УДК 316.752:172.15
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Ружа В.А.
Данная статья анализирует основные характеристики и компоненты особого вида культуры - патриотической культуры. Особое внимание уделяется подробному анализу основных измерений: любви к Родине, исторической памяти, патриотической деятельности и идентификации. Важным аспектом практической значимости работы является возможность использования материала исследования для практических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма у молодежи. Результаты работы могут найти применение в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин по проблемам духовной жизни общества и социологии молодежи.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическая культура, патриот.
PATRIOTIC CULTURE AND ITS MEASUREMENTS
Ruzha V.A.
Given article analyzes the basic characteristics and components of a special type of culture - patriotic culture. The special attention is given the detailed analysis of the basic measurements: love to the Native land, historical memory, patriotic activity and identification. A prominent aspect of the practical importance of work is the possibility of use of a material of research for practical recommendations on problems of formation of patriotism at youth. Results of work can find application in teaching social and humanitarian disciplines on problems of a spiritual life of a society and sociology of youth.
Keywords: patriotism, patriotic culture, patriot.
Ориентируясь на утверждение, что патриотизм и культура являются взаимосвязанными явлениями, автор предполагает, что существует особый вид культуры - патриотическая культура. Чем же этот особый вид культуры можно измерить?
В каждой конкретной культуре развивается свое специфическое представление о Родине и патриотизме. Под влиянием рациональных и иррациональных компонентов, развивающихся в данном обществе, формируются знания и ценности, определяется направление патриотической деятельности, как самой личности, так и огромных социальных общностей. Представляется, что патриотическая культура является частью культуры социального действия, ее особым видом, которую можно рассматривать как способ взаимодействия людей в сфере защиты общества.
Патриотическую культуру можно определить как совокупность устойчивых компонентов патриотического сознания, традиций, ориентаций и поведения, содержащую такие характеристики патриотического поведения, как «уровень включенности» в деятельность патриотических институтов и организаций, и непосредственное участие в практической деятельности. Навыки такого участия являются важным элементом патриотической культуры, поскольку благодаря ним, в конечном счете, реализуются патриотические установки людей.
Патриотическая культура как часть культуры развивается по мере накопления исторического опыта и основана на сочетании новых и традиционных элементов патриотического сознания и поведения людей. Именно это ее свойство позволяет обществу накапливать достижения и совершенствовать способность адаптации к изменениям окружающей среды.
Основными чертами патриотической культуры являются: многомерность; ориентация на взаимодействие социальных инноваций и исторической памяти; преемственность поколений; общественная субъективность; органическая целостность высшего типа.
Рассмотрим основные измерения патриотической культуры.
Патриотическая деятельность (конативное измерение) человека не существует вне общества. Она приобретается людьми и осваивается отдельно взятым человеком в процессе его социализации, т.е. индивидуального развития в обществе. Она, в идеале, должна быть направлена на прогрессивное культурное, политическое и социально-экономическое развитие общества. В процессе патриотической деятельности используются, расширяются и углубляются патриотические знания, формируются патриотические убеждения, проявляются патриотические чувства, реализуются потребности и интересы личности. Как форма социальной активности человека патриотическая деятельность в ее строго научном, узком определении отличается следующими признаками:
1. Является внутренне мотивированной формой активности, то есть возникает на основе внутренних, психологических процессов человека. Этим как вид активности деятельность отличается от поведения и реакции, которые могут быть следствием воздействия внешних причин на человека.
2. Деятельность его продуктивна. В результате выполнения ее человеком, где он выступает как деятель, рождается некоторый материальный или идеальный продукт, который представляет собой достояние культуры и является результатом творческой, созидательной активности человека.
3. Деятельность исходит из собственно человеческих, высших, социальных потребностей. Разнообразные формы активности, порождаемые органическими потребностями, не являются видами деятельности.
4. Деятельность воплощается в ее продуктах. Такое воплощение или отражение деятельности несет в себе и отпечаток человеческих знаний и умений.
Важнейшим аффективным измерением целесообразно считать любовь к Родине. Каждая социальная группа, каждый член общества имеют различные представления об Отечестве. У одних это может быть «малая родина», у других
- территория в границах бывшего Советского Союза, у третьих - семья или группа единомышленников и т.п. Понятно, что патриотические чувства по-
разному преломляются в различных группах населения. Чтобы создать образ Родины, привлекательный для всех или для большинства людей, необходимо сохранить в нем единство рационального и иррационального. Это и пытаются сделать с помощью идеологических концепций, культов, массовых ритуалов и т.п. Если сформировавшийся образ Родины становится привлекательным для человека, он превращается для него в идеал, во имя которого он готов приносить любые жертвы. Примером может служить образ Родины-матери, созданный в первый месяц Великой Отечественной войны перед угрозой уничтожения всей страны, всего общественного строя.
При одностороннем подходе к образу Родины с течением времени человек непрерывно меняет свои позиции. В результате в нем проявляются разнообразные аспекты, среди которых имеются и такие, которые могут приобрести негативный и тем самым разрушительный характер, если они в силу тех или иных причин занимают доминирующее положение (национализм, расизм и пр.). У такого индивида доминируют искаженные, неадекватные представления о мире, обществе и самом себе, возникают деформированные образы Родины, Отечества. Патриотизм приобретает уродливые формы. Имеет место инверсия (переворачивание) стереотипа и патриотическое чувство превращается в чувство ненависти по отношению к Родине [2].
Анализ патриотической культуры, определение ее основных характеристик с позиции социокультурного подхода служит методологической базой для дальнейших рассуждений об особенностях исторической памяти как одного из измерений патриотической культуры.
В научном дискурсе на сегодняшний день нет единого понимания памяти. В одних случаях ее рассматривают в социально-философском контексте в понятиях социальности, в историческом контексте подчеркивают коннотат «исторические представления». Тогда преимущественно используют понятие историческая память [4].
Под исторической памятью понимается совокупность социокультурных средств и институтов, осуществляющих отбор и преобразование актуальной социальной информации в информацию о прошлом (ретроспективную) с целью сохранения накопленного общественного опыта и передачи его от поколения к поколению. Данное понятие введено в 60-70-х гг. XX в. советскими исследователями: Я. К. Ребане, В. А. Ребриным, Ю. А. Левадой и др. Ранее употреблялись близкие понятия: «коллективная память», «коллективный мозг», «историческая память», «память человечества», «память мира». Во всех случаях подчеркивалось - память «совокупного субъекта» обладает новыми качествами, несводимыми к простой сумме качеств, входящих в нее памятей индивидов.
Память о ключевых (патриотических, героических) событиях в культуре
— это представление, направленное на фиксированные моменты в прошлом и существует как наделенное смыслом воспоминание, связанное с его происхождением. Понятия «патриотизм» и «Родина» через историческую память прошлого сворачиваются в своеобразные символические фигуры, значимые с позиции настоящего.
Сегодня выделяют следующие качественные признаки памяти: взаимная детерминация памяти индивидов и групп; воспоминания всегда являются реконструкцией; неизменность прошлого в памяти индивидов; темпоральность воспоминаний; утрата воспоминаний; историчность (приспособление к новым условиям) коллективной памяти; управляемость памятью (полная или частичная утрата, фантомная память); память о прошлом и формируется, и деформируется одновременно [1].
Социальными механизмами (институтами) актуального освоения (или присвоения) прошлого выступают: школа, политика, дидактика, мемориальные комплексы (музеи и памятники) обеспечивают участие ретроспективной информации в формировании «картины мира» современного человека.
Историческая память кристаллизуется через временные или пространственные «сгустки» памяти (или «места памяти»), с которыми общество
связывает свою память: мемориалы, музеи, юбилеи и т.п. [3]. Это символические «места», «запечатления» прошлого, востребованного настоящим: флаги, места поклонения, праздники. Эти «места сохранения памяти» постоянно конструируются и реконструируются соответственно запросам настоящего.
К основным носителям исторической памяти следует относить: самих участников событий; овеществленные источники знаковой информации и средства ее передачи; вещественные объекты, которые вообще не были предназначены для передачи информации (орудия труда в широком смысле слова).
К социальным факторам, влияющим на увеличение объема, плотности и хронологической глубины социальной памяти относятся: рост населения; увеличение продолжительности жизни; повышение уровня культуры, грамотности и т. д.
К факторам дезорганизации относятся (кроме естественного старения носителей информации) их уничтожение в результате стихийных бедствий, войн, падения уровня культуры, революций и политической борьбы в классовом обществе. Общество, потерявшее социальную память, перестает ощущать себя субъектом истории, так же как отдельный человек, потерявший память, теряет свою личность, свое «Я» [5].
Исследователи отмечают все более заметную разницу между публичной культурой памяти (меморизацией), задаваемой школой, политикой, дидактикой мемориальных комплексов, с одной стороны, и приватной памятью, сохраняемой в группах, семьях, с другой стороны, как различие между культурной памятью и коммуникативной.
Какими же свойствами обладает историческая память?
1. Она не только актуализирована, но и избирательна - она нередко делает акценты на отдельные исторические события, игнорируя другие. В этой ситуации историческая память нередко персонифицируется, и через оценку
деятельности конкретных исторических личностей формируются впечатления, суждения, мнения о том, что же представляет особую ценность для сознания и поведения человека в данный период времени.
2. Историческая память способна удерживать в сознании людей основные исторические события прошлого вплоть до превращения исторического знания в различные формы мировоззренческого восприятия прошлого опыта, его фиксации в легендах, сказках, преданиях.
3. При оценке основных событий XX века срабатывает краткосрочная историческая память, когда многие ее реальные участники еще живы и события истории еще являются частью личной жизни человека.
4. Исторической памятью, в которой заложены сведения и символы, соединяющие людей в общество и обеспечивающие наличие в нем общего языка и устойчивых каналов общения, можно умело манипулировать.
5. Как ресурс социального взаимодействия, память подпитывает общество информационно, конструирует значения для настоящего, вызывает эмоции и сопереживания и, наконец, косвенно, через социально-политические институты, обеспечивает социальную идентификацию.
Патриотизм как чувство осознанной принадлежности к гражданской общности является базовым идентифицирующим фактором. В современной науке под идентичностью понимается самотождественность человека или группы с определенным гражданским, политическим или социокультурным сообществом; интегрированность человека и общества, их способность к осознанию самотождественности и ответу на вопрос: «Кто я такой?».
Социальная идентичность рассматривается в двух ракурсах: личного (индивидуального) и группового и четырех плоскостях:
- когнитивной (связанной с конкретным знанием о себе как члене общностей и с осознанием особенностей этих общностей, а также отличий «своих» и «чужих»);
- ценностной (различные ценностные представления о себе и своих общностях, разрешениях и запретах, нормах и требованиях);
- аффективной (оценка значимости своего членства в общности, определение позитивных и негативных установок по отношению к «своим» и «чужим»);
- защитной (упорядочивание социального опыта как реакция на дестабилизирующую социальную среду).
Если рассматривать социальную идентичность с группового ракурса, то речь здесь идет о национальной (государственной, российской) идентичности и идентичности этнической. Национальная (российская, гражданская) идентичность предполагает соотнесение себя («Я») с определенным идентификационным пространством государства, политическим и культурно-историческим гражданским сообществом (образ «Мы»). Этническая идентичность базируется на языке, культуре, традициях, обычаях предков, территории и др. В условиях самоидентификации государство, общество, отдельный человек оценивают себя сами или соотносят себя с другими.
Более актуальной социокультурная идентичность становится в условиях различных трансформаций, которые стремительно происходят в современном обществе, в свою очередь постоянно изменяющих не только внешние социальные отношения, но и непосредственно внутренний мир человека.
Комбинаторность и соотношение представленных элементов позволяет нам в дальнейшем выйти на субъектную типологию патриотизма и, как следствие, на формирование (в различных уровнях и модальностях) патриотически воспитанной личности.
Список литературы
1. Зенкин С. Морис Хальбвакс и современные гуманитарные науки // Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. С. 10.
2. Зобов Р.А. Патриотизм и культура. Учебно-методические материалы.
Санкт-Петербург, 2005. Режим доступа: URL: http://
www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2265 (дата обращения: 21.05.2012).
3. Нора П. Поколение как место памяти // Новое литературное обозрение. 1998. № 2 (30). С. 48-72.
4. Рождественская Е., Семенова В. Историческая память как объект социологического изучения // Интер. 2011. № 6. С.30.
5. Социологический словарь. Режим доступа: URL:
http://www.soclexicon.ru/pamyat-socialnaya (дата обращения: 21.05.2012).
References
1. Zenkin S.N. Moris Khal'bvaks i sovremennye gumanitarnye nauki. Khal'bvaks M. Sotsial'nye ramki pamyati. Moscow: New Publ., 2007. P.10.
2. Zobov R.A. Patriotizm i kul'tura. Uchebno-metodicheskie materialy. St.-Petersburg, 2007. http:// www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2265 (accessed May 21, 2012).
3. Nora P. Novoe literaturnoe obozrenie 30, no. 2 (1998): 48-72.
4. Rozhdestvenskaya E., Semenova V. Inter, no. 6 (2011): 30.
5. Sotsiologicheskiy slovar'. http://www.soclexicon.ru/pamyat-socialnaya (accessed May 21, 2012).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Ружа Виталий Андреевич, начальник учебной части - заместитель начальника факультета военного обучения, соискатель ученой степени кандидата социологических наук, полковник
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
ул. Мира, 19, г. Екатеринбург, 620002, Россия
e-mail: v. ruzha@mail. ru DATA ABOUT THE AUTHOR
Ruzha Vitaly Andriyovych, chief of an educational part deputy of the chief of faculty of military training, competitor of a scientific degree of the candidate of sociological sciences, colonel
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Eltsin 19, Mira str., Yekaterinburg, 620002, Russia e-mail: v. ruzha@mail. ru
Рецензент:
Вишневский Ю.Р., заведующий кафедрой социологии и социальных технологий управления, доктор философских наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина