Научная статья на тему 'Государственно-частное партнёрство как инструмент привлечения дополнительных финансовых ресурсов в развитие отраслей экономики России'

Государственно-частное партнёрство как инструмент привлечения дополнительных финансовых ресурсов в развитие отраслей экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PRIVATE INVESTMENT / INNOVATION / GOVERNMENT / FINANCIAL RESOURCES / BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВО / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжкова Эмма Николаевна, Блашенцев Борис Олегович

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнёрства в целях использования ресурсного и финансового потенциала предпринимательских структур в решении значимых для национальной экономики масштабных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnership as a tool to attract additional financial resources in the development of industries of the Russian economy

In the article the problems of interaction between government and business in the framework of public-private partnerships for use of the resource and financial potential of business entities in the solution of important for the national economy, large-scale tasks.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнёрство как инструмент привлечения дополнительных финансовых ресурсов в развитие отраслей экономики России»

УДК 336.61

Public-private partnership as a tool to attract additional financial resources in the development of industries of the Russian economy

Ryzhkova E.N.1, Blashentsev B.O.2

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, senior lecturer, Military educational scientific center air force "air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin" (emmais@yandex.ru)

2candidate of economic sciences, associate professor of the department of state and legal disciplines of the Voronezh economic-legal Institute (blashentsev@mail.ru).

Abstract: in the article the problems of interaction between government and business in the framework of public-private partnerships for use of the resource and financial potential of business entities in the solution of important for the national economy, large-scale tasks.

Keywords: public-private partnership, private investment, innovation, government, financial resources, business.

Государственно-частное партнёрство как инструмент привлечения дополнительных финансовых ресурсов в развитие отраслей экономики России

Рыжкова Э.Н.1, Блашенцев Б.О.2

1кандидат педагогических наук, доцент, ст. преподаватель, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (emmais@yandex.ru)

2кандидат экономических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Воронежский экономико-правовой институт (blashentsev@mail.ru).

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнёрства в целях использования ресурсного и финансового потенциала предпринимательских структур в решении значимых для национальной экономики масштабных задач.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, частные инвестиции, инновационный потенциал, государство, финансовые ресурсы, бизнес.

На современном этапе развития мирового рыночного хозяйствования, обостряемом на фоне глобальных перемен в политической, социальной и экономической сферах, большинство стран обращают повышенное внимание к необходимости использования ресурсного и финансового потенциала частных предпринимательских

структур в решении значимых для национальной экономики масштабных задач на основе механизма равноправного и долгосрочного партнёрства государства и бизнеса.

Определяя высокую роль предпринимательства в повышении темпов экономического роста, инвестиционной и инновационной активности, уровня качества жизни населения, обеспечении социальной и политической стабильности общества, государства используют многообразные формы взаимодействия с бизнесом с целью привлечения в отрасли национальной экономики частных инвестиций. Необходимо отметить, что характер такого взаимодействия государства и бизнеса может существенно отличаться в зависимости от уровня развития и особенностей национальных рыночных отношений.

Однако, согласно теории государства и права «...государство никогда не свободно от выполнения своих социальных функций», связанных с общенациональными интересами, а частный бизнес, в свою очередь, «. всегда остаётся источником развития и увеличения общественного богатства» [9, с. 45].

Именно поэтому сложившееся соотношение функциональных особенностей субъектов публичного права и частного сектора предопределяет создание комплекса долгосрочных взаимосвязей и взаимоотношений между властью и частным предпринимательством. И именно поэтому как отмечает В.Г. Варнавский, в любом демократическом правовом государстве образуется альянс (фр. «alliance» -союз, объединение) между государственной властью в лице полномочных органов управления и предпринимательской средой, получивший в мировой практике понятие (англ. «public-private partnership»), закрепившееся в русском транскрипторе как «государственно-частное партнёрство» [5, с. 41].

Как в зарубежной, отечественной научной литературе, так и в практике понятие государственно-частное партнёрство применяется для обозначения любых форм сотрудничества государственной власти и частных структур, а также возникающих отношений по привлечению дополнительного капитала посредством реализации общественно значимых проектов и программ различных масштабов: федерального, регионального и муниципального уровня. Как правило, ресурсное и финансовое обеспечение совместных проектов осуществляется как из государственных источников, так и за счёт частных инвестиций.

Однако, как подчёркивает Г.А. Борщевский, исходя из основной идеи государственно-частного партнёрства, привлечение частных структур к финансированию строительства, эксплуатации, реконструкции и управления осуществляется к объектам, находящимся

в сфере интересов и контроля самого государства [4, с. 38]. Однако, поскольку субъектом взаимодействия является имущество, принадлежащее на правах собственности непосредственно государству, а также предоставляемые государственными учреждениями услуги, то согласно утверждению Г. А. Борщевского, В.Г. Варнавского, Н.А. Иг-натюка и других организационно государственно-частное партнёрство, имеет институциональный характер, выстраиваемый на основе долгосрочных договорных отношений, как отдельный институт [7, с. 21].

В этой связи предметом договорных отношений в рамках государственно-частного партнёрства являются процесс организационно-институционального взаимодействия полномочных представителей органов государственной власти и частного сектора в вопросах реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации, эксплуатации и управления объектами государственной собственности, формирующие следующие характерные черты:

- представление сторон партнёрства как государственным, так и частным сектором экономики;

- обязательный и равный принцип выстраивания взаимоотношений;

- фиксирование взаимоотношений сторон партнёрства в официальных решениях, проектах, целевых программах и тому подобного;

- наличие общих и чётко определённых целей сторон партнёрства;

- объединение вкладов капитала сторон партнёрства для достижения общих целей и задач;

- распределение расходов и рисков между сторонами партнёрства в зависимости от полученных результатов взаимодействия [6, с. 42-46].

Анализ и обобщение научных источников позволяет утверждать о том, что феномен государственно-частное партнёрства является особым институционально-организационным альянсом между государством и бизнесом с юридическим оформлением на определённый срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков, осуществляемое на основании соглашения в целях привлечения частных инвестиций.

Важно отметить, что государственно-частное партнёрство образуется в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей национальной экономики, и применяется в тех случаях, когда государство заинтересовано в дополнительных частных инвестициях при сохранении собственности на

объекты, обеспечивая при этом благоприятный инвестиционный климат для бизнеса [16, с. 55-56].

С целью выявления экономической сущности государственно-частного партнёрства, особенностей механизмов и инструментов взаимодействия государства и частного бизнеса применительно к современной политике опережающего инновационного развития национальной социально-ориентированной экономики Российской Федерации, по нашему мнению, целесообразно обратить внимание на исторические предпосылки формирования и развития этого феномена.

Взаимодействие государства и предпринимательских структур в решении проблемных вопросов не является новым для нашей цивилизации, и первое упоминание находит в период Древнего Рима форме передачи во временное управление муниципальной собственности частным лицам объектов античной инфраструктуры: портов, водопроводов, рынков общественных бань [8, с. 46].

Несколько позже, начиная с XVI века, в Великобритании и во Франции власти привлекали частных лиц для развития хозяйственной деятельности в области обеспечения транспортных и коммунальных услуг за их счёт, но под своим контролем.

При этом интересы сторон в такой модели взаимодействия предусматривали передачу некого права, например, права по взиманию платы за предоставленные услуги потребителям частными лицами в обмен на строительство, реконструкцию или модернизацию силами частных предпринимателей объектов общественной инфраструктуры, находящейся в собственности властей.

Иными словами, уже с середины XIV века просматривается интерес к инвестиционной составляющей сотрудничества государственной власти и частного предпринимательства, обретая черты договора в виде концессии (от лат. «сопвеББЮ» - разрешение, уступка), фиксирующего условия использования предпринимателями государственной собственности [13, с. 41].

В то время наиболее активно государственно-частное партнёрство в концессионной форме использовалось многими зарубежными странами, в том числе Российской Империей, на рубеже Х1Х-ХХ веков в период интенсивного развития капиталистической формы хозяйствования, и особенно при строительстве железных дорог, судоходных каналов и других объектов транспортной инфраструктуры.

В частности, наиболее известными проектами, реализованными с использованием механизма концессии, в это время стали такие объекты как Суэцкий канал (1859-1869 гг.), Эйфелева башня в Париже (1887-1889 годы), Панамский канал (1860-1914 гг.), Царскосельская (1836-1837 годы), Московско-Нижегородская, Петербург-ско-Варшавская, Рязанско-Уральская железные дороги (середина XX

века). Более того уместно отметить и тот факт, что освоение Сибири, присоединение Дальнего Востока и выход Российской Империи к Тихому океану в 1558-1597 годах также осуществлялось на основе концессии.

Также определенный интерес представляет опыт использования концессии в период создания Советской власти в годы Новой экономической политики. Особое значение вопрос о концессиях приобрёл в начале 1920-х годов в двух аспектах: политическом и экономическом.

Опираясь анализе монографии Л.И. Абалкина, следует отметить, что осознание партийных лидеров того времени в необходимости притока иностранного капитала для быстрого подъёма промышленных отраслей привело к возвращению отдельных форм частнокапиталистической хозяйственной деятельности, в том числе концессии, смешанных обществ и аренде, как важных факторов в изменении политического международного положения советского государства [1, с. 28-29].

В частности, концессии являлись частнокапиталистическими предприятиями с полным или частичным участием иностранного капитала, взамен которого государство предоставляло во временное пользование лесные, водные или земельные участки с недрами, порты, промышленные или коммунальные предприятия, пути сообщения, средства связи и электрические сети, основные средства производства.

При этом государство участвовало в распределении прибыли, определяя товарные связи со всеми категориями хозяйств и регулируя трудовые отношения с коллективами через двухсторонние договоры, контролируемые различными органами власти, однако непосредственное руководство предприятием с участием зарубежного капитала осуществлялось концессионером [1, с. 32].

Не менее важной моделью участия зарубежного капитала в новой экономической политике СССР являлись смешанные общества, образуемые в правовой форме акционерных обществ за счёт взносов учредителей - советского государства, сосредотачивающего не менее 50% акций и иностранной стороны. Смешанные общества того времени были наиболее распространены в области внешней торговли, в лесной промышленности, в связи и на транспорте.

В остальных отраслях иностранный капитал предпочитал концессии. Различия между концессией и арендой государственной собственности зарубежному капиталу заключались в размерах предприятий, уровне их технического оснащения, в источниках получения кредитов и сырья, расчёта с поставщиками и покупателями.

Аренда имела весьма весомое значение для восстановления советской промышленности, привлекая к сотрудничеству значительную часть средних и мелких предпринимателей, оказывая воздействие на частный рынок.

Зарубежная и отечественная практика показывает, что на ранних этапах развития привлечение частных инвестиций и капиталов для строительства и модернизации крупных государственных объектов предусматривало компенсацию расходов, понесённых бизнесом, либо за счёт доходов от эксплуатации, либо за счёт платежей из бюджета.

Однако в середине XX века по ряду объективных причин роль традиционных концессий в мировом хозяйстве значительно сократилась, что привело к появлению новых «модернизированных концессий», применяемых и в настоящее время в части системы платежей концессионера [14].

Новые условия в концессионных соглашениях, как отмечает Б.Х Алиев, предусматривают введение налога на прибыль с частного инвестора взамен периодической оплаты в виде компенсации за право пользования объектами недвижимости, недрами в виде роялти (англ. «royalty»), как разновидности средневековой оплаты за временное владение объектами [2, с. 18].

В настоящее время государственно-частное партнёрство применяется в различных странах мира, и в силу обязательств государства, сохраняя контроль либо над определённым имуществом, как собственник, либо над определённым видом деятельности, не имея достаточных средств, не может полностью отказаться от своего присутствия, поэтому вынуждено привлекать частный бизнес к решению социально-экономических проблем.

Как отмечает М.С. Айрапетян, необходимость в альянсе возникает, прежде всего, в тех сферах, за которые государство традиционно несёт ответственность - объекты общественного пользования инженерно-коммунальной, социальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, объекты культурного наследия, а также ремонт, реконструкция, содержание объектов публичных служб жилищно-коммунального хозяйства, образования и здравоохранения [10, с. 38].

Утверждение учёного подтверждается данными, приведёнными аудиторской компанией KPMG (Швейцария) по привлекательности секторов экономики для государственно-частного партнёрства, представленными на диаграмме 1 [15].

Другие отрасли Жилищный сектор Образование Здравоохранение Телекоммуникации Утилизация отходов Водоснабжение Транспорт Энергетика

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рисунок 1 - Наиболее привлекательные секторы мировой экономики для государственно-частного партнёрства, (в процентах)

Анализируя данные, представленные на диаграмме, необходимо отметить, что наиболее привлекательны для использования государственно-частного партнёрства энергетический сектор (34%), транспортная инфраструктура (33%), здравоохранение (21%). Именно в этих отраслевых сегментах, как правило, формируются долгосрочные взаимоотношения между государством и бизнесом в странах с развитой рыночной экономикой. Так, например, в таких развитых странах, как Австрия, Дания, Бельгия, Сингапур, Финляндия, Южная Корея и других на первом месте по числу использования различных форм государственно-частного партнёрства находится отраслевые сегменты по строительству и реконструкции дорог, а также здравоохранение, образование, водоснабжение.

Только в Великобритании ежегодно заключается более 80-ти соглашений о партнёрстве государства и бизнеса, в котором проекты обеспечивают до 17% экономии бюджета государства, при этом одним из масштабных проектов, реализованным по концессионной схеме, стало строительство и эксплуатация тоннеля под проливом Ла-Манш с объемом инвестиций 15 млн. долларов. В США государственно-частное партнёрство наиболее сильно развито на муниципальном уровне, при этом согласно данным Национального совета по государственно-частному партнёрству (англ. «National Council for Public-Private Partnership») практически половина из всех видов деятельности муниципальных властей исполняется на основе партнёрства с различными коммерческими фирмами [12, с. 34].

В странах с переходной экономикой (Болгария, Чехия, Польша, страны Балтии) механизм государственно-частного партнёрства, как правило, используется при строительстве и реконструкции автомобильных и железных дорог, портов и других объектов транспортной инфраструктуры.

pi 7 3 34

9

4

-1-1-1-1-1-1-1

Следует отметить, что определение наиболее приоритетных проектов и программ для применения государственно-частного партнёрства, по мнению большинства зарубежных и отечественных учёных, имеет исключительное значение для каждой страны и региона [11, с. 32]. Несомненно, привлечение инвестиций исключительно во все отрасли национальной экономики в условиях ограниченности финансовых и других ресурсов в полном объёме практически невозможно, к тому же существуют отрасли и сегменты, в которые особо необходимо инвестировать в первую очередь. Поэтому в зависимости от уровня экономического развития страны в целом и территории конкретного региона в частности государственные органы власти и органы местного самоуправления, как инициаторы по формированию экономических отношений образуют систему управления по привлечению частного сектора в активную инвестиционную деятельность.

Механизмы государственного управления альянсом, по мнению В.Г. Варнавского, применимы и эффективны лишь в том случае, если участники имеют взаимодополняющие интересы и не имеют возможности действовать самостоятельно без взаимной поддержки [6, с.32]. Анализ и обобщение научных источников позволяет выделить основные преимущества для удовлетворения взаимных интересов участников государственно-частного партнёрства, что отражено на схеме рисунка 2.

Преимущеетва для публичного сектора

Преимущества для частного инвестора

Стимулирование экономики и инфраструктуры в социально значимых отраслях

Повышение зффсхтнвностн управления государстве!шым имуществом

Оптимизация расходования ресурсов н бюджетных средств по управлению имуществом

Развитие рынков капитала, товаров

услуг, сокращение безработицы та счёт создания езовъск рабочих мест

Ссабпьностъ функционирования,

увеличение прибыли, устойчивость в получении доходов

Реализация иннованноиного потенциала та счет государственной поддержки

Получение гарантирован!! ых

фнЕгапсовых поступлений в долгосрочной перспективе

Активизация привлечения инвестиции в реальный сектор экономней и в сегмент погреблення благ

Рост уровня жизни населения за сч&1 получения ьысококачесшенных инновационных товаров и услуг

Рисунок 2 - Взаимные интересы участников государственно-частного партнёрства при реализации совместных проектов.

Анализ содержательной части интересов участников государственно-частного партнёрства показывает, что каждая сторона вносит свой общий вклад в общественно значимый проект. Особо стоит отметить о вкладе субъектов частного сектора, которые при реализации совместных проектов и программ за счёт гибкости и оперативности принятия решений, способности к новаторству, налаживанию кооперативных связей заинтересованы во внедрении наиболее эффективных методов и форм организации производства, в создании новых предприятий, в том числе с участием зарубежного капитала. Поскольку государство заинтересовано в развитии инновационного процесса не только в реальном секторе экономики, но и в социально значимых сферах его участие сопровождается исполнением полномочий, как собственника государственного имущества, заключающиеся в возможности предоставления налоговых льгот, преференций, государственных гарантий в процессе реализации значимых для общества социально-экономических проектов и программ [3, с.78].

Итак, сравнительно-исторический анализ, опыт зарубежных стран свидетельствует, что государственно-частное партнёрство является одним из механизмов смешанной экономики, позволяющим развивать деловые отношения государства и частного бизнеса, вовлекая его ресурсы в процессы воспроизводства в отраслях и сферах, находящихся в собственности государства и местного самоуправления. Важно отметить, что использование ресурсов и инновационного потенциала, частной инициативы бизнеса позволяет оптимизировать расходы бюджета в решении проблем социально-экономического характера, повысить качество жизни населения.

В Российской Федерации система государственного регулирования процессом государственно-частного партнёрства используется относительно недавно и с построением рыночных отношений активно развивается, что обусловливает необходимость исследования применяемых форм и моделей механизма взаимодействия власти и бизнеса на этапе реализации инновационной модернизации развития национальной экономики.

Библиографический указатель:

1. Абалкин, Л. И. Экономическая история СССР. Очерки: монография / Л.И. Абалкин. -2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 28-29.

2. Айрапетян, М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнёрства / М.С. Айрапетян // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 2. - С. 35-42.

3. Алиев, Б.Х. Налоговые системы зарубежных стран: учебник / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 215 с.

4. Блашенцев, Б.О. Феномен теневой экономики / Б.О. Блашен-цев // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 6(10). - С. 77-83.

5. Борщевский, Г.А. Государственно-частное партнёрство. Учебник и практикум: учебное пособие / Г. А. Борщевский. - М.: Юрайт, 2015. - 344 с.

6. Валков С.Н. Государственно-частное партнёрство: приоритеты, формы, модели реализации / С.Н.Валков, К.С. Дмитриев // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - № 8. - С. 3237.

7. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнёрство: некоторые вопросы теории и практики / В.Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 9. - С. 41-50.

8. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнёрство. Теория и практика: учебное пособие / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королёв. - 2-е изд. - М.: ИД ВШЭ, 2013. - 287 с.

9. Варнавский, В.Г. Механизмы государственно-частного партнёрства в экономической политике: учебно-методическое пособие / В.Г. Варнавский. - М.: ИД МГИМО-Университет, 2013. - 144 с.

10. Васильева, М.Н. Анализ зарубежного опыта реализации форм государственно-частного партнёрства / М.Н. Васильева // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 2. - С. 32-39.

11. Зоркин, Д.Ю. Государственно-частное партнёрство, как инструмент социально-экономического развития Российской Федерации / Д.Ю. Зоркин // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 11. - С.32-36.

12. Игнатюк, Н.А. Государственно-частное партнёрство: учебник / Н.А. Игнатюк. - М.: Юстицинформ, 2012. - 384 с.

13. Косарев, А.И. Римское частное право: учебник / А.И. Косарев. - 4-е изд. - М.: Юриспруденция, 2012. -192 с.

14. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 428 с.

15. Рыжкова Э.Н. К вопросу об инвестиционном климате и инвестиционной привлекательности региона // Э.Н. Рыжкова, Р.В. Мирошниченко // Научно-исследовательские публикации. - 2016. - № 4(36). - С. 52-58.

16. Инвестиции и рынки капитала [Электронный ресурс] // Информационный портал компании КРМО. - Режим доступа ЦЕЬ: http://www.kpmg.com/ru/ru/issuesandinsights (Дата обновления 20.10.2015).

Об авторах:

Рыжкова Эмма Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, ст. преподаватель, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (emmais@yandex.ru)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блашенцев Борис Олегович - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Воронежский экономико-правовой институт (blashentsev@mail.ru).

About authors:

Ryzhkova Emma Nikolaevna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, senior lecturer, Military educational scientific center air force "air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin" (emmais@yandex.ru)

Blashentsev Boris Olegovich - candidate of economic sciences, associate professor of the department of state and legal disciplines of the Voronezh economic-legal Institute (blashentsev@mail.ru).

Уважаемые коллеги!

Мы принимаем статьи в тематические серии журнала «Научно-исследовательские публикации»

Рецензируемый междисциплинарный научный журнал «Научно-исследовательские публикации» «Journal of scientificresearch publications». Издание зарегист рировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Свидетельство о регистрации периодического издания ПИ № ФС77- 53197 от 22 марта 2013 г.

Включен в индекс цитирования РИНЦ (договор с РИНЦ № 322-05/2013). ISSN 2308-1732 (печатная версия) и ISSN 2308-4650 (online).

Электронная версия размещается на сайте http://scirep.ru/j srp/

Языки издания: русский, украинский, английский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.