Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС / УСЛУГА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевникова Н. Ю.

Автомобильный транспорт в отличие от других видов транспорта располагает относительно большим разнообразием типов подвижного состава, что значительно расширяет возможности и область его использования. Поэтому автомобильным транспортом перевозится практически вся номенклатура существующих грузов.Современному автотранспортному предприятию сегодня необходимо повысить конкурентоспособность, рационально использовать дорогостоящую технику, выбирая оптимальные варианты еѐ применения с целью снижения себестоимости перевозок и получать наибольшие производственные и финансовые результаты. Повышение эффективности работы автомобильного транспорта - важнейшая и государственная задача, которая в первую очередь возложена на автотранспортные предприятия.В данной статье описано значение АТ в экономике страны и проанализированы первоочередные проблемы развития АТ в настоящем, определены первостепенные цели и задачи результативного развития сферы транспортных услуг.Road transport unlike other modes of transport has a relatively large variety of types of rolling stock, which significantly extends the capabilities and scope of its use. Therefore, road transport carried almost the whole range of available goods.Modern road transport enterprises it is necessary to promote competitiveness, efficient use of expensive equipment, choosing the best options for its use to reduce transportation costs and gain the greatest operational and financial results. Improving the efficiency of road transport - and the most important task of the state, which is primarily entrusted to the transport company.This article describes the value of at in the economy and analyzed the priority issues of development at the present, defined the primary goals and objectives of effective development of sphere of transport services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кожевникова Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 656.078

ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ

Problems in the sphere of motor transportation services at the present stage

Н. Ю. Кожевникова, старший преподаватель кафедры БЖД и ОТ Уральского государственного аграрного университета

(г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Аннотация

Автомобильный транспорт в отличие от других видов транспорта располагает относительно большим разнообразием типов подвижного состава, что значительно расширяет возможности и область его использования. Поэтому автомобильным транспортом перевозится практически вся номенклатура существующих грузов.

Современному автотранспортному предприятию сегодня необходимо повысить конкурентоспособность, рационально использовать дорогостоящую технику, выбирая оптимальные варианты её применения с целью снижения себестоимости перевозок и получать наибольшие производственные и финансовые результаты. Повышение эффективности работы автомобильного транспорта - важнейшая и государственная задача, которая в первую очередь возложена на автотранспортные предприятия.

В данной статье описано значение АТ в экономике страны и проанализированы первоочередные проблемы развития АТ в настоящем, определены первостепенные цели и задачи результативного развития сферы транспортных услуг.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, экономика, транспортный процесс, услуга, организация, эффективность, производительность, себестоимость.

Summary

Road transport unlike other modes of transport has a relatively large variety of types of rolling stock, which significantly extends the capabilities and scope of its use. Therefore, road transport carried almost the whole range of available goods.

Modern road transport enterprises it is necessary to promote competitiveness, efficient use of expensive equipment, choosing the best options for its use to reduce transportation costs and gain the greatest operational and financial results. Improving the efficiency of road transport - and the most important task of the state, which is primarily entrusted to the transport company.

This article describes the value of at in the economy and analyzed the priority issues of development at the present, defined the primary goals and objectives of effective development of sphere of transport services.

Keywords: road transport, economy, transport, process, service, organization, efficiency, performance, cost.

Современное состояние автомобильного транспорта страны не позволяет в достаточной мере выполнять стоящие перед ним задачи. Во многом это связано с несогласованностью экономических интересов отрасли и обслуживаемой ею клиентуры, слабо развитой производственной базой автотранспортных предприятий, недостаточным государственным регулированием и другими недостатками [8].

Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика страны сможет развиваться только за счёт этого направления. Следует учитывать, что экономика и автомобильные перевозки взаимно влияют друг на друга. Как развитие экономики вызывает рост перевозок, так и высокий

уровень, и возможности перевозочных услуг благотворно влияют на уровень инвестиций и темпы роста экономики в регионе [2].

Автомобильный транспорт - одна из крупнейших отраслей общественного производства, влияющая на все сферы деятельности человека и общества в целом. Роль автомобильного транспорта в современном мире трудно переоценить. Он является фактором, определяющим эффективность развития производительных сил; средством удовлетворения экономических и социальных потребностей населения; средством обеспечения территориальных связей и мобильности общества [7].

Транспортный комплекс обеспечивает получение около 8 % ВВП, и в этой отрасли занято 4 % работающего населения. Спрос на грузовые автомобильные перевозки во многом определяется динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики [2].

Экономический рост России непосредственно связан с подъемом промышленности, развитием рынка услуг. В современных условиях автомобильный транспорт (АТ) рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического роста страны, единства экономического пространства. Именно поэтому автотранспортным услугам уделяется большое внимание: на региональном и на федеральном уровнях. Примером является разработанная Министерством транспорта РФ Транспортная стратегия России на период до 2030 г. [10].

Транспорт - одна из важнейших отраслей, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности производства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом [2]. От четкости и надежности его работы зависит работа предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, настроение людей и их работоспособность. Производственное значение транспорта определяется необходимостью перемещения грузов с мест производства в места потребления и дальнейшей обработки. Транспортный процесс состоит из отдельных последовательно выполняемых элементов: погрузки грузов в подвижной состав в пунктах отправления; перемещение грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения; выгрузка грузов из подвижного состава в пункте назначения. Транспортный сервис представляет собой часть системы обращения и распределения товаров, которая включает в себя, помимо перевозки груза, выполнение складских, погрузочно-разгрузочных и коммерческих операций и др. [5].

Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей [2]. Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения. К общим характеристикам транспортных услуг можно отнести

следующие: транспортная услуга, как и любая другая, не может существовать вне процесса ее производства, а, следовательно, накапливаться; предоставление услуги - это практически предоставление самого процесса труда, следовательно, качество услуги - это качество самого процесса труда [3].

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50 %. Полные же транспортные издержки экономики в сфере производства и обращения составляют 10 % от валового общественного продукта страны [4].

Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил [9].

Стоит отметить, что транспорт, являясь одной из наиболее фондоёмких отраслей, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. Так в последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были в конце концов исчерпаны.

Важной проблемой является организация взаимодействия автомобильного транспорта с другими видами транспорта при выполнении смешенных перевозок [5]. Только с введением смешанного прямого сообщения владельцы груза освобождались от заботы перегружать свой товар. Взаимодействие различных видов транспорта заключается в слаженной и согласованной работе транспорта в общем перевозочном процессе, когда на АТ ложится значительный объем завоза-вывоза грузов, отправляемых мелкими отправками, и обслуживания клиентуры, не имеющей других транспортных коммуникаций, кроме автомобильных дорог. Это взаимодействие зависит от многих условий правового, экономического, технического, технологического, организационного и управленческого характера [6].

Высокие темпы автомобилизации в последние десятилетия объясняются большей, в сравнении с другими транспортными средствами, эффективностью и возможностью автономной (независимой от других видов транспорта) работы и мобильностью автомобиля. Как следствие, парк автомобилей и объем перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом растет значительно быстрее, чем на других видах транспорта [6].

В условиях глобализации современной экономики в приоритетные направления входит: повышение эффективности доставки грузов автомобильным транспортом и сокращение издержек на транспортные расходы промышленных организаций торговли и сферы услуг.

В настоящее время основными проблемами рынка транспортных услуг в России являются:

1. Несовершенное государственное и законодательное регулирование рынка транспортных услуг.

2. Отсутствие комплексного контроля над соблюдением правил технической эксплуатации транспортных средств.

3. Неполное удовлетворение потребностей потребителей услуг по показателям качества оказываемых услуг.

4. Длинный канал распределения услуги.

5. Отсутствие системы мониторинга рынка транспортных услуг: не проводится анализ и прогноз развития автопарка и существующей сети исполнителей услуг.

6. Относительно высокая стоимость и низкое качество сервисного обслуживания и ремонта подвижного состава.

7. Малоразвитость рынка грузовых автомобилей.

8. Слабое развитие системы кадрового обеспечения исполнителей транспортных услуг.

Также можно отметить и эксплуатационные проблемы развития рынка транспортных услуг, к которым можно отнести:

1. Сложность поиска и аренды технических помещений. Причинами такого положения являются: высокий уровень арендной платы; политика местных органов власти, оказавшихся неспособными создать механизм сбора информации о пустующих помещениях, а зачастую и незаконно препятствующих оформлению права на аренду.

2. Недостаток опыта в управлении процессом оказания транспортных услуг

3. Высокая стоимость текущих и плановых ремонтов, наличие большого количества контрафактных запасных частей и агрегатов.

4. Отсутствие качественного сервисного обслуживания подвижного состава.

Необходимо отметить и маркетинговые проблемы развития рынка транспортных услуг:

1. Наличие большого числа различных посредников на рынке автотранспортных услуг.

2. Ограниченные возможности продажи своих услуг непосредственно потребителю, не позволяющие исполнителю услуг оказывать активное воздействие на цены фрахтов транспортных средств на рынке грузовых перевозок.

3. Отсутствие опыта в сфере маркетинга транспортных услуг.

Кадровые проблемы исполнителей услуг транспортными предприятиями - заключаются в сложности подбора квалифицированных кадров. Организатор деятельности по перевозке грузов должен иметь хорошие знания в области обеспечения максимально высокого уровня производительности подвижного состава автомобильного транспорта, снижения себестоимости перевозок [5].

Информационные проблемы исполнителей услуг транспортными предприятиями -состоят в отсутствии структурированной, технологически оснащенной, компьютеризированной базы данных для принятия управленческих решений.

Комплексное решение обозначенных проблем позволит обеспечить формирование и дальнейшее развитие цивилизованного рынка транспортных услуг. В современных условиях к числу основных целей и задач успешного функционирования рынка транспортных услуг можно отнести обеспечение высокой рентабельности, качества выполнения услуг, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности этого сектора экономики [1].

Результативность решения перечисленных проблем и задач зависит от множества факторов, но в большей степени от эффективности управления процессом оказания транспортных услуг. Все перечисленное доказывает необходимость теоретической

разработки принципов совершенствования эффективного управления транспортными услугами на основе принятия экономически обоснованных управленческих решений.

Библиографический список

1 Воронин Б. А. Правовое регулирование повышения качества и конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции // Аграрное и земельное право. 2007. № 8. С. 27-31.

2 Воронин Б. А., Погарцева Е. Е., Воронина Я. В., Маланичева А. В. Сельскохозяйственная потребительская кооперация: экономико-правовые проблемы развития в современной России // Аграрный вестник Урала. 2016. № 8. С. 74-81.

3 Воронин Б. А., Ханнанов Р. А., Ханнанова Т. Р. Новые концептуальные основы обеспечения устойчивости аграрного производства // Аграрный вестник Урала. 2012. № 6. С. 81-89.

4 Гульпенко К. В. Проблемы развития учета в транспортной организации // Проблемы современной экономики. [Электронный ресурс]: - 2010. - N 3 (35) - URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3232.

5 Кожевникова Н. Ю. Оценка эффективности использования специализированного подвижного состава современным автотранспортным предприятием // Аграрное образование и наука. 2013.№ 3.

6 Кожевникова Н. Ю. Парк специализированного подвижного состава - как приоритетное направление развития автотранспортного предприятия // Аграрное образование и наука. 2013.№ 4.

7 Носков-Дукельский А. И. Системы конкурентоспособных предприятий в сфере сервиса // Проблемы современной экономики. 2016 № 3.

8 Омарова К. А. Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста // Проблемы современной экономики. 2011. N 3 С. 39.

9 Информационный портал Большая Библиотека//Международные отношения и мировая экономика: Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://revolution.allbest.ru/international/00280493_0.html.

10 Федеральное дорожное агентство //Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://rosavtodor.ru/storage/b/2014/03/23/strategia.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.