Научная статья на тему 'Патоморфологические изменения при изолированной ингаляционной травме легких (экспериментальные данные)'

Патоморфологические изменения при изолированной ингаляционной травме легких (экспериментальные данные) Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
99
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патоморфологические изменения при изолированной ингаляционной травме легких (экспериментальные данные)»

В.П. Егоров

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ХРОНИЧЕСКОЙ ЯЗВЫ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ И ЕЕ ОСЛОЖНЕНИЙ

ГУЗ «Уссурийская городская больница» (г. Уссурийск)

Несмотря на широкое внедрение эндоскопии, современных противоязвенных препаратов, хирургический метод лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки является основным.

В I хирургическом отделении Уссурийской городской больницы с 1987 по 2006 г. по поводу язвенной болезни желудка и ДПК, ее осложнений выполнено 336 резекций желудка. По Бильрот I — 69 (20,5 %), по Бильрот II в модификации Гофмейстера — Финстерера 40 (9,8 %). С 1992 г. выполняем резекцию желудка по Бильрот II в модификации Я.Б. Витебского, сделано 237 резекций (79,5 %). По данным МСЭК после резекции желудка Бильрот II в модификации Я.Б. Витебского не зарегистрировано ни одного случая демпинг синдрома. Всех осложнений 33 (9,8 %), умерло 25 больных (7,4 %). В плановом порядке с 1987 по 2006 гг. выполнено 148 операций у больных с хронической неосложненной язвой, у 26 (17,6 %) произведена резекция желудка, у 122 (82,4 %) — органосохраняющие операции. Из них: РСПВ — 34 (27,9 %), РСПВ с иссечением язвы и сегментарной дуоденопластикой — 25 (20,5 %), РСПВ с иссечением и мостовидной дуоденопластикой по В.И. Оноприевому — 12 (9,8 %), СВ с гастродуоденостенозом по Жабулею — 34 (27,9 %), СВ с пилоропластикой по Финнею — 6 (4,9 %), СВ с иссечением язвы и поперечным дуоденоеюноанастомозом — 5 (4,1 %), СВ с гастроэнтероанастомозом и брауновским соустием — 6 (4,9 %). Осложнений 5,7 %. Гастростаз — 4, анастомозит — 2, острая язва желудка после РСПВ — 1.

Особенно необходимо остановиться на осложнениях язвенной болезни желудка и ДПК. С 1987 по 2006 гг. поступило 1 132 больных с гастродуоденальными кровотечениями. Им выполнено 414 операций (36,6 %). Резекция желудка — 225 (54,3 %), органосберегающих операций 189 (45,7 %). Среди органосохраняющих операций иссечение язвы выполнено у 26 больных (13,8 %), прошивание — 63,3%, РСПВ с иссечением и дуоденопластикой 54 (28,6 %), СВ с пилоропластикой по Гейнеке — Микуличу — 47 (24 %), других — 2. Умерло 52 больных (12,6 %), из них после резекции желудка 22 (5,3 %), после всех органосохраняющих — 30 (7,2 %), осложнений 14 (3,8 %): несостоятельность анастомоза — 2, нагноений — 3, абсцессы — 4, рецидив кровотечений — 2, острый панкреатит — 3.

Другую группу осложнений язвенной болезни желудка и ДПК составляют перфоративные язвы. С 1987 по 2006 гг. выполнено 645 операций, из них резекций желудка 53 (8,2 %). Органосохраняющих 592 (91,8 %), из них простое ушивание язвы 18 (2,8 %), ушивание по Опель — Поликарпову — 503 (78 %), иссечение — 9 (1,4 %). РСПВ с иссечением — 45 (6,9 %), РСПВ с иссечением и дуоденоеюностомией — 4 (0,6 %), СВ с ушиванием и гастроэнтероанастомозом — 2 (0,3 %), СВ с иссечением и пилороплатикой по Гейнеке — Микуличу — 11 (1,7%). Умерло — 30 (4,6%), из них 2 больных после резекции желудка. Осложнений — 13 (2 %): повторный инфаркт миокарда — 2, несостоятельность анастомоза — 2, нагноений — 2, абсцесс брюшной полости — 3, травма ДПК - 1.

На основании проведенного исследования, считаем, что залогом лечения язвенной болезни желудка и ДПК, ее осложнений является индивидуальный подход к выбору метода операций. При определении хирургической тактики учитываем ряд факторов: длительность заболевания, выраженность морфологических изменений, функциональных нарушений, локализацию язвы, возраст больного и эффективность предшествующего консервативного лечения.

И.И. Ермолаева, В.А. Ильина, Р.В. Вашетко, Р.В. Бабаханян

ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ИЗОЛИРОВАННОЙ ИНГАЛЯЦИОННОЙ ТРАВМЕ ЛЕГКИХ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ)

ГУ НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе (г. Санкт-Петербург)

С целью изучения влияния различных компонентов среды пожара на органы дыхательной системы были использованы следующие экспериментальные модели: 1 группа (34 крысы) — термическое воздействие на дыхательные пути горячим воздухом при температуре +250^ + 300 ° С с экспозицией 2,5 — 3 мин.; 2 группа (42 крысы) — динамическая затравка продуктами горения по-

II съезд хирургов Сибири и Дальнего Востока (г. Владивосток, 12—14.09.2007)

75

лихлорвинила (ПВХ), в концентрации 1000— 1500 мг/м3 с экспозицией 10—12 мин.; 3 группа (45 крыс) — ингаляционная затравка парами аммиака (NH4), 400 — 450 мг/м3 с экспозицией 10 —

12 мин. Контрольную группу составили 10 интактных крыс. Для морфологического исследования дыхательной системы экспериментальных животных изготавливались гистотопограммы легких и трахеи.

При морфологическом исследовании дыхательной системы в ответ на термическую ингаляционную травму изменения наблюдались уже через 1 час после воздействия в виде катарально-десквамативного трахеобронхита с явлениями гиперсекреции в железах подслизистого слоя, нарушений микроциркуляции в виде полнокровия, эритростазов, повышения сосудистой проницаемости. В легких отмечалась аспирация клеток слущенного бронхиального эпителия, диффузно расположенные и чередующиеся между собой альвеолы в состоянии гипоателектаза и эмфиземы. В субплевральных отделах наблюдались зоны дисателектаза, что является косвенным признаком нарушения синтеза сурфактанта. Кроме того, метаболические расстройства в результате воздействия термического фактора приводили к нарушению в свертывающей системе крови. В сосудах микроциркуляторного русла в субплевральных отделах отмечалось отложение нитей фибрина разной степени зрелости. Вышеперечисленные клинико-морфологические признаки свидетельствуют о формировании уже с первых часов после ингаляционной травмы системного воспалительного ответа, представленного РДСВ и развитием ДВС-синдрома. Начиная с 3 часов после травмы, признаки РДСВ нарастали: в легких на фоне микроциркуляторных расстройств и ДВС-синдрома увеличивались явления интерстициального и внутриальвеолярного отека и площадь зон дисателектаза в субплевральных отделах. В дальнейшем к 6 часу воспалительные изменения трахеобронхиального дерева приобретали гнойный характер. Воспалительные изменения при этом затрагивали только трахеобронхиальное дерево, не распространяясь на респираторные отделы. По истечении суток после травмы в легких отмечалась очаговая бронхопневмония с фибринозно-гнойным экссудатом.

Морфологические изменения дыхательной системы после воспроизведения изолированной химической травмы имели ряд гистологических особенностей. Так, уже через 1 час после воздействия продуктов горения ПВХ морфологические изменения отмечались преимущественно в респираторном отделе с формированием РДСВ. Они характеризовались спазмом мелких бронхов и бронхиол, наличием интерстициального и внутриальвеолярного отека с зонами дисателектаза и эмфиземы. Гемодинамические расстройства заключались в поражении сосудов микроциркуляторного русла стенки бронхов, где в 1,5 раза чаще, чем в легких, обнаруживались формирующиеся тромбы, которые способствовали нарушению аэрогематического барьера и развитию эрозив-но-десквамативного трахеобронхита. Прогрессирующие гемодинамические и вентиляционно-перфузионные нарушения и развитие SIRS служили благоприятным фоном для прогрессирования воспаления в легком. Так, альвеолит был отмечен уже к 3 часу после химической травмы, а на протяжении последующих суток отмечались признаки гнойного трахеобронхита и бронхогенное распространение инфекции с переходом ее на легочную паренхиму — образование гнойной бронхопневмонии.

При ингаляционном воздействии паров аммиака с первого часа наблюдалось значительное нарушение сосудистой проницаемости. В данной группе, кроме процессов десквамации клеток цилиндрического эпителия отмечалось резко выраженное полнокровие сосудов, периваскулярный отек, отек подслизистого слоя трахеи и крупных бронхов с участками кровоизлияний в них. Экссудат в просвете трахеобронхиального дерева имел преимущественно геморрагический характер. Аспирация слущенных клеток эпителия вызывала обтурацию мелких бронхов, потенцируя гипоксию и развитие РДСВ. Через 3 часа в стенке бронхов отмечались выраженное полнокровие, рыхлая лейкоцитарная инфильтрация нейтрофильными лейкоцитами, а в просвете их появлялся серозно-гнойный экссудат. В эти же сроки наблюдался интерстициальный отек, а в просвете части альвеол содержалась отечная жидкость и единичные макрофаги. В легких нарастали явления очаговой пневмонии с наличием в экссудате слущенных клеток бронхиального эпителия.

Таким образом, исследование показало, что наибольшим повреждающим воздействием на дыхательную систему обладают химические факторы. Входящие в состав газо-аэрозольной смеси токсические вещества обладают непосредственным повреждающим действием на различные отделы дыхательной системы. Некоторые из них, в частности, HCl и пары аммиака, могут как самостоятельно, так и в комбинации с другими веществами, привести к развитию тяжелых поражений трахеобронхиального дерева и легких у пострадавших в условиях пожара.

76

II съезд хирургов Сибири и Дальнего Востока (г. Владивосток, 12-14.09.2007)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.