Научная статья на тему 'Параметрическая диагностика технического состояния центробежного нагнетателя в эксплуатации'

Параметрическая диагностика технического состояния центробежного нагнетателя в эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
963
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MATHEMATICAL MODEL / ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАГНЕТАТЕЛЬ / ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР / CENTRIFUGAL COMPRESSOR / ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / THERMODYNAMIC PROPERTIES / ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PARAMETRIC DIAGNOSTICS / CENTRIFUGAL SUPERCHARGER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хурамшина Регина Азатовна

Цель. Основной задачей является разработка математической модели центробежного компрессора и параметрическая диагностика технического состояния центробежного нагнетателя в эксплуатации. Метод. Предложена модель расчета термодинамических свойств природного газа, приведения параметров центробежного компрессора к начальным условиях и к частоте вращения, а также и интегральных показателей технического состояния нагнетателя. Методом параметрической диагностики определено техническое состояние газового тракта центробежного нагнетателя компрессорной установки. Результат. Выполнена программная реализация математическая модели rotating центробежного компрессора в ПК DVIGwT. В отличие от существующей методики ВНИИГАЗ, анализ проведенных расчетов показал, что математическая модель адекватная, наличие погрешности связано с учетом свойств газов изо-бутана и и-гексана. Выполняемые исследования по оценке технического состояния центробежного компрессора способны указать на наличие или отсутствие дефектов центробежного компрессора. Вывод. Существует ряд методов диагностики центробежного нагнетателя, но самым эффективным методом является вибродиагностика. Однако поиск неисправностей и зарождающихся дефектов в проточной части центробежного компрессора не может ограничиваться только данными вибродиагностики, которая дает около 60% достоверной информации о состоянии газовоздушного тракта. Около 20% неисправностей компрессора и примерно половина опасных режимов работы проточной части нагнетателя обнаруживаются с помощью анализа термогазодинамических параметров (параметрическая диагностика). Основная сложность контроля технического состояния проточной части центробежного нагнетателя заключается в трудности количественной оценки процессов, протекающих в нагнетателе, что приводит к проблемам установления достоверного диагноза за приемлемый промежуток времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хурамшина Регина Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMETRIC DIAGNOSTICS OF THE CENTRIFUGAL SUPERCHARGER''S TECHNICAL CONDITION DURING OPERATION

Objectives The main aim is to develop a mathematical model of a centrifugal compressor and carry out a parametric diagnostics of a centrifugal supercharger's technical condition during operation. Methods A model is proposed for calculating the thermodynamic properties of natural gas, reducing the parameters of a centrifugal compressor to the initial conditions and to the rotation frequency, as well as the integral indicators of the supercharger's technical state. The technical state of the gas path of the centrifugal supercharger of the compressor unit is determined by the parametric diagnostic method. Results The software implementation of the mathematical model of centrifugal compressor is carried out using a DVIGwT PC. The analysis of calculations indicates that the model is appropriate, with the error being due to taking into account the properties of iso-butane and i-hexane, in contrast with the VNIIGAZ technique. The evaluation studies of a centrifugal compressor's state are indicative of the presence or absence of its defects. Conclusion Among a number of the diagnostic methods for evaluating a centrifugal supercharger, the most effective is vibrodiagnostics. However, the search for malfunctions and nascent defects in the flowing part of the centrifugal compressor cannot be limited only to vibrodiagnostic data, which provides about 60% of the reliable information about the state of the gas-air tract. About 20% of the compressor's malfunctions and approximately half of the dangerous modes of the supercharger's flow-through part is detected using thermogasdynamic parametric analysis (parametric diagnostics). The main difficulty of the control over the technical state of the flow-through part of the centrifugal supercharger is in the complication of the quantitative evaluation of the processes taking place in the supercharger, which leads to problems in providing reliable diagnosis during a reasonable period of time.

Текст научной работы на тему «Параметрическая диагностика технического состояния центробежного нагнетателя в эксплуатации»

Для цитирования: Хурамшина Р.А. Параметрическая диагностика технического состояния центробежного нагнетателя в эксплуатации. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2017;44(4): 72-86. D01:10.21822/2073-6185-2017-44-4-72-86

For citation: Khuramshina R. A. Parametric diagnostics of the centrifugal supercharger's technical condition during operation. Herald of Daghestan State Technical University. Technical Sciences. 2017; 44 (4): 72-86. (In Russ.) DOI: 10.21822/2073-6185-2017-44-4- 72-86

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ И ХИМИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ

УДК 629.7.036

DOI: 10.21822/2073-6185-2017-44-4-72-86

ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАГНЕТАТЕЛЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

Хурамшина Р.А.

Уфимский государственный нефтяной технический университет,

450062, г.Уфа, ул.Космонавтов 1,Россия,

e-mail: Khuramshina.regina@mail.ru

Резюме: Цель. Основной задачей является разработка математической модели центробежного компрессора и параметрическая диагностика технического состояния центробежного нагнетателя в эксплуатации. Метод. Предложена модель расчета термодинамических свойств природного газа, приведения параметров центробежного компрессора к начальным условиях и к частоте вращения, а также и интегральных показателей технического состояния нагнетателя. Методом параметрической диагностики определено техническое состояние газового тракта центробежного нагнетателя компрессорной установки. Результат. Выполнена программная реализация математическая модели rotating центробежного компрессора в ПК DVIGwT. В отличие от существующей методики ВНИИГАЗ, анализ проведенных расчетов показал, что математическая модель адекватная, наличие погрешности связано с учетом свойств газов изо-бутана и и-гексана. Выполняемые исследования по оценке технического состояния центробежного компрессора способны указать на наличие или отсутствие дефектов центробежного компрессора. Вывод. Существует ряд методов диагностики центробежного нагнетателя, но самым эффективным методом является вибродиагностика. Однако поиск неисправностей и зарождающихся дефектов в проточной части центробежного компрессора не может ограничиваться только данными вибродиагностики, которая дает около 60% достоверной информации о состоянии газовоздушного тракта. Около 20% неисправностей компрессора и примерно половина опасных режимов работы проточной части нагнетателя обнаруживаются с помощью анализа термогазодинамических параметров (параметрическая диагностика). Основная сложность контроля технического состояния проточной части центробежного нагнетателя заключается в трудности количественной оценки процессов, протекающих в нагнетателе, что приводит к проблемам установления достоверного диагноза за приемлемый промежуток времени.

Ключевые слова: математическая модель, центробежный компрессор, термодинамические свойства, центробежный нагнетатель, параметрическая диагностика

TECHNICAL SCIENCE POWER, METALLURGICAL AND CHEMICAL MECHANICAL ENGINEERING

PARAMETRIC DIAGNOSTICS OF THE CENTRIFUGAL SUPERCHARGER'S TECHNICAL CONDITION DURING OPERATION

Regina A.Khuramshina

Ufa State Petroleum Technological University, 1 Kosmonavtov Str., Ufa 450062, Russia, e-mail: Khuramshina. regina@mail. ru

Abstract. Objectives The main aim is to develop a mathematical model of a centrifugal compressor and carry out a parametric diagnostics of a centrifugal supercharger's technical condition during operation. Methods A model is proposed for calculating the thermodynamic properties of natural gas, reducing the parameters of a centrifugal compressor to the initial conditions and to the rotation frequency, as well as the integral indicators of the supercharger's technical state. The technical state of the gas path of the centrifugal supercharger of the compressor unit is determined by the parametric diagnostic method. Results The software implementation of the mathematical model of centrifugal compressor is carried out using a DVIGwT PC. The analysis of calculations indicates that the model is appropriate, with the error being due to taking into account the properties of iso-butane and i-hexane, in contrast with the VNIIGAZ technique. The evaluation studies of a centrifugal compressor's state are indicative of the presence or absence of its defects. Conclusion Among a number of the diagnostic methods for evaluating a centrifugal supercharger, the most effective is vibrodiagnostics. However, the search for malfunctions and nascent defects in the flowing part of the centrifugal compressor cannot be limited only to vibrodiagnostic data, which provides about 60% of the reliable information about the state of the gas-air tract. About 20% of the compressor's malfunctions and approximately half of the dangerous modes of the supercharger's flow-through part is detected using thermogasdynamic parametric analysis (parametric diagnostics). The main difficulty of the control over the technical state of the flow-through part of the centrifugal supercharger is in the complication of the quantitative evaluation of the processes taking place in the supercharger, which leads to problems in providing reliable diagnosis during a reasonable period of time.

Keywords: mathematical model, centrifugal compressor, thermodynamic properties, centrifugal supercharger, parametric diagnostics

Введение. B процессе эксплуатации газоперекачивающих агрегатов (ГПА) существуют проблемы, связанные с контролем и оценкой их технического, состояния. B частности, одной из важных проблем является диагностический контроль центробежного, нагнетателя (ЦБН), который, предназначен, как для контроля технического. состояния собственно ЦБН, так и для повышения достоверности и глубины диагностирования. ЦБН. Поэтому актуальной является параметрическая диагностика ЦБН на основе широкого использования вычислительных комплексов.

Постановка задачи. Техническая диагностика - наука о распознании состояния технической. системы, включающая широкий круг проблем, связанных. с получением и оценкой диагностической информации [1-2].

Целью технической диагностики являются определение возможности и условий дальнейшей эксплуатации диагностируемого оборудования и в конечном итоге повышение промышленной и экологической безопасности [3-5].

Задачами технической диагностики, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, являются [6-10]:

- обнаружение дефектов и несоответствий, установление причин их появления и на этой

основе определение технического состояния оборудования;

- прогнозирование технического состояния и остаточного ресурса (определение с заданной вероятностью интервала времени, в течение которого сохранится работоспособное состояние оборудования).

Существуют следующие виды диагностирования газоперекачивающих агрегатов [11-21]:

1. Динамические методы;

2. Дефектоскопия;

3. Контроль загрязнений;

4. Анализ тенденций;

5. Анализ предпосылок.

Решение перечисленных задач, особенно для сложных технических систем и оборудования, позволяет получить большой экономический эффект и повысить промышленную безопасность соответствующих производственных объектов.

Техническая диагностика, благодаря раннему обнаружению дефектов, позволяет предотвратить внезапные отказы оборудования, что повышает надежность, эффективность и безопасность промышленных производств, а также дает возможность эксплуатации сложных технических систем по фактическому техническому состоянию.

Методы исследования. Методы диагностики технического состояния можно разделить на два принципиально отличающихся типа [22] :

1. Разрушающие;

2. Неразрушающие.

К методам разрушающего контроля обычно относят предпусковые или периодические гидравлические испытания аппаратов, а также механические испытания образцов металла, вырезанных из их элементов.

Неразрушающие методы контроля предполагают применение физических методов контроля качества, не влияющих на работоспособность конструкции аппарата.

В настоящее время для обнаружения и идентификации дефектов используется широкий спектр методов неразрушающего контроля (НК). Современная классификация методов НК включает девять видов контроля: электрический, магнитный, вихретоковый, радиоволновой, тепловой, визуально-измерительный, радиационный, акустический и контроль проникающими веществам.

Каждый из видов НК подразделяют на методы, отличающиеся следующими признаками

[23]:

- характером взаимодействия поля или вещества с объектом, определяющим соответствующие изменения поля или состояния вещества;

- параметром поля или вещества (первичным информативным параметром), измеряемым в процессе контроля;

- способом измерения параметра поля или вещества.

Методы НК основаны на использовании физических явлений для обнаружения и определения параметров дефекта. В свою очередь неразрушающие методы контроля подразделяются на - пассивные (интегральные) и активные (локальные).

К активным методам НК относятся методы, в которых измеряется изменение возбуждаемого физического поля, а к пассивным методам относятся методы, использующие свойства физического поля, возбуждаемого самим контролируемым объектом.

Локальные методы позволяют обнаружить дефект лишь на ограниченной площади, а интегральные методы способны проконтролировать весь крупногабаритный объект в целом.

Активными методами являются: визуальный и измерительный контроль, ультразвуковая дефектоскопия, магнитные методы, радиографические капиллярные методы, метод вихревых токов, электрический метод.

К пассивным методам относятся: тепловизионный, виброакустические методы и метод акустической эмиссии.

При выборе методов неразрушающего контроля конкретных элементов конструкций

необходимо учитывать следующие основные факторы: характер (вид) возможных дефектов и их расположение; возможности методов контроля; виды деятельности, при которых применяется неразрушающий контроль (изготовление, ремонт, техническое диагностирование); формы и размеры контролируемых элементов конструкций; материалы, из которых изготовлены контролируемые элементы; состояние и шероховатость контролируемых поверхностей конструкций

[15].

При определении технического состояния системы необходимо с высокой степенью достоверности установить начальные состояния входящих в нее элементов - то есть следует провести диагностику агрегата непосредственно после окончания ремонтных операций. Необходимо так же, с достаточной степенью точности, установить рабочий отрезок времени функционирования технической системы, поскольку режимы работы компрессорных установок при пуске и остановке могут создавать разного рода опасные условия, отличающиеся от установившихся режимов работы.

С помощью, того или иного метода диагностики ГПА можно и весьма целесообразно прогнозировать, изменение технического состояния агрегата с целью вынужденных остановок ГПА, повышения. эффективности их эксплуатации, определения видов и сроков. проведения ремонта [1].

Техническое состояние газоперекачивающего агрегата сказывается. на всей технологии транспортировки газа по газопроводу. Можно утверждать что, если при данном расходе. топливного газа по агрегату снизилась производительность нагнетателя, то при прочих равных условиях это могло произойти из-за ухудшения состония. ГПА, нагнетателя или того и другого. вместе.

Сравнительный анализ преимуществ и недостатков существующих методов диагностики текущего. состояния компрессорной. установки показал, что большая. часть дефектов и неисправностей, примерно 60%, может быть. установлена методами. вибродиагностики, пригодными для обнаружения. дефектов практически во всех элементах агрегата; около. 20% неисправностей компрессора и примерно половина опасных. режимов работы проточной части нагнетателя обнаруживается только анализом термогазодинамических параметров (параметрическая. диагностика); примерно 20% неисправностей элементов компрессора, обнаруженных. методами вибродиагностики можно подтвердить анализом термогазодинамических параметров машины и около 20% неисправностей можно. зарегистрировать по изменению. температуры, состава, уровню. загрязнений смазочного масла.

Распределение методов активного. контроля ГПА представлено на рис. 1.

■ Контроль загрязнений ■ Параметрическая диагностика

Вибрационная диагностика

20%

60% 20%

Рис.1. Распределение, методов активного контроля ГПА Fig.1. Distribution of methods for active monitoring of gas-turbine engines

Одним из основных направлений. технической диагностики. ГПА является метод параметрической. диагностики, как наиболее перспективный и имеющий значительный опыт.

использования в авиационной и других отраслях, промышленности. Основой метода параметрической диагностики является, определение изменения. параметров технического состояния. агрегата или его отдельных элементов по изменению его технических и топливоэнергетических. показателей - мощности, производительности, КПД привода и нагнетателя. в процессе эксплуатации [17-20].

Об изменении технического состояния агрегата или его отдельных элементов. судят по изменению характеристик. их рабочих режимов. Самоизменение оценивается сравнением. характеристик, построенных. для данного момента, и времени, принятого за исходное.

В качестве исходного может быть. принято время, проведения стендовых, сдаточных. или других видов испытаний агрегата. Неизменность характеристик агрегата будет. говорить о его нормальном состоянии; «расслоение» характеристик будет свидетельствовать об изменениях, происходящих. в ГПА.

Комплексная оценка технического состояния потенциально. опасных элементов технической системы в период эксплуатации. в основном базируется, на структурном анализе надежности. ее компонентов, динамических безраборных методов контроля (диагностика по параметрам вибрации. и термогазодинамическим характеристикам) и анализе загрязнений [18]. Успех диагностирования в значительной мере, обусловлен правильностью. выбора информативных компонентов. для построения принципиальных диагностических моделей объекта и моделей. распознавания, а также идентификации. сигналов измерительных систем.

Обсуждение результатов. Определение политропного. КПД и мощности ЦБН природного газа выполняется в соответствии с методическими. указаниями по проведению. теплотехнических и газодинамических расчетов. при испытаниях газотурбинных газоперекачивающих агрегатов ПР 51-31323947-43-99, разработанные. ВНИИГАЗ [2].

Основой. системы определений мощности, эффективности и других показателей ЦБК и их приводов, является термодинамический. анализ сжатия. газа, предусматривающий использование. различных термодинамических и калорических функций реального газа.

В качестве, эталонной (полезной) работы. для ЦБН природного газа применяется политропная работа.

Показатели. и характеристики ЦБН определяются. по статическим параметрам компримируемого. газа (давлению и температуре), измеренных в сечениях входного. и выходного фланцев. (патрубков).

Для определения плотности. компримируемого газа используется следующее уравнение:

zlH к ilH

где Zx н - функция сжимаемости, поправка реального газа.

Функция. сжимаемости определяется с использованием базового уравнения состояния. В качестве базового. уравнения состояния применено. модифицированное (упрощенное) уравнение состояния «Бенедикта-Вэбба-Рабина» (BWR), представленное. в приведенной форме, и на его основе, определены формулы для расчета других функций сжимаемости..

Базовое уравнение. состояния:

7=1+f£l _ _ üV ZE+fü± _ 1 üIYze!. (2)

(r t2 rj ' 4 (t2 r3 tv z2 (2)

Приведенный объемный. расход газа на входе к начальным условиям:

Q1

п л н .у Q 1 Н'Р 1 Я 2 1 ЯЯ ^ 0 •Тг яя/(Р 1 ЯЯ-1 0 3 ). (3)

Приведенный объемный расход. газа через нагнетатель:

Q 1 н . пр Q пр.н .у " „ , (4)

fie Т

где п0 = 5 3 0 0—.

мин

Приведенная относительная внутренняя мощность ЦБН. Для расчетов режимов работы КС применяются характеристики ЦН, представляющие зависимость степени повышения давления в, политропического КПД, ^пол и приведенной относительной внутренней мощности

rjvtl _Nt 7M3

*P 1 J P 1 h (ПСТ/ '

Приведенная, степень сжатия.:

^ о- «ппр + Лт°

К-1

К

где mVo

ПР VZlHo'Ro'TlHo /

объемный показатель политропы,

(5)

(6)

Чф

приведенный политропный напор.

Коэффициент технического состояния проточной части ЦБН по отклонению политроп-ного КПД [3]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве количественных оценок смещения характеристик ГПА, ГТУ или нагнетателя иногда принимаются коэффициенты технического состояния по КПД ^ или по мощности.

" (7)

I/- _ '/пол

л ^-,

Лиол макс

где

Удаленность, режима ЦБН от помпажа:

К3 ап- п.100%,

где ( п-помпажный расход, принимается, по ГДХ.

Техническое состояние, центробежного нагнетателя оценивается по табл.1.

(8)

Таблица 1. Классы технического состояния проточной части центробежного нагнетателя

Значение коэффициента технического состояния Без дефектов Наличие эксплуатационного износа и восстанавливаемых дефектов Наличие дефектов на ранней стадии развития Наличие существенных дефектов Классы технического состояния

кп 0,98.. .1,0 Исправное

0,90.0,98 Удовлетворительное

0,85...0,90 Удовлетворительное

<0,85 Эксплуатация нежелательна

Реализация математической модели, нагнетателя в виде отдельного, модуля проводилась в программе «Система математического моделирования тепловых, энергетических и комбинированных, установок (DVIwT)» [3]. В DVIwT, введена паспортная характеристика ЦБН для номинального, летнего и зимнего, режимов с помощью, приложения CgarEdit.

Оценка адекватности математической модели, нагнетателя выполнена в сравнении с данными ВНИИГАЗ [4] (табл. 2). Анализ результатов расчета показывает, что максимальная, погрешность в определение политропического, КПД составляет 0,695%. Погрешность в определение политропического КПД зависит, от погрешности определения, полного напора, на который, влияет состав газа .

Если значение КПД в результате, расчета получается, выше КПД максимального, равного, то следует считать, что замеренные данные имеют большую, погрешность и данную, точку не следует включать, в расчет.

Система компьютерного моделирования DVIGwT предназначена для проведения структурного и параметрического анализа газотурбинных двигателей, составления и расчета тепловых схем паротурбинных и парогазовых установок.

Таблица 2. Результаты расчета Table 2. Results of calculation

Параметр Размерность ВНИИГАЗ КС, режим 1 КС, режим 2

КС DVIwT Д,% КС DVIwT Д ,% КС DVIwT Д,%

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Коэффциент сжимаемости на входе 0,881 0,881 0,016 0,895 0,895 0 0,897 0,897 0

Коэффциент сжимаемости на выходе 0,891 0,891 0,022 0,903 0,903 0 0,904 0,904 0

Полный напор кДж/кг 59,444 59,847 0,674 34,200 34,610 0,41 42,45 42,98 -0,5939

Политропный КПД замеренным параметрам 0,829 0,823 0,695 0,702 0,693 -0,01 0,797 0,787 0,010

Внутренняя мощность компрессора кВт 11,865 11,946 0,02 11,39 11,53 -1,22 14,34 14,5195 -0,182

Степень повышения давления в компрессоре, приведенная 1,484 1,458 -1,75 1,269 1,271 0,15 1,320 1,310 0,009

В системе DVIGwT математическая модель создается из типовых элементов посредством их соединения типовыми информационными связями через соответствующие соединительные звенья элементов.

Построение модели осуществляется на визуальном уровне, отображаемом в соответствующем окне на мониторе компьютера, при этом информационное построение модели происходит автоматически. Интерфейс системы выполнен в многооконном режиме, состоящим из главного меню, панели инструментов, окон: «Модели», «Доступные типы элементов», и приближен к стандартному виду операционной системы Windows. После запуска системы на экране появляется главное меню.

При создании новой модели или открытии существующей модели из имеющегося набора моделей в каталоге «MOD» появляются окно «Модель» и окно «Доступные типы элементов». При просмотре файла результатов в виде графиков появляется окно модуля вывода графиков со своим интерфейсом.

Система оснащена возможностью вызова справки. Вызов справочной информации по системе осуществляется нажатием клавиши F1; вызов справочной информации по элементам, входным и выходным параметрам - одновременным нажатием комбинации клавиш Alt+F 1. Создание новой модели выполняется любым из следующих способов. Окно «Модель» появляется на экране монитора при выполнении команды: «Открыть» [Файл - Открыть] или при нажатии соответствующих кнопок на панели инструментов. Результат выполнения команды показан на рис.2.

Окно «Модель», при активной закладке «Иерархия», разделено на два окна: «Иерархия» и «Текущий уровень». В окне «Иерархия» отражается иерархическая структура модели. Заметим, что всегда первым элементом иерархической структуры является пункт «Начальные условия» а последним - «Общие результаты».

В окне «Текущий уровень» отображается расчетная схема модели установки, которая

конструируется из доступных элементов, путем их перетаскивания мышью из окна «Доступные типы элементов». Нажатие курсором мышки на название «Иерархия» или «Текущий уровень» вызывает разворачивание соответствующего окна до размеров, соответствующих окну «Модель». Повторное нажатие на соответствующее название приводит к возврату окон в исходное состояние.

Файг РЬласттфцва-пе Р яс четы ta 37льта гы йгит йгз-к Слрогеа

j jt у х * h е 2 и Г|В

_1] М«до Ь-'-Ша

Те r. f vp DEE-hfe- 1

J ¡Крдель 04illltt4 ¡МЗтЛь-ТйТ» □

< >

\ИеэмыяjiXl nfl згйетёк/

H_S VFfKÎ)

Т rt^rriyyw«

Бн ф&кЙЯ TÎWflft

Termor tta т«сущег& ypowtfl

Рис. 2. Окно «Модель» Fig.2. Model Window

Окно «Доступные типы элементов» появляется на экране монитора при выполнении команды «Новая модель» или «Открыть» [Файл - Открыть] или при нажатии соответствующих кнопок на панели инструментов и содержит набор типовых элементов, необходимых для конструирования схемы установки. Изображение окна «Доступные типы элементов» показано на

рис. 3.

Фвгп Релагтттрз>з.ам*в F-эсчеты Ретутьтдты Омат Ото Сгцав-л-э

□ -Л в j «

J

Иерарчгч

Мслс-пь

I Тек?!!!1!! уромьь

'•c.ncM'i

К ДоСТуПНИ* Hull tl MW«

Ш

ш

H H

H

H_S YPCXZJ ËH1WI mp Вздиан Buy «нам Воруевй

ДнЧфВДаТО IfjyÖil а^ПЭДН РЗ ГРЗДП^.Ч! Ml '■.^.". «Я»: H'

S

BïLfl В«0Й«09 БЬбсОД ecfit- BtricCHh ИИ4 ВЫВДДПвр* BbtfOft КЦЗДЫВНГ* yGTfHüCTtQ TWV1M уп^мчитв

ЕЕ-** Высиди»

В.=сд. »еды В-с р. гжи вчодгерн В.«ад гднгнвя

Гн .

анидмтв

HfrfMbifl подач»!«

KIWRHI

Д^ОЧИТЩ-

Ж &

НеПЦНГМ ИСГ«ДО**Ъ И^ичгм-цчи Ll;rij4L*i- hnwKji-j

/n^viMiru ui pu-ггир,и 1ЦЦМ1Й 1ЧЕ1- < та,*, il и-п ЫйЦНВДЙ СЮ01НгМ

К*Н«Л

THVWÉ*

Kww

Г HÇHi iifi

WVM'l

KFilWi« IWtJ МКПМ1 L4I

Рис. 3. Окно «Доступные типы элементов» Fig. 3.The Available Element Types Window

Типовые элементы представлены в виде «иконок» со схематическим изображением, отражающим суть элемента. Для удобства пользования элементы расположены в алфавитном

порядке. Добавление нового элемента осуществляется путём его перетаскивания в поле правой части окна «Модель» - окно «Текущий уровень».

Для задания исходных данных по элементам модели, выполняется двойное нажатие левой клавишей мыши по элементу модели, которое открывает окно элемента модели с одноименным названием (например, для элемента «Входное устройство» открываем окно «Входное устройство»). В закладке «Входные параметры» задаются исходные данные. Данная операция повторяется для всех элементов модели. В этих элементах значения входных параметров задаются в первом приближении.

При затруднениях в задании исходных данных необходимо сделать активным интересуемый входной параметр и нажать сочетание клавиш Alt+F 1, вызвав тем самым справку по данному параметру. На экране появится окно справки с соответствующим пояснением.

Пример вызова справки для параметра «Теплотворная способность топлива [кДж/кг]» во вкладке «Входные параметры» элемента модели «Начальные условия» представлен на рис. 4.

Jtte* о I ÉTtt

... Ste-KAKiS«

I il m

щм» ¿4*« |имц [4:

Г-Н——»4 »

V ■ m m A "f** CO.* yn ipi гш, '*м_

-^MW-JHтчз ГЧ1

I Я*........... "i-awi >1

И'mi 11 m I ЩИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—•»■—'-И-""«

Г"-" /-•*« .........«

■»»<■■» гчг <чпт»

Рис.4.Окно справки Fig.4. Help Window

Ниже представлен процесс задания исходных данных для всех элементов модели, отражающий особенности формирования каждого элемента.

Элемент модели «Начальные условия». При двойном клике мышью на элементе модели открывается следующее окно (рис. 5):

Рис. 5. Исходные данные к элементу модели «Начальные условия» Fig. 5. Initial data to the element of the model «Initial conditions»

Во вкладке «Входные параметры» в соответствующих строках указывается тип топлива, применяемого в ГТУ и его теплотворная способность.

Элемент модели «Входное устройство». В расчете принимается значение коэффициента

полного давления входного устройства (ВУ) равным единице и задается расход воздуха на входе в ВУ в соответствие с исходными данными.

Окно исходных данных для элемента «Входное устройство» представлено на рис. 6.

'JhpijoptitiL

Цыдмн »«writ, hMJM WV. г'|

Jpift Wn«ni il'ittii/HihlrtWM л.ЫичШ fl, [ 1_

|U (lirt'lj Id. ¿Ь1 IHj Л' Ги Н П h. _ Н^ ( ■ 11 |l1L11Г л NMu ДОИМ Fr

Нрчрпрпящкп! Щ 1 1

Ц

^«р^рщцвдртннцнОД rf.'cl

>„ш11П о

Рис.6. Исходные данные к элементу модели «Входное устройство» Fig.6. Input data to the «Input device» model element

Элемент модели «Компрессор». Для элемента «Компрессор» задаются следующие параметры:

1. Адиабатический КПД компрессора (0,83...0,88);

2. Относительный расход воздуха 1 и 2 отборов;

3. Частота вращения ротора ГТУ;

4. Расход воздуха через ГТУ;

5. Степень повышения полного давления в компрессоре.

Окно формирования исходных данных элемента модели «Компрессор» представлено на

рис.7.

_■

БлйЛп«* ¡ЬиЛйм* мрмиры j

Л|>чЛйг4чк *itî («йГнГесймиАЖПДк tfpjjwixmi-Hö A#№ KMlptttDCi f ]

if!i*na îMiHCHPJwm ксирфндонп ппикия Kfcptf_ НщрРПЧ

j Vin 4i-rj lunirvjccm лыс^гм-лан-ь сгыь-.-i KA НьЫЗЬйСТмЭ

аУ|Я ifги-nj TJJLJ CI? рением «СШ1ПГ«С-?ра kçrilij:

'fawp юетрксдо 11.2 3 1

Gifr/wian гудрссчь JmtJ Нгщдот*

nrhXiiuiib-M лдыэйатмсс!.» раЬагл louncticccpaдо 1 ci Dcm [J 1

ОгностТЛЫЧЛ F^fera РРЫПЕ«СТПИ ЯР 2 СпЕчот. [-J_ 1

Omocmtnu^kt) смсдсц код » »J 1 orkçH M G и

Эгъосетмтй рдоедtow01 ÎPiwpe [j 0 а &

tfl,: гчлз ciQjucRb нд Biq^ü а |ШГ£*£Сйр [ '

ПрЧ!М"*«ВЯ Скг:р5Г-Ъ НЯ, Вклсга- m «jw-jwirct^ [-J as

ЧрНВ1Д4чМ;Н ШСЮТ BpJllJSNrfl * 1£Р-ГВ> olpUNtCrtiaMrfl >jpj" NpHC IhpJI JftiD

Г|р«г-д*-ч1ьв1 рг ч!\5 пбвдхл п rem gßfflw+prtSMii« ufiurfptçimi |irXj Ж №

^Hi'j ь1пЯ1*<й члспа R-з кл клрлггйрапмы lùunjicc ; ju 0 - 1 - да a 1]

-'■srun егыпркетр.» [1 - счнлчр-нгт-! 1 -lîniH-yn

-лечи O-flaa полрльзр. 1-е гвшлраыи »a Fli*: н J,!l3 di влеимспа a

Pjç^Fi CÇtïnap-iH 1 с > rii¥iji кврчА 2'ÇAjjHÀ ï КГД пени^йпшй 1

"iu MMhfcit' ча: j--t ;w,ruin 0 ■ hüt 1 - дл 1 НттПЧЗ

дии?г; wpini pznmerp cjnffC?.

CisntHL пойкшынл ;ur>iw>H a здк-чай IWI* Г-1 13 32

ClfTipit firiftJjj^rtt ¿ДОПАш-Ц 4 * дертДОртВДШ* Iii*it [ j uaa

TüüftfTrH^iJil нЛГйр Hwispnwi

Угаш ynwPBKn 6HA s prfmrä p?i*4'

УГСГ УСГМШМ Б HA Si li>4i*IB> оБдоЫКМ«!«! 1J P-i i M lit LI Ml ■ :«гжс üfU |гсйл 1 HÜUWMHÜ

ll-4.it-

Члсгглл ù|'ij_,liij i a if«« ь ийззал 1W&

Рис.7. Исходные данные элемента модели «Компрессор» Fig.7. Initial data of the element of the «Compressor» model

Элемент модели «Вход топлива». Для элемента «Вход топлива» необходимо задать давление подаваемого в камеру сгорания топлива, расход топлива, степень сухости и его температуру.

Окно формирования исходных данных представлено на рис. 8.

•J Вход топлива 0®®

Входные параметры Выходные параметры j

Давление топлива, [кПа]

Начальный расход топлива, [кг/с] 9.103

Номер устройства входа топлива, [1.2.3 |

Степень сухости. [•] 2

Температура топлива, [ОС] 20

Рис.8. Исходные данные элемента модели «Вход топлива»

Fig.8. Initial data of the model element «Fuel input»

Элемент модели «Камера сгорания». Для элемента «Камера сгорания» задаются следующие параметры:

1. Значение коэффициента полного давления (0,94...0,96);

2. Значение коэффициента полноты сгорания топлива (0,985.0,995);

3. Температура газа на выходе из камеры сгорания.

Окно формирования исходных данных элемента модели «Камера сгорания» представлено на рис. 9.

-_} Камера сгорания сэ 0

Входные параметры | Выходные параметры |

Заданное значение коэффициента полного давления. [-] !И7Н

Заданное знамение коэффициента полноты сгорания топлива, [-] 0.99

Имя файла характеристики коэффициента полного давления Sigmakc

Имя файла характеристики коэффициента полноты сгорания ettaz

Коэффициент избытка воздуха в КС. [-] 2.535

Номер теплового потока. (1. 12. 123. ...)

Порядковый номер камеры сгорания, (1,2.3...)

Приведенная скорость на входе в камеру сгорания. [-] 0.3

Приведенная скорость на выходе из камеры сгорания. [-] 0.2

Признак задания коэффициента полного давления (0. 1, 2. 3. 4) 0

Признак задания коэффициента полноты сгорания (0. 1. 2. 3. 4) 0

Признак задания температуры газа на выходе из КС: 0 - Т'кс: 1 - альфа КС. 0

Суммарный объем жаровой трубы. [мЛ3] 1.5

Температура газа на выходе из камеры сгорания. [К] 1493

Рис.9. Исходные данные элемента модели «Камера сгорания» Fig.9. Initial data of the combustion chamber element

Элемент модели «Турбина газовая» Для элемента «Турбина газовая» задаются следующие параметры:

1. Адиабатический КПД турбины (0,9.0,925);

2. Доля охлаждающего воздуха, подведенного к СА турбины 0,11;

3. Механический КПД ротора;

Окно формирования исходных данных элемента модели «Турбина газовая» представлено на рис.10.

j гл^гч«.

ГйШДН ГШИЧТ?* j Чгт.х!^ ЧМЧ-р«]

Ггшъграгпц)| ь'п r^jW ■ №U1 :v-dïlH7iAll-i11 Ij;-1> Г 1

Д(М Г .Г-i (HVi цоддо ПОДЫДЙ-ОТ ■ Ï ■ Tjjf—' Li1 !| 1Й -J-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i'jrt rjp^ppniFi;! *j75»H

шд pwsga M IM

Пиц^ць ;:p r J-JVH-.YÙ irriijri |u."J 'M

«4 1

r^FW^r-ÇT« ÄEÜpKtl W 1 ■ TIIT^I^J1 C l H

l'pe^MiM ciaçont и чщ;| ti ПРЬмл ]■] ]Г

Г^ЫЯЙГКН ■¡"Lk.|irwi ir-VJft идовдив^[rX-: Я

Hfwjr ÉApMR*»)■J^liirt'wr#W Î-чМ-¿fe : -Ьижк-на

Г'-рОГТДООП ОННЬОЪ Pi-^T^d ■ №1 <;■! ПЮТрУПДОЛ jГГ/с'К.ЧЗ il'd'il]

PK-atf P,Ç-Vr*i [' ■ C-Jn^fra^l 1 ■ Wft-JJCOWpMl 1

Fx** ■.>;..Î UtfiJ-iA ( J«(ft «Gn^ia } <л 1

PMiMwupPHF^-w i-mr i-^1 1

Сгнн* гщирш ci-c.v-J ■ скгкн РДШДМИ f-| 1

ftfflT f'"-"*-"1 A""-*1 идычкии* «J !

i+Stu»- W.'i- "1 ДДОР. !"] -Ьижс-на

X^ic-yradirorrKHEFii-'u^JAM'Fi >|

I_1

Рис.10. Исходные данные элемента модели «Турбина газовая» Fig.10. Initial data of the element of the model «Turbine gas»

Элемент модели «Суммирование мощности». Входные параметры данного элемента модели остаются неизменными.

Элемент модели «Источник-потребитель мощности». Для элемента «Источник-потребитель мощности» задаются следующие параметры:

1. КПД турбогенератора;

2. Мощность агрегата;

3. Частота вращения.

Окно формирования исходных данных элемента модели «Источник-потребитель мощности» представлено на рис. 11.

•_J Источник-потребитель мощности □ ! 0 |«£3ч|

Входные параметры j Выходные параметры |

Имя файла характеристики коэффициента полезного действия агрегата Неизвестно

Коэффициент полезного действия агрегата, [-1 099

Мощность агрегата в точке образмеривания характеристики. [кВт] 136400

Мощность агрегата. [кВт] 136400

Порядковый номер агрегата. (1.2.3 .) 1

Признак расчета коэффициента полезного действия агрегата (0.1,2) 0

Частота вращения. [1/с] 3000

Рис.11. Исходные данные элемента модели «Источник-потребитель мощности» Fig.11. Source data of the «Source-consumer power» model element

Элемент модели «Общие результаты». В данном элементе необходимо указать тип рассчитываемой установки. В нашем случае в строку параметра «Тип установки» с клавиатуры в русской раскладке вбивается тип установки «ГТУ».

_Окно исходных данных элемента модели «Общие результаты» представлено на рис.12.

■ J Общие результаты

Входные параметры Выходные параметры

Количество водяных конденсаторов (потребит ТНУ) 0

Количество воздушных конденсаторов (лотребит.ВТНУ) 0

Количество компрессоров ТНУ 0

Тип установки ЕТ.ГТД, ГПУ ,ПГУ. ГТУ, ВТНУ ,ТНУ, ПТУ ОРТ) ПУ

Рис.12. Исходные данные элемента модели «Общие результаты» Fig.12. Initial data of the element of the model «General results»

После задания исходных данных для всех элементов модели, можно приступать непосредственно к ее расчету.

Запуск термодинамического расчета производится любым из предложенных способов: нажатием на панели управления кнопки «Начать расчет» или через пункт меню «Расчеты» [Расчеты - Начать расчет], при этом выполняется простой расчет двигателя без подбора и оптимизации параметров. При нормальном окончании расчета и указании в команде «Настройки» «Выдавать сообщения об окончании расчета», появится информационное окно с сообщением - «Расчет окончен» (рис.13).

Рис.13. Сообщение об окончании расчета Fig.13. Report about the end of the calculation

Получившиеся результаты отображаются в закладке «Выходные параметры» по всем элементам модели (двойное нажатие левой клавишей мыши на элементе модели и выбор соответствующей закладки в окне модели).

На рис.14 представлены результаты расчёта элемента модели «Камера сгорания».

Входные параметры Выходные параметры

Влагосодержание воздуха, [кг воды/кг вл. воздуха] 0 00630993193223030

Давление газа на выходе из КС. [кПа] 1316.29274273489

Давление статическое газа на выходе из КС, [кПа] 1286.89073192344

Давление статическое на входе в КС. [кПа] 1328.8342952798

Коэффициент избытка воздуха в КС. [-] 2.4765

Коэффициент полного давления в КС. [-] 0.94

Коэффициент полноты сгорания топлива в КС. [-] 0.99

Объемная доля "пирогенического" водяного пара. [-] 0 0903156992263568

Объемная доля атмосферного азота. [-] 0 75044275891212

Объемная доля кислорода. [-] 0.118932828229513

Объемная доля трехатомных газов. [-] 0 0403087136320105

Относительная влажность. [%] Неизвестно

Относительный расход водяного пара в рабочем тепе, [кг пара/кг вл.раб.тела] 0.0061660549962201'

Относительный расход конденсата в рабочем теле, [кг воды/кг вл.раб.тела] 0

Относительный расход топлива, [кг топлива/кг вл.воздуха] 0.0233338818264504

Отношение Й 0 к 1.07199711989258

Парциальное давление водяного пара в рабочем теле. [кПа] 118.881899446681

Площадь на входе в камеру сгорания. [мА2] 0.360704978292676

Площадь на выходе из камеры сгорания. [м"2] 0 8977

1 Ппмпопоииза /-„пппгти иа ттло о »иош гтпаииа Г.1 п 1

Рис.14. Закладка «Выходные параметры» с результатами расчёта в окне элемента

«Камера сгорания»

Fig.14. «Output parameters» tab with calculation results in the «Combustion chamber»

element window

Погрешность в определении, по сравнению с данными, должна составлять менее 3%.

В случае превышения заданной погрешности, необходимо скорректировать исходные данные по элементам модели. Корректируются значения параметров элементов ГТУ, выбираемых из диапазона (КПД компрессора, газовой турбины, турбогенератора; значение коэффициента полного давления и коэффициента полноты сгорания топлива; относительные величины отборов охлаждающего воздуха в компрессоре).

Вывод. Основная сложность контроля технического состояния проточной части центробежного нагнеталя заключается в трудности математического моделирования или количественной оценки процессов, протекающих в нагнетателе, что приводит к сложным проблемам установления достоверного диагноза за определенный промежуток времени.

Разработана математическая модель, центробежного компрессора, включающая расчет, термодинамических свойств природного. газа, приведение параметров центробежного компрессора к начальным условиях и к частоте, вращения; определены интегральные. показатели технического состояния нагнетателя.

Выполнена программная реализация математической модели. центробежного компрессора в ПК DVIwT. Анализ. расчетов показывает, что математическая, модель адекватная, наличие погрешности связано с учетом свойств газов. изо-бутана и и-гексана (в отличие. от методики ВНИИГАЗ).

Выполняемые исследования по оценке технического. состояния центробежного компрессора, эксплуатируемой. на КС, способны указать на наличие. или отсутствие дефектов центробежного компрессора.

Комплексное использование методов технической диагностики. обеспечивает возможность, при наличии современных. универсальных аппаратных средств, эффективного контроля работоспособности. энергетических установок, совершенствования системы обслуживания, снижения затрат на ремонтные операции, оптимизации управления. компрессорными станциями в составе автоматизированной системы управления газопроводов.

Математическое моделирование центробежного компрессора создает возможность для автоматизации оценки технического. состояния газоперекачивающего агрегата. Это поможет. своевременно обнаружить и устранить проблемы, что позволит обеспечить нормальнуюн эксплуатацию газоперекачивающего агрегата.

Библиографический список:

1. Козаченко коэффциент А.Н. Эксплуатация компрессорных проточной станций адекватная магистральных газопроводов. - М.: ъемный Нефть и газ,1999. - 463 с.

2. Методические указания по проведению теплотехнических и газодинамических расчетов при испытаниях газотурбинных газоперекачивающих агрегатов ПР 51-31323949-43-99 Щуровский В.А и дру., ВНИИГАЗ, 1993 г.

3. Газотурбинная установка ГТУ - 16П Комплексное диагностическое обследование по эксплуатационным параметрам. Методика 83-00-900ПМ 156 ОАО «Авиадвигатель»,Методика 83-00-900ПМ 156 ОАО «Авиадвигатель», 2005.

4. Горюнов И.М. «Система математического моделирования тепловых, энергетических и комбинированнях установок (DVIwT)» / Программа для ЭВМ №2004610623 от 04.03.2004 РОМПАТЕНТ, Москва, 2004.

5. Межерецкий А.П., Корсов Ю.Г. Параметрическая диагностика газотрубинных установок для привода нагнетателей природного газа. М.: Энергомашиностроение, 1987, №2.

6. Биргер И.А. Техническая диагностика. - М.: «Машиностроение» №, 1987. - 240 с.

7. Кунина П.С., Павленко П.П.. Диагностика газоперекачивающих агрегатов с центробежным гагнетателями. Ростов-га-Дону, изд-вл РГУ, 2011. -362 с.

8. Щуровский В.А., Зайцев Ю.А. Газотурбинные газоперекачивающме агрегаты. - М.: Недра, 1999. -191 с.

9. Газоперекачивающий агрегат ГПА - 16Р «Уфа» Руководсто по эксплуатации, 911.00.00.00.000 РЭ 0 ЛУ, Книга 1 «Техническое описание и работа».

10. Эксплуатация компрессорных станций магистральных газопроводов, Справочник, М .: Нефть и газ, 1999 год

11. Методические указания по проведению теплотехнических и газодинамических расчетов при испытаниях газотурбинных, газоперекачивающих агрегатов ПР 51-31323949-43-99 Щуровский В.А и др., ВНИИГАЗ,1999 г.

12. Каталог газодинамических характеристик ЦБК природного газа Щуроаский В.А., Сальников С.Ю., Барцев И.В. и др. ВНИИГАЗ, 2005 г.

13. Р. Рид, ДЖ. Праусниц, Т. Шервуд. Свойства газов и жидкостей: Справочнок пособие/ Пер. С англ. Под редакцией Б.И. Соколова. - 3-е изд., перераб. И доп. - Л.: Химия, 1982. -592 с., ил. - Нью-Йорк, 1977

14. Zinre R. Homoqenisierunqsverfahren fiir Rinderqiille und die Bestimmunq der moqenital von Giille. Dtsch. Aqrartechn. B.12, No. 7. 1969.

15. Amso is the only pump we can use in our speeded up production system "Pit and Quarry " Vol 48, 2015, 11.

16. Jetsboost pumping capacity, «Pocr Products», Vol 49, 2010, N 10

17. Zinre R. Homoqenisierunqsverfahren fiir Rinderqiille und die Bestimmunq der moqenital von Giille. Dtsch. Aqrartechn. B.12, No. 7. 2016.

18. Allott D. Farm Buildinq Diqest, 2017, 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Norcr LANDBRUR, 2016, 26, 10, 263.

20. Farm Jndustry News, 2017, 6, 3, 36.

21. Зарицкий С.А. Диагностика газоперекачивающих агрегатов газотурбинными приводами. М.: Недра, 2016

22. Богданов Е.А. Основы технической диагностики нефтегазового оборудования. М.: Высшая школа, 2006.- 279 с.

23. Коллакот Р. Диагностика повреждений: пер. с англ. М.: Мир, 1989. 512 с.

References:

1. Kozachenko A.N. Ekspluatatsiya kompressornykh stantsii magistral'nykh gazoprovodov. M.: Neft' i gaz; 1999. 463 s. [Kozachenko A.N. Operation of compressor stations of main gas pipelines. M.: Neft' i gaz; 1999. 463 p. (In Russ.)]

2. Shchurovskii V.A i dr. Metodicheskie ukazaniya po provedeniyu teplotekhnicheskikh i gazodinamicheskikh raschetov pri ispytaniyakh gazoturbinnykh gazoperekachivayushchikh agregatov PR 51-31323949-43-99. VNIIGAZ; 1993. [Shchurovskii V.A i dr. Methodological instructions for carrying out thermal and gas-dynamic calculations for testing gas-turbine gas-pumping units PR 51-31323949-4399. VNIIGAZ; 1993. (In Russ.)]

3. Gazoturbinnaya ustanovka GTU - 16P. Kompleksnoe diagnosticheskoe obsledovanie po ekspluatatsionnym parametram. Metodika 83-00-900PM 156 OAO «Aviadvigatel'». 2005. [Gas turbine unit GTU-16P. Complex diagnostic examination for operational parameters. Method 83-00-900PM 156 of OAO «Aviadvigatel'». 2005. (In Russ.)]

4. Goryunov I.M. «Sistema matematicheskogo modelirovaniya teplovykh, energeticheskikh i kombinirovannyakh ustanovok (DVIwT)». Programma dlya EVM №2004610623 ot 04.03.2004. ROSPATENT. Moskva; 2004. [Goryunov I.M. «System of mathematical modeling of thermal, power and combined installations (DVIwT)». PC programme №2004610623 from 04.03.2004. ROSPATENT. Moscow; 2004. (In Russ.)]

5. Mezheretskii A.P., Korsov Yu.G. Parametricheskaya diagnostika gazotrubinnykh ustanovok dlya privoda nagnetatelei prirodnogo gaza. M.: Energomashinostroenie; 1987. №2. [Mezheretskii A.P., Korsov Yu.G. Parametric diagnostics of gas-turbine units for driving natural gas superchargers. Moscow: Energomashinostroenie; 1987. №2. (In Russ.)]

6. Birger I.A. Tekhnicheskaya diagnostika. M.: Mashinostroenie; 1987. 240 s. [Birger I.A. Technical diagnostics. M.: Mashinostroenie; 1987. 240 p. (In Russ.)]

7. Kunina P.S., Pavlenko P.P. Diagnostika gazoperekachivayushchikh agregatov s tsentrobezhnym nagnetatelyami. Rostov-na-Donu: Izd-vo RGU; 2011. 362 s. [Kunina P.S., Pavlenko P.P. Diagnostics of gas-pumping units with centrifugal superchargers. Rostov-on-Don: Publishing house of the Rostov State University; 2011. 362 p. (In Russ.)]

8. Shchurovskii V.A., Zaitsev Yu.A. Gazoturbinnye gazoperekachivayushchme agregaty. M.: Nedra; 1999. 191 s. [Shchurovskii V.A., Zaitsev Yu.A. Gas-turbine gas-pumping units. M.: Nedra; 1999. 191 p. (In Russ.)]

9. Gazoperekachivayushchii agregat GPA - 16R «Ufa» Rukovodsto po ekspluatatsii, 911.00.00.00.000 RE 0 LU, Kniga 1 «Tekhnicheskoe opisanie i rabota». [Gas-pumping unit GPA-16R «Ufa». Operation manual, 911.00.00.00.000 RE 0 LU, Book 1 «Technical description and work». (In Russ.)]

10. Ekspluatatsiya kompressornykh stantsii magistral'nykh gazoprovodov. Spravochnik. M .: Neft' i gaz; 1999. [Operation of compressor stations of main gas pipelines. Reference book. M .: Neft' i gaz; 1999. (In Russ.)]

11. Shchurovskii V.A i dr. Metodicheskie ukazaniya po provedeniyu teplotekhnicheskikh i gazodinamicheskikh raschetov pri ispytaniyakh gazoturbinnykh, gazoperekachivayushchikh agregatov PR 51-31323949-43-99. VNIIGAZ;1999. [Shchurovskii V.A et al. Methodological instructions for carrying out thermal and gas-dynamic calculations for testing gas turbine and gas-pumping units PR 5131323949-43-99. VNIIGAZ;1999. (In Russ.)]

12. Shchurovskii V.A., Sal'nikov S.Yu., Bartsev I.V. i dr. Katalog gazodinamicheskikh kharakteristik TsBK prirodnogo gaza. VNIIGAZ; 2005. [Shchurovskii V.A., Sal'nikov S.Yu., Bartsev I.V. et al. Catalogue of Gas Dynamic Characteristics of the CSC of Natural Gas. VNIIGAZ; 2005. (In Russ.)]

13. Rid R., Prausnits Dzh., Shervud T. Svoistva gazov i zhidkostei: Spravochnok posobie (Pod redaktsiei B.I. Sokolova). L.: Khimiya; 1982. 592 s. [Rid R., Prausnits Dzh., Shervud T. Properties of Gases and Liquids: A Reference Manual (Edited by B.I. Sokolov). L.: Khimiya; 1982. 592 p. (In Russ.)]

14. Zinre R. Homogenisierungsverfahren fiir Rindergiille und die Bestimmung der mogenital von Giille. Dtsch. Agrartechn. 1969; B.12(7).

15. Amso is the only pump we can use in our speeded up production system. Pit and Quarry. 2015;48:11.

16. Jetsboost pumping capacity. Pocr. Products. 2010;49(10).

17. Zinre R. Homogenisierungsverfahren fiir Rindergiille und die Bestimmung der mogenital von Giille. Dtsch. Agrartechn. 2016; B.12(7).

18. Allott D. Farm Building Digest. 2017;9.

19. Norcr LANDBRUR. 2016;26(10):263.

20. Farm Industry News. 2017;6(3):36.

21. Zaritskii S.A. Diagnostika gazoperekachivayushchikh agregatov gazoturbinnymi privodami. M.: Nedra; 2016. [Zaritskii S.A. Diagnosis of gas pumping units by gas turbine drives. M.: Nedra; 2016. (In Russ.)]

22. Bogdanov E.A. Osnovy tekhnicheskoi diagnostiki neftegazovogo oborudovaniya. M.: Vysshaya shkola; 2006. 279 s. [Bogdanov E.A. Basics of technical diagnostics of oil and gas equipment. M.: Vysshaya shkola; 2006. 279 p. (In Russ.)]

23. Kollakot R. Diagnostika povrezhdenii. M.: Mir; 1989. 512 s. [Kollakot R. Diagnostics of damages. M.: Mir; 1989. 512 p. (In Russ.)]

Сведения об авторе.

Хурамшина Регина Азатовна - магистрант.

Information about the author.

Regina A. Khu ramshina - Graduate student.

Конфликт интересов.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Поступила в редакцию 22.09.2017.

Принята в печать 20.11.2017.

Conflict of interest.

The author declare no conflict of interest.

Received 22.09.2017.

Accepted for publication 20.11.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.