Научная статья на тему 'Патологические расстройства личности'

Патологические расстройства личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
679
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DISORDER / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SUICIDAL BEHAVIOR / АУТОАГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / SELF-INJURIOUS ACTIONS / МОТИВЫ / MOTIVES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эльдарова Нармина Нариман Кызы

Представлены результаты изучения 72 лиц с расстройствами личности, совершивших суицидальные попытки в городе Баку. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение носило демонстративно-шантажный и лишь в части случаев носило «истинный» характер, причем данные попытки совершали обследованные с психогенной депрессией на фоне расстройства личности. В некоторых случаях наблюдался смешанный тип суицидальногоповедения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Эльдарова Нармина Нариман Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патологические расстройства личности»

Результаты и их обсуждение. Двухмесячная монотерапия Б и К приводила к достоверному снижению систолического АД (САД) и ДАД, а также к снижению ЧСС (р<0,001). Анализ данных по вегетативным сдвигам показал, что в конце периода плацебо у обследованных больных, отмечался вегетативный дисбаланс: снижение ВРС, мощности низкочастотных и высокочастотных волн, т.е. преобладает симпатическое звено регуляции и повышена активность высших вегетативных центров. После монотерапии Б отмечается достоверное повышение тонуса симпатического и парасимпатического звена ВНС в сравнении с исходными показателями. При этом наблюдаемые изменения были в пределах нормативных данных. Терапия К характеризуется понижением тонуса симпатического отдела с увеличением тонуса парасимпатического звена. В патогенезе АГ большая роль принадлежит синдрому вегетативной дисфункции, причиной которой является нарушение баланса в функционировании симпатического и парасимпатического звеньев ВНС. И самыми частыми при АГ являются изменения мощности высокочастотных волн, причем в основном доминирует снижение их амплитуды. Снижение ВРС служит одним из проявлений автономного дисбаланса, являющимся важным механизмом формирования АГ и её осложнений. Установлено, что лечение больных с АГ БАБ приводит к восстановлению парасимпатической модуляции ВРС. Согласно полученным нами данным, после 2-х месячной монотерапии Б отмечается достоверное повышение ВРС, что согласуется с данными других исследователей. Ранее установлено, что Б оказывает коррегирующее влияние на показатели ВРС, повышая тонус и симпатического, и парасимпатического отделов ВНС с преобладанием последнего. К при 2-х месячной терапии приводит к снижению симпатических влияний и повышению тонуса парасимпатического отдела ВНС, что является прогностически благоприятным фактором при лечении больных с АГ.

Выводы. При двухмесячной монотерапии бисопрололом и карведилолом отмечается повышение тонуса парасимпатического звена ВНС. В то же время при монотерапии карведилолом наблюдается снижение тонуса симпатической нервной системы.

Литература

1. Kaweska-Jaszcz K., Posnik-Urbanska A., Czarnecka D. et al. The effect of bisoprolol on heart rate variability in hypertensive men. J Hypertension, 2006; Vol. 24 (suppl.4): 382.

Pathological personality disorder Eldarova N. (Republic of Azerbaijan) Патологические расстройства личности Эльдарова Н. Н. (Азербайджанская Республика)

Эльдарова Нармина Нариман кызы / Eldarova Narmina - ассистент, кафедра психиатрии, Азербайджанский медицинский университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: представлены результаты изучения 72 лиц с расстройствами личности, совершивших суицидальные попытки в городе Баку. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение носило демонстративно-шантажный и лишь в части случаев носило «истинный» характер, причем данные попытки совершали обследованные с психогенной депрессией на фоне расстройства личности. В некоторых случаях наблюдался смешанный тип суицидального поведения. Abstract: the paper presents results of a study of 72 persons with personality disorders who committed suicidal attempts in Baku. The vast majority of cases, suicidal behavior wore demonstrative-blackmailing and only in some cases was of a «true» nature, and such attempts were made were examined with psychogenic depression personality disorder. In some cases we observed a mixed type of suicidal behavior.

Ключевые слова: расстройства личности, суицидальное поведение, аутоагрессивные действия, мотивы.

Keywords: personality disorder, suicidal behavior, self-injurious actions, motives.

Расстройства личности (Р.Л.) - стойкие врожденные или приобретенные патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, приводящие к нарушению межличностных отношений и возможности адаптации к окружающим условиям.

Основные проявления расстройств личности касаются эмоциональной и волевой сферы, а также сферы влечений [1].

Цель исследования: патопсихологический анализ лиц с расстройствами личности, совершивших аутоагрессивные действия.

Материал и методы. Было изучено 72 лица с расстройствами личности, совершивших суицидальные попытки за период с 1996 по 2005 гг. по г. Баку. Основными методами исследования, были клинико-психопатологический, экспериментально-психологический, статистический.

Результаты и их обсуждение. Все обследуемые лица были разделены на две группы:

1. Лица с различными расстройствами личности, совершившие суицидальные попытки -52 человека;

2. Лица с различными расстройствами личности, совершившие аутодеструктивные действия -20 человек.

В подавляющем числе случаев - 56 чел. (77,8 %) у обследованных лиц диагностировались различные формы расстройств личности, среди которых наибольший удельный вес занимали лица с истерическим (24 чел. - 31,9 %), эмоционально неустойчивым (15 чел. - 20,8 %) и диссоциальным (9 чел - 12,7 %) расстройствами личности, в 16,7 % (12 чел.) случаев встречалась клинически выраженная психогенная депрессия на фоне расстройства личности, в 5,5 % (4 чел.) - фазное расстройство настроения на фоне расстройства личности. Среди лиц с аутоагрессивным поведением значительная часть приходится на лица молодого возраста до 35 лет. Этот факт является вполне закономерным и объясняется эмоциональной активностью, наиболее психологической уязвимостью указанного возраста, а также склонностью к максимализму и категоричностью в проявлении реакций. Снижение показателей суицида в возрасте старше 35 лет объясняется, на наш взгляд, тем, что именно к этому периоду жизни индивидуум представляет собой установившуюся личность, с присущими ей более стабильными эмоциональными реакциями, а также с более трезвой когнитивной способностью осознавать и оценивать происходящее.

Среди лиц более пожилого возраста (старше 50 лет) случаи аутоагрессии крайне редки (3 человека - 5,8 %), что еще раз подтверждает вышесказанное. В группе обследованных, совершивших суицидальные попытки разделение по половому признаку оказалось весьма неравномерным: подавляющее большинство составили женщины (37 человек - 71,2 %), меньшее число составили мужчины (15 человек - 28,8 %). В тоже время в группе обследованных лиц с расстройствами личности, совершивших деструктивные действия все обследованные были лицами мужского пола.

Для понимания мотивов, которые движут личностью совершающей попытку суицида, необходимо собрать и проанализировать сведения о его семейной ситуации, которая может отражать возможные эмоциональные нарушения у других членов семьи. Кроме того, семье принадлежит значительная роль в усвоении личностью социально--культурных норм и моделей поведения, она является одним из необходимых условий для понимания причин, формирующих девиантное поведение обследованных больных.

Из полученных нами анамнестических данных большинство обследуемых выросли в полных семьях при наличии обоих родителей:

в группе суицидентов: 34 человека - из полной семьи (65,4 %), 18 человек - из неполной семьи (34,6 %); в группе лиц с аутодеструктивным поведением:

17 человек - из полной семьи (85 %), 3 человека - из неполной семьи (15 %).

При этом, несмотря на преобладание полных семей необходимо отметить, что при разграничении внутрисемейных отношений в первой группе обследованных неблагоприятные отношения отмечались в 29-и случаях (55,8 %), а благоприятные - в 23-х случаях (44,2 %). Во второй группе в 9-и случаях имели место нормальные семейные отношения (45 %), в 11 -и случаях - семейные отношения были напряженными (55 %). Большая часть обследованных лиц с расстройствами личности воспитывались в условиях гипоопеки (38 - 52,8 %), гиперопеки (15 - 20,8 %) и по типу «кумир семьи» (9 - 12,5 %). Лишь в 2-х случаях (2,8 %) обследованные лица воспитывались в гармоничных условиях. При личных беседах с обследуемыми удалось выяснить, что в подавляющем большинстве случаев в семьях, где интраперсональные отношения были натянутыми, дисгармония в семье проявлялась в виде рассогласования целей, потребностей и мотиваций у членов семьи. Отмечались нарушения обратной связи между родными, отсутствовало взаимопонимание, вследствие чего они не могли предвидеть реакции другого. Формировалась ситуация, когда обследуемый начинал жить сам по себе, оказавшись в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родных ему людей. Чувство изолированности, эмоциональной чуждости и одновременное биологическое родство постепенно формировали внутриличностный конфликт, который в последующем выливался в аутоагрессию. Несомненно, на формирование аутоагрессивных тенденций определенное влияние оказывают и социальные условия. Вряд ли следует считать случайным тот факт, что в группе лиц, совершивших

162

суицидальные попытки, на момент совершения суицида 32 человека (61,5 %) были холосты, 5 человек (9,6 %) - разведены и лишь 15 человек (28,8 %) женаты. В группе лиц с аутодеструктивными тенденциями 13 человек (65 %) были холосты, а 7 человек (35 %) женаты. Однако, и в тех случаях, когда у суицидентов имелась семья, в большинстве случаев она не была благополучной, отношения между супругами зачастую носили конфликтный или формальный характер.

Рассмотренные нами истинные суицидальные попытки, как правило, возникали как реакция на относительно затяжные конфликты, начинающиеся с аффективных переживаний, но быстро генерализирующиеся и охватывающие все уровни психической деятельности. Немаловажным фактором является тот факт, что после суицидальной попытки у обследуемых длительное время сохранялся суицидальный риск, что свидетельствовало об истинности суицидальных намерений, чего не отмечалось в группе лиц с демонстративно--шантажными суицидальными попытками.

Литература

1. Brown G. K., Beck A. T., Steer R. A. Risk factors for suicide in psychiatric outpatients: a 20-year prospective study // J. Consult. Clin. Psychol. 2000. Vol. 68. P. 371-377.

Features of clinical symptoms of preeclampsia in pregnant women

living in the Aral sea region Abdurakhmanova D.1, Madaminova M.2 (Republic of Uzbekistan) Особенности клинической симптоматики преэклампсии у беременных, проживающих в регионе Приаралья Абдурахманова Д. Н.1, Мадаминова М. Ш.2 (Республика Узбекистан)

'Абдурахманова Дилноза Наримановна /Abdurakhmanova Dilnoza - ассистент, кафедра акушерства, гинекологии и онкологии;

2Мадаминова Малика Шавкатовна /Madaminova Malika - студент, педиатрический факультет, Ташкентская медицинская академия, Ургенчкий филиал, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: сегодня проблема диагностики, лечения и профилактики гипертензивных состояний, особенно преэклампсии легкой и тяжелой степени, в акушерстве является одной из важнейших задач для акушера-гинеколога. Преэклампсия относится к наиболее сложным и важным проблемам научного и практического акушерства. По данным ВОЗ, преэклампсия диагностируется у 28 % беременных, составляя основную часть всех гипертензивных состояний во время беременности. В статье собраны данные собственных исследований, которые проведены с целью оценки и изучения клинических симптомов преэклампсии у беременных, проживающих в регионе Приаралья. Abstract: nowadays, the problem of diagnosis, treatment and hypertensive states prevention, especially preeclampsia mild to severe in obstetrics is one of the most important tasks for the obstetrician-gynecologist. Preeclampsia is among the most complex and important problems of scientific and practical obstetrics. According to the WHO preeclampsia is diagnosed in 28 % ofpregnant women, accounting for the majority of all hypertensive conditions during pregnancy. The article contains information from own studies which have been held in order to evaluate and study the clinical symptoms of preeclampsia in pregnant women living in the Aral Sea region.

Ключевые слова: преэклампсия, факторы риска, экстрагенетальная патология, регион Приаралья. Keywords: pre-eclampsia, risk factors, extragenital pathology, Aral Sea zone.

Особенности условий жизни в регионе Приаралья, которые объединяют в себе негативные факторы экологии (соли в питьевой воде, атмосферные грязи и др.) и социально-экономическое неблагополучие, безусловно, отрицательно влияют на состояние здоровья населения, особенно для беременных женщин и детей, проживающих в этом регионе. Преэклампсия относится к наиболее сложным и важным проблемам научного и практического акушерства. По данным ВОЗ, преэклампсия диагностируется у 28 % беременных, составляя основную часть всех гипертензивных состояний во время беременности. Преэклампсия осложняет от 1,3 % до 6,7 % всех беременностей и остается одной из ведущих причин материнской и перинатальной заболеваемости и смертности во всем мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.