УДК 343.969 DOI 10.47б29/2074-9201_2021_4_3б_40
Костенникова Елизавета Ивановна,
аспирант кафедры Уголовного права и процесса, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, город Белгород, [email protected]
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЦИДИВИСТА С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ
Аннотация. Актуальность изучения патопсихологических особенностей личности преступника обусловлена предельно высоким уровнем рецидива насильственных преступлений в нашей стране. В ходе теоретического анализа работ российских исследователей, в основном, последних трех лет, посвященных проблеме рецидива преступлений, приводятся данные статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и результаты исследований личных характеристик преступников-рецидивистов, осужденных за совершение насильственных преступлений. Автор приводит принятые в научной среде трактовки понятия «психическая аномалия», рассматривает виды психических аномалий, а также классификацию основных групп преступников с психическими аномалиями. Анализируя деструктивное поведение рецидивистов, ученые связывают его с неблагоприятными условиями развития личности преступника, которые усугубляют имеющиеся психические аномалии. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что наличие психических аномалий у преступников-рецидивистов встречается гораздо чаще, чем у лиц, совершающих однократные преступления. Обзор современных отечественных исследований позволяет обратить внимание на используемые методики сбора информации о личности преступника-рецидивиста, а также на прямую взаимосвязь между количеством судимостей, временным интервалом рецидива и видами психических аномалий.
Ключевые слова: преступность, преступное насилие, личность преступника, психическая аномалия, рецидив преступлений.
Elizaveta I. Kostennikova,
Postgraduate at the Department of Criminal law and procedure, Belgorod National Research University, Belgorod,
PATHOPSYCHOLOGICAL FEATURES OF A RECIDIVIST WITH MENTAL
ABNORMALITIES
Abstract. The relevance of studying the pathopsychological characteristics of a criminal's personality is due to the extremely high level of recidivism of violent crimes in our country. In the course of a theoretical analysis of the works of Russian researchers, mainly of the last three years, devoted to the problem of recidivism, statistics of the Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation and the results of studies of the personal characteristics of recidivists convicted of violent crimes are presented. The author gives the accepted in the scientific environment the interpretation of the concept of "mental anomaly", considers the types of mental anomalies, as well as the classification of the main groups of criminals with mental anomalies. Analyzing the destructive behavior of repeat offenders, scientists associate it with unfavorable conditions for the development of the criminal's personality, which aggravate the existing mental anomalies. The author comes to the conclusion that the presence of mental abnormalities in recidivist criminals is much more common than in persons committing single crimes. A review of modern domestic research allows us to draw attention to the methods used to collect information about the personality of a recidivist offender, as well as to the direct relationship between the number of convictions, the time interval of recidivism, and types of mental abnormalities.
Keywords: crime, criminal violence, identity of the offender, mental anomaly, recidivism
Изучению характерных особенностей психических аномалий, не исключающих уголовного преследования, посвящены работы ведущих ученых и специалистов, как в нашей стране [1; 2; 3], так и за рубежом [4; 5; 6]. Несмотря на значительное число работ, раскрывающих особенности уголовного преследования лиц с психическими аномалиями, остается ряд недостаточно решенных проблем. В частности, сохраняет актуальность вопрос разграничения психической аномалии и состояния невменяемости, исключающего уголовную ответственность виновного лица. При разработке мер предупреждения рецидива преступлений порой не учитываются гендерные особенности лиц, осужденных к лишению свободы [7]. Как отмечается в литературе, «нередко условия мест лишения свободы вызывают у осужденных женского пола с расстройствами личности динамические сдвиги и поведенческие изменения под влиянием психогенных, социокультуральных факторов» [8, с. 95], что также не способствует их ресоциализации.
Прежде чем приступить к выявлению патопсихологических особенностей рецидивистов с психическими аномалиями, проанализируем состояние рецидивной преступности. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за последние три года признаны совершившими преступления при рецидиве: в 2018 году - 98 752 человек, в 2019 году - 93315 человек, в 2020 году - 88144 человек. Несмотря на то, что количественные показатели незначительно снижаются, нельзя говорить, что проблема себя изжила. Наличие психических аномалий у рецидивистов гораздо чаще встречается, чем у лиц, совершающих однократные преступления, что значительно усложняет ресоциализацию таких преступников. Это утверждение подтверждают и зарубежные исследователи из Оксфордского университета, которые обнаружили более высокий риск насилия и преступности у людей с расстройствами личности, по сравнению с основной массой населения, и для правонарушителей с расстройствами личности по сравнению с другими правонарушителями [9].
Н.И. Сазонова отмечает наличие взаимосвязи между количеством судимостей, временным интервалом рецидива и видами психических аномалий. К последним автор относит: акцентуации характера, психопатии, олигофрению (умственную отсталость), неврозы, сексуальные перверсии (половые извращения) [10]. Содержание термина «психические аномалии» включает в себя непатологические психические расстройства, которые не достигли степени психоза (психического заболевания, характеризующегося кардинальными психическими нарушениями, определяющими невменяемость) [11, с. 364]. А.А. Бакин выделяет такие виды психических аномалий как: определенные стадии алкоголизма; психопатия; нар-
комания; органические заболевания центральной нервной системы; эпилепсия; шизофрения в состоянии стойкой ремиссии [12].
Известный исследователь в области психологии и психиатрии Б.С. Братусь весьма емко отметил в одной из своих работ, что «между условными полюсами «нормы» и «патологии» находится обширное поле отклонений, аномалий развития» [13, с. 50]. Иными словами, психическая аномалия - это промежуточное состояние психики между двумя крайностями -нормальным и ненормальным. Обратим внимание, что стандарты психического здоровья разработаны Всемирной организацией здравоохранения, и согласно им любое отклонение от них считается психическим расстройством.
В свою очередь И.А. Горьковая говорит о том, что в наиболее общем смысле психическая аномалия - это состояние психики, психического здоровья человека, которое выходит за рамки нормального, однако при этом не является патологией [14]. Этого определения мы будем придерживаться в дальнейшем.
Бесспорным будет утверждение, что психические аномалии оказывают деструктивное влияние на внутреннее состояние личности и способствуют его противоправному поведению. Как утверждает К.А. Скворцов, при наличии у лица психической аномалии ему гораздо проще реализовать необдуманный преступный умысел, кроме того, значительно ослабляются механизмы внутреннего контроля, и действия преступника не контролируются ни моралью, ни нормами этики или нравственности [15].
Обратим внимание, что само по себе наличие психической аномалии никогда не является единственной причиной, по которой лицо становится на преступный путь. Как правило, этому сопутствуют неблагоприятные условия жизни и развития, низкий уровень воспитания и образования, негативное отношение со стороны общества (например, в школе или ином образовательном учреждении). При наличии таких неблагоприятных условий развития личности, имеющиеся психические аномалии усугубляются, что и приводит не только к первичному, но и повторному совершению преступлений. Сами психические аномалии зачастую становятся причинами агрессивности индивида, его импульсивности и острой эмоциональной реакции на окружающие его события, что в итоге приводит к изоляции индивида от общества и его неспособности адекватно реагировать на правила поведения в той или иной социальной группе. Такие индивиды постоянно ощущают враждебность окружающего мира, что в итоге приводит к агрессивным реакциям на внешние раздражители. Все это в совокупности и приводит к совершению преступлений, особенно насильственных.
Из всей совокупности лиц с психическими отклонениями Н.И. Сазонова выделяет несколько более
мелких групп, основываясь на различных психических аномалиях [10]. Мы не будем подробно описывать каждую из групп, а остановимся только на наиболее многочисленных.
Лица с признаками психопатии. Они отличаются яркими эмоциональными реакциями на внешние раздражители, близкими к аффективным, агрессивностью, стремлением к безоговорочному лидерству, вспыльчивостью и несдержанностью.
Лица с психическими аномалиями, вызванными последствиями черепно-мозговой травмы (далее - ЧМТ). Данная группа лиц является одной из самых малоизученных, потому что далеко не всегда ЧМТ может стать причиной их развития, равно как и утверждать, что человек, у которого не было ЧМТ, психически здоров - нелогично. В данном случае, на развитие психической аномалии оказывают влияние условия, в которых была получена ЧМТ, ее тяжесть, условия лечения и реабилитации. При этом характеристика преступника не всегда отличается повышенной агрессией или неприятием правил общества.
Лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Главной причиной повторного совершения преступлений данной категорией лиц выступает деструктивное влияние алкоголя и наркотиков на личность человека, что в итоге приводит к ее деградации [16]. Такие преступники-рецидивисты также отличаются крайней жестокостью и агрессией, неумением вести себя в социуме. Зачастую они повторно совершают одни и те же преступления (например, кражи, грабежи) или, будучи осужденными за менее серьезное преступление, при рецидиве совершают более тяжкое (например, грабеж). Под влиянием употребления алкоголя или наркотиков данные лица совершают насильственные преступления, порой заранее не спланированные, под влиянием сиюминутной ярости или порыва (убийства, изнасилования).
Исследуя патопсихологические особенности личности преступника-рецидивиста на примере лиц, совершивших повторно корыстные преступления (такие как кражи и мошенничества), М.В. Гончарова утверждает, что их наличие у лица выступает условием, на фоне которого стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, преломляясь через деформированное сознание, находит отражение в совершении повторных преступлений [17].
Некоторые ученые, например отмечают, что одной из патопсихологических особенностей, которая часто встречается у преступников-рецидивистов с психическими аномалиями является низкий уровень умственных способностей [17]. Здесь сложно с этим не согласиться, так как многочисленные исследования это подтверждают, однако нельзя этот те-
зис распространять на все составы УК РФ без исключения. Другими словами, есть некоторые категории преступлений, которые можно отнести к группе «интеллектуальных» - то есть без наличия определенного багажа знаний и образования, преступник никогда их не сможет совершить. Например, это некоторые виды мошенничества, особенно те, которые совершаются с помощью сети «Интернет» и электронных средств платежей, злоупотребление должностными полномочиями и др. Следовательно, представленный ученым тезис имеет право на существование, однако лишь в отношении некоторых разновидностей преступников-рецидивистов, например, насильников, воров, убийц.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Наличие психических аномалий у рецидивистов гораздо чаще встречается, чем у лиц, совершающих однократные преступления. Кроме того, существует прямая взаимосвязь между количеством судимостей, временным интервалом рецидива и видами психических аномалий. В наиболее общем смысле, психическая аномалия - это состояние психики, психического здоровья человека, которое выходит за рамки нормального, однако при этом не является патологией.
2. Само по себе наличие психической аномалии никогда не является единственной причиной, по которой лицо становится на преступный путь. Как правило, этому сопутствуют неблагоприятные условия жизни и развития, низкий уровень воспитания и образования, негативное отношение со стороны общества (например, в школе или ином образовательном учреждении). Сами психические аномалии обусловливают агрессивное поведение индивида, его импульсивность и острые эмоциональные реакции на происходящие события, что в итоге приводит к изоляции индивида от общества и его неспособности адекватно реагировать на правила поведения в той или иной социальной группе. Такие индивиды постоянно ощущают враждебность окружающего мира, что в итоге приводит к агрессивным реакциям на внешние раздражители. Все это в совокупности и приводит к совершению преступлений, особенно насильственных.
3. Информация о наличии психической аномалии позволяет выделить данные о личности преступника, необходимые для организации наиболее эффективного розыска лица, совершившего преступление, а впоследствии - установлении его вины, а также выявлении и устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений и их рецидива.
Список литературы
1. Петрова А.С., Егорышева Е.А. Преступное поведение лица с психическими аномалиями // Modern Science. 2021. № 5-3. С. 239-242.
2. Севостьянов Р.А. Особенности преступного поведения лиц с тревожным расстройством личности // Вопросы российского и международного права. 2021. Т. 11. № 2-1. С. 145-153.
3. Тарасова С.А. Проблемы взаимодействия сотрудников исправительных учреждений с осужденными, имеющими психические расстройства // Вестник Самарского юридического института. 2021. № 3 (44). С. 110-116.
4. UszkiewiczE. Anomalies in the application of law related to hate crimes // Hungarian Journal of Legal Studies. 2021. DOI: 10.1556/2052.2020.00344.
5. Sobko G. Mental anomalies as factors that cause criminal offenses, including in the form of mental abuse // Public administration and law review. 2020. 57-63. DOI: 10.36690/2674-5216-2020-4-57.
6. TihanyiM., MâtyâsS., Vâri V., Krasnova K., Volkova M. Correlation between female identity in civil society and criminal repression in Hungary and Russia // Russian Law Journal. 2020. Т. 8. № 4. С. 92-108. DOI: 10.17589/2309-8678-20208-4-92-108
7. Кобец П.Н., Краснова К.А. Причины и условия рецидивной преступности женщин, освободившихся из мест лишения свободы // Современная пенитенциарная система Российского государства: от теории к практике и международным стандартам. Материалы Межвузовской научно-практической конференции. Псков, 2021. С. 70-79.
8. Сочивко О.И. Направления исследований расстройств личности осужденных женщин в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4. С. 93-97.
9. Yu R, Geddes JR, Fazel S. Personality disorders, violence, and antisocial behavior: a systematic review and metaregression analysis. J Pers Disord. 2012 Oct;26(5):775-92.
10. Сазонова Н.И. Особенности личности рецидивистов с расстройствами психики // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 7. C. 139-142.
11. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. Москва: Юридическая литература, 1997. 448 с.
12. Бакин А.А. Социальное и биологическое в личности насильственного преступника-рецидивиста // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 2 (42). С. 90-96.
13. Братусь Б.С. Аномалии личности. Москва, 1988. 301 с.
14. Горьковая И.А. Психические аномалии и противоправное поведение несовершеннолетних // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 100. С. 178-191.
15. Скворцов К.А. Психологический портрет личности осужденного, склонного к совершению повторного преступления // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 9 (220). С. 76-80.
16. Tihanyi M., Mâtyâs S., Vâri V., Krasnova K.A. Socio-demographic characteristics of drug users and drug addicts in Hungary // Victimology. 2020. № 3 (25). С. 53-60.
17. Гончарова М.В. Патопсихологические особенности корыстного преступника-рецидивиста // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 3. С. 91-94.
References
1. Petrova A.S., Egorysheva E.A. Prestupnoe povedenie lica s psihicheskimi anomaliyami // Modern Science. 2021. № 5-3. S. 239-242.
2. Sevost'yanov R.A. Osobennosti prestupnogo povedeniya lic s trevozhnym rasstrojstvom lichnosti //Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2021. T. 11. № 2-1. S. 145-153.
3. Tarasova S.A. Problemy vzaimodejstviya sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij s osuzhdennymi, imeyushchimi psihicheskie rasstrojstva // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2021. № 3 (44). S. 110-116.
4. UszkiewiczE. Anomalies in the application of law related to hate crimes // Hungarian Journal of Legal Studies. 2021. DOI: 10.1556/2052.2020.00344.
5. Sobko G. Mental anomalies as factors that cause criminal offenses, including in the form of mental abuse // Public administration and law review. 2020. 57-63. DOI: 10.36690/2674-5216-2020-4-57.
6. Tihanyi M., Mâtyâs S., Vâri V., Krasnova K., Volkova M. Correlation between female identity in civil society and criminal repression in Hungary and Russia // Russian Law Journal. 2020. T. 8. № 4. S. 92-108. DOI: 10.17589/2309-8678-2020-84-92-108
7. Kobec P.N., Krasnova K.A. Prichiny i usloviya recidivnoj prestupnosti zhenshchin, osvobodivshihsya iz mest lisheniya svobody // Sovremennaya penitenciarnaya sistema Rossijskogo gosudarstva: ot teorii k praktike i mezhdunarodnym standartam. Materialy Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pskov, 2021. S. 70-79.
8. Sochivko O.I. Napravleniya issledovanij rasstrojstv lichnosti osuzhdennyh zhenshchin v otechestvennoj psihologii // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2016. № 4. S. 93-97.
9. Yu R, Geddes JR, Fazel S. Personality disorders, violence, and antisocial behavior: a systematic review and metaregression analysis. J Pers Disord. 2012 Oct; 26(5):775-92.
10. Sazonova N.I. Osobennosti lichnosti recidivistov s rasstrojstvami psihiki // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 7. C. 139-142.
11. EnikeevM.I., Kochetkov O.L. Obshchaya, social'naya i yuridicheskaya psihologiya. Kratkij enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1997. 448 s.
12. Bakin A.A. Social'noe i biologicheskoe v lichnosti nasil'stvennogo prestupnika-recidivista // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 2 (42). S. 90-96.
13. Bratus'B.S. Anomalii lichnosti. Moskva, 1988. 301 s.
14. Gor'kovaya I.A. Psihicheskie anomalii i protivopravnoe povedenie nesovershennoletnih // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009. № 100. S. 178-191.
15. Skvorcov K.A. Psihologicheskij portret lichnosti osuzhdennogo, sklonnogo k soversheniyu povtornogo prestupleniya // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2020. № 9 (220). S. 76-80.
16. Tihanyi M., Mátyás S., Vári V., Krasnova K.A. Socio-demographic characteristics of drug users and drug addicts in Hungary // Victimology. 2020. № 3 (25). S. 53-60.
17. Goncharova M.V. Patopsihologicheskie osobennosti korystnogo prestupnika-recidivista // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 3. S. 91-94.