УДК 631.173
ПАРК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Park of a specialized rolling stock as a priority direction of development of motor transport enterprises
Н. Ю. Кожевникова, старший преподаватель Уральского государственного аграрного университета
(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)
Аннотация
Современное состояние развития автомобильного транспорта характеризуется возрастающей ролью специализированного подвижного состава, который в ближайшей перспективе будет иметь преобладающее значение при перевозках в различных отраслях экономики.
В данной статье обоснована значимость специализированного подвижного состава в автотранспортном предприятии агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: автотранспортное предприятие, транспортный процесс, конкурентоспособность, потребитель, специализированный подвижной состав, качество, услуга, сохранность грузов, затраты, эффективность.
Summary
Modern development of motor transport is characterized by the increasing role of a specialized rolling stock that in the nearest prospect will have a prevailing value at transportations in different industries of economy.
In this article meaningfulness of the specialized rolling stock to motor transport enterprises of agroindus-trial complex is expounded.
Keywords: motor transport enterprise, transport process, competitiveness, consumer, specialized rolling stock, quality, service, safety of loads, expenses, efficiency.
Автомобильный транспорт (АТ) играет существенную роль в транспортном комплексе страны, регулярно обслуживая более 3 млн предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимателей, а также население страны. Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн тонн грузов и более 62 млн пассажиров. Это почти в 6 раз превышает объем перевозок грузов и в 17 раз - перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.
В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. АТ - одна из важнейших отраслей экономики, развивающаяся как неотъемлемая часть единой транспортной системы. АТ обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Автотранспортному предприятию (АТП), занимающемуся перевозочными процессами, как и любому другому производственному предприятию, необходимо стремиться к росту объема и реализации произведенной им продукции, для того чтобы увеличивать или поддерживать на достигнутом высоком уровне свои финансово-экономические показатели, расширять производство и быть уверенным в своей конкурентоспособности.
Основным видом оказания АТП услуг в первую очередь, конечно же, является перевозка грузов, которая может сопровождаться и предоставлением других разнообразных услуг, например таких, как погрузочно-разгрузочные услуги, услуги по хранению грузов, услуги по подготовке грузов к перевозке, предоставление транспортных средств в аренду, транспорт-но-экспедиционные услуги и др. Для каждого АТП желательно расширение перечня оказываемых ими транспортных услуг и сфер своей деятельности.
Ранее «продукцией» АТ считалась только перевозка грузов, измеряемая объемом перевозок, грузооборотом и т. д., в настоящее время на первое место ставится «услуга», которая, как и любой товар, имеет свое качество. Качество перевозок оценивается по совокупности показателей (характеристик), определяющих их пригодность для удовлетворения потребностей заказчика, как грузоотправителей, так и грузополучателей в соответствующих перевозках [7].
В связи с этим организаторы перевозок постоянно решают проблемы: с одной стороны, повышения эффективности транспортного процесса, увеличения производительности подвижного состава и снижения себестоимости транспортной продукции, а с другой стороны, обеспечения качества и надежности транспортных услуг. Поэтому в настоящее время результаты производственной деятельности АТП оцениваются как с помощью общепринятых технико-эксплуатационных показателей (ТЭП) работы предприятия, таких как состав парка подвижного состава, степень и эффективность его использования, скорость движения подвижного состава, грузоподъемность подвижного состава и степень его использования, так и с помощью показателей качества оказываемых ими услуг.
Одним из важнейших приоритетов производственной деятельности АТП выступает обеспечение показателей качества и безопасности оказываемых услуг. Показателем качества транспортной услуги является количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги, которые составляют его качество.
Мониторинг желаний заказчиков в отношении транспортных услуг позволяет выделить определяющие требования при выборе АТП. К основным из них можно отнести:
- надежность перевозок;
- минимальные сроки доставки;
- гарантированные сроки доставки;
- безопасность перевозок;
- сохранность груза при доставке;
- защита окружающей среды;
- гибкость обслуживания;
- надлежащее документационное обеспечение;
- доставка груза «от двери до двери»;
- приемлемая стоимость услуг;
- возможность получения достоверной информации о тарифах;
- наличие необходимой транспортной тары;
- надлежащее сопровождение груза;
- наличие перегрузочного оборудования;
- отсутствие промежуточных перегрузочных операций;
- эксплуатационная готовность перевозчика;
- возможность специализированных перевозок;
- функциональная пригодность транспортных средств.
Все перечисленные требования влияют на качество оказываемых транспортных услуг и комплексно характеризуют условия транспортного обслуживания АТП.
Выполнение совокупности этих требований АТП посодействует тому, что примерно 97% обратившихся к ним заказчиков воспользуется их услугами. Невозможность выполнения какого-либо из этих требований может послужить решающим фактором для отказа от пользования услугами данного предприятия и тем самым предоставит удобный случай проявить себя конкурентам.
Для средних и малых предприятий, наиболее характерных для автотранспортного бизнеса предприятий АПК, конкуренция является одним из наиболее вероятных источников проблем. Чтобы в какой-то мере защитить себя от конкуренции, они должны изыскивать все возможности предоставлять услуги, которые бы в некотором роде были уникальны и отличались от услуг конкурентов.
Основными сильными сторонами, определяющими место АТП в конкурентной борьбе, являются обеспечение более высоких качественных показателей выполняемых услуг, использование высокопроизводительных и новых технологий и соответственной техники для их исполнения. Реализация перечисленных мероприятий возможна с большей вероятностью в том случае, когда перевозчик располагает соответствующим специализированным подвижным составом (СПС). Наличие в АТП парка СПС видится основной его отличительной особенностью от других транспортных предприятий.
СПС - совокупность специализированных автотранспортных средств, которая включает автомобили, автомобильные и тракторные прицепы и полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки определенных видов грузов, а также оборудованы автономными устройствами для выполнения погрузочно-разгрузочных, сборочно-распределительных и других операций, таких как внесение удобрений, раздача кормов и др. [6]. Целесообразно применение на автомобилях, автомобильных и тракторных прицепах сменного специализированного транспортного и транспортно-технологического оборудования: кузовов и надставных бортов, рабочих органов и приспособлений.
СПС предназначен в первую очередь для выполнения транспортной работы, т. е. для перевозки грузов. В этом заключается отличие специализированных автомобилей от специальных автомобилей, назначение которых - всевозможные технологические функции (пожарные, медицинские, уборочные автомобили, автокраны, автофрезы, компрессорные установки и т. п.).
СПС можно классифицировать по ряду признаков:
1 . По наличию погрузочно-разгрузочных устройств: самосвалы, самопогрузчики, автомобили со съемными кузовами (контейнерами).
2 . По типу несущей системы (типу кузова): фургоны, цистерны.
3 . По роду перевозимого груза (по назначению): металловозы, контейнеровозы, трубовозы, лесовозы, тяжеловозы, скотовозы, птицевозы и др.
Кроме того, предусмотрена и более детальная классификация СПС, например по конструкции рамы, по возможности изменения колесной базы или габаритной длины, по наличию дополнительного оборудования и т. п.
Использование СПС позволяет значительно упростить, а иногда и просто выполнить самый широкий диапазон работ.
Современные перевозчики постоянно сталкиваются с необходимостью совершенствования транспортного процесса в связи с тем, что потребители стремятся приобрести услугу высокого качества, но по минимальной цене. Рационализация структуры парка грузовых автомобилей позволяет АТП расширять перечень услуг и тем самым привлекать новых клиентов. Увеличение спроса на услуги предприятия - одно из основных условий материальной стабильности. Привлечение большего числа клиентов - один из основных путей получения
высоких финансовых результатов, что особенно важно в наше время в условиях интенсивной конкуренции для АТП в АПК.
Наличие определенного парка СПС позволит АТП выполнять соответствующие специализированные перевозки. Способность АТП к выполнению специализированных перевозок является одним из определяющих требований ряда потребителей к услугам АТ.
На сегодняшний день специализированные перевозки грузов предлагают далеко не все транспортные компании, хотя спрос на данную услугу растет с каждым днем. К данной категории грузоперевозок можно отнести перевозку грузов крупногабаритных, тяжеловесных, а также требующих специальных условий хранения, погрузки-разгрузки, и перевозку, например, продуктов питания, сельскохозяйственной продукции, строительного сырья, топлива и т. п.
К тому же развитие парка СПС в АТП предоставит большие возможности для оказания такой новой, но все более востребованной услуги, как сдача техники в аренду или прокат за соответствующую плату. Такая форма использования техники выгодна для ее владельцев, так как влияет на повышение годовой загрузки машин (коэффициент выпуска автопарка) и привлекает дополнительные материальные средства для развития производства.
Наличие в структуре парка автомобилей СПС помогает предприятию не только расширить перечень предлагаемых им услуг, но и способствует выполнению ряда требований заказчика, например таких, как надежность перевозок, безопасность перевозок, сохранность груза при доставке, защита окружающей среды и др. Для повышения (или поддержания) качества перевозок АТП рекомендуется периодически проверять качество оказываемых услуг путем проведения опроса потребителей анкетным методом, что позволяет объективно определить соответствие заявленного качества реальному.
Выполнение транспортного процесса СПС значительно улучшает многие показатели качества выполнения перевозок, определенные ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества».
В первую очередь повышаются показатели сохранности перевозимых грузов: без потерь, повреждений, пропаж, загрязнений. Затем следует и снижение затрат, связанных с перевозочным процессом, к которым следует отнести затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ, процент транспортных издержек в себестоимости продукции и др.
Например, по данным исследований НИИАТ, из-за отсутствия достаточного количества специализированных автомобилей, кузовов и контейнеров ежегодно теряется в сельском хозяйстве 1-1,5 % валового сбора зерна, 7-10 % свеклы, 3-5 % картофеля; в строительстве - до 1,5 млрд штук кирпича, до 11 млн м2 стекла, 10-12 % стеклопрофилита, около 9 млн т цемента, около 3 млн м3 товарного раствора и бетона и повреждается до 800 тыс. т железобетонных конструкций и изделий.
Необходимо отметить и положительное влияние парка СПС на человеческий фактор -персонал АТП. В связи с непрерывным ростом объемов перевозок грузов перед транспортом встает задача снижения трудовых затрат на погрузо-разгрузочных работах, дальнейшего повышения производительности труда водителей и, соответственно, роста их заработной платы. Один из путей решения этой проблемы - создание и внедрение СПС. К тому же использование высокопроизводительной техники повышает требования к водительскому персоналу и привлечению на АТП более опытных, ответственных и квалифицированных кадров, что тоже влияет на производительность труда, на коэффициент технической готовности ПС и на другие производственные показатели. Непрерывность производства, стабильность и рост заработной платы, улучшение условий труда решают проблему с текучестью кадров и повышают статус предприятия на рынке труда.
Для более эффективного использования СПС необходимо постоянное проведение работ по улучшению его технико-эксплуатационных показателей.
Перечислим основные тенденции развития СПС:
- рост полезной грузоподъемности;
- рост скорости движения;
- увеличение коэффициента использования длины кузова;
- увеличение габаритной длины подвижного состава;
- снижение коэффициента тары (коэффициента снаряженной массы);
- повышение удельной мощности двигателя;
- совершенствование подвески;
- увеличение ремонтопригодности и надежности конструкции;
- применение автопоездов там, где это допустимо по условиям эксплуатации.
Изменившиеся в последние годы экономические условия, развивающиеся рыночные отношения заставили заводы автомобильной промышленности интенсивно изыскивать возможности изготовления СПС на своих производственных площадях. Известны следующие направления изменений конструкции и типажа специализированного подвижного состава:
- создание новых моделей СПС с минимальными сроками разработки и запуска в производство как реакция на изменение номенклатуры перевозимых грузов;
- увеличение выпуска СПС малой грузоподъемности;
- максимальное упрощение и снижение материалоемкости оборудования при безусловном выполнении требований по перевозке определенных грузов;
- сведение к минимуму или исключение конструктивных изменений или доработок базовых моделей автомобилей;
- разработка универсального СПС для перевозки номенклатуры грузов как минимум одной группы;
- сохранение, а желательно и улучшение, эксплуатационных свойств базовых моделей;
- широкое применение погрузо-разгрузочных механизмов;
- выпуск СПС, выполненного по модульному принципу;
- развитие эксплуатационно-ремонтной базы.
Крупные автомобилестроительные фирмы выпускают большое количество грузовых шасси без кузова. Такая система позволяет гибко реагировать на заказы потребителей. В США в выпуске СПС распространены полуприцепы, в европейских странах преобладают разнообразные типы кузовов или прицепных составов, но в целом зарубежные фирмы предоставляют потребителям широкий выбор специализированных автомобилей, автопоездов, прицепного состава, отвечающих самым высоким требованиям.
Проанализировав преобладающие значения СПС и их прогрессивное развитие, обобщим основные преимущества АТП для развития, содержания и использования собственного парка СПС:
- расширение спектра оказываемых транспортных услуг;
- обеспечение качества и надежности оказываемых транспортных услуг;
- увеличение спроса на услуги предприятия;
- повышение конкурентоспособности;
- повышение производительности и эффективности транспортного процесса;
- снижение затрат, связанных с перевозочным процессом;
- обеспечение экологичности производственных процессов;
- получение высоких финансовых результатов;
- улучшение условий труда;
- стабильная достойная зарплата персоналу, в том числе водителям;
- привлечение квалифицированных кадров;
- увеличение технико-эксплуатационных показателей работы АТП;
- повышение статуса и престижа предприятия.
Чтобы повысить свою устойчивость, успешно и планомерно развиваться в современных условиях, АТП необходимо постоянно совершенствоваться с учетом изменений на рынке транспортных услуг.
Эффективное развитие АТП просто невозможно без применения специализированных грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов и другого СПС, обеспечения преимущественного развития транспорта и улучшения структуры своего парка ПС. Теоретически оптимальным на перспективу АТП считается уровень специализации, когда СПС составляет 75 % от общего парка грузовых автомобилей. Поэтому необходимыми преимущественными мероприятиями для АТП агропромышленного комплекса являются развитие своего парка специализированного подвижного состава и его широкое использование для получения высоких экономических результатов работы.
Библиографический список
1. Автомобильные заводы, автозаводы автомобильной промышленности // Промышленные предприятия России [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://ibprom.ru/avtomobilnye_zavody.
2. Горев А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения : учебное пособие. 4-е изд., перераб. М. : Академия, 2012. 256 с.
3. ГОСТ Р 51005-96 Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества // Логистика России [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://zakonrus.ru/gost/gr51005-96.htm.
4. Гульпенко К. В., Гайсенок В. В. Транспортный процесс и проблемы его учета на специализированных автотранспортных предприятиях // Проблемы современной экономики. 2011. № 3 (39) [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=374.
5. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. Т. 4. Ч. 2: Специальные и специализированные автотранспортные средства / М. И. Грифф [и др.]. М. : Автополис-плюс, 2005. 473 с.
6. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО ^ 001МР/СЭ) (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004) // Логистика России [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://zakonrus.ru/insure/mr_001.htm.
7. Савин В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом : справочное пособие. М. : Дело и Сервис, 2004. 544 с.
8. Туревский И. С. Экономика отрасли автомобильный транспорт : учебник. М. : ИД Форум: Инфра-М, 2012. 288 с.