ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2016. № 4
Е.П. Наумова
(кандидат ист. наук, доцент кафедры новой и новейшей истории исторического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
ПАРТИЯ ДЕЙСТВИЯ И ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРЕХОДНОГО
ПЕРИОДА В ИТАЛИИ (ИЮНЬ-НОЯБРЬ 1945 г.)
Статья представляет собой исследование идейной и организационной эволюции Партии действия, оказавшей значительное влияние на формирование внешней и внутренней политики Италии в период первого послевоенного правительства страны. Рассматривается попытка Партии действия обеспечить себе лидирующие позиции в обществе в связи с карьерным ростом лидера партии. Идея скорейшего реформирования итальянского общества стала главным лозунгом партии после избрания Ф. Парри премьер-министром первого послевоенного правительства. Основное внимание в статье уделено внутрипартийной и межпартийной борьбе в преддверии выборов в Учредительное собрание.
Ключевые слова: Партия действия, Ферруччо Парри, ационизм, движение Сопротивления, Учредительное собрание, межпартийная борьба в Италии.
The article presents the analysis of ideological and organizational development of Action Party, which influenced the creation of internal and external policy of the country during the period of the first post-war government in Italy. The attempt of Action Party to occupy leading positions in society due to career growth of the party leader is under consideration. The idea of intensive reform of Italian society became the main party motto after F. Parri had been elected prime minister of the first post-war government. The author focuses on the intraparty and inter-party struggle before the elections to Constitutional Assembly.
Key words: Action Party, Ferruccio Parri, Azionizm, the Resistance movement, Constitutional Assembly, inter-party struggle in Italy.
* * *
Победа над фашизмом открыла новую страницу в истории Италии. Центральное место на политической сцене заняли политические партии, внесшие значимый вклад в борьбу с фашизмом и нацизмом в период Сопротивления. Одной из таких партий стала Партия действия (ПД). Возникнув на базе стихийного и организованного антифашистского движения 20—40-х гг., провозгласив своими кумирами К. Росселли, П. Гобетти, Дж. Амендола, Г. Саль-
* Наумова Екатерина Павловна, тел.: 8 (495) 939-53-58; e-mail: Naumova_EP@spa. msu.ru
вемини, А. Капитини и Г. Калоджеро1, ПД официально оформилась в 1942 г., когда была принята программа партии, разработанная ее лидерами У. Ла Мальфой и Ф. Парри и А. Тино2. За короткий период существования ПД (1942—1947 гг.) проявила себя в различных областях общественно-политической, военной, социально-экономической и культурной жизни.
Она принимала самое активное участие в движении Сопротивления, составляя вместе с коммунистами и социалистами левый фланг антифашистского фронта. ПД была второй (после Итальянской коммунистической партии) партией, которая организовала самые многочисленные партизанские отряды. Пожалуй, ни одна другая партия не имела в своем составе так много ярких личностей, которые в своей деятельности соединили активную антифашистскую борьбу с работой над теоретическими проектами перехода Италии от фашистской диктатуры к демократии3. Свою идейно-политическую платформу ПД пыталась построить на синтезе либеральных, демократических и социалистических (немарксистских) идей. Апрельское восстание 1945 г., закончившееся капитуляцией нацистских войск в Северной Италии, крушением фашисткой «Республики Сало» и победой народа, открыло новую страницу в истории Партии действия.
Послевоенные годы для ПД были не менее сложными. ПД провозглашала себя партией неконфессиональной (светской), неклассовой. По своей политической принадлежности она может быть определена как антифашистская, левая, немарксистская партия. ПД отличалась от традиционных итальянских партий4, в основе которых были классовые или конфессиональные принципы, предложила свой путь политического и социального развития страны. Пережив триумф в июне 1945 г., когда лидер партии Ферруччо Парри был избран премьер-министром Италии, в октябре 1947 г. она окончательно сошла с политической сцены, оставив богатейшее идейное наследие.
1 Подробно см.: Наумова Е.П. В поисках синтеза либерализма и социализма: Карло Росселли // Левые в Европе ХХ века: люди и идеи / Под ред. Н.П. Комоло-вой, В.В. Дамье. М., 2001. С. 198-226.
2 Подробно см.: Наумова Е.П. Первая программа Партии действия (1942-1943) // Европа на пути к демократии (проблемы Сопротивления) / Отв. ред. Н.П. Комо-лова. М., 1993. С. 104-134.
3 Наумова Е.П. Проблема государственного управления в проектах Партии действия Италии // Ученые труды факультета гос. управления. Вып. VIII. М., 2012. С. 400-408.
4 Традиционными партиями Италии считались коммунистическая, социалистическая, республиканская, либеральная, католическая народная партия, преобразованная в 1943 г. в ХДП.
* * *
После окончания Второй мировой войны положение Италии было крайне тяжелым. Ей предстояло определить свой международный статус, добиться от стран антигитлеровской коалиции признания своей суверенности, а также вывода из-под управления англо-американской военной администрации северных областей.
Состояние экономики и общества определяли хаос и нищета. Необходимо было в кратчайший срок восстановить разрушенную войной экономику, подготовить и провести выборы в Учредительное собрание, обеспечить народ хлебом, жильем, элементарными предметами повседневной жизни, упорядочить систему денежного обращения, реорганизовать государственно-административный аппарат, провести его чистку.
Одной из главных проблем оставался вопрос о том, какая власть — монархия или Комитеты национального освобождения (КНО) — возьмет на себя функции по формированию нового правительства. Если монархия, дискредитировавшая себя сотрудничеством с фашистским режимом, в сущности утратила власть де-факто, то КНО, ставшие органами революционной демократии в период Сопротивления, не получили власти де-юре. Представителями всех антифашистских партий, входивших в Комитет Национального Освобождения Северной Италии (КНОСИ), 25 апреля 1945 г. был подписан Декрет о советах управления, декларировавший принципы органов самоуправления, которые должны быть созданы (путем избрания рабочими и служащими предприятия) не позднее, чем через три месяца со дня освобождения страны. До этого момента предполагалось, что демократическими органами станут заводские КНО, возникшие в период подпольной борьбы. Декрет не был принят союзнической военной администрацией, не получил юридического статуса. Кроме того, в стране усилились разногласия между партиями по вопросу о функциях и роли КНО.
Центральный Комитет Национального Освобождения в Риме принял 2 июня 1945 г. новый документ, в котором говорилось о единстве действий всех партий КНО, переходе административных органов власти под контроль национального правительства. КНО должны были действовать в качестве совещательных органов при префектах вплоть до создания (путем выборов) местных административных органов власти. Вместе с тем, «соглашение 2 июня привело к тому, что КНО на Севере начали утрачивать значение органов политической власти»5.
5 Комолова Н.П. Движение Сопротивления и политическая борьба в Италии. 1943-1947 гг. М., 1972. С. 285.
Вопрос о функциях КНО и их роли в политической жизни страны стал основным в повестке дня антифашистских партий, решение которого открывало путь к поиску компромисса между различными политическими силами по вопросу о создании нового правительства.
Первое послевоенное правительство было сформировано на базе КНО 20 июня 1945 г. Его возглавил лидер Партии действия Фер-руччо Парри6.
Имя Ф. Парри как кандидата на пост премьер-министра послевоенного правительства впервые прозвучало на другой день после победы Апрельского восстания 1945 г. из уст Р. Моранди, Дж. Бру-заска — председателя и вице-председателя КНО Северной Италии — и Э. Менегетти — председателя КНО области Венето7. Но фактически кандидатура Парри была предложена Л. Вальяни, который предварительно согласовал этот вопрос с Л. Лонго8, вместе с Парри входившим в Главное командование Корпуса добровольцев свободы (КДС)9. Мнения среди бывших союзников по антифашистской коалиции существенно расходились. С. Пертини (ИСППЕ) предлагал на пост премьера социалиста П. Ненни, кандидатуру которого поддерживали коммунисты. Христианские демократы требовали утверждения Де Гаспери (ХДП)10, который поддерживал кандидатуру Ненни в качестве своего заместителя.
После отставки 8 июня 1945 г. правительства И. Бономи христианские демократы отказались от претензий на премьерский пост. Они вынуждены были пойти на компромисс с левыми партиями. 15 июня формирование первого послевоенного правительства было поручено лидеру Партии действия — Ферруччо Парри. Кандидатуру Парри поддержали и правые — либералы из КНОСИ (либералы из Римского КНО были против). Некоторыми соратниками Парри это назначение расценивалось как «своего рода триумф»11 Партии
6 О деятельности правительства Парри см.: Комолова Н.П. Политическая борьба в период правительства Парри // Проблемы итальянской истории. 1987 / Отв. ред. Н.П. Комолова. М., 1987; Pischitelli E. Da Parri a De Gasperi. Milano, 1976. P. 15-138.
7 Valiani L. Ferruccio Parri — Maurizio nella Resistenza // Nuova antologia. Fasc. 2193. Anno 130. Gennaio — marzo 1995. P. 67.
8 De Luna G. Storia del Partito d'Azione. La rivoluzione democratica (1942-1947). Milano, 1982. P. 336-337.
9 В июне 1944 г. партизанские отряды, возглавляемые представителями различных политических партий, были сведены в единую партизанскую армию — Корпус добровольцев свободы под руководством генерала Р. Кадорна (либеральная пария), заместителями которого были Ф. Парии (ПД) и Л. Лонго (ИКП).
10 Valiani L. Op. cit.; L'Unita. 5 giugno 1945.
11 Lussu E. Sul Partito d'Azione e gli altri. Milano, 1968. P. 188.
действия. Однако, как показали дальнейшие события, для партии назначение Парри стало непростым испытанием на прочность.
Известно, что за кандидатуру Де Гаспери высказался и Ла Маль-фа12. Однако его выбор не был связан с изменением отношения к Парри или переходом Ла Мальфы на позиции ХДП. Тактический расчет Ла Мальфы строился на том, чтобы обязать партию католиков через ее лидера взять на себя ответственность за урегулирование послевоенной ситуации в стране до созыва Учредительного собрания, не подвергая левые демократические партии, и прежде всего ПД, риску столкновения с правыми силами, которые активизировались и обнаружили явное желание восстановить дофа-шистские порядки в стране.
Член ЦК ИКП Ди Витторио в августе 1945 г. говорил: «Все правые партии, входившие в Комитеты национального освобождения в тот момент, создали единую коалицию против кандидата социалистической партии, которого мы выдвинули, т.е. речь идет о Ненни. Вся эта оппозиция концентрировалась вокруг христианских демократов.... Внутри Комитетов национального освобождения <...> партии раскололись, и, таким образом, нельзя было допустить передачи политической власти ни в руки социалистов, ни в руки католиков. В связи с этим возникла необходимость пойти на компромисс и передать портфель премьер-министра в руки Парри, представлявшего небольшую демократическую партию мелкой и средней буржуазии, так называемую Партию действия»13.
Выбор кандидатуры Парри на пост премьер-министра не был случаен. Его фигура была окружена ореолом борца, руководителя Сопротивления. П. Каламандреи (ПД) писал, что Парри был не просто народным героем, а «чем-то большим. Он был человеком чести»14. Парри отличался высокой образованностью, скромностью, порядочностью. Многие люди, близко знавшие его или волей судьбы оказавшиеся свидетелями тех далеких послевоенных лет, говорили об огромном уважении и авторитете «Маурицио» (партийная кличка Парри в период Сопротивления) среди простых граждан Италии, для которых он был и остается по настоящее время не только любимым героем, символом Сопротивления, но и человеком, олицетворявшим в определенном смысле политическое и духовное единство нации15.
12 De Luna G. Op. cit. P. 336.
13 Стенограмма № 30 информационного сообщения руководителя итальянской профсоюзной делегации (члена ЦК ИКП) Ди Витторио. 16 августа 1945. Р1АСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Ед. хр. № 751. Л. 98.
14 CalamandreiP. Dal pelago alla riva // Il Ponte. 1945. N 4.
15 Свидетельства, полученные автором статьи в сентябре 1993 г. и июле 1995 г. от членов современной общественно-политической организации «Движение Спра-
Ферруччо Парри (1890—1981) обрел славу бойца еще в годы Первой мировой войны, в 1943—1945 гг. являлся активным участником движения Сопротивления. Он был четырежды ранен, награжден правительством Италии тремя серебряными медалями «За воинскую доблесть», памятными медалями за боевые заслуги и французским военным крестом.
Парри имел репутацию активного борца против режима Муссолини. Он вместе с Ла Мальфой стоял у истоков Партии действия, участвовал в работе совещания во Флоренции, на котором отказался войти в Исполком ПД, отдав предпочтение непосредственному участию в боевых действиях.
Осенью 1943 г. Парри был избран председателем Комитета национального освобождения Северной Италии. В период Сопротивления Парри был вдохновителем партизанского движения, инициатором создания 15-ти отрядов Партии действия «Справедливость и свобода», которыми командовал, пользуясь большим авторитетом среди борцов-антифашистов.
В мае 1944 г. он вместе с Луиджи Лонго стал заместителем главнокомандующего Корпуса добровольцев свободы, который возглавлял генерал Р. Кадорна. 2 января 1945 г. в результате неожиданного налета нацистов он был арестован и доставлен в Верону. Из заключения Парри освободили союзнические войска.
20 июня 1945 г. Ф. Парри сформировал первое послевоенное правительство. В него вошли представители всех антифашистских партий КНО. Заместителем премьер-министра, верховным комиссаром по чистке и министром по созыву Учредительного собрания был назначен П. Ненни (ИСППЕ). Одним из заместителей премьера и личным помощником Парри стал Дж. Амендола (ИКП). Основные посты в правительстве получили: П. Тольятти — министр юстиции (ИКП), М. Скоччимарро — министр финансов (ИКП), Дж. Ромита — министр общественных работ (ИСППЕ), А. Де Га-спери — министр иностранных дел (ХДП), С. Ячини — военный министр (ХДП), Дж. Гронки — министр промышленности и торговли (ХДП), М. Сол ери — министр казначейства (либеральная партия) и др. По существу, правительство было сформировано на базе КНО Северной Италии.
ведливость и свобода»: проф. А. Гароши — одного из бывших лидеров ПД, адвоката А. Банфи — участника движения Сопротивления, бывшего члена ПД, известного ученого, профессора педагогического факультета Римского университета А. Ви-зальберги — бывшего ациониста, а также проф. Н. Терраччано — директора школы в г. Формия, общественно-политического деятеля, одного из инициаторов возрождения антифашисткой организации 30—40-х гг. «Справедливость и Свобода» (Giustizia e Liberta') и Партии действия в современной Италии.
Партию действия в новом правительстве представляли У. Ла Маль-фа — министр транспорта и Э. Люссу — министр по восстановлению экономики. Портфели заместителей министров получили члены ПД Раггьянти (министерство культуры), Бруно (министерство общественных работ), Э. Росси (министерство реконструкции) и др. Сам премьер-министр возглавил министерство внутренних дел16. В общей сложности в состав правительства от ПД вошли 7 человек.
Много лет спустя, оценивая прошлое не только как политик, участник событий, но и как крупный ученый-историк, Л. Вальяни писал, что «правительство Парри представляло Сопротивление как никакое другое — ни до, ни после него»17.
Сам Парри в обращении к итальянскому народу, произнесенном 24 июня 1945 г. по радио, охарактеризовал новое правительство как чрезвычайное, которое должно стать «правительством согласия», «правительством общественного спасения». В этом обращении Парри подчеркнул неразрывную связь между народом и правительством, которое «является выражением Сопротивления» и «обязано управлять страной беспристрастно» во имя единства Италии и блага ее граждан. Он выразил надежду, что новое правительство станет гарантом мира и стабильности в стране, направит усилия прежде всего на решение насущных проблем общества, ликвидацию последствий войны18.
Задачи и принципы деятельности первого послевоенного правительства Парри изложил на заседании совета министров 26 июня 1945 г. Принятый кабинетом министров программный документ отражал позицию прежде всего самого Парри, для которого материальное обустройство послевоенной Италии было неразрывно связано с духовным обновлением общества, а деятельность правительства была неотделима от участия народа в управлении страной, восстановлении экономики. Для политических партий, говорилось в программном документе, управление страной является «долгом чести»19. Следуя ационистской20 традиции, он пытался разрушить укоренившееся в общественном сознании стереотипное представление о политических партиях как о выразителях интересов конкретных социальных групп и классов, ставя общегосударственные проблемы выше узкопартийных и классовых интересов.
Первоочередными задачами правительства Парри считал проведение выборов в Учредительное собрание, призванное опреде-
16 La composizione del governo Parri // L'Italia libera. Ed. Roma. 21 giugno 1945.
17 Valiani L. Op. cit.
18 Parri F. Scritti (1915-1975). Milano, 1976. P. 145.
19 Dichiarazioni programmatiche del governo Parri // Parri F. Scritti. P. 145-149.
20 Ационизм от — названия партии Il Partito d'Azione.
лить форму политического устройства Италии, экономические и социальные принципы развития общества, созыв Консультативной ассамблеи, проведение местных административных выборов. Не случайно правительство Парри было «названо правительством Учредительного собрания»21. В программе подтверждалось значение КНО в политической жизни Италии, за которыми сохранялась роль совещательных органов при префектах и органах местной власти22.
Парри намеревался сосредоточить работу правительства на решении жизненно важных проблем. В программном документе говорилось, что необходимо: объединить всю территорию страны, передав северные области, находившиеся под контролем и управлением англо-американской военной администрации, под юрисдикцию итальянского правительства; заключить справедливый мир; решить вопрос о границах.
С присущим реализмом и политическим прагматизмом Парри относился и к политике внутри страны, к проблемам повседневной жизни — таким, как снабжение населения продуктами питания; восстановление средств связи, жилья, транспорта, общественных служб, промышленных предприятий; борьба со спекуляцией, безработицей; подъем экономики Юга и островов; стабилизация лиры; реорганизация налоговой системы; изъятие крупной собственности у бывших активных фашистов и др.
В программе говорилось, что правительство намеревается в кратчайший срок реорганизовать аппарат по проведению чистки от фашистских элементов, ускорив и упростив процедуру предъявления санкций за совершенные преступления, изъять оружие у населения, проводя при этом политику «в духе справедливости, а не мести»23. Парри считал, что правительство должно гарантировать порядок в стране, добиваться соблюдения законов, обеспечить проведение свободных выборов в Учредительное собрание.
В социально-экономической области политика должна была направляться на пресечение «любой возможности усиления позиций монополий, угрожающего интересам государства и общества», на развитие частной инициативы и кооперативного движения, на установление контроля трудящихся на предприятиях, не нарушая при этом процесса производства.
Парри — политик и солдат, познавший, как никто другой, все тяготы войны, считал, что одной из главных задач, стоящих перед правительством, является помощь бывшим участникам войны. Парри обещал, что его правительство будет поддерживать фронто-
21 Стенограмма № 30. Л. 98.
22 Dichiaгazioni ргс^гашшаИЛе... Р. 145.
23 1Ыё. Р. 146.
виков, способствовать их трудоустройству и включению в мирную жизнь.
Однако в заявлениях правительства Парри не была и не могла быть представлена полностью программа ПД. Далеко идущие проекты и идеи ационистов24 не вписывались в конкретную историческую ситуацию, в которой изменялась расстановка и соотношение сил между итальянскими партиями, обострялась их борьба за политическое лидерство.
Вместе с Парри ПД оказалась в центре общенациональной политики. Лучшие кадры партии были вовлечены в той или иной степени в государственную деятельность, вошли в различные министерства и ведомства. 57 человек участвовали в работе Консультативной ассамблеи — совещательного органа при правительстве, решение об образовании которого было принято в марте 1945 г. правительством Бономи. Консультативная ассамблея была создана в сентябре 1945 г. в значительной степени благодаря усилиям Парри. Состав ассамблеи формировался из представителей всех антифашистских партий и других массовых организаций, депутатов дофашистского парламента. Во главе Консультативной ассамблеи стоял социалист П. Ненни. 23 сентября ассамблея начала свою работу. От ПД в нее вошли Калоджеро, Альбазини, Омодео, Паджи, Фанчелло, О. Реале, Чанка, Феноальтеа, Вальяни и др. Партизан представляли члены ПД Бауэр, Бьянко и Солари. Росси-Дориа вошел в Консультативную ассамблею в качестве технического эксперта по вопросам аграрной политики. От профсоюзных организаций вошли Скьяветти и Ди Стефано. Организации культурного характера представлял Командини (ПД). От каждой области Италии один-два человека были членами ПД25.
ПД заняла положение правящей партии с широким представительством своих членов в различных структурах власти. Однако эта «победа» имела негативные последствия для самой партии. Заняв государственные посты, многие ационисты вынуждены были переехать в Рим, отойти от непосредственно партийных дел, от работы среди масс, оставив секции и федерации на местах без должного руководства26.
Взяв на себя определенную долю ответственности за судьбу страны, ационисты поставили под удар само существование своей партии, столкнувшейся с серьезными проблемами организационного характера. Окончание войны, возвращение партизан в род-
24 Ационисты — члены Партии действия (от названия партии: II Partito d'Azione).
25 De Luna G. Op. cit. P. 339.
26 На работу в Рим переехали Р. Ломбарди, Дж. Агости, Ф. Момильяно, Р. Леви и др.
ные места выдвинули в число первоочередных задач ПД проблему сохранения партийных рядов, укрепления организационной структуры, созданной в условиях подполья и функционировавшей в значительной степени на базе боевых партизанских отрядов «Справедливость и свобода». В период Сопротивления принадлежность к ПД часто определялась не столько вступлением в нее с соблюдением всех официальных формальностей, сколько участием добровольцев, воодушевленных стремлением к борьбе за национальную независимость, в отрядах «Справедливость и свобода», где свидетельством членства в партии была прежде всего винтовка бойца. Опыт ПД как партии, возникшей в глубоком антифашистском подполье, прошедшей вооруженное Сопротивление и оказавшейся в условиях перехода к мирной жизни, не имеет аналога в итальянской истории.
Партия действия столкнулась с проблемой завоевания электората и расширения своей массовой базы в условиях, когда основные ее лозунги уже не были связаны с защитой отечества, с борьбой против фашизма. Возрастание популярности коммунистов и восстановление былой мощи и активности социалистической партии ставили ационистов в чрезвычайно трудное положение: ПД было сложно конкурировать с рабочими партиями, возникшими до прихода фашизма к власти и сумевшими создать достаточно прочную организационную структуру. Надо иметь в виду, что на ПД как никакой другой партии сказался нажим со стороны союзников, требовавших срочного расформирования партизанских отрядов.
В июле 1945 г. ационистам удалось сделать первый шаг на пути к объединению крупных центров партии, сложившихся в период подпольной антифашистской борьбы и функционировавших на федеративных принципах в военное время. 16—17 июля 1945 г. ацио-нисты впервые провели совместное заседание Исполкомов ПД Рима и Милана, на котором обсуждались вопросы, связанные с политическим руководством партии, ее профсоюзной политикой, а также с принятием устава и состоянием печати. Не менее актуальными представлялись ационистам общенациональные проблемы. Уже на первом совместном заседании Исполкомов Рима и Милана в повестку дня были поставлены такие вопросы, как чистка, региональные КНО, положение в армии, экономическая и внешняя политика Италии и др.27 Примечательно, что в период правительства Парри проблемы внутрипартийной жизни не стали приоритетными для ПД.
27 De Luna G. Ор. сй. Р. 340.
Объединить различные центры партии представлялось делом достаточно сложным, поскольку отсутствовала единая идейно-политическая платформа, прочная организационная сеть. Не способствовали решению этих внутрипартийных проблем и условия переходного периода, широкое участие ационистов в общенациональной политике в период правительства Парри. В июле 1945 г. был образован Национальный Исполнительный комитет и Секретариат ПД. В Секретариат вошли Фоа, Люссу, Ла Мальфа, Реале, Спинелли. Членами Национального Исполкома стали Бауэр, Валья-ни, Вентури, Дорсо, Калоджеро, Ломбарди, Люссу, Ла Мальфа, Росси-Дориа, Спинелли и др.
В период правительства Парри на первый план среди обсуждаемых в ационистской среде проблем вышли вопросы о созыве Учредительного собрания и укреплении сети комитетов национального освобождения в качестве массовой базы правительства. Для ацио-нистов они представлялись частью институциональной проблемы.
Вопрос о путях институционального выбора, сроках созыва Учредительного собрания и его полномочиях, а также о законе о выборах стал предметом острой дискуссии среди итальянских политических партий, в которой позиция ПД как партии, возглавлявшей правительство, играла важную роль. Полемика развернулась в Консультативной ассамблее и в кабинете министров, при этом выявились расхождения между Парри и Де Гаспери.
Согласно декрету от 25 июня 1944 г., принятому еще правительством Бономи под давлением антифашистских партий, вопрос о форме государственного устройства должен был решаться Учредительным собранием. Сторонники монархической формы правления, поддерживаемые Де Гаспери, выступили с предложением ограничить полномочия Учредительного собрания рамками выработки Конституции, а институциональный вопрос решить посредством референдума. Идея референдума представляется демократическим методом решения проблемы. Однако в условиях переходного периода консервативные силы делали ставку на массовое сознание отсталой части населения, монархические традиции, которые были сильны особенно на Юге страны, а также на слабость агитационной и пропагандистской кампании партий республиканского лагеря, которые еще не успели продемонстрировать народу, вынесшему на своих плечах все тяготы Сопротивления, действенность своих программ. Простой народ, подавленный нищетой и послевоенной разрухой, еще не ощутил элементарных улучшений в повседневной жизни.
ПД продолжала свою стратегическую линию настаивая на скорейшем созыве Учредительного собрания и считая, что проведение
референдума в данной ситуации грозит потерей основных завоеваний Сопротивления. Проводником этой линии в правительстве стал Феруччо Парри.
На заседании Национального Исполкома ПД 23—30 июля 1945 г. ационисты приняли решение о «суверенности» Учредительного собрания, первым актом которого должна была стать директива об упразднении монархии и назначении временного правительства. ПД признавала возможность ограничения функций данного органа только в виде «самоограничения», отвергая какое-либо вмешательство в его работу или давление извне. Тем самым ационисты категорически отвергли решение институционального вопроса через референдум и ограничение функций Учредительного собрания выработкой конституции. По данному вопросу мнение членов партии было единым. Позже, 25 октября 1945 г. это решение было подтверждено документом под названием «Тезисы по конституционной реформе», подготовленным специально для представления на Первый национальный съезд ПД, который должен был утвердить окончательный вариант реформы28.
Позиция коммунистов и социалистов не расходилась принципиально с позицией ПД. Они настаивали на признании за Учредительным собранием полномочий парламента, т.е. права на осуществление законодательных функций, на контроль над правительством, на проведение экономических и социальных реформ. Республиканская партия высказалась за ограничение полномочий Учредительного собрания выработкой конституции.
Ационисты полагали, что после двадцатилетнего господства фашизма, искоренявшего любые проявления демократии, подавлявшего гражданское самосознание, сторонники монархии имели большие шансы на победу. Р. Бауэр (ПД) отмечал, что «в условиях незрелости итальянского электората» институциональный «выбор» нужно доверить ассамблее представителей широкой обще-ственности29.
Юрист П. Каламандреи (ПД), специально занимавшийся институциональной проблемой в Италии, полагал, что в данных условиях столь значимый вопрос нельзя решать с помощью «немотивированного» ответа избирателей, простой «механической дилеммы» — «да» или «нет». Референдум, считал он, обнажит противоречия между «республиканским Севером» и «савойским Югом»30. По мнению Каламандреи, ответ, полученный в результате референдума, «ста-
28 Р. Ш'Л. ВоПеШпо (М1а segгeteгia oгganizzativa. Коша, 1 веИешЪге 1945. N 1.
29 Le гаШа ёе!^ democгazia. АПок^ Ш 8сгШ. 1944—1946 / Л сига Ш Л. Со1ошЬо // Quadeгni di nuova anto1ogia. ХУ11. Fiгenze, 1983. Р. 42.
30 Calamandrei P. Scгitti е discoгsi po1itici. Уо1. I. Fiгenze, 1966. Р. 212—213.
нет не законом, нормативным актом, а исключительно политическим решением, с которым Учредительное собрание будет связано политически, но не юридически». Каламандреи указывал на «потенциальную опасность дуализма и конфликта между референдумом и Учредительным собранием»31, которая может возникнуть, если итоги референдума не будут соответствовать мнению большинства депутатов Учредительного собрания. С точки зрения норм права, считал Каламандреи, референдум может ускорить решение многих других вопросов, связанных с демократическим развитием Италии. Однако в условиях Италии это допустимо лишь при положительном для республиканской формы правления исходе акции32.
На страницах партийной печати ационисты развернули широкую пропагандистскую кампанию за скорейший созыв Учредительного собрания, обвиняя монархию в сговоре с фашизмом и возлагая на нее ответственность за национальную катастрофу, разрушения, жертвы и потери от войны. Вряд ли в Италии найдется другая партия в республиканском лагере, которая столь же активно и неустанно внедряла в сознание людей идею республиканской формы правления. Следует подчеркнуть, что в ходе борьбы за созыв Учредительного собрания вопросы внутрипартийного характера оставались без должного внимания со стороны лидеров ПД.
Практически нет ни одного номера ационистской печати, который не содержал бы обвинения монархии в причастности ко всем фашистским злодеяниям, критики изжившей себя формы правления и методов политического руководства страной. «Монархия или республика», «свобода или рабство», «свет свободы или тьма нового закабаления»33 — писали ационисты в обращениях к итальянцам, призывая их сделать выбор в пользу демократической республики.
П. Каламандреи, возглавлявший журнал "Ponte", практически в каждом номере публиковал аналитические статьи по вопросам государственного устройства Италии, референдума и юридического обоснования прерогатив Учредительного собрания34. Концепции новой государственной структуры рождались через критику фашистского и дофашистского государства. Каламандреи считал, что
31 Calamandrei P. Strategia del referendum // II Ponte. Anno II. N 4. Aprile 1946. P. 306.
32 Calamandrei P. Scritti... P. 214.
33 Bauer R. L'ora della decisione // Corriere d'informazione. 4 gennaio 1946; Bauer R. Il tema di Costituente // Realtá Politica. N 4. 15 marzo 1946; Le radici della democrazia. Antologia di scritti 1944-1946. P. 41-46.
34 Calamandrei P. Costituente e questione sociale // Il Ponte. Anno I. N 5. Agosto 1945; Governo e Costituente // Il Ponte. Anno I. N 7. Ottobre 1945; Strategia del referendum // Il Ponte. Anno II. N 4. Aprile 1946.
слабость итальянской демократии связана с отсутствием в стране разделения властей. Он был сторонником президентской респуб-лики35. П. Бариле, напротив, считал, что в условиях Италии эта форма правления может привести к трансформации демократии в диктатуру36. В президентской республике ационисты обнаруживали некоторые элементы угрозы новой демократии. Так, усиление исполнительной власти для многих ассоциировалось с централизацией, возвращением к «недавнему диктаторскому опыту»37 в Италии.
В ответ на демонстрации монархистов, проходившие на улицах Рима, Неаполя и других городов, ационисты самостоятельно проводили митинги в защиту республики, активно участвовали в акциях совместно с социалистами и коммунистами, отстаивая завоевания Сопротивления.
Не менее актуальным для ПД стал вопрос о выборах в местные органы власти. Либералы, монархисты и часть христианских демократов, стремившихся изменить соотношение сил в стране и в Учредительном собрании, настаивали на немедленном проведении административных выборов. Эту позицию активно поддерживало лейбористское правительство Англии, пришедшее к власти сразу после окончания войны, а также американская администрация. Англия и США опасались, что на выборах в Учредительное собрание победят коммунисты и социалисты — партии, чей авторитет в массах вырос в период Сопротивления. В вопросе об институциональном референдуме Англия и США воздерживались от сильного давления на Италию.
Официальное решение по вопросу о выборах в местные органы власти Национальный исполком ПД принял на заседании 18—19 августа 1945 г. Ационисты высказались за проведение административных выборов после политических (19 голосов против 6)38. 8—10 ноября это решение было подтверждено на совещании секретарей различных областей и провинций Италии. Вместе с тем, секции ПД занимались подготовкой избирательной кампании в местные органы власти, отдавая предпочтение чисто пропорциональной системе в крупных городах и смешанной — в небольших населенных пунктах39.
35 Calamandrei P. Valore e attualitá della Repubblica presidenziale // L'Italia libera. Roma, 28 settembre 1946.
36 Barile P. Orientamenti per la Costituente. Firenze, 1946.
37 De Ruggero G. Repubblica presidenziale o repubblica parlamentare // La Nuova Europa. N 36. 9 settembre 1945.
38 P d'A. Bollettino della segreteria organizzativa. Roma, 1 settembre 1945. N 1.
39 De Luna G. Storia del Partito d'Azione. P. 342.
После длительной полемики в Консультативной ассамблее, где ационисты, активно отстаивая свою позицию, выступали совместно с ИКП и ИСППЕ, левым партиям пришлось сделать ряд уступок40. В частности, функции будущего Учредительного собрания сводились к выработке и принятию Конституции, а вопрос о социально-экономических реформах был снят с его повестки дня. В вопросе о сроках его созыва левые силы также вынуждены были уступить.
30 октября 1945 г. кабинет министров постановил созвать Учредительное собрание не позднее апреля 1946 г., а административные выборы провести в течение 1945 г.
Ационисты разными путями пытались застраховать Италию от победы монархических сил. Поэтому в вопросе о порядке голосования, вставшем в повестку дня в период правительства Парри, ПД совместно с ИКП и ИСППЕ отстаивала принцип добровольности голосования. Монархисты, либералы и правые христианские демократы настаивали на обязательном голосовании при фискальных санкциях за неучастие в нем, рассчитывая заручиться поддержкой неграмотной части населения. После длительной и напряженной дискуссии закон о выборах в Учредительное собрание был утвержден только в марте 1946 г., уже кабинетом Де Гаспе-ри. Учредительное собрание должно было избираться посредством всеобщего прямого, свободного и тайного голосования по конкурирующим спискам кандидатов, с пропорциональной системой представительства. Участие в выборах было обязательным для всех граждан Италии, достигших 21 года. Впервые право голоса получили женщины. Предложение либералов о мажоритарной избирательной системе под нажимом левых партий, включая ПД, было отклонено. Тогда же было установлено, что одновременно с выборами в Учредительное собрание будет проходить референдум по институциональному вопросу. Декрет о референдуме был принят кабинетом Де Гаспери 16 марта 1946 г.
Не менее важными ационисты считали вопросы внешней политики. Правое крыло ПД ориентировалось на США (Ла Мальфа, А. Таркьяни) и Англию (Л. Сальваторелли). Левое крыло рассматривало данный вопрос с позиций концепции Соединенных Штатов Европы (Л. Вальяни), согласно которой внешняя политика Италии дистанцировалась как от США, так и от СССР. Парри занимал промежуточную позицию. Он выступал за скорейшее признание
40 Подробно о дискуссиях между политическими партиями по вопросу об образовании Учредительного собрания и принятии Конституции см.: Назарбаева Д.Н. Политическая борьба в Италии вокруг принятия республиканской Конституции 1947 г.: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1990.
Италии суверенной страной и заключение мирного договора, обеспечивающего национальный суверенитет страны (Потсдамская конференция, состоявшаяся 17 июля — 2 августа 1945 г., признала вклад Италии, воевавшей на стороне Объединенных наций, в победу над нацизмом), настаивал на ускорении экономической помощи со стороны США. Он опасался американской гегемонии в международных отношениях.
В период правительства Парри ационисты продолжали заниматься многими проблемами реорганизации общества, настаивая на включении ряда неотложных вопросов в программу национальной политики. Так, 24 октября 1945 г. Исполком единогласно принял документ по «южному вопросу», представленный Г. Дорсо. ПД официально признавала необходимость участия государства в развитии Юга, ликвидации существующих региональных диспропорций. Решение данной проблемы возлагалось на Учредительное собрание, которое сразу после своего образования должно было начать реформу по объединению нации41. В этом направлении должны были работать все политические партии. Дорсо писал, что в программе национального обновления должны участвовать все «здоровые элементы страны»42.
Поглощенные проблемами общенациональной политики и работой в структурах государственной и административной власти, руководители партии не смогли решить практически ни одной болезненной проблемы самой ПД, которая переживала кризис. Так, в письме от 19 октября 1945 г., направленном в Рим тосканским отделением партии, указывалось на «недостаток ясных и своевременных директив со стороны центрального руководства»43. Ацио-нисты Флоренции просили римское руководство «пояснять политическую позицию в различных центрах»44.
Осенью 1945 г. со всей очевидностью обнаружились противоречия между низовыми структурами ПД и ее руководством. В письмах, отчетах и циркулярах, направленных римскому центральному руководству осенью 1945 г. Исполнительным комитетом Тосканы, одного из наиболее сильных отделений ПД в период Сопротивления, неоднократно указывалось на организационную слабость партии в отдельных городах и провинциях, постепенную потерю былой
41 Dorso G. Sulla questione meridionale // L'Azione. 1 gennaio 1945; Dorso G. La sal-datura tra Nord e Sud dev' essere dinamica // L'Azione. 28 ottobre 1945.
42 Dorso G. La paura del comunismo // L'Azione. 8 agosto 1945.
43 Письмо Исполнительного комитета ПД Тосканы № 8060 римскому руководству партии от 19 октября 1945 г. Archivio ISRT. Fondo "Partito d'Azione". Busta 12.
44 Письмо Исполнительного комитета ПД Тосканы № 6036 римскому руководству партии от 11 октября 1945 г. Archivio ISRT. Fondo "Partito d'Azione". Busta 12.
популярности среди населения, отсутствие четкой политической линии, что вело к импровизированным действиям некоторых секций на местах. Так, в письме Исполкома тосканского отделения ПД от 11 октября 1945 г., направленном из Флоренции, указывается на необходимость «усиления организационного потенциала» партии. Ситуация, сложившееся в отдельных городах Тосканы, признавалась критической. В том же письме говорится: «Вызывает беспокойство ситуация в Пизе и Сиене, где партия почти полностью утратила свою первоначальную силу как радикально новаторская партия», она постепенно скатывается на компромиссные позиции, подменяя эффективную политическую деятельность секций «небольшими маневрами местного значения». Положение партии в Пизе признавалось «наиболее тяжелым»: оно, по мнению тосканского Исполкома, в значительной степени сложилось в результате «абсолютной нерадивости со стороны руководящих кадров данной федерации»45. Эти примеры не были единственными.
Боль и тревога за положение в болонской секции звучит в письме (без подписи), направленном из Флоренции одним из членов Исполкома в римский секретариат на имя Витторио Фоа. «Партия, — с горечью говорит автор, — существенно потеряла свою силу. Она все больше утрачивает престиж в глазах окружающих. Полное отсутствие политической линии, тотальная дезорганизация и неспособность к развертыванию какой-либо активной деятельности в провинции и тем более в области. Я считаю, что невозможно оставить ситуацию в таком виде, без вмешательства со стороны Исполкома. Возможно, что единственным решением является немедленное направление уполномоченного, обладающего полнотой власти, который мог бы исправить положение, прежде чем ситуация станет необратимой. Я советую тебе серьезно подумать над этим вопросом, поскольку мы не можем допустить, чтобы такой политический центр, как Болонья, находился в таких катастрофических условиях»46. Красноречивое описание болонской секции дает ясное представление о кризисном положении ПД.
К идейно-политическим и организационным проблемам в конце 1945 г. прибавились серьезные финансовые проблемы. Были закрыты миланское издание периодического органа ПД "Italia libera", руководимое Фернандо Скьяветти, и неаполитанская газета "Azione", директором которой был Гвидо Дорсо. О сложном материальном положении тосканского отделения ПД сообщается в официальном
45 Ibidem.
46 Письмо одного из членов Исполнительного комитета Тосканы № 4102 от 21 сентября 1945 г. направленное из Флоренции в Секретариат ПД Рима на имя В. Фоа. Archivio ISRT. Fondo "Partito d'Azione". Busta 12.
письме римскому Исполкому от 11 октября 1945 г.: «Наша финансовая ситуация остается трудной, а в некоторых федерациях партии положение в этом смысле можно считать "бедственным"»47.
Таким образом, став правящей партией и взяв на себя вместе с Парри определенную ответственность за судьбу страны, ПД быстро превращалась в немногочисленную организацию, которая не могла конкурировать с традиционными партиями Италии. В октябре 1945 г. К.Л. Раггьянти в письме к П. Каламандреи, занимавшему пост ректора университета Флоренции, с горечью констатировал, что ПД «является одной из самых немногочисленных партий»48 Италии. Среди ационистов бытовало мнение, что с расформированием партизанских отрядов ПД из «партии солдат» превращается в «партию генералов». В секретных справках «о политических партиях и молодежных организациях Италии», направленных советским посольством 11 октября 1945 г. из Италии в Москву, в отдел международной информации ЦК ВКП (б), говорится: «ПД не является массовой партией. Ее часто справедливо называют партией "генералов без солдат". Действительно, ПД является группой буржуазных интеллигентов с весьма незначительным числом последователей из мелкой буржуазии... Среди своих членов ПД имеет заметных представителей итальянской интеллигенции, например, Адольфо Омодео — ректор Неаполитанского университета, проф. Гвидо Де Руджеро — ректор Римского университета, проф. Луиджи Сальваторелли и др. В состав ПД также входит некоторое количество студентов высших учебных заведений. <...> Доступ в ПД не представляет затруднений»49. В том же документе говорится: «Как провозглашает ПД, ее внутренняя организация основана на принципе демократической выборности; в ожидании конгресса, который окончательно определил бы статут Партии, в Риме действуют "Исполнительный Комитет" и "Консультативная Комитет", а на периферии — "Районные" и "Провинциальные федерации". В коммунах и в кварталах больших городов ПД образует "секции", часто подразделенные на "подсекции". "Секции" нескольких кварталов или сельских коммун группируются в "зоны". Молодежь объединена в "Молодежную федерацию". Повторяем, что во всех организациях ПД количество членов является весьма незначительным»50.
47 Письмо Исполнительного комитета ПД Тосканы № 6036 римскому руководству партии от 11 октября 1945 г. Archivio ISRT. Fondo "Partito d'Azione". Busta 12.
48 Письмо К. Л. Раггьянти проф. П. Каламандреи от 8 октября 1945 г. Рим. Архив ISRT. Fondo "Carte Enzo Enriques Agnoletti". Fasc. 14.
49 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Ед. хр. № 800. Л. 22, 37.
50 Там же. Л. 40.
Начиная с весны 1945 г. ПД превращалась в партию-посредника между крайне левыми и правыми силами. Поправение ХДП, саботаж консервативных сил на местах, рост популярности ИКП способствовали продвижению ПД на центристские позиции. Вместе с тем, в период правительства Парри она превращалась в партию, стоящую у руля политической власти. Это положение соответствовало концепции Ла Мальфы, который связывал с ПД правительственный курс реформ. В переходный период линия либерально-демократического крыла вновь оказалась преобладающей.
Либеральные демократы Италии стали инициаторами полемики, вспыхнувшей во второй половине 1945 г. в связи с дебатами по вопросу о содержании понятия «новая демократия», или «прогрессивная демократия», фактически — о будущем развитии страны. Эта проблема обсуждалась всеми политическими партиями страны. Однако именно среди ационистов она вызывала самые противоречивые суждения, поставила в повестку дня ряд других вопросов, связанных непосредственно с самой партийной организацией.
Следует подчеркнуть, что все ационисты признавали уникальность своей партии, отводили ей главную роль в процессе демократического развития Италии. Однако в вопросах о содержании понятия демократия, характере предполагаемых реформ, целях и задачах ПД ационисты не смогли прийти к единому мнению. Позиции не совпадали даже в рамках одного течения ПД, не говоря уже о различиях между либерально-социалистическим и либерально-демократическим. Представители различных течений пытались найти для ПД политических партнеров.
В либерально-демократической среде не было единого мнения в подходе к проблеме демократии. Если Ла Мальфа ориентировался на модель США, то в центре внимания Сальваторелли (ПД), директора издания "Nuova Europa", было английское общество и лейбористская партия, которую он воспринимал «как партию социалистическую». Сальваторелли образно говорил: «Демократия — пункт отправления, социализм — пункт прибытия». Он писал: «Новая демократия является всеобъемлющей. Не существует политической демократии без демократии экономической, и наоборот. Она охватывает весь народ, распространяется как на политический процесс, так и на процесс производства»51. «Рядом с либеральной (более того, либерально-консервативной) демократией, c демократией христианской, пролетарской демократией сегодняшней Италии необходима просто демократия (т.е. демократия без до-
51 SalvatorelliL. Sintesi democratica // La Nuova Europa. N 10. 10 marzo 1946.
полнительных определений, без эпитетов. — Е.Н.), межклассовая или надклассовая и внеклассовая»52.
В июле 1945 г. Сальваторелли опубликовал две статьи, в которых вопрос о содержании демократии тесно увязывался с вопросом о дальнейших перспективах ПД. Проблему демократии Сальваторелли рассматривал прежде всего как проблему политическую, связанную с изменением итальянской партийно-политической системы. Он заявил о целесообразности слияния ПД с Партией демократии труда, Республиканской партией. «Сегодня, — утверждал он, — на итальянской политической сцене существуют три партии»53, которые могут стать основой для образования «крупной демократической партии», или «концентрации». В ряды новой организации допускалось привлечение левых либералов и социалистов немарксистской ориентации. По мнению Сальваторелли, «партия демократической концентрации» станет основой будущей коалиции, которая внесет в общество «элемент равновесия», исключив противостояние правых и левых сил, позволит «надолго избежать образования антикоммунистического и антиклерикального блоков»54.
Эти публикации вызвали резкую критику со стороны представителей левого крыла ПД. Вальяни направил в редакцию "Nuova Europa" письмо, содержание которого изложил на страницах джел-листского55 журнала "Nuovi quaderni di Giustizia e liberta'"56. Вальяни считал недопустимым объединение ационистов с левыми либералами и с Партией демократии труда57, поскольку это «слияние было бы противоестественным». Что же касается социалистов-немарксистов, то они, по мнению Вальяни, вошли в ПД еще в период становления партии. Присоединение к ПД остальных социалистов зависит, как писал Вальяни, от того, насколько возможно объединение ИКП и ИСППЕ. Вальяни подчеркивал, что объединение ационистов с Партией демократии труда повлечет выход из ПД «социалистов, стоящих на неклассовых позициях (socialisti non classisti)». При этом он не возражал против объединения ПД с Республиканской партией. Вальяни подчеркнул, что он остается сто-
52 Salvatorelli L. Il partito della democrazia // La Nuova Europa. N 28. 15 luglio 1945.
53 Ibidem.
54 SalvatorelliL. Il centro e le ali // La Nuova Europa. N 29. 22 luglio 1945.
55 Джеллисты (по первым буквам названия организации Giustizia e Liberta') — члены организации «Справедливость и свобода»; вошли составной частью в Партию действия.
56 Valiali L. Sul partito della democrazia. (Polemiche retrospettive e prospettive) // Nuovi quaderni di Giustizia e Liberta'. N 5—6. Gennaio—agosto 1945.
57 Партия демократии труда (ПДТ) образовалась в августе 1943 г., объединив сторонников либерализма и реформизма.
ронником сотрудничества с марксистскими партиями, что имело место в период Сопротивления, сохраняя верность идеям либерального социализма.
Для Вальяни вопросы о характере ПД и ее перспективах также были частью проблемы демократии. «Если мы станем партией масс, то мы станем ей благодаря ... триумфу наших политических перспектив, которыми являются итальянская и европейская демократическая революция, образование либерал-социалистических Соединенных Штатов Европы». Революционный метод признавался единственно возможным для успешного завершения процесса реорганизации итальянского общества, будущее которого ставилось в зависимость от решения проблемы объединения Европы. Вальяни определял Италию как «прогрессивную демократическую республику, самоуправляющуюся и антинационалистическую»58.
Он осудил стремление правых ационистов ориентировать ПД на средние слои общества. Вальяни считал, что ПД по-прежнему должна подчеркивать их значение в обществе, как это было в период Сопротивления, для «мобилизации средних слоев», но «не должна трансформироваться в партию средних слоев. Она должна руководить ими в борьбе за прогрессивную социальную демократию... , должна вести их влево, как делали лейбористы в Англии»59.
Полемика между Сальваторелли и Вальяни служит наглядным проявлением глубоких расхождений во взглядах представителей правого и левого крыла ПД. С завершением борьбы с фашизмом и нацизмом позиции ационистов в вопросах о демократическом развитии Италии, роли и характере ПД, ее идейно-политической платформе становились все более непримиримыми, трудно совместимыми с членством их авторов в рамках одной партии.
Вместе с тем, ационисты были едины в мнении о светском характере государства. Они отстаивали неконфессиональный характер своей партии, выступали за такое общество, в котором моральные принципы «шире, чем их понимает любая религиозная конфессия или церковь», где «универсальный принцип свободы исключает конфессиональный характер государства»60. Они считали, что этические и нравственные нормы должны стать основой нового демократического общества, принципами политических партий. Ационисты полагали, что в обществе должны быть созданы такие механизмы государственной власти, которые станут гарантами политической стабильности, антиконформизма и антитоталитаризма.
58 Ibid. Р. 251.
59 Ibid. Р. 252.
60 SalvatorelliL. Lo Stato laico // La Nuova Europa. N 52. 30 dicembre 1945.
Большие надежды активисты ПД возлагали на Ф. Парри. Однако его положение было весьма сложным. В правительстве Парри оказался фигурой, которая сдерживала одновременно натиск справа и слева. Собственная партия, в которой продолжалось противостояние между различными течениями, требовала от премьера активных действий. Парри не имел опыта работы в структурах государственной власти. Его политика была направлена на поиск консенсуса внутри кабинета министров, на установление тесного сотрудничества между правительством и народом. Он пытался сплотить итальянцев вокруг общенациональных проблем. Ему было сложно противостоять проискам реакционных сил, апеллировавших к отсталому Югу, пресекать саботаж консерваторов, блокировавших проведение курса реформ, а также добиваться консенсуса в аппарате правительства, где правые сохраняли устойчивое положение. Вместе с тем, коммунисты и социалисты требовали от правительства более радикальных мер в социально-экономической области, направленных на улучшение положения трудящихся, ликвидацию послевоенной разрухи и нищеты.
Первое послевоенное правительство ационисты оценивали как временное. В частности, на это указывал П. Каламандреи в октябре 1945 г., который писал, что оно должно функционировать «только до образования Учредительного собрания и ни на мгновенье больше»61. Однако предположения и надежды ационистов не оправдались.
Доверие к первому общенациональному правительству падало как внутри страны, так и со стороны союзников. В среде ационистов нередко звучала критика правительства. В ноябре 1945 г. либералы вышли из состава кабинета министров, нанеся тем самым, как говорили ационисты, существенный удар по «самому принципу коалиционного демократического правительства», спровоцировав министерский кризис62.
24 ноября либералов поддержали христианские демократы, потребовав отставки Парри. В тот же день Парри заявил Центральному комитету национального освобождения об отставке.
Руководство ПД полагало, что с кризисом правительства Парри на карту еще раз будет поставлено будущее страны63. Ационисты высказывали опасение, что в Италии может сохраниться авторитарная централизованная структура государства, а демократические концепции останутся всего лишь идеями. Они выступили
61 Calamandrei Р. Goveгno е СоБШиеп» // II Ропе. Аппо I. N 7. ОйоЪге 1945. Р. 577.
62 Le гаШм (М1а ёешоега21а. Р. 35.
63 Сг181 е псозйгаюпе // Ьа МаИа и. Scгitti 1925—1953 / А сига ( G. ТаГа?Иа. 1п-Ьсёшюпе ( Ь. УаНаш. Уо1. I. Mi1ano, 1988. Р. 329-333.
с резкой критикой консервативной политики либералов64. Чтобы сохранить завоевания Сопротивления, Ла Мальфа на заседании Центрального КНО выступил перед левыми партиями с тремя предложениями: сложившуюся ситуацию в стране интерпретировать как правительственный кризис, а не конституционный кризис, оставляя тем самым незыблемым принцип формирования правительства на базе КНО; кандидат на пост премьер-министра должен принадлежать к одной из партий Комитета национального освобождения; признать либеральную партию ответственной за правительственный кризис. Твердость и решительность ационист-ской делегации во время переговоров с партиями КНО способствовала блокированию попыток умеренных ликвидировать вместе с правительством Парри и всю систему КНО.
25 ноября 1945 г. Центральный КНО принял решение о формировании правительства на базе комитетов национального освобождения. 10 декабря Де Гаспери, кандидатура которого была предложена на пост премьер-министра социалистом Ненни, сформировал свой кабинет. Лидер ХДП помимо поста главы кабинета министров взял портфель министра иностранных дел. В новом правительстве ПД представляли Ла Мальфа (министр по реконструкции), Р. Ломбарда (министр транспорта), Э. Люссу (министр без портфеля). В качестве заместителей министров в правительство вошли Б. Визентини (министерство финансов), П. Мастино (министерство казначейства), П. Скьяно (морское министерство), Дж. Бруно (министерство общественных работ).
Участие ационистов в правительстве Де Гаспери вызвало в ПД новую волну разногласий. Многими оно расценивалось как политическое поражение ПД, отход от прежней линии. Л. Вальяни писал, что большинство членов Исполкома ПД было против вхождения ационистов в правительство Де Гаспери65. Национальный Исполком, собравшийся в конце ноября 1945 г. на очередное заседание, обсуждал потерю ационистами поста премьер-министра и участие ПД в новом правительстве. По словам Вальяни, Люссу и Ла Мальфа своим авторитетом убедили секретариат в необходимости этой акции66 и в том, что недопустимо «иметь политическую платформу, отличную от той, которую партии принимали совместно в июле» в качестве базовой программы правительства Парри67. В данном вопросе мнения лидеров либерально-социалистического
64 Foa V. Manovre liberali e incertezze democristiane // Giustizia e Liberta', organo della gioventú d'azione. Anno II. N 39. 17 dicembre 1945.
65 Valiani L. L'avvento di De Gasperi. Tre anni di politica italiana. Torino, 1945. P. 31.
66 Ibid.
67 L'Italia libera. 6 dicembre 1945.
и либерально-демократического течений совпадали. "Italia libera" подчеркивала, что новое правительство, вопреки желанию правых сил в Италии, получило свой мандат от КНО, а не из королевского дворца и обязано вести страну к Учредительному собранию. Печатный орган ПД пояснял, что речь идет о «техническом сотрудничестве в области материального восстановления страны» и «политическом сотрудничестве в создании предпосылок новой демократической жизни Италии»68.
Вместе с тем, участие ационистов в правительстве Де Гаспери, как отмечал Л. Вальяни, способствовало «падению партии» в глазах итальянской общественности. На страницах "Italia libera" Вальяни заявил о своем несогласии с тактикой Национального Исполкома ПД, поскольку считал тщетной попытку ационистов развязать узел противоречий между революционным Севером и консервативным Югом69. Вальяни пришел к выводу об ослаблении КНОСИ, который, по его мнению, не смог решительным образом повлиять на консервативные силы. КНО формально продолжали существовать до созыва Учредительного собрания, но фактически они утрачивали свое значение. Ационисты осознавали, что идея образования правительства «снизу», развиваемая преимущественно Исполкомом ПД Северной Италии в период Сопротивления, не получила реализации.
Оценивая деятельность правительства «переходного периода», Н.П. Комолова справедливо отмечала: «Именно благодаря усилиям правительства Парри начала работать Консультативная ассамблея, зародыш парламентаризма. Именно благодаря ему был определен порядок и сроки созыва Учредительного собрания, т.е. главный лозунг Сопротивления приобрел характер узаконенной государственной программы»70. С падением правительства Парри кризис ПД углубился: был нанесен удар по престижу партии.
Таким образом, ненадолго оказавшись у руля политической власти, ПД играла заметную роль во внутренней и внешней политике Италии. Ставя общенациональные проблемы выше внутрипартийных, ПД вместе с правительством Ф. Парри внесла значительный вклад в подготовку выборов в Учредительное собрание. В этот период со всей очевидностью проявилась двойственность ПД, которая пыталась одновременно быть партией центра и левой партией, чтобы обеспечить себе лидирующие позиции в обществе. Активность руководства в делах национальной политики крайне
68 Il nuovo governo e il problema della democrazia // L'Italia libera. 11 dicembre 1945.
69 Valiani L. Nord e Sud // L'Italia libera. 15 gennaio 1946.
70 Комолова Н.П. Движение Сопротивления и политическая борьба в Италии. С. 310-311.
негативно отразилась на самой партийной организации ациони-стов, которая с падением правительства Ф. Парри вступила в полосу глубокого кризиса.
Список литературы
1. Комолова Н.П. Политическая борьба в период правительства Парри // Проблемы итальянской истории. 1987 / Отв. ред. Н.П. Комолова. М., 1987.
2. Комолова Н.П. Движение Сопротивления и политическая борьба в Италии. 1943-1947 гг. М., 1972.
3. Назарбаева Д.Н. Политическая борьба в Италии вокруг принятия республиканской Конституции 1947 г. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1990.
4. Наумова Е.П. В поисках синтеза либерализма и социализма: Карло Росселли // Левые в Европе ХХ века: люди и идеи / Под ред. Н.П. Комо-ловой, В.В. Дамье. М., 2001.
5. Наумова Е.П. Первая программа Партии действия (1942-1943) // Европа на пути к демократии (проблемы Сопротивления) / Отв. ред. Н.П. Комолова. М., 1993
6. Наумова Е.П. Проблема государственного управления в проектах Партии действия Италии // Ученые труды факультета гос. управления. Вып. VIII. М., 2012.
7. De Luna G. Storia del Partito d'Azione. La rivoluzione democratica (19421947). Milano, 1982.
8. Lussu E. Sul Partito d'Azione e gli altri. Milano, 1968.
9. Pischitelli E. Da Parri a De Gasperi. Milano, 1976.
10. Valiani L. Ferruccio Parri — Maurizio nella Resistenza // Nuova antologia. Fasc. 2193. Anno 130. Gennaio — marzo 1995.
Поступила в редакцию 5 октября 2016 г.