Научная статья на тему 'Парадоксы здорового образа жизни будущих инженеров'

Парадоксы здорового образа жизни будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР / FUTURE ENGINEER / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов П. Н., Илюшин О. В., Осипова Л. Н., Данилова Н. В.

На основе результатов исследования авторы актуализируют проблему развития культуры здоровья у студентов инженерного вуза, выявляют некоторые парадоксы здорового образа жизни юношей и девушек, предлагают конкретные пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парадоксы здорового образа жизни будущих инженеров»

УДК 378.147:648.5.002.6

П. Н. Осипов, Л. Н. Осипова, О. В. Илюшин, Н. В. Данилова

ПАРАДОКСЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Ключевые слова: студент, будущий инженер, здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура, физическое воспитание.

На основе результатов исследования авторы актуализируют проблему развития культуры здоровья у студентов инженерного вуза, выявляют некоторые парадоксы здорового образа жизни юношей и девушек, предлагают конкретные пути их преодоления.

Keywords: student, future engineer, health, healthy lifestyle, physical culture, physical education.

The paper focuses on the problem of health culture development for engineering students based on the results of investigation. The results show that there is a number of paradoxes in healthy lifestyle of young men and women. The paper gives several possible solutions to the problems raised.

Введение

Проблемы формирования и ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) студенческой молодежью в последнее время активно обсуждаются, в том числе и на страницах «Вестника Казанского технологического университета» [5,8,9, 10,15]. И это понятно. «Развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации, хотя, разумеется, это все взаимосвязано. Здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей, с экологией, с развитием медицинской науки», - отмечал президент России В.В.Путин в одном из своих ежегодных посланий Федеральному собранию [11].

Чрезвычайно важной работой, которая «во все времена выдвигалось как очень важная составляющая перспектив развития нашей страны», назвал В.В.Путин физическое состояние граждан, здоровый образ жизни, выступая на Съезде ректоров 30 октября 2014 г. [12].

Понятие здоровья включает в себя отсутствие физических недостатков и болезней, высокий физический и психический потенциал, рассматривается как отражение культуры человека и его статуса. В.А. Епифанов пишет: «Для западной культуры здоровье - средство достижения конкретных целей, для восточной - способ слияния с миром, путь к единству и гармонии...Оптимальная модель, очевидно, в соединении противоположностей, в объединении разных элементов на всех уровнях: на философском - осуществление желаний и отказ от них, стремление покорить мир и слиться с ним, потребность доставлять радость себе и готовность радовать других; на методологическом - соединении гармонии и эффективности; на физическом - сочетание телесных радостей и работы, напряжения и расслабления» [4, с.19].

Л.И. Алешина выделяет три основных направления к определению ЗОЖ: философско-социологическое, определяющее его как интегральный показатель культуры и социальной политики общества, медико-биологическое, рассматривающее его как гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных гигиенических нормах, психолого-педагогическое, утверждающее ведущую

роль мотивационно-ценностного отношения, сознания, поведения и ценностно-ориентированной деятельности личности для создания своей социокультурной макро- и микросферы жизнедеятельности [1].

На государственном уровне ведется огромная работа по популяризации физической культуры и спорта. Для оздоровления граждан страны, вновь вводятся нормы ГТО. В средствах массовой информации эта тема занимает значительное место, это и рекламные ролики, и множественные спортивные шоу, и спортивные соревнования. Всё зрелищно и увлекательно, но, по нашему мнению, не способствует желанию сразу же заняться физической культурой, обратить внимание на свой образ жизни, изменить свои вредные привычки. Поэтому проблема здоровья и здорового образа жизни - это проблема воспитания, самовоспитания, образования, самообразования всей жизни.

Мы явно недостаточно занимаемся сегодня формированием у студентов потребности в здоровом образе жизни: учебные предметы - вследствие авторитарно-репродуктивного характера их преподавания, перегруженности учебных программ, отсутствия должной учебно-материальной базы (занятия в 2 смены) - вызывают переутомление и психические расстройства, деформируют их мотивацион-ную и смысловую сферы, снижают сопротивляемость организма и провоцируют хронические заболевания.

О необходимости формирования культуры здорового образа жизни говорится в Федеральном законе от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7]. В статье 47, определяющей правовой статус педагогических работников, четко прописано, что «в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, ... работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися» (выделено авторами).

Обратим внимание на то, что уже во второй статье Закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается: «образование - единый целена-

правленный процесс воспитания и обучения...» (выделено авторами). Как видим, признавая единство воспитания и обучения, законодатель на первое место поставил все же воспитание. Думается, это не случайно. Обучение, в свою очередь, выступает средством воспитания, формирования культуры человека. Опять же не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривают, прежде всего, формирование у обучающихся общекультурных компетенций. Например, ФГОС ВПО по направлению подготовки 200100 Приборостроение (квалификация (степень) «Бакалавр») предусматривает, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

«ОК-15 - способность применять средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [14].

Анализ ФГОС ВПО по различным направлениям инженерной подготовки свидетельствует о том, что подобная компетенция прописана в той или иной редакции в числе общекультурных компетенций. При этом под ей понимается формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Структура компетенции предусматривает, что бакалавр должен знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни, уметь использовать творческие средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни, владеть средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности. ФГОС ВПО определяет три уровня сформированно-сти компетенции (базовый, продвинутый и высокий) и основные признаки их освоения.

Обратимся к вопросам о том, насколько студенты инженерных специальностей осознают и реализуют вышеназванные положения ФГОС ВПО?

Методика исследования

Методика исследования основана на изучение и анализе педагогической, психологической, специальной литературы и нормативной документации, наблюдении, анкетировании студентов, статистической обработке данных, сравнительном анализе результатов, полученных в разные годы (разница 5 лет).

С целью выяснения представлений и знаний студентов о здоровом образе жизни, а также навы-

ков по его ведению, способствующих сохранению здоровья, были проведены анкетные опросы студентов Казанского государственного энергетического университета в 2009 г. (М =348 человек) и 2014 г. (N=294 человека). Кроме того, использованы 29 эссе студентов одной из групп вечернего факультета КГЭУ, посвященных их мотивации при занятиях физической культурой.

Обсуждение результатов исследования

С целью выяснения того, осознают ли студенты понятие «здоровье», мы опросили 294 студента КГЭУ разных курсов дневного обучения. Оказалось, что, по мнению опрошенных, здоровье это: отсутствие болезней (37,7%), состояние человека, при котором все органы и организм в целом может выполнять все свои функции (27,5%), состояние полного духовного и физического благополучия (22,4%). Были и такие ответы, что это самое ценное, счастье и красота, сила и уверенность. А также весёлое настроение, свежесть ума. В аналогичном исследовании 2009 г. [10] 12,3% опрошенных определяли здоровье как отсутствие болезней, 11,7% как состояние гармонии, каждый десятый - счастья. Среди ответов тогда были и такие: это дар, будущее, сила, энергия, это все, а остальное купим; это благополучие и веселье; этому нет объяснения и др. Как видим, студенты и тогда, и сегодня не проявляют достаточного понимания здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия, как это определено Уставом Всемирной Организации Здравоохранения.

Какие факторы, по мнению студентов, положительно влияют на здоровье? В числе наиболее значимых факторов оказались: спорт (56,8%), правильное питание (49,3%), закаливание (21,4%), свежий воздух, прогулки в лесу (18%), отказ от вредных привычек (13,9%). Также были отмечены такие факторы как: здоровый сон, режим дня, воспитание с детства.

А какие факторы отрицательно влияют на здоровье? Зависимость от вредных привычек (70%), неправильное питание (31%), стресс, депрессия, тьма в душе, злоба (25%). А так же: экология (14,6%), малоподвижный образ жизни, нездоровый образ жизни (14%). Среди единичных ответов были такие: отсутствие полноценного сна, несоблюдение режима дня. Чрезмерные физические нагрузки, лень, отсутствие стимула в жизни, отсутствие положительных эмоций, неумение радоваться жизни.

В аналогичном исследовании 2009 г. [10], по мнению студентов, числе наиболее значимых факторов, положительно влияющих на здоровье назывались: спорт - 85,9%, рациональное питание -83,6%, здоровый сон -78,1%, экология - 35,9%, гигиена - 9,7%. Среди единичных ответов: оптимизм, общение, секс, равнодушие и др. В числе факторов, отрицательно влияющих на здоровье неожиданностей не оказалось: алкогольное опьянение - 70,1%, табакозависимость - 67,5%, наркозависимость -46,5%, нездоровый сон - 38,2%, экология - 34,1%. Были названы также: скандалы, ночной образ жизни, секс, лень и др.

Далее перед студентами был поставлен вопрос о понятии ими здорового образа жизни. Вот типичные ответы на него: образ жизни направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья 34%, активные занятия спортом, 29%, правильное питание 29%, отсутствие вредных привычек 26,8%. Были и такие ответы: здоровый сон, правильный режим дня, личная и общественная гигиена, нравственное и духовное образование, борьба с самим собой, с ленью. Здоровый образ жизни - это модно и его должен вести каждый человек.

В аналогичном исследовании 2009 г., студенты под здоровым образом жизни понимали: жизнь без вредных привычек (43,6%), занятия спортом (34,4%), рациональное питание (13,4%), рациональный режим жизни (7,1%). Были и такие ответы: смысл существования, жизнь по правилам правильного мира, путь ко всему, уравновешенное состояние человека и природы, образ мыслей, взгляды на жизнь и др.

Как видим, и тогда, и сегодня у студентов нет полного понимания того, что здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

А какой образ жизни вы ведёте? На этот вопрос студенты ответили: правильно питаюсь (36%), занимаюсь спортом (32%), не имею вредных привычек (28%), веду активный образ жизни (9%). Среди единичных ответов есть и такие: слежу за собой, контролирую свои эмоции, стараюсь не вредить организму, избавляюсь от вредных привычек (тренинг против курения). Тот факт, что на первом месте оказалось правильное питание, свидетельствует о трудностях, испытываемых студентами в этом вопросе. Это понятно, они ограничены материально, многие работают и не имеют достаточно сбалансированного режима труда и отдыха, что, безусловно, способствует нарушению здоровья.

На вопрос о том, занимаются ли они спортом и с какой целью, студенты ответили: для интереса - 39%, для здоровья - 38%, для повышения спортивного мастерства - 3,4%. В то же время 16,7% опрошенных честно признались, что спортом они не занимаются.

И последний вопрос, чей образ жизни для вас пример и почему? Четверть студентов на него ответили так: семья (родители, муж, жена, близкие люди). Почему пример? Потому, что: делает зарядку, бегает, держит физическую форму, жизнерадостный человек. Борется с ленью, соблюдает режим питания, хорошо закончил институт. Себя не ограничивает, не отказывает себе ни в чём. Гуляет на свежем воздухе, редко болеет, прекрасный семьянин. Не беспокоится по пустякам, всегда помогает другим, нет вредных привычек, ведёт здоровый образ жизни. Примерная жена и заботливая мама, занимается спортом. Для каждого пятого опрошенного примером являются спортсмены, которые имеют стремление в жизни. 11,9% студентов ответили, что у них нет примера, их образ жизни является примером, ведь человек сам творит свою судьбу. Безус-

ловно, в качестве примера названы и популярные люди: телеведущие, актеры, певцы (11,5%), правда, с оговоркой, что респонденты не знают, какова их жизнь вне экрана. Выдающимися личностями 5,7% студентов назвали В.В.Путина, Н.М.Амосова, Л.Н.Толстого и др., потому что у них сильный характер, воля, уверенность.

Семья, как и следовало ожидать, имеет высокое значение в жизни молодежи, несмотря на все кризисы, альтернативы ей нет. А вот то, что в семье нет примера ЗОЖ, является тревожным симптомом. В жизни обычно более высокий человек ведёт за собой, если нет, то получается не рост и развитие, а падение и деградация его. В народе спрашивают: «Куда может завести слепой? Отвечают: в яму».

К сожалению, имеет место нравственная незрелость студентов, их легкомыслии, а жизнь сегодня требует ответственных, целеустремленных и сильных духом граждан. Радует, что есть в ответах стремление иметь высокий идеал, таких студентов их меньше, но это свидетельствует о том, что нравственные ценности имеют свои позиции в жизни студенчества.

Интересно сопоставить полученные результаты от студентов юношеского возраста с результатами опроса студентов более старшей возрастной категории. Одной из групп вечернего факультета КГЭУ было предложено написать эссе, в котором поделиться своей мотивацией при занятиях физической культурой. Анализ 29 работ позволил распределить ответы следующим образом:

- оздоровительные мотивы имеют 86% студентов, что вполне соответствует распространенным знаниям, что движение это жизнь, и с помощью физических упражнений можно восстанавливать и укреплять здоровье;

- эстетические мотивы характерны для 52% студентов, которые считают, что физическими упражнениями можно корректировать и улучшать свой внешний вид, иметь красивое тело;

- самовоспитательные мотивы, желание бороться с ленью, воспитать в себе сильного человека, быть примером своим детям, их отметили 41% студентов;

- познавательно-развивающее отношение к физическим упражнениям, характерно для 28% студентов;

- статусные мотивы - 17%;

- коммуникационные 14%;

- профессионально-ориентированные мотивы, которые отметили только 7% студентов.

Так распределились ответы студентов вечернего факультета, которые занимаются физической культурой самостоятельно и, как они ответили в первую очередь для оздоровления.

Учитывая, что более чем на 50% здоровье определяется образом жизни человека, необходимо формировать у студентов внутреннюю потребность к здоровому образу жизни. Это педагогическая задача. Необходимо изменять мировоззрение студентов в гуманитарном направлении, особенно в вузах технической направленности, формировать особую собственно человеческую форму отношений к ок-

ружающему миру и к себе. В свою очередь это возможно лишь при воспитании в себе нравственных качеств, которые приведут к духовному здоровью.

Для дальнейшего развития человечеству необходимо изменить мировоззрение, прежнее антропоцентрическое, не может быть основой образования. Научные открытия, связанные с человеком, его здоровьем в области биологии, экологии, физики, кибернетики, синергетики и других наук, должны занять свое место в жизни людей, их необходимо осмыслить на философском уровне, связать воедино и тем самым расширить своё мировоззрение, понять взаимосвязь человека с природой.

Интересны данные ВОЗ о зависимости здоровья от социальной среды и условий жизни (5060%), медицины (10%) и самого человека (35-40%). В этой связи актуальны слова выдающегося кардиохирурга Н. М.Амосова: «Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровыми. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту. А дальше учитесь полагаться на себя.» [цит. по: 6, с.27]. Поэтому очень важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию и повышение индивидуальной ответственности за его результаты [8].

Система медико-биологической подготовки студентов должна быть направлена на формирование глубокого философского представления о здоровье, связанного со смыслом жизни и высшими ценностями бытия, с развитием творческого мышления, определяющего жизненные ориентации, реальные поступки.

Субъектами развития оздоровительной культуры студентов являются все преподаватели вуза, поэтому очень важно, чтобы в первую очередь они сами обладали этой культурой. Важно, чтобы каждый преподаватель определил возможности в содержании образования по своим предметам для пропаганды здорового образа жизни и использовал их в учебной и внеучебной работе, разъяснял студентам ценность здоровья.

В связи с этим нельзя оставить без внимания проблему ценностного отношения педагога высшей школы к здоровому образу жизни. Выявлено, что наиболее значимое противоречие в работе педагога - соблюдение нравственности в условиях рыночных взаимоотношений, поэтому «нахождение баланса - одна из главных задач для успешной образовательной деятельности и здоровой жизни» [3].

Если эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мыслей, переоценке жизненных ценностей и изменению стиля жизни в целом, закономерно сделать вывод - преподаватель высшей школы должен занимать первые ряды в команде «Здоровый образ жизни».

Выводы и рекомендации

Не трудно заметить, что анализ результатов двух одинаковых исследований, проведенных с разницей в пять лет, обнаруживает определенные парадоксы в отношении к здоровому образу жизни студентов инженерных специальностей. Парадоксы, по

мнению Ж.Т.Тощенко [13], это расходящиеся и даже противоречащие друг другу мнения, суждения, действия, существующие одновременно в сознании и поведении одних и тех же людей.

В обоих исследованиях среди факторов, разрушающих здоровье, как и ожидалось, на первом месте зависимость от вредных привычек. Это всем известно, но количество зависимых людей растет, знание не изменяет их жизнь, не становится действием. Разве это не парадокс? Радует, что немногие студенты все же отметили значимость нравственных качеств, значит, приходит понимание, что нравственные принципы имеют биологические обоснования и эта взаимная зависимость закономерна.

Большинство студентов считают себя достаточно информированными в вопросах ведения ЗОЖ, но не ведут его. Что это, если не парадокс информационности? Что, если не парадокс, признание значения спорта для ЗОЖ и отсутствие занятий им? Подобные парадоксы отмечает и Н.И.Белова [2]. Очевидно, необходима дополнительная мотивация (информация, просвещение) студентов на ЗОЖ.

Формирование оздоровительной культуры требует создания адекватных психологических условий. Прежде всего, необходимо изменить устаревший, традиционный тип взаимодействия педагогов со студентами. К сожалению, во многих вузах, как и в школах, преобладает унаследованный от прошлого авторитарный тип отношений, что ведёт к отчуждению обучающихся от педагогов и, в конечном счете, снижает эффективность учебно-воспитательного процесса. Изменение этой ситуации не требует материальных средств. Речь идёт о формировании нового стиля педагогического общения, получившего название педагогики сотрудничества.

Педагогика сотрудничества предполагает использование такой системы методов, которые апеллируют к индивидуально-психологическим особенностям личности и создают условия для свободного проявления ее творческих дарований, для саморазвития.

Сегодня настала пора, когда любой учебный предмет в любом типе учебного заведения может и должен стать здоровьесберегающим и нравственно оздоравливающим как для тех, кто учится, так и для тех, кто учит. В этой связи важно подчеркнуть необходимость обоснования новых образовательных программ, которые зачастую характеризуются экс-тенсификацией, что приводит к явному ухудшению здоровья обучающихся.

Дисциплиной, объединяющей все умения студентов, могла бы стать физическая культура. Однако это возможно при условии специальной подготовки преподавателей и их ориентации не только на физическую, но главным образом на психическую и социальную культуру.

В рамках предмета физическая культура преподаватели соответствующей кафедры Казанского государственного энергетического университета проводят беседы со студентами на темы нравственности и ее значения для здоровья, силы мысли и ее следствия, психических возможностей и опасности психической зависимости. К сожалению, многие

студенты не хотят этого знать, не желают нести ответственность за свое невежество, их интересуют прагматические идеи, увлекает индустрия развлечений, причем здесь и сейчас. Возможно, что это особенность возраста, поэтому есть надежда на дальнейшее понимание ими законов жизни, в противном случае - природа принуждает к этому.

Забота о физическом и психическом здоровье студентов и преподавателей требует внимания и к развитию оздоровительной культуры, что предусматривает:

- необходимость изыскания возможностей для более углубленного медицинского и психологического обслуживания всех субъектов педагогического процесса (как студентов, так и преподавателей);

- привлечение для проведения занятий с освобожденными от уроков физической культуры студентами специалистов по лечебной физкультуре;

- использование приемлемых и адекватных состоянию здоровья студентов форм занятий физической культурой;

- наличия в учебных заведениях мест отдыха для релаксации студентов и преподавателей, оснащенных мягкой мебелью, живыми цветами, аквариумами для их релаксации.

Сохранение, укрепление и восстановление здоровья участников образовательного процесса возможно в образовательном учреждении при системном комплексном подходе к этой проблеме.

Литература

1. Алешина Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Волгоград, 1998. - 208 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/103816.html (дата обращения 15.04.14)

2. Белова Н.И.Парадоксы здорового образа жизни учащей молодежи // СОЦИС. 2008. №4. С.84-86.

3. Газизуллина О.Р., Осипов П.Н. Формирование ценностного отношения преподавателя высшей школы к здоровому образу жизни // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5; URL: http: //www. science-education.ru/119-14659 (дата обращения: 28.09.2014).

4. Епифанов В.А. Восстановительная медицина: Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 304 с.

5. Кузьмичева Д.Г., Кузьмичев В.Д., Ключников А.В. К вопросу профилактики социально-негативного поведения студентов средствами физической культуры и спорта //Вестник Казан. технол. университета. 2014. №16. с.288-289.

6. Неумывакин И.П., Неумывакина Л.С. Эндоэкология здоровья /И.П.Неумывакин, Л.С.Неумывакина. - СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2006. 544 с.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г., №273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.

8. Осипов П.Н. Социальная ответственность, дисциплина и самодисциплина как средства формирования конкурентоспособных специалистов //Образование и саморазвитие. 2010. №5. С.11-17.

9. Осипова Л.Н., Осипов П.Н., Волович Л.А. Гуманитарное образование будущих инженеров - путь к здоровому образу жизни // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т.16. №16. С.205-209.

10. Осипов П.Н., Осипова Л.Н.. О валеологической культуре будущего инженера // Вестник Казан. технол. университета. 2011. №5. С .247-251.

11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 3 апреля 2001 г. //http://pravdaoputine.ru/official-putin/poslanie-prezidenta-rf-federalnomu-sobraniyu-rossiyskoy-federatsii-3april2001.

12. Съезд Российского союза ректоров, 30 октября 2014 года, Москва //http://kremlin.ru/news/46892 (дата обращения - 3 ноября 2014 г.).

13. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: Гардари-ки, 2001

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 200100 Приборостроение (квалификация (степень) "Бакалавр") (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 18.05.2011 N 1657, от 31.05.2011 N 1975)

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/19/20111115154251.pdf (дата обращения 3 ноября 2014 г.)

15. Шарафутдинова А.И., Гладкая Н.И., Питеркина М.В. Формирование компетенций поддержания здоровья на занятиях физической культурой со студентками специальных медицинских групп // Вестник Казан. технол. университета. 2014. №16. С.351-353.

© П. Н. Осипов - д-р пед. наук, проф. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]; О. В. Илюшин - канд. биол. наук, доц., зав. каф. физического воспитания КГЭУ, [email protected], Л. Н. Осипова - канд. пед. наук доц. той же кафедры, [email protected]; Н. В. Данилова - старший преподаватель той же кафедры, [email protected].

© P. N. Osipov - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Engineering Pedagogy and Psychology of Kazan State Technological University, [email protected]; L. N. Osipova - Ph.D., Associate Professor of physical education at Kazan State Power Engineering University, [email protected]; O. V. Ilushin - Ph.D., Associate Professor, Head. Department of Physical Education, Kazan State Power Engineering University, [email protected]; N. V. Danilowa. - Senior Lecturer, Department of Physical Education, Kazan State Power Engineering University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.