Научная статья на тему 'Пассажи как архитектурное явление XIX века и их роль в современной архитектуре'

Пассажи как архитектурное явление XIX века и их роль в современной архитектуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
568
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖ / АРХИТЕКТУРА / СТРУКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ / ФАСАД / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Плотникова А. Н.

Статья посвящена истории возникновения пассажей в России, их архитектурным особенностям, роли в организации быта городского населения. Так же рассмотрена эволюция структурных решений и функций пассажей, начиная с XIX века, их трансформация в многофункциональ­ные здания в XX и XXI веках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пассажи как архитектурное явление XIX века и их роль в современной архитектуре»

ПАССАЖИ КАК АРХИТЕКТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ XIX ВЕКА И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

© Плотникова А.Н.*

Казанский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Казань

Статья посвящена истории возникновения пассажей в России, их архитектурным особенностям, роли в организации быта городского населения. Так же рассмотрена эволюция структурных решений и функций пассажей, начиная с XIX века, их трансформация в многофункциональные здания в XX и XXI веках.

Ключевые слова пассаж, архитектура, структурное решение, фасад, многофункциональное здание.

В XIX веке Европу захватили научные открытия, социальные, политические экономические преобразования. Перемены в жизни общества привели к появлению новых типов зданий, одним из которых был пассаж. Данный тип занял важное место среди других зданий и ознаменовал собой целую архитектурную эпоху.

Пассаж - тип торгового (реже делового) сооружения, в котором магазины или конторы размещены ярусами по сторонам широкого прохода со стеклянным покрытием. Один или несколько таких проходов соединяют две или более улицы, которые обычно равны по своей значимости. Пассаж как новый тип торговых зданий стал мощным звеном организованного городского пространства и розничной торговли.

Архитектурная идея пассажа восходит к римской традиции атриума -внутреннего светового двора, из которого можно было пройти во все остальные помещения дома. Этот функциональный композиционный центр, явля-

* Кафедра Реставрации и реконструкции архитектурного наследия. Научный руководитель: Троепольская Н.Е., старший преподаватель кафедры Реставрации и реконструкции архитектурного наследия.

ясь ядром городского особняка, был очень еще во времена Древнего Рима и впоследствии трансформировался в застекленные аркады, оранжереи, пассажи [1].

Впервые пассажи, как известно, появились во Франции. Они спрямляли путь, как все проходные дворы, - ведь изначально они и были проходными дворами, над которыми соорудили стеклянные крыши, а потом декорировали внутренне пространство. Популярность пассажей, прежде всего определялась тем, что они позволяли совершать неспешные пешие прогулки, фланировать в любую погоду отдавая дань моде эпохе, когда формировался «весь Париж». Весь Париж - это и знать, выжившая или вернувшаяся из эмиграции, и богатая буржуазия, еще не принятая в салонах Сен-Жермен, но уже одетая так же и населяющая те же кварталы, посещающая те же лавки и кафе, что и аристократы. Неспешные пешие прогулки просто по улицам Парижа уже не устраивали эстетические запросы аристократов и буржуа, ибо были абсолютно немыслимы по унаследованным от Средневековья плохо вымощенным узким кривым улочкам с потоками грязи, без тротуаров и системы канализации. Не случайно пассажи Парижа возникли в основном на Правом берегу Сенны, в модном тогда районе Больших бульваров.

К сожалению, история мировой архитектуры не рассматривает технологии создания и примеры пассажей построенных на территории России. Данную проблему уже неоднократно поднимали и исправляли в многочисленных диссертациях. Но, в основном, они касались пассажей Москвы и С.-Петербурга.

Пассажи, расположенные в двух столицах, были весьма близки европейским аналогам по своей структуре и организации. Имели несколько этажей, на каждом из которых находились либо торговые помещения, либо конторы.

Одним из немногих пассажей, расположенных за пределами столиц и построенных в губернских центрах России в XIX веке, является Александровский пассаж в городе Казань.

Пассаж был построен по проекту В.В. Суслова и Н.И. Поздеева. Курировал его возведение Генрих Бернардович Руш, возможно, из-за этого многие приписывают ему авторство пассажа.

Александровский Пассаж - прямоугольное в плане здание с двумя закругленными углами и системой внутренних дворов. Закругленные углы здания, напоминающие башни, завершаются куполами. В люкарны купола со стороны улицы Воскресенской (ныне улица Кремлевская) были установлены часы с боем. В оформлении фасадов здания использовались элементы ренессанса, барокко и классицизма. Здание отличалось обилием лепных украшений растительного характера.

Главный вход пассажа был оформлен и акцентирован портиком с двумя скульптурными фигурами кариатид, расположенными на уровне двух первых этажей (рис. 1). За портиком следовал тамбур из резного дерева. А затем уже колонны отделяли вестибюльную часть от основного пространства двора. Интересным инженерным решением явилось использование Завершались простенки вестибюльной части позолоченными фигурами русалок, которые помимо украшения внутреннего интерьера являлись своеобразными кронштейнами.

Рис. 1. Александровский пассаж: элементы внешнего и внутреннего оформления (рисунок автора)

Проходной двор имел стеклянный купол. В центре двора была установлена бронзовая скульптура - светильник в виде женщины с ребенком (скульптор И.Н. Шредер). Интерьеры здания украшали фигуры людей, изображения масок лиц, лепные украшения (рис. 2).

Рис. 2. Внутреннее убранство подсводовой части Александровского пассажа (рисунок автора)

По периметру двора на первом этаже располагались магазины, фасады которых были оформлены в виде аркады. В арочных проемах аркад находи-

лись массивные остекленные двери, украшенные резьбой. Простенки были украшены зеркалами, заключенными в затейливые филенки. В нишах, украшавших подкупольное пространство двора, размещались четыре белокаменные скульптуры-аллегории, олицетворявшие времена года. В конце двора была парадная лестница, спускавшаяся к выходу на Черное озеро. Изящный чугунный мостик над лестницей вел в помещение ресторана, пышно отделанное зеркалами и лепным декором.

Часть здания, обращенная к Черному озеру, была отделена от основного объема двором-колодцем, служившим для хозяйственных целей. На верхних этажах размещались жилье и учреждения.

Изначально, здание строилось как доходное место. Помимо своей архитектурной изысканности внешнего убранства и внутреннего интерьера Александровский пассаж должен был покорить казанскую публику букетом новшеств, среди которых были: электричество, воздушное отопление, лифты.

Вопреки ожиданиям Александровский пассаж оказалось совсем не выгодным предприятием. Его содержание обходилось недешево, а потому с мечтой восполнить затраты на строительство быстро пришлось расстаться. После смены хозяев было решено разместить на территории пассажа городской научно-промышленный музей, однако малая площадь квартир, расположенных на верхних этажах не позволила задумке осуществиться.

Пассаж так и остался доходным домом. Помещения в нем арендовали магазины, мастерские, конторы. Одно время на третьем этаже по Воскресенской улице (ныне ул. Кремлевская) работала типография И.Н. Харитонова, в которой печаталась газета «Волжский листок», примечательная тем, что в ней были опубликованы ранние произведения А.Н. Толстого и В.Г. Короленко.

Впоследствии в этом помещении вятский гражданин Г.М. Розенберг открыл электротеатр «Пассаж» (6 декабря 1908 года). По изяществу обстановки его называли «жемчужиной Казани». Также в Пассаже до Октябрьской революции работал известный в Казани ресторан «Пале де Кристаль».

Пассаж изначально занимал целый квартал, образованный улицами Воскресенской, Петропавловской, Почтамтской и Черноозёрским бульваром (современные улицы Кремлевская, Мусы Джалиля, Лобачевского и Дзержин-

ского). Позднее часть торгового квартала, выходящая на угол Воскресенской и Почтамтской, была утрачена. И на ее месте был построен пассаж Черноя-ровых, возведенный уже по проекту самого Г.Б. Руша [2].

В отличие от Александровского пассажа магазины на первом этаже Чер-нояровского пассажа имели отдельные входы с улицы. Центром трех этажного здания служила лестничная клетка, связанная с улицей вестибюлем, перекрывавшаяся световым фонарем. На втором и третьем этажах пассажа располагались квартиры, связанные с лестничной клеткой коридорами [2].

Таким образом, мы подошли к тому, что пассажи, на протяжении истории своего формирования в XIX и XX веках, были примерами многофункциональных зданий, объединявших в себе предприятия торговли и жилищные помещения (гостиницы, квартиры).

Современные многофункциональные здания - это сооружения выполняющие множество функций, объединяя в себе жилища расширенного типологического состава (гостиницы и жилые дома), учреждения обслуживания, культуры, развлечения, спорта, а так же офис, предприятия торговли (универмаги, галереи), торговые центры. Соответственно своему назначению многофункциональные здания являются не только местом временного пребывания человека, но могут включать квартиры, места работы и отдыха, а также являться сооружением постоянно «живущим», выполняющим те или иные функции жизнедеятельности человека, являясь перспективным градостроительным объектом [3].

Включение подобных зданий в городскую среду позволяет решать многие градостроительные, архитектурно-строительные, социально-экономические вопросы. Современные многофункциональные объекты характеризуются архитектурной индивидуальностью, компактностью, привлекательностью для кредитоспособного населения.

Список литературы:

1. Львов А.А. О генезисе атриумных интерьеров // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. Изд-во: МГХПА им. С.Г. Строганова. - 2009. - № 2. - С. 144-150.

2. Надырова Д.А. Торгово-гостиничный комплекс Чернояровых в Казани // Дизайн-ревю. - 2009. - № 1-4. - С. 83-87.

3. Коршунова Н.Н. Особенности конструктивных решений зданий многофункционального назначения в различные периоды развития архитектуры // Вестник РУДН. Серия Инженерные исследования. - 2005. - № 1 (11). -С. 121-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.