HISTORICAL SCIENCES
ПАСХАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ ХРИСТИАНСКИХ НЕОФИТОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Стаховска Д.А.
Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск, Россия,
кафедра истории России, выпускник аспирантуры, стажёр
EASTER HOLIDAYS IN CALENDAR RITUALS OF THE CHRISTIAN NEOPHYTES OF KARACHAI-CIRCASSIAN
REPUBLIC
Stachowska D.A.
Karachai-Circassian State University named after U.D. Aliev, Karachaevsk, Russia Department of Russian History, post-graduated student, extern
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена обрядности календарных праздников пасхального периода в жизни неофитов Карачаево-Черкесской республики. Исследование раскрывает подробности ритуалов Пасхи и праздника Троицы как новых феноменов в духовной культуре евангельских (библейских) христиан. Полевой этнографический материал описывает особенности пасхального празднества в общине христианских неофитов -представителей коренных этносов республики.
ABSTRACT
The learned paper is devoted to Easter holidays in calendar rituals of the Christian neophytes of Karachai-Circassian Republic. The research shows the details of Easter and Trinity feast rituals as new phenomenon in spiritual life of gospel (Biblical) Christians. Ethnographical fieldwork stuff explores the particular features of Easter feast time among Christian neophytes - representatives from the root nations in the republic.
Ключевые слова: пасхальные праздники, Пасха, Троица, христианские неофиты, Карачаево-Черкесская республика, календарная обрядность.
Keywords: Christian neophytes, Karachai-Circassian Republic, calendar rituals, Easter feasts, Easter, Trinity feast.
В быту любого этноса существуют определённые праздники, которые отмечаются в разные периоды года. Календарно-обрядовые праздники присущи и представителям неофитской общины Карачаево-Черкесской республики. Этнографический материал позволил выявить степень сохранности и трансформации традиционных христианских праздников в новой духовной культуре коренных горцев республики.
Важнейшим праздником христианского мира считается Пасха. Неофиты Карачаево-Черкесской республики отмечают её торжественно по традиции Русской Православной Церкви, по юлианскому календарю. Дата этого праздника меняется каждый год, так как назначается в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Учитывая особенности доминирующего вероисповедания основного населения страны, библейские христиане-неофиты празднуют Пасху совместно с «православными» верующими, обычно в мартовские или апрельские дни. Например, в 2013 г. Пасха отмечалась 5 мая, в 2014 г. - 20 апреля, в 2015 г. - 12 апреля, в 2016 г. -1 мая.
Согласно словарю православной терминологии, слово «пасха» происходит от древнееврейского «песах» и обозначает «прохождение». «Истоки Пасхи лежат в иудейском празднике, установленном в память об исходе из Египта и связанном с ожиданием прихода «небесного освободи-теля»»[10, с.165]. Данная точка зрения, согласно которой во время притеснения еврейского народа в Египте Бог повелел каждой семье зарезать агнца и помазать косяки дверей его кровью для спасения от смерти своих первенцев из детей, а также из скота, подробно объясняется информантом-неофитом. Вечером прошёл Ангел-губитель и совершилось всё, о чём предупреждал Бог[9]. Христиане видят в этом прообразе пролитую кровь Иисуса Христа, о котором пророки говорили, что он есть Агнец Божий, принесённый в жертву во искупление грехов. В основе праздника Пасхи лежит рассказ о воскресении Иисуса Христа, который, согласно евангельским сказаниям, был распят на кресте. Среди христианских догм наиболее распространена центральная идея христианства, суть которой связана с событиями чудесного воскресения Иисуса Христа к вечной жизни (в переводе с иудейского слово «Пасха» имеет значение «переход от смерти к
жизни»), именно потому празднику Пасхи в честь этого события отводится особая роль[10, с.165].
В среде библейских неофитов пасхальное богослужение носит торжественный характер и является новшеством прежде всего для тех представителей этнически мусульманского населения, которые пополняют ряды евангельских христиан. Итоги включённого наблюдения и участия автора в пасхальном торжестве в одной из церквей г. Карачаев-ска, а также интервью с неофитами, прихожанами других церквей Карачаево-Черкесской республики, позволили определить общие элементы пасхального собрания[12]. Некоторые приходы в день Светлого праздника организуют службу в 6 часов утра, другие - по обычному режиму проведения воскресных служений. В самом начале собрания евангельских христиан пастор приветствует всех прихожан, произнося трижды слова «Христос воскрес!», на которые после каждого раза прихожане в один голос отвечают: «Воистину воскрес!». Этот обычай традиционного русского христианства вполне принят неофитами и безусловно ими поддерживается как элемент духовной культуры. Пасхальное прославление отличается своей торжественной тематикой и трепетной атмосферой. В исполнении хора или группы прославления слышатся песнопения: «Слышишь, как трепещут горы»; «Свободу нам дал»; «Он воскрес, да звучит Ему слава!»; «Святой Господь, Бог Израиля»; «Христос воскрес - воистину воскрес» и многие другие.
Затем наступает время свободной молитвы сердца (не выученной), без пышных слов, но с учётом специфики текущего торжества. Любой верующий может произнести её вслух. В качестве примера приведём молитву библейского неофита: «Великий Господь, я благодарю Тебя за то, что имею честь стоять перед Тобою и прославлять великое имя Твоё. Благодарю Тебя за Духа Святого, которого имею от Тебя. Благодарю за то помазание, которое получил от Тебя. Спасибо Тебе, великий Господь, что Ты когда-то нашёл меня и вытащил из алкогольной эпилепсии и ведёшь, как в Слове Божьем написано, ведёшь меня за руку. Я дитя Твоё, великий Господь. Ведёшь меня этими узкими путями. Узок путь к жизни, широки врата, ведущие в погибель. Слава Тебе и благодарность, Великий Господь, в сегодняшний день воскресения я приношу хвалу Тебе за тот Голгофский крест, на котором совершилась Твоя смерть ради нас, грешников. Благослови тоже мой осетинский народ. Входи в каждый дом и в каждое сердце - управляй и изменяй, Бог Авраама, Исаака и Иакова. Слава и хвала Тебе, Триединому - Отцу и Сыну, и Святому Духу. Аминь»[8].
Пасхальная проповедь пастора касается тематики смерти и воскресения Христа - символа и фундамента духовной жизни настоящего христианина. Затем все члены церкви единодушно приступают к причастию, вспоминая о том, что сделал для людей Иисус[11]. К кульминации праздника можно отнести художественно-литературную часть собрания, во время которого дети читают наизусть пасхальные стихи и исполняют песни[5].
В рамках празднества идут театральные представления по библейским мотивам (о крестовом пути Иисуса, страданиях и победе над смертью, о дне воскресения из мёртвых), к которым дети и молодые люди начинают готовиться задолго до мероприятия, посещая занятия воскресной школы и молодёжных собраний.
Неофиты-горцы поздравляют друг друга с праздником Пасхи, приветствуя словами «Христос воскрес!». В некоторых больших церквях в завершение совместного пасхального богослужения устраиваются концерты с участием хора и талантливых прихожан, а также приглашённых, не входящих в состав общины людей. Иногда дарят присутствующим поздравительные диски с праздничным благословением [7].
Прихожане домашних, менее иерархизирован-ных церквей республики тоже отмечают Светлый праздник Пасхи. В домашних церквях тоже всё происходящее направлено на прославление подвига Христа, испытавшего страшные муки на голгоф-ском кресте во имя спасения простых людей, песни поклонения, например, «Христос воскрес и с ним воскресли мы», провозглашают воскресение Христа из мёртвых. Далее читается проповедь и происходит разбор отрывков Священного Писания. Великий праздник Пасхи призван объединить всех христиан. К сожалению, не все осознанно исповедуют суть Пасхи. Однако некоторые респонденты отмечают, что, несмотря ни на что, люди раз в году напоминают себе, что Иисус действительно воскрес ради каждого из них. Прихожане домашних церквей нередко приносят с собой в церковь испечённый ими праздничный хлеб-лепёшку, который раздают единоверцам с пасхальным благословением.
Необходимо отметить, что после богослужения и совместной трапезы или чаепития прихожане покидают церковь и обычно расходятся по домам. Только те, из неофитов, которые являются этнически православными христианами, например, осетины, а также те из этнических карачаевцев, матери которых русские, встречаются с родственниками, чтобы отметить главнейший праздник и для Русской Православной Церкви. При этом соблюдается такая пасхальная кулинарная традиция, как выпечка пасхальных куличей и раскрашивание яиц в красный цвет, который символизирует кровь Иисуса Христа, пролитую во спасение людей. Однако яйца и куличи неофиты-христиане не носят в православную церковь для освящения. Наши новообращённые обычно благословляют пищу словами простой невыученной молитвы, как это делают всякий раз, приступая к еде. Библейские христиане объясняют своим семьям, родным и близким: «Пасха не куличи, не яйца, а Христос за нас закланный. Если веришь в Него, то Он тебя спасёт».
В ходе сбора полевого материала некоторым неофитам - представителям коренных этносов Карачаево-Черкесской республики задан был вопрос о значении торжества Пасхи для них лично. Среди ответов особое внимание привлёк ответ новообращённого, сравнившего Пасху с важным для его
страны праздником 9 Мая, когда воины победили и спасли народ от фашистских захватчиков. «Празднуем его, потому что мы победили врага, а Пасха - это в тысячу раз сильнее - мы победили смерть»[3]. В свете сказанного выше уместным кажется понимание Пасхи как символа свободы от рабства греха.
Следует отметить, что «пасха» упоминается христианами каждое воскресенье как напоминание об освобождении из духовного плена[4].
Для очередного новообращённого человека смысл описываемого торжества заключается в переходе из «старой жизни» в «новую», что буквально произошло, благодаря Иисусу, который совершил эту «пасху» (переход) для всех людей один раз и навсегда, когда умер на Голгофе и искупил человеческую жизнь от смерти своей жизнью[1]. Из числа опрошенных неофитов карачаевского происхождения некоторые видят связь между празднеством Пасхи и праздником «Къурман-байрам» (Курбан-байрам), объясняя своё мнение простой параллелью: «Как у нас режут барашка, так и там жертвенный агнец. Иисус принёс себя в жертву, как барашка, понёс мои грехи на кресте» [6]. Для другого прозелита Пасха является воскресением Христа, что провозглашается каждый раз в словах приветствия: «Христос воскрес». Обычный крест становится символом праздника, потому что на нём был распят Иисус и на третий день после смерти (воскресенье), о чем говорит Священное Писание, «восстал из мёртвых» [8].
Вместе с тем, среди ответов на заданный вопрос встретился и ответ, подчёркивающий взгляд нашего респондента, что «воскресение - это не опровергнутое доказательство пустоты гроба Иисуса Христа» [2].
В заключение следует сказать, что понимание и празднование светлой Пасхи в среде евангельских горцев-неофитов Карачаево-Черкесской республики свидетельствует о полной адаптации бывших «этнических мусульман» к христианскому торжеству, для которых праздник Пасхи стал самым важным, с точки зрения духовного развития и формирования личности. Отметим, что Пасха трактуется как религиозное церковное мероприятие, но нельзя забывать, что это и один из семейных праздников, отмечаемый лишь немногими неофитами с сохранением этнокультурных особенностей сложившейся раньше русской традиции.
Исследование духовной культуры народов, проживающих на территории республики, позволило нам открыть для себя ещё один очень значимый праздник пасхального времени, Троицу, объединяющий христианских верующих всего мира. В 2015 году, в силу территориальной принадлежности христиан Северного Кавказа к Российской Федерации, его отмечали 31 мая, как это принято по календарю Русской Православной Церкви (в отличие от церквей на Западе), в 2016 г. - 19 июня. Следует перечислить такие названия этого праздника, бытующие в сознании русского населения, как: «Троица», «Духов день» или «Пятидесятница».
Евангельские христиане-неофиты признают значимость церковного торжества, как и все другие представители христианских деноминаций.
Суть Пятидесятницы заключается в новозаветном сюжете о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи. Праздник был установлен церковью в IV в., а его большая значимость для христиан объясняется тем, что Пятидесятница «...толкуется как указание Христа нести весть о христианстве всем народам» на понятном для них языке»[10, с.244]. Необходимо подчеркнуть, что раньше ««Троица» была неким ориентиром во времени, точнее, регулировала хозяйственную жизнь сельского населения, фиксируя окончание весенних полевых работ»[10, с.244].
По сложившейся традиции общин, к которым причисляются новообращённые из коренного населения республики, устраивается праздничное богослужение, структура которого носит в себе праздничные и тематически связанные элементы. Как в случае Пасхи, так и Пятидесятницы, время поклонения отводится на воспевание и воздаяние славы Богу. Учитывая особенности праздника, в программу включены не только обычные песни, но и песнопения, акцентирующие роль Духа Святого в жизни верующего человека, например, «Святой Бог живёт во мне», «Дух Святой, прикоснись ко мне», «Прикоснись ко мне и покрой меня». В период молитвы прихожане могут танцевать, хлопать руками, воздвигать руки к небу, закрывать глаза, восклицать «аллилуйя» или «аминь», что выражает реакцию согласия с определёнными прошениями и изречениями.
Торжественная проповедь в церкви выстраивается на истории дня Пятидесятницы, которая входит в текст Библии, раскрывая суть, значение, практическое применение и испытание в духовной жизни реального действия Духа Божьего. Праздничная проповедь сопровождается примерами из личной жизни проповедника, многочисленными параллелями и историями великих героев веры. В случае долгой проповеди, она переплетается с бодрящими и благородными песнями поклонения.
К нетрадиционному моменту всего служения можно отнести «крещение Духом Святым», особенно практикующееся в харизматических церквях. Все желающие получить дар Духа Святого приглашаются в переднюю часть помещения, где над ними совершается молитва прошения, чтобы Дух Господень почил на них с особенной силой.
В завершение служения прихожане устраивают хороводы, танцуют и пляшут под еврейскую музыку («Эвэну шалом алехем - да мир всегда будет с нами»). После официальной части общение продолжается в обыденной обстановке.
Обряды религиозного календарного цикла это составляющие духовной жизни народа. Праздник Пасхи и пасхальное время занимает особое место в церковном календаре евангельскх неофитов - представителей коренных этносов Карачаево-Черкесской республики, что подтверждается этнографическим материалом и является ценным источником для науки.
Литература
1. ПМА (Полевой материал автора). Аджиева Ольга Султановна, 1982 г.р., г. Карачаевск, запись -июнь 2015 г.
2. ПМА. Байчоров Заур Магомедович, 1966 г. р., г. Черкесск, запись - май 2015 г.
3. ПМА. Бирагов Тимур Харитонович, 1970 г.р., г. Черкесск, запись - май 2015 г.
4. ПМА. Джандубаева Альмира Владимировна, 1961 г.р., г. Черкесск, запись - май 2015 г.
5. ПМА. Запись пасхального богослужения -г. Карачаевск, апрель 2015 г.
6. ПМА. Коркмазова Патия Владимировна, 1968 г. р., с. Учкекен, запись - апрель 2015 г.
7. ПМА. Тлисова Милена Эдуардовна, 1995 г.р., г. Черкесск, запись - май 2015 г.
8. ПМА. Фардзинов Олег Михайлович, 1955 г.р., с. Коста-Хетагурова, запись - апрель 2015 г.
9. ПМА. Хубиев Азрет-Али Дадыкович, 1962 г. р., г. Карачаевск, запись - июнь 2015 г.
10. Православие: Словарь атеиста, под общ. ред. Н.С, Гордиенко. М., 1988.
11. Стаховска Д.А. Важность обряда причащения для духовной культуры христиан неофитов Карачаево-Черкесской Республики // Наука и мир. Волгоград, 2015. №10 (26) октябрь. С.127-129.
12. Стаховска Д.А. Воскресное служение как феномен духовной культуры неофитов Карачаево-Черкесской Республики // Приоритетные направления развития науки и образования: Сборник материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 сент. 2015 г.). Чебоксары, 2015. С.34-37.