УДК 7.041.2
ББК 79.0
Б01 10.18688/аа2313-6-48
Х. В. Шумилова, О. В. Щедрова
Парковая скульптура усадьбы Кусково. Современные проблемы изучения и реставрации
Скульптура паркового ансамбля Кусково неоднократно становилась предметом исследования [3; 5; 6; 8; 9; 10; 11; 16; 17; 18; 19; 20; 21]. Однако работы, ставшие частью масштабной комплексной реставрации, проходившей в 2018 г. в связи с празднованием юбилея усадьбы, позволили по-новому взглянуть на уникальные памятники. Первые результаты проведенных работ уже были опубликованы; проанализирован опыт многих поколений предшественников, выявлены и зафиксированы различные этапы реставрационного вмешательства [12; 13; 14]. В представленном исследовании с привлечением новых архивных материалов подробнее изучена история бытования, уточнена атрибуция, а также определены современные проблемы сохранения.
История формирования дворцово-паркового ансамбля, практически не изменившего свой первоначальный облик, традиционно связывается с именем доверенного лица владельца усадьбы П. Б. Шереметева Ю. И. Кологривова [1]. Выступая здесь в качестве архитектора, консультанта по приобретению скульптуры и даже, по одной из версий, автора эскизов некоторых статуй [4], используя опыт работы в Летнем саду Санкт-Петербурга и в Петергофе, он сформировал самое раннее из дошедших до наших дней собрание круглой пластики Москвы и Подмосковья.
Часть скульптуры была выполнена итальянскими мастерами в Петербурге, часть приобретена непосредственно в Италии [2], а часть, по некоторым сведениям, создана московскими мастерами: «Московский мастер Василий Панов и помощник его Мартын Андреевич украсили кусковский парк несколькими десятками статуй» [8].
Коллекция усадьбы пополнялась из разных мест в несколько этапов. Об этом свидетельствует появление двух Венер, двух Диан, трех Меркуриев и др. Гранитные постаменты прибыли, скорее всего, из Петербурга, поскольку они идентичны постаментам из Летнего сада и Петергофа. После переезда Шереметева из Петербурга в 1770 г. в усадьбу была перевезена практически вся коллекция скульптуры из парка дворца на Фонтанке [5].
Дополняет и организует пространство парка колонна со статуей Минервы из белого мрамора, установленная в 1779 г. Выполнена она была скульптором Архипом Ивановым, известным автором трактата о живописи, из «пожалованного Ея Величеством мрамора» [7].
О том, что скульптура страдала от агрессивного воздействия окружающей среды, свидетельствует указание Шереметева, которое он оставил управляющему имением Ф. Звереву, уезжая в Петербург в 1751 г.: «Статуи, которые в саду, сыскав тех мастеров, которые их делали — вычистить» [7].
Рис. 1. Статуя «Геркулес» (Ск-65), фрагмент. XVIII в. Мрамор белый. Музей-усадьба «Кусково», Москва, Россия. а - До реставрации. Июль 2019 г. Ь - Архивная фотография, фототека музея-усадьбы «Кусково». 1979
Ориентируясь на сложившуюся в Петербурге систему ухода за памятниками, на зиму статуи и бюсты закрывали холщовыми мешками для защиты от дождя и снега. А в сохранившихся документах употребляются те же термины при описании сохранности, что и в Летнем саду: «скульптура повреждена», «голова отшиблена» [11; 15]. В этот период стремились исключительно к восстановлению декоративных качеств, согласно сформировавшимся к середине XVIII в. эстетическим представлениям.
Следующий этап реставрационных работ был связан с необходимостью восстановления и чистки скульптуры после войны 1812 г. Описи 1814-1815 гг. свидетельствуют о том, что парк и скульптура в нём сильно пострадали, когда здесь располагались войска маршала Нея [17].
В середине XIX в. необходимость очистить статуи зафиксирована в «Условиях подрядчика Кабанова Ивана Макарова» 1865 г. [18]. В документе указано, что колонну следует «переладить и выполировать», а скульптуру Минервы «вычистить» [16].
Сведений о бытовании скульптуры в первой четверти XX в. почти не сохранилось, но уже 19 апреля 1933 г. ее состояние было названо «катастрофическим»1. Тогда же было принято решение о необходимости принятия экстренных мер для спасения шедевров от неминуемой гибели, однако реставрация так и не проводилась.
В очередной раз о ней заговорили в августе 1940 г. Вместе с сотрудниками музея-усадьбы «Кусково» скульптуру осматривала ленинградский специалист Ж. Мацу-
1
ЦГАСПб. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 16. Л. 26.
Рис. 2. Бюст «Оттон» (Ск-112), фрагмент. XVIII в. Мрамор белый. Музей-усадьба «Кусково», Москва, Россия. а - До реставрации. Июль 2019 г. Ь - Архивная фотография, фототека музея-усадьбы «Кусково». 1979
левич, хорошо известная своим опытом работы со скульптурой Летнего сада. Составленный «Акт по определению необходимых реставрационных работ парковой скульптуры Музея „Усадьба Кусково в XVIII веке"» содержит перечисление скульптур, описание их состояния сохранности, включающее отметки о неудачных предшествующих ремонтах и перечень необходимых работ по реставрации. Согласно списку, в реставрации нуждалось 45 статуй и бюстов из парка и 6 статуй в нишах грота. В декабре 1940 г. был составлен технический отчёт, который включал работы по промывке, расчистке, склейке, укреплению и доделкам по аналогии. К работам должны были приступить летом 1941 г., однако начало Великой Отечественной войны потребовало укрытия скульптуры в подвалах дворца, и следующий этап реставрации связан уже с восстановлением парка после войны. Тогда проводились промывка и восстановление утрат.
Систематически и планомерно реставрационными работами начали заниматься с середины 1950-х гг. Осуществлялись промывка, шпаклевка, тонировки, доделки, поскольку памятники неоднократно страдали от рук вандалов2.
Значительный этап в истории бытования памятников приходился на 1979-80-е гг. Были проведены промывка, удаление загрязнений, доделка, сборка, докомпоновка, ма-стиковка3.
РГАЛИ Ф.962, Оп.11. Ед.хр. 199.
Научный архив музея-усадьбы Кусково. Ск-54 Реставрационный паспорт.
Рис. 3. Бюст «Оттон» (Ск-112), фрагмент. XVIII в. Мрамор белый. Музей-усадьба «Кусково», Москва, Россия. Архив ООО «РМ «Наследие», 2019
В 1998 г. сотрудниками ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря была произведена очистка, удаление стойких клеевых и цементных масс, мастиковка швов и сколов, восполнение, склейка, многократная пропитка4.
Говоря о реставрации и сохранении памятников садово-парковой скульптуры, нельзя не отметить еще один момент: на сегодняшний наиболее перспективным, признанным ведущими специалистами является путь музеефикации оригиналов и замены их отливами. Он начал постепенно осуществляться в Петербурге: в Летнем саду, в Петергофе, в Гатчине. Однако при этом проблема реставрации памятников не только не снимается, но и обретает особую актуальность.
В Кусково реставрация 64 предметов и замена на копии (репродукции) 20 была проведена в течение 2019 г. Первый этап работ был связан с центральной аллеей парка — партером, где стояли 16 бюстов на постаментах. Второй этап затронул оставшиеся 39 скульптур из парка и 11 из фондов музея (работы проходили с июля по ноябрь 2019 г.).
Состояние сохранности памятников было характерным для парковой скульптуры из белого мрамора, находящейся под открытым небом более 250 лет. Присутствовали саже-пылевые и атмосферные загрязнения, вся поверхность камня была покрыта плотной биопленкой (водоросль, лишайники, микроскопические грибы, мхи, следы жизнедеятельности насекомых — паутина, муравейники, паучьи яйца, следы птичьего помета). В углублениях форм была обнаружена обогащенная гипсом патина (черные гипсовые корки) — один из опаснейших для мрамора видов разрушений.
4
Научный архив музея-усадьбы Кусково. Ск-61 Реставрационный паспорт.
Рис. 4. Бюст «Вителий» (Ск-53), фрагмент. XVIII в. Мрамор белый. Музей-усадьба «Кусково», Москва, Россия. а - В процессе реставрации, после промывки. Архив ООО «РМ «Наследие», 2019. Ь - Архивная фотография, фототека музея-усадьбы «Кусково». 1979
Наблюдалось локальное изменение цвета камня: зоны, потемневшие от въевшихся в структуру загрязнений. В связи со специфической особенностью данного мрамора (железистые включения в структуре камня) на поверхности наблюдались многочисленные пятна ржавчины, участки, окрашенные в светло-желтый, оранжевый и буро-коричневые цвета, образовавшиеся вследствие регулярного воздействия атмосферных осадков.
Значительные площади поверхности были выветрены, наблюдалась грануляция кристаллов мрамора, эрозия, что привело к потере пластики и авторской обработки поверхности у большей части предметов. Если сравнить фотофиксации скульптуры «Геркулес» (Ск-45) 1979 и 2019 гг. можно увидеть, насколько за последние 40 лет изменился памятник: произошла утрата авторской пластики по всей поверхности, особенно это заметно на лице, волосах, ступнях ног, шкуре льва — участках с детализацией, с более сложным рельефом (Рис. 1). До наших дней дошло не более 10 % авторской поверхности с сохранившейся первоначальной обработкой (на икрах ног можно видеть незначительные участки, где ещё наблюдается гладкая, шлифованная, более плотная поверхность).
На бюсте «Оттон» (Ск-112) можно наблюдать схожую картину (Рис. 2). Только в данном случае не удалось обнаружить участки сохранившейся первоначальной поверхности. До начала реставрационных работ был зафиксирован шов склейки (на шее), заполненный мастикой при предыдущей реставрации в 1979 г. (Рис. 3). Стоит отметить, что
докомпоновочный состав к 2019 г. был выше камня по уровню на 1-1,5 мм, что говорит о том, что буквально за последние десятилетия была настолько утрачена авторская пластика. Также изменение поверхности мы можем проследить и на бюсте «Красноречие» (Ск-52), бюсте «Вителий» (Ск-53) (Рис. 4) и др. Благодаря сохранившимся архивным материалам можно проследить сохранность скульптуры до столь значительной утраты пластики.
К сожалению, данный процесс разрушения необратим, реставрация может лишь замедлить его, но не остановить. И, как бы ни хотелось видеть в парках оригинальные памятники, всё же стоит осознать, что в ближайшие десятилетия они уже будут выглядеть совершенно иначе, не такими, как их видели хозяева во времена рассвета усадьбы.
Все вышеперечисленные факторы разрушения камня хоть и очень трагичны, но всё же естественны и закономерны, однако стоит упомянуть и еще об одном, который, казалось бы, при уровне развития современного общества, должен уже давно исчезнуть. На памятниках были обнаружены многочисленные следы антропогенного воздействия: отпечатки монет (ржавые пятна округлой формы); царапины и надписи (нецензурного содержания), вырезанные острыми предметами; следы от подошвы обуви; граффити, сделанные ручкой, фломастерами и карандашами; расшатанные фрагменты (с опоясывающими трещинами на швах склейки); следы от губной помады; многочисленные участки, затертые «на удачу» до блеска руками посетителей и т. д.
Работы по демонтажу первой партии предметов были выполнены в январе 2019 г. 16 бюстов с ножками из серого мрамора перевезли в реставрационные мастерские. Также были проведены мероприятия, направленные на приведение в экспозиционное состояние 16 пьедесталов, из которых 8 были подлинными, выполненными из гранита, и 8 — более поздних — были изготовлены из бетона и окрашены.
При проведении промывки поверхности памятников были обнаружены многочисленные следы предыдущих реставрационных работ: деструктированные, изменившиеся в цвете мастиковки, которые имели слабую адгезию с каменным основанием, швы склейки были поражены биологическими деструкторами, в связи с чем было принято решение о полной замене всех докомпоновок, выполненных из полимерных материалов (вставки из натурального камня, находящиеся в удовлетворительном состоянии,
Рис. 5. Бюст «Америка» (Ск-99). XVIII в. Мрамор белый. Музей-усадьба Кусково, Россия. а - перенесенный на кальку вырезанный на дне бюста текст. Архив ООО «РМ «Наследие», 2019. Ь - Днище бюста, в процессе реставрации, после промывки. Архив ООО «РМ «Наследие», 2019
были сохранены и установлены по месту). При удалении старых мастиковок и вставок было извлечено большое количество пиронов (крепежей) из черных и цветных металлов, которые были заменены на инертные материалы (углеволоконные и стеклово-локонные стержни). После проведенных промывок и расчисток выполнялось структурное укрепление и инъектирование в трещины клеевого состава. Были восполнены утраченные фрагменты, поздние вставки заменены на новые. Также была выполнена мастиковка дефектов поверхности: закрыты трещины, докомпонованы крупные сколы, которые были замастикованы при прошлой реставрации; мелкие щербины и незначительные сколы мастикой не заполнялись, так как они не влияли ни на эстетическое восприятие памятника, ни на его сохранность. Тут хочется отметить, что такое же решение, судя по всему, принималось и при предыдущей реставрации, проведенной специалистами ВХНРЦ им И. Э. Грабаря.
Все восполнения были выполнены с учетом принципа реставрационной отличимости (отличаются от исторического камня гладкой фактурой и цветом — на тон светлее).
В рамках данного этапа работ было отреставрировано 14 бюстов и сделано 16 копий (репродукций). Копии, изготовленные из полиэфирной смолы с большой концентрацией мраморной крошки, тонировались в цвет поверхности оригинальных бюстов (были точно повторены все индивидуальные, специфические особенности предметов
— рисунок камня, прожилы; зафиксированы изменения цвета исторического камня — «патина времени»).
В апреле 2019 г. прошел финальный реставрационный совет с привлечением специалистов из Государственного Эрмитажа, ГМЗ «Петергоф» и Музея городской скульптуры. После чего был произведен монтаж копий (репродукций) бюстов на партере парка (Илл. 137), а оригинальные памятники были переданы в фонды музея (в данный момент хранятся в «Американской оранжерее»).
Работы второго этапа по реставрации 50 скульптур начались в июле 2019 г. 36 предметов были демонтированы из парка, 11 — забраны из закрытых фондов музея, а 3
— реставрировались по месту в самом парке. Остальные памятники после демонтажа были перевезены для проведения работ в мастерские.
На данных объектах были проведены работы по схожей технологии, что и на первом этапе: промывка и расчистки от всех видов загрязнений, структурное укрепление и инъек-тирование трещин клеящим составом. Были воссозданы утраты и проведена замена поздних вставок ненадлежащего качества: произведена лепка мягких моделей из пластилина, после чего с них снимались силиконовые формы и был произведен «перевод» моделей в гипс, затем проводилась отливка в имитационном материале (полиэфирная смола с мраморной крошкой). Всего по данной технологии было изготовлено около 300 вставок.
На некоторых скульптурах в ходе реставрационного совета было принято решение воссоздать (благодаря найденной исторической иконографии) крупные утраченные фрагменты, но не монтировать по месту. Такое решение было связано с тем, что мрамор статуй очень ослаблен и были опасения, что он не выдержит настолько крупные вставки. Тем более что отверстий под крепления там не наблюдалось и пришлось бы сверлить исторический камень. Так как в самом парке экспонируется большое количество скульптур с аналогичными утратами (для воссоздания которых не нашлось иконографии), было принято решение, что и в данном случае отсутствующие конечности не испортят экспозиционный вид памятников.
Одной из самых сложных в работе была скульптура «Минерва» (Ск-71), стоящая на колонне. Первой и главной проблемой была ее устойчивость. Нижняя часть статуи была сильно ослаблена, наблюдались многочисленные трещины, в которых было обнаружено активное разрастание биодеструкторов. В нескольких точках трещины были сквозными, проходили через весь плинт. В верхней части колонны после демонтажа скульптуры был обнаружен значительной толщины пирон из черного металла (ок. 5 см в диаметре), негативно влияющий на сохранность капители и мраморного плинта.
На реставрационных советах было решено изготовить дублирующую основу и приклеить ее на дно, чтобы укрепить плинт, снять с него нагрузку. Данная укрепляющая пластина была изготовлена из полиэфирной смолы с мраморной крошкой, дополнительно проармирована стеклотканью.
В связи с тем, что экспонирование данной статуи под открытом небом небезопасно (из-за угрозы обрушения), а также из-за того, что на высоте (более 6 метров) колонны нет возможности регулярного мониторинга, профилактического ухода и укрытия на зиму, было принято решение о перемещении оригинала в фонды, а на колонну установить копию (репродукцию), что и было сделано.
Уникальность данного памятника состоит еще и в том, что «Минерва» — единственная скульптура, у которой есть металлический декоративный элемент — копье. Оно было выполнено в технике выколотки из медного сплава и позолочено (предположительно, гальваническим методом). Копье имело утрату навершия в виде пики, наблюдались множественные деформации и трещины, расхождение швов, присутствовала локальная утрата позолоты (ок. 40 %). Открытый металл, в местах утраты позолоты лишенный защиты от атмосферного воздействия, в значительной степени коррозировал. На реставрационном совете было решено, что будет проведена реставрация-консервация предмета, направленная больше на стабилизацию его состояния сохранности, с учетом его дальнейшего бытования в музейной среде, в связи с чем рихтовка деформаций не проводилась, утраты позолоты были затонированы без имитации подлинной позолоты, чтобы подчеркнуть процент ее сохранности. Для экспонирования под открытым небом было решено изготовить также копию копья.
Следует остановится подробнее на реставрации ещё одной скульптуры. По документам она была передана как «Флора» (Ск-84) (Илл. 138-139), однако в процессе работы среди других обломков скульптур в хранилище музея была найдена голова с полумесяцем в волосах и часть плинта с надписью «Диана», которые также были переданы в реставрационные мастерские. Данные находки помогли не только вернуть целостность памятнику, но и уточнить его атрибуцию. Интересно отметить, что на найденных фрагментах наблюдались следы подготовительных работ (для склейки разбитой скульптуры): выровненные контактные площадки, высверленные отверстия под крепежи; однако сами работы по неизвестным причинам произведены не были. Наблюдались значительные утраты, что не позволяло экспонировать статую в вертикальном положении, но при предыдущей реставрации они не восполнялись. Это единичный случай (из всех переданных скульптур), когда работы были начаты и остановлены в середине процесса; к сожалению, на данном этапе исследований найти причину этого нам не удалось.
В процессе проведения работ было сделано еще несколько примечательных открытий. При отделении бюстов от ножек (малых постаментов) были обнаружены контррельефные, вырезанные на днищах надписи, к сожалению, только на семи предметах:
«Америка» (Ск-99) (Рис. 5), «Африка» (Ск-97), «Азия» (Ск-48), «Вителий» (Ск-53), Бюст мужской («Архитектор Витрувий») (Ск-54), Бюст «Цезарь» (?) (Ск-55), Бюст юноши «Солнце» (Ск-57). На двух бюстах «Император Клавдий» (Ск-114) и «Император Калигула» (Ск-115) надписи были обнаружены на спинах.
Также в процессе работ было обнаружено, что вырубленные надписи на ножках (малых постаментах) не всегда соответствуют названиям бюстов; многие ножки были перепутаны между собой, а тексты на них зачастую замазаны цементным раствором (Илл. 137-138). При проведении расчистки и удалении раствора с литер были найдены соответствия между несколькими текстами на ножках и бюстами. Однако, это уже тема для отдельной публикации.
Все работы по реставрации и копированию (репродуцированию) парковой скульптуры завершились в ноябре 2019 г., был проведен открытый реставрационный совет с участием приглашенных специалистов из Музея городской скульптуры, ГМЗ «Петергоф», Академии художеств и Санкт-Петербургского государственного университета.
Двадцать оригиналов были заменены копиями и убраны в фонды для хранения в стабильных условиях. В рамках данных работ были отлиты копии (репродукции) из искусственного мрамора 2 парных львов, стоящих у дворца (Ск-89 и 90), ростовая статуя Минервы с копьем (Ск-71), 17 бюстов (16 с партера и бюст «Вителий» (Ск-53)).
Помимо скульптур, вместо которых установили копии, в экспозиции парка под открытым небом было решено заменить аварийные памятники другими предметами из закрытых фондов музея-усадьбы. Произведены следующие замены:
«Красноречие» (Ск-52) на «Бюст римского полководца в латах» (Ск-116), «Оттон» (Ск-112) на «Бюст молодого человека» (Ск-137), «Император Константин» (Ск-113) на «Бюст юноши в плаще» (Ск-131), «Император Клавдий» (Ск-114) на «Минерва» (Ск-120), «Император Калигула» (Ск-115) на «Марс» (Ск-119).
Бюсты Ск-52, 112, 113, 114 и 115 были отправлены на хранение в фонды, бюсты Ск-116, 137, 131, 120 и 119 — размещены в экспозиции парка на их местах. Данные памятники долгое время хранились в стабильных условиях, и их состояние сохранности на текущий момент не вызывало опасения.
Остальные памятники возвращены на свои места в экспозиции парка или в фонды музея. В фондовое помещение были переданы следующие предметы:
«Красноречие» (Ск-52), «Оттон» (Ск-112),
«Нептун» (Ск-72), «Император Константин» (Ск-113),
«Флора»/«Диана» (Ск-84), «Император Клавдий» (Ск-114),
«Сидящий лев» (Ск-89), «Император Калигула» (Ск-115),
«Сидящий лев» (Ск-90), «Демосфен» (Ск-125),
«Цербер» (Ск-91), «Бюст мужской в лавровом венке и панцире» (Ск-130),
«Цербер» (Ск-92).
Бюст «Вителий» (Ск-53) (оригинал) помещен на временное хранение в помещение «Американской оранжереи» вместе с формами для копирования.
Объем проведенных работ был очень значителен и требовал для его исполнения привлечение десятков специалистов. В результате совместной работы реставраторов и музейных сотрудников памятники приобрели экспозиционный вид; было стабилизировано их состояние; выявлены скульптуры, требующие более тщательного мониторинга; разработана программа дальнейшего ухода. Проведенные натурные и лабораторные исследования памятников, а также работа с архивными материалами позволили сделать открытия, благодаря которым была уточнена атрибуция предметов и восполнены некоторые имеющиеся пробелы в истории создания и бытования памятников.
Литература
1. Андросов С. О. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. — 272 с.
2. Вороблевский В. Г. Краткое описание села Спаскаго Кусково тож принадлежащаго его сиятельству графу Петру Борисовичу Шереметеву. — М.: Тип. Пономарева, 1787. —120 с.
3. Дедюхина В. С. Кусково как историко-культурный комплекс XVIII в.: дис... к. иск.— М., 1982.
— 204 с.
4. Каминская А. Г. Ю. И. Кологривов — деятель русской художественной культуры I половины
XVIII в.: автореф. дис. к. иск. — Л., 1982. — 28 с.
5. Рапопорт В. Л, Семенова И. Г., Тыдман Л. В., Унанянц Н. Т. Кусково. Останкино. Архангельское.
— М.: Искусство, 1981. — 140 с.
6. Ростовцева Г. А. Кусково. Регулярный парк Музея-усадьбы XVIII в. — М.: Сов. Россия, 1958. — 31 с.
7. Станюкович В. К. Материалы по старому Кускову (собранные В. К. Станюковичем). — М.: 1926.
— 49 с.
8. Шамурин Ю. И. Культурные сокровища России. Подмосковныя. — М.: Образование. 1912. — 25 с.
9. Шереметев С. Д. Кусково. — М.: Типо-лит. Н.И. Куманина, 1898. — 36 с.
10. Шереметев С. Д. Кусково до 1812 года — М.: типо-лит. Н.И. Куманина, 1899. — 40 с.
11. Штелин Я. Записки / Сост, пер. с нем., вступ. ст., предисл. к разделам и прим. К. В. Малиновского.
— М.: Искусство, 1990. — Т.1. — 446 с.
12. Шумилова Х. В. Реставрация парковой скульптуры музея усадьбы «Кусково» // Московское наследие — № 3. — М., 2020. — С. 60-68.
13. Шумилова Х. В., Щедрова О. В. Реставрация парковой скульптуры усадьбы Кусково // Реставрация и исследования памятников культуры. — Вып. 11. — СПб., 2021. — С. 170-178.
14. Шумилова Х. В., Щедрова О. В. Реставрация парковой скульптуры усадьбы Кусково // Материалы научной конференции памяти С.В. Ямщикова «Музей. Реставратор. Реставрация» — Сельцо Михайловское: Пушкинский Заповедник, 2022. — С. 148-162.
15. Щедрова О. В. Вопросы теории реставрации скульптуры в России в XVIII - первой половине
XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 552-560. ЭОЬ 10.18688/аа166-7-59
16. Яхненко Е. В. Проблемы реставрации и реконструкции декоративной пластики усадьбы Кусково // Скульптура XVIII-XIX вв. на открытом воздухе. Проблемы сохранения и экспонирования. — СПб.: Гос. музей городской скульптуры, 2010. — С. 82-91.
17. Яхненко Е. В. О сохранении и реставрации парковой скульптуры усадьбы Кусково. XVIII — XIX в. // Музей под открытым небом. Проблемы сохранения памятников из камня и бронзы. — СПб.: Знак, 2012. — С. 135-140.
18. Яхненко Е. В. О роли парковой скульптуры в русских садах и парках первой половины XVIII
века. // Университетские чтения: Сб. статей. — Вып. 22. — М.: Макспресс, 2012. — С. 214-219.
19. Яхненко Е. В. Об истории сохранения парковой скульптуры усадьбы Кусково в XIX в. // Музей под открытым небом. Современные подходы к сохранению скульптуры. — СПб.: Знак, 2015. — С. 39-44.
20. Яхненко Е. В. Иностранные мастера парковой скульптуры XVIII века. На примере усадьбы Кусково // Русская усадьба. Сб. ОИРУ — Вып. 21 (37). — М., 2017. — С. 159-165.
21. Яхненко Е. В. «Скульптурный текст» в пространстве французского регулярного парка усадьбы Кусково // Концептуал. Сборник научный трудов кафедры Философия и история. — Вып. 3. — М.: Московский финансово-промышленный университет Синергия, 2019. — С. 167-173.
Название статьи. Парковая скульптура усадьбы Кусково. Современные проблемы изучения и реставрации
Сведения об авторах. Шумилова, Христина Витальевна — заместитель генерального директора по реставрации ОКН, художник-реставратор. Реставрационная мастерская «Наследие», ул. Оружейника Федорова, д. 5, лит. А, пом. 1Н, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187; преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034; [email protected]; БРШ-код: 8420-0792; ОЯСГО: 0009-0002-9911-9521
Щедрова, Ольга Вячеславовна — старший преподаватель. Санкт-Петербургская Академия художеств имени И. Репина. Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034; [email protected]; БРШ-код: 7032-7009; ОЯСГО: 0009-0001-7751-593X
Аннотация. Судьба уникальной коллекции скульптуры работы итальянских мастеров середины - второй половины XVIII в. отражает специфику отношения к декоративной парковой скульптуре. Современные методы реставрации предполагают внимательное отношение к изучению материала, касающегося истории бытования памятников. В период расцвета ансамбля о них заботились, проводя превентивные меры консервации. Во время военных действий 1812 г. они страдали от актов вандализма. Значительный этап связан с восстановлением парка после Великой Отечественной войны. К сожалению, в последующие годы памятники подвергались усиливающемуся агрессивному воздействию окружающей среды и снова страдали от рук вандалов. Систематически и планомерно реставрационными работами начали заниматься с середины 1950-х гг., важным этапом в истории бытовании скульптур стали работы, осуществлявшиеся с 1998 г. сотрудниками ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. В 2019 г. Музей-усадьба Кусково отпраздновал свое 100-летие, к этому событию были приурочены работы по комплексной масштабной реставрации парковой скульптуры. К сфере реставрации в наши дни относится и практика музеефикации оригиналов и замены их отливами, при этом проблема реставрации памятников не только не снимается, но и обретает особую актуальность. Отреставрировано 64 памятника, из них 18 заменены на копии. Копии изготовлены из полиэфирной смолы с большой концентрацией мраморной крошки, тонированы в цвет поверхности оригинальных бюстов. Сравнительный анализ архивного фотографического материала и современного состояния сохранности свидетельствует об утрате авторской поверхности большинства скульптур, и появлении многочисленных следов антропогенного воздействия, что необходимо было учитывать при проведении работ. В результате совместного труда реставраторов и музейных сотрудников памятники приобрели экспозиционный вид; стабилизировано их состо-
яние; выявлены объекты, требующие более тщательного мониторинга; разработана программа дальнейшего ухода. Проведенные натурные и лабораторные исследования, а также работа с архивными материалами позволили сделать открытия, уточнившие атрибуцию и восполнившие некоторые пробелы в истории бытования памятников.
Ключевые слова: Кусково, скульптура 18 века, реставрация, история бытования, копия, консервация, музей
Title. Park Sculpture of the Kuskovo Estate: Current Problems of Study and Restoration
Authors. Shumilova, Khristina V. — deputy director for the restoration of cultural heritage sites LLC "Restoration workshop 'Heritage' ". Oruzheinika Fedorov ul., 5A, 191187 St. Petersburg, Russian Federation; lecturer. Saint Petersburg State University, Universitetskaia nab., 7/9, 199034 St. Petersburg, Russian Federation; [email protected]; SPIN-code: 8420-0792; ORCID: 0009-0002-9911-9521
Schedrova, Olga V. — head lecturer. St. Petersburg Repin State Academy of Arts, Universitetskaia nab. 17, 199034 St. Petersburg, Russian Federation; [email protected]; SPIN-code: 7032-7009; ORCID: 0009-0001-7751-593X
Abstract. The article deals with the fate of a unique collection of sculpture by Italian masters of the mid-second half of the 18th century, which reflects the specifics of the attitude towards decorative park sculpture. Modern restoration methods require careful attention to the study of material related to the history of the existence of monuments. During the heyday of the ensemble, it was taken care of by preventive conservation measures. During the hostilities of 1812, the sculpture suffered from acts of vandalism. After the WWII, the park went through a significant stage of restoration, when the sculpture was removed from the basements of the palace. Unfortunately, in the following years the monuments were exposed to increasingly aggressive environmental influences and again suffered from the hands of vandals. Systematic and planned restoration work began in the mid-1950s, with an important stage in the history of the existence of sculptures being the works carried out since 1998 by employees of the Grabar Art Conservation Center. In 2019, the Kuskovo Museum-Estate celebrated its 100th anniversary, and the works on a comprehensive large-scale restoration of the park sculpture were timed to coincide with this event. Nowadays, the practice of museumification of the originals and replacing them with casts does not resolve the problem of the restoration of monuments, which gains particular significance. In Kuskovo, sixty-four monuments were restored, twenty of which were replaced with copies. The copies were made of polyester resin with a high concentration of marble chips, tinted to match the surface color of the original busts. A comparative analysis of archival photographic material and the current state of preservation indicates the loss of the original surface of most of the sculptures and the presence of numerous traces of anthropogenic impact, which had to be taken into account when carrying out the work. As a result of the joint work of restorers and museum staff, the monuments acquired an exposition appearance: their condition has been stabilized, sculptures requiring more careful monitoring have been identified, and a further care program has been developed. The field and laboratory studies, as well as the work with archival materials, made it possible to clarify the attribution of the objects and to fill some gaps in the history of the existence of the monuments.
Keywords: Kuskovo, sculpture of the 18th century, restoration, history of existence, copy, conservation, museum
References
Androsov S. O. Ital'ianskaia skul'ptura v sobranii Petra Velikogo (Italian Sculpture in the Collection of Peter the Great). St.Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 1999. 272 p. (in Russian).
Dediukhina V. S. Kuskovo kak istoriko-kul'turnyi kompleks XVIII v (Kuskovo as a Historical and Cultural Complex of the 18th Century), Ph.D. Dissertation. Moscow, 1982. 204 p. (in Russian).
Iakhnenko E. V. Problems of Restoration and Reconstruction of Decorative Plastics of the Kuskovo Estate. Skul'ptura XVIII-XIX vv. na otkrytom vozdukhe. Problemy sokhraneniia i eksponirovaniia (Sculpture of the 18th-19th Centuries Outdoors. Problems of Conservation and Exposure). St. Petersburg, 2010, pp. 82-91 (in Russian).
Iakhnenko E. V. The Preservation and Restoration of the Park Sculpture of the Kuskovo Estate in the 18th-19th Centuries. Muzei pod otkrytym nebom (Open-Air Museum). St. Petersburg, 2012, pp. 135-140 (in Russian).
Iakhnenko E. V. The Role of Park Sculpture in Russian Gardens and Parks in the 19th Century. Universi-tetskie chteniia (University Readings. Collection of Articles), vol. 22. Makspress Publ., 2012, pp. 214-219 (in Russian).
Iakhnenko E. V. The History of Preservation of the Park Sculpture of the Kuskovo Estate in the 19th Century. Muzei pod otkrytym nebom (Open-Air Museum). St. Petersburg, 2015, pp. 39-44 (in Russian).
Iakhnenko E. V. Foreign Masters of Park Sculpture of the 18th Century. Russkaia usad'ba (Russian Manor), 2017, vol. 21(37), pp. 159-165 (in Russian).
Iakhnenko E.V. 'Sculptural Text' in the Space of the French Regular Park of the Kuskovo Estate. Kont-septual. Sbornik nauchnykh trudov kafedry Filosofiia i istoriia (Concept. Collection of Scientific Works of the Department of Philosophy and History), 2019, vol. 3, pp. 167-173 (in Russian).
Kaminskaia A. G. Iu. I. Kologrivov — deiatel' russkoi khudozhestvennoi kul'tury I poloviny XVIII v. (Yury Kologrivov, A Figure of Russian Culture in the First Half of the 18th Century), Ph. D. Dissertation. Leningrad, 1982. (unpublished) (in Russian).
Malinovskii K. V. (ed.) Shtelin Ia. Zapiski (Notes by Jakob Stehlin), vol. 1. Moscow, Iskusstvo Publ., 1990. 446 p. (in Russian).
Rapoport V. L.; Semenova I. G.; Tydman L. V.; Unaniants N. T. Kuskovo. Ostankino. Arkhangel'skoe (Kuskovo, Ostankino, Arhangelskoe). Moscow, Iskusstvo Publ., 1981. 140 p. (in Russian).
Rostovtseva G.A. Kuskovo. Reguliarnyi park Muzeia-usad'by XVIII v. (Kuskovo. Regular Park of the 18th Century Manor Museum). Moscow, Sovetskaia Rossiia Publ., 1958. 31 p. (in Russian).
Shamurin Iu.I. Kul'turnye sokrovishcha Rossii. Podmoskovnyia (Cultural Treasures of Russia. Moscow Region). Moscow, Obrazovanie Publ., 1912. 25 p. (in Russian).
Schedrova O. V. On the Issue of the Theory of Restoration of Sculpture in the 18th - First Half of the 19th Century in Russia. Zakharova A. V.; Maltseva S. V.; Stanyukovich-Denisova E. Yu. (eds). Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 6. Moscow, NP-Print Publ., 2016, pp. 552-560. DOI: 10.18688/aa166-7-59 (in Russian).
Sheremetev S. D. Kuskovo (Kuskovo). Moscow, Tipo-litografia N. I. Kumanina Publ., 1898. 36 p. (in Russian).
Sheremetev S. D. Kuskovo do 1812 goda (Kuskovo before 1812). Moscow, Tipo-litografia N. I. Kumanina Publ., 1899. 40 p. (in Russian).
Shumilova Kh. V. Restoration of the Park Sculpture of the Museum-Estate Kuskovo. Moskovskoe nasledie (Moscow Heritage), 2020, vol. 37, pp. 60-68 (in Russian).
Shumilova Kh.V.; Shchedrova O. V. Restoration of the Park Sculpture of the Kuskovo. Restavratsiia i issle-dovaniia pamiatnikov kul'tury (Restoration and Research of Cultural Monuments), 2021, vol. 11, pp. 170-178 (in Russian).
Shumilova Kh. V.; Shchedrova O. V. Restoration of the Park Sculpture of the Kuskovo. Muzei. Restavrator. Restavratsiia. Materialy nauchnoi konferentsii (Materials of the scientific conference "Museum. Restorer. Restoration"). Mikhailovskoe, Pushkinskii Zapovednik Publ., 2022, pp. 148-162 (in Russian).
Staniukovich V. K. Materialy po staromu Kuskovu (sobrannye V. K. Staniukovichem) (Materials on the Old Kuskovo). Moscow, 1926. 49 p. (in Russian).
Voroblevskii V.G. Kratkoe opisanie sela Spaskago Kuskovo tozh prinadlezhashchago ego siiatel'stvu grafu Petru Borisovichu Sheremetevu (A Brief Description of the Village of Spasskoe Kuskovo, Owned by His Lordship Pavel Borisovich Sheremetiev). Moscow, Tipografiia Ponomareva Publ., 1787. 120 p. (in Russian).
Илл. 137. Парковая скульптура, партер (копии). 2019 г. Искусственный мрамор. Музей-усадьба «Кусково», Москва, Россия. Архив ООО «РМ «Наследие», 2019
Илл. 138. Скульптура «Флора»/«Диана» до реставрации. XVIII в. Мрамор белый. Музей-усадьба «Кусково», Москва, Россия. Архив ООО «РМ «Наследие», 2019
Илл. 139. Скульптура «Флора»/«Диана» после реставрации. XVIII в. Мрамор белый. Музей-усадьба «Кусково», Москва, Россия. Архив ООО «РМ «Наследие», 2019