего общества не может быть будущего. Мы вполне понимаем и согласны, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних формах, что необходимо переосмысление условий организации школьной жизни. Дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в современном мире. Все это мы и раньше в какой-то мере старались изучать, применять, внедрять, улучшать. Готовы и дальше идти по пути обновления, совершенствоваться самим и помогать детям. Привитие патриотизма каждому ребенку должно явиться неотъемлемой задачей учителя истории в школе.

Выражаем уверенность и в то же время надежду на то, что каждый педагог истории в каждой конкретной школе нашей страны будет полностью использовать свой потенциал для успешной реализации воспитания истинных патриотов России.

Литература

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М.: Гарант, 1999. 201 с.

2. Вырщиков Л., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006. №3. с. 7-16.

3. Большой энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1998. 965 с.

4. Колосков А.Г. История в школе: Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №6. с. 8-12.

5.Гусарова Т.П. Введение в специальные исторические дисциплины: учебное пособие. М.: Свет, 1990. 120 с.

Штурба Яна Юрьевна, Московский государственный университет путей сообщения, кандидат филологических наук; Лалова Татьяна Ивановна, Московский государственный университет путей сообщения, кандидат филологических наук, доцент

Роль YouTube в изучении иностранного языка

Роль Интернета в современной системе образования только начинает осознаваться широкой педагогической общественностью России. Это связано, в первую очередь, с дистанционным образованием, значимость которого для системы непрерывного образования, повышения квалификации стала очевидной не только на примере зарубежного опыта, но уже и собственного. Развитым в технологическом отношении странам необходимы образованные высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками, и особенно английским. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека. И роль информационного обеспечения образовательного процесса, в том числе и средствами Интернета, становится более очевидной [1, с. 84].

Основные функции Интернета связаны с его вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами сети, которые могут быть полезны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.