Научная статья на тему 'Партийная печать современной России: рудимент системы или шанс для новой идеи?'

Партийная печать современной России: рудимент системы или шанс для новой идеи? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
349
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА / PRESS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / HISTORICAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова Евгения Викторовна

Статья посвящена исследованию прессы политических партий. Даны основные характеристики ее типо-логических особенностей, рассмотрена роль прессы политических партий в политической жизни России начала ХХ в. и на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Party Press of the Modern Russia: is it the Rudiment of the System or Chance for the New Idea?

The article is devoted to the analysis of political parties press. There are main typology characteristics of the political parties press, its part in Russian political life at the beginning of the ХХ century and at the modern situ a tion.

Текст научной работы на тему «Партийная печать современной России: рудимент системы или шанс для новой идеи?»

ББК 76.0

ПАРТИЙНАЯ ПЕЧАТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РУДИМЕНТ СИСТЕМЫ ИЛИ ШАНС ДЛЯ НОВОЙ ИДЕИ?

Е.В. 1

Уникальность прессы политических партий состоит в том, что она не просто отражает происходящие в обществе события, но и может существенно влиять на них. Партийная пресса является своеобразным индикатором уровня политической конкуренции, помогает объективно взглянуть на происходящие политические преобразования.

На современном этапе термин "пресса политических партий" имеет весьма размытые трактовки. По нашему мнению, партийная пресса - это особая информационная система, основная задача которой состоит в обеспечении политической коммуникации, с единым категориальным признаком - обозначенной позицией по ключевым политическим вопросам, совпадающей с позицией поддерживаемых политических сил.

Глубокие исторические корни партийной прессы дают уникальную возможность изучать тип издания в динамике, проследить процесс его развития и трансформации в разных условиях. Деятельность прессы политических партий начала ХХ в. освещена в целом ряде исследований [1]. Есть работы, которые рассматривают некоторые аспекты функционирования партийной прессы на современном этапе. Например, как отдельный тип изданий партийную прессу выделил А.Н. Алексеев [2]. Е.П. Соколова обозначила специфику партийной прессы современной России и ее проблемы [3]. Однако остается необходимость уточнения типологических характеристик прессы политических партий, особой роли этого типа СМИ в жизни российского общества. Исследователи отмечают потребность в изучении типологии журналистики, основанной на историческом материале [4].

Уже в конце Х1Х в. в России вокруг влиятельных журналов объединяются представители различной политической ориентации. К примеру, вокруг журналов "Отечественные записки" и "Русское богатство" объединились

Петрова Евгения Викторовна - аспирант кафедры теории журналистики Южного федерального университета, 3444010, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, е-шаЛ: e25@mail.ru, т. 8(863)2641638.

легальные народники левого крыла и центра. Непосредственным источником народничества выступал знаменитый и популярнейший журнал "Современник".

Стоит отметить, что пресса играла важнейшую роль в становлении многих политических партий. Так, вокруг журнала "Освобождение" сплотились представители "Союза земцев-конституционалистов" и "Союза освобождения", которые стали ядром будущей партии конституционных демократов. В 1898 г. на съезде Российской социал-демократической партии ее официальным органом была объявлена "Рабочая газета". Объединению разрозненных российских и заграничных марксистских кружков служила созданная в 1900 г. "Искра". Эта была первая общерусская нелегальная марксистская газета. В 1903 г. после раскола, произошедшего на II съезде РСДРП, "Искра", являясь формально центральным органом всей партии, стала отражать позиции только меньшевистской фракции. Зародившись в России, с 1901 г. в Женеве стала выходить газета "Революционная Россия" (издавалась до 1905 г.), которая сыграла главную идейную и организационную роль в объединении эсеровских организаций и формировании единой партии. Официально партии не являлись учредителями этих изданий. "Вся легальная печать была не партийна, потому что партийность была под запретом..." [5]. Это одна из причин, по которой при рассмотрении прессы политических партий мы не можем в полной мере опираться на широко распространенный в современных исследованиях типоформирующий признак "учредитель".

Как ни пыталась власть ставить барьеры на пути развития печати, пресса оказывала все большее влияние на ситуацию в стране. "Можно утверждать, что тем элементом нарождавшегося гражданского общества, который наиболее угрожал устоям абсолютизма и который правящим верхам труднее всего

Petrova Evgeniya - post-graduate student of the theory of journalism department of the Southern Federal University, 150 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344010, е-mail: e25@mail.ru, ph. +7(863)2641638.

было контролировать, являлась пресса", - такой вывод делает Дж. Дейли, изучив вопросы взаимодействия прессы и государства в России [6].

В последней трети ХХ в. в политической жизни России происходили значительные перемены. В крупных городах возникли различные объединения, дискуссионные клубы. Они в основном возникали стихийно, как в случае со студенческим клубом "Община" Московского государственного педагогического института или семинаром "Демократия и гуманизм". Именно клубам и семинарам обязаны своим возникновением первые журналы и бюллетени так называемого "нового самиздата" [7]. Они были предназначены для участников клубов и распространялись среди них. Появление организаций, именующих себя партиями, повлекло за собой образование их периодических изданий. Некоторые периодические издания подготовили идеологическую платформу для создания общественно-политических организаций. Так, например, главный редактор "Бюллетеня христианской общественности" (1987-1990) А. Огородников возглавил Российскую христианско-демократическую партию; В. Аксютич, редактор журнала "Выбор" (1987-1989) - российское христианско-демократическое движение, члены редакции бюллетеня "Гражданское достоинство" (1987-1989) стали организаторами Союза конституционных демократов, а члены редакции "Общины" (1987-1990) - Конфедерации анархо-синдикалистов и др.

В 90-е годы ХХ в. практически каждая крупная политическая партия имела свой орган печати. Кроме того, достаточно определенные политические позиции занимало большинство влиятельных изданий того периода. Это было время рассвета партийной журналистики. Издания выходили миллионными тиражами. Однако уже в избирательной кампании 1996 г. активно задействованы ресурсы телевидения. Стало совершенно ясно, что степень влияния на центральные телевизионные каналы во многом определяет политический успех.

В общественной жизни все процессы взаимосвязаны: быстрая смена владельцев СМИ, огромное число заказных материалов, падение доверия к прессе - все это неизбежно ведет к отчуждению значительной части людей не только от СМИ, но и от власти в целом, и как результат - к невиданному

снижению общественно-политической активности граждан. Лишь 4 % россиян, по данным исследования ВЦИОМ, регулярно проявляют гражданскую активность и принимают участие в деятельности партий, общественных движений, а подавляющее большинство (86 % населения) заявляет, что никакого участия в общественной жизни не принимают [8]. Это свидетельства того, как взаимосвязаны в обществе показатели развития прессы и общественная активность населения.

По оценкам исследователей, существующая в России политическая система неблагоприятно сказывается на партийном строительстве [9]. Конституционные нормы и практика не предполагают участие политических партий в формировании кабинета министров и закрепляют зависимость состава правительства от результатов президентских выборов. Поскольку выборы главы государства осуществляются не на партийной основе, то политические партии лишены возможности оказывать сколько-нибудь существенное влияние на осуществление политического курса и нести за него ответственность. Подобная практика ослабляет стимулы к реализации партиями идеологической функции, к межпартийной конкуренции и партийному строительству в целом. В этих условиях сама близость к власти в значительной мере определяет позицию политической партии в партийном спектре. Контроль над основными каналами коммуникации позволяет навязывать повестку дня, выгодную доминирующему политическому актору.

Система партийной печати как зеркало отражает современную ситуацию в политической сфере. Партийные издания можно условно разделить на две основные группы: издания партий, отражающих позицию власти, и издания оппозиционных партий. По сути у первой группы нет острой потребности в печатных изданиях, отражающих позицию партии по острым вопросам политической сферы, так как у них есть доступ и к программам центрального телевидения, и к самым влиятельным общественно-политическим изданиям. Попытки таких партий сделать свою влиятельную многотиражную партийную газету были опрокинуты практикой. К примеру, начиная издавать свою газету, члены партии "Единая Россия" декларировали, что издание будет полезно для массового читателя. Спустя пять лет, охарактеризовав газету как "устаревшее средство информирования

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2009

№ 3

41

населения", ее закрыли. "Единая Россия" на данном этапе запустила систему сайтов, опять же ориентированных не только на партийцев, но и на более широкую аудиторию.

Партийные газеты более активно стали издаваться на региональном уровне, что соответствует общим тенденциям развития печати. Исследования ВЦИОМ и Фонда развития информационной политики показывают, что, чем дальше, тем больше население страны предпочитает местную или сетевую прессу как более доступную. Две трети тиражей общественно-политических газет в стране приходится на долю региональных и местных изданий. Местная пресса становится все более привлекательной для инвесторов, а в субъектах России активно формируются региональные и межрегиональные холдинги [10].

Оппозиционные партии не имеют беспрепятственного доступа к самым влиятельным средствам массовой информации и по-прежнему вынуждены ориентироваться на свои СМИ. Г.А. Зюганов в открытом письме членам КПРФ и ее сторонникам заявил следующее. «Мы должны найти противоядие против наркотической иглы "Останкино", всаженной в тело России. Поэтому партийная пресса должна стать предметом нашей особой заботы. Совокупный тираж партийной прессы КПРФ - около миллиона экземпляров. Из них на долю региональной приходится примерно 400 тыс. экземпляров» [11].

Партийная газета нужна партийному читателю. Если свести роль газеты только до внутрипартийной коммуникации, то получается, что такое издание вернее всего отнести к корпоративному. Однако традиционное корпоративное издание не ставит перед собой задачу влиять на происходящие в обществе процессы, формировать общественное мнение по вопросам первостепенной важности, противопоставлять свою позицию официальной. Для партийной прессы это неизбежно.

Так что же, есть в российской действительности будущее у партийных СМИ или же в новых условиях это рудимент? Историей уже многократно доказано, что оппозиция СМИ к тем, кто стоит у власти, необходима. На пути развития общества именно пресса является защитником и гарантом демократических процессов, опорой инакомыслия. Российская журналистика всегда тяготела к комментированию фактов, анализу

событий, авторским материалам. Самые яркие публикации влиятельных изданий на политические темы, как правило, имеют партийную окраску. Чем шире в системе СМИ эта палитра, тем больше шансов у новых идей, способных дать мощный толчок развитию общества, быть услышанными и понятыми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмадулин Е.В. Пресса политических партий России ХХ века: издания либералов. Ростов/Д: Изд-во ОАО "Ростиздат", 2001. 174 е.; Бережной А.Ф. Русская легальная печать в годы первой мировой войны. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. 152 с.; Есин Б.И. Русская легальная пресса конца Х1Х - начала ХХ века // Из истории русской журналистики конца Х1Х - начала ХХ в. М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 3-66; Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (1905-фев. 1914 гг.). М.: Изд-во МГУ, 1991. 205 е.; Смирнов С.А. Легальная печать в годы первой русской революции. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 192 с.; Шевцов А.В. Издательская деятельность русских несоциалистических партий начала ХХ века. СПб.: Изд-во Рос. публ. б-ки, 1997. 316 с. и др.

2. Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1998. № 3. С. 15-21.

3. См.: Соколова Е.П. Проблемы современной партийной прессы // Журналистика и политика: Сб. статей / Сост. М.М. Ковалева, Д.Л. Стровский. Под науч. ред. М.М. Ковалевой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. С. 86-93.

4. Есин Б.И. Еще раз о типологии // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 6. С. 67-69.

5. Ленин. В.И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 99.

6. Дейли Дж. Пресса и государство в России (1906-1917 гг.) // Вопросы истории. 2001. № 10. С. 25.

7. Струкова Е.Н. Альтернативная периодическая печать в истории российской многопартийности (1987 - 1996) / Под ред. В.И. Тропина. М.: ГПИБ России, 2005. 312 с.

8. Ненашев М. Независимость СМИ: иллюзии или реальность // Журналист. 2008 № 4. С. 20-23.

9. Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю. Эволюция структуры партийного спектра России накануне парламентских выборов 2007 г. // Полис. 2008. № 2. С. 105-122.

10. Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития // Журналист. 2008. № 6. С. 30-33.

11. О методах агитационно-пропагандистской и информационной работы партии на современном этапе // Правда. 2004. 5 марта. С. 4-5.

3 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.