Научная статья на тему 'Партнёрство государства и частного корпоративного бизнеса как фактор устойчивого развития национальной экономики'

Партнёрство государства и частного корпоративного бизнеса как фактор устойчивого развития национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова З. Г.

Рассмотрены проблемы экономического роста в современных условиях России. Указанные проблемы связываются с несовершенством налоговой системы, правовой политики, общими проблемами национальной экономики. В рамках дальнейшего реформирования национальной экономики предлагается модель партнёрства государства и бизнеса, выражающая механизм согласования экономических интересов частного корпоративного бизнеса и государства. Рассмотрены существующие модели партнерства государства и частного корпоративного сектора экономики и определены их преимущества для всех агентов национальной экономики. Выявлены проблемы реализации концепции партнёрства для России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Partnership of a state and a private corporative business as factor of stable evolution of national economics

The problems of economical growth in the modern conditions of Russia are considered. The named problems are connected with imperfectness of the tax system, law politics, general problems of national economics. The model of partnership of a state and a business expressing mechanism of agreement of economical interests of a private corporative business and a state is proposed in the frame of following reforming of national economics. The existing models of partnership of a state and a private corporative sector of economics are considered and advantages of this partnership for all agents are defined. The problems of realization of partnership conception for Russia on the modern stage are revealed.

Текст научной работы на тему «Партнёрство государства и частного корпоративного бизнеса как фактор устойчивого развития национальной экономики»

УДК 330.52(075.8)

ПАРТНЁРСТВО ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

З.Г. Антонова

Томский политехнический университет E-mail: economics@tpu.ru

Рассмотрены проблемы экономического роста в современных условиях России. Указанные проблемы связываются с несовершенством налоговой системы, правовой политики, общими проблемами национальной экономики. В рамках дальнейшего реформирования национальной экономики предлагается модель партнёрства государства и бизнеса, выражающая механизм согласования экономических интересов частного корпоративного бизнеса и государства. Рассмотрены существующие модели партнерства государства и частного корпоративного сектора экономики и определены их преимущества для всех агентов национальной экономики. Выявлены проблемы реализации концепции партнёрства для России на современном этапе.

Государству как субъекту рынка в экономике должна быть отведена главная роль. От того, как и какие программы реформирования проводит в действие государство, зависит состояние национальной экономики. Одной из иллюзий 90-х гг. XX в. являлась убежденность в том, что либерализация и приватизация российской экономики сами по себе служат необходимыми и достаточными предпосылками для установления режима гарантий прав собственности и создания равных условий конкуренции для всех экономических агентов рынка. Опыт Восточной Европы, Китая и стран СНГ показал, что новые эффективные рыночные институты могут быть созданы только сильным государством, которое умеет управлять своей собственностью, отвечает по своим обязательствам и жестко наказывает как рыночных агентов, не соблюдающих действующие правила игры, так и собственный аппарат, искажающий эти правила бюрократическими приемами.

В условиях развитой демократии и стационарной рыночной экономики развитие страны происходит на основе самоорганизации гражданского общества и предпринимательской инициативы, которые дополняются и корректируются конкретными целевыми воздействиями государства. Каждое из последних (будь то удержание в госсобственности определенных объектов, изменение налогового режима, бюджетные ассигнования и субсидии, активные акции экономического регулирования) должно обосновываться наличием, с одной стороны, четко сформулированных задач, а с другой, - доказательством адекватности намечаемых государством мер.

В России проблема заключается в отсутствии демократического государственного регулирования. Существующая ныне практика государственного управления несет в себе отпечаток социалистической системы хозяйствования, где доминировал тотальный контроль государства над экономикой и обществом. Результат этого проявился в недопустимом ослаблении воздействия государства на ряд определяющих жизнедеятельность общества процессов, в сохранении инерции необоснованного и ресурсного необеспеченного, а потому вредно-

го вмешательства государства в процессы развития общества и экономики, имеющие большой потенциал саморегурирования.

Реальности нынешнего этапа и среднесрочной перспективы таковы, что государство должно существенно усилить свою ответственность и повысить эффективность воздействия в таких традиционных областях общественной жизни, как управление, оборона, поддержка социального комплекса, фундаментальной науки и образования. Кроме того, учитывая особенности переходного периода и специфику экономики России, государство обязано существенно расширить задачу разработки и реализации своей хозяйственной ответственности, направленной на реализацию активной промышленной политики.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что для решения проблем, затрагивающих общенациональные интересы, особенно в развитии социальной и производственной инфраструктуры, важную роль играет совместное государственное и частное финансирование крупных проектов.

На наш взгляд, частным бизнесом, способным финансировать проекты, направленные на экономический рост национальной экономики, могут стать крупные корпоративные структуры, которые накопили значительные капиталы за последние десять лет и опыт менеджмента. Этими агентами рынка в России могут стать финансово-промышленные группы (ФПГ).

Процесс формирования интегрированных корпоративных структур в отечественной экономике определялся условиями конкуренции на внешнем и внутреннем рынках. Общеэкономическими мотивами объединения промышленных предприятий с торговыми, кредитно-финансовыми, научными организациями явились, в частности, возможности:

• снижения производственных и трансакционных издержек (за счёт горизонтальной и вертикальной интеграции);

• повышения инвестиционной привлекательности бизнеса и его устойчивости в условиях колебания экономической конъюнктуры;

• концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях производства и перспективных НИОКР.

Вместе с тем, большое влияние на образование групп оказывают особенности переходного состояния российской экономики. Мотивы экономической интеграции, доминирующие в условиях развитого рыночного хозяйства, нередко выражены слабо, а формирование и активность многих ФПГ вынужденно нацеливаются на решение проблем, связанных с институциональным несовершенством российской экономики. К числу институциональных несовершенств российской экономики можно отнести:

• низкий уровень деловой этики, проявляющийся в нарушении договорных обязательств и прав собственности;

• слабость государственной правоприменительной системы, призванной обеспечивать защиту этих обязательств и прав;

• несовершенство налогового законодательства и регулирования, игнорирующего потребности в маневрировании экономическими ресурсами в рамках консолидации налоговой ответственности.

Всё это в итоге вылилось в то, что налоговые поступления от крупного бизнеса в бюджет были незначительны. Крупные суммы денежного капитала корпоративных структур оседали не в российских банках [1]. На наш взгляд, главной задачей России является необходимость найти формы оптимального и эффективного партнёрского взаимодействия государства и частного корпоративного бизнеса ради обеспечения устойчивого и долгосрочного социально-экономического развития национальной экономики в целом.

Концепция партнерства государственного и частного корпоративного секторов национальной экономики предполагает развитие любых договорных отношений, регулирующих их сотрудничество с целью оказания общественных услуг, создания или модернизации общественной инфраструктуры, развития других сфер, затрагивающих общенациональные интересы и способствующих экономическому росту.

Общими чертами моделей партнерства государственного и частного корпоративного секторов национальной экономики могут проявляться в виде:

1) наличия проекта модели партнёрства, назначение, структура и реализация которого имеют уникальный характер;

2) создания самостоятельной проектной компании, располагающей автономными ресурсами и являющейся институциональной основой реализации проекта модели партнёрства;

3) выплаты процентов и погашение основной суммы долга за счет генерируемых проектом будущих денежных потоков;

4) анализа чувствительности будущих денежных потоков к существенным факторам внешней среды бизнеса и рискам, а также определение результативных факторов успеха;

5) выявления областей риска, их оценки и распределения между партнерами - участниками проекта;

6) составления договора, обеспечивающего беспрепятственную реализацию проекта, - в качестве главной цели всех его участников;

7) образование проектной компании, что дает головной компании возможность использования забалансовых обязательств, опосредующих и другие видов деятельности;

8) четкое определение пределов ответственности и обязательств партнеров.

В мировой практике в рамках концепции моделей партнерства государственного и частного корпоративного сектора национальной экономики сформировались пять базовых моделей сотрудничества, характеризующихся особыми формами собственности, финансирования и управления (таблица).

Таблица. Базовые модели партнерства государственного и частного корпоративного секторов национальной экономики [4]

Модели Финансирование Собственность Управление

Оператора Частное Частная/госу- дарственная Частное

Кооперации Частное/государ- ственное Частная/госу- дарственная Частное/госу- дарственное

Концессии Частное/государ- ственное Государствен- ная Частное/госу- дарственное

Договорная Частное Частная/госу- дарственная Частное

Лизинга Частное/государ- ственное Частная Частное/госу- дарственное

На практике выбор модели зависит от того, в какой сфере инфраструктуры осуществляется проект модели партнерства государственного и частного корпоративного сектора национальной экономики.

Модель оператора используется прежде всего в переработке отходов производства и характеризуется четким разделением ответственности между частным предприятием и контролем со стороны заказчика (государства).

Модель кооперации - в отраслях, в которых услуги недостаточно точно определены и поэтому не могут быть объектом амортизации. В этом случае проект реализуется совместной проектной компанией с участием государства и частных инвесторов.

Модель концессии - в основном в отраслях, для которых характерен длительный срок реализации проектов, и в тех случаях, когда передача прав собственности исключается по политическим или правовым соображениям.

Договорная модель - в энергетике, где инвестиции ориентированы в первую очередь на снижение текущих издержек. В идеальном случае экономия, получаемая за счет снижения текущих издержек, превышает инвестиционные затраты.

Модель лизинга - при строительстве общественных зданий. Лизинг зданий органами местного самоуправления представляет собой наиболее распространенную форму моделей партнерства государственного и частного корпоративного секторов национальной экономики, в реализации которой накоплен немалый опыт.

Основной принцип концепции модели партнерства государственного и частного корпоративного секторов национальной экономики состоит в том, что государство определяет, в каких услугах и инфраструктуре оно нуждается, а частные инвесторы выдвигают предложения, которые должны в наибольшей степени соответствовать требованиям государства.

Концепция модели партнерства государственного и частного корпоративного секторов национальной экономики, как правило, осуществляется в определенном порядке и предполагает следующие этапы.

• Во-первых, - разработку проекта, в рамках которого частный сектор планирует, сооружает объект инвестиций и частично управляет им в соответствии с заданиями государства.

• Во-вторых, - финансирование инвестиций государством, в том числе в форме платы за использование инфраструктуры.

• В-третьих, - заключение долгосрочного договора, содержание и структура которого характеризуются большим разнообразием. Способы и сроки платежа, его зависимость от качества услуг и определенных экономических событий, распределение текущих издержек могут определяться в договорах по-разному, отражая различные цели и результаты переговоров между партнерами.

• В-четвертых, - переход объекта инвестиций по истечении срока договора в частную или государственную собственность.

В рамках моделей партнерства государственного и частного корпоративного сектора национальной экономики государство играет важную роль: с одной стороны, как важнейший пользователь услуг, оказываемых в рамках проекта, а с другой, как субъект, устанавливающий ограниченные условия его реализации. Таким образом, модели партнерства государственного и частного корпоративного секторов национальной экономики рассматриваются в роли концепции, позволяющей использовать ресурсы частного сектора для развития инфраструктуры, повысить качество и увеличить объем общественных услуг и избавить государство от специфических рисков, связанных с выполнением проектов.

Важная часть сделок в рамках моделей партнерства государственного и частного корпоративного секторов национальной экономики - распределение между участниками проекта задач, возможностей и рисков. При этом, как правило, соблюдается следующее условие: решение конкретной задачи возлагается на того партнера, который может сделать это с наибольшей эффективностью. Распределение задач и ответственности между государством и частным корпоративным сектором зависит от сферы реализации проекта. Чем большее значение имеет общественная услуга (общественное благо), тем ниже рыночные риски, связанные с ее оказанием, и тем выше потребности в государственном регулировании.

Основополагающей целью государства при выполнении проектов моделей партнерства государственного и частного корпоративного сектора национальной экономики служит создание большей добавленной стоимости для оказания общественных услуг. Эта цель достигается в связи с большей дешевизной общественных услуг, оказываемых частными корпоративными структурами, обладающими ориентированным на результат менеджментом, современными методами планирования и возможностью более быстро осуществлять инновации и повышать эффективность. Еще одна цель государства - эффективная передача частному партнеру рисков, связанных с планированием, строительством, финансированием и управлением текущей деятельностью того или иного объекта.

Кроме того, государство получает выгоду от увеличения связанных с проектом бюджетных доходов, а также от косвенных эффектов: оживления конъюнктуры и роста инвестиционной привлекательности проектов.

Оптимальные модели партнерства государственного и частного корпоративного секторов национальной экономики должны способствовать возможности для получения выгод, связанных с такими факторами, как:

1) более быстрая реализация самых важных проектов в области инфраструктуры;

2) ускорение развития регионов;

3) повышение народнохозяйственной эффективности (часто не учитываемой в экономическом анализе);

4) улучшение механизмов и моделей оказания услуг;

5) облегчение бремени, лежащего на государственном управлении;

6) снижение инвестиционных расходов;

7) оптимизация структуры финансирования за счет использования национальной и (или) международной поддержки и расширения доступа к новым источникам финансирования.

Мировой опыт позволяет выделить следующие

факторы успеха подобного партнёрства:

• стабильную политико-правовую среду;

• эффективную структуру национальной экономики;

• прозрачное и эффективное распределение государственных заказов;

• создание благоприятного образа партнёрства государства и крупного бизнеса.

Главное, чтобы в договоре о партнёрстве включались положения о распределении выгод от реализации модели между его участниками, выражающие их экономические интересы.

Вместе с тем, каждая страна в силу своих особенностей должна выбрать свою модель партнёрства. Сегодня в России идет напряжённый поиск оптимального сочетания общеэкономических закономерностей с конкретными условиями и реальным состоянием экономики. На наш взгляд, реализация моделей партнерства государственного и частного корпоративного секторов национальной экономики позволит улучшать финансовое положение, устойчивость развития национальной экономики в целом.

Если обратиться к Программе социального экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) [5], то одними из основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2008 г. считаются:

• укрепление государства, включая проведение административной реформы, повышение эффективности судебной и правоохранительной систем, институтов, обеспечивающих исполнение законодательства;

• развитие механизмов бюджетирования, ориентированного на результат;

• стимулирование инновационного развития экономики, повышение роли научных исследований и разработок, диверсификация экономики;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всемирный банк. Собственность и контроль предприятий // Вопросы экономики. - 2004. - № 8. - С. 4-35.

2. Гайдар Е. Государственная нагрузка на экономику // Вопросы экономики. - 2004. - № 9. - С. 4-24.

3. Мау В. Экономическая политика в 2004 году: поиск и модели консолидации роста // Вопросы экономики. - 2005. - № 1. - С. 4-27.

• развитие российских регионов, поддержка региональных стратегий;

• устранение «узких мест», прежде всего инфраструктурного и технологического характера, включая реформирование естественных монополий, повышение эффективности их функционирования;

• повышение конкурентоспособности российских компаний, развитие малого и среднего бизнеса, в том числе и как фактора привлечения инвестиций, модернизация экономики;

• интеграция в мирохозяйственные связи и повышение открытости российской экономики, что предполагает присоединение к Всемирной торговой организации.

Сейчас Правительством России прорабатывался подход к консолидации экономического роста, предполагающий расширение непосредственного участия государства в хозяйственных процессах, в развитии отдельных отраслей. В основе его лежит предположение, что без направляющей роли государства экономический рост будет затухать, и задача удвоения ВВП за десятилетие окажется сорванной. В рамках идеи корпоративного партнёрства именно государство должно создавать инфраструктуру, вокруг которой бизнес сможет развивать производство. Но для реализации этой идеи требуется большое доверие между государством и крупным бизнесом. Готовность же частного бизнеса участвовать в реализации такого рода стратегий и масштабы его участия зависят в гораздо большей степени от политических перспектив развития страны, нежели от стратегических документов, даже очень хорошо проработанных, в которых поставлены конкретные цели и определены задачи [3].

Поэтому предсказуемость действий власти, стабильность «правил игры» являются ключевыми условиями для обеспечения партнёрства государства и частного корпоративного бизнеса, направленного на обеспечение устойчивого экономического роста.

4. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнёрства государства и частного сектора // Российский экономический журнал. - 2004. - № 9-10. - С. 41-52.

5. Программа социального экономического развития на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.). - М., 2005. - 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.