Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ В ПОВСЕДНЕВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СОЦИАЛЬНО- ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ'

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ В ПОВСЕДНЕВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СОЦИАЛЬНО- ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАНГАРДИЗМ ТВОРЧЕСТВА / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлова Мария Павловна

В условиях инновационной экономики российская социально - экономическая система находиться более двух десятилетий. Единственным прогрессивным источником развития системы в этих условиях и формирования ее конкурентоспособности на международных и внутренних рынках является человеческий капитал, образование которого обеспечивается творческой деятельностью инноватора.Исследования феномена культуры отмены в инновационном пространстве направлено на выявление допустимых направлений действия и развития этого социального процесса в отношении творческих людей, и определение возможных реакции творца на социальные барьеры, обозначенные культурой отмены.Структуризация социального процесса «культура отмены», опирается на исследования биографий творческих людей, результаты деятельности которых признаны обществом. При этом отмечено, что процессы культуры отмены невозможно фиксировать в границах малых социальных групп, до тех пор, пока процесс не масштабируется и не станет публичным. В результате исследования отмечается, что авангардизм творчества не позволяет раскрыть «тайну творчества», провоцируя не только возникновение процесса «культуры отмены», но и определяя его постоянство и неизбежность в пространстве повседневности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF CANCELLATION CULTURE IN EVERYDAY SPACE: A SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECT

In the conditions of an innovative economy, the Russian socio-economic system has been for more than two decades. The only progressive source of development of the system in these conditions and the formation of its competitiveness in international and domestic markets is human capital, the formation of which is provided by the creative activity of the innovator.The study of the phenomenon of cancel culture in the innovation space is aimed at identifying acceptable directions of action and development of this social process in relation to creative people, and determining the possible reactions of the creator to social barriers indicated by cancel culture.The structuring of the social process «cancel culture» is based on the study of biographies of creative people, the results of which are recognized by society. At the same time, it is noted that the processes of cancel culture cannot be formedwithin the boundaries of small social groups, until the process is scaled and becomes public. As a result of the study, it is noted that the vanguardism of creativity does not allow to reveal the «secret of creativity», provoking not only the emergence of the process of «cancel culture», but also determining its constancy and inevitability in the space of everyday life.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ В ПОВСЕДНЕВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СОЦИАЛЬНО- ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ»

Феномен культуры отмены в повседневном пространстве: социально-философский аспект

Павлова Мария Павловна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры журналистики и социологии, Тольяттинский государственный университет E-mail: levinamp@mail.ru

В условиях инновационной экономики российская социально -экономическая система находиться более двух десятилетий. Единственным прогрессивным источником развития системы в этих условиях и формирования ее конкурентоспособности на международных и внутренних рынках является человеческий капитал, образование которого обеспечивается творческой деятельностью инноватора.

Исследования феномена культуры отмены в инновационном пространстве направлено на выявление допустимых направлений действия и развития этого социального процесса в отношении творческих людей, и определение возможных реакции творца на социальные барьеры, обозначенные культурой отмены.

Структуризация социального процесса «культура отмены», опирается на исследования биографий творческих людей, результаты деятельности которых признаны обществом. При этом отмечено, что процессы культуры отмены невозможно фиксировать в границах малых социальных групп, до тех пор, пока процесс не масштабируется и не станет публичным. В результате исследования отмечается, что авангардизм творчества не позволяет раскрыть «тайну творчества», провоцируя не только возникновение процесса «культуры отмены», но и определяя его постоянство и неизбежность в пространстве повседневности.

Ключевые слова: авангардизм творчества, творческая личность, культура отмены, инновационное пространство.

Введение

Сегодня в инновационном повседневном пространстве фиксируется явление как «культура отмены». Впервые термин «культура отмены» стал использоваться в повседневной речи в 2010 году в Европе как социально - политический термин, обозначающий «прекращение поддержки человека в социальных и профессиональных сообществах». В России термин «культура отмены» стал использоваться как в научном дискурсе с 2022 года, это стало причиной появление большого количества научных работ в базе данных крупнейшего российского информационно - аналитического портала elibrary.ru (2021 г. -26 ед. работ с ключевым словом «культура отмены», а в 2022 г. - 86 ед.), так и в повседневной жизни россиян [19]. По данным ВЦИОМ «За последние шесть месяцев россиян, знакомых с этим термином, стало заметно больше - на сегодняшний день о нем слышали 43% 25% в апреле 2022 г., +18 п.п.). Одновременно с этим появилось больше понимания, что собой представляет «культура отмены». Если в апреле на открытый вопрос смогли ответить 62% осведомленных, то в декабре - уже 77%. Чаще «культуру отмены» россияне понимают как исключение личности из социума / ее игнорирование (24% из числа осведомленных)» [6].

Социальный процесс «культура отмены» на инновационной территории безусловно затрагивает всех актором, но нам интересно исследовать развитие этого процесса в отношении творческих людей, так как они является гарантом перспективного развития общества в новых инновационных условиях.

Методика

Итак, российская модель инновационного развития социально - экономической системы начала формироваться еще в конце 90 - х годов прошлого века, когда на государственном уровне закрепили ведущую роль НИС в стратегическом развитии территории. Прогрессивное формирование законодательно - правовой базы в области инновационной деятельности и практическая ее реализация в виде формирования инфраструктуры инновационной деятельности и инфраструктуры управления инновационной деятельностью определили ведущую роль российской социально - экономической системы в мировом инновационном пространстве. Постепенно в социуме формируется понимание, что единственным прогрессивным источником развития социально - экономической системы в новых инновационных условиях является человеческий капитал, человеческие ресурсы. Этот процесс наглядно можно проследить, используя данные выборки публикационной активности на информационно - аналитическом портале elibrary.ru с ключевым словом «человеческий капитал»: 1994-1999 гг. количество работ - 17 ед.; 2000-2005 гг. - 227 ед.; 2006-2011 гг. -1378 ед.; 2012-2017 гг. - 3123 ед.; 2018-2020 гг. - 5249 ед. [10]. Человеческий капитал в поле научного дискурса рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, необходимые для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Для социаль-

но - экономической системы источником формирования и накопления человеческого капитала является иннова-тор, как творческая личность, генерирующая и реализуемая результаты своей инновационной деятельности на территории. Следовательно, социально - экономическая система должна «оберегать» инноваторов, деятельность которых обеспечивает ее конкурентоспособность на международных и внутренних рынках.

Таким образом, в условиях инновационной экономики российская социально - экономическая система находиться более двух десятилетий, когда сформированы и оптимизированы сложные взаимосвязи и взаимодействия между субъектами инновационной деятельности, акторами в инновационном повседневном пространстве, но процесс «культуры отмены» творческих людей не останавливается.

Результаты

Действие «культуры отмены» для творческих людей можно фиксировать на протяжении всей истории развития человечества. Почему «отменяют» гениев, талантливых людей? Изучая биографии и патографии творческих личностей В. Эфроимсон приходит к выводу, что «Гениями рождаются» с частотой 1:1000, при этом развития гения до момента, когда его заметят в обществе, происходит с частотой 1: 100 000, но мощные социальные преграды и тормоза дадут реализоваться гению только с частотой 1:10 000 000 [20, с. 30]. Творческие люди «видят будущее» через созидания и изменения своего настоящего. Благоприятные комбинации биологических, генетических, социобиологических, социальных факторов, формирующие мощные волевые импульсы, акцентированную целеустремленность и безграничную работоспособность творческого человека позволяют нам увидеть результаты их созидательной творческой деятельности [13]. Нарушая естественные связи между элементами в пространстве, творческий человек приспосабливается к окружающей среде, делая ее комфортной для своей жизнедеятельности. Творческий человек дезориентирован в социуме и как заметил К. Прутков «...подобен флюсу». Ученый В.А. Петровский рассуждает, что творческая личность «неадаптивна», так как ее деятельность активизируется через «.сдвиг побуждений или намерений от групповой цели к индивидуальной» [16]. В биографиях талантливых личностей, часто фиксируется определение их как «сложный человек.. .он всегда оставался один, в стороне от всяких течений ...». Такая «непохожесть» творческих людей на основную массу человечества и формирует, на наш взгляд, два противоположных отношений к ним, а именно, или признание, или порицание.

В условиях инновационного развития культура отмены для творческих людей выступает как социальная преграда для реализации их творческой деятельности. Сам процесс реализации творческой деятельности провоцируется, по мнению Т. Рибо, богатым и разнообразным опытом, эмоциональными связями, где эмоции проецируются на новые образы бытия, воображением [17]. Ученые психологи дополняют этот перечень мотивацией творческой деятельности. Это сложная динамическая система, где приоритетное положение занимает внутренняя мотивация творческой деятельности, когда творческая деятельность осуществляется ради «.интереса, удовольствия от процесса, решения трудных задач, самореализованно-£2 сти, ощущения собственной компетентности» [18, с. 340]. " Внешняя мотивация творческой деятельности достаточно ^ сложный конструкт, здесь мотивационные процессы клас-~ сифицируются на группы. Первая группа включает «... аЁ стремление заслужить уважение, признание собственной

компетентности и принятие со стороны других людей, боязнь потерять любовь, уважение и расположение родителей, педагогов, коллег. Вторая - «.стремление добиться внешних вознаграждений, позитивных оценок, власти, восхищения и публичного признания со стороны окружающих» [18, с. 342]. Культура отмены блокирует внешние положительные мотивы косвенно - необходимые для реализации творческой деятельности.

Обсуждения

Наши исследования биографий талантливых людей, позволили проследить действия социального процесса «культура отмены» на реализацию творческой деятельности. Процесс «культура отмены» синтезирует социальные процессы инициируемый и/ или властью, и/или обществом.

Отметим, что социальный процесс культуры отмены, источником которого является общество, носит временный характер. Например, этот процесс можно проследить в отношении гения - математика Г. Перельмана. В средствах массовой информации отмечено, что «... одним из самых шокирующих событий уходящего года можно считать отказ российского ученого Григория Пе-рельмана от двух престижных научных премий общим размером более одного миллиона долларов» [9]. Эти действия математика вызвали негативную реакцию у населения, в результате чего стали реализовываться технологии «культуры отмены» - хейтерские комментарии, фотографии папарацци, нарушающие этические нормы. Стоить отметить, что действия гения - математика несколько месяцев обсуждали все средства массовой информации. По публикационной активности очевидно, что это вызвало широкий общественный резонанс [14]. Результат ВЦИОМ опроса россиян о современной науке от 19.05.2021 г. зафиксировал интерес к ученому - математику Г. Перельману только в 2011 г. (1% от всех опрошенных) и максимальное значение этого показателя в 2013 г. (2% от всех опрошенных) в период, когда фиксировалась публикационная активность о нем. В 2021 году интерес к Г. Перельману снизился, когда публикационная активность пошла на спад [11].

Социальный процесс «культуры отмены», поддерживаемый властью и/или инициируемый ее, можно рассматривать как радикальную форму остракизма. Этот процесс, с одной стороны, препятствует реализации творческой деятельности. Например, на «очень резкое сочинение» русского поэта, прозаика О. Мандельштама власть отреагировала арестом и ссылкой [15]. Для советского поэта Б. Пастернака, автора «Доктора Живаго», культуру отмены инициировали и власть, и общество. С одной стороны, общественный процесс культуры отмены включал «обличительные речи» на митингах перед рабочими заводов, студентами, на собрания, негативные коллективные письма, опубликованные в средствах массовой информации. С другой стороны, властные структуры «отменяли» поэта исключая его из Союза писателей, Союза переводчиков, организовывали мероприятия по «высылки» из страны, лишения советского гражданства. «.Травля, которую организовали против него власти и коллеги, окончательно ударила по здоровью поэта» [1]. Ученый - генетик Н. Вавилов «.за продвижение буржуазной лженауки - генетики» отбывал наказание в тюрьме, где и умер [1]. Список гениальных и талантливых ученых, художников, писателей, изобретателей ставшие объектом культуры отмены, организатором которой является власть достаточно велик.

С другой стороны этот процесс, провоцирует наступления периода депрессии и меланхоличного, совер-

шенно непродуктивного в творческом плане существования. Например, у М.М. Зощенко классика советской литературы в 1946 году вышли первые главы автобиографической повести «Перед восходом солнца», которые подверглись резкой критики. «...Автора пытались морально раздавить». Этот социальный процесс отмены поддерживался со стороны власти в лице Сталина и Жданова. В результате, чего М. Зощенко попадает в депрессионный период, что провоцирует прогрессивное ухудшение его общего самочувствие [1]. Известный венгерский врач - акушер И.Ф. Земмельвейс (основоположник метода борьбы с послеродовым сепсисом) «... Постоянная травля довела доктора - новатора до психиатрической больницы, где он и скончался». Ученый - математик Г. Кантора (создатель теории множества) в результате «.резкой критики. назвали шарлатаном.в отчаянии впал в депрессию. Кантору пришлось прекратить заниматься математикой» [2]. Такая реакция творческого человека на блокировку творческой деятельности объясняется биохимическими процессами, провоцирующие повышенную умственную активность [20]. Очевидно, что действия культуры отмены сопровождаются изменением эмоционального фона творца, который является одним из источников акта творчества [3]. С одной стороны, всплеск эмоций стимулирует творческую активность, но с другой стороны разрушает ее. В своих работах Ч. Ломброзо отмечает, что «.гениальные люди всегда более чувствительны к социальному поощрению и наказанию, у них наблюдается резкие спады и подъемы активности» [7]. Например, гениальный композитор С.В. Рахманинов становиться «объектом» культуры отмены по результатам премьеры своей Первой симфонии. Разгромные лицензии критиков инициируют начало трехлетнего депрессионного состояния, которое не позволяет ему «творить» [1].

Однако, стойкое желание творить сохраняет бесценный дар творца, несмотря на преодоления барьеров, препятствующих развитию и реализации творческой деятельности. Например, С.П. Королев (разработчик ра-кетно - космических комплексов) объект советской культуры отмены. В спецтюрьме Сергей Павлович запускает легендарный самолета Ту - 2. Затем после освобождения в 1946 году конструктор принимает активное участия в разработке баллистических ракет, а в октябре 1957 года под его руководством был запущен первый в истории человечества искусственный спутник Земли, в апреле 1961 года С.П. Королев вместе с командой отправляют в космос Ю. Гагарина [1]. Основоположник российской военной теории генералиссимус А.В. Суворов был отстранен от военной службы Павлом I на два года за резкую критику павловского «Опыта полевого воинского искусства» и оправлен в свое имение под надзор властей. Суворов демонстрирует активное сопротивление инициируемому недоброжелателями, лавинообразному разнонаправленному процессу культуры отмены (оскорбительная отставка, установлен надзорный, активизировались бессмысленные финансовые тяжбы, бесконечные доносы). При этом, находясь «в ссылке», Суворов «творит» стратегию будущей войны с Наполеоном. В 1799 году Суворова восстанавливают и назначают главнокомандующим союзной армией в Италии. В своих работах военный историк А. Петрушевский отмечает, что победный итальянский поход Суворова в 1799 году изменил отношение к великому генералиссимусу, сделав его первою знаменитостью эпохи, любимым героем России, Италии и Англии. К триумфальному чествованию Суворова присоединился и император Павел I и «... повелел, чтобы Суворову оказывались почести подобно отдаваемым особе Его Императорского Величества» [5].

Процессы культуры отмены, запущенные в обществе направлены на «отмену» творца, даже чьи результаты деятельности признаны обществом еще при жизни. Например, гениальные исследования и разработки ученого Н. Вавилова в области генетики, селекции и ботаники, открывающие огромные перспективы для практического применения, приравнивали к «открытию Менделеевым периодической системы элементов в химии». При этом мировой успех в результате действия технологий культуры отмены сменился «сфабрикованным делом Вавилова». Известный писатель М. Зощенко, чья невероятная популярность обеспечивала постоянные встречи с читателями, многотысячные тиражи его произведений, отмеченный правительством СССР в области литературы, за публикацию нескольких глав своей автобиографии подвергся сокрушительной критики. М. Булгакова «отменили» когда он был на пике своей популярности и «.ни одна из книг Булгакова больше не была напечатана» [1].

Разрушительные процессы «отмены» не позволяют творцам получить признание у современников при жизни, но при этом они демонстрируют высокую активность творческой деятельности. Например, австрийский ученый Грегор Мендель (основоположник учения о наследственности). Свои положительные результаты исследований в области генетики Мендель опубликовал и разослал «именитым ботаникам» современности. Исследователи биографии Г. Менделя пишут «ученые отнеслись к его публикации холодно и отстраненно». Но, несмотря на это ученый - монах продолжил свои эксперименты, в результате чего сформулировал известные законы наследования, ставшие основой для классической генетики [1]. Несмотря на критику Н. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии) активно продолжал работать над неевклидовой геометрией и печатать труды по ней [1]. Стендаль (Мари-Анри Бейль), писательский талант которого признали только после его смерти. При жизни писателя, читатели не принимали его романы, они были «.скучными» для них и негативные рецензии на лучшие произведения Стендаля были тому подтверждения [1]. Великий ученый К.Э. Циолковский получил признание науки и государства только за три года до смерти (ученый прожил 78 лет). Он был награждён орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в области изобретений, которые имели огромное значение для экономической мощи и обороны Советского Союза [1]. Ученый - лингвист Ф. де Соссюр, основоположник семиотики и структурной лингвистики среди современников не пользовался популярностью. Его труды считались «.чепухой» и не получили признания в лингвистических кругах. Основная работа учёного «Курс общей лингвистики» была опубликована только через три года после его смерти. И лишь спустя полвека де Соссюр был назван «отцом» лингвистики ХХ века, основателем Женевской лингвистической школы [1]. Известный детский иллюстратор Ю. Васнецов лауреат Государственной премии СССР в звании народного художника РСФСР «... почти всю жизнь творил в живописи, но критики регулярно обвиняли Юрия в том, что его работы формаль-ны.художник не выставлял своих картин. Увидеть его творчество на выставках стало возможным только после смерти живописца» [1].

Как отмечает в своих работах Т. Визель «.творческие люди после каждого «выброса» творческой энергии пытаются восполнить ее за счет разрушающих допингов». Допинг позволяет достигать наивысшей точки в творчестве. Творцы разрушали свой организм, делая это сознательно [3, с. 27]. Очевидно, что эти процессы не остаются незамеченные и также подвергаются жест-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

кой критики со стороны общества, приобретая черты «культуры отмены».

В то же время организаторами «отмены» выступают и сами творческие люди. Например, среди антогонистов известного поэта - хулигана Есенина были Б. Пастернак, М. Цветаева, О. Мандельштам, И. Бунин, они умудрялись «.сочетать восхищение отдельными строчками Есенина с критикой.». А. Ахматова сначала «признала» Есенина как новатора - имажиниста, но потом неоднократно высказывалась «против», запуская «культуру отмены» поэта среди литературного сообщества «сразу стало видно, что он плохой поэт», «совершенно неграмотен», «ничего нет -совсем небольшой поэт.» [8]. Не полученная нобелевская премия Д. Менделеева стало результатом «культуры отмены», организатором которой является шведский физико -химик Сванте Август Аррениус. Ученые вели ожесточенные споры по теории электролитической диссоциации. Как отмечают биографы «.Аррениус рьяно ненавидел Менделеева по всем позициям. При этом он имел весомый голос в Королевской академии наук Швеции». Применяя технологии «культуры отмены» шведский ученый при голосовании на заседании Нобелевского комитета воспользовался своим привилегированным положением в Академии наук. «.Это была месть Аррениуса великому ученому» [12].

При этом, следует отметить, что процессы культуры отмены невозможно фиксировать в границах малых социальных групп, пока процесс не масштабируется и не станет публичным. Например, «культура отмены» для творческой личности в границах семьи. С одной стороны, семья обеспечивает психическое и эмоциональное здоровье членов семьи, выступая поддерживающей средой, где, при поощрении творческих достижений и нестереотипного поведения, развивается творческий потенциал человека [4,19]. С другой стороны, может «отменить» творческую деятельность члена семьи, в результате чего, «недоразовьется» или «недореализу-ется» творческий человек.

Заключение

Изложенные выше примеры социальных процессов культуры отмены позволяют проследить допустимые направления их действия и развития в отношении творческих людей, и определить возможные реакции творца на социальные барьеры и в инновационном пространстве. Такие социальные процессы культура отмены классифицированы нами как процессы, инициируемые и контролируемые властью и процессы, инициируемые обществом. При этом процессы культуры отмены, инициируемые властью, можно рассматривать как радикальную форму остракизма, они носят более длительный период действия, чем процессы культуры отмены, инициируемые обществом. Реакции творческого человека на эти процессы развиваются в трех направлениях: полное прекращение созидательной творческой деятельности после действия «культуры отмены»; частичное прекращение созидательной творческой деятельности в период действия «культуры отмены»; прогрессивная динамика созидательной творческой деятельности вне действия процессов «культуры отмены».

Авангардизм творчества не позволяет раскрыть «тайну творчества», провоцируя не только возникновения процесса «культуры отмены», но и определяя его постоянство и неизбежность в инновационном простран-

„ стве повседневности.

со

I_

U

« Литература

сэ

те 1. Биограф.ру [Электронный ресурс]. URL: https://biog-

z raphe.ru/znamenitosti (дата обращения: 19.04.2023)

2. Великие сумасшедшие // Сайт Союз специалистов в сфере охраны психического здоровья [Электронный ресурс]. URL: https://mental-health-russia.ru/ velikie-sumasshedshie (дата обращения: 19.04.2023)

3. Визель Т.Г. Нейропсихология творчества. М.: Культура, 2021. 375 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Издательство «Перспектива, 2020. 125 с.

5. Замостьянов А. Александр Суворов. «Наука побеждать». М.: Эксмо 2019. 352 с.

6. И снова об «отмене России» // Сайт Акционерное общество «Всероссийский центр общественного мнения» (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/i-snova-ob-otmene-rossii (дата обращения: 19.04.2023)

7. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. 2-е изд. М.: Академический проект, 2019. 240 с.

8. Лукницкий П.Н. Acumiana: Встречи с Анной Ахматовой: YMCA-press М.: Русский Путь, 1991. 347 с.

9. Миллионер поневоле // Сайт Ежедневная общественно - политической газета «Московский Комсомолец» [Электронный ресурс]. URL: https://www. mk.ru/editions/daily/article/2006/12/05/174442-million er-ponevole. (дата обращения: 19.04.2023)

10. Научная электронная библиотека еLIBRARY [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 19.04.2023)

11. Научпоп в тренде // Сайт Акционерное общество «Всероссийский центр общественного мнения» (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. URL: https://wci-om.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nauch-pop-v-trende (дата обращения: 19.04.2023)

12. Несостоявшаяся нобелевская премия Менделеева // Сайт Научное периодическое издание «Научная Россия» [Электронный ресурс]. URL: https://scientifi-crussia.ru/articles/nesostoyavshayasya-nobelevskaya-premiya-mendeleeva (дата обращения: 19.04.2023)

13. Павлова М.П. Авангардизм творчества - стратегический ресурс инновационной экономики // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал. 2022. № 2 (91). С. 96-104.

14. Перельман прервал молчание и объяснил отказ от премии // Сайт Группа компаний «РБК» (ГК «РосБизнесКонсалтинг») [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/01/07/2010/5592988b 9a794719538bfa35?ysclid=lgpbkzf3ev775686135 (дата обращения: 19.04.2023)

15. Персона. Осип Мандельштам // Сайт Гуманитарный просветительский проект Культура РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/per-sons/9327/osip-mandelshtam (дата обращения: 19.04.2023)

16. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.

17. Рибо Т.А. Творческое воображение: Пер с фр. Изд. 2-е. М.: ЛЕНАНД, 2019. 328 с.

18. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 736 с.

19. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2010. 230 с.

20. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. Москва: Издательство АСТ, 2019. 480 с.

THE PHENOMENON OF CANCELLATION CULTURE IN EVERYDAY SPACE: A SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECT

Pavlova M.P.

Togliatti State University

In the conditions of an innovative economy, the Russian socioeconomic system has been for more than two decades. The only progressive source of development of the system in these conditions and the formation of its competitiveness in international and domestic markets is human capital, the formation of which is provided by the creative activity of the innovator.

The study of the phenomenon of cancel culture in the innovation space is aimed at identifying acceptable directions of action and development of this social process in relation to creative people, and determining the possible reactions of the creator to social barriers indicated by cancel culture.

The structuring of the social process «cancel culture» is based on the study of biographies of creative people, the results of which are recognized by society. At the same time, it is noted that the processes of cancel culture cannot be formedwithin the boundaries of small social groups, until the process is scaled and becomes public. As a result of the study, it is noted that the vanguardism of creativity does not allow to reveal the «secret of creativity», provoking not only the emergence of the process of «cancel culture», but also determining its constancy and inevitability in the space of everyday life.

Keywords: avant-garde creativity, creative personality, cancel culture, innovative space.

References

1. Biographer [Electronic resource]. URL: https://biographe.ru/ znamenitosti (accessed: 04/19/2023)

2. The Great madmen // Website of the Union of Specialists in the field of mental health [Electronic resource]. URL: https://mental-health-russia.ru/velikie-sumasshedshie (accessed: 04/19/2023)

3. Wiesel T.G. Neuropsychology of creativity. M.: Culture, 2021. 375 p.

4. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood. St. Petersburg: Perspektiva Publishing House, 2020. 125 p.

5. Zamostyanov A. Alexander Suvorov. "The science of winning." Moscow: Eksmo 2019. 352 p.

6. And again about the "abolition of Russia" // Website of the Joint-Stock Company "All-Russian Center of Public Opinion" (VTsl-OM) [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-

reviews/analiticheskii-obzor/i-snova-ob-otmene-rossii (accessed: 04/19/2023)

7. Lombroso Ch. Genius and insanity. 2nd ed. M.: Academic Project, 2019. 240 p.

8. Luknitsky P.N. Acumiana: Meetings with Anna Akhmatova: YM-CA-press Moscow: Russian Way, 1991. 347 p.

9. Millionaire involuntarily // Website of the Daily socio - political newspaper "Moskovsky Komsomolets" [Electronic resource]. URL: https://www.mk.ru/editions/daily/article/2006/12/05/17444 2-millioner-ponevole. (accessed: 04/19/2023)

10. Scientific electronic Library eLibrary [Electronic resource]. URL: https://elibrary.ru (date of address: 04/19/2023)

11. Nauchpop in trend // Website of the Joint-Stock Company "All-Russian Center of Public Opinion" (VTsIOM) [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nauchpop-v-trende (accessed: 04/19/2023)

12. The failed Mendeleev Nobel Prize // Website of the Scientific periodical "Scientific Russia" [Electronic resource]. URL: https:// scientificrussia.ru/articles/nesostoyavshayasya-nobelevskaya-premiya-mendeleeva (date of reference: 04/19/2023)

13. Pavlova M.P. Avant-gardism of creativity - a strategic resource of innovative economy // Search: Politics. Social studies. Art. Sociology. Culture: Scientific and Socio-cultural journal. 2022. No. 2 (91). pp. 96-104.

14. Perelman broke the silence and explained the refusal of the award // Website of the Group of companies "RBC" (GC "RosBusinessConsulting") [Electronic resource]. URL: https://www. rbc.ru/spb_sz/01/07/2010/5592988b9a794719538bfa35?ys-clid=lgpbkzf3ev775686135 (accessed: 04/19/2023)

15. Person. Osip Mandelstam // Website of the Humanitarian educational project Culture of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://www.culture.ru/persons/9327/osip-man-delshtam (date of address: 04/19/2023)

16. Petrovsky V.A. Psychology of maladaptive activity / Russian Open University. Moscow: Gorbunok LLP, 1992. 224 p.

17. Ribot T.A. Creative imagination: Trans. from French Ed. 2-E. M.: LENAND, 2019. 328 p.

18. Creativity: from biological foundations to social and cultural phenomena / Edited by D.V. Ushakov. M.: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2011. 736 p

19. Tikhomirova T.N. Intelligence and creativity in a social environment. M.: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2010. 230 p.

20. Efroimson V.P. Genetics of genius. Moscow: AST Publishing House, 2019. 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.