СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Парадоксы формирования и развития инновационных процессов в пространстве повседневности
Павлова Мария Павловна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры журналистики и социологии, Тольяттинского государственного университета E-mail: levinamp@mail.ru
Интеграционные инновационные процессы в пространстве повседневности спровоцировали формирование и развитие новой социальной группы - инноваторов, чьи жизнетворческие процессы стали активной движущей силой общественного развития по инновационному сценарию.
Исследование инновационной личности проводится в двух плоскостях личностных характеристик: инновационности и креативности. Это позволяет определить факторы, влияющие на деятельность инноватора в пространстве: социально-культурная среда на макро- и мезоуровнях и наличие творческого начала как движущей силы инновационного процесса. Личностный конструкт инноватора позволяет участвовать в преобразовании социально-экономических процессов, проявляя в них свою активную деятельностную позицию. Участие в сопровождении процессов «опривычивания» инноваций через их взаимодействия с повседневной действительностью, позволяет инноватору синтезировать сферу науки, творчества и реальные повседневные социально-экономические процессы для прогрессивного качественного развития общества. Организация и содействия в процессах увеличения скорости «опривычивания» инноваций через совместное творчество и локум межличностных контактов между индивидуумами, где синтезируется совокупный профессиональный интеллектуальный потенциал пространства. В результате чего, как отмечает Автор, в инновационном пространстве деятельность инноватора не всегда носит творческий характер. В тоже время инноватор участвует в процессах прогрессивного развития и формирования инновационного пространства посредством влияния деятельности инновационных личностей на социальные практики, на поведения людей, что изменяет их мышление (инновационное), расширяет и обеспечивает развитие новых инструментов человеческой деятельности.
При этом активная деятельность инноватора сопровождается парадоксальными закономерностями развития инновационного пространства и цикличностью сложных динамических процессов в нем.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновации, инноватор, личность, инновационные процессы, общество.
в и
Более двух десятилетий динамика развития социально-экономической системы находиться в постоянной корреляционной связи с инноватикой. Общественные инновационные трансформации, позволили выделить особую социальную группу -инноваторов, жизнетворческие процессы которых стали активной движущей силой общественного развития. В повседневном пространстве, реализуя свою деятельность, инноваторы сталкиваются не только с парадоксами развития инновационного пространства, но и выполняя свою роль как социально активного члена общества в условиях инновационного развития, участвует в трансформационных изменениях общества, где творческая составляющая процесса минимальна.
Сегодня исследование инновационной личности проводят в двух плоскостях личностных характеристик: инновационность и креативность. В научной литературе инновационность личности рассматривается с позиции: быть первым во взаимодействии с инновациями; фактор, повышающий вероятность того, что субъект станет инноватором; фактор, ускоряющий процесс принятия инноваций; способность находить идеи извне, преобразовывать и эффективно их представлять; инновационность как способность субъекта на когнитивном уровне обеспечить появление инновации [1],[2]. Очевидно, что инновационность личности во многом определяется традициями, нормами и правилами, которые образуют социально-культурную среду и проявляются не только на макроуровне социокультурного окружения (регионы, территории), но и локальных уровнях (мезоуровень) [3, с. 153], [4, с.563]. Любая социально-культурная среда характеризуется определенными устоявшимися моделями поведения, взаимоотношений и взаимодействий, а также устойчивым социокультурным климатом, который оказывает влияние на развитие и проявления инновационных качеств личности в рамках социально-культурной среды [5], [6].
Креативность личности в большей степени связанна с творчеством. Креативность, как отмечают ученые, это предпосылка инноваций - генерация идей и обмен ими, она создает инновацию только при успешной ее реализации. Креативность в условиях обострившейся конкуренции за новыми идеями начинает приобретает форму движущей силы, способная обеспечивать поддержку инновациям и доводить их до реализации [1], [3]. Креативность и инновационность научное сообщество рассма-
тривает как феномены инновационного процесса [7, с. 57], [8].
Личностный конструкт инноватора позволяет преобразовывать социально-экономические процессы, проявляя в них свою активную деятельност-ную позицию.
Во-первых, инновационное развитие социально-экономической системы во много определяется способностью инновационной личности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, при этом ее творческая активность изменяет ход развития общественных процессов системы, мотивируя ее преобразования. Рассматривая эту цикличность, можно отметить, что деятельность инновационных личностей отражается на социальных практиках, поведений людей, изменяет их мышление (инновационное), что, в конечном итоге, и ведет к смене парадигмы развития общества и человечества в целом. Результаты деятельности инноваторов, меняя человеческое бытие, формируют и наполняют инновационное пространство, насыщенное сложными динамическими процессами, которые обеспечивают непрерывный трансфер знаний и диффузию инноваций. При этом, бесконечная циклическая зависимость деятельности инноватора от повседневности обеспечивает развитие новых инструментов человеческой деятельности.
Во-вторых, перспективные преобразования социально-экономической системы в большей степени определяются результатами освоения инноваций через их взаимодействия с повседневной действительностью. Здесь самое главное, заставить общество не сопротивляться инновациям и, учитывая их критическое мнение, принять инновации в свою повседневную жизнь, т.е. «пережить» процесс «опривычивания» инноваций. Ин-новатор сопровождает каждый этап жизненного цикла инноваций, при этом, следует отметить, что такая деятельность не всегда носит творческий характер. Жизненный цикл инноваций представляет собой пространственно-временной процесс и включает в себя несколько этапов: осознание и прогнозирование общественных потребностей; поиск вариантов решения проблемы - исследования - разработка (научно-исследовательские и опытно-конструкторская деятельность), создание, коммерциализация, диффузия [9]. Введение в жизненный цикл инноваций этапа «опривычивания» инноваций позволяет преобразовывать инновацию в культурные нормы и образцы, меняя технологический уклад, управленческие стратегии, модели поведения, общественные нормы. В этом процессе соединяются сфера науки, творчества и реальные повседневные социально-экономические процессы в условиях динамического развития общества, отражая социальный эффект от инноваций. Пройдя процесс «опривычивания» инновации, общество делает качественный рывок в своем прогрессивном развитии, а, инновация, перейдя в категорию «традиция, нормы, стереотипы» становиться основой для создания следующий инноваций более высокого уровня.
Скорость процесса «опривычивания» инноваций во многом зависит, от скорости восприятия их населением в повседневной жизни. Участвуя в процессе «опривычивания», инноватор опирается на страты, которые определил в своих эмпирических исследованиях процесса диффузий инноваций ученый социолог Э. Роджерс. Он выделил 5 основных групп людей, способствующих быстрому процессу внедрения инноваций, при этом движущей силой этого процесса являются межличностные отношения между представителями этих групп [10]:
- Первая страта - Новаторы (2,5%) - люди, которые первыми принимают инновации, готовые идти на риск, имеют высокий социальный статус, доступ к источникам информации и финансовое обеспечение;
- Вторая страта - Ранние последователи (13%) -социальные лидеры, популярные, образованные. Они принимают решение о восприятии инноваций через осознание преимуществ новых технологий и собственных интересов;
- Третья страта - Раннее большинство (34%) -рассудительны, осторожны к инновациям, имеют большое количество неформальных социальных связей. Это группа людей выполняет основную перспективную работу по скорости восприятия инноваций - они «легализуют» инновации, показывая остальным членам общества положительный опыт использования инноваций в повседневной жизни;
- Четвертая страта - Позднее большинство (34%) - настороженно относятся к инновациям, принимают их под давлением социальных групп или это обусловлено экономической необходимостью. Сюда относятся индивидуумы с низким социально-экономическим статусом.
- Пятая страта - Отстающие (16%) - приверженцы «традиций», отказывающиеся от любых перемен, люди с низким социальным статусом, малообеспеченные с ограниченным кругом социальных связей. Инновации воспринимают тогда, когда прошла стадия «опривычивания», т.е. инновация стала нормой общественной жизни. Далее, как отмечает Э. Роджерс на процесс
диффузий инноваций оказывает влияние сами характеристики внедряемой инновации: преимущество перед аналогами; совместимость с традициями и нормами, принятых в обществе; сложность/ простота восприятия инноваций; простота апробации; коммуникативность.
При этом, инноватор, для увеличения скорости «опривычивания» инноваций участвует в процессе совместного творчества, где «совместность» исследуется как совместная деятельность индивида с социальной средой, когда социальные институты отбирают только те идеи, которые признаются как значимые, в тоже время является членом социальных сетей как локум межличностных контактов между индивидуумами, где синтезируется совокупный профессиональный интеллектуальный потенциал пространства, что отмечает в своих исследованиях Д. Симонтон [11]
сз о
о Л о
о сз о в
Выработка таких социально-культурных практик обеспечивает инноватору успешность процесса «опривычивания» инноваций, транслируя через традиции эти инновации следующему поколению [7, c.116]
Выполняя активную социальную роль в обществе, инноватор преодолевает парадоксы развития инновационного пространства.
Во-первых, постоянное генерирование знаний и их продуцирования в большей степени организуют общественное пространство (инновационное) с новыми и парадоксальными закономерностями. Парадокс заключается в том, прогрессивное развитие общества сопровождается трансформационными культурными преобразованиями, иначе идентичные социальные процессы приводят к стагнации общества.
В основе развития общества лежит культура социума, креативность как бесконечный ресурс творческих процессов обеспечивает постоянное накопление культурных норм и образов, способствуя динамики социальных систем. Еще одна парадоксальная зависимость - воспроизводственные процессы развития общества обеспечиваются потребностью в инновациях членов этого общества, однако не все потребности обеспечивают прогрессивное развитие общества. Человечество, как утверждают ученые, условно делят на три класса - это ин-новаторы (главные в инновационном обществе); неинноваторы, которые находятся вне инновационной среды/вне инновационного пространства, образуют традиционное, однородное общество; власть. Инноваторы своей деятельностью нарушают существующее положение вещей в обществе и становятся «чужими» в обществе. В связи с этим инновационное общество приобретает феномен «смысловое отчуждение», когда нарушается непрерывный процесс понимания смыслов деятельности одной группы другой и, как следствие, развивается коммуникативная асимметрия в инновационном обществе (инноваторы - неинноваторы; инноваторы - власть; неинноваторы - власть). Однако, желание инноваторов быть членом традиционного общества, мотивирует их на инновационную, креативную, изобретательскую деятельность, обеспечивая при этом прогрессивное развитие общества, а неинноваторы, не принимая инновации, обеспечивают непрерывность инновационной деятельности инноваторов [12] [13].
Власть обеспечивает это взаимодействие во избежание неконтролируемого лавинообразного роста технологий. Следующая парадоксальная зависимость - чем больше инновационных личностей, тем меньше шансов, что результаты их инновационной деятельности будут внедрены, блокируемые властью, однако, чтобы выживать в постоянно меняющихся реалиях, человек должен быть иннова-е ционным и осуществлять инновационную деятель-е ность. Власть - это конкретные люди, транслирую-£3 щие свои взгляды и защищающие свои интересы. еЗ С одной стороны, через власть (авторитет) люди Ü контролируют и направляют деятельность иннова-
ционных личностей в «нужное русло», ограничивая социализацию инноваций (власть, зависимая от бюджетного финансирования вынуждена «просеивать» инновации формируя условия для внедрения инноваций: прирост капитала, максимальная экономическая эффективность, окупаемость инвестиционного портфеля и т.д.) и, тем самым, сдерживают инновационное развитие территории/ организации. Диффузия и «опривычивания» инноваций без поддержки на уровне власти затягивается по времени, инноваторы теряют конкурентные преимущества и, в последствии, у общества утрачивается потребность в этой инновации [14]. Как отмечают ученые, болгарский социолог Р. Райков и российский социолог В.Р. Полозов, которые одновременно и самостоятельно друг от друга сделали вывод, что направленность на максимальную экономическую выгоду и максимальный социальный эффект при постановке задач невозможна [15]. Например, оценивая эффективность социального мероприятия не всегда приоритетна экономическая выгода, здесь показатель результата эффективности мероприятия можно рассматривать как позитивные социальные последствия для сообщества (повышение уровня нравственного и духовного развития, культурно-технической подготовки. Власть формирует концептуальные основы инновационного развития территории, создает инфраструктуру, обеспечивающую инновационную деятельность, определяет мотивационные стимулы.
Следовательно, инноватор реализовывая свою социальную роль в пространстве повседневности, является непосредственным источником формирования и развития инновационного пространства, запуская циклические преобразования в процессах общественного развития. При этом любая деятельность инноватора, осуществляется в условиях парадоксальных закономерностей.
Литература
1. Воронин А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии / А.Н. Воронина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2006. - № 3. - С. 35-58.
2. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы: монография / С.Р. Яголковский. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2010. 272 с.
3. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий / М. Чиксентмихайи. - М.: Ка-рьераПресс, 2015. - 528 с.
4. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / [Д.В. Ушаков и др.]; под ред. Д.В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2011. - 736 с.
5. Павлова М.П. Авангардизм творчества - стратегический ресурс инновационной экономики. // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал. 2022. № 2 (91). С. 96-104.
6. Гавреева Г.С. Социально-психологические условия творчества. // Инновации и образовании. - 2007. - № 4. - С. 93-108.
7. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 230с.
8. Малахова Н.Н. Феномен творчества в инновационном обществе. // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 5. С.193-198.
9. Карпова Ю.А. Инновационная среда как объект социологии инноватики: проблема управления / Ю.А. Карпова // Инновации. - 2008. -№ 10. - С. 45-48.
10. Носонов А.М. Теория диффузии инноваций и инновационное развитие регионов России / А.М. Носонов // Псковский регионологический журнал. - 2015. - № 23. - С. 3-16.
11. Simonton D.K. Creativity in personality, developmental, and social psychology: and links with cognitive psychology? // Creative thought: an investigation of conceptual structures and processes / T. Ward, S. Smith, J. Vaid (Eds). American Psychological Association. 2001. P. 116-133.
12. Дорошенко Ю.А., Владыка М.В. Организация форм и методов развития корпоративной ипотеки в инновационно-активных вузах // Российское предпринимательство. 2006. Том 7. № 10. С. 80-83.;
13. Шамина Л.К., Ушакова Е.В. Роль государства в развитии инновационного потенциала в Российской Федерации и за рубежом: Электронный научный журнал «Экономика и экологический менеджмент». - СПб.: СПбГУНиПТ, 2011. № 2(9). Режим доступа http://economics.itmo.in-fo/ru/article/6706/article_6706.htm
14. Дрянных Н.В. «Экономика знания» основа инновационного развития современного общества / Н.В. Дрянных, Е.Н. Резико // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 1 (11) - С. 1-9.
15. Воробьева Д.А. Аспект человеческого капитала в сельском социуме / Д.А. Воробьева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2008. - № 12 (52). - С. 68-71.
PARADOXES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES PROCESSES IN THE SPACE OF EVERYDAY LIFE
Pavlova M.P.
Togliatti State University
Integration innovation processes in the space of everyday life provoked the formationand development of a new social group - innovators, whose life-creating processes have become an active driving force of social development according to the innovative scenario. The study of innovative personality is carried out in two planes of personal characteristics: innovation and creativity. This allows us to determine the factors influencing the activities of the innovator in space: the socio-cultural environment at the macro-meso levels and the presence of creativity as the driving force of the innovation process.
The personal construct of the innovator allows you to participate in the transformation of socio-economic processes, showing your
active activity position in them. Participation in the accompaniment of the processes of «habituation» of innovations through their interaction with everyday realityallows the innovator to synthesize the spheres of innovation science, creativity and real everyday socioeconomic processes for the progressive qualitative development of society. Organization and assistance in the processes of increasing the speed of «habitualization» of innovations through joint creativity and the locum of interpersonal contacts between individuals, where the aggregate professional intellectual potential of the space. As a result, as the Author notes, in the innovation space, the activity of an innovator is not always creative. At the same time, the innovator participates in the processes of progressive development and formation of an innovative space through the influence of the activities of innovative individuals on social practices, on people's behavior, which changes their thinking (innovative), expands and ensures the development of new tools of human activity. At the same time, the active activity of the innovator is accompanied by paradoxical patterns of development of the innovation space and the cyclical nature of complex dynamic processes in it.
Keywords: Innovation activity, innovation, innovator, personality, innovation processes, society.
References
1. Voronin A.N. Intellectual activity: manifestation of intellect and creativity in real interaction / A.N. Voronina // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. - 2006. - № 3. - P. 3558.
2. Yagolkovsky S.R. Psychology of Innovations: Approaches, Models, Processes: Monograph / S.R. Yagolkovsky. Moscow: Izd. House Higher. Shk. Economics, 2010. 272 p.
3. Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and psychology of discoveries / M. Csikszentmihalyi. - M.: CareerPress, 2015. - 528 p.
4. Creativity: from biological foundations to social and cultural phenomena / [D.V. Ushakov et al.]; under the editorship of
D.V. Ushakov. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2011. - 736 p.
5. Pavlova M.P. Avant-gardism of creativity is a strategic resource of innovative economy. Search: Politics. Social Science. Art. Sociology. Culture: scientific and socio-cultural journal. 2022. № 2 (91). P. 96-104.
6. Gavreeva G.S. Socio-psychological conditions of creativity. Innovation and education. - 2007. - № 4. - P. 93-108.
7. Tikhomirova T.N. Intellect and creativity in the conditions of the social environment. - M.: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2010. - 230 p.
8. Malakhova N.N. The phenomenon of creativity in an innovative society. // Bulletin of the Dagestan State University. 2014. № 5. P. 193-198.
9. Karpova Y.A. Innovative environment as an object of sociology of innovation: the problem of management / Y.A. Karpova // Innovations. - 2008. - № 10. - P. 45-48.
10. Nosonov A.M. Theory of diffusion of innovations and innovative development of Russian regions / A.M. Nosonov // Pskov Regional Journal. - 2015. - № 23. - P. 3-16.
11. Simonton D.K. Creativity in personality, developmental, and social psychology: and links with cognitive psychology? // Creative thought: an investigation of conceptual structures and processes / T. Ward, S. Smith, J. Vaid (Eds). American Psychological Association. 2001. P. 116-133.
12. Doroshenko Yu.A., Vladyka M.V. Organization of forms and methods of development of corporate mortgages in innovative and active universities. 2006. Volume 7. № 10. S. 80-83.;
13. Shamina L.K., Ushakova E.V. The role of the state in the development of innovative potential in the Russian Federation and abroad: Electronic scientific journal "Economics and Environmental Management". - SPb.: SPbGUNiPT, 2011. № 2(9). Access mode http://economics.itmo.info/ru/article/6706/arti-cle_6706.htm
14. Dryannykh N.V. "Economics of knowledge" is the basis of innovative development of modern society / N.V. Dryannykh,
E.N. Reziko // Issues of territorial development. - 2014. - No1 (11) - P. 1-9.
15. Vorobyova D.A. Aspect of human capital in rural society / D.A. Vorobyova // Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right. - 2008. - № 12 (52). -P. 68-71.
сз о
о Л о
о сз о в