4. Соколов Б.В. Вторая мировая война: факты и версии. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. 432 с.
84
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ОБЩЕСТВО
ПАРТИЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ СССР В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
Кодинцев А.Я.
В статье расматриваются вопросы, связанные с усилением партийно-советского контроля за деятельностью правоохранительных органов СССР.
PARTY BODIES MANAGEMENT OF JUSTICE OF THE USSR IN 50-TH YEARS OF XX CENTURY
A.J. KODINTSEV
The article deals with questions related to the enhancement of the party-Soviet control over the activities of law enforcement organs of the USSR.
В последние годы ученые обращаются к роли партийных органов в управлении репрессивными органами СССР. Особый интерес представляет серия, посвященная истории российских и советских прокуроров, выполненная А.Г. Звягинцевым и В.Г. Орловым. Исследователи подробно рассмотрели проблему вмешательства партии в правосудие и прокурорский надзор, осветили основные направления правовой политики. Ученый Йорам Горлис-ки подробно описал процедуры взаимодействия партийных и правоохранительных органов. Также он показал, как ликвидация Минюста СССР стала частью политики Хрущева, получившей в зарубежной историографии наименование «антиминистериализм». Использование партийных органов при проведении уголовно-правовых кампаний подробно описал П. Соломон [1].
В 1948 году партийно-советские органы управления юстицией подверглись частичной реорганизации. В 1948-1950 гг. Политбюро ЦК ВКП (б) неоднократно обсуждало работу органов юстиции. Минюст СССР (далее - МЮ СССР) подвергся жесткой ревизии (с участием начальника отдела судебно-прокурорских кадров ЦК ВКП (б) А. Бакакина) и чистке. Вер
ховный Суд СССР (далее - ВС СССР) и верховные (областные) суды республик подверглись чисткам, многие работники судов были арестованы. В том числе в отдельных случаях были арестованы члены отделов (секторов) судебно-прокурорских кадров республик и областей, замешанные во взятках. Советское руководство приняло решение реорганизовать партийно-советское управление.
Было решено восстановить административные отделы (существовавшие в 2030-е годы ХХ века) и несколько расширить права советских органов по руководство правоохранительными органами.
Совмин СССР продолжал осуществлять руководство органами юстиции, главным образом через Юридическую комиссию. 19 января 1949 года Вышинский был освобожден от обязанностей председателя комиссии. Его преемником стал министр юстиции СССР К.П. Горшенин. По-прежнему Юридическая комиссия проводила экспертизу НПА и постановлений ВС СССР в сфере юстиции, после чего они утверждались распоряжением Совмина СССР. Отдельные постановления ВС СССР нарушали действующее законодательство. Руководство ПВС СССР попыталось отменить незаконные постановления. С 1948 по 1954
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
85
ПАРТИЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ СССР В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Кодинцев А.Я.
годы председатель ПВС СССР Н.М. Шверник и начальник правового отдела П. Архипов неоднократно просили Совмин СССР и ЦК партии отменить незаконные акты. Но они были утверждены правительством СССР и сохраняли свое действие [2].
Большое влияние на деятельность органов юстиции осуществляли Комиссия партийного контроля (далее - КПК СССР) и Министерство госконтроля СССР. В этих ведомствах существовали отделы (группы) судебно-административных органов, которые осуществляли партийно-советский контроль. Например, в 1952 году Министерство госконтроля провело сплошную проверку нотариата СССР. Было выявлено много фактов нарушений в работе нотариата. Минюсты СССР и республик активно исправляли выявленные нарушения. Примером вмешательства контрольных органов может служить «дело Афанасьева». Бывший главный военный прокурор красочно описал эту историю в своих воспоминаниях. По материалам КПК 13 июля 1950 года было принято постановление Политбюро. Афанасьев «допускал политические ошибки, добивался необоснованного смягчения и даже отмены приговоров за контрреволюционные преступления. Допускал на работу непригодных работников». Главным военным прокурором Советской Армии был утвержден А.П. Вавилов. Генеральный прокурор СССР Сафонов неоднократно получал выговоры. Осенью 1952 года КПК провела проверку работы Сафонова. Он обвинялся в том, что не вел борьбу с преступниками, ориентировал
следователей на неправильную квалификацию, допускал волокиту, не реагировал на нарушения законности, допустил текучесть кадров. Было предложено снять Сафонова. Руководители юстиции запрашивали согласия партийных руководителей по таким вопросам, как закрытие суда, изменения требований при приеме в школы, издания брошюр, утверждения докладов министра
на совещании судей и т.д. Члены административных отделов рассматривали жалобы на действия руководителей органов юстиции [3].
Действовала специальная комиссия, созданная Политбюро для подготовки процессов над военными преступниками. В конце 1949 года в комиссию входили Горшенин (председатель), Абакумов, Громыко, Круглов, Молотов, Сафонов. Часть процессов проходила «открыто», часть закрыто. Ежемесячно принимались планы по проведению процессов. По процессу японских военных преступников (Хабаровский процесс) специальная комиссия направляла Молотову проекты обвинительных приговоров, которые Молотов правил. Процесс готовился очень тщательно. Он состоялся в декабре 1949 года в военном трибунале Приморского Военного округа (Хабаровск). В декабре 1949 года Политбюро утвердило план проведения процесса по делу японских военных преступников. По делу проходило 12 человек. Политбюро определило каждому меру наказания от 10 до 25 лет лишения свободы. Был определен состав суда, государственный обвинитель, утвержден проект приговора [4].
П. Соломон приводил примеры преследования судей, осмелившихся выступить против партийных комитетов. Используя тяжелое материальное положение судебной системы, партийные секретари давили на судей. Местные начальники действовали на судей, используя квартирный вопрос. В отдельных случаях секретари парткомов угрожали судьям увольнением в случае вынесения хотя бы одного оправдательного приговора. Нередко местные руководители юстиции оказывались «между двух и более огней». Из Москвы поступали директивы, а на местах требовали исполнять приказы секретарей. В 1952 году коллегия МЮ РСФСР обсуждала вопрос о вмешательстве в деятельность Кемеровского областного суда. Под дав
86
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ОБЩЕСТВО
лением местных властей председатель суда Батов смягчил определенную народным судом меру наказания. Коллегия министерства поставила вопрос об ответственности Батова [5].
Осенью 1948 года в ЦК партии, республиканских и областных комитетах были созданы административные отделы. В 1948-1950 гг. административным отделом
ЦК ВКП (б) заведовал А.А. Андреев, в 1952-1953 гг. - Н.В. Егоров. В составе административного отдела ЦК партии действовало несколько секторов, в том числе сектор юстиции и госконтроля. Его возглавил Р.А. Лопухов, а затем В.В. Куликов. Сектор состоял из 11 человек (с апреля 1950 года 16 человек), в том числе инструкторы, помощники. В
1949 году Свердловский административный отдел поставил на бюро обкома вопросы: о карательной политике областного суда по особо опасным преступлениям, о работе органов юстиции по оказанию помощи колхозам и т.д. Отдел провел ряд проверок. В Управлении Минюста по Свердловской области на партийном собрании обсуждались итоги проверки по рассмотрению жалоб. Отдел подбирал заседателей для линейного суда Урало-Сибирского округа железных дорог и трибунала войск МВД. Важнейшей функцией партийных комитетов и исполкомов советов была организация и проведение выборов народных судей (в 1948, 1951 и 1954 гг.). Партийные органы утверждали кандидатов на должность народного судьи. В целом избирательная кампания была организована по модели выборов депутатов советских органов власти. Административные отделы также вели номенклатуру работников юстиции. Так, руководители областных судов, члены верховных и специальных судов, руководители Минюста СССР, министры юстиции республик и начальники Управлений Минюста входили в номенклатуру ЦК ВКП (б) [6].
В правительстве вопросы о работе органов юстиции курировали разные лица, и основное влияние оказывали партийные, а не советские органы. Так, ПВС республик и СССР редко рассматривали вопросы о деятельности правоохранительных органов и в случае рассмотрения им оставляли третьестепенные вопросы (судебное исполнение, алименты и т.д.). Президиум Верховного Совета УССР в марте 1948 года рассмотрел вопрос об ошибках в выполнении судебных решений по алиментным делам и дал рекомендации народным судам. В октябре 1948 года доклад Минюста УССР заслушан на президиуме Верховного Совета УССР. ПВС указал министерству на необходимость своевременного исполнения приговоров и решений народных судов. В 1948 и 1951 годах Совмин СССР и Совмины республик обязывали облисполкомы выделить судам необходимые помещения и оборудование. В 1952 году такая же кампания проводилась в отношении органов нотариата. Но советские органы проигнорировали эти призывы [7].
Партия осуществляла контроль над учебными заведениями. До 1948 года вузами и школами управляло Управление (отдел) агитации и пропаганды ЦК. В его составе в августе 1948 года был создан сектор науки, в котором работала группа по философии, логике и праву (3 человека). Также существовал сектор школ и сектор вузов. В нем работала группа университетов и гуманитарных вузов (4 человека). 30 декабря 1950 года из отдела агитации и пропаганды ЦК выделился отдел науки и вузов. В его составе действовал сектор общественных наук и сектор университетов и гуманитарных вузов. С 3 июля 1952 года был создан отдел философских и правовых наук и вузов ЦК КПСС. В его составе
действовал подотдел правовых наук, подотдел философских и юридических вузов. Зачастую отдел координировал свои действия с админи
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
87
ПАРТИЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ СССР В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Кодинцев А.Я.
стративным отделом ЦК. Например, в I квартале 1953 года два отдела подготовили предложение о распределении кадров с высшим юридическим образованием, внесли предложения об улучшении работы журнала «Советское государство и право». Отдел философских и правовых наук проверил работу Института права АН СССР по выполнению постановления ЦК ВКП (б) от 5.10.1946 г., рассмотрел новые учебные планы, заслушал управление МВО СССР о ходе подготовки программ, учебников и учебных пособий для вузов [8].
Смерть Сталина привела к усилению партийного вмешательства. Это было связано с недоверием к правоохранительным органам. Были проведены чистки среди наиболее одиозных судей и прокуроров. Основные чистки провел КПК СССР. В 1953 году Президиум ЦК КПСС принял серию постановлений, по которым снималась ответственность с многих частных лиц по ряду крупных дел (дело врачей, мингрельское дело, ленинградское дело и т.д.). 15 апреля 1953 года было принято постановление Президиума ЦК КПСС «О пересмотре судебных приговоров на осужденных к лишению свободы иностранцев». Комиссия во главе с Горшениным должна была подготовить план пересмотра таких дел в месячный срок и «оформить их через Верховный Суд СССР». 14 апреля 1956 года Президиум ЦК КПСС утвердил проект приговора, представленный Руденко, по делу бывшего 1 секретаря Азербайджанского рескома партии Багирова. Четыре преступника были осуждены к ВМН, остальные - к 25 годам лишения свободы. Процесс проходил с 12 по 26 апреля 1956 года в Баку.
После принятия постановления Совмина СССР от 27.08.1953 года обкомы партии приняли постановления по работе правоохранительных органов. Затем были проведены совещания правоохранительных органов. Далее вопрос обсуждали в
горкомах и райкомах партии. Были организованы судебные процессы в общественных местах над ворами и хулиганами. Тексты приговоров печатали многотиражные газеты предприятий. Например, 6 января 1956 года бюро Курганского обкома приняло постановление «О состоянии и мерах борьбы с
особо опасными преступлениями». Курганский областной суд был осужден за «необоснованное снижение мер наказания». Постановление призывало покончить с либерализмом и обязывало Панкова (облпрокурора), Самыгина (председателя суда), Калмыкова (начальника Управления Минюста) устранить недостатки.
В 1953 году административные отделы ЦК, рескомов, обкомов и горкомов были реорганизованы в отделы административно-торговых и финансовых органов. В ЦК и республиканских комитетах партии в составе АТФО существовали секторы судебно-прокурорских органов. Парткомы судов организовывали различные комиссии. Например, по проверке движения дел в суде, по рассмотрению жалоб и т.д. Партсобрания обязывали председателей судов чаще созывать оперативные совещания [9].
В середине 50-х годов шла активная борьба за власть между К.П. Горшениным и В. Волиным (председатель ВС СССР). При этом большинство партийных деятелей склонилось на сторону Волина. В 1956 году было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Но основным органом, получившим поддержку, стала Генеральная прокуратура СССР. ВС СССР в ходе судебной реформы был сильно сокращен, функции ограничены. Партийные органы организовали кампанию по оправданию миллионов невинных граждан осужденных, за «преступления». Политбюро, неудовлетворенное ходом работы органов юстиции по освобождению граждан, сформировало в 1956 году 97 партийно-советских комиссий, которые освободили миллионы граждан, осужденных за хозяйственные и контрреволюционные
88
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ОБЩЕСТВО
преступления. Проводя эту кампанию, партия в очередной раз взяла на себя функции органа правосудия.
Можно утверждать, что партийное управление органами юстиции в 50-е годы ХХ века усилилось. Это было связано с посте
пенной ликвидацией административных органов по управлению юстицией и с определенным недоверием к правоохранительным органам. В то время органы юстиции, как и органы внутренних дел, подвергались критике за участие в массовых репрессиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анашкин Г. Улучшить работу с руководящими кадрами органов юстиции и суда РСФСР // Социалистическая законность. 1953. № 1. С. 11.
2. Государство и право УССР в период Великой Отечественной войны. 19411958 гг. Киев, 1959. С. 91.
3. Звягинцев А.Г., Орлов Р.Г. Заложники вождей: российские и советские прокуроры, ХХ в. 1954-1992 гг. М.: Росспэн, 2006.
4. Звягинцев А.Г., Орлов, Р.Г. Приговоренные временем: российские и советские прокуроры ХХ в. 1937-1953 гг. М.: Росспэн, 2001.
5. История сталинского ГУЛАГА: конец 1920-х - первая половина 1950-х гг.: Собр.
док. в 7 т. М., 2004. Т.1. Массовые репрессии в СССР. С. 550-551.
6. Президиум ЦК КПСС. Постановления. 1954-1958 гг. Т. 2. М.: Росспэн, 2003. С. 279-280.
7. Пыжиков А.В. Государственное строительство и правоохранительная система СССР в 1953-64 гг. / Ин-т молодежи. М.: Социум, 1999. С. 15-21.
8. Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998.
9. Ушаков С.Ю., Стукалов А.А. Фронт военных прокуроров. М., 2000. С. 148161.
10. Gorlizki Yoram and Khlevniuk Oleg Cold Peace. Stalin and the Soviet Ruling Cercle, 1945-1953.
11. Gorliski Y. Anti-ministerilism and the USSR Ministry of Justice? 1953-56: a study in organizational decline // Europe Asia studies. Glasgow, 1996. Vol. 48. № 8. P. 1279-1318.
12. Gorlizki Y. De-Stalinization and the Politics of Russian Criminal Justice, 19531964. D. Phil. Thesis. Oxford, 1992.
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
89
ОБЩЕСТВО
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Максак А.И.