Parasitoses and parasitic zoonoses of animals in the Moscow circus “Raduga”. Pasechnic V.E. All-Russian K.I. Skryabin Scientific Research Institute of Helminthology.
Summary. 509 faeces samples from 10 species and 35 mammals and birds were examined by coproovoscopy and coprolarvoscopy. The helminth infection rate in carnivores was 57,1% as while the same index for Protozoa infection was 38,09% (the corresponding infection intensity values were 5-284 specimens and single oocysts respectively).
ПАРАЗИТОЗЫ ЦИРКОВЫХ И ДОМАШНИХ КРОЛИКОВ
В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА
Пасечник В.Е.
ВНИИ гельминтологии им. К.И.Скрябина
Введение. Кролик является не только «артистом» цирка (1), но и является чрезвычайно ценным объектом отрасли государственного животноводства - кролиководства, которое давало в прошлом столетии значительную долю, иногда до 50% годовых заготовок мехового сырья (кроличьих шкурок) в странах бывшего СССР.
Следует подчеркнуть, что кролик является одним из важнейших лабораторных животных, сыгравшим коллосальную роль в изучении и создании вакцин против болезней смертельно опасных для человека и животных. Так, общеизвестно, что в 80-х годах X1X века великий французский учёный Луи Пастер создал впервые в мире (благодаря кролику!) вакцины против бешенства и сибирской язвы, что навсегда избавило человечество от массовой гибели в результате заражения этими болезнями.
Паразитарные инвазии, которые часто протекают в смешанной форме в кролиководческих хозяйствах, цирках и на частных подворьях является одним из факторов вызывающих ослабление иммунитета у кроликов, что может стать причиной гибели животных, не только от паразитарных инвазий, но и от инфекционных: бактериальных и вирусных (1,2,3,4,5).
Материалы и методы. Обследование кроликов проводили в 1982- 1992 гг. в частных хозяйствах Московской области и республики Молдова, в цирке на Цветном Бульваре (2002- 2004 гг.) и в лаборатории паразитарных зоонозов ВИГИС, методами копроовоскопии и копроларвоскопии: по
методике флотации с раствором нитрата аммония, комбинированным по Г.А. Котельникову (1973, 1984), седиментации по Дарлингу и др.
Результаты. В соответствии с литературными данными паразитарные болезни наносили существенный экономический ущерб кролиководческим хозяйствам страны в прошлом столетии и остаются проблемой и в начале ХХ1 века, почти во всех крупных и подворных хозяйствах Российской Федерации. Так, Копырин А.В.(1) при вскрытии 5 кроликов в Тюменском районе отметил
385
Cysticercus pisiformis - у 4; Cittotaenia pectinata (Goese, 1782) у 1 и Passalurus ambigius (Rudolphi, 1819; Dujardin, 1845) у 5 кроликов. Палимпсестов М.А. (2) отмечал в Мордовии P.ambigius у кроликов с ЭИ= 64,5%, а у кроликов из Чкаловской области P.ambigius c ЭИ= 71,0 % и C.pisiformis с ЭИ= 4,1%. Петров А.М. и др., (4) отмечали, что вид: P.ambigius поражает кроликов в Московской области с ЭИ= 50% - 93% и в Ивановской области с ЭИ= 49%. Результаты исследований приведены в таблице.
Таблица
Зараженность паразитами кроликов в Московском регионе
и республике Молдова
Место обнаружения!Кол-во обс. ! Кол-во зар! ЭИ в % ! Виды паразитов
Цирк на Цветном Бульваре (г.Москва) 5 4 T. retortaeformis, Eimeria magna
Московская область (частное хозяйство) 12 9 75 P. ambigius, T. retortaeformis, E. magna, E. perforans
Республика Молдова (частное хозяйство) 548 452 82,4 P. ambigius, T. retortaeformis, T. leporis,
Eimeria magna, E. media,
___________________________________________________E. stiedae, E. _perforans
По результатам обследования 565 кроликов было обнаружено у цирковых кроликов в смешанной инвазии (у 4 из 5): Trichostrongylus retortaeformis (Zeder, 1800; Looss, 1905) и Eimeria magna Perard, 1925; в смешанной инвазии у кроликов из Московской области (у 9 из 12) с ЭИ= 75%: P.ambigius (Rudolphi, 1819; Dujardin, 1845); T.retortoeformis и E. magna; E. perforans (Leuckart, 1879) Sluiter, Swellengrebel, 1912; и у кроликов из Республики Молдова (смешанная инвазия у 452 из 548) с ЭИ=82,4%: Tr. retortaeformis; P. ambigius; Trichocephalus leporis (Froelich, 1789) и E.magna; E.media; E. stiedae (Lindemann, 1865) Kisskalt, Hartmann, 1907; E. perforans.
Литература: 1.Копырин А.В. //Тезисы научно- исслед. работ на II междувузовской конф. Омской области. - 1939. - С. 62 - 68. 2.Палимпсестов М.А. //Сб. «Работы по гельминтологии» - изд. ВАСХНИЛ. - М. - 1937. - С. 454 - 458. З.Пасечник В.Е. //Сб. мат.научн.конф.«Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями». - М. -2004. - вып. 5. - С. 303 -305. 4. Петров А.М., Джавадов М.К., Гаибов А.Д. //Тр. Азерб. НИВИ. - Сб. 2 - Баку. - 1935. -С. 98 - 105. 5. Понамарев Н.М., Рябцева Е.В. //Ветеринарный врач. - 2007. - № 2. - С. 9 -12.
386
Parasitoses of circus and domestic rabbits in the Moscow Region and the Republic of Moldova. Pasechnic V.E. All-Russian K.I. Skryabin Scientific Research Institute of Helminthology.
Summary. Totally 565 rabbits were examined using coproovoscopy and coprolarvoscopy. In 4 of 5 circus rabbits one recorded Trichostrongylus retortaeformis, Eimeria magna; in rabbits from the Moscow Region - Passalurus ambigius, T. retortaeformis, Eimeria magna, E. perforans and finally in rabbits from the Republic of Moldova - T. retortaeformis, P. ambigius, Trichocephalus leporis, E. magna, E. media, E. stiedae and E. perforans.
ПРИМЕНЕНИЕ МИКРОЯДЕРНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАСТОГЕННЫХ И АНЕУГЕННЫХ НАРУШЕНИЙ В КОСТНОМ МОЗГЕ САМОК МЫШЕЙ И КЛЕТКАХ ИХ ЭМБРИОНОВ
ПРИ ТРИХИНЕЛЛЕЗЕ
Пашинская Е.С.
УО «Витебский государственный медицинский университет», Беларусь
Введение. Ранее при использовании микроядерного анализа В.Я. Бекишем было установлено, что Himenolepis nana, Ascaris suum, Trichinella spiralis, Toxocara canis и их метаболиты обладают мутагенным воздействием на клетки костного мозга и семенников мышей самцов линии СВА [1]. Однако до сих пор микроядерный тест не применяется при изучении кластогенных и анеугенных нарушений в эмбриональных клетках при трихинеллезе.
Цель. Изучить кластогенное и анеугенное нарушения в костном мозге самок мышей и клетках их эмбрионов при трихинеллезе.
Материалы и методы. За основу исследования возможных кластогенных и анеугенных нарушений нами был взят метод микроядерного анализа, разработанный ранее В.Я. Бекишем в нашей модификации [3]. Исследование проведено на 80 самках и 40 самцах белых беспородных мышей. Скрещивание проводилось в соотношении 2 самки к 1 самцу на протяжении 24 часов. Беременность определяли по наличию сперматозоидов в мазке из влагалища. Беременные самки были разделены на контрольную и опытную группы, которые исследовались на 4-ый, 7-ой, 12-ый и 14-ый дни беременности соответственно. Контрольной группе животных вводили внутрижелудочно 0,2 мл крахмального геля, а подопытных самок заражали инвазионной культурой T.spiralis в дозе 20 личинок на 1 г массы тела животного в 1 -ый день беременности.
На 4-ый, 7-ой, 12-ый и 14-ый дни беременности производили забой самок мышей контрольной и опытной групп, выделяли бедренные кости и матки с эмбрионами. От каждого животного брали по 2 жизнеспособных эмбриона и помещали в заранее пронумерованные чашки Петри. Образцы измельчали посредством гомогенизатора Поттера до получения однородной
387