УДК 347.77:665.58
ПАТЕНТНЫЙ ЛАНДШАФТ В АНАЛИЗЕ МИРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНДОВ: СЕГМЕНТ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
О.Д. Немятых, А.И. Фитисова, Д.М. Медведева, Ю.А. Васягина
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Исследование посвящено выявлению и систематизации мировых трендов в области парфюмерно-косметических средств для оценки степени их инновационной привлекательности на российском рынке косметики. Анализ проведен с использованием в качестве основного поискового инструмента базы данных Patentscope Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) за период с 01.01.2006 по 01.01.2017. Установлено, что векторы инновационных разработок преимущественно направлены на создание средств по уходу за кожей и волосами. Китай занимает ведущее положение по количеству патентов (26 %), Российская Федерация охватывает 2 % патентов от общего числа за исследуемый период.
Ключевые слова: парфюмерно-косметические средства, патентный ландшафт, инновационные разработки.
DOI 10.19163/1994-9480-2019-1 (69)-46-50
PATENT LANDSCAPING IN THE ANALYSIS OF WORLD TECHNOLOGICAL TRENDS: PERFUME AND COSMETICS SEGMENT
O.D. Nemyatykh, A.I. Fitisova, D.M. Medvedeva, Yu.A. Vasyagina
FSBEI HE «Saint-Petersburg State Chemical-Pharmaceutical University» of Public Health Ministry of the Russian Federation
This research is dedicated to the identification and systematization of global trends in the field of perfumery and cosmetics to assess the degree of their innovative attractiveness in the Russian cosmetics market. The analysis was carried out using the Patentscope of World Intellectual Property Organization (WIPO) database as the main search tool for the period from 01.01.2006 to 01.01.2017. It has been established that the innovation vectors are mainly aimed at creating skin and hair care products. China occupies a leading position in the number of patents (26 %), the Russian Federation covers 2 % of the total number of patents for the analysed period.
Key words: perfumery and cosmetic products, patent landscaping, innovative developments.
В настоящее время парфюмерно-косметическая продукция, как один из наиболее востребованных сегментов мирового рынка, сохраняет устойчивую тенденцию к расширению [5]. При этом предъявляемые потребителем все более жесткие требования к качественным параметрам парфюмерно-косметических средств послужили основанием для совмещения характеристик косметического и фармацевтического продукта, что позволило разработчикам создавать товары, объединяющие основные свойства формы выпуска косметической продукции и высокую фармакологическую активность лекарственного препарата («лечебная косметика», «космецевтика»).
Парфюмерно-косметическая продукция сегодня является быстроразвивающимся, высокотехнологичным сегментом рынка, требующим от производителей внедрения инноваций. Одним из источников информации, отражающей инновационный процесс, является патентная документация. Исследование патентных баз данных позволяет определить уровень научных исследований, выявить лидеров патентования в отрасли, идентифицировать
ведущие технологии и сформировать направление научных исследований [3, 9].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Выявление и систематизация мировых трендов в области парфюмерно-косметической продукции для оценки степени инновационной привлекательности данного сегмента на российском рынке.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения патентного обзора использована методология, предложенная Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент). Информационную базу для построения патентного ландшафта составили данные Всемирной организации интеллектуальной собственности [1] на основании действующей версии международной патентной классификации (МПК) [4] за период 01.01.2006 по 01.01.2017 гг. (по состоянию на 26.10.2018 г.), что позволило сформулировать общие заключения на макроэкономическом уровне и определить ключевые векторы научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в сегменте парфюмерно-косметических средств [1, 3]. В качестве поисковых инструментов были рассмотрены также база данных Федерального института промышленной собственности (ФИПС) [2] и система поиска патентной информации - портал Patscape.ru [7]. Статистическая обработка данных проводилась с использованием MS Excel 2016.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно действующей МПК патентные документы изобретений в области парфюмерно-косметических средств классифицируются в зависимости от сферы использования, состава и физической формы (табл. 1).
Таблица 1
Классификация патентных изобретений в сегменте парфюмерно-косметических средств [4]
Ранг Код Характеристика
По сфере применения
Раздел А Удовлетворение жизненных потребностей человека
Класс А61 Медицина и ветеринария; гигиена
Подкласс A61Q Специальное использование косметических или подобных туалетных средств
Группы, подгруппы и рубрики подкласса А6Ю, характеризующие различные сферы использования
косметических средств
По составу и физической форме
Раздел А Удовлетворение жизненных потребностей человека
Класс А61 Медицина и ветеринария; гигиена
Подкласс A61K Лекарства и медикаменты для терапевтических, стоматологических или гигиенических целей
Группа A61K 8/00 Косметические или подобные туалетные средства
Подгруппы и рубрики группы А61К 8/00, характеризующие состав и физическую форму
Установлено, что за период с 01.01.2006 по 01.01.2017 гг. в сегменте парфюмерно-косметических средств было опубликовано 157835 патентных документов, закрепленных на территории 36 государств, а также проведенных через Европейское патентное ведомство, Евразийскую патентную организацию и поданных по процедуре PCT (табл. 2) - Договору о патентной кооперации (англ. Patent Cooperation Treaty) [1]. Наибольшее количество патентов зарегистрировано на территории Китая (31389), что составило около 20 % общего массива данных. Весомую (10,908 %) долю среди патентов в сегменте парфюмерно-косметических средств занимают международные документы, поданные по процедуре pCt. Так заявитель обеспечивает охрану своего изобретения
в большом количестве стран, а также сокращает затраты на международный патентный поиск [1, 2, 6, 8, 10]. Стоит отметить, что число патентов (14792), проведенных через Европейское патентное ведомство, составляет 9,372 % от общего количества. Российская Федерация занимает одиннадцатую позицию по количеству патентов (2196) в сегменте косметических средств с показателем в 1,391 % от общего количества патентных документов [1].
Ретроспектива патентного поля в сегменте парфюмерно-косметических средств демонстрирует стабильный рост научного интереса в течение анализируемого периода (рис. 1). При этом наибольшее (19438) количество патентов подано в 2016 г., охватывая более 12 % структуры.
25000
щ
I 20000
= 15000 | 10000 г 5 ООО
1?6?.0 13291 13237 127г2 Щ
194-3 В
О
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Год птолнкацнн заявки
Рис. 1. Динамика патентного ландшафта в рамках глобального рынка, 2006-2016 гг.
Число охраняемых результатов интеллекту- временных колебаний, однако четко прослежива-альной деятельности (РИД), представленных Рос- ется увеличение значений количественного пара-сией (рис. 2), имеет более выраженную амплитуду метра оценки ландшафта [1], табл. 2.
3 50
П-1-1-1-г
2006 2007 200 Б 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Гер публикации залЕки Рис. 2. Динамика патентного ландшафта в рамках сегмента российских РИД, 2006-2016 гг.
Структуризация РИД по странам правообладателя [1]
Таблица 2
Страна Количество патентов
ед. %
Китай 31389 19,887
Япония 28348 17,961
Соединенные Штаты Америки 19603 12,420
РСТ 17216 10,908
Европейское патентное ведомство 14792 9,372
Республика Корея 14532 9,207
Франция 5371 3,403
Германия 4420 2,800
Канада 3883 2,460
Австралия 3607 2,285
Испания 3458 2,191
Мексика 2552 1,617
Российская Федерация 2196 1,391
Бразилия 1721 1,090
Индонезия 643 0,407
Португалия 535 0,339
Малайзия 496 0,314
Вьетнам 481 0,305
Филиппины 476 0,302
Дания 471 0,298
Великобритания 365 0,231
Сингапур 343 0,217
ЕАПО 299 0,189
Колумбия 255 0,162
Южная Африка 135 0,086
Тунис 44 0,028
Марокко 43 0,027
Перу 40 0,025
Чили 39 0,025
Коста-Рика 25 0,016
Аргентина 24 0,015
Эстония 11 0,007
Доминиканская Республика 6 0,004
Саудовская Аравия 5 0,003
Сальвадор 3 0,002
Куба 2 0,001
Эквадор 2 0,001
Египет 2 0,001
Панама 2 0,001
ИТОГО 157835
В последние годы увеличился интерес производителей парфюмерно-косметических средств (ПКС) к технологиям получения активных ингредиентов растительного происхождения с применением методов биотехнологии (рис. 3).
В плоскости проводимого анализа обращает на себя внимание положительная динамика патентования ПКС, способных предотвращать негативное воздействие экспозом-факторов, в т. ч. влияние загрязненного воздуха (рис. 4).
Стоит отметить, что за 10 лет заметно увеличилось количество патентов на косметические композиции и ингредиенты, которые содержат пептиды (рис. 5) [10].
Кроме того, при построении патентного ландшафта выявлена четкая тенденция к разработке косметической продукции на основе штаммов микроорганизмов, а именно: Lactobacillus (1138 патентов), Saccharomyces (1033 патента), Bifidobacterium (501 патент), Streptococcus thermo-philus (279 патентов), Lactococcus (351 патент).
2006 2007 200S 2003 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Гид публикации заявки
Рис. 3. Динамика патентования ПКС, содержащих объекты растительного происхождения, полученные с применением методов биотехнологии
Гид публикации заявки
Рис. 4. Динамика патентования ПКС защитного действия
2000
= 1500
- 1000
о ц
ь 500
1S16 j—
ш 907 R71 975 ags 1Ю5 Ijiyj /
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
х
j
2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Год публикации заявки
Рис. 5. Динамика патентования ПКС с содержанием пептидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационные разработки на глобальном рынке сегодня ведутся по таким направлениям, как технологии получения парфюмерно-косметической продукции, содержащей объекты растительного происхождения, разработка пептидсодер-жащих средств, а также косметики, предназначенной для восстановления микробиоты кожных покровов, внедрение методов биотехнологии в косметическую отрасль.
Мировым трендом сегодня выступают парфюмерно-косметические средства, способные предотвращать негативное воздействие экспозом-факторов, в том числе влияние загрязненного воздуха.
Использование новых источников биологически активных компонентов, а также разработка методов их выделения позволяют компаниям формировать конкурентоспособный продуктовый портфель, а также реализовывать эффективную стратегию и тактику маркетинговой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. База данных PATENTSCOPE (ВОИС) [Электронный ресурс]. URL: https://patentscope.wipo.int/search/en/ search.jsf.
2. База данных ФИПС. [Электронный ресурс]. URL: http://www1 .fips. ru/wps/portal/IPS_Ru#1525181413224.
3. Кортов С.В., Шульгин Д.Б., Толмачев Д.Е., Егар-мина А.Д. Анализ технологических трендов на основе построения патентных ландшафтов // Экономика региона. -2017. - № 3 (13). - С. 935-947.
4. Международная патентная классификация (ВОИС) [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/ classifications/ipc/ru/.
5. Немятых О.Д., Фитисова А.И. Оценка ключевых аспектов национального фармацевтического рынка в рамках сегмента аптечной косметики // Научные ведомости БелГУ. - 2017. - № 1. - С. 123-128.
6. Сёмин А.А., Наркевич И.А., Петрова Т.А. Патентование при разработке лекарственных средств: особенности и проблемы // Фармация. - 2017. - № 4 (66). - С. 3-8.
7. Система поиска патентной информации - портал Patscape.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://patscape.ru/ search/new.
8. Pargaonkar Y. Leveraging patent landscape analysis and IP competitive intelligence for competitive
advantage // World Patent Information. - 2016. - № 45. -P. 10-20.
9. Patent Cooperation Treaty (BOMC) [Electronic source]. URL: http://www.wipo.int/treaties/en/registration/pct/.
10. Revenue of the leading 20 beauty manufacturers worldwide in 2016 (in billion U.S. dollars) [Electronic source] // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/243871/ revenue-of-the-leading-10-beauty-manufacturers-worldwide/.
REFERENCES
1. Baza dannyh PATENTSCOPE (VOIS) [Elektronnyj resurs] [PATENTSCOPE database (WIPO)]. Available at: https://patentscope.wipo.int/search/en/search.jsf.
2. Baza dannyh FIPS. [Elektronnyj resurs] [Database FIPS]. Available at: http://www1.fips.ru/wps/portal/ IPS_Ru#1525181413224.
3. Kortov S.V., SHul'gin D.B., Tolmachev D.E., Egarmina A.D. Analiz tekhnologicheskih trendov na osnove postroeniya patentnyh landshaftov [Analysis of technological trends based on the construction of patent landscapes]. Ekonomika regiona [Economy of the region], 2017, no. 3 (13), pp. 935-947. (In Russ.; abstr. in Engl.).
4. Mezhdunarodnaya patentnaya klassifikaciya (VOIS) [Elektronnyj resurs] [International Patent Classification (WIPO)]. Available at: http://www.wipo.int/classifications/ipc/ru/.
5. Nemyatyh O.D., Fitisova A.I. Ocenka klyuchevyh aspektov nacional'nogo farmacevticheskogo rynka v ramkah segmenta aptechnoj kosmetiki [Evaluation of key aspects of the national pharmaceutical market within the pharmaceutical cosmetics segment]. Nauchnye vedomosti BelGU [Scientific Gazette of BelSU], 2017, no. 1, pp. 123-128. (In Russ.; abstr. in Engl.).
6. Syomin A.A., Narkevich I.A., Petrova T.A. Patento-vanie pri razrabotke lekarstvennyh sredstv: osobennosti i problemy [Patenting in the development of medicines: features and problems]. Farmaciya [Pharmacy], 2017, no. 4 (66), p p . 3-8 . (In Russ.; abstr. in Engl.).
7. Sistema poiska patentnoj informacii - portal Patscape.ru [Elektronnyj resurs] [Patent information search syste m - Patscape.ru portal]. Available at: http://patscape.ru/ search/new.
8. Pargaonkar Y. Leveraging patent landscape analysis and IP competitive intelligence for competitive advantage. World Patent Information, 2016, no. 45, pp. 10-20.
9. Patent Cooperation Treaty (BOMC) [Electronic source]. Available at: http://www.wipo.int/treaties/en/registration/pct/.
10. Revenue of the leading 20 beauty manufacturers worldwide in 2016 (in billion U.S. dollars) [Electronic source]. Statista. Available at: https://www.statista.com/statistics/243871/ revenue-of-the-leading-10-beauty-manufacturers-worldwide/.
Контактная информация Немятых Оксана Дмитриевна - д. фарм. н., профессор, зам.заведущего кафедрой управления и экономики фармации ФГБОУ СПХФУ Минздрава России, e-mail: [email protected]