Научная статья на тему 'Парцелляция газетных заголовков: динамический аспект (на материале газеты «Коммерсантъ»)'

Парцелляция газетных заголовков: динамический аспект (на материале газеты «Коммерсантъ») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3013
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНЫЙ ЗАГОЛОВОК / ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ / ДИНАМИКА / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ / СИНТАКСИС / МОДЕЛЬ / HEADLINE / PARCELING / DYNAMICS / COLLECTIVE STYLE / SYNTAX / MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богоявленская Юлия Валерьевна

Рассматривается парцелляция газетных заголовков на материале газеты «Коммерсантъ» за период 1992-2000 гг. и 20122013 гг. Анализируются структурно-синтаксические, семантические и морфологические особенности парцеллированных заголовков, выявляются тенденции их эволюции. Автор приходит к выводу о том, что журналисты регулярно находятся в поиске новых моделей парцелляции в связи с необходимостью «зацепить» внимание читателя «свежей» конструкцией с ярким экспрессивным потенциалом. Каждому временному срезу соответствуют свои доминантные и специфические модели (характеристики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parceling in headlines: the dynamic aspect (based on the newspaper "Kommersant")

In the 1980-90s our country suffered a dramatic social, economic and political transformation. Elimination of censorship led to the emancipation of traditional standard media language. Monotony, pattern and standard were replaced by creative search intensified by the struggle for newspaper readers. Modern newspaper journalism is characterised by catchy, intriguing headlines aimed to attract attention, because the reader begins their acquaintance with a new issue of a newspaper and chooses interesting information by reading a headline. Title is a stylistically strong position of a media text. Title reflects the abstract of a text and often sets the tone of the text, the evaluation giving a possibility to anticipate the content of a publication. Parceling plays an important role in the proper understanding of the title, because the point is a graphically highlighted mark important for the perception of information segment. In this article, parceling means a special method of communicative and stylistic text organization, aimed to intensify the emotional, intellectual and informational influence upon the reader. The present study is done on the material of parceled headlines chosen by random access from the electronic version of the newspaper "Kommersant". The data for the years 1992-2000 and 2012-2013 are compared. Analysis of the material leads to the following conclusions. Parceling is an effective tool of creating a headline, able to attract reader's interest contributing to the perception of a newspaper article. Parceled title is a feature of not only the personal author's, but also a collective style of a newspaper. Juxtaposition of parceled headlines proves the fact that the authors are constantly looking for new models of parceling because of the need to "catch" the reader by a "fresh" construction with bright expressive potential. Each time interval has its own dominant and specific models. In 1992, the dominant models included the headline parceling of circumstances of manner and a compound sentence. Data of 1999-2000s constitute a bright palette of various models of parceling titles, among which circumstances of place and conditional clauses are parceled. Constructions with the author's words and appositions are referred to specific models. In 2012-2013 the prevailing model of headlines are the models with parceling of compound sentence with the conjunction "but" and parceled adverbial participles and constructions with the meaning of purpose. The dynamic nature of the limitation of semantic and syntactic and morphological features of parceling titles is evident. In this case, a number of characteristics proper to constantly parceled titles is identified.

Текст научной работы на тему «Парцелляция газетных заголовков: динамический аспект (на материале газеты «Коммерсантъ»)»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 7-13

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 81'367

Ю.В. Богоявленская

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ: ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (на материале газеты «Коммерсантъ»)

Рассматривается парцелляция газетных заголовков на материале газеты «Коммерсантъ» за период 1992-2000 гг. и 20122013 гг. Анализируются структурно-синтаксические, семантические и морфологические особенности парцеллированных заголовков, выявляются тенденции их эволюции. Автор приходит к выводу о том, что журналисты регулярно находятся в поиске новых моделей парцелляции в связи с необходимостью «зацепить» внимание читателя «свежей» конструкцией с ярким экспрессивным потенциалом. Каждому временному срезу соответствуют свои доминантные и специфические модели (характеристики).

Ключевые слова: газетный заголовок; парцелляция; динамика;

В 1980-1990-е гг. СССР пережил кардинальные социальные, экономические и политические преобразования: произошел переход от одной общественной системы к другой. Была устранена цензура, что привело к раскрепощению традиционно нормированного газетного языка. Однообразие, шаблон и стандарт уступили место творческому поиску, обостренному борьбой газетных изданий за читательскую аудиторию. Произошел сдвиг стилевых норм [1. С. 668], утвердились тенденция к усилению информативной функции и стремление «уйти от сухого, официально-книжного, обезличенного и унифицированного газетного языка прошлого» [2. С. 264]. Заголовки газет, пожалуй, лучше всего отразили преобразования, произошедшие в обществе и языке.

Для современной газетной публицистики очень характерны броские, интригующие заголовки, призванные «зацепить» внимание, ведь именно с просмотра заголовков читатель начинает знакомство с новым номером газетного издания и отбирает интересующий его материал.

Заголовок является стилистически сильной позицией медиатекста, его определяют как «сильный текстовый знак, обязательная часть текста с фиксированным положением» [3. С. 118]. Заголовок в сжатой форме отражает его содержание, часто задает тексту определенную тональность, оценочность, позволяет прогнозировать содержание публикации. Это дает основание исследователям утверждать, что заголовок статьи представляет собой «своего рода ее рекламу» [4.

С. 148]. По словам С.М. Гуревича, заголовок «играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим “уловом” - всей публикацией» [5. С. 46].

Существуют различные мнения относительно функций газетных заголовков. Т.Ф. Фильчуку удается свести все их многообразие к следующему перечню: информативная, рекламная, интегративная, воздействующая, экспрессивная, знаковая, эстетическая, те-матизирующая, оценочная, символизирующая, графи-чески-выделительная и смыслообразующая [6. С. 90]. Последняя понимается как прогнозирующая в работе Э.А. Лазаревой: заголовки, являясь знаками текстов, «помогают составить первый, самый общий, прогноз о содержании». Автор обращает внимание на то, что за-

коллективный стиль; синтаксис; модель.

головки оживляют фоновые знания читателей, а значит, следует добавить к общему списку важную когнитивную функцию заголовков - «участие в контроле за пониманием произведения, сличение интерпретации его с имеющимися в памяти моделями и актуализированными фоновыми знаниями» [7].

При этом важную роль в правильном понимании заголовка играет парцелляция, ведь именно знак точки позволяет графически выделить значимый для восприятия отрезок информации.

В рамках данной статьи под парцелляцией понимается специальный прием коммуникативно-стилистической организации текста, призванный усилить эмоциональное, интеллектуальное и информационное воздействие на читателя. С точки зрения синтаксиса парцеллированная конструкция - расчлененное предложение, представленное несколькими коммуникативными единицами, а именно основной частью и парцеллятом (парцеллятами), отделенными от нее точкой. Снятие знака точки - депарцелляция - восстанавливает структуру предложения. В семантическом и синтаксическом плане парцеллированное предложение обнаруживает полное тождество с непарцеллированным вариантом. В стилистическом отношении парцеллированная конструкция - это прием, целью которого является создание определенных стилистических эффектов.

Парцелляция газетных заголовков уже привлекала внимание исследователей. Л.А. Манькова в своей диссертационной работе отмечает, что «парцелляция газетных заголовков становится все более свободной» [8. С. 135]. Г. А. Ержанова рассматривает парцелляцию как один из доминирующих приемов создания заголовков [9, С. 6]. А. А. Цумарев отмечает, что парцелляция в заголовке - «важное средство реализации его рекламно-экспрессивной функции» [10. С. 22]. Использование парцелляции в заголовках русских газетных текстов отмечается уже в 50-х гг. ХХ в. [11]. Однако, несмотря на внимание лингвистов к этому явлению, исследований структурно-семантических особенностей парцелляции в динамическом аспекте не проводилось.

Вопрос о синтаксической природе заголовка является дискуссионным. Одни исследователи полагают, что его можно рассматривать как предложение, другие относят его к особым синтаксическим единицам, не

равным предложению. Заголовки могут представлять собой отдельные слова, словосочетания, предложения различной структуры или их части. Однако в случае с парцелляцией заголовка мы всегда имеем дело с предложениями различных видов.

В качестве источника материала для анализа динамики развития парцеллированных газетных заголовков мы выбрали газету «Коммерсантъ». Этот выбор был предопределен несколькими факторами: 1) «Коммерсантъ» - «российская ежедневная общественно-

политическая газета с усиленным деловым блоком» [12. С. 73], относимая к респектабельной, качественной прессе; 2) «Коммерсантъ» выгодно отличается от других газет высокой частотностью использования парцеллированных заголовков; 3) данное издание является одним из немногих, дающих доступ к бесплатным архивам. Основная масса российских газет либо таких архивов не имеет, либо предоставляет этот доступ на коммерческой основе.

На первом этапе исследования автором ставилась следующая задача: сопоставить структурно-семантические характеристики парцеллированных газетных заголовков на материале двух хронологических срезов 1999-2000 гг. и 2012-2013 гг. с целью выявления тенденций эволюции парцеллированной конструкции в русской массмедийной практике. В ходе исследования были получены интересные данные, свидетельствующие о развитии этого явления, изменении моделей парцелляции заголовков, их структурных, семантических и морфологических особенностях. Однако возник вопрос об использовании парцелляции в более ранний период, что побудило автора обратиться к сбору и анализу всего доступного материала предыдущих лет. Таким образом, были сопоставлены данные за 19922000 гг. и 2012-2013 гг.

Газета «Коммерсантъ» выходит online с октября 1992 г. Осуществляя сплошную выборку материала, мы констатировали следующий факт: в первый месяц своего существования в сети Интернет газета активно использует различные модели парцелляции заголовка (74 случая), в ноябре их количество резко падает (6 заголовков за весь месяц), а в декабре 1992 г. был зафиксирован только 1 случай парцелляции заголовка. Анализ номеров за все последующие годы, с 1993 по конец 1998 г., позволил выявить лишь единичные случаи заголовочной парцелляции:

- Лондонский клуб готов пойти на уступки. В отличие от Парижского (№ 177 от 26.09.199б).

- Торги на МТБ возобновятся. Но не завтра (№ 66 от 18.04.1996).

- Благосостояние россиян выросло. Чуть-чуть (№ 74 от 22.0б. 1997).

С января 1999 г. ситуация резко изменилась: уже в № 1 от 19.01.1999 было зафиксировано б случаев парцелляции заголовков, в № 2 от 20.01.1999 - б, в № 3 от

21.01.1999 - б, в № 4 от 22.01.1999 - 4, в № б от

23.01.1999 - 2, в № 6 от 26.01.1999 - 3, в № 7 от

27.01.1999 - б случаев и т.д.

Анализ парцелляции в разных изданиях и в разные временные срезы дает основания с уверенностью утверждать, что парцелляция заголовков выступает характерной чертой не только индивидуального автор-

ского, но и коллективного стиля (о коллективном стиле газеты см. [13. С. 240-249]). Очевидно, что «Коммерсантъ» был в поиске собственного формата и стилистики и на период с 1993 по 1998 г. отказался от использования этого средства экспрессивного и информативного выделения.

Если говорить о частотности использования парцелляции заголовков, то следует отметить, что в каждом номере газеты как в 1992 г., так и в 1999-2000 гг. фиксировалось от 0 до 9 случаев. Анализ газетных номеров 2012-2013 гг. показывает значительное снижение этого показателя - от 0 до 4 случаев.

Т а б л и ц а 1

Динамика применения приема парцелляции в заголовках в период с 1992 по 2G13 г.

Период % от общего количества заголовков

1992 г. 3,б

1999-2000 гг. 9,6

2012-2013 гг. 2,1

Как видно из табл. 1, пик использования парцелляции газетных заголовков приходится на 1999-2000 гг., а в 2012-2013 гг. их процент по отношению к общему числу заголовков заметно падает.

В 1999-2000 гг. парцелляция заголовков пользуется такой популярностью, что это приводит порой к довольно высокой плотности применения: даже в рамках одной полосы может встретиться до трех-четырех случаев. Примером может служить полоса № 3 газеты № 185 (2070) от 04.10.2000, где 3 из 8 заголовков парцеллированы:

- Виктор Анпилов открестился от коммунистов. Потому что Геннадий Зюганов «соскальзывает в религию».

- Транснациональная радикальная партия может быть исключена из ООН. За связь с чеченскими террористами.

- «Мир» нашел добрых людей. В ракетнокосмической корпорации ««Энергия».

Парцелляция заголовков применяется легко и регулярно. Редакторы, пользуясь их привлекательностью, максимально выжимают ее стилистический и прагматический потенциал. На странице электронного сайта читатель видит лишь заголовки, подзаголовки / вводки (лиды). Чтобы побудить читателя «кликнуть» на название статьи, необходимо вызвать его интерес, любопытство. Перекликающиеся парцеллированные заголовки статей, расположенных друг под другом, становятся оригинальным игровым приемом, гарантирующим интригующий эффект. Например, в том же № 185 (2070) от 04.10.2000 на полосе № 11 находим перекличку парцеллятов в названиях:

- Армения крепит оборону. При помощи Греции.

- Грузия разоружает Россию. При помощи Греции.

Общий заголовочный парцеллят «При помощи Греции» становится смысловой нитью, связующей две разные статьи, имеющие нечто общее - решающую роль Греции, способствующей укреплению обороны Армении в первом случае и готовой продать военную технику Грузии, что может повлиять на дальнейшую судьбу российских баз в этом регионе, во втором.

Анализ материала убеждает, что динамику переживают не только частотность использования парцелляции заголовков, но и ее структура и семантика.

Как видно из табл. 2, изменения затронули как парцелляцию простого, так и сложного предложения.

Т а б л и ц а 2

Соотношение парцелляции заголовков, построенных по моделям простого и сложного предложения

Период Парцелляция простого предложения, % Парцелляция сложно -го предложения, %

1992 г. 83 17

1999-2000 гг. 64 36

2012-2013 гг. 53 47

Итак, количество парцеллированных заголовков, построенных по моделям простого предложения, значительно снизилось, в то время как объем парцелляции сложного предложения существенно увеличился.

В области парцелляции простого предложения следует обратить внимание на функциональносемантическую характеристику и морфологические особенности парцеллятов, подвергшихся значительной динамике за период с 1992 по 2013 г.

Т а б л и ц а 3 Парцелляция заголовков, построенных по моделям простого предложения, %

Члены предложения 1992 г. 1999-2000 г. 2012-2013 г.

Прямое дополнение 6 Нет Нет

Косвенное дополнение 12 14 10

Определение 20 10 6

Приложение Нет 5 Нет

Обстоятельство 62 71 84

Анализ показывает, что при парцелляции простого предложения возможен разрыв объектных отношений. Однако парцелляция прямых дополнений весьма немногочисленна и полностью отсутствует в материале 2012-2013 гг. К тому же парцеллированию подвергаются исключительно однородные прямые дополнения (табл. 3):

- На четверть века дарят грузовик. И батут (№ 19 от 27.10.1992).

- Районные депутаты требуют власти. И денег (№ 11 от 17.10.1992).

На убыль идет также парцелляция определений. Интересный факт: в 1992 г. парцеллированное определение могло быть как согласованным, так и несогласованным:

- Как президент и парламент право поделили. Валютное (№ 5 от 10.10.1992).

- Праздник совладельца «Алисы». С оттенком грусти (№ 11 от 17.10.1992).

В 1999-2000 гг. мы зафиксировали только согласованные определения:

- Героев ждет крест. Георгиевский (№ 2 от

20.01.1999).

- Курилы станут зоной. Особой экономической (№ 2 от 20.01.1999).

В материале 2012-2013 гг. парцеллированные определения составляют незначительную группу и представляют собой либо предложно-падежную конструкцию, либо выражены именем прилагательным:

- Белый дом уступил ЦБ полномочия. По регулированию страховщиков и НПФ (№ 31 от 20.02.2013).

- У Олега Михеева накапливаются дела. Уголовные и партийные (№ 40 от 11.03.2013).

Парцелляция приложений занимает небольшое место в нашем материале, но анализ динамики ее развития также любопытен. Полностью отсутствующая в 1992 и 2012-2013 гг., она составляет всего 5% в срезе 1999-2000 гг. Парцелляты-приложения характеризуют предметы исключительно в отношении профессии, рода занятий, национальной принадлежности и выражены именами существительными:

- Депутат Шутов потерял Пуделя. Помощника по экономике и политике (№ 204 от 31.10.2000).

- Скончался наследник Эрмитажа. Американский филантроп и коллекционер Пол Меллон (№ 13 от

04.02.1999).

Парцелляция косвенных дополнений - единственная группа, отличающаяся относительной стабильностью (колебания от 10 до 14%). Парцеллированные дополнения могут обозначать объекты, подвергающиеся действию; объекты достижения; объекты, на которые направлено действие; объект лишения; объект, по отношению к которому совершается действие; орудие или средство действия; объект, ради которого совершается действие:

- Прокуратура защищает природу. От мэра (№ 16 от 23.10.1992).

- Кипр по-прежнему привлекателен. Для всех (№ 12 от 19.10.1992).

- Министерству обороны придется платить. Родителям погибших в Чечне солдат (№ 1 от 19.01.1999).

- «Семерка» становится «восьмеркой». Без России (№ 4 от 22.01.1999).

- «Ангстрем» поделится рисом. С АЕ-Сгоир (№ 26 от 13.02.2013).

- Раз^апеУепШгез нашел общих знакомых. Для сайта Teamo.ru (№ 38 от 02.03.2012).

Здесь следует отметить следующую особенность: в материале 1992 г. зафиксированы случаи парцелляции страдательного оборота. В этих случаях в заголовках парцеллируется дополнение со значением действующего лица или предмета. В материале 1999-2000 гг. такие примеры малочисленны, а в 2012-2013 гг. отсутствуют вовсе:

- Нефть будет взята под госконтроль. Рыночными методами (№ 11 от 17.10.1992).

- Борис Ельцин реабилитирован. Генпрокуратурой и швейцарским банком (№ 204 от 31.10.2000).

Парцеллированные обстоятельства - наиболее крупная и очень интересная для анализа динамики группа (табл. 4).

Т а б л и ц а 4 Парцелляция обстоятельств в заголовках, %

Обстоятельство Период

1992 г. 1999-2000 г. 2012-2013 г.

образа и способа действия 56 25 65

места 17 36 12

времени 9 16 Нет

меры 11 7 5

причины 4 5 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цели Нет 11 11

Как видим, в списке парцеллированных видов обстоятельств отсутствуют значения условия и уступки, что свидетельствует об определенном ограничении возможностей парцелляции.

Следует отметить постепенное снижение количества парцеллированных обстоятельств со значением меры (с 11 до 5%). Это обстоятельства, дающие количественную характеристику действия, меру времени, количества и стоимости:

- Йогурты Danone отныне продаются за рубли. Недорого (№ 5 от 10.10.1992).

- МУР обещает посадить Япончика. На двадцать пять лет (№ 186 от 05.10.2000).

- Пенсионерам администрации президента срезали пенсию. В семь раз (№ 3 от 21.01.1999).

В этой группе, особенно в 1992-2000 гг., в парцел-ляте фигурирует лексика, обозначающая конкретные суммы денег:

- «НАТАЛИ» обидела Заходера. На 200 тысяч рублей (№ 4 от 09.10.1992).

- «Белый орел» получил индульгенцию. За $30тыс. (№ 19 от 12.02.1999).

Нестабильно, с резким увеличением и последующим снижением количества идет развитие конструкции с парцелляцией обстоятельства места (17% - 36% -22%), обозначающих собственно место, направление или путь движения:

- Агент-48 (Федик) к ссылке готов! В Россию (N° 3 от 08.10.1992).

- Борьба за советскую власть продолжается. В колхозе имени Ленина (№ 189 от 10.10.2000).

Тот же процесс характеризует динамику парцеллированных обстоятельств времени с тем лишь отличием, что они совершенно не используются в период 20122013 гг. (9% - 16% - 0%). Такие парцелляты вводят в заголовок временную характеристику действия, состояния или признака:

- Театр будет жить. По крайней мере месяц (N° 1 от 06.10.1992).

- Процесс опять отложен. До годовщины октября (№ 10 от 16.10.1992).

- НАТО намерено войти в Косово. После бомбардировки (№ 6 от 26.01.1999).

Достаточно стабильно идет парцеллирование обстоятельств со значением цели. Не парцеллируемые в 1992 г., эти обстоятельства составляют 11% материала в обоих хронологических срезах. Они могут быть выражены как инфинитивами (1992 г.), так и предложно-падежными конструкциями (1992-2000, 2012-2013 гг.):

- В Вашингтон прибыл маршал Северной Кореи. Устранять взаимное недоверие (№ 190 от 11.10.2000).

- Японский страховщик ушел от конкуренции. Судиться с кредиторами (№ 189 от 10.10.2000).

- Борис Титов предложил амнистию для предпринимателей. Для остановки бегства капитала (№ 107 от 15.06.2012).

Незначительный рост коснулся заголовочных пар-целлятов со значением причины (4% - 5% - 7%):

- Премию мира могут и не присуждать. Из-за войны (№ 8 от 14.10.1992).

- Армяне снова пострадали. От признания геноцида (№ 187 от 06.10.2000).

- Dalkia и «Квадра» заморозили тепловое СП. Из-за слишком низких тарифов (№ 93 от 25.05.2012).

Все эти парцелляты имеют значение причины возникновения действия или указывают на его обоснование.

Представляя собой самую большую группу в 1992 и в 2012-2013 гг., парцелляция обстоятельства образа и способа действия составляет в 1999-2000 гг. только четверть от всех парцеллированных обстоятельств в заголовках.

- В Саратове расстрелян крупный акционер РТСБ. В упор (№ 7 от 13.10.1992).

- Кувейтский шейх присмотрел в России оружие. Не спросив у США (№ 19 от 12.02.1999).

- «Зарубежнефть» укрепляется на Балканах. Через хорватскую JANAF и швейцарскую White Falcon Holding (№ 9 от 20.01.2012).

Изменяется и морфология парцеллятов-обсто-ятельств. Отметим бурный рост парцелляции деепричастного оборота: неприемлемый в газетном заголовке 1992 г. и крайне редкий в период с 1999 по 2000 г. (единичные случаи), он составляет 40% от объема всех парцеллированных обстоятельств материала и 92% от обстоятельств образа действия 2012-2013 гг.:

- Китай переводит торговлю с Японией на юань. Отвязываясь от курса доллара (№ 96 от 30.05.2012).

- «Нью-Джерси» свернул с нью-йоркской дороги. Сравняв счет в серии с ««Нью-Йорк Рейнджерс» (N° 88 от 18.05.2012).

Обратная тенденция коснулась наречных обстоятельств: в 1992 г. они превалируют над существительными:

- Землю продали. Тихо. Мирно (№ 25 от 03.11.1992).

- Квартиры будут дорожать. Медленно, но верно (№ 16 от 23.10.1992).

В срезе 1999-2000 гг. аналогичные примеры единичны, а в материале 2012-2013 гг. - отсутствуют полностью.

В качестве заголовков, как отмечалось, могут использоваться парцеллированные сложные предложения.

Т а б л и ц а 5 Парцелляция заголовков, построенных по моделям сложного предложения, %

Период Парцелляция'4'^., сложного ^*'4,. предложения 1992 г. 19992000 гг. 20122013 гг.

Сложносочиненное предложение 100 47 64

Сложноподчиненное предложение Нет 38 33

Конструкции с парцелляцией авторских слов Нет 15 3

Статистические данные убеждают, что парцелляция заголовков, построенных по моделям сложного предложения, также переживает заметную динамику (табл. 5). Следует отметить следующие процессы:

1) полное отсутствие парцелляции сложноподчиненных заголовков и заголовков с парцелляцией авторских слов в 1992 г.;

2) снижение вдвое (до 47%) в 1999-2000 гг. и последующий рост до 79% в 2012-2013 гг. парцелляции сложносочиненных заголовков;

3) сохранение явного преобладания парцелляции сложносочиненного заголовка во всех временных срезах (100% в 1992 г., 47% в 1999-2000 гг. и 64% в 20122013 гг.). Далее в порядке убывания идут парцеллированные сложноподчиненные заголовки и заголовки с парцелляцией авторских слов;

4) отсутствие (1992 г.), последующий рост на 38% (1999-2000 гг.) и небольшое снижение до 33% (20122013 гг.) применения парцелляции сложноподчиненного заголовка;

5) отсутствие заголовков с парцелляцией авторских слов в 1992 г., заметный рост до 15% в 1999-2000 гг. и падение до 3% от всей массы парцеллированных заголовков, построенных по моделям сложного предложения. Строго говоря, прямая речь со словами автора представляет собой особую синтаксическую конструкцию, не рассматриваемую в разделе «Сложное предложение». Однако в рамках данной статьи в целях сопоставления и наглядной картины ситуации с парцелляцией заголовков, представляющих собой сложные конструкции, мы включили их в данную группу.

Полученные статистические данные по парцелляции сложносочиненного заголовка сведены в табл. 6.

Т а б л и ц а 6 Парцелляция сложносочиненных заголовков

Период Парцелляция сложносочиненного''-*. предложения 1992 г. 19992000 гг. 20122013 гг.

с союзом «но» 43 59 72

с союзом «и» 36 18 18

с союзом «а» 21 23 10

Анализ материала позволяет сделать следующие выводы:

1. В 1992 г. эту группу наполняют исключительно сложносочиненные предложения в основном с парцелляцией отношений противопоставления, где союз «но» акцентирует противоречие, совместимость несовместимого или имеет распространительно-уточняющий характер:

- «Арго» чуть было не утонул. Но все аргонавты спасены (№ 20 от 28.10.1992).

- Определилась цена на татарскую нефть. Но в Москве бензин не дорожает (№ 29 от 7.11.1992).

Возможна парцелляция собственно соединительных отношений:

- Фильмы безобидные и не очень. И чем они отличаются (№ 23 от 31.10.1992).

- «Дураки» открыли «Академию». И угостили умных кефиром (№ 17 от 24.10.1992).

Выявлена также парцелляция сопоставительных отношений или отношений несоответствия:

- «Интервидения» больше нет. А его должники есть (№ 15 от 22.10.1992).

- Покупайте новогодние подарки уже сейчас. А автомобили - к Новому году (№ 16 от 23.10.1992).

2. В 1999-2000 гг. количество парцеллированных сложносочиненных заголовков уменьшилось вдвое, уступив место другим типам сложных предложений. Наиболее крупную группу составляют парцелляты со значением противопоставления (59%), реже встреча-

ются парцелляты с соединительным (18%) и сопоставительным значением (23%):

- Милошевич пошел на попятную. Но НАТО от бомбардировки не отказывается (№ 5 от 23.01.1999).

- В Литве наступила социал-демократия. Но править будут «новые политики» (№ 189 от 10.10.2000).

- У вице-губернатора отобрали взятку. И дали девять лет (№ 7 от 27.01.1999).

- Худрук балета разболтался. И его уволили из Большого театра (№ 187 от 6.10.2000).

- Наблюдатели уходят из Косово. А НАТО стягивает корабли в Адриатику (№ 4 от 22.01.99).

- Министр обещал помочь российским инвалидам делом. А президент уже помог словом (№ 185 от 04.10.2000).

3. В 2012-2013 гг. количество парцеллированных сложносочиненных заголовков существенно выросло относительно общего массива конструкций и уже составляет 79%. Из них 72% приходится на парцелляцию отношений противопоставления. Парцелляты имеют пртивительно-ограничительные, противительно-уступительные и другие значения:

- Рубль приходит в себя после испуга. Но поводов для паники на валютном рынке становится все больше (№ 103 от 08.06.2012).

- Президента США просят не браться за разоружение. Но Белый дом не отказывается от планов сокращения ядерных арсеналов (№ 35 от 27.02.2013).

Союз «и» является носителем довольно широкого круга значений. При парцелляции сложносочиненных предложений с этим союзом обнаруживаем как соединение «в чистом виде», так и осложненную семантику соединительной связи (позитивной или негативной квалификацией связи):

- Михаил Прохоров выбрался повыше. И снова займется партстроительством (№ 40 от 06.03.2012).

- Доллар растет на внутренних заказах. И Банк России этому не препятствует (№ 94 от 26.05.2012).

- Россияне видят вокруг демократию. И готовы к «особому пути развития» (№ 48 от 20.03.2012).

Т а б л и ц а 7 Парцелляция сложноподчиненных заголовков, %

Период Парцелляция сложноподчиненного предложения 1992 г. 19992000 гг. 20122013 гг.

с придаточным, выражающим временные отношения Нет 11 Нет

с придаточном, выражающим отношения обусловленности Нет 39 22

с придаточном, выражающим цель Нет 12 64

с придаточным, выражающим причинные отношения Нет 33 5

с придаточным, выражающим уступительные отношения Нет 5 9

В сложносочиненных заголовках с союзом «а» парцеллируются чаще всего сопоставительные отношения, реже - присоединительно-распространительные отношения или отношения несоответствия:

- Новый ПАРНАС обойдется без лидеров. А Михаил Прохоров - без партии (№ 87 от 17.05.2012).

- Петр Толстой покинет «Воскресное “Время”». А «Центральное телевидение» на НТВ ждет переформатирование (№ 100 от 05.06.2012).

- В «Русал Фольгу» пришли за налогами. А компания судится с налоговиками (№ 22 от 07.02.2013).

Как правило, парцелляты таких сложносочиненных заголовков не содержат каких-либо лексических кон-кретизаторов.

Как уже было сказано, парцелляция сложноподчиненных заголовков составляет 38% от общего массива заголовков в 1999-2000 гг. и 18% в 2012-2013 гг. В 1992 г. парцелляции этого типа предложений зафиксировано не было (табл. 7).

Анализ парцеллированных сложноподчиненных заголовков позволяет зафиксировать следующие процессы:

1. Полное отсутствие парцелляции сложноподчиненных заголовков в 1992 г.

2. Полное отсутствие парцелляции заголовков, построенных по моделям предложений нерасчлененной структуры.

3. Полное отсутствие во всех временных срезах парцеллятов со значением следствия, сравнения и сопоставления.

4. Отсутствие парцеллированного придаточного со значением времени в 2012-2013 гг. и незначительное их количество в 1999-2000 гг. В этой группе заголовков были зафиксированы парцелляты со значением ограничения времени или одновременности:

- Подполковник ВДВ отливал на сторону. Пока жена прыгала с бумажным парашютом (№ 153 от 19.08.2000).

- Энергетики не остановятся перед кровью. Когда речь идет о долгах (№ 189 от 10.10.2000).

5. Снижение случаев парцелляции придаточных со значением обусловленности (с 39% в 1999-2000 гг. до 22% в 2012-2013 гг.). В этих случаях ситуация в пар-целляте поставлена в зависимость от ситуации, описанной в основной части:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Транссиб» дотянут до Сеула. Если не застрянут в Пхеньяне (№ 190 от 11.10.2000).

- Авиация НАТО разбомбит Косово. Если Белград

не пустит международных следователей (№ 1

от 19.01.1999).

- «Росатом» может вернуться в Финляндию. Если Fennovoima снизит мощность новой АЭС (№ 34 от 26.02.2013).

- Место встречи G8 изменить можно. Если это в

интересах будущего президента РФ (№ 41

от 11.03.2012).

6. Бурный рост парцелляции предложений со значением цели, которые составляют 12% в 1999-2000 гг. и 64% в 2012-2013 гг. Эти отношения строятся при помощи союза «чтобы»:

- Президент Кучма взялся за оргпреступность. Чтобы приватизация ТЭКа прошла гладко (№ 190 от 11.10.2000).

- Конституционный суд рассекретил международные договоры. Чтобы граждане могли их соблюдать (№ 54 от 28.03.2012).

7. Перераспределение количества различных видов парцеллированных придаточных: небольшой рост ис-

пользования придаточных уступки (с 5 до 9%) и резкое уменьшение количества придаточных причины (с 33 до 5%) в парцелляте.

Парцеллированные уступительные отношения оформляются союзами «хотя», «хоть». В парцелляте размещается актуальная версия, которая входит в столкновение с априорной версией, содержащейся в основной части:

- «Запорожец» не захотел взлетать. Хоть в него и заложили 7кг взрывчатки (№ 158 от 26.08.2000).

- Броненосец «Потемкин»» не тонет. Хотя российское кино за рубежом почти не смотрят (№ 14 от 27.01.2012).

- Андрей Клишас ушел в Совет Федерации. Хотя раньше собирался в Госдуму (№ 49 от 21.03.2012).

Парцелляция заголовков, выражающих причинные отношения, оформляется при помощи союзов «потому что», «поэтому, потому (и)», вносящих дополнительные семантические значения причинной обусловленности и некоторые другие:

- В лучший в России кардиокомплекс можно попасть без очереди. Потому что больные про него не знают (№ 5 от 23.01.1999).

- Олегу Саитову было интересно драться. Поэтому он и выиграл (№ 184 от 03.10.2000).

Любопытную группу составляют парцеллированные заголовки, содержащие прямую речь. Парцеллят содержит авторские слова, расположенные в постпозиции к ней. Прямая речь во всех случаях передает высказывание другого лица. Чаще всего в авторской речи используется глагол «считать». Зафиксированы также другие глаголы со значением высказывания «ответить», «признаться», «решить» и «утверждать»:

- Примаков не прислушивается к мнению народа. Утверждает Абдулла Оджалан (№ 21 от 16.02.1999).

- ТАСС - моя первая любовь. Признался Юрий Ко-баладзе (№ 6 от 26.01.1999).

- «РАО ЕЭС радикально изменило свое лицо». Ответил Анатолий Чубайс Рему Вяхереву (№ 188 от 07.10.2000).

- «У российских граждан есть все основания искать защиты в Страсбургском суде». Считает член совета экспертов по вопросам собраний ОБСЕ Нина Беляева (№ 103 от 08.06.2012).

Итак, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Парцелляция - эффективное средство создания яркого заголовка, который может вызвать интерес читателя и способствует восприятию текста газетной статьи. Парцеллированный заголовок - характерная черта, присущая не только индивидуальному авторскому, но и коллективному стилю газеты.

Сопоставление парцеллированных заголовков убеждает в том, что авторы регулярно находятся в поиске новых моделей парцелляции в связи с необходимостью «зацепить» внимание читателя «свежей» конструкцией с ярким экспрессивным потенциалом. Каждому временному срезу соответствуют свои доминантные и специфические модели (характеристики).

В 1992 г. к доминантным моделям можно отнести заголовочную парцелляцию обстоятельств образа дей-

ствия и сложносочиненных предложений с различными видами связи. Парцелляция прямых дополнений и определений, выраженных именами прилагательными, является специфической чертой этого периода. Срез 1999-2000 гг. представляет собой яркую палитру самых разнообразных моделей парцелляции заголовков, среди которых выделяются парцеллированные обстоятельства места и придаточные, выражающие отношения обусловленности. К специфическим моделям отнесем конструкцию с парцелляцией авторских слов и приложений. В 2012-2013 гг. превалируют модели заголовков с парцелляцией сложносочиненного предложения с союзом «но». Доминантной и в то же время специфической чертой этого периода являются парцеллированные деепричастные обороты и конструкции со значением цели (придаточные предложения и инфинитивы, вводимые союзом «чтобы»).

Очевиден динамический характер ограничения се-мантико-синтаксических и морфологических возмож-

ностей парцелляции заголовков: неприемлемые в 1992 г. парцеллированные деепричастные обороты становятся доминантной моделью в 2012-2013 гг., парцеллированные приложения и придаточные с временным значением фиксируются только в 19992000 гг., отмечается рост парцеллированных конструкцией со значением цели и уменьшение объема парцеллированных определений и т. д. При этом выявлен целый ряд постоянных характеристик, присущих парцеллированным конструкциям в анализируемые периоды: преобладание парцеллированных обстоятельств над другими членами предложения, относительно стабильная парцелляция косвенных дополнений, преобладание парцелляции сложносочиненных предложений над сложноподчиненными и т.д.

Перспективным представляется дальнейшее исследование динамики развития парцеллированных заголовков в прагматическом, когнитивно-дискурсивном и стилистическом аспектах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дускаева ЛР. Языково-стилистические изменения в современных СМИ // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под

ред. М.Н. Кожиной. М. : Флинта ; Наука, 2003. С. 664-675.

2. СолганикГ.Я. О языке и стиле газеты // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М. : Изд-во МГУ, 2003. С. 261-268.

3. Плаксина Е.Б., Кусова МЛ. Языковые средства реализации воздействующей функции заголовков (на материале российской и французской

прессы) // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2011. Вып. № 4 (38). С. 117-120.

4. Чудинов АП. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург, 2003. 248 с.

5. Гуревич СМ. Номер газеты. М. : Аспект Пресс, 2002. 192 с.

6. Фильчук Т.Ф. Аттракционная природа заголовков и заголовочных комплексов публицистического дискурса // Вісник Харківського націо-

нального університету імені В.Н. Каразіна Серія Філологія. № 936, вип. 61. Харків, 2011. С. 89-94. иКЬ: http://www.philolo-gy.univer.kharkov.ua/nauka/e_books/visnyk_963/content/filchuk.pdf (дата обращения: 14.02.2013).

7. Лазарева ЭА. Заголовочный комплекс текста - средство организации и оптимизации восприятия // Известия УрГУ. Проблемы образования,

науки и культуры. Екатеринбург, 2006. Вып. 19. ИКЬ: http://www.proceedings.usu.ru/?base=mag/0040%2803_19-2006%29&xsln=showArticle. xslt&id=a18&doc=../content.jsp (дата обращения: 19.02.2013).

8. Манькова Л А. Лингвистическая типология газетных заголовков : дис. ... канд. филол. наук. Симферополь, 2000. 192 с.

9. Ержанова ГА. Синтаксические и когнитивные основы газетных заголовков (на материале русского и английского языков) : автореф. дис. ...

канд. филол. наук. Алматы, 2010. 29 с.

10. Цумарев АА. Парцелляция в современной газетной речи : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2003. 25 с.

11. Долгирева А.Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте : дис. ... канд. филол. наук. Таганрог, 2002. 298 с.

12. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9: Кл-Ку. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. 718 с.

13. Рождественский Ю.В. Общая филология. М. : Новое тысячелетие, 1996. 326 с.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 24 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.