Научная статья на тему 'Партийно-государственное руководство строительством Большого Ставропольского канала в 1966-1975 гг'

Партийно-государственное руководство строительством Большого Ставропольского канала в 1966-1975 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
320
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / КПСС / 8-Я И 9-Я ПЯТИЛЕТКИ / СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / БОЛЬШОЙ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КАНАЛ / ПАРТИЙНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / USSR / CPSU / 8 AND 9 FIVE-YEAR PERIODS / STAVROPOL TERRITORY / AGRICULTURE / LAND RECLAMATION / BIG STAVROPOL CHANNEL / PARTY ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеенко Ольга Ивановна

В статье на базе опубликованных и архивных документов, научно-исследовательской литературы рассмотрена деятельность партийно-государственных органов по развитию мелиорации сельского хозяйства в СССР в годы 8-й и 9-й пятилеток. В статье изучены решения мартовского 1965 г. и майского 1966 г. Пленумов ЦК КПСС, директивы и постановления XXIII съезда партии, Совета Министров СССР, разработавшие основы мелиоративной политики, предусматривавшие значительное увеличение площадей орошаемых и осушаемых земель, поставившие конкретные задачи. Автором рассмотрена история мелиорации в Ставропольском крае в годы 8-й и 9-й пятилеток, освещено партийно-государственное руководство претворением программы мелиорации в жизнь. В статье подробно изложена история постройки Большого Ставропольского канала одного из крупнейших объектов мелиоративного строительства на Юге России в течение 1966-1975 гг. Его строительство позволило значительно расширить площади для посева различных сельскохозяйственных культур в Ставропольском крае. Особое внимание автор обратила на роль социалистического соревнования, внедрения новых трудовых починов, идейно-воспитательной работы в трудовых коллективах, новаторских методов работы при постройке Большого Ставропольского канала. В статье показаны формы морального и материального поощрения, применявшиеся в коллективах строителей канала. Поставленные задачи при строительстве Большого Ставропольского канала были выполнены в полном объеме в запланированные сроки и с ожидаемым эффектом. Автором сделан вывод о позитивных экономических и социальных последствиях осуществления на практике программы мелиорации, что способствовало дальнейшему подъему сельского хозяйства Ставропольского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алексеенко Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTY-STATE MANAGEMENT OF CONSTRUCTION OF THE BIG STAVROPOL CHANNEL PER 1966-1975

In article on basis of the published and archival documents, research literature activity of party-state bodies on development of land improvement of agriculture in USSR within 8-th and 9-th five-year periods is considered. In article decisions March 1965 and May 1966 of Plenums of Central Committee of CPSU, instruction and decision ХХIII of Congress, Ministerial council of USSR, developed bases of meliorative policy provided substantial growth of areas of irrigated and drained grounds, put specific targets are studied. Author considers history of land improvement in Stavropol Territory within 8-th and 9-th five-year periods, party-state management of realization of program of land improvement during a life is shined. In article history of construction of Big Stavropol channel one of largest objects of meliorative construction in South of Russia within 1966-1975 is in detail stated. Its construction has allowed expanding considerably areas for crop of various agricultural crops in Stavropol Territory. Author special attention has turned for a role of socialist competition, introduction new labour initiatives, ideologically-educational work in labour collectives, innovative methods of works at construction of Big Stavropol channel. In article forms of moral and material encouragement, applied in collectives of builders of channel, are shown. Tasks in view at construction of Big Stavropol channel have been observed in full in planned terms and with expected effect. By author it is drawn a conclusion on positive economic and social consequences of realization in practice of program of land improvement, that promoted further rise of an agriculture of Stavropol Territory.

Текст научной работы на тему «Партийно-государственное руководство строительством Большого Ставропольского канала в 1966-1975 гг»

УДК 93/94"1966/1975"

АЛЕКСЕЕНКО Ольга Ивановна, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Краснодарский филиал, г. Краснодар, Россия alexeenko.olga2016@yandex.ru

ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО СТРОИТЕЛЬСТВОМ БОЛЬШОГО СТАВРОПОЛЬСКОГО КАНАЛА В 1966-1975 гг.

В статье на базе опубликованных и архивных документов, научно-исследовательской литературы рассмотрена деятельность партийно-государственных органов по развитию мелиорации сельского хозяйства в СССР в годы 8-й и 9-й пятилеток. В статье изучены решения мартовского 1965 г. и майского 1966 г. Пленумов ЦК КПСС, директивы и постановления XXIII съезда партии, Совета Министров СССР, разработавшие основы мелиоративной политики, предусматривавшие значительное увеличение площадей орошаемых и осушаемых земель, поставившие конкретные задачи. Автором рассмотрена история мелиорации в Ставропольском крае в годы 8-й и 9-й пятилеток, освещено партийно-государственное руководство претворением программы мелиорации в жизнь. В статье подробно изложена история постройки Большого Ставропольского канала - одного из крупнейших объектов мелиоративного строительства на Юге России в течение 1966-1975 гг. Его строительство позволило значительно расширить площади для посева различных сельскохозяйственных культур в Ставропольском крае. Особое внимание автор обратила на роль социалистического соревнования, внедрения новых трудовых починов, идейно-воспитательной работы в трудовых коллективах, новаторских методов работы при постройке Большого Ставропольского канала. В статье показаны формы морального и материального поощрения, применявшиеся в коллективах строителей канала. Поставленные задачи при строительстве Большого Ставропольского канала были выполнены в полном объеме в запланированные сроки и с ожидаемым эффектом. Автором сделан вывод о позитивных экономических и социальных последствиях осуществления на практике программы мелиорации, что способствовало дальнейшему подъему сельского хозяйства Ставропольского края.

Ключевые слова: СССР, КПСС, 8-я и 9-я пятилетки, Ставропольский край, сельское хозяйство, мелиорация земель, Большой Ставропольский канал, партийные организации.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-41-46

ALEKSEENKO Olga I.,

Plekhanov Russian Economic University, Krasnodar Branch, Krasnodar, Russia alexeenko.olga2016@yandex.ru

PARTY-STATE MANAGEMENT OF CONSTRUCTION OF THE BIG STAVROPOL CHANNEL PER 1966-1975

In article on basis of the published and archival documents, research literature activity of party-state bodies on development of land improvement of agriculture in USSR within 8-th and 9-th five-year periods is considered. In article decisions March 1965 and May 1966 of Plenums of Central Committee of CPSU, instruction and decision XXW of Congress, Ministerial council of USSR, developed bases of meliorative policy provided substantial growth of areas of irrigated and drained grounds, put specific targets are studied. Author considers history of land improvement in Stavropol Territory within 8-th and 9-th five-year periods, party-state management of realization of program of land improvement during a life is shined. In article history of construction of Big Stavropol channel - one of largest objects of meliorative construction in South of Russia within 1966-1975 is in detail stated. Its construction has allowed expanding considerably areas for crop of various agricultural crops in Stavropol Territory. Author special attention has turned for a role of socialist competition, introduction new labour initiatives, ideologically-educational work in labour collectives, innovative methods of works at construction of Big Stavropol channel. In article forms of moral and material encouragement, applied in collectives of builders of channel, are shown. Tasks in view at construction of Big Stavropol channel have been observed in full in planned terms and with expected effect. By author it is drawn a conclusion on positive economic and social consequences of realization in practice of program of land improvement, that promoted further rise of an agriculture of Stavropol Territory.

Keywords: USSR, CPSU, 8 and 9 five-year periods, Stavropol Territory, agriculture, land reclamation, Big Stavropol channel, party organizations

Составной частью интенсификации сельскохозяйственного производства и осуществления аграрной политики партийно-государственного руководства СССР являлась мелиорация земель. В широком значении этот термин означает совокупность организационно-хозяйственных и технических мероприятий по коренному улучшению земель с неблагоприятными водными и воздушными режимами, химическими и физическими свойствами. Мелиорация обеспечивает устойчивые урожаи, способствует рациональному использованию земли. В узком смысле под мелиорацией обычно понимается орошение и осушение земель, о чем и пойдет речь в данной статье.

Важную роль в постановке вопроса о мелиорации в изучаемый период и в целом в определении принципиальных направлений аграрной политики сыграл мартовский 1965 г. Пленум ЦК КПСС. Выработанный им курс на осуществление интенсификации сельского хозяйства был поддержан, развит и конкретизирован на XXIII съезде партии, принявшем постановление «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур» [1, с. 106-111; 2, с. 17-21].

Майский 1966 г. Пленум ЦК КПСС стал важным этапом в развитии мелиорации, поскольку его решения предусматривали в течение ближайшего десятилетия значительно увеличить площадь орошаемых и осушаемых земель. Прежде всего, это было вызвано тем, что по клима-

тическим условиям СССР 60% сельхозугодий нуждалось в дополнительном водоснабжении, 35% характеризовалось избыточным увлажнением и только 5% сельхозугодий не требовало регулирования водного режима почв в широком смысле слова. Эта программа была конкретизирована в специальном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. Оно предусматривало на период 1966-1975 гг. работы по орошению и освоению 7-8 млн га земель и значительное повышение урожайности всех сельскохозяйственных культур на орошаемых площадях. В период 8-й пятилетки предстояло выполнить задания по орошению примерно 3 млн га земель, в том числе за счет государственных капиталовложений - 2,57 млн га. Кроме того, была поставлена задача улучшить проектирование водохозяйственных систем и сооружений, укрепить производственную базу, увеличить мощности существующих и создать новые государственные строительные организации, передвижные механизированные колонны (ПМК). В целях совершенствования планирования и управления мелиоративными работами на Северном Кавказе Совету Министров РСФСР было предложено организовать Главное управление по ирригации и строительству совхозов «Ставропольводстрой». В постановлении оговаривались вопросы механизации мелиоративных работ, их материально-технического обеспечения и подготовки мелиораторов за счет государства и частично на средства хозяйств [3, с. 130-146].

В Ставропольском крае вопросам мелиорации сельского хозяйства в свете решений майского Пленума ЦК КПСС 1966 г. был посвящен пленум краевого комитета партии. Во исполнение поставленных задач партийные, советские и хозяйственные органы края уделили много внимания решению общих задач, применительно к местным условиям. В Ставропольском крае с засушливым климатом в его восточной части, нередко подвергающейся суховеям и пыльным бурям, орошение являлось исключительно важным делом [4, л. 1-88].

Ставропольский крайком КПСС провел совещания руководителей и специалистов по зонам края, усилил партийный контроль, оказал помощь управлению мелиорации, водного хозяйства и сельского хозяйства крайисполкома. В 1967 г. на Ставрополье уже действовали пять машинно-мелиоративных станций из 14 запланированных к созданию на 8-ю пятилетку [5, л. 24,30,31].

Происходила концентрация сил и средств строительных организаций. Главное управление «Ставропольводстрой», например, объединило пять трестов, 34 ПМК. Все эти меры позволили активнее использовать передовые методы гидростроительства. Большое значение имело создание Ростовского государственного института проектирования водного хозяйства южных районов РСФСР («Южгипроводхоз») и его Пятигорского филиала. Они стали структурными подразделениями Всесоюзного государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гипроводхоз» Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, созданного в 1951 г. еще в системе Министерства сельского хозяйства СССР. Обратим внимание на то, что к 1985 г. в системе Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР насчитывалось 26 научно-исследовательских и 68 проектно-изыскательских институтов, 3 660 строительных организаций (СМУ и ПМК), около 400 строительно-монтажных трестов и объединений. Строительные организации имели в своем распоряжении около 90 тыс. экскаваторов, бульдозеров и скреперов. В системе Минводхоза СССР трудилось более 1,7 млн рабочих, инженерно-технических работников (ИТР) и ученых. Таким образом, данное Министерство представляло собой одну из крупнейших хозяйственных структур в СССР [6, л. 157; 7, л. 19, 20].

Одним из крупнейших объектов мелиоративного строительства на Юге России в течение 1966-1975 гг. стал Большой Ставропольский канал. Данное ирригационное сооружение предназначалось для водоснабжения центральной, северо-восточной и восточной частей Ставропольского края. Канал использует воду рек Кубань, Терек и Кума, которые протекают южнее и в основном собирают воду с северных склонов Кавказа. Реки Ставропольского края Кубань, Терек, Кума с ее притоками обеспечивают южную и юго-западную части его территории. Основные же части края: центральная, северо-восточная и восточная - оставались практически безводными. Две трети сельскохозяйственных угодий края находились в зоне рискованного земледелия, где альтернативы созданию оросительно-обводнительной системы не имелось. Решение о создании самой грандиозной в европейской части СССР обводнительно-оросительной системы, питающей реку Калаус водами реки Кубани, было принято правительством СССР за два дня до нападения на Советский Союз нацистской Германии. Война задержала осуществление проекта на 16 лет. В 1957 г. гидростроители приступили к созданию Кубань-Калаусской обводнительно-оросительной системы, названной Большим Ставропольским каналом (БСК). Канал начинался у г. Усть-Джегута на реке Кубань и заканчивался у Чограйского водохранилища на реке Восточный Маныч. Протяженность БСК в настоящее время составляет 480 км. Всего в строительстве канала реализовано четыре очереди: 1-я очередь - с 1957 по 1967 г., 2-я - с 1969 по 1975 г., 3-я - с 1974 по 1979 г.

Строительство 4-й очереди началось в 1986 и замерло в 1992 г., но было продолжено в течение 1999-2006 гг. [8; 9, с. 205].

Итак, начало Большому Ставропольскому каналу положило строительство Кубань-Калаусской системы в 1957 г. Создание первой очереди этого сооружения, закончившееся постройкой в 1967 г. магистрального канала длиной 159 км, позволило обводнить 718 тыс. га -около 9% территории края, обеспечить двойное и тройное увеличение урожаев на 36 тыс. га орошаемых земель [9, с. 205].

В сооружении оросительной системы решающую роль сыграл персонал специализированных гидростроительных организаций. За трудовой героизм 46 рабочих и 14 ИТР из «Ставро-польводстроя» были награждены Почетными грамотами крайкома КПСС и крайисполкома. В этот же период, согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 января 1968 г., продолжилось строительство Кубань-Калаусской системы [10, л. 15-18; 11, л. 2; 12, л. 9; 13, л. 32].

Большой Ставропольский канал стал важнейшей мелиоративной стройкой страны. Возведение его второй очереди началось в 1970 г. ЦК КПСС 7 января 1971 г., по просьбе Ставропольского крайкома КПСС и крайисполкома, рассмотрел вопрос о развитии орошаемого земледелия в крае и принял Постановление «Об ускорении строительства Большого Ставропольского канала и оросительно-обводнительных систем в крае». Оно определило задачи и перспективы дальнейшего орошения и обводнения засушливых земель Ставрополья. В Постановлении определялось следующее задание: в течение 1971-1975 гг. ввести в действие 125 тыс. га орошаемых площадей, в том числе 110 тыс. га - за счет государства и 15 тыс. га - на средства колхозов. Такая сложная задача ставилась в интересах производства дополнительного зерна в объеме до 400 тыс. т, зеленых кормов и силоса - до 2 млн т. Предусматривались также меры по обеспечению стройки необходимой техникой, оборудованием, кадрами гидростроителей [14, с. 284-285].

Указанное постановление рассматривалось на специальном пленуме Ставропольского крайкома КПСС 25 марта 1971 г., а также на заседаниях бюро крайкома, выработавших конкретные меры по выполнению программы мелиорации в крае. В целях усиления организаторской и воспитательной работы среди персонала стройки в 1971 г. был создан партком строительства БСК на базе парторганизаций производственных подразделений, насчитывавших в то время 145 членов и 15 кандидатов в члены КПСС [15, л. 54-62; 16, л. 6,7; 17, л. 73].

Кроме того, бюро крайкома КПСС утвердило условия краевого социалистического соревнования коллективов строительных организаций, автотранспортных предприятий, бригад, рабочих-механизаторов ведущих профессий на строительстве канала и оросительно-обводни-тельных систем, определило формы морального и материального поощрения в коллективах, в том числе первоочередную продажу легковых автомобилей и мотоциклов строителям. Ход строительства Большого Ставропольского канала контролировался созданным с этой целью Краевым советом. В него вошли ответственные партийные и советские работники всех организаций, причастных к строительству канала и его материальному обеспечению [17, л. 74,109111; 18, л. 49,50; 19, л. 31].

Партком строительства, Курсавский райком КПСС активизировали идейно-воспитательную работу в трудовых коллективах. Важно было донести до каждого строителя смысл и значение осуществления широкой программы мелиорации. Курсавский райком КПСС постоянно направлял деятельность партийного актива стройки, регулярно проводил с ним семинары, совещания. Также проявлялась забота об усилении лекционной пропаганды среди строителей БСК, улучшении деятельности районной организации общества «Знание». При Доме культуры села Крым-Гиреевское и клубе ПМК № 1 в селе Курсавке читались лекции и доклады по проблемам развития экономики страны, в частности мелиоративного строительства, другим актуальным вопросам.

Коммунисты показывали личный пример в производственных делах. Большая работа проводилась в партийной организации механизированного участка № 4 ПМК-16 по мобилизации всех членов коллектива на решение стоящих перед ними задач. Из 28 коммунистов 17 работали скреперистами, экскаваторщиками, бульдозеристами, то есть непосредственно прокладывали трассу канала. Усиление партийного влияния на этом участке способствовало повышению трудовой активности рабочих-строителей. Главным направлением в массово-политической работе парторганизации механизированного участка № 14 стала борьба за высокопроизводительное использование техники, за четкую организацию труда, ежедневное перевыполнение сменных норм выработки. Не случайно этот коллектив вышел победителем соревнования за II квартал 1971 г., выполнив план на 140%. Ему вручили переходящее Красное знамя райкома и райисполкома. Умело проводилась партийная работа и в СМУ-11. Здесь большое значение придавалось организации соревнования, его гласности [20, с. 15-19].

Продолжая осуществлять программу мелиорации, Ставропольский краевой комитет КПСС подвел итоги строительства Большого Ставропольского канала. Так, за 20 месяцев было выполнено работ на 34,6 млн руб. при плане 33,0 млн руб., создано 6,1 тыс. га орошаемых земель. Однако роль и значение канала для сельского хозяйства края были настолько велики, что достигнутые темпы не могли удовлетворить краевое руководство. Колхозы и совхозы ожидали получить после завершения строительства по всем объектам этой системы 210 тыс. га орошаемых земель, причем главным образом в засушливых центральных и восточных районах. Подать воду в эти районы можно было лишь после сдачи в эксплуатацию подводящей части канала - второго участка, который возводился в сложных рельефных и географических условиях. Сокращение сроков строительства на данном этапе имело огромное значение, на что и указал ЦК КПСС [19, л. 3-5].

Критически оценив ход строительства, Ставропольский крайком и крайисполком, совместно с Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР, пришли к выводу, что при мобилизации ресурсов края и Министерства, улучшении работы управления «Ставропольвод-строй» и его подразделений, при оказании помощи со стороны партийных и советских органов канал можно открыть на 14 месяцев раньше срока. Пустив по нему воду, можно ввести к концу 9-й пятилетки не 3 тыс. га, а 15 тыс. га орошаемых земель. Указанные задачи нашли отражение в Постановлении Совета Министров РСФСР «О сокращении сроков строительства Большого Ставропольского канала в Ставропольском крае». В нем были поддержаны предложения крайкома КПСС и крайисполкома об окончании работ на втором участке канала к 1 ноября 1974 г. и дополнительном вводе в 1974-1975 гг. 2 тыс. га орошаемых земель. Для этого выделялись дополнительные финансовые средства на строительство канала, развитие производственной базы «Ставропольводстроя», а также машины и оборудование. Предусматривались также меры по укомплектованию объектов дополнительными рабочими кадрами [19, л. 4-6].

Принятое постановление создало предпосылки для ускорения темпов строительства. Партийный комитет «Ставропольводстроя» организовал открытые партийные собрания во всех подразделениях и на участках с обсуждением задач парторганизаций по выполнению Постановления Совета Министров и VII пленума крайкома КПСС. Партком направил все усилия на укрепление собственной производственной базы треста, выполнение плана строительства жилья для работников, рациональное использование техники, внедрение прогрессивной формы оплаты труда персонала, организацию социалистического соревнования. Серьезное внимание уделялось расстановке коммунистов на производстве: 133 из 253 членов КПСС «Ставрополь-водстроя» находились непосредственно на объектах в качестве шоферов, экскаваторщиков, скреперистов, бульдозеристов, проходчиков, бетонщиков. Все они показывали наглядный пример своим самоотверженным трудом [21, с. 13].

Сознавая важность досрочного завершения строительства, коллектив треста принял обязательство пропустить воду на 14 месяцев раньше первоначально установленного срока. Решению задачи помогло осознание ее важности, социалистическое соревнование, организованное парткомом, профкомом и комитетом ВЛКСМ стройки. В частности, наиболее широкое распространение получил почин «Пятилетку - в четыре года» передовых тружеников, бригадиров экипажей машинистов-экскаваторщиков ПМК-16 Тищенко, Понина, Неслуженко, Колесникова, Пырина и Чернова. Почин встретил поддержку во всех коллективах, занятых на стройке. Крайком КПСС, крайисполком, крайсовпроф и крайком комсомола учредили переходящие Красные вымпелы бригадам ведущих профессий, добившимся высоких показателей, и Дипломы «Ударник 9-й пятилетки», которыми награждались коллективы и рабочие, выполнившие досрочно задания пятилетки. В ходе соревнования 295 передовых рабочих и 30 коллективов закончили пятилетку досрочно. Ряд бригад, насчитывавших 170 чел., завершил пятилетний план за 3,5 года [22, с. 15].

Важное значение имела и пропаганда достижений передовиков, широкое распространение их опыта. Успех дела зависел также от внедрения во многих бригадах злобинского метода - бригадного подряда. Метод впервые был применен бригадой Николая Анатольевича Злоби-на, относившейся к тресту «Зеленоградстрой». В 1970 г. бригада Н.А. Злобина взяла подряд на строительство 14-этажного жилого дома в Зеленограде. Суть эксперимента заключалась в том, что средства, сэкономленные во время строительства, шли в фонд материального поощрения самих рабочих. В результате дом удалось построить со значительным опережением графика, с экономией строительных материалов. Инициатива получила поддержку на высшем государственном уровне, бригадный подряд Н.А. Злобина широко пропагандировался и рекомендовался к внедрению, как в строительстве, так и в других отраслях народного хозяйства. Предложенный Н.А. Злобиным метод успешно освоили и ставропольские мелиораторы бригад ПМК-21, ПМК-13, другие коллективы. Например, бригада Н. Кудинова, работая по подряду, выполняла ежемесячные планы на 130-135 %. Также ударно трудилась бригада А. Дубины. Опыт работы

этих коллективов широко распространялся среди всех строителей канала агитаторами и политинформаторами. Среди них наиболее активными являлись: мастер ПМК-28 И.И. Тумаров, кузнец ПМК-16 И.З. Карташев, скреперист Д.И. Цитевский, начальник ПМК-1 В.П. Пастухов, служащая СМУ-11 В.К. Гузина, начальник ПМК-16 Г.Ф. Бормотов [23, с. 17-19].

В сооружении второй очереди Большого Ставропольского канала участвовали добровольцы Московского метростроя (СМУ-154 «Главметростроя»). Заместитель начальника пятого участка этого СМУ В. Кочегаров писал: «...недостатка в добровольцах не было: каждый понимал важность новостройки для страны, для подъема социалистического сельского хозяйства. Около 70 московских метростроевцев приехали на ставропольскую землю. Москвичи работали на пробивке тоннеля. Рекорд побила бригада проходчиков участка, возглавляемая Виктором Кузнецовым. Все понимали, что Большой Ставропольский канал - это река плодородия. Этим измерялось отношение к стройке. Вскоре бригада стала выполнять норму на 105-110 процентов, а отдельные бригады и по 140 процентов давали за смену. На участке систематически подводились итоги соревнования во имя введения в строй второй очереди канала. Канал был нужен на 14 месяцев раньше установленного государством срока» [23, с. 20-21].

Сооружение второй очереди БСК длиной в 67 км позволило оросить около 24 тыс. га засушливых земель, обводнить площадь в 275 тыс. га. Это значительно улучшило водоснабжение десятков колхозов и совхозов, что сказалось на дальнейшем подъеме сельского хозяйства Ставрополья.

Из вышеизложенного явствует, что центральное руководство СССР в 1966-1975 гг. правильно определило задачи мелиорации сельского хозяйства Ставропольского края, должным образом обеспечило их выполнение. В свою очередь, краевое руководство сумело поставленные задачи выполнить в полном объеме, в основном, в запланированные сроки и с ожидаемым эффектом. Необходимость и важность проделанной в советский период работы по строительству и развитию Большого Ставропольского канала, на наш взгляд, доказывает и то обстоятельство, что она была продолжена, но в худших материально-финансовых и организационных условиях в 1999-2006 гг. Мелиоративные мероприятия здесь также обеспечивались финансовыми и материальными ресурсами со стороны государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд., доп. и исп. - Т. 9: 1966-1968 / Под общ. ред. П.Н. Федосеева, К.У. Черненко. - М: Политиздат, 1979. -528 с.

2. Алексеенко О.И. Партийно-государственное руководство мелиорацией земель в Краснодарском крае в 19661975 гг. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 6. - Ч. 2. - С. 17-21.

3. О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров 16 июня 1966 года // Справочник партийного работника (апр. 1966 г. - март 1967 г.). - Вып. 7. - М.: Политиздат, 1967. - С. 130-153.

4. Центр документации новейшей истории Ставропольского края (ЦДНИСК). Ф. 1. Оп. 24. Д. 10.

5. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 27. Д. 1.

6. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 35. Д. 45.

7. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 27. Д. 9.

8. Большой Ставропольский канал [Электронный ресурс] - URL: http://esparus.com/shipping-channels/bolshoy-stavropolskiy-kanal (дата обращения: 09.03.2016).

9. Ставрополье в IX пятилетке / Сост. Ю.П. Лубнев. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1972. - 224 с.

10. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 25. Д. 67.

11. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 25. Д. 35.

12. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 25. Д. 37.

13. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 25. Д. 1.

14. Решения Партии и Правительства по хозяйственным вопросам: Сб. док-тов: В 16 т. / Сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков; Под общ. ред. К.М. Боголюбова, М.С. Смиртюкова. - М.: Политиздат, 1972. - Т. 8. - 672 с.

15. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 35. Д. 10.

16. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 35. Д. 14.

17. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 35. Д. 21.

18. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 35. Д. 17.

19. ЦДНИСК. Ф. 1. Оп. 36. Д. 5.

20. Блокнот агитатора. - Ставрополь. - 1971. - № 16.

21. Блокнот агитатора. - Ставрополь. - 1975. - № 5.

22. Блокнот агитатора. - Ставрополь. - 1975. - № 6.

23. Блокнот агитатора. - Ставрополь. - 1974. - № 20.

REFERENCES

1. Communist party of Soviet Union in resolutions and decisions of congresses, conferences and Plenums of the Central Committee. [Kommunisticheskay partiay sovetskogo Soyuza v rezoluyziayh i recheniyah syezdov, konferenziy i ple-

numov Zentralnogo Komiteta]. 8th ed., ext. and corr. Vol. 9: 1966-1968. Under total. ed. P.N. Fedoseyev, K.W. Cher-nenko. M: Politizdat, 1979, 528 p. (in Russ.)

2. Alekseenko O.I. The party-management land reclamation in Krasnodar territory per 1966-1975. [Partiyno-gosudarstvennoe rukovodstvo melioraziey zemel v Krasnodarskom krae v 1966-1975]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. V. 7. No. 6. Part 2. Pp. 17-21. Doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-17-24. (in Russ.)

3. About wide development of land reclamation for reception of high and steady grain yields and other agricultural crops. The decision of the Central Committee of CPSU and Ministerial council on June, 16th, 1966. [O shirokom razvitii melio-razii zemel dlya polucheniya visokih i ustoychivih uroshaev zernovih i drugih selskohozyastvennih kultur. Postanovlenie Zentralnogo Komiteta KPSs i Soveta Ministrov 18 iyunya 1966]. Spravochnik partiynogo rabotnika = Directory of the party worker (April, 1966-Mart, 1967), Release 7. M.: Politizdat, 1967. Pp. 130-153. (in Russ.)

4. Center of the documentation of the newest history of Stavropol Territory. [Zentr dokumentazii noveyhey istorii Stavro-polskogo kraya] (CDNHST), F. 1, Inv. 24, Doc. 10. (in Russ.)

5. CDNHST, F. 1, Inv. 27, Doc. 1. (in Russ.)

6. CDNHST, F. 1, Inv. 35, Doc. 45. (in Russ.)

7. CDNHST, F. 1, Inv. 27, Doc. 9. (in Russ.)

8. Bolshoy Stavropolskiy Kanal (Big Stavropol channel) Available at: http://esparus.com/shipping-channels/bolshoy-stavropolskiy-kanal (accessed 9 March 2016). (in Russ.)

9. Stavropol in IX five-years period [Stavropol v IX pyatiletke]. compiler J.P. Lubnev. Stavropol: Book. Publishing house, 1972, 224 p. (in Russ.)

10. CDNHST, F. 1, Inv. 25, Doc. 67. (in Russ.)

11. CDNHST, F. 1, Inv. 25, Doc. 35. (in Russ.)

12. CDNHST, F. 1, Inv. 25, Doc. 37. (in Russ.)

13. CDNHST, F. 1, Inv. 25, Doc. 1. (in Russ.)

14. Decisions of a party and the government on economic questions. [Resheniya partii i pravitelstva po hozaystvennim vo-prosam], Col. of doc.: In 16 Vol., Vol. 8. Comp. K.U. Chernenko, M.S. Smirtjukov; Under the gen. edit. K.M. Bogolyu-bov, M.S. Smirtjukova. M.: Politizdat, 1972, 672 p. (in Russ.)

15. CDNHST, F. 1, Inv. 35, Doc. 10. (in Russ.)

16. CDNHST, F. 1, Inv. 35, Doc. 14. (in Russ.)

17. CDNHST, F. 1, Inv. 35, Doc. 21. (in Russ.)

18. CDNHST, F. 1, Inv. 35, Doc. 17. (in Russ.)

19. CDNHST, F. 1, Inv. 36, Doc. 5. (in Russ.)

20. Notebook of the propagandist [Bloknot agitatora]. Stavropol, 1971, № 16. (in Russ.)

21. Notebook of the propagandist [Bloknot agitatora]. Stavropol, 1975, № 5. (in Russ.)

22. Notebook of the propagandist [Bloknot agitatora]. Stavropol, 1975, № 6. (in Russ.)

23. Notebook of the propagandist [Bloknot agitatora]. Stavropol, 1974, № 20. (in Russ.)

Информация об авторе

Алексеенко Ольга Ивановна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Краснодарский филиал,

г. Краснодар, Россия, alexeenko.olga2016@yandex.ru

Получена: 24.03.2016

Для цитирования статьи: Алексеенко О.И. Партийно-государственное руководство строительством Большого Ставропольского канала в 1966-1975 гг. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 2. Часть 2. с. 41-46. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-41-46

Information about the author

Alekseenko Olga I., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Humanitarian Disciplines, Plekhanov Russian Economic University, Krasnodar Branch, Krasnodar, Russia, alexeenko.olga2016@yandex.ru

Received: 24.03.2016

For article citation: Alekseenko O.I. Party-state management of construction of the Big Stavropol channel per 1966-1975. [Partiyno-gosudarstvennoe rukovodstvo stroitel'stvom Bol'shogo Stavropol'skogo kanala v 1966-1975 gg.]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 2. Vol. 2. Pp. 41-46.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-41-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.