ПАССАЖИРСКИИ ТРАНСПОРТ В ГУСТОНАСЕЛЕННЫХ ГОРОДАХ: ПРОБЛЕМЫ,
ОГРАНИЧЕНИЯ И РЕШЕНИЯ
Бандурин А.В., д.э.н., профессор, проректор по научной работе МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича Шилин А.Н., к.э.н., старший научный сотрудник МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича Дьяков М.М., к.э.н., преподаватель МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича
В статье проведен сравнительный анализ современных видов пассажирского транспорта, развиваемого в густонаселенных городах мира. Выявлен ряд проблем и ограничений, препятствующих развитию того или иного вида, предложены решения выявленных проблем.
Ключевые слова: транспорт, мегаполис, ограничение, надземный транспорт
PASSENGER TRANSPORT IN MEGALOPOLISES: PROBLEMS, LIMITATIONS AND
SOLUTIONS
Bandurin A., Doctor of Economics, professor, Pro-rector for Research, MSIIT Shilin A., Ph.D., Senior Researcher, MSIIT Dyakov M., Ph.D., lecturer, MSIIT
The article provides a comparative analysis of contemporary forms of passenger transport developed in the densely populated cities in the world. Identified several challenges and constraints to the development of a particular type, proposed solutions to the identified problems.
Keywords: transportation , metropolis, limitation , overhead transport.
В настоящее время наблюдается миграция населения в крупные города, которые под тяжестью увеличения количества постоянно проживающего населения образуют мегалополисы, поглощая приграничные города и населенные пункты. В этих условиях крупным городам необходимо использовать различные виды городского пассажирского транспорта, позволяющие максимально эффективно покрыть территорию и качественно обеспечить перевозку пассажиров. Эта проблема не нова, однако с каждым днем она становится все актуальней и более сложно решаемой. Причиной тому служит тот факт, что различные виды транспорта имеют разных технические характеристики, а застроенная городская среда предъявляет свои жесткие требования с вновь создаваемым и реконструируемым транспортным сетям.
Прежде чем проводить сравнение видов пассажирских перевозок рассмотрим основные определения пассажирского транспорта, приведенного в современной литературе. В Законе г. Москвы «О городском пассажирском транспорте» дается следующее определение: «функционирующая на территории города и в некоторых случаях за её пределами устойчивая, развивающаяся система перевозок пассажиров в соответствии с социально-экономическими концепциями и планированием жизнеобеспечения города.
А.Г. Мальчикова1 описывает пассажирский транспорт как городской вид транспорта, выполняющий регулярные перевозки пассажиров по установленным и фиксированным на длительный период времени маршрутам, известным населению». Автор в данном случае определяет пассажирский транспорт как один из видов транспорта, а вот Х.Ю. Эльдарханов2 определяет пассажирский транспорт как многофункциональную транспортную систему, которая объединяет различные виды транспорта и осуществляет движение по территории города и ближайшей пригородной зоне. В данной статье именно данное определение пассажирского транспорта будет являться объектом исследования. Таким образом, существуют различные виды городского пассажирского транспорта, классификация которых приведена в работах Горбанева Р.В.3, Герами В.Д., Дукаревич Г.В.4. Авторами отмечено, что городской пассажирский транспорт классифицируется по вместимости, характеру путевых устройств, роду используемой двигательной силы, в зависимости от организации движения, от скорости перевозок, от расположения линии относительно городской территории.
Как отмечают О.М. Дьячкова и П.П. Володькин5 все виды городского пассажирского транспорта характеризуются следующими основными показателями:
а) вместимость подвижного состава - число мест для сидящих пассажиров и стоящих на свободной площади салона из расчета 4,5 пассажира на 1 м2 пола;
б) пропускная способность линий транспорта - максимальное число транспортных единиц или поездов, которое может быть пропущено по одной полосе движения или рельсовому пути в течение 1 часа в одну сторону;
в) провозная способность - наибольшее число пассажиров, которое может быть перевезено за 1 час в одном направлении, по одной линии.
Различают низкую (до 5 тысяч пассажиров в час), малую (5-15 тысяч), среднюю (15-30 тысяч) и высокую (40-60 тысяч) провозную способность;
г) скорость сообщения - скорость, определяемая, как отношение пройденного транспортным средством пути к суммарной затрате времени на движение, стоянку у остановочных пунктов, на задержку у перекрестков и перед остановками и т.д. Скорости сообщения транспорта:
- обычного до 25 км/час
- экспрессного 25-35 км/час
- скоростного 35-50 км/час
- сверхскоростного более 50 км/час;
д) стоимость строительства 1 км. пути, затраты на подвижной состав и эксплуатации6.
Приведенное Е. В.Черненко-Фроловой7 исследование свидетельствуют о том, что роль городского пассажирского транспорта в системе пассажирских перевозок за последних лет постоянно возрастает, за счет роста объемов перевозок пассажиров (табл. 1) и непрекращающегося роста автомобилей (табл. 2).
Учитывая то, что использование личного автотранспорта по занимаемой площади транспортной сети города, приходящейся на одного пассажира в десятки раз уступает общественному транспорту, а провозная способность полосы городского пассажирского транспорта (в зависимости от вида транспорта и интенсивности движения) в 10-100 раз выше, чем провозная способность полосы личного автотранспорта совершенно очевидным является перспек-
1 Мальчикова А.Г. Организация логистических потоков в системе городских пассажирских перевозок: Автореф. ... канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 18 с.
2 Эльдарханов Х.Ю. Логистика: управление городским грузодвижением. Тамбов: Грамота, 2008. 143 с.
3 Горбанев Р. В. Городской транспорт: Учеб.для вузов./ Р.В. Горбанев. - М. :Стройиздат, 1990. - 215 с.
4 Герами В.Д., Дукаревич Г.В. Организация и управление городскими пассажирскими автомобильными перевозками: Учебное пособие./ В.Д.Герами, Г.В. Дукаревич. - М.: МАДИ, 1994. - 144 с.
5 Дьячкова О.М., Володькин П.П. Сферы применения городского пассажирского транспорта // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2013, Том 4, № 4, С. 1492 - 1501. Режим доступа: http://ejournal.khstu.ru/media/2013/TGU_4_283.pdf
6 Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник./ И.В. Спирин. - М. : ИД Академия, 2008. - 400 с.
Таблица 1. Перевозка пассажиров по видам транспорта общего пользования в России за 2005-2010 гг. (млн чел.)
Вид трансп./год 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Транспорт всего, в т.ч.: 30128 26649 25314 24957 22673 22036
автобусный 16374 14734 14795 14718 13525 13434
троллейбусный 4653 3775 2972 2733 2414 2197
трамвайный 4123 3267 2660 2537 2217 2079
метрополитен 3574 3466 3528 3594 3307 3294
железнодорожный 1339 1339 1282 1296 1137 948
Таблица 2. Динамика обеспеченности населения автобусами и легковыми автомобилями
Годы 1980 1990 1995 1998 2000 2002 2005 2010 2012
Обеспеченность населения автобусами общего пользования (на 100000 населения, штук) 65 100 103 87 80 76 72 70 67
Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями (на 1000 населения, штук 5,5 30,2 58,6 95 122 131 139 148 157
Таблица 3 Сравнение преимуществ и недостатков основных видов городского общественного транспорта
Вид транспорта Преимущества Недостатки
Автобус (бензин/дизель) Сравнительно невысокие капитальные и эксплуатационные расходы, не требуют специальной инфраструктуры Низкий уровень экологической безопасности, движется в общем потоке
Автобус (электродвигатель Низкий уровень воздействия на окружающую среду Несовершенство электродвигателей и неразвитость инфраструктуры
Трамвай Экологичность Высокий уровень шума, движется в общем потоке
Троллейбус Экологичность Неповоротливость, движется в общем потоке
Метро Комфорт, скорость и прогнозируемость времени, затраченной на дорогу Дороговизна строительства и эксплуатации
Легкое метро, монорельс Комфорт, скорость и прогнозируемость времени, затраченной на дорогу Дороговизна строительства и эксплуатации
Городской ж/д транспорт Скорость движения Сложность увязки с другими видами транспорта, требуется большое количество земли,
Надземные транспортные системы Сравнительно невысокие капитальные и эксплуатационные расходы, экологичность, низкий уровень шума Сложность увязки в существующий облик исторических центов
тивность интенсификации развития общественного транспорта8. Рассмотрим различные преимущества и недостатки различных видов пассажирского транспорта (табл. 3).
Автобусы являются основным видом транспорта в мире, ввиду их экономичности в эксплуатации, однако скорость их движения во многом зависит от количества автомобилей, а выделение для него выделенной полосы ухудшает общую дорожную ситуацию. Городской ж/д транспорт, к которому в частности относится городская электричка, является быстрым способом перемещения из одной точки города в другую, однако этот вид транспорта требует большой зоны отчуждения, а его развитие имеет целесообразность, если есть построенные железнодорожные пути (как например, железнодорожное кольцо в Москве). Также необходимо отметить, что переезды через ж/д пути затрудняет перемещение автомобилей в городе и создают заторы.
В России широкое распространение имеют такие экологически чистые виды транспорта, такие как трамваи и троллейбусы. Однако для их эффективного функционирования, как и в случае с автобусами, необходима выделенная полоса, а для трамвая ширина полотна заметно превышает ширину полос для автомобилей. Совместное использование трамвайных полос сказывается на том, что снижается скорость общего потока и пассажирского транспорта в частности. В настоящее время активно развивается скоростной трамвай, однако он способен перевозить пассажиров с высокой скоростью только по отдельно полосе движения.
Легкое метро и монорельс начали строить в Москве для экономии на строительстве метрополитена, однако стоимость строитель-
ства таких видов транспорта высока для большинства регионов и городов России.
Среди видов пассажирского транспорта можно выделить также водные виды, однако холодные зимы приводят к замерзанию водоемов, а применение их только в теплое время суток является экономически не эффективным.
Можно заключить, что развитие современных технологий в области двигателестроения, развитие соответствующей инфраструктуры приведет к замене двигателей внутреннего сгорания на электродвигатели, что повысить экологичность основных видов пассажирского транспорта. Однако рост автомобилей на улицах городов оставляет проблемы качественного перемещения пассажиров злободневной. Именно поэтому многие современные ученые, дизайнеры и инженеры разрабатывают принципиально новый вид транспорта - надземные транспортные системы. Так, британский проектировщик К.Хэнли предложил концептуальную систему общественного транспорта MagLev9, находящейся выше уровня движения личного транспорта и делает движение транспортных кабин независимым от пробок, аварий и светофоров. Среди реализованных подобных видов пассажирского транспорта необходимо выделить надземную транспортную систему Н-ВаЬп, реализованную в Германии. Среди преимуществ данной транспортной системы можно отметить:
А Высокое качество транспортных услуг:
высокая скорость, своевременное прибытие;
гибкий «умный» график движения;
комфортность поездок при разумной стоимости проезда.
Таблица 4. Сравнительный анализ характеристик городского пассажирского транспорта10
Вид транспорта Средняя скорость (км/ч) Максимальная скорость (км/ч) Оптимальное расстояние между остановками (м) Длина состава (м) Количество единиц в составе (шт.) Вместимость состава (чел.) Максимальный пассажиропоток (чел/час) Капитальные вложения, млн. руб. Темпы строительства (км/год) Нормативный максимальный срок службы подв. состава Обслуживающий персонал (чел/км)
Подвижной состав Строительство 1 км линии
Городской автобус 12-25 60 300500 6-25 1-2 30120 9000 12 6,3 - 10 2
Трамвай 15-18 45 500800 3090 1-3 110440 18000 12- 35/ваг. 150 30 30 5
Скоростной трамвай 35-40 100 500800 30100 1-3 110400 30000 30- 50/ваг. 250 20 30 15
Метрополитен 35-40 90 7001200 100200 6-8 1500 60000 50- 80/ваг. 4000 3 20 100
Легкое метро 35-40 90 7001000 90170 3-6 6002220 30000 50- 80/ваг. 1500 3 20 70
Городской ж/д транспорт 45-50 140 15005000 200400 5-16 2800 25000 20- 200/ваг. 600 10-15 27 30
Н-ВаЬп 40-50 80 5001000 2050 2-5 100250 18000 19- 25/ваг. 1000 30 30 3
Б. Высокая степень транспортной безопасности: отсутствие пересечений с наземным транспортом; минимальное влияние погоды на путевую структуру; полная автоматизация управления движением. В. Низкий уровень воздействия на окружающую среду: эффективное использование земли; отсутствие атмосферных выбросов; низкий уровень шума.
Г. Высокая инвестиционная эффективность проектов: эффективное использование земель; низкие затраты на выносы коммуникаций; высокие темпы строительства.
Таким образом, проведенный анализ позволил обобщить имеющиеся результаты исследований в сравнительную таблицу основных характеристик пассажирского транспорта, применяемого в российских городах (табл. 4)
На долю участия того или иного вида транспорта в городских пассажирских перевозках оказывают различные факторы: планировочная структура города, историческая особенность города, технические традиции, характеристики рельефа, организация дорожного движения, уровень и способы организации и управления транспортным процессом, экономические факторы (рис.1)11. При этом основными показателями качества транспортного обслуживания остаются: регулярность движения транспорта, беспересадочный проезд, безопасность передвижения, уровень информированности населения, общие затраты времени на поездку из одной точки мегаполиса в другую12. Это же отмечает и О.А. Лебедева13: «экономическим назначением городского пассажирского транспорта является обеспечение населения городов перевозками при минимальных затратах общественно полезного времени в передвижениях, мак-
симальном транспортном комфорте, обеспечивающем минимальную транспортную утомляемость, минимальной себестоимости транспортной работы для транспортных предприятий».
В крупнейших городах, где перегрузка уличной сети личными автомобилями создает серьезные препятствия для работы общественного транспорта, реформа городского пассажирского транспорта должна сопровождаться применением административно-правовых и экономических механизмов, разумно ограничивающих использование личных автомобилей при наличии качественных альтернативных услуг общественного транспорта, а также архитектурно - планировочных решений, создающих приоритетные условия для общественного транспорта14.
Учитывая вышестказанное и проведенно выше сравнение, по нашему мнению, именно надземные транспортные системы способным решить проблемы транспортного обслужтивания крупных гордов, так как отвечают всем современных требования по качеству, безопасности и техническим требованиям. Сложным остается вопрос прохождения подобных систем через исторические центры российских городов, характеризующиеся протностью невысокой застройки и большим количеством памятников и особо охраняемых территорий. Однако, учитвая все возрастающую автомобилизацию населения, поднятие пассажирского транспорта «на надземный уровень» видится единственным эффективным решением транспортной проблемы.
Таким образом, по нашему мнению, применение надземных транспортных систем позволит не только максимально эффективно и качественно переводить пассажиров, но и будет способствовать разгрузке основных магистралей и дорог, за счет сокращения количества городского транспорта и отсутствием необходимости выделения специальных полос для общественного транспорта.
7 Черненко-Фролова Е. В. Формирование и развитие рынка транспортных услуг городского пассажирского транспорта российской федерации // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2013, Том 4, № 4, С. 214 - 220. Режим доступа
8 Денисов В.В. Перспективы развития городского пассажирского транспорта // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. 2012. № 2. С. 28-32.
9 http://www.dailytechinfo.org/auto/1248-gorodskoj-obshhestvennyj-transport-budushhego-sistema-na-magnitnoj-podveske-maglev.html
10 Разработано автором на основе:
Дьячкова О.М., Володькин П.П. Сферы применения городского пассажирского транспорта // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2013, Том 4, № 4, С. 1492 - 1501. Режим доступа: http://ejournal.khstu.ru/media/2013/TGU_4_283.pdf.
Официальные сайт Московского метрополитена. Режим доступа: http://mosmetro.ru/files/91578983843de04e7b4d40/81-740.pdf
Официальные сайт ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ». Режим доступа: http://www.metrowagonmash.ru/production/metro/81-717-6/
11 Дьячкова О.М., Володькин П.П. Сферы применения городского пассажирского транспорта // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2013, Том 4, № 4, С. 1492 - 1501. Режим доступа: http://ejournal.khstu.ru/media/2013/TGU_4_283.pdf
12 Ерошкин И.Н., Клочков В.Н. Управление городским пассажирским транспортом в условиях роста автомобилизации путем применения логистического подхода // Инновационная деятельность. 2013. № 1-2 (24). С. 44-48.
13 Лебедева О.А. Вопросы функционирования городского пассажирского транспорта // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2013. Т. 1. № 1. С. 040.
14 Решение Городской Думы № 40/6 от 10.06.2003 г. «О стратегическом плане Екатеринбурга»
Рис.1. Факторы, влияющие на степень участия в городских пассажирских перевозках разных видов транспорта
Литература:
1 http://www.dailytechinfo.org/auto/1248-gorodskoj-obshhestvennyj-transport-budushhego-sistema-na-magnitnoj-podveske-maglev.html
2. Герами В.Д., Дукаревич Г.В. Организация и управление городскими пассажирскими автомобильными перевозками: Учебное пособие./ В.Д.Герами, Г.В. Дукаревич. - М.: МАДИ, 1994. - 144 с.
3. Горбанев Р. В. Городской транспорт: Учеб.для вузов./ Р.В. Горбанев. - М.:Стройиздат, 1990. - 215 с.
4. Денисов В.В. Перспективы развития городского пассажирского транспорта // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. 2012. № 2. С. 28-32.
5. Дьячкова О.М., Володькин П.П. Сферы применения городского пассажирского транспорта // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2013, Том 4, № 4, С. 1492 - 1501. Режим доступа: http://ejournal.khstu.ru/media/2013/TGU_4_283.pdf
6. Ерошкин И.Н., Клочков В.Н. Управление городским пассажирским транспортом в условиях роста автомобилизации путем применения логистического подхода // Инновационная деятельность. 2013. № 1-2 (24). С. 44-48.
7. Лебедева О.А. Вопросы функционирования городского пас-
сажирского транспорта // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2013. Т. 1. № 1. С. 040.
8. Мальчикова А.Г. Организация логистических потоков в системе городских пассажирских перевозок: Автореф. ... канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 18 с.
9. Официальные сайт Московского метрополитена. Режим доступа: http://mosmetro.ru/files/91578983843de04e7b4d40/81-740.pdf
10. Официальные сайт ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ». Режим доступа: http://www.metrowagonmash.ru/production/metro/81-717-6/
11. Решение Городской Думы № 40/6 от 10.06.2003 г. «О стратегическом плане Екатеринбурга»
12. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник./ И.В. Спирин. - М. : ИД Академия, 2008. - 400 с.
13. Черненко-Фролова Е. В. Формирование и развитие рынка транспортных услуг городского пассажирского транспорта российской федерации // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2013, Том 4, № 4, С. 214 - 220. Режим доступа
14. Эльдарханов Х.Ю. Логистика: управление городским гру-зодвижением. Тамбов: Грамота, 2008. 143 с.