ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ОППОЗИЦИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Баходыр ЭРГДШЕВ
доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института изучения гражданского общества (Ташкент, Республика Узбекистан)
При исследовании процессов политической модернизации явственно ощущается потребность изучения ряда новых проблем, связанных, в частности, с партийным строительством. Вероятно, самая сложная из них — эволюция института парламентской оппозиции. Это обусловлено тем, что говорить надо о законодательной власти — сравнительно новой и во многом авангардной для стран региона, способной самостоятельно стимулировать демократические процессы. Кроме того, речь идет о партиях, которые своим политическим весом могут содействовать принятию оптимальных для общества законов.
Согласно общепринятому определению парламентская оппозиция — группа депутатов или фракция какой-либо партии,
представленная в высшем органе законодательной ветви власти, но не участвующая в формировании правительства и выступающая по ряду принципиальных вопросов против его политики1. В современной об-
1 См.: Hockin Т. The Role of the Loyal Opposition in Britain’s House of Commons: Three Historical Paradigms // Parliamentary Affairs, 1972, Vol. 25, No. 25. P. 50—54; Козлов A.E. Парламентское большинство и оппозиция. М.: Фонд развития парламентаризма в России, 1995. С. 32—34; Blondel J. Political Opposition in the Contemporary World // Government and Opposition, 1997, Vol. 32, Issue 4. P. 462; Cowley P., Darcy D., Mellors C., Neal J., Stuart M. Mr Blair’s Loyal Opposition? The Liberal Democrats in Parliament // Journal of Elections, Public Opinion & Parties, 2000, Vol. 10, Issue 1. P. 100—116; Nijzink L. Opposition in the New South African Parliament // Democratization, 2001. Vol. 8, Issue 1. P. 53—68; Миронов H. Институционализация политической оппозиции // Сравнительное конституционное обозрение, 2004, № 4.
щественно-политической мысли стран Центральной Азии оппозиционность в регионе как таковая исследуется достаточно объемно2, однако практически не изучена ее самая сложная часть — парламентская оппозиция.
С. 41—44; Helm L. Five Ways of Institutionalizing Political Opposition: Lessons from the Advanced Democracies // Government and Opposition, 2004, Vol. 3, Issue 1. P. 22—54; Чеботарев A.E. Оппозиция как институт политической системы (на примере Республики Казахстан). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит. наук. Алматы, 2007. 24 с.
2 См.: Олимова С. Политические партии и
многопартийность в Таджикистане // Центральная Азия и Кавказ, 1997, № 1; Карсаков И. Особенности трансформации политической системы Казахстана
в конце 80-х — середине 90-х годов // Центральная Азия и Кавказ, 1998, № 1; Курманов 3. Парламентские выборы в Кыргызстане 2005 года и крах политического режима А. Акаева // Центральная Азия и Кавказ, 2005, № 3 (39).
В предлагаемой статье предпринята попытка изучить чужой и проанализировать свой опыт, понять специфику происходящих изменений, выявить их механизмы, оценить их влияние на состояние политических режимов и определить перспективы парламентской оппозиции. Автор исходит из того, что становление упомянутого института происходит в странах, «где никогда не было многопартийной системы, профессионального парламента, легальной оппозиции, независимой прессы, реальной свободы совести и независимых профсоюзов, где неправительственные организации были просто неведомым по-нятием»3.
3 Назарбаев Н.А. Выступление в Норвежском институте международных отношений. 3 апреля 2001 года // Веб-сайт Президента РК [www.akorda.kz].
Предыстория
Вопрос о необходимости становления современного отечественного института оппозиции ставился еще в конце 1980-х годов, при существовании единого Советского государства. Так, М. Горбачев указывал на возможность будущего перехода КПСС в оппозицию. Нужно использовать политические методы в идеологической работе, утверждал лидер СССР, убеждать людей голосовать на выборах всех уровней за представителей Коммунистической партии, а если это не удастся, — сформировать конструктивную оппозицию, поддерживая разумные меры властей и выступая против них, когда того потребует защита интересов трудящихся4.
В 1989 году впервые был создан некий прототип легальной парламентской оппозиции — Межрегиональная депутатская группа. В нее вошли примерно 380 делегатов Съезда народных депутатов СССР, а возглавили ее А. Сахаров, Ю. Афанасьев, Г. Попов, Б. Ельцин и В. Пальм. Так что нами в последующем рассматриваемый феномен развивался отнюдь не на пустом месте.
В условиях стимулировавшихся наиболее одиозными кругами КПСС центробежных политических тенденций, лидеры республик Центральной Азии в целом понимали важность формирования цивилизованной оппозиции.
Конструктивная, лояльная, здоровая
Понятие «конструктивная оппозиция» внедрялось в местный политический лексикон не только благодаря архитектору эпохи перестройки. Изучение материалов 1990-х
4 См.: Браун A. Горбачев, Ленин и разрыв с ленинизмом // Полис, 2007, № 6.
годов позволяет говорить о влиянии на политическую практику оппозиции конституционно-законодательного опыта ФРГ.
В свое время в Западной Германии (а также в современной Германии) термин «конструктивная оппозиция» использовался (и используется) достаточно широко. Так, парламентские партии страны, проигравшие на выборах, обязаны проводить конструктивную политику, предлагать альтернативные решения, обсуждать проблемы в ходе широких дискуссий. В целом немецкая парламентская оппозиция (вместе с профсоюзами) играет роль своеобразного амортизатора народного недовольства.
В республиках ЦА, как показывает анализ трудов их лидеров, под конструктивной понимается оппозиция, позитивно влияющая на темпы, динамику и результативность социально-экономических и общественно-политических реформ; под здоровой — партии, общественные движения, осознававшие, что гражданское согласие служит основной гарантией государственной независимости. Так, говоря о конструктивной оппозиции, президент Казахстан Н. Назарбаев отмечает такие ее черты, как социальная ответственность, разработка вариантов развития страны, которые будут ей во благо, а не разрушать все и вся5.
Указанные оценки в целом соответствуют общепринятым. Вместе с тем в моделях парламентской оппозиции речь идет и об общей культуре ответственности и обязательств (как правительства, так и оппозиции) в целях общего эффективного функционирования парламентской системы. Другая важная (историческая) сторона парламентской оппозиции — ее лояльность — рассматривается экспертами, как показано ниже, через призму единой и общей цели демократического строительства всех вовлеченных в него субъектов.
Проблема готовности к пониманию того, что «оппозиция — это зеркальное отражение власти, власть — зеркальное отражение оппозиции»
Провозглашая демократию и стабильность, лидеры республик ЦА заявляли о признании политических оппонентов только со своей конструктивной платформой, пониманием будущего общества с точки зрения эволюционного движения. Отмечается и востребованность — в условиях «голода на кадры» — выраженных лидеров и централизованного руководства6. В качестве факторов, сдерживавших развитие рассматриваемого института, региональные лидеры признают трудности перехода к рынку и демократии, «наэлектризованную нервную обстановку». Так, в Узбекистане подвергались политической критике «группы людей, все отрицающих», «строящих свою политику на негативном восприятии всего», «сознательно нагнетающих обстановку нервозности»7.
5 См.: Назарбаев Н.А. Нам суждено быть вечными друзьями. Интервью «Российской газете». Май 2006 года // Веб-сайт Президента РК [www.akorda.kz]. Казахстан в плане развития института парламентской оппозиции уникален во многих отношениях. Так, в Верховном Совете XIII созыва действовала парламентская оппозиция, возглавляемая депутатской группой «Прогресс», которая предложила пакет реформ под названием «Новая экономическая политика». Осенью 1994 года парламентская и непарламентская оппозиция объединили свои ряды на основе альтернативной правительственному курсу программы реформ.
6 См.: Веб-сайт радиостанции Би-би-си [bbcrussian.com], 25 марта 2005.
7 Комсомольская правда, 12 февраля 1993.
Здесь, как и в остальных четырех странах ЦА, появляется феномен так называемой обиженной оппозиции.
В Казахстане официально подвергались критике «крикливость», «всякий черный PR», «нападки друг на друга», «использование о собственной стране слов, которые не делают ей чести». «Это очень тяжело для небольшого населения Казахстана, для многонационального Казахстана, и это неумно, это неразумно»8, — столь эмоционально в середине 2005 года отвечал своим оппонентам Н. Назарбаев. Призывы «сделать выводы и понять, что они не перестают быть частью нашего общества, нашими гражданами»9 звучали и в выступлениях других представителей власти республики.
Специфика развития политической оппозиции в странах ЦА заключается в том, что в 1990-х годах здесь имело место своеобразное опережение интеллектуального роста официальной власти, связанное, в свою очередь, с профессиональным уровнем, квалификацией, опытом10. Однако, как показывает история продвинутых демократий, до тех пор, пока не будет установлена определенная планка политико-правовой культуры, культуры уважения верховенства права (причем у обеих рассматриваемых сторон), не может быть и речи о нормальном функционировании парламента и оппозиции11.
О некоторых рисках и вызовах
Опыт подтверждает, что планы наиболее деструктивных экстремистских сил в республиках ЦА в случае их реализации могли бы привести к политическому, социальному, экономическому, культурному коллапсу, беспорядкам и хаосу, потере управляемости государства. И самое опасное — вызвать дестабилизацию общественно-политической обстановки, человеческие жертвы и лишения людей, отбросив общество на десятки лет назад. Один из исторических примеров — гражданская война в Таджикистане.
Считаем, что опыт этой республики весьма ценен в плане изучения развития института политической оппозиции12. В связи с этим трудно не согласиться с утверждением нынешнего лидера РТ, что в принципе «щекотливые» и «щепетильные» вопросы (потому что они задевают национальную гордость) должны рассматриваться «ответственно, с учетом серьезного изучения всех факторов — и внутренних (связанных в том числе с проблемами и недостатками советского периода), и региональных (связанных, в частности с корыстными целями и вмешательством внешних сил и группировок)»13.
Таджикистан преподнес и в принципе неповторимые примеры того, как официальная власть и противостоявшая ей политическая оппозиция в конце концов приходят к
8 Назарбаев H.A. Стабильность — основа независимости. Интервью Главы государства журналистам республиканских СМИ // Веб-сайт Президента Республики Казахстан [www.akorda.kz].
9 Стенограмма пресс-конференции Госсекретаря РК Саудабаева К.Б. по поводу председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году // Веб-сайт Президента РК [www.akorda.kz], 1 декабря 2007.
10 Этот феномен отмечал еще известный казахский политолог Н. Масанов (см.: Новая Конституция и перспективы объединения демократических сил Казахстана // Дискуссионный клуб «Polyton» имени Н. Ма-санова [www.club.kz]).
11 Слова «оппозиция — это зеркальное отражение власти, власть — зеркальное отражение оппозиции» принадлежат спикеру парламента Кыргызстана А. Мадумарову (см. Веб-сайт радиостанции «Svoboda» [www.svoboda.org], 23 февраля 2003).
12 Так, еще в 1992 году от Демократической партии Таджикистана откололась группа под руководством А. Очилова, которая считала необходимым сотрудничество с тогдашним президентом республики К. Махкамовым, стремилась к власти как парламентская партия через нормальный политический процесс.
13 Рахмонов Э. Лекция по случаю Дня знаний в Таджикском аграрном университете. 1 сентября 2006 года // Веб-сайт Президента РТ [www.president.tj].
осознанию достижения высших национальных целей. В этих условиях глава государства выдвигает инициативу, поддерживаемую группой интеллигентов, некоего уникального общественного института, так называемого Общественного совета14. Главными целями Договора об общественном согласии в Таджикистане становятся формирование справедливого гражданского общества, содействие укреплению демократической, правовой, светской и социальной государственности.
Социальное иждивенчество и бывшая партийная номенклатура, их место в системе оппозиции
Характерными чертами и одновременно вирусами деструктивной оппозиции являются социальное иждивенчество, идеи уравнительства, зависть к чужому благосостоянию. Они во многом возникают из-за отсутствия должного учета властями материального положения народа, недостатка возможностей обеспечить собственное благополучие личными усилиями. И как результат — гражданская пассивность и маргинализация общества. (Известно, что одним из лекарств от указанной «оппозиционной» болезни являются благотворительные организации, которые «дают возможность гражданам проявить свою инициативу и выступить в роли некоего связующего звена между людьми и государством»15.)
Угрозой демократии (в том числе парламентской), другим социальным слоем деструктивной оппозиции является и «партийная номенклатура, все, что воспитывалось старой идеологической системой»16, «вчерашние госслужащие, освобожденные от должностей»17. Противодействие номенклатуре во многом ускорилось благодаря октябрьским событиям 1993 года в России, фактическим превращением всего российского высшего законодательного органа власти в парламентскую оппозицию, финальным концом этой политической драмы18.
Существуют отличия противодействия партийной номенклатуре в каждом из государств ЦА именно в контексте развития парламентской оппозиции. В Таджикистане, например, ортодоксия части элиты, задававшей тон в Коммунистической партии в период запрета ее политической деятельности, не устраивала тогдашнего лидера Р. Набиева, лавировавшего в очень сложной обстановке и шедшего на компромисс с оппозиционными силами. В Казахстане руководство страны предпочло путь перекройки по горизонтали и вертикали структур власти, фактического противопоставления разных групп внутри старой элиты, стимулирования жесткой конкуренции между ними, даже переноса столицы республики в Астану. В результате последнего, как отмечал Н. Масанов, «вся старая но-
14 См.: Рахмонов Э. Выступление на очередном заседании Общественного совета (Душанбе, 7 апреля 2006 г.) // Веб-сайт Президента РТ [www.president.tj].
15 Медведев Д.А. Отечественная благотворительность возрождает свои исторические традиции. 12 апреля 2006 года // Веб-сайт Всероссийской экспертной сети «Кремл.Орг» [www.kreml.org].
16 Каримов И.А. Мы убеждены в правильности избранного пути. 16 февраля 1996 года // Веб-сайт Президента Республики Узбекистан [www.press-service.uz].
17 Назарбаев Н.А. Нам суждено быть вечными друзьями. Интервью «Российской газете». Май 2006 года // Веб-сайт Президента Республики Казахстан [www.akorda.kz].
18 Подчеркивая это, мы не ставим целью отрицать способность части партноменклатуры к саморе-формированию. В Монголии начала 1990-х годов, к примеру, правившая в свое время партия — МНРП — сама реформировала парламентскую систему, провела альтернативные выборы, создала парламентскую оппозицию.
менклатура со своими связями, авторитетом и влиянием, впрочем, как и оппозиция, оказалась брошенной в Алматы и осталась не у дел»19.
Перманентная альтернатива программам, выдвигаемым парламентским большинством
В Узбекистане необходимость политической альтернативы декларировалась еще в начале 1990-х годов. «Оппозиция, — отмечал президент страны И. Каримов, — должна, на мой взгляд, базироваться на конкретных альтернативных программных документах, повторяю, на альтернативных программных каких-то позициях, если хотите, моделях, которые бы могли, соперничая с официальной точкой зрения, с официальной программой, вызывать либо уважение, либо неприятие со стороны населения»20. При этом важная роль в процессе создания политической альтернативы в республике отводилась действующим партиям. В 1997 году лидер страны ставит задачу организационного оформления оппозиции, придания ей соответствующего юридического статуса, при уважении конституционных и законодательных норм, ответственности в своих действиях за устойчивое и стабильное состояние государственного и общественного строя в стране, альтернативных проектах государственного обустройства21.
Лидер Казахстана, говоря о «безальтернативности открытого общества и рыночной экономики», в то же время отмечает: «Другой вопрос — как проводить модернизацию. Механизм модернизации — это ключевой вопрос внутреннего измерения национальной безопасности»22. В Кыргызстане новый руководитель страны призывает найти альтернативные пути выхода из положения, разработать программу вывода экономики на интенсивный путь развития и сокращения большого внешнего долга23. Понимая неизбежность капитализма, многие местные и зарубежные эксперты оспаривали безальтернативность «распространения на общество коммерциализации человеческих связей и отношений»24. Другими словами, считается, что в республиках ЦА фактически недооценивают способность выдвижения альтернатив всем спектром политических сил, включая левых.
Существуют две стороны изучения политических альтернатив парламентской оппозиции в странах региона. Первая, внутренняя, в которой (наряду с упомянутыми перспективами левых) есть признанные многими авторитетными политологами упущенные возможности общей оппозиции25, динамика постоянного уменьшения набора вероятных
19 Масанов H. Политическая и экономическая элита Казахстана // Центральная Азия и Кавказ, 1998,
№ 1.
20 Каримов И^. Указ. соч. «Мы политическую оппозицию понимаем как альтернативную, — отметит позже, на VI сессии Олий Мажлиса РУз первого созыва, 29 августа 1996 года лидер Узбекистана. — Во всех сферах жизни должна быть альтернатива» (Каримов ИЛ. «Готов спорить с любым оппонентом...» // Труд,
26 мая 1993).
21 См.: Каримов ИЛ. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса // Веб-сайт Президента РУз [www.press-service.uz].
22 Hазаpбаев H.A. Выступление в Норвежском институте международных отношений. 3 апреля 2001 года // Веб-сайт Президента РК [www.akorda.kz].
23 См.: Стенограмма диалога президента страны К. Бакиева на «прямой линии» с читателями газеты «Вечерний Бишкек». 6 апреля 2007 года // Веб-сайт Президента КР [www.president.kg].
24 Многообразие политического опыта. Беседа с политологом, преподавателем Европейского университета (Санкт-Петербург) В.Я. Гельманом // Веб-сайт журнала «Полис» [www.politstudies.ru].
25 Так считает, например, Э. Шац, профессор Университета Торонто (Канада) (см.: Дискуссионный клуб «Polyton» имени Н. Масанова. 9 декабря 2005 г. [www.club.kz]).
альтернатив действующей власти. Вторая, внешняя, так называемая безальтернатив-ность альтернативы, проистекающая из глобализации, угрозы быть «вытолкнутыми из «золотого миллиарда» в мир бедности и рабства»26.
По нашему мнению, эти две стороны заставляют парламентскую оппозицию искать, во-первых, иные возможности во внутренней политике в основном в социал-демократическом видении развития общественно-политических и социально-экономических реформ. Во-вторых, для парламентской оппозиции значительно уменьшаются шансы третьего пути, третьей силы, третьей модели, а периодически возникающие мировые кризисы (продовольственные, топливные и т.п.), «цветные революции», вторжение массовой культуры — еще одно тому подтверждение.
Связь парламентской оппозиции с общественным контролем
В Узбекистане трансформация депутатского корпуса, политических партий и неправительственных организаций в основной инструмент общественного контроля над деятельностью государственных и властных структур предусматривалась в рамках выдвинутой в январе 2005 года Программы демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны. Создание эффективной системы общественного контроля над исполнительной властью и управлением предполагает и Конституционный закон «Об усилении роли политических партий в обновлении и демократизации государственного управления и модернизации страны» (проект обнародован в ноябре 2006 г.).
В Казахстане законодательное усиление контроля парламентских фракций над формированием и деятельностью правительства предусмотрено инициированным Н. Назарбаевым 16 мая 2007 года проектом закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»27.
В Кыргызстане цель законодательной инициативы о выборах по партийным спискам — усиление политических партий и повышение их ответственности, общественного контроля политически активной части гражданского общества над деятельностью законодательной и исполнительной ветвей власти28 (т.е. Жогорку Кенеш сам является предметом общественного контроля).
В Таджикистане официальные власти призывают политические партии и депутатский корпус к общественному контролю над распределением благотворительной помощи, пропагандой нравственности и духовности, соблюдением обрядов, традиций, соответствия последних нормам действующего законодательства29.
26 На перекрестье политики и науки. Беседа с философом, политологом, членом Федерального политического совета Союза правых сил РФ А.А. Кара-Мурзой // Веб-сайт журнала «Полис» [%'%'%'. politstudies.ru].
27 См.: Стенограмма пресс-конференции Госсекретаря и руководства Администрации Президента РК // Веб-сайт Президента РК [www.akorda.kz].
28 См.: Бакиев К. Выступление на встрече с профессорами, преподавателями, студентами и работниками высших и средних профессиональных учебных заведений Бишкека 28 сентября 2007 года // Веб-сайт Президента КР [www.president.kg].
29 См.: Рахмон Э. Речь на общереспубликанском совещании по регулированию проведения национальных обрядов и религиозных традиций. 24 мая 2007 года // Веб-сайт Президента РТ [www.president.tj].
Опыт Узбекистана
В феврале 2005 года, то есть во второй месяц функционирования нового, двухпалатного парламента республики, — депутатские фракции ряда партий: Либерально-демократической, Национально-демократической «Фидокорлар», Социал-демократической «Адолат» в нижней палате Олий Мажлиса — сформировали Демократический блок (прообраз парламентского большинства). В свою очередь, Народно-демократическая партия (НДПУ) провозгласила себя оппозиционной партией меньшинства, левым крылом реформаторских сил, участником здоровой межфракционной борьбы, сторонником политического плюрализма и парламентской состязательности. В стране были созданы условия для дальнейшего развития парламентской демократии.
Обсуждавшийся достаточно длительное время и вступивший в силу с 1 января 2008 года Конституционный закон «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» дает следующее определение парламентской оппозиции: «фракции политических партий, а также депутатов, избранных от инициативных групп избирателей, не разделяющих курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления»30.
Какие конкретно права предоставляются парламентской оппозиции Конституционным законом? Прежде всего — создание и укрепление механизмов разработки и внесения альтернативных редакций проектов закона одновременно с докладом по соответствующему вопросу ответственного комитета нижней палаты парламента; использование в полной мере процедуры занесения в протокол пленарного заседания нижней палаты своего особого мнения по обсуждаемым вопросам; реализация гарантированного участия представителей парламентской оппозиции в согласительной комиссии по отклоненному верхней палатой закону и т.д.
Вся вертикаль парламентской оппозиции: от центра до регионов
В Казахстане, считает лидер страны, центр тяжести современного этапа реформ переходит именно на места. В силу этого политические партии должны стать «народными», «решающими проблемы казахстанцев на местах», «партиями не только больших, но и малых дел», «целенаправленно искореняющими недостатки», активно «работающими в маслихатах». Представительная власть как в центре (парламент), так и на местах (масли-хаты), обязана, отмечает Н. Назарбаев, обеспечивать контроль «за акимами на местах», преодолевать «тихий саботаж и сопротивление» чиновников, осуществлять «контрольные функции в отношении глав исполнительной власти»31.
30 Определение фракций, их блоков, созданных в парламенте страны в качестве парламентского большинства или оппозиционных, вводится в национальное законодательство в развитие статьи 34 Конституции РУз, содержащей положение о том, что никто не может ущемлять права, свободы лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, в представительных органах власти.
31 Назарбаев Н.А. Выступление на заседании Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. 6 июня 2006 года // Веб-сайт Президента РК [www.akorda.kz]; Назарбаев Н.А. Выступление на внеочередном IX съезде РПП «Отан». 4 июля 2006 года // Веб-сайт Президента РК [www. akorda.kz]; Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана. Март 2007 года // Веб-сайт Президента РК [www. akorda.kz]; Назарбаев Н.А. Выступление на XI внеочередном съезде НДП «Нур Отан». 4 июля 2007 года // Веб-сайт Президента РК [www.akorda.kz].
В Узбекистане НДПУ как партия парламентской оппозиции ставит задачу: выявить недостатки, которые мешают повышению социальной эффективности реформ, гласной конструктивной критике тех, кто в этих недостатках конкретно виноват. В деятельности партии большое внимание уделяется практической реализации законов, решению вопросов бюджетной политики, регионального социально-экономического развития, обеспечения занятости населения, инвестиционной деятельности и т.п., которые отнесены прежде всего к компетенции местных органов государственной власти32. НДПУ считает, что углубление социального вектора реформ — сфера компетенции местных представительных органов государственной власти. Очень важно, полагают в партии, чтобы на местах обеспечивалось выявление недостатков и проблем, сдерживающих повышение социальной эффективности реформ33.
Возникающие концептуальные вопросы
Трудно не согласиться с некоторыми политологами, отмечающими, что в Казахстане на данный момент нет четкого понимания различий между правящей партией и парламентским большинством — ведь есть решения, которые должны приниматься квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Права парламентского меньшинства необходимо обговорить и прописать при формировании как парламента, так и правительства. Следует также продумать механизм взаимодействия «правящая партия — президент» и вообще «парламентские партии — президент». Кроме того, необходимо определиться по иерархии взаимоотношений президента и парламента, механизму согласования при формировании правительства34.
Важно помнить, что оппозиционность не умаляет, а, напротив, делает более необходимым для той или иной политической партии провозглашаемый ею тезис о борьбе за политическую власть. Дальнейшее развитие парламентской оппозиции требует от политических партий, прежде всего от партий социал-демократической направленности, вновь вернуться к проблеме конкретных слоев электората, составляющих их социальную основу, определить, где они в основном проживают, выявить их интересы. Статус парламентской оппозиции требует также разработки вопросов обеспечения целостности и эффективного взаимодействия парламентской и партийной деятельности.
Повторим, что сегодня необходимо вернуться к опыту социал-демократических партий, особенно тех, которые долго находились или находятся в парламентской оппозиции. «Мы не единственные в мире, кто применяет подобный опыт, — отмечает в этой связи Н. Назарбаев. — К примеру, Социал-демократическая рабочая партия Швеции, насчитывающая около миллиона человек, возглавляла правительство 56 лет, в течение которых в стране проводятся выборы с момента введения всеобщего избирательного права. Стратегическая линия шведских социал-демократов, направленная на защиту интересов большинства населения, постепенно улучшила ситуацию в стране и вывела
32 См.: Добиваться неукоснительного исполнения законов. 24 ноября 2005 года // Веб-сайт НДПУ [www.xdp.uz].
33 См.: Проявлять инициативу в реализации социального вектора реформ. 18 мая 2006 года // Веб-сайт НДПУ [www.xdp.uz].
34 См.: Назарбаева Д. Выступление на заседании Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в РК 9 октября 2006 года в Астане // Веб-сайт Международного института мировой политики [www.iiwp.kz].
уровень жизни и социальной защищенности на тот рубеж, который называется «шведским чудом»35.
Вестминстерская или скандинавская?
Принятая в Великобритании модель парламентской оппозиции опирается на двухпартийную систему, при которой четко определена ответственность оппозиции. Однако в этой модели, во-первых, не представлены крупные группы электората, во-вторых, затруднено их участие в процессе принятия решений. В другой модели, континентальной, предусмотрены широкое представительство политических партий, высокая степень легитимности и поддержки среди избирателей, однако достаточно трудно определить, кто участвовал в принятии конкретного решения и кто несет личную за него ответственность.
В любом случае (а каждая центральноазиатская модель будет уникальной и симбио-тичной36) важно обеспечить равенство парламентского большинства и парламентской оппозиции. Следует учитывать вестминстерско-скандинавский опыт, в том числе в отторжении от себя неконституционных форм противостояния. И, наконец, парламентской оппозиции стран ЦА, памятуя о зарубежном опыте, следует предлагать альтернативы правительству, используя прямые трансляции СМИ (особенно телевидения) и широкое экспертное сообщество.
Парламентской оппозиции республик региона целесообразно использовать и другие средства. Это может быть «День оппозиции» в парламенте, когда вносимые ею для рассмотрения вопросы могут иметь приоритет над правительственными; здесь и практика «Вопросы премьер-министру — раз в неделю». В финансировании оппозиционных структур вызывает интерес возможность предоставлять гранты для целенаправленного изучения и анализа текущей политики. Кроме того, можно использовать традицию постоянных консультаций фракций с руководством партии и ее территориальными подразделениями.
Почему надо готовиться к «теневому кабинету» долго и упорно, почему пока рано принимать законы об оппозиции?
Теневой Кабинет министров отвечает как за конструктивную критику работы правительства, так и за разработку и развитие альтернативных стратегий, то есть эта структура представляет собой «government-in-waiting» — «правительство в ожидании». Дан-
35 См.: Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на VII съезде Гражданской партии Казахстана. 10 ноября 2006 года // Веб-сайт Президента РК [www.akorda.kz].
36 Вот пример уникальности — один из лидеров антиакаевской оппозиции К. Бакиев стал руководителем Кыргызстана при содействии парламента, избранного в результате выборов, которые сама оппозиция называла недействительными. До того К. Бакиев выражал согласие с решением Верховного суда страны, аннулировавшего итоги голосования.
ная традиция полезна и тем, что предотвращает частую смену правительств, сильную нестабильность, внезапные резкие изменения в политике, когда оппозиция получает большинство, — «на то и щука в речке, чтобы карась не дремал»37. (Хотя существуют возражения, что в республиках ЦА уже есть свои теневые кабинеты в лице администраций глав государств38, а если смотреть шире, то теневой кабинет глобализации находится в Америке39.)
Принятие в республиках ЦА законов об оппозиции будет лишь частичным решением проблем становления рассматриваемого нами института. Во-первых, эти законы не могут стать ответами на все вопросы, неизбежно будут содержать лазейки и опираться именно на существующую правовую культуру. Во-вторых, концентрация всех процедур относительно оппозиции в одном законе может сковать процессы взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти. В-третьих, если правительство и оппозиция не видят надобности в законодательном оформлении своих отношений, то специальный закон им не поможет: иногда в политике более плодотворны неформальные механизмы.
Общенациональная идея в парламентской оппозиции
В Великобритании лояльность оппозиции формировалась веками. Эта лояльность заключается в том, что, хотя парламентская оппозиция порой и не соглашается с политикой правительства, она в принципе никогда не возражает против королевы или государства в целом. Два лагеря в законодательном органе — большинство и меньшинство — имеют аналогичную цель: стабильность в стране, счастье и процветание народа, а любые разногласия касаются методов, используемых для достижения этой цели40.
В Казахстане власть призывает к созданию сильных, конкурентоспособных партий, обладающих мощной социальной базой, способных выявлять и транслировать интересы населения, цивилизованно конкурировать между собой за голоса избирателей, объединенных общенациональной идеей (вывести Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. — Б.Э.), конструктивно сотрудничающих между собой41.
В Узбекистане общенациональная идея — мир в стране, благосостояние народа, прогресс Отчизны — является общепризнанной для всех пяти политических партий (в том числе партии парламентской оппозиции), они строят свою конкретную политику на четком приоритете национальных интересов. В Таджикистане воссоздание национальной идеи относят фактически к 1989 году, к принятию 22 июля закона «О языке»42. Одна из национальных идей в Кыргызстане — Здоровая нация — процветающая страна43.
37 См.: Schwartz H. The Struggle for Constitutional Justice in Post-Communist Europe. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 24.
38 См.: Веб-сайт радиостанции «Немецкая волна» [dw-wold.de], 30 октября 2003.
39 См.: Liberation, 29 January 2004.
40 Единство действий, «американский патриотизм», когда все внутренние противоречия отходят на второй план, можно проследить и во многих действиях меньшинства в Палате представителей Конгресса США.
41 См.: Назарбаев Н.А. Выступление на внеочередном IX съезде РПП «Отан». 4 июля 2006 года.
42 См.: Рахмон Э. Выступление в честь 10-летия Дня национального единства. 5 ноября 2007 года // Веб-сайт Президента РТ [www.president.tj].
43 См.: Бакиев К. Здоровье наших людей — это тот бесценный ресурс, без которого невозможно развитие общества, невозможно будущее народа // Веб-сайт Президента КР [www.president.kg].
•к -к -к
Очевидно, что в странах ЦА парламентская оппозиционность создается не как самоцель. Конечно, сегодня она еще мало что значит для большинства окружающих нас людей, то есть для рядовых избирателей. Вместе с тем во всем мире популярность любых партий обеспечивается их активной деятельностью на благо своих сторонников, в том числе в высшем законодательном органе страны. Другими словами, чтобы быть влиятельной и авторитетной, партия должна работать не только во время избирательных кампаний44. Любой интерес к деятельности фракций в системе парламентской демократии, как правило, быстро остывает, если партия не говорит о том, что тревожит народ.
44 См.: Назарбаев Н.А. Стабильность — основа независимости. Интервью журналистам республиканских СМИ (середина 2005 г.) // Веб-сайт Президента РК [www.akorda.kz].