Научная статья на тему 'ПАРАНАУКА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ'

ПАРАНАУКА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАРАНАУКА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ»

поверхности поля, неравномерной густоты насаждений растений в рядках, не прямолинейности рядков, не выполнения технологического процесса машинами на плантациях с боковыми уклонами, потери на поверхности поля и т.д.

Андреев А.А. старший преподаватель кафедра философии и истории науки Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет, Россия, г. Казань ПАРАНАУКА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА

К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ Социально-экономические проблемы любого государства являются одним из факторов, способствующих усилению в нём девиантных линий культуры [3, с. 69-70], которые проявляются во многих сферах деятельности - науке, искусстве, религии, морали, политике. В сфере науки ярким примером является паранаука. Под паранаукой будет пониматься определение сформулированное Н.И. Мартишиной [2, с. 1718]. По её мнению паранаука является одним из видов околонаучного знания. Околонаучное знание определяется как совокупность специфических форм познания, концентрирующихся вокруг науки, воспроизводящих некоторые из присущих науке гносеологических особенностей, но не соответствующих критериям научности в полном объёме и реализующихся в стандартах иных видов знания.

Распространение паранаучных знаний в обществе ведёт к мировоззренческим искажениям и идеологическим противоречиям, к снижению общего уровня грамотности населения. Вследствие этого, проводимые в государстве социально-экономические реформы не получают должного развития и сталкиваются с множеством социальных проблем.

Между культурой и экономикой существует тесная взаимосвязь -состояние одной определяет развитие другой. Эффективная экономика возможна только при наличии высокого уровня культуры, науки и образования. И наоборот, высокоразвитая культура и качественное образование возможно только тогда, когда общество обеспечено всем необходимым в материальном плане. Экономическое благополучие является одним из условий культурного и интеллектуального развития в современном обществе. И в то же время морально-нравственное совершенство и духовная развитость общества является главным условием для полноценного развития экономики и социальной сферы. Социально-экономическое развитие любого государства напрямую зависит от нравственного, духовного и интеллектуального состояния общества.

Поэтому плохое финансирование науки, образования и всей культуры в целом ведёт к распространению паранаук, сектантских учений, идеологий маргинальных общественных групп, творческих направлений противоречащих эстетическим и моральным ценностям. Это в свою очередь приводит к замедлению процессов реформирования и модернизации государства.

Известен факт, что распространение паранаук и девиантных линий культуры происходит даже в экономически благополучных странах. В данном случае проблема заключается в самой культуре. Если культура теряет свои духовные основы, становится массовой, где всё сводится к материальным потребностям и прагматическим интересам, то общество, как отмечает В.И. Курашов [1, с. 132], превращается в цивилизационно-технократический механизм.

Паранаука является актуальной проблемой перехода к постиндустриальному обществу по нескольким причинам. Во-первых, увеличивается роль информации в жизни людей, вследствие чего появляются новые виды психологической манипуляции, порождаются мифы, стереотипы и заблуждения. Отсутствие развитой информационной культуры приводит к неправильному пониманию многих идей, создаваемых паранауками и другими девиантными линиями культуры. Во-вторых, становление постиндустриального общества сопровождается экономическими, экологическими, духовными, экзистенциальными кризисами, которые паранаука по-своему пытается разрешить. В-третьих, переход от индустриального общества к постиндустриальному характеризуется как переход от эпохи модерна к эпохе постмодерна. Идеология постмодерна провозглашает принцип свободы во всех сферах культуры и видах деятельности. Свобода часто воспринимается массовым сознанием как возможность бесконечного мифотворчества, в котором размываются границы между истиной и ложью, между добром и злом, между прекрасным и безобразным. Данная ситуация говорит о том, что благоприятный переход к постиндустриальному обществу и успешное социально-экономическое развитие возможно только при сохранении традиционных ценностей и идеалов, обеспечивающих высокий уровень нравственности, культуры и образования.

Использованные источники:

1. Курашов В.И. Начала прагматической антропологии: учебное пособие / В.И. Курашов. - 2-е изд., испр. - М.: КДУ, 2007. - 304 с.

2. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. - Омск: Издательство ОмГТУ, 1997. - 178 с.

3. Наука и квазинаука / Найдыш В.М., Гнатик Е.Н., Данилов В.Н. и др. / Под ред. В.М. Найдыша. - М.: Альфа-М, 2008. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.