AvelineFinlandOy, 2000. — 133 с.
2. Лакатос И. Фальсификация и методология программ научного исследования. - М.: Медиум, 1995
УДК 342.8
Бережной А.В., к.э.н.
доцент
кафедра «Государственного и муниципального управления»
Боярская В.В. студент 4 курса факультет Управления Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар ПАСПОРТ ИЗБИРАТЕЛЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ВЫБОРАХ
Статья посвящена изучению повышения электоральной активности на муниципальных выборах за счет использования специального документа-паспорта избирателя. Муниципальные выборы являются самым многочисленным видом выборов в России. Именно эффективность функционирования органов местного самоуправления формирует отношение граждан к любому виду власти.
Ключевые слова: муниципальные выборы, электоральная активность, паспорт избирателя, органы местного самоуправления, муниципальная власть, избиратель.
The article examines the increasing electoral activity at the municipal elections through the use of a special document - a passport of the voter. Municipal elections are the largest elections in Russia. It is the effective functioning of local governments shape the attitude of citizens towards any kind of authority.
Key words: municipal elections, electoral activity, the passport of the voter, local governments, municipal authorities, the voter.
Муниципальные выборы являются самым многочисленным видом выборов в России. Муниципальная власть представляет собой базу, на которой строится власть в государстве в целом. Именно эффективность функционирования органов местного самоуправления, обеспечивающих удовлетворение основных социальных потребностей (ЖКХ, дошкольное и начальное образование, базовое медицинское обслуживание, транспорт и т.д.) фактически формирует отношение граждан к любому виду власти, включая региональную и федеральную. [2] Следовательно, любые проявления неэффективности местной власти (плохие дороги, неухоженные улицы, недостаток детских садов и прочее) неизбежно создают в сознании граждан негативное отношение к государственной власти. [2]
В большинстве зарубежных стран именно муниципальные выборы
вызывают наибольшую активность избирателей и существенно влияют на расстановку политических сил в масштабах государства. В современной России сложилась обратная ситуация, при которой показатель явки избирателей около 30% считается вполне успешным. [3]
Существующие в мире способы повышения электоральной активности избирателей можно условно поделить на две группы:
- информационно-образовательные, которые направлены на повышение уровня правовой культуры избирателей, их информированности, а также иные меры информационно-образовательного характера по повышению интереса к выборам.
- карательные, к ним относят законодательное закрепление обязанности избирателя участвовать в голосовании и различные санкции, установленные государством за неучастие в выборах: от штрафов до краткосрочного тюремного заключения.
В качестве наказания в иностранном законодательстве встречаются следующие санкции:
- общественное порицание: список не явившихся на голосование лиц вывешивается у здания суда или мэрии, публикуется в местных газетах, хотя эта мера не считается достаточно действенной;
- объявление порицания с вызовом в суд - несколько более действенная мера, но если количество абсентеистов велико, то и она производит слабое впечатление;
- лишение судом на определенный срок избирательных прав - наиболее эффективный способ. Дело не в том, что избиратель и без лишения его избирательного права не ходит на выборы, а в том, что в случае лишения по суду избирательных прав он не может быть принят на государственную и муниципальную службу, причем не только классифицированную, но и обычную (например, учителем в государственной школе);
- наложение штрафа за неявку. Штраф налагается судом в соответствии с размерами, установленными в законе.
Эффективность наказания государством избирателя за неучастие в выборах представляется спорной и, по нашему мнению, противоречит принципу свободного участия в выборах, закрепленному в российском законодательстве. [3]
Более перспективным решением рассматриваемой проблемы может являться формирование при помощи системы поощрительных мер устойчивой модели позитивного и ответственного социального поведения граждан, выражающегося в постоянном активном личном участии в осуществлении управления государством посредством выборов. [1]
Для внедрения и использования мер поощрения и стимулирования постоянного участия гражданина в муниципальных выборах необходимо, в первую очередь, решить задачу учета добросовестных избирателей, которые выполняют свой гражданский долг регулярно. С этой целью предлагается использование на муниципальных выборах специального документа,
позволяющего вести учет добросовестных избирателей, а именно - «паспорта избирателя». Необходимо отметить, что главным принципом использования «паспорта избирателя» является добровольность участия в данной программе самих избирателей, так как обязательная фиксация факта участия (неучастия) в выборах может быть квалифицирована как нарушение принципа свободного участия в выборах. «Паспорт избирателя» может представлять собой документ в виде удостоверения, либо членского билета, в котором указаны данные об избирателе и предусмотрено место для отметок об участии в конкретных выборах (в том числе досрочных). Форма «паспорта избирателя» и правил его использования, на наш взгляд, должны быть определены решением представительного органа соответствующего муниципального образования.
Основная цель «паспорта избирателя» - подтверждать участие его владельца в конкретных муниципальных выборах. Первоначальная выдача «паспорта избирателя» должна осуществляться участковыми избирательными комиссиями в день голосования на добровольной основе по желанию гражданина. При проведении следующих муниципальных выборов избиратель при голосовании будет иметь возможность получить соответствующую отметку в «паспорте избирателя».
В качестве мер поощрения и стимулирования могут быть использованы различные варианты, как уже используемые в других сферах, так и специально разработанные в целях повышения электоральной активности. [1] Например, нормативным актом муниципального образования может быть предусмотрено следующее:
- введение звания «Почетный избиратель» - для граждан, принимавших постоянное участие в муниципальных выборах в течение 10 лет и более, с предоставлением определенных льгот (например, включение в состав общественных структур при органах местного самоуправления, возможность получения статуса помощника депутата на общественных началах);
- наличие у гражданина «паспорта избирателя» с отметками об участии в последних состоявшихся муниципальных выборах дает ему преференции при обращении к депутату представительного органа, например, право первоочередного приема, приоритетного рассмотрения обращений;
- возможность предоставления материальных поощрений за счет местного бюджета (льготный или бесплатный проезд в общественном транспорте, льготные путевки на санаторно-курортное лечение, льготы по оплате услуг ЖКХ и т.п.)
Обязательным условием успешного внедрения «паспорта избирателя» и взаимоувязанной с ним системы мер стимулирования и поощрения добросовестных избирателей является максимально возможное использование СМИ различных форм собственности для информирования избирателей (информационные сообщения, круглые столы, интервью, беседы в студии и т.д.).
Использованные источники:
1. Вестник избирательной комиссии Краснодарского края // издательство «ЭДВИ». - 2009. - №62(87). - С. 38-42
2. Бережной А.В., Сальцина Е.С., «Деятельность органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования г. Краснодар» // Материалы III международной научно-практической конференции. - 2016. - С 295-300
3. Князев С. Д. Избирательный процесс: Понятие, особенности и структура. //Правоведение. -2009. — № 3.
УДК 94
Бондарчук А.А. студент 1 курса ААИ Кравец В. С.
научный руководитель, доцент кафедры истории Южный федеральный университет (ЮФУ)
Россия, г. Ростов-на-Дону КУЛЬТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ. РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ МИР
СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Аннотация: в данной статье рассматривается влияние революции 1917 года на культуру ХХ века. Анализируются процессы строительства нового мира. Характеризуются основные направления и течения и их проявления в общественном мире.
Ключевые слова: культура, культурный мир, искусство, октябрьская революция, литература, живопись.
Abstract: this article examines the impact of the 1917 revolution on the culture of the twentieth century. Detail the major trends and currents and their manifestation in the public world.
Key words: culture, the cultural world, art, revolution, literature, painting.
Период ХХ века дал России немало ученых, исследователей, писателей, музыкантов, художников, архитекторов и др. В этот период появляется довольно большое количество творческих организаций, художественных школ, а также появляются новые стили и направления в культурной сфере жизни.
В связи с периодом 1917 происходят глобальные перемены в управлении государством, меняется структура государственного строя, что становится причиной изменения и в сферах духовной жизни людей. Культурная революция, являющаяся процессом революционных преобразований и образование новой формы художественного творчества.
В общем культурный мир советской России имеет противоречивый характер. Выявляют как положительные, так и отрицательные события. Для наилучшего понимания советских преобразований проведем анализ 20-30-х годов.
Изучение исторически определенного уровня развития общества нашей