Научная статья на тему 'Парадоксальный человек: феномен общественного сознания и социальной практики'

Парадоксальный человек: феномен общественного сознания и социальной практики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
1966
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тощенко Жан Терентьевич

The article is devoted to some theoretical and methodological elaboration of the author concerning some specific phenomena of social life such as paradoxes, centaur-phenomena, phantom character of social processes. Analyzing the role of paradoxes in social and human life from the antiquity, the author shows that new perusal of paradoxes began only in the 20th century when it appeared a necessity to bring to light and study paradoxes and their manifestation in the real life, in the process of realization of different types of activities (since paradoxicalness is peculiar not only to the process of cognition but also to reality itself). The main characteristics of paradox as a real demonstration of contradiction in the social perception and behavior are revealed in the article. The special attention is devoted to different forms of paradoxicalness in modern society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paradoxical Person: Phenomenon of Social Perception and Social Practice

The article is devoted to some theoretical and methodological elaboration of the author concerning some specific phenomena of social life such as paradoxes, centaur-phenomena, phantom character of social processes. Analyzing the role of paradoxes in social and human life from the antiquity, the author shows that new perusal of paradoxes began only in the 20th century when it appeared a necessity to bring to light and study paradoxes and their manifestation in the real life, in the process of realization of different types of activities (since paradoxicalness is peculiar not only to the process of cognition but also to reality itself). The main characteristics of paradox as a real demonstration of contradiction in the social perception and behavior are revealed in the article. The special attention is devoted to different forms of paradoxicalness in modern society.

Текст научной работы на тему «Парадоксальный человек: феномен общественного сознания и социальной практики»

Ж.Т. Тощенко

ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК: ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Что за химера этот человек? Какое новшество, какой монстр, какой хаос, какой узел противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, слабоумный земной червь; носитель истины, клоака недостоверности и ошибок; слава и хлам вселенной... Узнай же, гордец, каким парадоксом являешься ты для себя!! Смирись, бессильный разум, замолчи, глупая природа; узнайте, что человек бесконечно превосходит человека.

Б. Паскаль (1623-1662), французский математик, физик, философ

В этих словах выражено предельное изумление перед непостижимой и неустранимой внутренней противоречивостью, интеллектуальной и этической амбивалентностью человеческого существа. Это образное высказывание великого мыслителя отражает одну из попыток познать сущность человека, его неоднозначную природу, его место и роль в решении злободневных общественных проблем.

Парадоксы и их роль в жизни общества и человека заинтересовали мыслителей еще в древности. Но если Б. Паскаль это высказал по отношению к человеку, пытаясь познать его сущность, то мыслители древних цивилизаций решали проблемы парадоксальности применительно к процессу познания, процессам логического мышления.

Остановимся на этот вкратце, чтобы понять развитие представлений об этом феномене.

Краткий исторический экскурс

Впервые на парадоксы было обращено внимание в Древней Греции, когда ими обозначались противоречия в рассуждениях, возникающие при соблюдении их логической правильности. Трактовка их близка к понятию «апория» (от греч. - затруднение, недоумение), по своей сути обозначающего трудноразрешимое положение, возникающее в результате противоречий в рас-

суждениях. Классическим примером апории считаются парадоксы Зенона Элейского (ок. 490 - ок. 430 до н. э.) в его рассуждениях об Ахиллесе и черепахе, где отождествляются и считаются совпадающими два процесса - физическое движение и возникновение в нашем сознании последовательности его частей.

В средние века философская мысль приступила к осмыслению антиномии, в которой обозначается соединение в ходе рассуждения двух прямо противоположных утверждений, каждое из которых может быть одинаково обосновано. Понятие «антиномия» имело первоначально юридический смысл и означало противоречие между двумя законами или внутри одного закона. В Кодексе Юстиниана (535) предусматривается случай, когда закон вступает в противоречие с самим собой.

У И. Канта (1724-1804) антиномии трактуются как противоречия, которые неизбежно рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного, приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где наличествует только преходящее, конечное и обусловленное (антитезис). Он сформулировал четыре антиномии. Для примера назовем первую из них: «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. - Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве». Это и подобные утверждения в одинаковой степени и доказуемы и недоказуемы. Эти противоречия, по Канту, возникают только потому, что разум отважился пуститься в исследование вещей, как они существуют сами по себе («вещь в себе»).

Антиномии Канта оказали серьезное влияние на развитие науки, так как способствовали уточнению логических основ математики в XIX в., с одной стороны, и возникновению гегелевской диалектики - с другой. Известные трудности, ощущавшиеся в основаниях математики после открытия И. Ньютоном (1643-1727) и Г. Лейбницем (1646-1716) дифференциального и интегрального исчислений, попытался преодолеть Г. Кантор (1845-1918) на основе теории множеств. К этому времени произошли великие кризисы в основаниях математики, связанные с открытием иррациональных чисел, бесконечно малых величин. Однако сам Кантор обнаружил ряд парадоксов в своей теории, что привело его к математической логике. В дальнейшем открытый в 1902 г. Б. Расселом (1872-1970) парадокс о множестве всех нормальных множеств показал, что и положительный, и отрицательный ответы в равной степени доказуемы. Именно открытие Г. Кантором в 1893 г. и Б. Расселом в 1902 г. серии парадоксов, связанных с актуализацией бесконечных множеств, породило Третий Великий кризис математики, который продолжается по

сей день (1). Целая плеяда выдающихся математиков и философов (Д. Гильберт, А. Брауер и др.) посвятили свои исследования и всю свою жизнь решению парадоксов теории множеств.

В дальнейшем эта направленность в исследовании и интерпретации парадоксов продолжала развиваться. В 1926 г. английский математик и логик Ф. Рамсей предложил первую (и получившую наибольшее распространение) классификацию парадоксов, разделив их на две группы: логические парадоксы (парадокс Рассела, парадокс Кантора) и семантические парадоксы. Последние образовали особую группу парадоксов только в начале XX в., когда теория познания столкнулась с необходимостью объяснения и интерпретации нового класса противоречий, связанных с тем, что многие слова имеют различные значения и в каждом конкретном случае только анализ смысловых связей позволяет отбросить те, которые являются посторонними. К особым типам парадоксов можно отнести необычные, нетрафаретные высказывания, которые потом относят к крылатым выражениям. Например, всем известно определение традиционной философии как «ничейной земли между наукой и религией», которое дал выдающийся английский математик и философ Б. Рассел в «Истории западной философии».

Новое прочтение парадоксов

Великая заслуга Паскаля состояла в том, что он одним из первых применил понятие парадокса к исследованию реального бытия человека, его сознания и поведения. Он поставил вопрос о необходимости выявить и изучить парадоксы и их проявления в реальной жизни, в процессе осуществления тех или иных видов деятельности, ибо парадоксальность присуща не только процессу познания, но и самой действительности. Этот подход, возникший в Новое время, породил принципиально новый стиль мышления: уже не только бог, не только государство, не только общество стали объектами пристального научного осмысления. Лучшие умы человечества обратились к человеку как мере всех явлений и вещей. Однако новый шаг в его изучении стал реализовываться только в ХХ в., когда социальная мысль предприняла попытки познать сущность человека, выразить его основные черты и особенности в условиях экономических, политических и социальных изменений, происходящих так глубоко и с такой быстротой, что это не могло не сказаться на сознании и поведении человека. Пытаясь объяснить эти изменения, в этот период появились такие характеристики его сущности, как «одномерный человек» (Г. Мар-

кузе), «бунтующий человек» (А. Камю), «одинокий человек» (Ф. Кафка), «замкнутый» (Н. Элиас), «человек-зверь» (Ж. Бод-рийяр). За каждой такой характеристикой стоит обстоятельный анализ противоречивых тенденций в сознании и поведении людей. Однако эти определения отвечают, на наш взгляд, на вопрос только об отдельных аспектах специфики и особенностях человеческой жизнедеятельности.

В отечественной научной литературе также были предприняты попытки описать человека и его состояние в постсоветской России. В ряде работ сущность человека связывалась только с процессами, происходящими в экономике или политике, а также в терминах социального самочувствия. Если вкратце назвать эти определения, то можно сказать, что массового человека называли совком, лукавым человеком, потерянным, катастрофическим. Но каждое их этих определений, на наш взгляд, затрагивало лишь одну из сущностных сторон человека и не может претендовать на его всестороннюю характеристику.

В поисках ответа на поставленный вопрос автор обратился к изучению сознания и поведения людей в период кардинальных общественных изменений, что позволяет наиболее полно, точно описывать совокупность характерных черт, всю противоречивость сознания и поведения людей.

Что такое парадоксы в сознании и поведении людей?

Парадокс как реальное проявление противоречия в общественном сознании и поведении отражает и воплощает в себе следующие характеристики (2).

Во-первых, в нем находит отражение противоречивость процесса познания, когда существующие рассуждения о том или ином процессе или явлении в равной степени доказывают как истинность, так и ложность некоторого предположения. Иначе говоря, имеющееся знание (информация) не позволяет делать однозначные выводы и получать бесспорные умозаключения. Эта возможность получения не просто других, а взаимоисключающих результатов является базой (основой) для продолжения существования сложившихся и возникновения новых парадоксов. Другим вариантом возникающих парадоксов в процессе познания выступает неоднозначность (вариативность) трактовки того или иного понятия, что может быть преодолено посредством согласования смыслов тех или иных определений.

Во-вторых, парадоксы в сознании и поведении людей порождаются противоречиями жизненного опыта, когда реальная

практика показывает не только возможность существования взаимоисключающих ценностей и установок у отдельных социальных групп и людей, но и культивирование этого противоречия, в результате чего появляются противостоящие друг другу утверждения, действия и поступки.

В-третьих, парадокс проявляет себя в ситуации, когда отождествляется реальный процесс и представление (знание) о нем, что чаще всего случается в процессе преобразующей деятельности человека. Это отождествление реальности и знания о ней нередко приводит к трудно разрешимым противоречиям, когда процесс познания может отражать реальность приблизительно, а иногда и односторонне и тем самым не соответствовать практике, которая на этом основании отвергает не только это, но и все научное знание.

В-четвертых, абсолютизация прежних знаний приводит к появлению, порождению парадоксальных ситуаций, когда изменившаяся жизненная ситуация диктует иную логику и иную программу поведения людей. Особенно наглядно это проявляется в общественно-политической деятельности, когда парадоксом становится достижение политической партией целей, отвергаемых полностью или частично предшествующим опытом.

В-пятых, парадоксы порождаются ситуативностью в деятельности субъектов экономического, политического, социального или духовного процесса, когда ими принимаются решения и осуществляются действия, творцы которых ориентируются на ограниченные источники информации, не учитывают данные во всей их совокупности и игнорируют не совпадающее с их мнением знание. Важным условием и причиной парадоксальности выступают те объективные противоречия, которые помимо воли и сознания человека или групп людей возникают в процессе познания и реализации его выводов и результатов. На это в первую очередь обращают внимание исследователи, занимающиеся логикой познания. Так, А.А. Зенкин приводит следующий пример: «Один великий ученый открывает совершенно абстрактную формулу E=m2c, другой великий ученый открывает новый химический элемент U-238, третий талантливый инженер изобретает технологию обогащения урана и производит из него атомную бомбу, четвертый, политик, принимает решение использовать эту атомную бомбу в самых "высоких и гуманных" целях, пятый, пилот-исполнитель, доставляет этого "Малыша" куда надо и делает с ним то, что приказано. "Гуманитарные" последствия такого "подарка" напоминают о себе до сих пор. Кто виноват? Вопрос, на который не существует ответа. Так, один из вели-

чайших факторов промышленного прогресса - принцип разделения труда ради повышения его эффективности "во благо..." имеет своим следствием вначале разделение ответственности, а затем - и разделение совести» (3). Не в этой ли глобальной исторической ситуации создаются условия для возникновения парадоксов, когда каждый отдельный акт сам по себе имеет правомочность и правомерность, но результат этих совместных последовательных действий приводит к непредвиденным, неприемлемым для человечества последствиям?

И наконец, парадоксы проявляют себя в случае, когда самые разнородные действия, сами по себе в отдельности являющиеся рациональными, будучи соединены воедино, в систему, обнаруживают не просто несогласованность, а абсолютную противоположность, несовместимость друг с другом. К причинам появления таких парадоксов можно отнести ситуации, которые Т. Кун называет аномалиями и кризисами (4), когда в орбиту исследования незаметно втягиваются новые объекты, наличие которых постепенно ставит под сомнение истинность существующей картины мира и ее составляющих. Эти ситуации приводят к тому, что в системе знания накапливаются необъяснимые факты, нередко приобретающие форму парадоксов.

Парадоксальность усиливается и потому, что современный «мир требует включения человека во все возрастающее многообразие социальных структур, что сопряжено с гигантскими нагрузками на психику, стрессами, разрушающими его здоровье. Объем информации, стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды, накопление вредных мутаций - все это проблемы сегодняшней действительности, ее повседневные реалии» (5). Социологические исследования выявили парадоксы прежде всего в тех сферах общественной жизни, которые подверглись существенным изменениям и которые влияют на повседневную жизнь человека, его настроение и самочувствие. Особенно актуален для людей в нынешней ситуации поиск ответа на вопрос - а кто ответственен, виноват в таких неутешительных для большинства населения изменениях в обществе?

Если анализировать не все парадоксы вообще, а только те, что касаются сознания и поведения людей, то необходимо отметить следующее: специфика социологического подхода к этому явлению заключается прежде всего в том, что данный подход соотносится не столько с теорией и логикой познания, не столько с умозаключениями, сколько с реальной жизнью, с процессом функционирования как общественных структур, так и жизнедеятельности человека. Анализ реальной ситуации в России пока-

зывает, что парадоксальность сознания стала неотъемлемой частью современной жизни.

Парадоксальность поведения и сознания постоянно проявляется в том, что как общественные институты, так и многие люди заявляют или декларируют одни цели и жизненные ориентации, а на деле осуществляют иные, иногда прямо противоположные установки. Парадоксальность поведения особенно наглядно обнаруживается в конкретных жизненных ситуациях, когда публично и словесно провозглашаемые суждения опровергаются практическими действиями.

Если обобщить все сказанное о парадоксах, то можно обобщить сказазноое в следующих подходах:

а) странное, расходящееся с общепринятым мнение или высказывание, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Такая ситуация широко распространена и охватывает значительный спектр явлений - от заблуждения до новых, пионерных идей, которые нередко встречают в штыки;

б) явление, кажущееся невероятным (или невероятный, удивительный случай). Под эту трактовку подпадает достаточно большой круг реальных процессов и явлений - от неопознанных летающих объектов до ситуаций, когда производителю невыгодно сеять хлопок, гречку или растить сады (или платить налоги) при внешне доброжелательной официальной экономической и социальной политике;

в) процесс, при реализации которого достигается результат, прямо противоположный ранее провозглашенным целям или, по крайней мере, принципиально качественно отличающийся от первоначальных замыслов или намерений.

Но особенно наглядной, острой и объемной эта парадоксальность становится характерной для обществ с неустойчивым развитием, находящихся в состоянии нестабильности, аморфности, неопределенности вектора исторического процесса. В этих условиях парадоксы сознания и поведения становятся массовыми, всеобъемлющими, порождающими причудливые сочетания добра и зла, чести и умысла, верности и предательства, безрассудного новаторства и упрямого традиционализма.

Суть парадоксов заключается в том, что люди неосознанно, не по злому умыслу олицетворяют удивительнейший феномен -в одном и том же человеке одновременно уживаются противоположные, а иногда и просто взаимоисключающие друг друга оценки, установки, ориентиры и намерения. Человек как бы бежит сам от себя и от общества в одно и то же вре-

мя в прямо противоположных направлениях. Наш дезориентированный современник нередко, сам того не замечая, исповедует противостоящие друг другу истины и, что поразительно, относится к взаимоисключающим мнениям и суждениям с доверием, ориентируется на них вполне искренне, часто не замечая этого потрясающего несоответствия.

В то же время возможны и такие жизненные коллизии, когда истинными могут быть различные стратегии поведения, которые хотя и противоречат друг другу, но в реальной жизни могут претендовать на свое автономное, независимое существование. Как и в антиномии Канта, осуществляемые модели поведения в одно и то же время могут быть как доказуемыми, так и недоказуемыми положениями.

История неоднократно свидетельствовала, что в период социальных потрясений, революций, переломных событий парадоксальность сознания и поведения обостряется сверх всяких ожиданий, сверх всякой обычной меры. И это не удивительно. Сознание людей не может перестроиться подобно токарному станку, сразу же, немедленно, вслед за происходящими событиями. Человечество не способно убежать от самого себя, от опыта, накопленного ранее, от того, что оно знало прежде, что исповедовало, на что ориентировалось, чего хотело достичь и чего хотело избежать.

В этих условиях общественное сознание подвергается мощному воздействию новых общественных потребностей, изменяющихся социальных, экономических и политических отношений. Смена/замена общественных целей ведет к сумятице в настроениях и ориентациях людей, к изменению оценок ранее исповедуемых идеалов или, по крайней мере, к их коренной модификации.

В то же время в силу большой инерционности общественного сознания в нем продолжают сохраняться устоявшиеся установки и предпочтения, старые догмы, ранее сложившаяся, хотя и деформированная система ценностей. Поэтому вполне логично, что и в общественном сознании под влиянием внешних и внутренних факторов происходят кардинальные изменения, продуктом которых становится парадоксальность мышления, познания и оценок окружающих человека явлений и процессов.

Следует еще раз подчеркнуть, что на предшествующих этапах развития человечества, в период его возникновения парадоксы - вернее, знание о них - были в основном отражением противоречий в процессе познания, ибо они практически не соотносились с миром опыта, не рассматривались и не анализировались по отношению к реальности, общественной жизни,

процессу деятельности людей. В современных условиях потребовалось соотнести это понятие с существующей противоречивой действительностью, что позволяет более точно и полно описать сущность человека.

Таким образом, парадоксы - это в большинстве случаев расходящиеся, противоречивые и даже противостоящие друг другу мнения, суждения, установки, ориентации, действия, которые одновременно существуют, сочетаются и функционируют в сознании и поведении одних и тех же людей (6).

Формы проявления парадоксов

В силу своего разнообразия парадоксы имеют разную глубину и масштаб своего проявления, и поэтому могут быть систематизированы (классифицированы) по разным основаниям.

Парадоксальность человека проявляется, во-первых, в такой специфической форме проявления сознания и поведения, как аномия, которая характеризует разложение системы ценностей, обусловленное противоречиями между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Во-вторых, во фрустрации, когда прежние нормы и ценности перестали действовать, а новые не сложились, и человек находится в крайней степени растерянности. Это такое состояние людей, человека, когда утрачена значимость социальных норм и предписаний, причем эта утрата может означать трагедию, приводящую его к отклоняющемуся, противоправному поведению вплоть до акций против самого себя (самоубийство). Эти состояния показывают также, что у человека отсутствуют эталоны, стандарты поведения для сравнения своих действий с поступками других людей, что ставит его в неопределенное, десоциальное состояние, снижает чувство солидарности с конкретной социальной группой. И наконец, они означают несоответствие между универсальными целями и ожиданиями, провозглашенными в данном обществе, и социально приемлемыми, санкционированными средствами и достижения. Недостижимость этих целей приводит сознание людей в состояние крайней противоречивости, парадоксальности, невозможности согласовать, осмыслить и принять такую ситуацию в обществе, толкает на противоправные пути их достижения.

Именно эти состояния приводят к таким парадоксальным состояниям, когда в условиях общества, провозгласившего создание предпосылок и условий для рационального развития и функционирования человека, социальных отношений, одновре-

менно рождается чувство беспомощности, изоляции, пустоты, бесперспективности жизни, апатии, что, в свою очередь, может привести к отклоняющемуся и экстремистскому поведению.

Анализ сущности, содержания и особенностей парадоксов и их места в общественном сознании и поведении позволяет сделать следующее заключение.

Социологическое исследование парадоксов является одним из плодотворных каналов познания реальных противоречий в сознании и поведении людей, действенным средством получения более полной и объемной информации о происходящих в обществе процессах. Изучение парадоксов позволяет избежать односторонности, преувеличения значимости одних явлений при игнорировании других, предостеречь против абсолютизации ограниченных данных. Особую важность при исследовании парадоксов приобретает отказ от противопоставления одной информации другой по принципу «истинно - ложно», «верно - ошибочно», «необходимо - случайно». Только всестороннее, комплексное, системное изучение явления может привести к научно обоснованным выводам и рекомендациям, если это касается практического решения общественных проблем.

При изучении парадоксов приобретает значимость такое методологическое требование, когда оценка знания об окружающем человека мире сопоставляется с прогнозом возможного его поведения в происходящих процессах. Учет только лишь одного из этих компонентов означает выход на неполные, односторонние выводы, возможное заблуждение, неадекватное отражение реальности, неправильную ориентацию и даже дезинформацию общественного сознания.

Исследование парадоксов в сознании и поведении людей непременно связано с изучением степени готовности человека к риску, к возможности дискомфорта в жизни, его отношения к предполагаемым издержкам и жертвам. И если степень такой готовности выражена в незначительной степени, то в критический для страны этап развития отчетливо проявляется желание людей избежать любым образом социальных катаклизмов, жертвенности. В этих условиях самые «свирепые» словесные высказывания и утверждения не имеют цены, так как они могут отражать сиюминутность, кратковременность и ситуативность человеческих настроений, быстро гаснущих под давлением возможных серьезных социальных последствий.

В переломные моменты истории возможно увеличение числа формально логических парадоксов, когда внешняя противоречивость взаимоисключающих мотивов, установок и целей скрыва-

ет глубинные противоречия, нередко лежащие в другой сфере деятельности людей и опосредованных другой группой интересов, иногда по тем или иным причинам выходящих на первый план. Именно эти парадоксальные явления необходимо проанализировать, ибо, на наш взгляд, в конечном счете первопричина всех напряженностей, конфликтов, недопониманий и борьбы часто кроется в сознании и поведении самого человека. И чем больше человек может оказывать влияние на других людей, на судьбы общества или конкретного социального института, тем больше вероятность усиления тяжести совершаемых действий, социальных последствий тех или иных конфликтов.

Литература

1. Арнольд А.И. Антинаучная революция и математика // Вестник РАН. 1999. № 6. С. 553-558.

2. Анализ противоречий общественного сознания см.: Барулин В.С. Российский человек в ХХ веке: Потери и обретения. СПб.: Алетейя, 2000; Васи-люк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984; Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990; Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983; Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991; Левада Ю.А. От мнений к пониманию: Социологические очерки. 1993-2000. М.: Моск. школа полит. исслед., 2000; Томалинцев В.Н. Человек на рубеже тысячелетий. Парадоксы духовного развития: Опыт исследования феномена изощренности в культуре и творчестве. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999.

3. Зенкин А. Ошибка Георга Кантора // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 45-48.

4. См.: Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд. М.: Прогресс, 1977.

5. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 12.

6. Подробнее см.: Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.