УДК 581.9;9П.2
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ФЛОРЫ В ПРЕДЕЛАХ ОБЩЕГО СЫРТА НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2010 М.В. Мамышева, Т.Е. Дарбаева, С.Н. Бохорова
Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, г. Уральск
Поступила в редакцию 13.05.2010
В статье рассмотрены результаты исследования флоры Общего Сырта в пределах Западно-Казахстанской области, а также дана характеристика ландшафтного памятника природы г. Большая Ичка.
Ключевые слова: флора, ландшафт, памятник природы
Большая часть Общего Сырта, согласно геоботаническому районированию Е.М. Лаврен-ко [1], относится к Евразиатской степной области. Более точно - это часть Зауральско-Тургайской (Западно-Казахстанской) степной подпровинции, которая занимает обширную территорию от Заволжья и Ергеней до Тургай-ской столово-останцевой равнины и делится на подзоны средних и южных степей [2]. Общий Сырт относится к подзоне сухих типчаково-ковыльных степей. Северная граница типчаково-ковыльной степи проходит от верховьев Ерус-лана, а южная граница начинается в междуречье Узеней и направляется к водоразделу р. Кушум и р. Урал. Эти степи представлены сообществами с господством Stipa lessingiana, S. capillata, Festuca valesiaca, Artemisia austriaca [3]. В разнотравье встречаются ксерофиты: Astragalus testiculars, Crinitaria tatarica, C. villosa,Falcaria vulgaris, Phlomis pungens и др.. Довольно разнообразны эфемероиды (Poa bulbosa, Tulipa bieber-steiniana, T. gesneriana, Ornithogalum fischeri-anum, Gagea bulbifera,Iris pumila). В травостое преобладают ксерофильные полукустарники: Artemisia austriaca, A. lerchiana, A. pauciflora, Kochia prostrate, Thymus marschallianus, Tanacetum achilleifolium. На юге возвышенность более сглажена и имеет гребни (100-150 м). Здесь гребень Общего Сырта выражен цепью высоких и сравнительно пологих холмов, называемых «марами». Таковы на юго-западе гора Ичка высотой 252 м и Каменный Мар высотой 200 м.
Гора Большая Ичка - вторая по высоте точка области. Форма горы коническая. На западном склоне обнажены песчаники. В распадках на элювиально-делювиальных отложениях
Мамышева Марина Вячеславовна, преподаватель кафедры
биологии и экологии, E-mail: [email protected]
Дарбаева Талшен Есеномановна, доктор биологических
наук, профессор кафедры биологии и экологии
Бохорова Светлана Николаевна, преподаватель кафедры
биологии и экологии
формируются малоразвитые темно-каштановые щебнистые смытые почвы, на которых единично произрастают многие эндемичные и редкие виды: Selene cretaceae, Crambe tatarica, Lepidium meyeri, Anthemis trotzkiana, Linaria cretaceae, Anabasis cretaceae и др. Северные и восточные пологие щебнистые склоны покрыты темно-каштановыми солонцевато -солончаковатыми и темно-каштановыми карбонатно-солончаковато-солончаковыми почвами, на которых произрастает разнотравно-злаковая растительность, где отмечаются формации Stipa Lessengina, Stipa pennata, Festuca valesiaca, Koeleria gracilis и др. Нижняя часть склонов занята луговатыми темно-каштановыми солонцевато-солончаковатыми почвами, где произрастает осиновая роща со своеобразными ветвящимися снизу осинами. Роща сохранилась плохо, много деревьев уничтожено, часть почвенного покрова разрушена. В подлеске, где почва промыта произрастают: Rosa canina, Cerasus fruticosa, Lonicera tatarica L. [4].
Нами исследована парциальная флора Общего Сырта. Согласно определению, парциальной флорой является естественная флора любого экологически своеобразного подразделения ландшафта [5]. Изучение растительности позволило выделить 7 классов экотопов (КЭ), различающихся по месту в рельефе, характеру меловой породы и почвенного покрова, а также и растительности. Названия экотопов давались в соответствии с типом растительности. Затем одинаковые типы экотопов объединены в классы экотопов (КЭ). Так, на Общем Сырте выделено 6 КЭ. Для каждого ландшафта характерен свой набор экотопов. Здесь выделено 6 КЭ:
1. КЭ плато и склонов меловых возвышенностей с кальцефитно-степными сообществами.
2. КЭ северных и западных склонов по меловым оврагам и балкам.
3. КЭ южных и восточных склонов по меловым оврагам и балкам.
4. КЭ равнинных степных сообществ.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №1(3), 2010
5. КЭ кратковременных пионерных сообществ в меловых оврагах и балках.
6. КЭ родников, ручьев и прудов, возникающих среди меловых возвышенностей с гиг-ро- и мезофитным видовым составом.
В южной части Общего Сырта располагается Деркульский Сырт. Рельеф увалисто-волнистый равнинный, имеет заметный уклон к югу и довольно густо рассечен ложбинами. Территорию в широтном направлении пересекает долина р. Деркул. В Деркульском Сырте выделяются наивысшие точки г. Ичка (254 м) и г. Глазистая (196 м), где 5 КЭ. Во флористическом составе отмечено 369 видов, из которых 28 являются специфическими для этого района: Nanophyton erinaceum, Galatella divaricata, G. Trinervifolia, Pulsatilla patens, Artemisia sal-soloides, Atraphaxis spinosa, Crambe tatarica и др.
На крайней юго-западной части Общего Сырта выделяется Средний Сырт, высота которого от 150 до 200 м. Территория расчленена на меловые и мергелистые овраги и балки, где развиты осиновые лески с березой, бересклетом и даже дубом. Как правило, в верхней части мергелистых оврагов и балок находятся родники. В Среднем Сырте описано 6 КЭ и зарегистрировано 318 видов, из них 23 являются дифференциальными. Для мергелистых склонов характерны Convolvulus lintatus, Atraphaxis spinosa, Lepidium meyeri и др. По днищу меловых балок - Euny-mus verrucosa, Hesperis matronalis, Cerasus fruti-cosa, Chamaecytisus ruthenicus и др.
Низкий Сырт занимает южный склон южного отрога Общего Сырта. Рельеф равнинный (50-70 м) расчленен оврагами, балками, поросшими осиновыми и вязовыми лесками. На Низком Сырте описано четыре КЭ и отмечено 334 вида, из них 18 являются дифференциальными: Ephedra distachya, Crambe aspera, Centaurea ruthenica, Matthiola fragrans, Echinops meyeri, Centaurea ruthenica, Thymus stepposus и др..
В настоящее время флора меловых возвышенностей Общего Сырта насчитывает 562 вида, относящихся к 67 семействам и 279 родам. Ведущими по числу видов семействами оказались: Аstегасеае (94 вида; 16,7%), Роасеа (55; 9,7%), БаЬасеае (43; 7,4%), Lamiaceae (33; 5,8%), Вгassiсасеае (30; 5,3%), Rоsасеаe (30, 5,3%), Сагуорhуllасеае (29; 5,1%), Sсгорhulariасеае (22; 3,9%), А^асеае (20; 2,5%), Liliaceae (14; 2,4%), Chenopodiасеае (14; 2,4%), Вогаginасеае (14; 2,4%), Ranunculaceae (11; 2,3%). В первых трех семействах содержится 34%, а в десяти ведущих семействах — 39%. В 4 семействах содержится от 8 до 13 видов (7%), в 26 семействах — от 2 до 5 видов (83; 14,9%), в 24 семействах — по одному виду (5%). Ведущими по числу родов семействами явились: Аsteгасеае (37 родов или 14%), Роасеае (36; 12,9%), Вгаssiсасеае (19; 6,8%), Lamiaсеае (19; 6,8%), Rosасеае (18; 6,4%),
Ар1асеае (17; 6%), БаЬасеае (14; 5%), Вогаginасеае (14; 5,0 %), СагуорЬуНасеае (12; 4,3%), 8сгорЬи1апасеае (9; 3,2%), Богатыми по числу видов являются роды: Astragalus (13 видов, 4,6%) и Агtemisia (13; 4,6%), Veronica (9; 3,2), Senecio, Galium, Potentilla, Dianthus (по 8 видов каждый), АШит, Сеntauгеа, Silene (по 7 видов каждый). В этих десяти родах содержится 88 видов (31,8%) [6].
Наличие большого числа видов в родах Astragalus, Veronica, Galium,, Potentilla сближает нашу флору со средиземноморскими флорами. При сравнении парциальных флор первых три места принадлежат семействам Аsteгасеае, Роасеае и Fabaсеае, что характерно для Голарктической области, четвертое место занимает семейство Lamiaсеае. Виды семейств Вгаssiсасеае и Сагуорhy11aсеае разделяют 5-6 места. Устойчивое 7 место принадлежит семейству Я^асеае, включающему деревья, кустарники и травы. Семейства Liliaceae и Sсгорhu1ariасеае занимают 78 место, их виды встречаются как по склонам, так и в лесках. 9 место принадлежит видам семейства Арiасеае, которые характерны для пла-кора и нижней части меловых склонов, где проходит водоток. Семейства Chenopodiасеае и Вогаginасеае находятся на 10 месте и представлены сорными видами.
Среди родов в парциальной флоре наиболее богатыми оказались Astragalus и Агtemisia, указывающие на самобытный кальцефитно-степной комплекс, складывающийся на меловых склонах. Высокое положение родов Galium, Senecio и Potentilla, занимающих 3-5 места, также свидетельствуют о влиянии степной зоны. Выход на 4-5 место рода Centaurea, на 6-7 место -Dianthus, Viola свидетельствует о том, что в парциальной флоре создаются различные экологические условия, способствующие их обитанию. Но в то же время, род Thymus отодвинулся на 7-8 место, что объясняется антропогенным воздействием [6].
Применение коэффициента сходства К. Жаккара показало [7], что при сравнении видового состава отдельных парциальных флор все флоры примерно в равной степени сходны, за исключением значительно большей общности Деркульского Сырта и Низкого Сырта, что подтверждается и единым происхождением и историей формирования флоры Общего Сырта.
Анализ биоморф показывает наличие 20 групп жизненных форм [8]. Основу флоры меловых ландшафтов составляют травянистые растения (85,5%), из них подавляющее число относится к травянистым поликарпикам (64,6%), что характерно для умеренных флор. Травянистые монокарпики играют меньшую роль в сложении флоры (20,9%). Доля участия кустарников и кустарничков (6,0%), полукустарников и полукустарничков (5,7%) невелика. Еще меньше доля
деревьев (2,8%). Преобладание длиннокорне-вищных (23%) и короткокорневищных (22%) видов отражает мезофитные условия меловых ландшафтов Общего Сырта. Сравнение парциальных флор Общего Сырта по набору биоморф показало, что наиболее разнообразны биоморфы Высокого Сырта, что объясняется тем, что он расположен на границе с разнотравно-дерно-винно-злаковыми заволжскими степями, а также тем, что здесь сильно расчлененный рельеф с байрачными дубравами. Менее разнообразны биоморфы Деркульского Сырта, обогащенные видами здесь происходит за счет древесных и полудревесных (15%) видов, проникающих сюда как с Общего Сырта, так и с Волго-Иргизского района [9]. Сходный состав биоморф Среднего и Низкого Сырта объясняется расположением в подзоне сухих степей.
В составе флоры выделено 32 географических элемента, объединенных в 8 типов ареалов. Наибольший процент видов приходится на ши-рокоареальные группы: евразиатский (222; 39,5%), европейский (136; 24,1%), средиземноморский (37; 6,7%). Анализ количественного состава эколого-фитоценотических групп Общего Сырта показывает, что ведущее положение занимают степные (226; 40,2%) группы. В парциальных флорах процент степных видов колеблется от 40 до 42, вероятно, Общий Сырт является экотоном двух подзон (разнотравно -дерновинно-злаковая и дерновинно-злаковая степь). Довольно значительное число приходится на лесные (103; 18,3%) и лесостепные (61; 10,8%) группы. Почти одинаковое число лесных и лесостепных видов в парциальной флоре свидетельствует о том, что именно по Общему Сырту проходят южные и восточные границы распространения этих видов. Луговые виды (107; 19%) приурочены к нижним частям бай-рачных дубрав. Обычно по днищу меловых оврагов и балок протекает временный или
постоянный водоток, здесь же и произрастают прибрежноводные (16; 2,8%), болотные (10; 1,8%) группы. В парциальных флорах число последних только в Деркульском Сырте (6%), в остальных одинаковое (от З до 4%). Во всех ПФ отмечается количество пустынных видов (1%). Сорные виды распространены по Общему Сыр-тунеравномерно: на Деркульском Сырте - 8%, на Среднем Сырте - 4%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лавренко, Е.М. Степи Евразии / Е.М. Лавренко, З.В. Карамышева, Р.И. Никулина. - Л., 1991. -144 с.
2. Огуреева, М.А. Зоны и типы поясности растительности России и сопредельных территорий / М.А. Огуреева и др. М. 1:8 000000. - М., 1999.
3. Свешникова, В.М. Доминанты казахстанских степей. - Л., 1979. - 192 с.
4. Петренко, А.З. Природно-ресурсный потенциал и проектируемые объекты заповедного фонда Западно-Казахстанской области / А.З. Петренко и др. - Уральск, 1998. - 176 с.
5. Юрцев, Б.А. Мониторинг биоразнообразия на уровне локальных флор // Ботанический журнал. - 1997. - Т. 82, №6. - С. 60-70.
6. Дарбаева, Т.Е. Парциальные флоры меловых возвышенностей Северо-Западного Казахстана. -Уральск, 2006. - 265 с.
7. Шмидт, В.М. Статистические методы сравнительной флористики. - Л., 1980. - 176 с.
8. Серебряков, И.Г. Жизненные формы высших растений и их изучение. Полевая геоботаника. -М.- Л., 1964. - Т. 3. - С. 146-205.
9. Келлер, Б.А. Некоторые общие замечания об истории растительного покрова // Растительность Каспийской низменности между реками Волгой и Урал. - М.,-Л., 1936. - Т. 1, вып. 2. - С. 321340.
10. Иванов, В.В. Определитель растений Северного Прикаспия // Матер. по флоре и растительности Северного Прикаспия. - Л., 1964-1989 г.г.
11. Флора СССР. - М.- Л., 1934-1960. Т. 1-30.
PARTIAL FLORAE WITHIN COMMON SZYRT ON THE TERRITORY OF
WEST-KAZAKHSTAN REGION
© 2010 M.V. Mamysheva, T.E. Darbaeva, S.N. Bohorova West-Kazakhstan State University named after M. Utemisov, Uralsk
In article results of research the flora of Common Szyrt within West-Kazakhstan oblast are examined, and also the characteristic of landscape natural sanctuary Big Ichka is given.
Key words: flora, landscape, natural sanctuary
Marina Mamysheva, Teacher at the Department of Biology and Ecology. E-mail: [email protected]
Talshen Darbaeva, Doctor of Biology, Professor at the Department of Biology and Ecology
Svetlana Bohorova, Teacher at the Department of Biology and Ecology