Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 7-13
ФИЛОЛОГИЯ
УДК 81'367
Ю.В. Богоявленская
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ: ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (на материале газеты «Коммерсантъ»)
Рассматривается парцелляция газетных заголовков на материале газеты «Коммерсантъ» за период 1992-2000 гг. и 20122013 гг. Анализируются структурно-синтаксические, семантические и морфологические особенности парцеллированных заголовков, выявляются тенденции их эволюции. Автор приходит к выводу о том, что журналисты регулярно находятся в поиске новых моделей парцелляции в связи с необходимостью «зацепить» внимание читателя «свежей» конструкцией с ярким экспрессивным потенциалом. Каждому временному срезу соответствуют свои доминантные и специфические модели (характеристики).
Ключевые слова: газетный заголовок; парцелляция; динамика;
В 1980-1990-е гг. СССР пережил кардинальные социальные, экономические и политические преобразования: произошел переход от одной общественной системы к другой. Была устранена цензура, что привело к раскрепощению традиционно нормированного газетного языка. Однообразие, шаблон и стандарт уступили место творческому поиску, обостренному борьбой газетных изданий за читательскую аудиторию. Произошел сдвиг стилевых норм [1. С. 668], утвердились тенденция к усилению информативной функции и стремление «уйти от сухого, официально-книжного, обезличенного и унифицированного газетного языка прошлого» [2. С. 264]. Заголовки газет, пожалуй, лучше всего отразили преобразования, произошедшие в обществе и языке.
Для современной газетной публицистики очень характерны броские, интригующие заголовки, призванные «зацепить» внимание, ведь именно с просмотра заголовков читатель начинает знакомство с новым номером газетного издания и отбирает интересующий его материал.
Заголовок является стилистически сильной позицией медиатекста, его определяют как «сильный текстовый знак, обязательная часть текста с фиксированным положением» [3. С. 118]. Заголовок в сжатой форме отражает его содержание, часто задает тексту определенную тональность, оценочность, позволяет прогнозировать содержание публикации. Это дает основание исследователям утверждать, что заголовок статьи представляет собой «своего рода ее рекламу» [4.
С. 148]. По словам С.М. Гуревича, заголовок «играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим “уловом” - всей публикацией» [5. С. 46].
Существуют различные мнения относительно функций газетных заголовков. Т.Ф. Фильчуку удается свести все их многообразие к следующему перечню: информативная, рекламная, интегративная, воздействующая, экспрессивная, знаковая, эстетическая, те-матизирующая, оценочная, символизирующая, графи-чески-выделительная и смыслообразующая [6. С. 90]. Последняя понимается как прогнозирующая в работе Э.А. Лазаревой: заголовки, являясь знаками текстов, «помогают составить первый, самый общий, прогноз о содержании». Автор обращает внимание на то, что за-
коллективный стиль; синтаксис; модель.
головки оживляют фоновые знания читателей, а значит, следует добавить к общему списку важную когнитивную функцию заголовков - «участие в контроле за пониманием произведения, сличение интерпретации его с имеющимися в памяти моделями и актуализированными фоновыми знаниями» [7].
При этом важную роль в правильном понимании заголовка играет парцелляция, ведь именно знак точки позволяет графически выделить значимый для восприятия отрезок информации.
В рамках данной статьи под парцелляцией понимается специальный прием коммуникативно-стилистической организации текста, призванный усилить эмоциональное, интеллектуальное и информационное воздействие на читателя. С точки зрения синтаксиса парцеллированная конструкция - расчлененное предложение, представленное несколькими коммуникативными единицами, а именно основной частью и парцеллятом (парцеллятами), отделенными от нее точкой. Снятие знака точки - депарцелляция - восстанавливает структуру предложения. В семантическом и синтаксическом плане парцеллированное предложение обнаруживает полное тождество с непарцеллированным вариантом. В стилистическом отношении парцеллированная конструкция - это прием, целью которого является создание определенных стилистических эффектов.
Парцелляция газетных заголовков уже привлекала внимание исследователей. Л.А. Манькова в своей диссертационной работе отмечает, что «парцелляция газетных заголовков становится все более свободной» [8. С. 135]. Г. А. Ержанова рассматривает парцелляцию как один из доминирующих приемов создания заголовков [9, С. 6]. А. А. Цумарев отмечает, что парцелляция в заголовке - «важное средство реализации его рекламно-экспрессивной функции» [10. С. 22]. Использование парцелляции в заголовках русских газетных текстов отмечается уже в 50-х гг. ХХ в. [11]. Однако, несмотря на внимание лингвистов к этому явлению, исследований структурно-семантических особенностей парцелляции в динамическом аспекте не проводилось.
Вопрос о синтаксической природе заголовка является дискуссионным. Одни исследователи полагают, что его можно рассматривать как предложение, другие относят его к особым синтаксическим единицам, не
равным предложению. Заголовки могут представлять собой отдельные слова, словосочетания, предложения различной структуры или их части. Однако в случае с парцелляцией заголовка мы всегда имеем дело с предложениями различных видов.
В качестве источника материала для анализа динамики развития парцеллированных газетных заголовков мы выбрали газету «Коммерсантъ». Этот выбор был предопределен несколькими факторами: 1) «Коммерсантъ» - «российская ежедневная общественно-
политическая газета с усиленным деловым блоком» [12. С. 73], относимая к респектабельной, качественной прессе; 2) «Коммерсантъ» выгодно отличается от других газет высокой частотностью использования парцеллированных заголовков; 3) данное издание является одним из немногих, дающих доступ к бесплатным архивам. Основная масса российских газет либо таких архивов не имеет, либо предоставляет этот доступ на коммерческой основе.
На первом этапе исследования автором ставилась следующая задача: сопоставить структурно-семантические характеристики парцеллированных газетных заголовков на материале двух хронологических срезов 1999-2000 гг. и 2012-2013 гг. с целью выявления тенденций эволюции парцеллированной конструкции в русской массмедийной практике. В ходе исследования были получены интересные данные, свидетельствующие о развитии этого явления, изменении моделей парцелляции заголовков, их структурных, семантических и морфологических особенностях. Однако возник вопрос об использовании парцелляции в более ранний период, что побудило автора обратиться к сбору и анализу всего доступного материала предыдущих лет. Таким образом, были сопоставлены данные за 19922000 гг. и 2012-2013 гг.
Газета «Коммерсантъ» выходит online с октября 1992 г. Осуществляя сплошную выборку материала, мы констатировали следующий факт: в первый месяц своего существования в сети Интернет газета активно использует различные модели парцелляции заголовка (74 случая), в ноябре их количество резко падает (6 заголовков за весь месяц), а в декабре 1992 г. был зафиксирован только 1 случай парцелляции заголовка. Анализ номеров за все последующие годы, с 1993 по конец 1998 г., позволил выявить лишь единичные случаи заголовочной парцелляции:
- Лондонский клуб готов пойти на уступки. В отличие от Парижского (№ 177 от 26.09.199б).
- Торги на МТБ возобновятся. Но не завтра (№ 66 от 18.04.1996).
- Благосостояние россиян выросло. Чуть-чуть (№ 74 от 22.0б. 1997).
С января 1999 г. ситуация резко изменилась: уже в № 1 от 19.01.1999 было зафиксировано б случаев парцелляции заголовков, в № 2 от 20.01.1999 - б, в № 3 от
21.01.1999 - б, в № 4 от 22.01.1999 - 4, в № б от
23.01.1999 - 2, в № 6 от 26.01.1999 - 3, в № 7 от
27.01.1999 - б случаев и т.д.
Анализ парцелляции в разных изданиях и в разные временные срезы дает основания с уверенностью утверждать, что парцелляция заголовков выступает характерной чертой не только индивидуального автор-
ского, но и коллективного стиля (о коллективном стиле газеты см. [13. С. 240-249]). Очевидно, что «Коммерсантъ» был в поиске собственного формата и стилистики и на период с 1993 по 1998 г. отказался от использования этого средства экспрессивного и информативного выделения.
Если говорить о частотности использования парцелляции заголовков, то следует отметить, что в каждом номере газеты как в 1992 г., так и в 1999-2000 гг. фиксировалось от 0 до 9 случаев. Анализ газетных номеров 2012-2013 гг. показывает значительное снижение этого показателя - от 0 до 4 случаев.
Т а б л и ц а 1
Динамика применения приема парцелляции в заголовках в период с 1992 по 2G13 г.
Период % от общего количества заголовков
1992 г. 3,б
1999-2000 гг. 9,6
2012-2013 гг. 2,1
Как видно из табл. 1, пик использования парцелляции газетных заголовков приходится на 1999-2000 гг., а в 2012-2013 гг. их процент по отношению к общему числу заголовков заметно падает.
В 1999-2000 гг. парцелляция заголовков пользуется такой популярностью, что это приводит порой к довольно высокой плотности применения: даже в рамках одной полосы может встретиться до трех-четырех случаев. Примером может служить полоса № 3 газеты № 185 (2070) от 04.10.2000, где 3 из 8 заголовков парцеллированы:
- Виктор Анпилов открестился от коммунистов. Потому что Геннадий Зюганов «соскальзывает в религию».
- Транснациональная радикальная партия может быть исключена из ООН. За связь с чеченскими террористами.
- «Мир» нашел добрых людей. В ракетнокосмической корпорации ««Энергия».
Парцелляция заголовков применяется легко и регулярно. Редакторы, пользуясь их привлекательностью, максимально выжимают ее стилистический и прагматический потенциал. На странице электронного сайта читатель видит лишь заголовки, подзаголовки / вводки (лиды). Чтобы побудить читателя «кликнуть» на название статьи, необходимо вызвать его интерес, любопытство. Перекликающиеся парцеллированные заголовки статей, расположенных друг под другом, становятся оригинальным игровым приемом, гарантирующим интригующий эффект. Например, в том же № 185 (2070) от 04.10.2000 на полосе № 11 находим перекличку парцеллятов в названиях:
- Армения крепит оборону. При помощи Греции.
- Грузия разоружает Россию. При помощи Греции.
Общий заголовочный парцеллят «При помощи Греции» становится смысловой нитью, связующей две разные статьи, имеющие нечто общее - решающую роль Греции, способствующей укреплению обороны Армении в первом случае и готовой продать военную технику Грузии, что может повлиять на дальнейшую судьбу российских баз в этом регионе, во втором.
Анализ материала убеждает, что динамику переживают не только частотность использования парцелляции заголовков, но и ее структура и семантика.
Как видно из табл. 2, изменения затронули как парцелляцию простого, так и сложного предложения.
Т а б л и ц а 2
Соотношение парцелляции заголовков, построенных по моделям простого и сложного предложения
Период Парцелляция простого предложения, % Парцелляция сложно -го предложения, %
1992 г. 83 17
1999-2000 гг. 64 36
2012-2013 гг. 53 47
Итак, количество парцеллированных заголовков, построенных по моделям простого предложения, значительно снизилось, в то время как объем парцелляции сложного предложения существенно увеличился.
В области парцелляции простого предложения следует обратить внимание на функциональносемантическую характеристику и морфологические особенности парцеллятов, подвергшихся значительной динамике за период с 1992 по 2013 г.
Т а б л и ц а 3 Парцелляция заголовков, построенных по моделям простого предложения, %
Члены предложения 1992 г. 1999-2000 г. 2012-2013 г.
Прямое дополнение 6 Нет Нет
Косвенное дополнение 12 14 10
Определение 20 10 6
Приложение Нет 5 Нет
Обстоятельство 62 71 84
Анализ показывает, что при парцелляции простого предложения возможен разрыв объектных отношений. Однако парцелляция прямых дополнений весьма немногочисленна и полностью отсутствует в материале 2012-2013 гг. К тому же парцеллированию подвергаются исключительно однородные прямые дополнения (табл. 3):
- На четверть века дарят грузовик. И батут (№ 19 от 27.10.1992).
- Районные депутаты требуют власти. И денег (№ 11 от 17.10.1992).
На убыль идет также парцелляция определений. Интересный факт: в 1992 г. парцеллированное определение могло быть как согласованным, так и несогласованным:
- Как президент и парламент право поделили. Валютное (№ 5 от 10.10.1992).
- Праздник совладельца «Алисы». С оттенком грусти (№ 11 от 17.10.1992).
В 1999-2000 гг. мы зафиксировали только согласованные определения:
- Героев ждет крест. Георгиевский (№ 2 от
20.01.1999).
- Курилы станут зоной. Особой экономической (№ 2 от 20.01.1999).
В материале 2012-2013 гг. парцеллированные определения составляют незначительную группу и представляют собой либо предложно-падежную конструкцию, либо выражены именем прилагательным:
- Белый дом уступил ЦБ полномочия. По регулированию страховщиков и НПФ (№ 31 от 20.02.2013).
- У Олега Михеева накапливаются дела. Уголовные и партийные (№ 40 от 11.03.2013).
Парцелляция приложений занимает небольшое место в нашем материале, но анализ динамики ее развития также любопытен. Полностью отсутствующая в 1992 и 2012-2013 гг., она составляет всего 5% в срезе 1999-2000 гг. Парцелляты-приложения характеризуют предметы исключительно в отношении профессии, рода занятий, национальной принадлежности и выражены именами существительными:
- Депутат Шутов потерял Пуделя. Помощника по экономике и политике (№ 204 от 31.10.2000).
- Скончался наследник Эрмитажа. Американский филантроп и коллекционер Пол Меллон (№ 13 от
04.02.1999).
Парцелляция косвенных дополнений - единственная группа, отличающаяся относительной стабильностью (колебания от 10 до 14%). Парцеллированные дополнения могут обозначать объекты, подвергающиеся действию; объекты достижения; объекты, на которые направлено действие; объект лишения; объект, по отношению к которому совершается действие; орудие или средство действия; объект, ради которого совершается действие:
- Прокуратура защищает природу. От мэра (№ 16 от 23.10.1992).
- Кипр по-прежнему привлекателен. Для всех (№ 12 от 19.10.1992).
- Министерству обороны придется платить. Родителям погибших в Чечне солдат (№ 1 от 19.01.1999).
- «Семерка» становится «восьмеркой». Без России (№ 4 от 22.01.1999).
- «Ангстрем» поделится рисом. С АЕ-Сгоир (№ 26 от 13.02.2013).
- Раз^апеУепШгез нашел общих знакомых. Для сайта Teamo.ru (№ 38 от 02.03.2012).
Здесь следует отметить следующую особенность: в материале 1992 г. зафиксированы случаи парцелляции страдательного оборота. В этих случаях в заголовках парцеллируется дополнение со значением действующего лица или предмета. В материале 1999-2000 гг. такие примеры малочисленны, а в 2012-2013 гг. отсутствуют вовсе:
- Нефть будет взята под госконтроль. Рыночными методами (№ 11 от 17.10.1992).
- Борис Ельцин реабилитирован. Генпрокуратурой и швейцарским банком (№ 204 от 31.10.2000).
Парцеллированные обстоятельства - наиболее крупная и очень интересная для анализа динамики группа (табл. 4).
Т а б л и ц а 4 Парцелляция обстоятельств в заголовках, %
Обстоятельство Период
1992 г. 1999-2000 г. 2012-2013 г.
образа и способа действия 56 25 65
места 17 36 12
времени 9 16 Нет
меры 11 7 5
причины 4 5 7
цели Нет 11 11
Как видим, в списке парцеллированных видов обстоятельств отсутствуют значения условия и уступки, что свидетельствует об определенном ограничении возможностей парцелляции.
Следует отметить постепенное снижение количества парцеллированных обстоятельств со значением меры (с 11 до 5%). Это обстоятельства, дающие количественную характеристику действия, меру времени, количества и стоимости:
- Йогурты Danone отныне продаются за рубли. Недорого (№ 5 от 10.10.1992).
- МУР обещает посадить Япончика. На двадцать пять лет (№ 186 от 05.10.2000).
- Пенсионерам администрации президента срезали пенсию. В семь раз (№ 3 от 21.01.1999).
В этой группе, особенно в 1992-2000 гг., в парцел-ляте фигурирует лексика, обозначающая конкретные суммы денег:
- «НАТАЛИ» обидела Заходера. На 200 тысяч рублей (№ 4 от 09.10.1992).
- «Белый орел» получил индульгенцию. За $30тыс. (№ 19 от 12.02.1999).
Нестабильно, с резким увеличением и последующим снижением количества идет развитие конструкции с парцелляцией обстоятельства места (17% - 36% -22%), обозначающих собственно место, направление или путь движения:
- Агент-48 (Федик) к ссылке готов! В Россию (N° 3 от 08.10.1992).
- Борьба за советскую власть продолжается. В колхозе имени Ленина (№ 189 от 10.10.2000).
Тот же процесс характеризует динамику парцеллированных обстоятельств времени с тем лишь отличием, что они совершенно не используются в период 20122013 гг. (9% - 16% - 0%). Такие парцелляты вводят в заголовок временную характеристику действия, состояния или признака:
- Театр будет жить. По крайней мере месяц (N° 1 от 06.10.1992).
- Процесс опять отложен. До годовщины октября (№ 10 от 16.10.1992).
- НАТО намерено войти в Косово. После бомбардировки (№ 6 от 26.01.1999).
Достаточно стабильно идет парцеллирование обстоятельств со значением цели. Не парцеллируемые в 1992 г., эти обстоятельства составляют 11% материала в обоих хронологических срезах. Они могут быть выражены как инфинитивами (1992 г.), так и предложно-падежными конструкциями (1992-2000, 2012-2013 гг.):
- В Вашингтон прибыл маршал Северной Кореи. Устранять взаимное недоверие (№ 190 от 11.10.2000).
- Японский страховщик ушел от конкуренции. Судиться с кредиторами (№ 189 от 10.10.2000).
- Борис Титов предложил амнистию для предпринимателей. Для остановки бегства капитала (№ 107 от 15.06.2012).
Незначительный рост коснулся заголовочных пар-целлятов со значением причины (4% - 5% - 7%):
- Премию мира могут и не присуждать. Из-за войны (№ 8 от 14.10.1992).
- Армяне снова пострадали. От признания геноцида (№ 187 от 06.10.2000).
- Dalkia и «Квадра» заморозили тепловое СП. Из-за слишком низких тарифов (№ 93 от 25.05.2012).
Все эти парцелляты имеют значение причины возникновения действия или указывают на его обоснование.
Представляя собой самую большую группу в 1992 и в 2012-2013 гг., парцелляция обстоятельства образа и способа действия составляет в 1999-2000 гг. только четверть от всех парцеллированных обстоятельств в заголовках.
- В Саратове расстрелян крупный акционер РТСБ. В упор (№ 7 от 13.10.1992).
- Кувейтский шейх присмотрел в России оружие. Не спросив у США (№ 19 от 12.02.1999).
- «Зарубежнефть» укрепляется на Балканах. Через хорватскую JANAF и швейцарскую White Falcon Holding (№ 9 от 20.01.2012).
Изменяется и морфология парцеллятов-обсто-ятельств. Отметим бурный рост парцелляции деепричастного оборота: неприемлемый в газетном заголовке 1992 г. и крайне редкий в период с 1999 по 2000 г. (единичные случаи), он составляет 40% от объема всех парцеллированных обстоятельств материала и 92% от обстоятельств образа действия 2012-2013 гг.:
- Китай переводит торговлю с Японией на юань. Отвязываясь от курса доллара (№ 96 от 30.05.2012).
- «Нью-Джерси» свернул с нью-йоркской дороги. Сравняв счет в серии с ««Нью-Йорк Рейнджерс» (N° 88 от 18.05.2012).
Обратная тенденция коснулась наречных обстоятельств: в 1992 г. они превалируют над существительными:
- Землю продали. Тихо. Мирно (№ 25 от 03.11.1992).
- Квартиры будут дорожать. Медленно, но верно (№ 16 от 23.10.1992).
В срезе 1999-2000 гг. аналогичные примеры единичны, а в материале 2012-2013 гг. - отсутствуют полностью.
В качестве заголовков, как отмечалось, могут использоваться парцеллированные сложные предложения.
Т а б л и ц а 5 Парцелляция заголовков, построенных по моделям сложного предложения, %
Период Парцелляция'4'^., сложного ^*'4,. предложения 1992 г. 19992000 гг. 20122013 гг.
Сложносочиненное предложение 100 47 64
Сложноподчиненное предложение Нет 38 33
Конструкции с парцелляцией авторских слов Нет 15 3
Статистические данные убеждают, что парцелляция заголовков, построенных по моделям сложного предложения, также переживает заметную динамику (табл. 5). Следует отметить следующие процессы:
1) полное отсутствие парцелляции сложноподчиненных заголовков и заголовков с парцелляцией авторских слов в 1992 г.;
2) снижение вдвое (до 47%) в 1999-2000 гг. и последующий рост до 79% в 2012-2013 гг. парцелляции сложносочиненных заголовков;
3) сохранение явного преобладания парцелляции сложносочиненного заголовка во всех временных срезах (100% в 1992 г., 47% в 1999-2000 гг. и 64% в 20122013 гг.). Далее в порядке убывания идут парцеллированные сложноподчиненные заголовки и заголовки с парцелляцией авторских слов;
4) отсутствие (1992 г.), последующий рост на 38% (1999-2000 гг.) и небольшое снижение до 33% (20122013 гг.) применения парцелляции сложноподчиненного заголовка;
5) отсутствие заголовков с парцелляцией авторских слов в 1992 г., заметный рост до 15% в 1999-2000 гг. и падение до 3% от всей массы парцеллированных заголовков, построенных по моделям сложного предложения. Строго говоря, прямая речь со словами автора представляет собой особую синтаксическую конструкцию, не рассматриваемую в разделе «Сложное предложение». Однако в рамках данной статьи в целях сопоставления и наглядной картины ситуации с парцелляцией заголовков, представляющих собой сложные конструкции, мы включили их в данную группу.
Полученные статистические данные по парцелляции сложносочиненного заголовка сведены в табл. 6.
Т а б л и ц а 6 Парцелляция сложносочиненных заголовков
Период Парцелляция сложносочиненного''-*. предложения 1992 г. 19992000 гг. 20122013 гг.
с союзом «но» 43 59 72
с союзом «и» 36 18 18
с союзом «а» 21 23 10
Анализ материала позволяет сделать следующие выводы:
1. В 1992 г. эту группу наполняют исключительно сложносочиненные предложения в основном с парцелляцией отношений противопоставления, где союз «но» акцентирует противоречие, совместимость несовместимого или имеет распространительно-уточняющий характер:
- «Арго» чуть было не утонул. Но все аргонавты спасены (№ 20 от 28.10.1992).
- Определилась цена на татарскую нефть. Но в Москве бензин не дорожает (№ 29 от 7.11.1992).
Возможна парцелляция собственно соединительных отношений:
- Фильмы безобидные и не очень. И чем они отличаются (№ 23 от 31.10.1992).
- «Дураки» открыли «Академию». И угостили умных кефиром (№ 17 от 24.10.1992).
Выявлена также парцелляция сопоставительных отношений или отношений несоответствия:
- «Интервидения» больше нет. А его должники есть (№ 15 от 22.10.1992).
- Покупайте новогодние подарки уже сейчас. А автомобили - к Новому году (№ 16 от 23.10.1992).
2. В 1999-2000 гг. количество парцеллированных сложносочиненных заголовков уменьшилось вдвое, уступив место другим типам сложных предложений. Наиболее крупную группу составляют парцелляты со значением противопоставления (59%), реже встреча-
ются парцелляты с соединительным (18%) и сопоставительным значением (23%):
- Милошевич пошел на попятную. Но НАТО от бомбардировки не отказывается (№ 5 от 23.01.1999).
- В Литве наступила социал-демократия. Но править будут «новые политики» (№ 189 от 10.10.2000).
- У вице-губернатора отобрали взятку. И дали девять лет (№ 7 от 27.01.1999).
- Худрук балета разболтался. И его уволили из Большого театра (№ 187 от 6.10.2000).
- Наблюдатели уходят из Косово. А НАТО стягивает корабли в Адриатику (№ 4 от 22.01.99).
- Министр обещал помочь российским инвалидам делом. А президент уже помог словом (№ 185 от 04.10.2000).
3. В 2012-2013 гг. количество парцеллированных сложносочиненных заголовков существенно выросло относительно общего массива конструкций и уже составляет 79%. Из них 72% приходится на парцелляцию отношений противопоставления. Парцелляты имеют пртивительно-ограничительные, противительно-уступительные и другие значения:
- Рубль приходит в себя после испуга. Но поводов для паники на валютном рынке становится все больше (№ 103 от 08.06.2012).
- Президента США просят не браться за разоружение. Но Белый дом не отказывается от планов сокращения ядерных арсеналов (№ 35 от 27.02.2013).
Союз «и» является носителем довольно широкого круга значений. При парцелляции сложносочиненных предложений с этим союзом обнаруживаем как соединение «в чистом виде», так и осложненную семантику соединительной связи (позитивной или негативной квалификацией связи):
- Михаил Прохоров выбрался повыше. И снова займется партстроительством (№ 40 от 06.03.2012).
- Доллар растет на внутренних заказах. И Банк России этому не препятствует (№ 94 от 26.05.2012).
- Россияне видят вокруг демократию. И готовы к «особому пути развития» (№ 48 от 20.03.2012).
Т а б л и ц а 7 Парцелляция сложноподчиненных заголовков, %
Период Парцелляция сложноподчиненного предложения 1992 г. 19992000 гг. 20122013 гг.
с придаточным, выражающим временные отношения Нет 11 Нет
с придаточном, выражающим отношения обусловленности Нет 39 22
с придаточном, выражающим цель Нет 12 64
с придаточным, выражающим причинные отношения Нет 33 5
с придаточным, выражающим уступительные отношения Нет 5 9
В сложносочиненных заголовках с союзом «а» парцеллируются чаще всего сопоставительные отношения, реже - присоединительно-распространительные отношения или отношения несоответствия:
- Новый ПАРНАС обойдется без лидеров. А Михаил Прохоров - без партии (№ 87 от 17.05.2012).
- Петр Толстой покинет «Воскресное “Время”». А «Центральное телевидение» на НТВ ждет переформатирование (№ 100 от 05.06.2012).
- В «Русал Фольгу» пришли за налогами. А компания судится с налоговиками (№ 22 от 07.02.2013).
Как правило, парцелляты таких сложносочиненных заголовков не содержат каких-либо лексических кон-кретизаторов.
Как уже было сказано, парцелляция сложноподчиненных заголовков составляет 38% от общего массива заголовков в 1999-2000 гг. и 18% в 2012-2013 гг. В 1992 г. парцелляции этого типа предложений зафиксировано не было (табл. 7).
Анализ парцеллированных сложноподчиненных заголовков позволяет зафиксировать следующие процессы:
1. Полное отсутствие парцелляции сложноподчиненных заголовков в 1992 г.
2. Полное отсутствие парцелляции заголовков, построенных по моделям предложений нерасчлененной структуры.
3. Полное отсутствие во всех временных срезах парцеллятов со значением следствия, сравнения и сопоставления.
4. Отсутствие парцеллированного придаточного со значением времени в 2012-2013 гг. и незначительное их количество в 1999-2000 гг. В этой группе заголовков были зафиксированы парцелляты со значением ограничения времени или одновременности:
- Подполковник ВДВ отливал на сторону. Пока жена прыгала с бумажным парашютом (№ 153 от 19.08.2000).
- Энергетики не остановятся перед кровью. Когда речь идет о долгах (№ 189 от 10.10.2000).
5. Снижение случаев парцелляции придаточных со значением обусловленности (с 39% в 1999-2000 гг. до 22% в 2012-2013 гг.). В этих случаях ситуация в пар-целляте поставлена в зависимость от ситуации, описанной в основной части:
- «Транссиб» дотянут до Сеула. Если не застрянут в Пхеньяне (№ 190 от 11.10.2000).
- Авиация НАТО разбомбит Косово. Если Белград
не пустит международных следователей (№ 1
от 19.01.1999).
- «Росатом» может вернуться в Финляндию. Если Fennovoima снизит мощность новой АЭС (№ 34 от 26.02.2013).
- Место встречи G8 изменить можно. Если это в
интересах будущего президента РФ (№ 41
от 11.03.2012).
6. Бурный рост парцелляции предложений со значением цели, которые составляют 12% в 1999-2000 гг. и 64% в 2012-2013 гг. Эти отношения строятся при помощи союза «чтобы»:
- Президент Кучма взялся за оргпреступность. Чтобы приватизация ТЭКа прошла гладко (№ 190 от 11.10.2000).
- Конституционный суд рассекретил международные договоры. Чтобы граждане могли их соблюдать (№ 54 от 28.03.2012).
7. Перераспределение количества различных видов парцеллированных придаточных: небольшой рост ис-
пользования придаточных уступки (с 5 до 9%) и резкое уменьшение количества придаточных причины (с 33 до 5%) в парцелляте.
Парцеллированные уступительные отношения оформляются союзами «хотя», «хоть». В парцелляте размещается актуальная версия, которая входит в столкновение с априорной версией, содержащейся в основной части:
- «Запорожец» не захотел взлетать. Хоть в него и заложили 7кг взрывчатки (№ 158 от 26.08.2000).
- Броненосец «Потемкин»» не тонет. Хотя российское кино за рубежом почти не смотрят (№ 14 от 27.01.2012).
- Андрей Клишас ушел в Совет Федерации. Хотя раньше собирался в Госдуму (№ 49 от 21.03.2012).
Парцелляция заголовков, выражающих причинные отношения, оформляется при помощи союзов «потому что», «поэтому, потому (и)», вносящих дополнительные семантические значения причинной обусловленности и некоторые другие:
- В лучший в России кардиокомплекс можно попасть без очереди. Потому что больные про него не знают (№ 5 от 23.01.1999).
- Олегу Саитову было интересно драться. Поэтому он и выиграл (№ 184 от 03.10.2000).
Любопытную группу составляют парцеллированные заголовки, содержащие прямую речь. Парцеллят содержит авторские слова, расположенные в постпозиции к ней. Прямая речь во всех случаях передает высказывание другого лица. Чаще всего в авторской речи используется глагол «считать». Зафиксированы также другие глаголы со значением высказывания «ответить», «признаться», «решить» и «утверждать»:
- Примаков не прислушивается к мнению народа. Утверждает Абдулла Оджалан (№ 21 от 16.02.1999).
- ТАСС - моя первая любовь. Признался Юрий Ко-баладзе (№ 6 от 26.01.1999).
- «РАО ЕЭС радикально изменило свое лицо». Ответил Анатолий Чубайс Рему Вяхереву (№ 188 от 07.10.2000).
- «У российских граждан есть все основания искать защиты в Страсбургском суде». Считает член совета экспертов по вопросам собраний ОБСЕ Нина Беляева (№ 103 от 08.06.2012).
Итак, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Парцелляция - эффективное средство создания яркого заголовка, который может вызвать интерес читателя и способствует восприятию текста газетной статьи. Парцеллированный заголовок - характерная черта, присущая не только индивидуальному авторскому, но и коллективному стилю газеты.
Сопоставление парцеллированных заголовков убеждает в том, что авторы регулярно находятся в поиске новых моделей парцелляции в связи с необходимостью «зацепить» внимание читателя «свежей» конструкцией с ярким экспрессивным потенциалом. Каждому временному срезу соответствуют свои доминантные и специфические модели (характеристики).
В 1992 г. к доминантным моделям можно отнести заголовочную парцелляцию обстоятельств образа дей-
ствия и сложносочиненных предложений с различными видами связи. Парцелляция прямых дополнений и определений, выраженных именами прилагательными, является специфической чертой этого периода. Срез 1999-2000 гг. представляет собой яркую палитру самых разнообразных моделей парцелляции заголовков, среди которых выделяются парцеллированные обстоятельства места и придаточные, выражающие отношения обусловленности. К специфическим моделям отнесем конструкцию с парцелляцией авторских слов и приложений. В 2012-2013 гг. превалируют модели заголовков с парцелляцией сложносочиненного предложения с союзом «но». Доминантной и в то же время специфической чертой этого периода являются парцеллированные деепричастные обороты и конструкции со значением цели (придаточные предложения и инфинитивы, вводимые союзом «чтобы»).
Очевиден динамический характер ограничения се-мантико-синтаксических и морфологических возмож-
ностей парцелляции заголовков: неприемлемые в 1992 г. парцеллированные деепричастные обороты становятся доминантной моделью в 2012-2013 гг., парцеллированные приложения и придаточные с временным значением фиксируются только в 19992000 гг., отмечается рост парцеллированных конструкцией со значением цели и уменьшение объема парцеллированных определений и т. д. При этом выявлен целый ряд постоянных характеристик, присущих парцеллированным конструкциям в анализируемые периоды: преобладание парцеллированных обстоятельств над другими членами предложения, относительно стабильная парцелляция косвенных дополнений, преобладание парцелляции сложносочиненных предложений над сложноподчиненными и т.д.
Перспективным представляется дальнейшее исследование динамики развития парцеллированных заголовков в прагматическом, когнитивно-дискурсивном и стилистическом аспектах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дускаева ЛР. Языково-стилистические изменения в современных СМИ // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под
ред. М.Н. Кожиной. М. : Флинта ; Наука, 2003. С. 664-675.
2. СолганикГ.Я. О языке и стиле газеты // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М. : Изд-во МГУ, 2003. С. 261-268.
3. Плаксина Е.Б., Кусова МЛ. Языковые средства реализации воздействующей функции заголовков (на материале российской и французской
прессы) // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2011. Вып. № 4 (38). С. 117-120.
4. Чудинов АП. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург, 2003. 248 с.
5. Гуревич СМ. Номер газеты. М. : Аспект Пресс, 2002. 192 с.
6. Фильчук Т.Ф. Аттракционная природа заголовков и заголовочных комплексов публицистического дискурса // Вісник Харківського націо-
нального університету імені В.Н. Каразіна Серія Філологія. № 936, вип. 61. Харків, 2011. С. 89-94. иКЬ: http://www.philolo-gy.univer.kharkov.ua/nauka/e_books/visnyk_963/content/filchuk.pdf (дата обращения: 14.02.2013).
7. Лазарева ЭА. Заголовочный комплекс текста - средство организации и оптимизации восприятия // Известия УрГУ. Проблемы образования,
науки и культуры. Екатеринбург, 2006. Вып. 19. ИКЬ: http://www.proceedings.usu.ru/?base=mag/0040%2803_19-2006%29&xsln=showArticle. xslt&id=a18&doc=../content.jsp (дата обращения: 19.02.2013).
8. Манькова Л А. Лингвистическая типология газетных заголовков : дис. ... канд. филол. наук. Симферополь, 2000. 192 с.
9. Ержанова ГА. Синтаксические и когнитивные основы газетных заголовков (на материале русского и английского языков) : автореф. дис. ...
канд. филол. наук. Алматы, 2010. 29 с.
10. Цумарев АА. Парцелляция в современной газетной речи : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2003. 25 с.
11. Долгирева А.Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте : дис. ... канд. филол. наук. Таганрог, 2002. 298 с.
12. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9: Кл-Ку. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. 718 с.
13. Рождественский Ю.В. Общая филология. М. : Новое тысячелетие, 1996. 326 с.
Статья представлена научной редакцией «Филология» 24 апреля 2013 г.