Научная статья на тему 'Параметры Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 годы'

Параметры Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанников В. А., Попов Н. А.

Масштабные социально-экономические преобразования в стране привели к существенным изменениям в аграрном секторе экономики. За годы реформ среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, сократилась на 70%, выбыло 35% сельскохозяйственных угодий, рентабельность сельскохозяйственного производства с 37% в 1990 году сократилась до 9,7% в 2006 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанников В. А., Попов Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parameters of the state program of development of the agriculture and regulation of the markets of agricultural production of raw material and the foodstuffs for 2008-20121

Scale social and economic transformations to the country have led to essential changes in agrarian sector of economy. For years of reforms mid-annual number of the workers borrowed in an agricultural production, was reduced to 70%, has left 35% agricultural grounds, profitability of an agricultural production with 37 in 1990 was reduced up to 9,7% in 2006.

Текст научной работы на тему «Параметры Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»

ПАРАМЕТРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2008-2012 ГОДЫ

В.А. Степанников, Н.А. Попов

Кафедра экономической оценки и земельного кадастра Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, Москва, Россия, 117198

Масштабные социально-экономические преобразования в стране привели к существенным изменениям в аграрном секторе экономики. За годы реформ среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, сократилась на 70%, выбыло 35% сельскохозяйственных угодий, рентабельность сельскохозяйственного производства с 37% в 1990 году сократилась до 9,7% в 2006 году.

Принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. призвано обеспечить формирование агропродовольственной политики и реализацию государственных интересов, направленных на поддержание роста объемов производства и повышение эффективности отраслей агропромышленного комплекса.

Необходимость разработки Государственной программы определяется также исключительной значимостью сельского хозяйства в обеспечении населения качественным продовольствием, промышленности — сырьем и в содействии устойчивому развитию сельских территорий. Впервые Государственная программа предполагает системный подход к решению производственных, финансовых и социальных проблем в отрасли, что создает предпосылки для сокращения бедности и повышения продовольственной безопасности страны.

Комплексные и целенаправленные меры, принятые Государственной программой, призваны обеспечить в ближайшие пять лет повышение доходности сельскохозяйственного производства, привлечение внешних частных инвестиций, создание инфраструктуры и институтов развитых рынков, что в конечном итоге должно привести к повышению физической и экономической доступности продовольствия для населения страны.

Проблемы повышения уровня жизни сельского населения и реализации потенциальных возможностей роста сельской экономики призваны решить меры по социальному развитию сельской местности. Мероприятия по обеспечению устойчивого развития сельских территорий включают в себя комплекс мер по развитию социально-инженерной инфраструктуры села, а также меры поддержки компактной комплексной застройки и благоустройства пилотных сельских поселений.

При предоставлении средств федерального бюджета для финансирования указанных мероприятий особое внимание уделено привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и частных инвесторов.

Общий объем финансирования программных мероприятий по данному направлению на 2008—2012 гг. составит 112,4 млрд руб., что соответствует 20% от общей суммы, выделяемой на развитие сельского хозяйства из федерального бюджета.

Приоритетными направлениями использования средств федерального бюджета являются мероприятия по развитию жилищного строительства и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе с использованием механизма ипотечного кредитования, а также мероприятия по развитию водоснабжения и газификации в сельской местности. На их реализацию из федерального бюджета предполагается направить 91,3 млрд руб., что позволит обеспечить жильем 260 тыс. сельских семей и молодых специалистов, довести уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой до 60%, повысить уровень газификации в сельской местности до 54%. Кроме того, в действующую ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» будут внесены корректировки по увеличению объемов финансирования мероприятий в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культурнодосуговой деятельности в сельской местности. В рамках Государственной программы предусмотрена поддержка компактной застройки и благоустройства сельских поселений. Это новый вид государственной поддержки, который будет реализован на конкурсной основе в 220 сельских населенных пунктах.

Общий объем государственной поддержки за счет средств федерального бюджета при реализации проектов комплексной застройки и благоустройства сельских поселений составит 4,8 млрд руб. Реализация указанных проектов на основе принципов государственно-частного партнерства будет способствовать повышению уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, росту инвестиционной активности бизнес-структур и реализации социальных инициатив сельских сообществ.

Основными условиями увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции являются поддержание почвенного плодородия и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов. В Государственной программе предусмотрены финансирование из федерального бюджета мероприятий по восстановлению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, выполнение комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесоме-

лиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

При этом значительно увеличиваются субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации: с 2008 года будет дополнительно выделено 2 млрд руб., и в 2012 году субсидии на данный вид поддержки составят 5,4 млрд руб. Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на 1 га посевных площадей, установленной исходя из возмещения на указанные цели не более 30% за счет средств федерального бюджета.

Решение проблемы формирования государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения будет достигнуто на основе развития информационно-коммуникационной системы агропромышленного комплекса России, автоматизированной информационной системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая систему дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. На эти цели из федерального бюджета выделяется 4,5 млрд руб.

Развитие на федеральном и региональном уровнях учебно-методических центров позволит осуществлять переподготовку специалистов для сельского хозяйства с учетом современных экологически чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и обеспечит оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению. Реализация данного мероприятия позволит на основе единых стандартов осуществлять повышение квалификации специалистов сельскохозяйственного производства, создать систему непрерывного аграрного образования. За пять лет в данное направление будет направлено из федерального бюджета 5,1 млрд руб.

Новым направлением в формировании аграрной политики, представленным в Государственной программе, является привлечение общественных организаций — союзов (ассоциаций) к разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, национального доклада о ходе и результатах реализации Государственной программы. При этом ассоциациям и союзам, объединяющим сельскохозяйственных товаропроизводителей, отводится важная роль в разработке технических заданий на технические регламенты, которые определяют требования по качеству и безопасности продукции (работ и услуг) в сельском хозяйстве, а также в разработке и внедрении национальных стандартов, унифицированных в соответствии с международными стандартами.

В качестве приоритетного направления развития отраслей сельскохозяйственного производства выбрано животноводство, что обусловлено, прежде всего, растущим спросом на животноводческую продукцию по мере ростов дохода населения. Отрасль животноводства по сравнению с растениеводством отличается более длительным производственным циклом и высокими инфраструктурными издержками. При этом на приоритетное развитие животноводства из федерального бюджета будет выделено 47,5 млрд руб., на растениеводство — 21,2 млрд руб.

Государственной программой предусмотрены инвестиционные субсидированные кредиты на строительство и реконструкцию животноводческих объектов; субсидии на возмещение части затрат на содержание поголовья овец и коз, оленей, табунных мясных лошадей. Помимо производственных целей эти меры имеют важное значение для сохранения традиционных занятий народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и других регионов страны. Предполагается также рост поддержки племенного дела в животноводстве за счет возмещения части затрат на приобретение племенного молодняка и племенного материала сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Направления, определенные приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», получили дальнейшее развитие в Государственной программе.

В растениеводстве в качестве приоритетных направлений выбраны:

— поддержка элитного семеноводства, в результате которой предполагается к 2012 году довести площадь, засеваемую элитными семенами, до 15%;

— развитие производства рапса, льна, виноградарства и на его основе отечественного виноделия.

В основу обоснования конкретных мероприятий по данным направлениям положены целевые программы ведомства, впервые разработанные Минсельхо-зом России.

В государственной программе предусмотрено финансирование из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (4 млрд руб.) региональных программ, которые должны быть экономически значимыми для региона и не дублировать мероприятия Государственной программы.

Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей связано, в том числе, с доступностью субсидированных кредитов. При этом, по оценке специалистов, число финансово устойчивых сельскохозяйственных организаций в связи с использованием субсидированного кредита может ежегодно прирастать на 5—7%, а прирост прибыли может составить 15% на вложенные кредитные ресурсы.

В Государственной программе расширены направления использования кредитов (займов), на которые распространяются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов — это строительство, реконструкция и модернизация тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте; мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов. При этом инвестиционные кредиты (займы) на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, включающую техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники, выдаются сроком на 10 лет, что должно повысить коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники и энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий, а также ежегодно вовлекать в хозяйственный оборот около 400 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.

К 2012 году размер субсидий, полученных сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей и организации, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, возрастет в 1,8 раза по сравнению с 2007 годом и составит 40,5 млрд руб., или 31,2% от общего ресурсного обеспечения Государственной программы.

Повышение доходов сельского населения и рост располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности обеспечивается в Государственной программе за счет доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к субсидированным кредитам (займам). В ресурсном обеспечении Государственной программы на эти цели из федерального бюджета предусматривается выделение за пять лет 34,1 млрд руб. Впервые предусматривается государственная поддержка альтернативных форм занятости в сельской местности, включающих в себя сельский туризм, сельскую торговлю, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовку и переработку дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья. Субсидированные кредиты (займы) на несельскохозяйственную деятельность будут выдаваться сроком на 5 лет.

Начиная с 2009 года в 1,6 раза увеличивается государственная поддержка страхования посевных площадей сельскохозяйственных культур. Мероприятиями Государственной программы предполагается предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения 40% затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования. С учетом средств бюджета субъекта Российской Федерации сумма субсидий на уплату страховых взносов по договорам страхования может составить 50%.

Основными задачами мероприятий по регулированию рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия являются увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

За период реализации Государственной программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70%.

Реализация программных мероприятий осуществляется Минсельхозом России совместно с региональными органами субъекта Российской Федерации на основе заключения соглашения, в котором предусматриваются обязательства сторон по финансированию мероприятий Государственной программы за счет средств федерального, регионального бюджетов и внебюджетных средств. При этом совокупная поддержка приоритетных отраслей может достигать 40%

от уровня понесенных затрат сельхозтоваропроизводителем, а сумма возмещения затрат из федерального и регионального бюджетов на уплату процентов по кредитам — 100%.

Для выполнения субъектами Российской Федерации показателей мероприятий Программы до 1 ноября 2007 года необходимо разработать и представить в Минсельхоз России утвержденную региональную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, что предполагает заключение соглашений между субъектами Российской Федерации и участниками мероприятий программы — конечными получателями государственной поддержки. Распределение средств федерального бюджета будет осуществляться по методике, которая также будет учитывать показатели региональных программ с целью достижения конечных результатов.

Предполагается, начиная с 2009 года, осуществлять из федерального бюджета финансирование мероприятий, предусмотренных в Программе, исходя из уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации, что накладывает дополнительные обязательства на расходную часть региональных бюджетов.

В соответствии с Законом «О развитии сельского хозяйства» установлен эффективный механизм оценки и контроля за ходом реализации Госпрограммы. Ежегодно оценка результатов ее реализации будет осуществляться экспертной комиссией. В ее состав будут входить представители отраслевых союзов и ассоциаций сельхозпроизводителей и потребителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия, представители федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации.

Ежегодно Минсельхоз России будет готовить Национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы и после его утверждения Правительством направлять в Федеральное Собрание.

PARAMETERS OF THE STATE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURE AND REGULATION OF THE MARKETS OF AGRICULTURAL PRODUCTION OF RAW MATERIAL AND THE FOODSTUFFS FOR 2008-2012

V.A. Stepannikov, N.A. Popov

Department of economic estimation and ground cadastre Russian People’s Friendship University

Miklucho-Maklay srt., 8/2, Moscow, Russia, 117198

Scale social and economic transformations to the country have led to essential changes in agrarian sector of economy. For years of reforms mid-annual number of the workers borrowed in an agricultural production, was reduced to 70%, has left 35% agricultural grounds , profitability of an agricultural production with 37 in 1990 was reduced up to 9,7% in 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.