З.В. Клименко1
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2001 Г. И СТРОИТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КОСОВА
17 ноября 2001 г. в Автономном крае Косово (Сербия, СРЮ) состоялись первые выборы в общекосовский парламент (Скупщину). Их подготовка, проведение и результаты заставляют задуматься об истинных целях, методах, перспективах деятельности международных организаций, будущем Косова и собственно югославского государства.
Как известно, с июня 1999 г. край находится под управлением Миссии ООН по делам временной администрации Косова (МООНВАК). Кроме ООН, здесь присутствуют ЕС (экономическое восстановление), ОБСЕ (организационное строительство, включая проведение выборов), НАТО (обеспечение безопасности и решение военных задач) и множество других международных и неправительственных организаций. Подготовкой и проведением последних выборов занималась миссия ОБСЕ в сотрудничестве с МООНВАК.
Новоизбранный косовский парламент является одной из основ формируемой МООНВАК политической системы Косова. Контуры этой системы очерчены в разработанных Миссией «Конституционных рамках временного самоуправления в Косове», существующих в виде распоряжения МООНВАК № 2001/9 от 15 мая 2001 г.2. Согласно им, Косово
1 Клименко Зоя Валентиновна — кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН.
2 Большинство данных о выборах, использованных в работе, получено с официального сайта ОБСЕ. См.: ОБСЕ, официальный сайт // www.osce.org/kosovo/elections.
является территорией, находящейся под временным международным управлением и имеет общие исторические, юридические, культурные и языковые атрибуты. При этом она неделима. Конституционные рамки вводят временные институты самоуправления и регулируют их деятельность. Такими институтами являются скупщина, президент, правительство, суды всех уровней и органы местного самоуправления в муниципалитетах (общинах). После выборов институты самоуправления должны быть переданы косовским политическим лидерам и государственным служащим из местного населения. Как считают авторы документа, успешное применение на практике содержащихся в нем правовых норм поможет процессу определения окончательного статуса Косова1. При этом глава МООНВАК по своей инициативе или по просьбе двух третей депутатского корпуса может вносить дополнения и изменения в указанные конституционные рамки. Деятельность временных институтов самоуправления также начнется после его особых распоряжений.
Согласно резолюции СБ ООН 1244, одной из задач МООНВАК является обеспечение «политического процесса в направлении достижения временного (выделено нами - З.К.) политического рамочного соглашения, предусматривающего существенную степень автономии и самоуправления для Косова при всестороннем учете соглашений, заключенных в Рамбуйе, и принципов суверенитета и территориальной целостности СРЮ»2. Тем самым суверенитет СРЮ над Косовом имеет ограниченный характер, не только исходя из реального на сегодняшний день состояния дел, но и во времени. Фактически Конституционные рамки стали октроированной МООНВАК конституцией края, в которой присутствуют все элементы государственности. Осенью 2000 г. их проект вызвал резкие протесты сербского и югославского руководства именно по этой причине.
Скупщина Косова как высший представительный и законодательный орган занимает центральное место в политической системе края. Она состоит из одной палаты, в которую избирается 120 депутатов. Срок их полномочий составляет три года, считая с первого заседания, которое созывается в течение 30 дней после утверждения результатов выборов Специальным представителем Генерального секретаря ООН в Косове,
1 оку1г га ргптетепи эатоиргауи па Коэоуи. РгеатЪи1а // http://www.osce.org/kosovo/e1ections/ documents/framework_serb.pdf.
2 Документ ООН. 8/ЯЕ8/1244 (1999). - С. 6-7.
главой МООНВАК. За 100 мест борются все допущенные к выборам партии, коалиции, независимые кандидаты и гражданские инициативы (объединения людей, не являющиеся политическими партиями) на конкурентной основе1. 20 мест зарезервированы для представителей национальных меньшинств. Из них десять предназначаются сербам, а десять распределяются среди партий других этнических групп следующим образом. Политическим организациям цыган, ашкалийцев (албаноязычных цыган) и египтян (цыганская группа, предки которой, как считается, пришли на Балканы из Египта2) - четыре места, боснийцев - три, турок -два, горанцев - одно. Внутри каждой группы места распределяются в соответствии с числом полученных голосов. Эти зарезервированные за представителями меньшинств места прибавляются к завоеванным ими же мандатам в рамках 100 основных депутатских мест.
Руководит Скупщиной президиум, состоящий из семи человек. два человека делегируются от самой крупной фракции, два - от следующей за ней по числу мандатов, один - от третьей по численности, один - от сербов, один - от неалбанской и несербской общин. Председателем Скупщины становится представитель крупнейшей фракции. Сфера компетенции косовского парламента, равно как и остальных институтов, довольно узка и ограничивается по усмотрению главы МООНВАК. Она охватывает, в основном, решение вопросов в области финансовой и бюджетной политики, торговли, образования, здравоохранения, молодежи, семьи, коммунального хозяйства, защиты окружающей среды, управления делами нерезидентов и т.п. Примером не столь давнего вмешательства МООНВАК в текущую работу городских служб стал спор по поводу назначения нового директора муниципального предприятия по сбору и вывозу мусора в Приштине3.
Полномочия Скупщины касаются прежде всего ее собственной деятельности. Она может принимать законы и резолюции в рамках своей компетенции (при этом любой закон или постановление Скупщины и правительства будет вступать в силу только после подписания его главой МООНВАК), избирать президента Косова, утверждать или отвергать
1 В документах ОБСЕ и МООНВАК к участникам избирательной кампании применяется термин «политические субъекты» (ПС).
2 Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган: Новый взгляд. — Воронеж, 2000. - С. 13.
3 Документ ООН 8/2001/926. - С. 7.
кандидатуру на пост премьер-министра правительства края и состав последнего, утверждать в рамках своих полномочий международные договоры. При этом международные контакты Скупщины осуществляются по согласованию с главой МООНВАК.
Президент Косова представляет единство населения и должен гарантировать демократическое функционирование временных институтов самоуправления. Деятельность президента также согласовывается с руководителем Миссии ООН, в том числе в области внешней политики. Кандидата в президенты выдвигает крупнейшая фракция в Скупщине, причем в ней должно быть не менее 25 депутатов. Президент считается избранным, если за него проголосовало две трети депутатов Скупщины, т.е. 80 человек. Если кандидат в президенты не будет избран после двух туров выборов, назначается третий тур, в котором кандидату достаточно набрать простое большинство в 61 голос. Отрешение президента от должности возможно лишь при поддержке двух третей депутатского корпуса. Мандат президента длится три года.
Одной из функций президента является выдвижение кандидата на пост председателя правительства Косова, который, в свою очередь, предлагает состав кабинета министров. В правительстве минимум два министра должны быть из неалбанских общин, причем один пост всегда будет занимать серб. Правительство утверждается большинством голосов. После своего избрания глава кабинета может заменить любого министра без согласия Скупщины. Заседания правительства и вся официальная документация ведутся на албанском и сербском языках, министр из иной национальной общины может использовать в работе свой родной язык.
Любой избирательный процесс включает в себя две неотъемлемые части - регистрацию избирателей и регистрацию участников выборной гонки. Как правило, первая часть носит фиксационный, а вторая - селекционный характер. В Косове регистрация и тех и других превратилась в отбор, причем явно благоприятствующий албанской общине. Регистрация албанских избирателей проводилась еще в период подготовки к муниципальным выборам в 2000 г. Предварительно МООНВАК выдавала удостоверения личности собственного образца, вторгаясь тем самым в сферу компетенции сербских органов власти. Таким образом, в качестве избирателей было зарегистрировано большое число албанцев из собственно Албании, оказавшихся в крае в результате массовых перемещений населения в 1999 г. К 2 октября 2001 г. было выдано 977 тыс. удостове-
рений личности. В итоге было зарегистрировано 1 249 987 избирателей, из них 98 380 в Сербии и 5873 в Черногории1. Для регистрации избирателей вне Косова ОБСЕ разработала процедуру регистрации по почте. Она была обставлена рядом условий, которым необходимо было соответствовать для успешной регистрации. Собранные копии необходимых документов нужно было до 22 сентября 2001 г. выслать в Вену в штаб-квартиру ОБСЕ. Если то или иное лицо было вынуждено покинуть Косово, оно должно было документально подтвердить факт своего принудительного выселения. Понятно, что доказать это на практике весьма сложно.
Особенностью этих выборов стал учет так называемых условных бюллетеней. Ими голосовали граждане, которые, придя на избирательный участок, предъявили документальные доказательства своего права участвовать в выборах, но их имен все-таки не оказалось в окончательном (сводном) реестре избирателей. Их волеизъявление учитывалось отдельно. Кроме того, к участию в выборах (как активному, так и пассивному) не допускались лица, обвиняемые Международным трибуналом для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. (МТБЮ) или находящиеся в Гааге под судом.
Весь предвыборный процесс регулировался 12 избирательными правилами, выпущенными миссией ОБСЕ совместно с МООНВАК. Фактически эти правила являются избирательным законодательством Косова и не входят в соответствующее правовое пространство Сербии и СРЮ. В них расписывается буквально все: начиная с инструкций по организации встреч с избирателями и заканчивая процессом подсчета голосов. Хотя правила вполне стандартны, обращает на себя внимание ряд специфических именно для этих выборов и для Косова особенностей. Так, ст. 6 Правила № 1 запрещает участникам избирательной кампании использовать насилие или применять угрозу насилия друг против друга. Это не случайно. В ходе проведения муниципальных выборов физическое устранение политических соперников в албанской среде (жертвами в основном становились кандидаты от Демократического союза Косова -ДСК И.Руговы) стало серьезной проблемой для международных чинов-
1 Документ ООН 8/2001/926. - 8/2001/929. - С. 5,8.
ников1. И.Ругова даже объявлял голодовку в знак протеста против разгула терроризма.
Регистрация политических субъектов (ПС) осуществлялась на основании Распоряжения МООНВАК № 2000/16 о регистрации политических партий2 и избирательного правила № 3. Для этого необходимо было собрать не менее 1 тыс. подписей избирателей, имевших право участвовать в выборах в Скупщину, и уплатить регистрационный взнос в размере 2 тыс. немецких марок. Этот взнос возвращается, если ПС получит хотя бы одно место в Скупщине. От сбора подписей освобождались те ПС, которые на муниципальных выборах 2000 г. получили не менее 1 тыс. голосов избирателей со всего Косова. Тем самым от сбора подписей были освобождены крупнейшие албанские политические партии - ДСК, Демократическая партия Косова (ДПК) Х. Тачи и Альянс за будущее Косова (АБК) Р.Харадиная. Созданная для участия в парламентских выборах коалиция сербских партий «Возвращение» должна была предоставить эти подписи.
Заявки на участие в выборах подали 35 претендентов. В избирательные бюллетени Центральная избирательная комиссия Косова (ЦИК) внесла только 26 политических субъектов, из них 21 представляли собой партии и гражданские инициативы, два - коалиции и трое являлись независимыми кандидатами. 13 ПС представляли какую-то одну из общин, имеющих право на 20 забронированных мест в Скупщине3. За ходом выборов следили 15 тыс. местных и 2 тыс. международных наблюдателей. Последние также отслеживали процедуру первичного подсчета голосов на избирательных участках, визировали его результаты на местах и в ЦИК (избирательные правила №№ 5 и 12). За 100 мест в парламенте боролись 1335 претендентов. Список кандидатов той или иной партии имел шанс быть зарегистрированным, если он соответствовал избирательному правилу № 8. Согласно ст. 3 этого правила, в списках женщины должны составлять 33%. Иными словами, из каждой тройки кандидатов один должен был представлять слабый пол. Если это требование не соблюдено, а партия не может исправить список соответствующим образом в течение определенного времени, список исправляется ЦИК или же снимается с регистрации. Учитывая социальную функцию
1 Документ ООН 8/2001/926. - 8/2000/878. - С. 4.
2 БакаН М. Intervju // Petrovic М. Pitao sam A1bance тек: А oni su гекН: гериЪ-Ики... ак<> moze. - Beograd, 1996. - 35-39.
3 Документ ООН 8/2001/926. - 8/2001/926. - С. 9.
албанской женщины и ее роль в семье, трудно ожидать от нее активного политического участия, особенно в албанских партиях радикальной ориентации. Всего в списке может быть от одного до 110 имен. Кроме того, кандидат в депутаты должен быть зарегистрированным избирателем. Тем самым от участия в выборах отсекаются многие политические деятели из числа меньшинств, которые стали беженцами после 1999 г. Общий бюджет выборов составил 27 млн. долл. США.
Из 1 249 987 зарегистрированных избирателей на избирательные участки пришли 803 796 человек, или 64,30%. В албанской общине Косова явка избирателей составила 65%, в сербской - 46%. В самой Сербии проголосовало 57% избирателей, в Черногории - 56%. Всего за пределами Косова (включая весь мир) в выборах приняли участие 80 тыс. человек.
В парламент прошли 14 партий, из них восемь албанских, по одной сербской, ашкалийской, цыганской, турецкой и две боснийских. Некото -рые партии вообще не имели бы представительства в парламенте, если бы не было зарезервированных за ними мест. Ни один независимый кандидат из трех зарегистрированных в Скупщину не попал.
Голоса избирателей распределились следующим образом. Наибольшего успеха добился ДСК, получив 45,65% голосов, что дало 47 мандатов. За ним следует ДПК (25,70%, или 26 мест) и коалиция «Возвращение» (11,34%, или 22 мандата, из них десять сербы получили автоматически). Четвертое место занял АБК (7,83%, или восемь мест). Пять партий представляют национальные меньшинства Косова, набрав от 1,15% до 0,34% голосов и получив вместе 11 мандатов. Остальные пять прошедших в Скупщину ПС представляют собой небольшие албанские партии разной ориентации. Они набрали от 1,11% до 0,56% голосов и имеют в сумме шесть мандатов.
Программы всех парламентских партий роднят сходные экономические и социальные позиции. Правда, на наш взгляд, это скорее дань проводимому МООНВАК и ОБСЕ в Косове процессу демократизации и либерализации, нежели глубоко прочувствованные и политически выраженные интересы косовского общества. Сегодня ведь трудно представить себе партию, которая, к примеру, открыто провозгласит своей программной целью дискриминацию граждан по национальному, религиозному и тем более половому признаку. Это было бы равнозначно политическому самоубийству.
Все партии выступают за свободную рыночную экономику, приток иностранных и внутренних капиталов, приватизацию, создание новых рабочих мест, ясную и справедливую социальную политику, свободный доступ к образованию на родном языке для всех жителей Косова, государственное здравоохранение для уязвимых слоев населения, помощь безработным, соблюдение прав человека, уважение прав меньшинств в соответствии с европейскими и международными стандартами, толерантность и гражданскую солидарность, строительство демократического общества и правового государства. Все партии считают своей программной целью интеграцию в европейские и евроатлантические структуры и включение в общеевропейские и глобальные процессы. Большинство мечтает о вступлении Косова в НАТО.
Различия в позициях лежат в области вопросов статуса края, его связей с Сербией и Югославией. Партии, представляющие неалбанские общины Косова, прежде всего отстаивают интересы соответствующих национальных меньшинств.
Самой крупной и авторитетной партией албанцев является Демократический союз Косова, созданный в декабре 1989 г. и бессменно возглавляемый Ибрагимом Руговой. Его концепция мирного сопротивления албанцев «сербскому угнетению» до 1998 г. была господствующей в албанском национальном движении. Как считал известный политический и общественный деятель Косова Махмут Бакали, в то время это была единственно возможная политика1. Начать же распутывать косовский клубок, по мнению И.Руговы и его сторонников, можно было после установления в Косове международного протектората2. Программа его партии на этих выборах выдержана в духе современных европейских и международных стандартов в области прав меньшинств, которые будут соблюдаться и уважаться в демократическом и независимом государстве Косово.
Лидером Демократической партии Косова является небезызвестный Хашим Тачи, возглавлявший албанскую делегацию на переговорах в Рамбуйе в начале 1999 г. Эта партия была создана после трансформации Освободительной армии Косова (ОАК) из ее политического крыла. В начальный период своего существования осенью 1999 г. она называлась Косовской партией демократического прогресса. Военное крыло ОАК
1 БакаН М. - 8. 25.
2 ПМ. - 8. 33-35.
было преобразовано МООНВАК в Корпус защиты Косова (КЗК) и частично в Косовскую полицейскую службу. Программа партии вполне стандартна: демократическое независимое государство Косово, этническая терпимость, интеграция в Европу. Однако в отличие от партии И.Руговы, ДПК характеризуется большим радикализмом и стремлением решить вопрос статуса края как можно скорее. ДПК отвергает все предложения о сотрудничестве в решении косовских проблем, если в рабочих группах будут вместе работать МООНВАК, сербы и албанцы1. Представители ДПК постоянно упрекают МООНВАК в потакании сербам и в знак протеста периодически выходят из созданных Миссией совместных административных структур. Несмотря на провозглашение этнической толерантности в своей программе, на практике ДПК вряд ли бы позволила сербам принимать участие в управлении краем без давления МООНВАК. В конце 1999 г. Х.Тачи провозгласил себя премьер-министром правительства Косова. После муниципальных выборов 2000 г. и завоевания большинства мест в шести косовских общинах из 30 (ДСК получил большинство в 21 общинной скупщине2), функционеры ДПК постепенно берут под свой контроль наиболее прибыльные сферы бизнеса. Партия находится в оппозиции ДСК, считая, что может решить все проблемы народа Косова с помощью имеющихся в ее распоряжении специалистов. Ее политическая практика заставляет предполагать стремление к моноэтническому Косову. На местах это выражается в давлении на сербов и представителей других меньшинств с тем, чтобы заставить их продать албанцам принадлежащее им жилье. Например, в начале 2001 г. в г. Гнилане на востоке Косова на продажу были выставлены последние 40 домов, принадлежавших сербам3.
Альянс за будущее Косова (АБК) возглавляет один из бывших полевых командиров Освободительной армии Косова Рамуш Харадинай. Партия безусловно выступает за независимое косовское государство и намерена возглавить процесс его демократического развития. Основные принципы АБК - сотрудничество и политическое взаимопонимание, прагматизм и динамизм. Отсюда внимание к вопросам молодежи и желание повысить роль женщин в косовском обществе.
1 Beta. — Beograd, 2001. — 5 nov. // www.beta-press.com.
2 Документ ООН S/2000/1196. - C. 1.
3 То же. - S/2001/218. - C. 3.
После радикализации албанского национального движения в 1998 г. и выхода на сцену ОАК с ее непримиримостью к инонациональным группам в Косове позиции ДСК несколько пошатнулись. Сейчас, после реализации первой стадии на пути Косова к независимости - установления международного протектората - ДСК снова стал ведущей политической силой, о чем свидетельствуют результаты и муниципальных, и парламентских выборов. Сразу после победы ДСК на выборах И.Ругова потребовал от МООНВАК немедленного признания независимости Косова.
На наш взгляд, ДСК, с одной стороны, а ДПК и АБК - с другой, являются разными течениями одного и того же албанского движения за независимость, в котором они поочередно преобладают. Естественно, международное сообщество, имея в крае около 50 тыс. только военнослужащих НАТО, крайне не заинтересовано в возобновлении активных боевых действий радикальных албанских группировок. До настоящего момента интересы ведущих албанских партий сходились в одной точке -избавление от власти Белграда. Окончательному же их объединению во многом мешают амбиции лидеров. В целом оба крыла албанского движения работают на консолидацию албанского общества и распространение идеи независимости на другие регионы бывшей Югославии, в которых имеется албанское население. ДСК обеспечивает интернационализацию конфликта, а ДПК и АБК по сути руководят боевыми действиями, пользуясь полной прозрачностью границ. В результате появились такие игроки, как Освободительная армия Прешево, Медведжи и Буяноваца на юге Сербии и Национальная освободительная армия в Македонии. Агрессия НАТО против СРЮ в 1999 г. показала, что сочетание этих двух методов провоцирует желаемое вмешательство международного сообщества и способствует достижению поставленных целей.
Три крупные албанские фракции имеют вместе 81 мандат. Даже без учета мандатов мелких албанских фракций албанская община края обладает большинством в парламенте. При умелом его использовании она будет способна проводить любое решение. Помешать этому сможет только межфракционная борьба.
Как уже говорилось выше, для участия в выборах сербы объединились в коалицию «Возвращение», которую возглавил Сима Газикало-вич. Однако до последнего момента в сербском политическом движении Косова сохранялись серьезнейшие разногласия по поводу самого участия сербских избирателей в волеизъявлении. Официальные власти Сербии и Югославии призывали сербов участвовать в выборах. В этом они были
поддержаны ЕС и США1. Противоположной точки зрения придерживались ряд политических сил косовских сербов, в частности Сербское движение сопротивления Косова. Его возглавляет Момчило Трайкович, ныне являющийся председателем Союзного комитета по делам Косова и Метохии. Сторонники бойкота выборов указывали на отсутствие условий для их проведения, имея в виду изгнание из края 360 тыс. человек после июня 1999 г. и препятствование их возвращению в родные места. Действительно, тем самым национальная структура корпуса избирателей была сильно изменена, и права неалбанского населения будет трудно представлять в парламенте, а тем более защищать.
Незадолго до выборов, 5 ноября 2001 г., в Грачанице состоялась встреча представителей более десяти сербских политических партий из Центрального, Северного и Восточного Косова. Председательствовал на заседании М.Трайкович. Поводом для созыва встречи стало обсуждение подписанного в тот же день в Белграде Договора о сотрудничестве СРЮ с МООНВАК, с рядом положений которого участники встречи были категорически не согласны, увидев в них перспективу окончательного отделения Косова от своего государства, т.е. Сербии и Югославии. Присутствовавших на встрече журналистов настоятельно попросили содержание этого договора не обнародовать. В принятой по итогам встречи резолюции сербов Косова призвали не участвовать в парламентских выборах. Резолюцию подписали представители Сербских национальных веч из разных районов Косова, Демократической партии Сербии, Демократической партии, Социалистической партии Сербии, Сербского движения сопротивления и других партий2.
Договор, ставший предметом обсуждения, от имени СРЮ подписал Небойша Чович - председатель Координационного центра по делам Косова и Метохии (КЦ). Противоречия между двумя структурами вылились, в конце концов, в призыв руководителей КЦ к Президенту СРЮ В.Коштунице распустить Союзный комитет и обвинение М.Трайковича в проведении антиизбирательной кампании3. Все это отражает глубокие разногласия по основным вопросам сербской политической жизни в демократической оппозиции Сербии, пришедшей к власти в октябре 2000 г. на волне недовольства С.Милошевичем.
1 Ве!а. - Вео§га^ 2001. - 31 ок:., 5 поу. // www.beta-press.com.
2 1пе! - Вео§га^ 2001. - 5 поу. // www.inet.co.yu.
3 Иет. - 21 поу.
Одновременно с собранием в Грачанице противников выборов в г. Лепосавич состоялась встреча представителей ОБСЕ и коалиции «Возвращение», которые заявили о своей готовности выйти на выборы. Основные положения программы коалиции сводятся к следующему: прекращение процесса исхода сербской и других неалбанских общин из Косова и Метохии1, обеспечение полной безопасности передвижения по Косову, прояснение судьбы похищенных и пропавших без вести представителей всего неалбанского населения, возвращение беженцев и перемещенных лиц, возврат собственности. Это считается предварительными условиями для создания мультиэтнического и мультинационального общества Косова. Край должен остаться в составе Сербии и Югославии и лишь вместе с ними будет интегрироваться в европейские процессы.
Политический облик косовского парламента был бы неполным без характеристики мелких албанских партий и партий национальных меньшинств.
Национальное движение за освобождение Косова (лидер - Фат-мир Хутолли, один мандат). Название партии говорит само за себя. Она резко отрицательно относится к резолюции СБ ООН № 1244 (1999), определившей нынешнюю ситуацию в крае. Резолюция считается «мостом, который ведет к новому восстановлению сербского и югославского суверенитета над краем». Партия намерена бороться за ее отмену, поскольку цель партии - разрушить любые связи Косова с Сербией и СРЮ. Единственным способом достичь этого партия считает национальную унификацию албанцев, т.е. объединение всего албанского населения вокруг этой задачи. Та же национальная унификация видится единственно приемлемым решением, способным принести мир в регион и способствовать достижению независимости края.
Новая демократическая инициатива Косова (Бислим Хоти, два мандата). Одна из немногих албанских партий, выступающая за возвращение изгнанного из Косова населения.
Народное движение Косова (Эмруш Джемайли, один мандат). Выступает за отделение Косова от СРЮ и развитие самостоятельного государства, его международное признание и включение в глобальные процессы. Обращает на себя внимание ориентация на албанскую диаспору, от которой ждут инвестиций в косовскую экономику. Партия обязуется
1 Сербская сторона использует только официальное название края, в отличие от албанцев и международных представителей.
заняться проблемами семей погибших в ходе недавних событий, инвалидов и участников, как считается, «косовской освободительной войны».
Партия справедливости (Сулейман Черкези, один мандат) выделяется религиозной направленностью своей программы. Выступая за межрелигиозную и межэтническую терпимость, партия поддерживает развитие аутентичных ценностей косоварской семьи (весьма, кстати, традиционных и архаичных), свободу вероисповедания и отправления религиозных культов, связи между конфессиями для решения национальных вопросов, обязательное включение религиозного просвещения в образовательные программы. Своей конечной целью партия ставит реализацию векового стремления к независимости и самоопределению всех албанцев в их этническом ареале. Таким образом, это открыто экспансионистская партия, ставящая в своей программе вопросы политического статуса территорий вне косовских границ.
Албанская христианскодемократическая партия Косова (Марк Красничи, один мандат). Свою деятельность партия предполагает начать с защиты мира в Европе и помощи в установлении нового мирового порядка. Основываясь на результатах нелегального албанского референдума 1991 г., на котором была провозглашена косовская независимость, христианские демократы выступают за суверенное и независимое Косово, интегрированное во все евро-атлантические структуры после утраты резолюцией СБ ООН № 1244 юридической силы.
Ашкалийская албанская демократическая партия Косова (Сабит Рахмони, два места). Партия не поддерживает сербский суверенитет над Косовом и верит, что только признание независимости края принесет мир и стабильность в регион. В этом она сближается с Национальным движением за освобождение Косова. Ашкалийцы признают за албанцами право решать свои национальные вопросы, но лишь на основе уважения всех других проживающих в крае национальных меньшинств.
От боснийской общины в парламент прошли коалиция «Ватан» (Нуман Балич, четыре места) и Боснийская партия демократических действий в Косове (Хилмо Кандич, одно место). «Ватан» состоит из трех мусульманских партий: Партии демократических действий, Демократической реформистской партии мусульман и Гражданской инициативы горанцев. Их программы сходны: защита боснийской идентичности, возвращение боснийцев в Косово и возврат принадлежащей им собственности, обеспечение занятости, образование на родном (сербскохорватском)
языке на всех уровнях, представительство во всех структурах власти и местного самоуправления.
Турецкая демократическая партия Косова (Яхир Магцилар) представлена в Скупщине тремя мандатами. В ее программе основной упор сделан на сохранении и свободном выражении турецкой идентичности через образование на родном языке, доступ к средствам массовой информации, создание своего культурного центра в Приштине, расширение и упрощение связей турок Косова с Республикой Турцией (в частности, отмену въездных виз).
Объединенная цыганская партия Косова (Хаджи Зульфи Мерджа) имеет один депутатский мандат. Считая своей основной целью интеграцию цыганского населения в косовское общество, партия выступает за улучшение качества жизни в общинах, где оно компактно проживает.
Партии национальных меньшинств, кроме ашкалийской, выступая за интеграцию Косова в Европу, не формулируют открыто своей позиции по поводу принадлежности края.
Вместе мелкие албанские и другие национальные партии имеют в парламенте 17 мандатов. При таких результатах, естественно, не они будут определять политический облик Скупщины и характер политического процесса в крае в целом. Это станет уделом крупных политических игроков в Косове, т.е. трех крупных албанских партий и сербской коалиции.
Таким образом, несмотря на многочисленность политических партий в косовской Скупщине число представленных в ней позиций по вопросу статуса края можно свести к трем: полная независимость Косова (албанские партии), сохранение его в составе Сербии и СРЮ (сербская коалиция) и неопределенная позиция мелких национальных партий, чьей первоочередной заботой является сохранение своего безопасного присутствия в косовском обществе и обеспеченность средствами к существованию.
Поскольку ни одна партия не набрала необходимого для едино -личного ведения дел числа мандатов, возникает необходимость создания парламентских коалиций. Сразу после выборов представители сербской коалиции заявили о своей готовности объединиться с ДСК И.Руговы, однако последний заявил, что для этого еще не настало время1. Собственно говоря, работа парламента, еще не начавшись, стала доставлять
1 Idem. - 28 поу., 19 dec.
массу хлопот его идейному вдохновителю. По сообщениям информационных агентств, албанские депутаты собрались на одном из первых заседаний провозгласить независимость края, что вызвало резко отрицательную реакцию МООНВАК1.
Первое заседание нового органа власти было намечено на 10 декабря 2001 г. Уже в процессе его подготовки начались первые скандалы. Так, прибывшие 3 декабря в Приштину из Белграда депутаты от коалиции «Возвращение» и сопровождавшие их журналисты не были выпущены за пределы приштинского аэропорта якобы по соображениям безопасности и в связи с тем, что журналисты не подали в МООНВАК предварительных заявок на аккредитацию для работы в парламенте. Делегация вернулась в Белград. На конец декабря 2001 г. албанские газеты Косова констатировали блокаду работы парламента и предлагали создать техническое правительство трех ведущих албанских партий2.
Новым показателем предстоящих трудностей в деятельности Скупщины стало избрание президента Косова. На этот пост был предложен единственный кандидат от ДСК И.Ругова. Процедура выборов развернулась по полной программе, и все равно лидер албанского национального движения не набрал необходимого числа голосов. Во втором туре из 80 голосовавших депутатов за него было отдано 50 голосов вместо необходимых 80. В последнем - третьем - туре голосования из 120 депутатов голосовали 80. За И.Ругову был отдан 51 голос (для победы достаточно было набрать 61), 27 бюллетеней были признаны недействительными, два депутата воздержались. Избрание И.Руговы на этот пост означало бы его легализацию после незаконных президентских выборов 22 марта 1998 г. и международное признание в качестве главы Косова. Небойша Чович оценил эти ошеломляющие результаты как свидетельство отсутствия у албанцев реального политического лидера3.
Анализ подготовки и проведения выборов, а также первые месяцы работы косовского парламента показывают, что Косово не воспринимается нынешними доминантами мирового политического процесса как часть Сербии или Югославии. Более того, Косово не воспринимается как территория, имевшая в недалеком прошлом пусть ограниченную, но все же государственность с определенными традициями. Создается впечат-
1 Иет. - 28 поу.
2 Ве!а. - Вео§га^ 2001. - 19 dec. // www.beta-press.com.
3 Иет. - 2002. - 11 ]ап.
ление, что МООНВАК, ОБСЕ, НАТО пришли в пустыню, где проживают какие-то племена, не имеющие понятия о таких вещах, как государственное устройство, многопартийная система, альтернативные выборы и т.д. А ведь Косово в разные эпохи входило в состав государств, в которых политическая система менялась не раз. Так что опыт у населения края в этом плане многообразен. Другой вопрос, что после роспуска последней косовской Скупщины в 1990 г. албанское население самоустранилось от участия в общеюгославской и сербской политической жизни, бойкотируя проводимые с 1990 г. многопартийные выборы в органы государственной власти и создав параллельные системы во всех сферах жизнедеятельности. Теперь албанцы с энтузиазмом участвуют в выборах под контролем международных организаций.
Участие в последних выборах чисто национальных партий (какой-то политический спектр наблюдается только у албанцев) свидетельствует о глубокой этнической фрагментации косовского общества и об отсутствии здесь главного условия для свободного и саморегулируемого демократического процесса - физической безопасности граждан, особенно из числа меньшинств. Возможно, иностранные авторы косовского самоуправления исходят из того, что межэтнический диалог будет просто наладить в ходе повседневной работы людей разных национальностей над решением многочисленных проблем края под обязательным руководством международного сообщества. Однако для рядовых сербов иностранное присутствие в Косове означает подчинение тем, кто еще недавно разрушал созданное не одним поколением богатство страны, а для албанцев присутствие ООН и НАТО приемлемо лишь в той мере, в какой оно способствует выведению края из-под юрисдикции Белграда. Албанцы также рассчитывают на проведение по истечении трех лет референдума о статусе края, который был им неофициально обещан тогдашним Государственным секретарем США М.Олбрайт в ходе переговоров в Рам-буйе1.
Естественно, возникает вопрос: «А что же дальше?» резолюция СБ ООН № 1244 квалифицирует Косово как часть СРЮ, но, как уже говорилось выше, в случае достижения и действия временного политического соглашения. Вопрос состоит в том, что имеется в виду под словом «временное». Исходя из данного пункта резолюции, СРЮ вынуждена быть
1 Weller M. The Rambouillet conference // Intern. affairs. - L., 1999. - Vol. 75, № 2. - Р. 232-233.
заинтересованной в возможно более долгом действии этого соглашения и, следовательно, присутствии здесь МООНВАК. Для многих албанских партий даже это неприемлемо, и они намерены бороться за отмену данной резолюции и уже сейчас не признают ее. Несоблюдение резолюций ООН трактуется как грубое нарушение международного права и противопоставление себя мировому сообществу. Вопрос только в том, кто именно и как наказывается за это.
Выходом из ситуации станет либо отмена в Совете Безопасности вышеупомянутой резолюции, либо продолжение присутствия ООН и НАТО в Косове уже с целью препятствовать нарушению резолюции со стороны албанцев. В ее тексте есть юридическая зацепка для этого: международное гражданское присутствие и присутствие по безопасности (то есть МООНВАК и КФОР) учреждаются на первоначальный 12-месячный период с последующим продлением, если Совет Безопасности не примет иного решения1.
Единственное, что может заставить международные организации уйти из Косова, так это албанская широкомасштабная партизанская война. Не исключено, что в этом случае на помощь будет призвана выведенная из края в 1999 г. Армия Югославии (АЮ). Возможно, свидетельством тому стало недавнее смягчение режима пятикилометровой наземной зоны безопасности вдоль административной границы Косова и Сербии, где АЮ запрещено было находиться.
Создание из албанцев образа жертвы «сербского режима» заставляет МООНВАК и НАТО пока сквозь пальцы смотреть на многочисленные преступления членов Корпуса защиты Косова и отдельных вооруженных лиц из числа албанцев против представителей этнических меньшинств и самих миротворцев. Тем самым сохраняется формальный повод для возможно долгого, если не постоянного присутствия иностранных вооруженных сил на территории суверенного государства.
С другой стороны, «Косово в составе СРЮ» сейчас является чистой формальностью. На территории края не действуют многие законы Сербии и Югославии, его собственностью распоряжается МООНВАК, фактическая Конституция края принята не косовским, сербским или югославским парламентом, а дарована МООНВАК. Более того, от властей СРЮ потребовали закрыть открытое без разрешения МООНВАК
1 Документ ООН 8/ЯЕ8/1244 (1999). - С. 5.
представительство Союзного комитета по делам Косова и Метохии в Грачанице. После того, как власти СРЮ, по словам международных чиновников, не отреагировали на просьбу закрыть это отделение, полиция МООНВАК взяла здание представительства под свой контроль и опечатала помещения. СРЮ обязана за 96 часов направлять МООНВАК уведомления об официальных визитах югославских должностных лиц в Косово1. МООНВАК очень ревниво охраняет свою административную власть в крае от посягательств Сербии, СРЮ и даже органов местного самоуправления, созданных самой Миссией. В целом можно говорить о закладывании основ новой косовской квазигосударственности в виде международного протектората на неопределенный срок. Мотивом его сохранения также может стать маловероятная попытка Сербии снова сузить косовскую автономию после ухода миротворцев. Опыт Боснии и Герцеговины свидетельствует о намерениях Запада постоянно руководить гражданской жизнью в тех или иных бывших субъектах югославской Федерации. Вряд ли Косово станет исключением из этого правила, если только энергия албанской общины не помешает его реализации.
Одним из вероятных вариантов развития событий может стать максимально долгое сохранение нынешней ситуации и неопределенности статуса Косова и для албанцев, и для сербов. Это означает, что Косово пока не будет независимым государством и в то же время не возвратится под суверенитет Сербии и СРЮ, а блок НАТО обзаведется долговременными военными базами в крае для более успешного установления мира и демократии в других регионах. С другой стороны, международные посредники в Косове последовательно выполняют план строительства существенной автономии и самоуправления Косова, несмотря на отсутствие безопасности и чрезвычайно низкий уровень жизни большинства его населения. Не исключено, что через небольшой промежуток времени вышеупомянутый референдум будет проведен, и тогда формальное государство Косова2 появится на политической карте мира.
1 Документ ООН 8/ЯЕ8/1244 (1999). - 8/2001/926. - С. 13.
2 Албанское название края.