ИСТОРИЯ НАРОДОВ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
УДК 94(47).084.8
ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДЕМОБИЛИЗОВАННЫХ И ИНВАЛИДОВ ВОЙНЫ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
(на материалах Юга России)
© 2012 г. Е.А. Чайка
Чайка Евгений Александрович —
кандидат исторических наук, доцент,
кафедра экономики и социально-гуманитарных дисциплин,
Кубанский государственный университет,
филиал в г. Славянске-на-Кубани,
ул. Кубанская, 200, г. Славянск-на-Кубани, 353560.
E-mail: chaika_docent@mail. ru.
Chayka Evgeniy Aleksandrovich —
Candidate of Historical Science, Associate Professor,
Department of Economics, Social and Humanities,
Kuban State University,
Branch in Slavyansk-on-Kuban,
Kubanskaya St., 200, Slavyansk-on-Kuban, 353560.
E-mail: chaika_docent@mail. ru.
Рассматривается деятельность органов государственной власти Юга России по оказанию материальной помощи демобилизованным и инвалидам Великой Отечественной войны в первые послевоенные годы. Показаны мероприятия по вовлечению этих категорий граждан в послевоенное строительство и мирную жизнь. Проанализирована динамика инвалидности в регионе в 1945 - 1946 гг.
Ключевые слова: демобилизованные, инвалиды войны, лимит, органы местного самоуправлении, шефство, трудоустройство.
The article reviews the activities of the public authorities of the Krasnodar Territory to provide financial assistance to demobilized and disabled of World War II for the first time after the war. The activities for attraction those categories of citizens in post-war construction, and to civilian life are described. The dynamics of disability in the region in 1945 -1946 has been analyzed.
Keywords: demobilized, war invalids, limit, local self-government, patronage, employment.
В послевоенные годы социальная помощь слабо защищенным слоям населения рассматривалась руководством страны как одно из важнейших направлений в деятельности государства.
В советский период был накоплен определенный опыт решения социальных вопросов, изучение которого поможет выработать научные подходы к этой сложной проблеме в современных условиях. Исследование реализации социальной политики в послевоенные годы актуально для отечественной науки [1].
Особого внимания заслуживают работы, выполненные на материалах регионального характера, так, например, М.Р. Стругова изучает вопросы, связанные с демобилизацией воинов в Краснодарском крае в послевоенные годы, анализирует мероприятия, осуществляемые краевым руководством в данный период [2].
Важнейшей задачей, стоявшей перед партийно-государственными органами после войны, были встреча, размещение и обустройство демобилизованных с фронта, вовлечение их в послевоенное строительство и мирную жизнь.
По неполным данным Краснодарского краевого военкомата, во второй половине 1945 г. в край прибыло 132 тыс. демобилизованных [3, л. 84]. По распоряжению руководства края в городах и районах для них были созданы денежные и продовольственные
фонды помощи. Демобилизованным были выданы мука, значительное количество масла, меда и других продуктов из районных фондов. В районах Юга России были организованы продовольственные пункты, которые снабжали демобилизованных продуктами питания до места следования.
Военным по возможности предоставлялась жилая площадь, выделялись средства на обзаведение хозяйством в сельской местности и восстановление жилых домов.
Помощь продовольствием оказывали колхозы. В 10 районах колхозами, выполнившими план развития животноводства, выдано демобилизованным для хозяйственного устройства 220 голов крупного рогатого скота (22 на район), 107 поросят, 5 ульев с пчелами и т.д. Наибольшее затруднение города и районы испытывали в удовлетворении нужд демобилизованных в обуви и одежде [3, л. 85, 88, 89]. Так, в Ростовской области промтоваров было выдано на 3697 человек, обуви - 5015 пар, мануфактуры - 12 559 м, разной одежды - 6399 предметов [4, л. 127]. 19 октября 1945 г. председатель исполнительного краевого Совета депутатов трудящихся Ставропольского края А.А. Баранов сообщал в Совнарком А.Н. Косыгину об устройстве демобилизованных воинов по состоянию на 1 октября 1945 г. следующее: «В Ставропольский край прибыло
20 228 демобилизованных, в том числе в города -5312 , в сельскую местность - 14 916, определено на работу всего 13 027, в том числе на предприятия -2030, учреждения - 2331, колхозы - 7978, совхозы -688, поступили в учебные заведения 248, остальные 6953, прибывшие в последнее время, были ещё не трудоустроены». В целях скорейшего трудоустройства демобилизованных в городах и районах были проведены совещания руководителей партии, учреждений, колхозов, совхозов и машинотракторных станций, организован учет вакантных должностей и профессий.
В 1945 г. в Ростовской области подлежало трудоустройству 201 975 чел. Фактически было трудоустроено 200 тыс. Таким образом, работой были обеспечены не все нуждающиеся. Кроме того, свыше 17 тыс. трудоспособных членов семей военнослужащих области не имели постоянной работы [4, л. 112]. Но были и такие, кто не хотел трудоустраиваться. Так, например, большое количество трудоспособных членов семей военнослужащих не работало в Азове, Батайске и поселке Чертково. Эти люди занимались торговлей на железнодорожных станциях и их было трудно вовлечь в производство [4, л. 113].
Значительное большинство демобилизованных возвращалось в свои дома и квартиры. В Ростовской области 585 чел. получили жилые помещения, было учтено 110 чел., не обеспеченных жилплощадью. В целях своевременного обеспечения жильём в городах и сельской местности освобождались и ремонтировались бесхозные здания, восстановленные дома и квартиры в первую очередь предоставлялись демобилизованным. В Ростовской области на ремонт и строительство жилья демобилизованным были выданы долгосрочные ссуды на сумму 17 559 708 р., отремонтировано 5236 квартир, из них в городах - 1624 и в сельской местности - 3612. Выдана единовременная денежная помощь на сумму 5 611 331 р. [4, л. 127]. Существенный вклад внесли собесы. Так, в области собесами было намечено отремонтировать 13 300 городских квартир, построить и восстановить 265 домов, в сельской местности эта цифра составляла 500 домов. План ремонта квартир и строительства новых домов был значительно перевыполнен. Отремонтировано 26 854 квартиры, в том числе в городе - 11 970, а в сельской местности - 14 884.
1110 семей военнослужащих получили ссуды на ремонт и строительство домов на сумму 7 199 150 р. В Мечетинском районе Ростовской области по плану должны было быть отремонтировано 139 квартир, фактически отремонтировали 408. В Песчанокопском районе при плане 255 квартир отремонтировали 998. Из членов семей военнослужащих, строящих себе дома, были созданы строительные бригады и звенья по производству кирпича, по подвозу его к месту строительства, коллективно производилась помазка домов, заготовка камыша для покрытия и т.д. В Пес-чанокопском районе в колхозе им. Бондаренко было выстроено 27 домов [4, л. 109].
Демобилизованным воинам также оказывалась помощь стройматериалами, денежными ссудами на
проведение ремонта, восстановление домов и квартир, новое строительство домов своими силами. Большинство демобилизованных в сельской местности возвращались в свои подворья. На обзаведение хозяйством в Ставропольском крае выделены 921 голова крупного и мелкого рогатого скота и 110 голов птицы; выдана ссуда в размере 14 тыс. р. на приобретение скота. Шло обеспечение топливом: выделено и подвезено 850 т соломы, 664 т угля, 4318 м3 дров, 4047 складометров хвороста. Были переданы 50 жилых и 81 подворная постройка, в порядке помощи выдано 39 410 р. , 2625 ц хлебопродуктов, значительное количество одежды, белья, тканей. Нуждающимся демобилизованным построено 32 дома, отремонтировано 577 домов и квартир. Заготовлено 2017 м3 строительного леса, 1100 складометров хвороста, 17 600 снопов камыша. Выдан кредит на строительство и восстановление жилых домов в размере 4879 тыс. р. [5, л. 112]. Отсутствие в Ставропольском крае лесов приводило к дефициту строительных материалов. Поэтому поступавшие от демобилизованных на них заявки, а также гвозди, оконное стекло, олифу, краску Ставропольский крайисполком удовлетворить не мог, в связи с чем руководство края просило выделить и отгрузить леса строительного - 33 700 м3, гвоздей - 30 т, оконного стекла - 500 ящиков, олифы -10 т [5, л. 113].
В строительстве принимали активное участие предприятия и организации региона. Начатое в марте 1945 г. движение рабочих завода «Красный Аксай» в г. Ростове-на-Дону, которые взяли шефство над остро нуждающимися семьями военнослужащих, было подхвачено общественностью области. Из месяца в месяц это движение росло и ширилось. На 1 января 1946 г. имелось уже 2478 семей, над которыми взяли шефство 620 организаций области. Этим семьям были выделены следующие средства: деньги - 73 176 р., продукты питания - 6256 пудов, одежда - 1732 предмета, обувь - 916 пар, мануфактура - 3677 м, валенки -35 пар, выдана 31 голова крупного и 57 голов мелкого рогатого скота, подвезено 212 т топлива, предоставлено 30 квартир, отремонтировано - 157, выстроено 8 новых домов [4, л. 114]. Предприятия г. Шахты отпустили 664 м3 строительного леса, отремонтировали 572 квартиры, израсходовав на это 714 957 р., выстроили 22 новых дома [4, л. 110].
Несмотря на то, что строительство новых домов и ремонт квартир проходил более быстрыми темпами, чем в 1944 г., положение оставалось крайне напряженным. Основной причиной являлось то, что Ростовская область, как и вся территория, подвергшаяся оккупации, нуждалась в дополнительном выделении строительных материалов.
Отделы социального обеспечения занимались также вопросами заготовки топлива для семей военнослужащих. Работа началась еще в июне 1945 г. Были учтены все семьи военнослужащих, не имеющие возможности заготовить топливо своими силами. С августа топливо начали подвозить, и все нуждающиеся были им полностью обеспечены. Иная ситуация
сложилась в городах Ростовской области, где фонды на уголь были крайне ограничены, затруднена переброска угля. Частично этот вопрос удалось разрешить в связи с получением 21 т бензина, который целиком использовался на переброску угля и на подвоз топлива к домам семей военнослужащих [4, л. 111]. Всего же было выдано 13 755 т топлива, различного местного топлива (соломы, дров, хвороста) - 35 846 т.
Работа по размещению и устройству демобилизованных велась и на местах. Так, председатель Дмитриевского районного совета Ставропольского края М. Войков в информации на имя председателя крайисполкома А.А. Баранова сообщал о выполнении закона «О демобилизованных воинах Красной Армии и их трудоустройстве» в Дмитриевском районе. Он писал: «По состоянию на 1 октября 1945 г. Дмитриевским райвоенкоматом принято на учет демобилизованных воинов старших возрастов (первой демобилизации) из Красной Армии 170 человек, из которых трудоустроено 153 человека. Выдвинуто на партийную руководящую работу 38 человек. Демобилизованным воинам была оказана следующая помощь: муки выдано - 3815 кг, крупы - 89 кг, мяса - 77 кг 400 граммов, жиров - 66 кг 500 граммов, хлеба - 125 кг, овощей -1600 кг, мёда - 12 кг, сахара - 18 кг 400 граммов, карамели - 10 кг 500 граммов, табака - 23 кг 700 граммов.
Отремонтировано квартир - 35, помещений для скота - 14, отпущено лесоматериалов - 6 куб. метров. Выдано ссуды 12 тыс. рублей для постройки зданий и покупки коров, выдано 11 голов поросят. Для обеспечения скота кормами, находящимися в личном пользовании, выделено правлением колхозов тягло и при личном участии демобилизованных воинов заготовленных кормов 100 возов. Также были проведены кустовые совещания с демобилизованными воинами, на которых ознакомились с их материально--бытовым положением, и были поставлены первоочередные задачи в вопросах восстановления сельского хозяйства» [5, л. 2].
Прибывшие в 1946 г. 2866 демобилизованных воинов Ставропольского края получили кредиты на сумму 17 млн р. [6]. Но, к сожалению, удовлетворить все их потребности, а также членов семей военнослу-
Из таблицы видно, что происходит рост количества инвалидов III группы на 7 %, I группы - на 0,1 % и уменьшается количество инвалидов II группы на 9,1 %. Это свидетельствует о том, что рост количества инвалидов III трудоспособной группы идет за счет перевода их из нетрудоспособной II группы. Такая динамики объясняется рядом причин.
Во-первых, в исследуемый период развивается инфраструктура курортов Краснодарского края. Так, СНК СССР принял специальное постановление от 25 февраля 1945 г. № 366 «О неотложных
жащих было практически невозможно в силу отсутствия финансовых средств. Так, в докладной записке председателю исполкома Ставропольского краевого Совета депутатов трудящихся А.А. Баранову председателем исполкома районного Совета депутатов трудящихся т. Вытяжковым сообщалось: «Довожу до Вашего сведения, что со стороны Краевой конторы Сельскохозяйственного банка до сего дня недостаточно уделено внимания об отпуске лимитов на кредитование жилищного строительства для демобилизованных воинов Красной Армии согласно указу Президиума Верховного Совета СССР. За прошедший период времени лимита на кредитование не спущено, а потребность большая. Исполком райсовета просит Вас дать указание Краевой конторе Сельхозбанка спустить лимит для нашего отделения Госбанка на кредитование жилищного строительства - 100 тыс. рублей» [5, л. 1].
Конечно, это не могло удовлетворить всех потребностей демобилизованных и значительно повысить качество их жизни. Однако среди вернувшихся с фронта находились и такие, чьи подсобные хозяйства были полностью разорены войной. Поэтому мероприятия, проводимые государственными и партийными органами, могли частично помочь фронтовикам в решении их социальных проблем.
Другой задачей, стоявшей перед партийно-государственными органами, в первые послевоенные годы было оказание материальной помощи инвалидам войны.
Начиная с 1945 г. их численность в Краснодарском крае возросла на 15 073 чел. и на 1 января 1946 г. достигла 41 754 чел. Таким образом, за один только год количество инвалидов войны в крае увеличилось на 36,1 % в основном за счет прибывших на Кубань из других регионов страны. Абсолютное большинство их переехало сюда по медицинским показаниям как на лечение, так и с целью перемены климата. Однако несмотря на большой рост количества инвалидов в основном с тяжелыми формами инвалидности, шло уменьшение удельного веса инвалидов II группы и увеличение III группы (таблица).
мерах по восстановлению Сочи-Мацестинского курорта», в котором определялась программа по восстановлению и развитию курорта. К началу 1946 г. в г. Сочи возобновили свою деятельность 23 санатория с 3 тыс. койко-мест, а к концу 1947 г. санаторное хозяйство достигло довоенного уровня мощности [7, л. 1]. Кубань по числу и разнообразию курортно-лечебных факторов являлась крупнейшим курортом в Советском Союзе, что существенным образом влияло на улучшение здоровья граждан, находящихся на излечении.
Динамика инвалидности I, II и III групп за 1945 - 1946 гг. [3, л. 37 - 55]
Удельный вес инвалидов по группам По данным на 1.01.1945, % По данным на 01.01.1946, %
I группа 1,3 1,4
II группа 36,5 27,4
III группа 64,2 71,2
Во-вторых, патриотическим подъемом, желанием многих инвалидов перейти в III «рабочую» группу даже иногда в ущерб собственному здоровью, чтобы принять участие в послевоенном восстановлении народного хозяйства Кубани.
По данным учета, значительная часть инвалидов Отечественной войны из работающих в сельском хозяйстве была занята на руководящих должностях. Так, из 22 822 инвалидов, работающих в колхозах, имелось: председателей колхозов - 998 чел., бухгалтеров и счетоводов - 1998 чел., бригадиров - 2470 чел. Несмотря на значительную работу, проделанную органами социального обеспечения в 1945 г. по обучению и переводу на квалифицированную работу инвалидов Отечественной войны, по-прежнему на отдельных предприятиях инвалиды использовались на неквалифицированных работах в должностях вахтеров и сторожей [3, л. 37 - 55].
Постановление Совнаркома РСФСР от 10.07.1945 г. за № 406 и решение крайисполкома от 09.08.1945 г. «О мерах по дальнейшему улучшения обслуживания инвалидов Отечественной войны» явились программой действий райгорсобесов во втором полугодии 1945 г. Руководствуясь этими документами, отделы социального обеспечения добились перевода с низкооплачиваемых на квалифицированные работы 3572 инвалидов. Так, если до 1944 г. было обучено разным профессиям немногим более 1000 чел., то за 1945 г. -3776 чел. [3, л. 37 - 55].
Органы местного самоуправления: краевой, городские, районные советы - уделяли внимание материально-бытовому обеспечению инвалидов Отечественной войны, которое заметно улучшилось. Хотя снабжение верхней одеждой и обувью оставалось напряженным, в особенности в сельских районах. Всего по спискам, утвержденным горрайисполкомами, инвалидам Великой Отечественной войны и их детям было выдано 9329 продовольственных пайков. Промтовары получили 16 329 инвалидов в следующем ассортименте: мануфактуры - 37 791 м, готовых изделий -21 248 штук, обуви для взрослых - 7 982 пары, обуви детской - 3639 пар [8, с. 38].
Городские и районные исполкомы также снабжали эти семьи топливом. Так, 1 января 1946 г. было завезено: дров - 18 789 м3, угля - 813 т, местного топлива (солома, будылка, сорняки) - 13 889 возов. В ряде районов в безлесной местности, где значительное количество инвалидов не получили дров, положение с топливом продолжало оставаться напряженным и трудно решаемым.
В оказании социальной помощи ветеранам войны под руководством органов местного самоуправления принимали участие производственные коллективы, население края, общественность. Так, силами колхозов и населением Кубани в 1945 г. инвалидам Великой Отечественной войны была оказана следующая помощь: построено домов - 431; отремонтировано домов, квартир - 1759; выдано крупного рогатого скота - 1694, мелкого скота - 3666, пчелосемей - 753,
продуктов питания - 7584 ц, единовременной денежной помощи - 1 694 990 р.
Из сумм, выданных на единовременную помощь, 825 235 р. было собрано путем проведения воскресников в ряде районов края. Кроме перечисленного, весной 1945 г. из числа заграничных подарков инвалидам войны было выдано 40 258 вещей [8, с. 38].
Местными органами власти инвалиды Великой Отечественной войны I группы взяты были на персональный учет, и в отношении их проявлялась особая забота. Снабжение продовольствием и промтоварами производилось в первую очередь. Так, например, над 183 инвалидами I группы было взято шефство различными организациями. О размерах оказанной шефами помощи можно судить по следующим фактам: Лабинский район - инвалиду Отечественной войны I группы Н.И. Островскому с помощью шефов был построен дом и приобретена корова; инвалиду I группы А.Г. Тамбовскому из станицы Некрасовской был построен дом, выданы поросенок и телка, отпущено 35 м мануфактуры [3, л. 37 - 55].
Однако охватить вниманием и заботой каждого инвалида ни общественность, ни государство не могли, так как не было средств на решения данных социальных проблем.
Но, несмотря на предпринятые руководством страны и края меры по социальной защите инвалидов Отечественной войны, по-прежнему существовал острый дефицит продуктов питания и товаров народного потребление. Так, за 1946 г. в районные и городские отделы социального обеспечения поступило 10 133 жалобы и заявления, которые по характеру затронутых вопросов распределяются: об оказании материальной помощи (одежной и обувью) - 8772; о назначении и увеличении размеров пенсии - 738; о несогласии с заключением ВТЭК - 503; об устройстве на работу - 120.
В краевой отдел социального обеспечения поступили 2971 жалоба и заявление, из них: по вопросам пенсии - 1421; об оказании материальной помощи -507; о пересмотре группы инвалидности - 485; о направлении в дома инвалидов - 221; об изготовлении протезов - 209; о предоставлении работы и повышении квалификации - 128 [3, л. 37 - 55].
Особенностью социальной политики государства в первые послевоенные годы на Кубани явилось то, что данный регион стал местом массового пребывания инвалидов Великой Отечественной войны. Органы власти на местах стремились переквалифицировать, обучить и обустроить участников войны, вовлечь их в активную трудовую деятельность. Значительная часть инвалидов была направлена на подъем сельского хозяйства, однако намеченная программа социальной реабилитации полностью не была реализована в силу скудности как федерального, так и местных бюджетов.
Литература
1. Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. Середина 40-х - начало 60-х гг. М., 1992; Ее же. Российская деревня в 1945 - 1959 гг. (Историко-
демографический аспект) // Этот противоречивый ХХ век. М., 2001. С. 298 - 316; Зеленин И.Е. Общественно-политическая жизнь советской деревни 1946 - 1958 гг. М., 1978. 245 с.; Зубкова ЕЮ. Общество и реформы, 1945 - 1964. М., 1993. 198 с.; Ее же. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 - 1953. М., 1999; и др.
2. Стругова М.Р. Социальные процессы в послевоенном советском обществе (1945 - 1953 гг.) на примере Краснодарского края: дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2007. 265 с.; Ее же. Демобилизация воинов в Краснодарском крае 1945 -1948 гг. Адаптация к мирной жизни // Российское общество и войны ХХ века: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2004.
Поступила в редакцию
3. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 1948.
4. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4219. Оп. 1. Д. 21.
5. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. Р-1852. Оп. 9. Д. 134.
6. Калинина Е.В. Возрождение экономического потенциала Ставрополья (1945 - 1950 гг.) // Из истории земли Ставропольской. Вып. 2. Ставрополь, 1996. С. 10.
7. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 148. Оп. 1. Д. 112.
8. Алексеев А.А., Беляев А.М., Бондарь И.Ю. Краснодарскому краю 65 лет. Страницы истории в документах архивного фонда Кубани. Краснодар, 2002.
15 июня 2012 г.