Научная статья на тему 'Пасхальные песнопения в древнейших Триодях'

Пасхальные песнопения в древнейших Триодях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
833
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тутолмина С. Н.

Настоящая статья посвящена пасхальным песнопениям древнейшей традиции. В центре внимания репертуар пасхальных стихир в Триодях и Стихирарях XII-XIII веков. В отличие от современного пасхального богослужения, включающего только 5 стихир Пасхи, в рассмотренных рукописях их число колеблется от 12 до 18. Часть стихир была утрачена в XV в. при переходе со Студийского на Иерусалимский устав, другая часть изъята во время «книжной справы» середины XVII в. и сохранилась только в старообрядческой традиции. Особый интерес представляют стихиры «на целовании», бытовавшие в рукописях с XII в. без уставных указаний и включенные в чин христосования в XVII веке. Тексты стихир с крюковой строкой представлены в публикации в двух версиях: в первоначальной редакции по рукописям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пасхальные песнопения в древнейших Триодях»

Вестник ПСТГУ

V: Музыкальное искусство христианского мира

2007. Вып. 1 (1). С. 8-16

Пасхальные песнопения

В ДРЕВНЕЙШИХ ТРИОДЯХ Тутолмина с. н.

МАПО, Санкт-Петербург

Настоящая статья посвящена пасхальным песнопениям древнейшей традиции. В центре внимания — репертуар пасхальных стихир в Триодях и Стихирарях ХП—ХШ веков. В отличие от современного пасхального богослужения, включающего только 5 стихир Пасхи, в рассмотренных рукописях их число колеблется от 12 до 18. Часть стихир была утрачена в XV в. при переходе со Студийского на Иерусалимский устав, другая часть изъята во время «книжной справы» середины XVII в. и сохранилась только в старообрядческой традиции. Особый интерес представляют стихиры «на целовании», бытовавшие в рукописях с XII в. без уставных указаний и включенные в чин христосования в XVII веке. Тексты стихир с крюковой строкой представлены в публикации в двух версиях: в первоначальной редакции по рукописям XП—XIП вв. и в поздней редакции по старообрядческим книгам XIX—XX вв. с переложением на современную пятилинейную нотацию.

Древнейшие памятники церковно-певческого искусства содержат множество песнопений, утраченных в современной богослужебной традиции. Среди них особое место принадлежит стихирам, посвященным Празднику праздников — Пасхе Христовой. Пасхальное богослужение, почти не имеющее чтений, воспринимается как одно неумолкаемое песнопение, наполненное радостью и ликованием. Вместе с тем, большое число текстов, воспевающих Христово Воскресение, не дошло до наших дней. Для того чтобы представить все многообразие пасхальных песнопений, бытовавших в Древней Руси, и восстановить древнейшее пасхальное последование, обратимся к Триодям XII—XIII веков.

Нотированные Триоди XII—XIII вв. представлены очень небольшим числом рукописей. Это две рукописи Софийского собрания РНБ (Соф. 96 и Соф. 85); две рукописи из собрания московской Синодальной типографии, хранящиеся в РГАДА (ф. 381, № 147 и № 148), четыре рукописи, хранящиеся в ГИМе (Воскр. 27, Усп. 8, Син. 278 и Син. 319), а также известный Хиландарский Стихирарь (СИП. 307),

хранящийся на Афоне и опубликованный в серии «Monumenta Mu-sicae Byzantinae»1. Среди перечисленных девяти рукописей только две являются по своему составу собственно Триодями, т. е. включают и каноны, и трипеснцы (неполные каноны), и стихиры, и другие жанры песнопений. Это Постная Триодь Син. 319 и Цветная Триодь Воскр. 27. Все остальные кодексы — триодные Стихирари, так как они содержат только стихиры из Триоди. Тем не менее, учитывая общее триод-ное содержание, мы объединяем их в единую группу нотированных рукописей и условно называем их Триодями.

К исследованию были также привлечены ненотированные Триоди XII—XIII вв. из собраний РНБ и РГАДА. В их числе «Шафарико-ва» и «Орбельская» Триоди (F.mI.74 и F.п.I.102), сербская Триодь ^.пЛ.68), Триодь Моисея Киянина (ф. 381, № 137), богослужебный сборник с триодной частью (ф. 381, № 139) и ненотированный триод-ный Стихирарь XIV в. — Соф. 97. В работе был использован церковный Устав XII в. из Софийского собрания № 1136.

Во всех указанных списках пасхальные песнопения представлены по-разному. Полные последования с подробными уставными указаниями содержатся в ненотированных Триодях. В нотированной Триоди Воскр. 27 зафиксирован с нотацией пасхальный канон и стихиры и — без нотации — ипакои, кондак, икос и светилен. В Стихирарях выписаны только пасхальные стихиры и тропарь «Христос воскресе», который является заключительной частью некоторых стихир. Остальные песнопения зафиксированы в других нотированных богослужебных книгах: кондак — в Кондакаре, ирмосы канона — в Ирмологии. Полностью нотированный пасхальный канон включен в сборник канонов — Соф. 385. В Успенском Кондакаре, помимо пасхального кондака «Аще и во гроб сниде бесмертныи»2 помещено песнопение под названием «катавасии въ великую неделю» — «Вариша рано яже о Марии»3, которое теперь известно как ипакои «Предвариша утро яже о Марии». В Благовещенском Кондакаре между Полиелеем и разделом Азматиков зафиксирован тропарь Пасхи «Христос воскресе»4, а в разделе киноников (причастных стихов) — причастен «На велик день»: «Тело Христово примете»5.

Среди всех пасхальных песнопений, зафиксированных в древнейших Триодях, как в нотированных, так и в ненотированных, наибольший интерес для нас представляют стихиры, многие из которых утра-

1 Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. Sticherarium // Monumenta Musicae Byzantine (MMB). Vol. 5 A. Copenhagen, 1957.

2 MMB. Vol. 6. F. 134 V.

3 Ibid. F.163 V.

4 РНБ, Q. п. I. 32. Л. 113 об.

5 Там же. Л. 97 об.

чены в современном богослужении. Как известно, в настоящее время за пасхальным богослужением исполняется всего пять стихир Пасхи: «Пасха свяшенная», «Приидите от видения жены», «Мироносицы жены», «Пасха красная» и «Воскресения день». Но в ХП—ХШ вв. пасхальных стихир было значительно больше. Их число колеблется в рассмотренных нотированных Триодях от 12 до 18. (Часть исполнялась на утрене, другая — на вечерне.) Данные всех кодексов приведены в сводной таблице6 (см. ниже). Наиболее полная подборка — 18 стихир — содержится в Соф. 85, правда, четыре стихиры в ней представлены без нотации. 15 нотированных стихир и одна ненотированная выписаны в Хи-ландарском Стихираре7. Те же 15 песнопений и в том же порядке, что и в Хиландарском списке, исключая одну ненотированную стихиру, зафиксированы в Триоди № 147. По 13 стихир содержится в Триоди № 148 и в Соф. 96 (9 песнопений совпадают в обоих списках и 4 различаются). В нотированной Триоди Воскр. 27 представлено 12 стихир, а в Усп. 8 — всего 8 (из-за утраты листов). Пасхальные стихиры делятся в нотированных рукописях на несколько групп, часть из которых сопровождается уставными ремарками, другие же выписаны только с указанием гласа8.

Суммируя данные всех изученных кодексов, приведем подробное описание пасхального последования.

Почти во всех нотированных Триодях пасхальное последование начинается со следующего заголовка: «Въ святую и светлую (или «Въ святую и великую»9) неделю, на заутрене, на хвалите Господа, стихира глас 1, самогласна, поют по двоици»10. Далее следуют три стихиры, утраченные в современном богослужении: «Дьньсь съпасениемиру, елико видимыи и елико же невидимыи», «Въскрьсения дьнь, плод сотворимъ себе» и «Светьлаго и славьнаго праздьньства въскрьсения»11. (В Хил. 307 третья стихира заменена на другую: «Пасха си велика священа и чьсть-на», без нотации.) В Соф. 96, Усп. 8 и Воскр. 27 все три стихиры пред-

6 Постная Триодь Син. 319 не включена в таблицу, так как не содержит пасхальных песнопений.

7 Далее — Хил. 307.

8 В таблице использованы следующие сокращения: в Нед. — в Неделю (имеется в виду воскресный день), на хвал. — на хвалите, на стих. — на стиховне, на Г.В. — на Господи воззвах, ненот. — ненотированная (стихира).

9 Воскр. 27. Л. 60.

10 См., например, Соф. 96. Л. 104.

11 Текст стихир с нотацией опубликован: Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди XII—XIII веков // Ежегодная Богословская конференция Свято-Тихоновского Богословского института: Материалы 2001 г. М., 2001. Нотное приложение.

Время Глас " -—Рукописи Стихиры " ——___ Воскр. 27 Усп. 8 Соф.85 Соф.96 Хил. 307 № 147 № 148

В Нед. заутра на хвал. 1 Дьньсь съпасение миру + + + + + + +

1 Въскрьсения дьнь, плодь сътворимъ себе + + ненот. + + + -

1 Светьлаго и славьнаго праздьньства + + ненот. + - - -

1 Пасха си велия священна и честьна - + - - ненот. - -

В Нед. заутра на стих. 5 Пасха священая намъ дьньсь показася + - + + + + +

5 Придете оть видения жены + — + + + + +

5 Мироносица жены зело рано + — + + + + +

Слава и ныне: 5 Въскрьсения дьнь просветимъся тьржьствъмь + - + + + + +

5 Пасха красьна — + + — + + —

В Нед. вечера наГ.В. 8 Дьньсь адъ стеня въпиеть, уне ми бяше + - + + + + +

8 Дьньсь адъ стеня въпиеть, раздрушися моя власть + - + + + + +

8 Дьньсь адъ стеня въпиеть, пожьрта ми бысть дьржава + + + + + + +

На стих. 5 Пасха агньць намъ жьреться Божии Отьчь - - ненот. + - - -

5 Пасха агньць намъ жьреться Божие заколение - - ненот. + - - -

6 Дьньсь вьсечьстьная Пасха — + + — + + +

6 Пасха Христосъ изъ гроба — — + — + + +

6 Пасха божьствьна и свягцена — — + — + + +

8 Напълнишася вься радости + + + — + + +

5(8) Ангели възыграитеся + + + + + + +

ставлены с нотной строкой12; в Соф. 85 нотирована только первая стихира «Дьньсь съпасение миру». В № 147 зафиксированы только первая и вторая стихиры, в № 148 — только первая. Каждую стихиру положено исполнять по два раза, а на «Слава, и ныне» повторять первую. Такой порядок исполнения подтверждается и церковным Уставом: «На хвалите Господа с небесъ стихира глас 1. Самогласна. По двоичи. Дньсь спасение миру. Таже Въскресения дь[нь] плодъ сътворимъ. Таже Свет-лаго и славнаго. На Слава. И ныне. Пьрвую стихиру. Посемь поеться утрьнее пение по тиху Слава въ вышнихъ Богу. По немъ же бывають диаконицы13 от диакона и от попа молитва. Посемь поють стихира глас 5 ,..»14. Обратим внимание на предписание Устава о пении Великого славословия. В современном богослужении оно отсутствует, в результате чего происходит слияние стихир «на хвалите» и стихир «на стиховне». Пение Великого славословия на пасхальной утрене (и на утрене в Великую субботу) являлось обычаем, заимствованным из Устава Великой Константинопольской церкви. Этот обычай был сохранен и в Алексеевской редакции Студийского устава, бытовавшего в Древней Руси 15.

Следующая группа стихир в некоторых Триодях (Соф. 96, Соф. 97) сопровождается указанием «на стиховне заутра»16, а в других (Хил. 307 и № 148) выписывается под заголовком «Стихиры на пасху»17. Это те самые стихиры Пасхи, которые сохранились до наших дней и поются со стихами «Да воскреснет Бог»: «Пасха священая намъ дьньсь показа-ся», «Придете отъ видения жены благовестницы», «Мироносица жены зело рано пришедша» и — на «Слава и ныне» — «Въскрьсения дьнь просве-тимъся тържьствъмъ». По сравнению с современной традицией здесь оказывается пропущенной четвертая стихира — «Пасха красная». В двух Триодях (Хил. 307 и № 147) она выписывается сразу после стихиры «Въскрьсения дьнь», в других фиксируется отдельно или вовсе отсутствует. В Усп. 8 из-за утраты листов отсутствует вся группа стихир.

Третья группа стихир во всех источниках имеет точное уставное указание: «Въ неделю вечера, на Господи възвахъ, по двоици, глас 8»18. Это три стихиры с одинаковым инципитом «Дьньсь адъ стеня въпи-етъ». Подобно упомянутым стихирам «на хвалите», каждую из них

12 В Воскр. 27 вторая и третья стихиры первоначально не были включены в рукопись, но добавлены позже на вставном листе (л. 63 а).

13 Имеются в виду ектении, произносимые диаконом.

14 Соф. 1136. Л. 22 об.

15 Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 21 и далее.

16 Соф. 96. Л. 104 об.

17 № 148. Л. 163 об.

18 Соф. 96. Л. 105 об.

положено петь по два раза, а на «Слава и ныне» повторять первую. Позднее эти песнопения были перенесены на вечер Великой субботы, и при этом они заменили собой три стихиры, исполнявшиеся «на Господи воззвах» на вечерне Великой субботы и также вышедшие из употребления19. Перенесение песнопений «Днесь ад стеня вопиет» в последование Великой субботы вполне закономерно, так как именно в этот день Церковь вспоминает, как Христос, почивая телом во гробе, сошел душею во ад и разрушил царство сатаны, а содержимым во аде душам праведников открыл вход в Царство Небесное. Первоначальное же бытование стихир в пасхальном последовании тоже неслучайно. «Употребление их на пасхальной вечерне, — пишет проф. И. Мансветов, — имеет близкое отношение к представлению воскресения Христова в древнерусском искусстве под образом сошествия во ад. (...) Христос, стоящий на разрушенных вереях ада, попирающий сатану и извлекающий из его власти узников, есть художественная иллюстрация стихиры «Днесь ад стеня вопиет», а эта последняя может служить комментарием древней иконографии воскресения»20.

Две стихиры 5-го гласа с одинаковым инципитом: «Пасха агньць намъ жьреться» содержатся лишь в двух нотированных Софийских Триодях21, при этом с нотацией они выписаны только в Соф. 96. В не-нотированной «Орбельской» Триоди эти стихиры следуют после утренних стихир «на стиховне» с ремаркой: «Другие стихиры Пасце. Глас 5»22. В Соф. 97 они помещены также «на стиховне», но в неделю вечера23. Указание на их исполнение «на стиховне» присутствует и в Уставе Соф. 1136, но уже во вторник пасхальной недели. При этом уточняется, что эти две стихиры «по измене поються коеждо и в тъж дьнь и въ среду и въ четверток и въ пятокъ на вечерне и на утрене»24. Обе стихиры впоследствии вышли из употребления.

Остальные пять песнопений зафиксированы в нотированных Триодях без уставных указаний, но по более поздним спискам XVII в. они известны как стихиры «на целовании»25. К ним относятся три стихиры 6-го гласа — «Дьньсь вьсечестьная пасха», «Пасха Христосъ

19 Это стихиры 2-го гласа: «О неизреченнаго таинства», «О неизглаголан-наго таинства» и «Къде женихъ въдворяется».

20 Мансветов И. Д. Церковный устав (типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. СПб., 1885. С. 151.

21 Соф. 96. Л. 105 об. Соф. 85. Л. 143 об.

22 Е п. I. 102. Л. 212.

23 Соф. 97. Л. 82.

24 Соф. 1136. Л. 26 об.

25 См., например, Кир.-Бел. 650/907. Л. 208 об. Подробнее о стихирах «на целовании» см.: Тутолмина С. Н. Утраченные стихиры на чин христосования: история текста и редакций // Древнерусская книжность: редактор и текст. СПб., 2000. С. 329-346.

из гроба» и «Пасха божьствьна и священа», стихира 8-го гласа — «На-пълнишася вься радости» и стихира 5-го гласа «Ангели възыграитеся». В древнейших Триодях они еще не имели указания «на целовании» и не сформировались как цикл, хотя сам чин христосования существовал с древнейших времен, о чем свидетельствует церковный Устав26.

Указанные песнопения 6-го гласа фиксируются всегда вместе, а стихира 8-го гласа «Напьлнишася вься радости» обычно примыкает к песнопению «Ангели възыграитеся», которое в некоторых списках также обозначается 8-м гласом27. Эти две стихиры могут предварять стихиры 6-го гласа или, наоборот, следовать за ними, а в одном случае (в Соф. 85) даже отделяться от них другими песнопениями. В Воскр. 27 обе стихиры выписаны подряд с обозначением 8-го гласа28, а три стихиры 6-го гласа вовсе отсутствуют. Местоположение всех пяти песнопений в богослужении совершенно непонятно. В Соф. 85 и № 148 они выписаны после стихир «Дьньсь адъ стеня въпиетъ», то есть на вечерне. В Хил. 307 и в № 147 они зафиксированы перед стихирами «Дьньсь адъ» и, вместе со стихирами «на стиховне», которые в данных списках не имеют такого указания, эти песнопения помещены под общим заголовком: «Стихиры на Пасху». В рассмотренных ненотированных Триодях данные песнопения вовсе отсутствуют, за одним исключением: в Соф. 97 после двух стихир «на стиховне» в неделю вечера — «Пасха агнець намъ жреться» — выписана стихира 8-го гласа «Наполнишася вся радости»29. В церковном Уставе Соф. 1136 никаких ссылок на данные песнопения тоже нет. Чин христосования происходил под пение тропаря «Христос воскресе».

Таким образом, мы предполагаем, что указанные пять стихир принадлежали исключительно певческой традиции и не являлись уставными песнопениями. Их исполнение не было жестко привязано к какой-либо части богослужения и, очевидно, допускалось в любое время. В XVI—XVII вв. данные стихиры все же получили свое место в чинопоследовании и стали исполняться «на целовании». Но после «книжной справы» середины XVII в. они вовсе вышли из употребления в официальной Церкви и сохранились только в старообрядческой богослужебной практике. В Приложении мы предлагаем расшифровку этих стихир, которые с пометной знаменной нотацией представлены только в старообрядческих рукописях30 с раздельноречной редакцией поэтического текста.

26 Соф. 1136. Л. 23: «Чин же целования сице бывает ...».

27 Например, в Соф. 85. Л. 143.

28 Воскр. 27. Л. 64-64 об.

29 Соф. 97. Л. 82.

30 БРАН, Калик. 128. Л. 201 об.-204. (XIX в.).

Мы рассмотрели пасхальные стихиры, зафиксированные в но-тированных Триодях. Если же мы обратимся к ненотированным Триодям, то обнаружим там целый ряд песнопений, отсутствующих в нотированных списках ХП—ХШ вв. и утраченных в более поздней традиции.

При сопоставлении нотированных списков Триодей с ненотиро-ванными прежде всего выявляются стабильные разделы пасхальных богослужений. Это стихиры «на стиховне» 5-го гласа («Пасха священная» и др.), исполняемые на утрене и на вечерне, и стихиры 8-го гласа «на Господи воззвах» в неделю вечера («Днесь адъ стеня въпиетъ»). Что же касается стихир «на хвалите» на пасхальной утрене, то здесь обнаруживается значительное разнообразие. Соответствие нотированным спискам наблюдается пока только в «Орбельской» Триоди и в Соф. 97. В них «на хвалите» выписаны три стихиры, уже упомянутые нами: «Днесь спасение миру», «Въскресения день» и «Светлаго и славнаго празднества». В сербской Триоди эти три стихиры предваряются другими тремя: «Възрадуимьсе душею и сердцемь днесь», «Пасха бе сия великая» и «Пасха Христова велика»31. В Триоди Моисея Киянина зафиксировано пять стихир: «Паска бе сия велика», «Паска Христова велика», «Царь и Господь, праздьньство праздьника», «Въ прапрудьную ризу» и «Мюро-носица жены на гробъ твои»32. Первые три стихиры из перечисленных содержатся также в «Шафариковой» Триоди33. Все это разнообразие песнопений объединяется одним общим признаком: стихиры «на хвалите» во всех Триодях предписывается распевать на 1-й глас. И это неслучайно, так как 1-й глас и параллельный ему 5-й глас являются основными гласами пасхального богослужения. На 1-й глас поется пасхальный канон и следующие за ним стихиры «на хвалите». На 5-й глас распеваются пасхальный тропарь и стихиры «на стиховне».

Указанные выше ненотированные Триоди имеют, преимущественно, южное происхождение (сербское и болгарское). Этим фактом, наверное, можно объяснить их отличия от рукописей северорусских (новгородских и псковских). Эти отличия затрагивают не только репертуар песнопений, но и особенности поэтического текста. В «Ша-фариковой», «Орбельской» и сербской Триодях помимо указанных стихир содержится тропарь 5-го гласа «Веселитеся небеса и возрадуися земле», также отсутствующий в нотированных списках. Он выписан, как правило, на утрене после стихир «на стиховне». В Уставе его исполнение предписывается в последовании пасхальных часов: «А за час сице поеться. Христосъ воскресе тришда. Таже Веселитеся небеса.

31 Е п. I. 68. Л. 124.

32 № 137. Л. 186 об.—187.

33 Е п. I. 74. Л. 134.

Слава. Аще и во гроб. И ныне. Что тя наречем обрадованная»34. Таким образом, служба пасхальных часов, предваряющая Божественную Литургию, в древнейшей традиции также имела свои особенности и отличалась от более позднего богослужения.

Рассмотренные рукописные Триоди, как нотированные, так и не-нотированные, представляют лишь часть всего рукописного наследия древнейшей традиции. Но даже на основании привлеченных материалов можно выделить особенности древнейшего чинопоследования и его отличия от современного богослужения. К этим особенностям нужно отнести пение Великого славословия на пасхальной утрене, особый репертуар стихир «на хвалите», не стабильный в разных списках, исполнение стихир «Днесь ад стеня вопиет» на пасхальной вечерне, а не в Великую субботу, а также наличие ряда стихир, не имеющих точной богослужебной функции и принадлежащих исключительно ноти-рованным рукописям. Самыми устойчивыми в древнейших Триодях оказались пасхальные стихиры «на стиховне», исполнявшиеся на утрене и на вечерне всю пасхальную неделю и сохранившиеся почти в неизменном виде до наших дней. Восстановление в современном обиходе утраченных древних песнопений весьма обогатило бы пасхальное чинопоследование.

Summary

The article is devoted to the chants for the Easter Sunday in the Old Russian tradition. The repertoire of the paschal stichera from the Triodia and Sticheraria of the 12th—13th centuries is under consideration. These manuscripts include from 12 up to 18 stichera for the Easter Service. Only five of them have survived till our days. Some hymns were lost in the 15th century during the change of the Typikon; others were excluded from the usage after the reforms in the middle of the 17th century and were preserved only by Old Believers. A special attention is given to the paschal stichera which were sung "during greetings". The texts of these stichera are represented with the neumes in the publication. The initial version is borrowed from the earliest MSS of the 12th—13th centuries (the notation is undeciphered). Another version exists in the latest MSS of the 19th—20th centuries (these chants are deciphered).

4 Соф. 1136. Л. 23 об.

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.