Научная статья на тему 'ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ'

ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парадоксальные построения / психодиагностика / творческий потенциал / тесты интеллекта. / intellectual testing / paradoxical constructions / potential of creativity / psychodiagnostics.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А.А. Согомонян

Рассматриваются возможности применения парадоксальных построений в практике психологического тестирования и экспериментирования. Основанные на парадоксальных конструкциях и внутренне противоречивом содержании психодиагностические тесты способны открывать не только интеллектуальный потенциал, но и личностное отношение к социальному окружению. Предлагаемые подходы связаны с представлениями об изобретательском характере творческих заданий и остроумных суждений социальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADOXICAL CONSTRUCTIONS IN THE PRACTICE OF PSYCHODIAGNOSIS

The possibilities of application of paradoxical constructions in the practice of psychological testing and experimentation are considered. Based on paradoxical constructions and internally contradictory content, psychodiagnostic tests are able to reveal not only intellectual potential, but also personal attitudes towards the social environment. The proposed approaches are related to the notion of the inventive nature of creative tasks and witty social judgments.

Текст научной работы на тему «ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ»

DOI 10.24412/cl-37233-2024-2-309-316

ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

А.А. Согомонян

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт международных отношений и общественно-политических наук

(ИМООП)

arthur.soghomonyan@rau.am АННОТАЦИЯ

Рассматриваются возможности применения парадоксальных построений в практике психологического тестирования и экспериментирования. Основанные на парадоксальных конструкциях и внутренне противоречивом содержании психодиагностические тесты способны открывать не только интеллектуальный потенциал, но и личностное отношение к социальному окружению. Предлагаемые подходы связаны с представлениями об изобретательском характере творческих заданий и остроумных суждений социальной направленности.

Ключевые слова: парадоксальные построения, психодиагностика, творческий потенциал, тесты интеллекта.

Данная разработка рассматривается нами как методический материал, направленный на расширение средств психодиагностики интеллектуальных функций, равно в прикладном и образовательном контекстах. На занятиях со студентами-психологами формировались практические подходы к использованию парадоксальных построений в качестве основы для тестового материала психодиагностики некоторых когнитивных функций. Находки и импровизации на этом пути учитывались и в дальнейшем.

Если не принимать во внимание чисто ритуальные, обязательные «по определению» упоминания парадоксов в контексте формальной логики,

наиболее актуальные обращения к тематике и проблематике парадоксальных построений отмечаются в психологических науках. Отраслевой диапазон при этом безудержно расширяется из года в год - с соответствующей терминологической привязкой. Анализ парадоксальных решений в процессе творческого мышления (когнитивная психология); оценка семантико-стилистической изобретательности в афористике и общественно-политической фразеологии (социо- и психолингвистика); парадоксальные («хитрые») вопросы в псхологической консультации (так называемые освобождающие структуры при мозговом штурме: вместо «или - или» предлагается «и - и»); использование парадоксальных предписаний (вмешательств, сообщений) в психотерапии, когда дают команду не делать что-то, что невозможно не делать именно после этой команды (пресловутое «Не думай о белом медведе»); теоретическое обоснование и практика применения парадоксальной интенции в логотерапии неврозов по Виктору Франклу, когда индивида поощряют делать именно то, что он боится делать, или воображать сбывшимися его худшие невротические опасения. И это только классика. Разработки новейшего времени, о которых речь впереди, свидетельствуют о неизбывном интересе многочисленных психологов-экспериментаторов, преподавателей, терапевтов и тренеров к структурным и содержательным характеристикам парадоксов как внутренне противоречивых конструкций, заряженных энергией «встроенного» конфликта.

К сожалению, энтузиасты-исследователи чрезмерно сосредоточены на разработках по классификации и внутренним разграничениям поистине безбрежных массивов, занимаются увлекательным разбором материалов, которые по своей отточенной форме и интригующему содержанию достаточно забавны и не требуют особой мотивации, чтобы вызвать интерес и надолго привлечь внимание. При этом на второй план уходят задачи методического плана, практического приложения выведенных классификационных схем.

Направленность на разработку диагностического инструментария позволила нам сосредоточиться на материале, перспективном с позиций поиска общих критериев тестирования ментальных и творческих возможностей. Форма парадокса делает очевидным то, что составляет структуру вопроса в научном познании: взаимодействие двух разнонаправленных элементов, которые обеспечивают проблемность и эвристичность. В

небольшой, но основательной книге о формах научного поиска содержатся убедительные сведения, касающиеся познавательной роли антиномичной постановки вопросов [1]. Известен эффект логических ошибок, приводящих к парадоксам и необходимости углубления в проблему. Из классических примеров «парадокс лжеца» (Эти слова - ложь) - не единственный, который подлежит разбору на занятиях и в тестовых опросах. Отдельные идеи мы заимствуем из работ, лишь косвенно относящихся к затронутой нами проблематике. Обыгрывается неоднозначный характер содержания парадоксальных высказываний, близость которых к различным проявлениям иронии, метафоры и комизма позволяет обращаться к соответствующим исследованиям в поисках методических идей и осмысленного опыта. Обзор всего разнообразия сетевых материалов на темы, смежные с нашей, сделан во многих работах Марины Мусийчук, причем особого внимания заслуживает ее статья, непосредственно касающаяся составления парадоксальных задач и применения механизмов изменения смысла высказываний [3]. Характерно пересечение семантических полей креативности, юмора, остроумия и парадоксального мышления в разработках последнего времени.

Смысловой разброс заложен уже в этимологии, которая восходит к греческому "paradoxos" - непонятный, нежданный. То есть неясность от двусмысленности и эффект новизны от нестандартности, странность от непривычности. Буквально "para" - против, "doxos" - слава (против того, что принято и устоялось). В словаре В.И. Даля именно такое понимание парадокса как формы суждения: «мнение странное, на первый взгляд дикое, озадачливое, противное общему». Особо отметим это «озадачливое», предполагающее некую степень недоумения при встрече со странно уживающимися противоречиями внутри одного явления. Толчком к познавательной активности и могут послужить вопросы, порождаемые в процессе первичного восприятия и последующего рассмотрения. В современных словарях тоже подчеркиваются моменты неожиданности и своеобразия самих сочетаний контрастирующих друг с другом элементов.

Щедрым источником образцов парадоксального мышления явились книги Виктора Шкловского, признанного мастера остроумного литературоведческого анализа [4].

Разграничение остроумия и ума (разума) в философской традиции принято проводить по линии, которая отделяет восприятие от разбора,

способность подмечать в предметах и явлениях курьезные сочетания, обнаруживать их существенные характеристики через сопоставление конфликтующих между собой элементов, - от способности анализировать и давать определения. Другими словами, за счет определенного личностного настроя и наблюдательности только обозначить проблему или перейти к ее решению со всем арсеналом доступных мыслительных средств.

Считаем, что в проявлениях остроумия недооцениваются компоненты собственно мышления, представленного в полном формате последовательно сменяющих друг друга аналитических действий и промежуточных обобщений. При распознавании неочевидного смысла интеллектуально заряженных и афористически выраженных построений человеку необходимо активизировать не только чувствительность к восприятию игры смысловых противоречий, не только чувство юмора как готовность адекватно реагировать на вызовы, но и навыки мобилизации умственных усилий для оперативной оценки предложенной ситуации, для взвешенной обработки заданных условий, для поиска вариантов интерпретации образов, предстающих в новом, неузнаваемом контексте.

Чувствительность к комизму «сторонних» парадоксов следует отличать от способности к самостоятельным остроумным построениям.

В обиходных контекстах и при обсуждении житейских ситуаций многие парадоксальные по своей сути построения настолько привычны и стилистически стерты, что их использование не всегда может служить индивидуальной характеристикой интеллектуального склада. Распространенность способствует некоторой безличности высказываемых мыслей, содержащих намеренное обострение противоречий, нарочитое сближение противоположностей, странное сочетание разнонаправленных движений. Даже не отличающийся умом и сообразительностью человек вполне способен освоить витающие в обычных разговорах афоризмы житейской мудрости, основанные на парадоксах, нисколько не напрягаясь в моменты такого заимствования. Редко кто включается в игру слов в качестве соавтора, позволяя себе свободно переставлять или заменять элементы почти канонического, фразеологически оформленного текста. Или прямое воспроизведение цитаты (Кто нам мешает, тот нам и поможет), или нечто по мотивам знакомого всем высказывания, но «своими словами» (Выигрывая сражения, можно не заметить, что проигрываешь войну). Вариации на заданные темы, в

основе которых популярные фразы класса «крылатые слова», можно получить, обсуждая со студентами примеры творческого переосмысления и приемы переработки исходного текста. Неожиданный выход на актуально-политическую проблематику по модели известной общефилософской формулы (Дорога в ад вымощена американскими налогоплательщиками). Или наоборот, от авторски изложенного наблюдения из конкретной области жизненных отношений - к обобщению универсального характера (пушкинское «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» преобразуется в массовом употреблении в убеждение: «Иногда чем больше стараешься, тем хуже». Или в сокращенном варианте: «Перестарался!» -как причина неудачи).

Для усиления эффекта столкновения смыслов необходимо их буквальное сближение в тесном пространстве малоформатного текста, оформленного лаконично, в афористическом стиле. Логическая однозначность завершенного построения - и при этом многозначительность высказывания (парадоксальное мышление и здесь «в своем репертуаре»). Полагаем, что использование парадоксальных выражений в их афористическом оформлении может предоставлять достаточно перспективный материал для различных психодиагностических разработок. Еще одно «странное сближение»: «Афоризмами» назвал Гиппократ свой трактат о симптомах и диагнозах заболеваний. В греческом "арЬопвтов" - определение, ограничение (вспомним, что диагностика означает различительное знание, распознавание, а афоризмами и в античности называли сентенции, мудрые изречения и даже стиль - краткий и сжатый).

При обсуждении со студентами конкретных примеров были выявлены контекстуальные (ситуативные) синонимы понятия парадоксальный (для удобства обозрения приводим их здесь в алфавитном порядке):

Абсурдный, антиномический, двойственный, иррациональный, замысловатый, мудреный, непостижимый, невероятный, невозможный, нелепый, немыслимый, неоднозначный, неочевидный, нереалистичный, нере-шаемый, несовместимый, оригинальный, противоречивый, самобытный, своеобразный, странный, хитроумный, эксцентричный.

Как видим, практически весь список оценочных характеристик можно применить не только в отношении конкретных высказываний самих по себе при экспертном совместном рассмотрении, но и отношении индивидуальных способностей испытуемых к различению смысловых оттенков и к

группировке фраз по степени выраженности, напряженности встроенного парадокса.

Выводы в результате опросов и обсуждений связывают парадоксы со случаями, когда сочетание или противопоставление кажется удивительным, небывалым, необычным, остроумным, результатом смелых ассоциаций и капризов свободного воображения. Там, где ожидался ортодоксальный, принятый в определенных случаях вариант, - вдруг видим нечто противоположное, которое воспринимается как искусственно перестроенное или переставленное, причудливое, вычурное, вызывающее, прихотливое, изысканное, нарочито перевернутое, в какой-то мере сознательно извращенное, манипулятивное и намеренно интригующее, провокационное. Уместность каждого из отмечаемых оттенков требуется обосновать, при этом выявляются способности к научному профессионально-психологическому дискурсу.

Рассмотрению и разбору подлежат типовые ситуации в предлагаемых знакомых контекстах, иллюстрируемых наглядными примерами: когда некто говорит парадоксами (парадоксалист), когда условия задачи содержат парадокс, когда доказательство проводится парадоксальным образом - от обратного, когда галантный Арамис по своему темпераменту оказывается холериком, а лидерствующий среди боевых товарищей Атос является меланхоликом, когда вопрос ставится в парадоксальной форме, когда выбираются из предлагаемого списка парадоксальные методы терапевтического воздействия в противовес традиционно принятым.

В процессы занятий и тестирования включаются:

Разбор психологического содержания сентенций типа: Лучшая защита - нападение.

Комментарии к забытым окончаниям пословиц: Век живи, век учись, дураком и помрёшь. Собаку съел, да хвостом подавился.

Предложение развить афористически заданные темы по образцу приведенных: Мы с вами прошли славный тормозной путь. Войну начинают с размещения мифотворческих сил. Плохой подтанцовке певец мешает. Каждый день как после вчерашнего. Все наши отставания - от нашей торопливости. Пора вступать в расположение НАТО. Америку мы любим, как сорок тысяч братьев-мусульман. Ушибленных падением Берлинской стены больше, чем бившихся лбом. (Из сетевых афоризмов Матвея Прищепы). 314

Особая часть разработки - привлечение невербального, визуального материала.

Парадоксальное, провокационное и игровое по своей сути заострение различий между противопоставленными объектами в рамках общей композиции достаточно отчетливо и узнаваемо иллюстрируется (притом в буквальном смысле) примерами из классической дизайнерской графики в остроумном жанре «невозможных фигур». Было бы нерационально и непродуктивно, обращаясь к такому материалу, богатому вариациями, ограничиваться «рассмотрением» и смакованием эффектов двойственных изображений, рассуждениями о целостности зрительного восприятия, маскирующей конфликт конкурирующих друг с другом фрагментов общей картины. Испытуемым следует предлагать самим найти искусственно введенные поводы для иллюзорных построений и ошибочных интерпретаций. Обнаружить те «узловые», решающие в каждом конкретном случае места намеренно искаженных переплетений линий чертежа, благодаря чему фигура в целом предстает как невозможная. В ходе эксперимента или практикума можно убедиться, что наиболее сообразительные зрители способны быстро разобраться с критическими узлами, указать причину двойственности и устранить соответствующий участок картинки условным наведением «белого пятна», после чего изображение становится однозначным и реалистичным - то есть проявляется только одна из версий.

Особого внимания заслуживают случаи с объемными фигурами (физически ощутимыми геометрическими телами), изображение которых в чертеже с определенной позиции представляют собой типичные «невозможные фигуры» - за счет стереотипов восприятия схематических рисунков, стилизованных под чертеж. При обсуждении, меняя угол поворота объекта или точку «прицела» на него, демонстрируется вход в положение виртуальной «нереальности» и благополучный выход из него. Разумеется, компьютерные изображения здесь особо предпочительны.

Принимая в свой арсенал психодиагностических средств новые материалы, связанные с парадоксальными построениями, мы ориентировались на обобщенные сведения о теоретических и методических достижениях последнего периода [4] и рассчитываем производить постоянную корректировку предлагаемых подходов с учетом развития представлений об интеллектуальных чувствах и эмоциональном интеллекте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска. Л.: «Наука» (ЛО), 1986. 120с.

2. Мусийчук М.В. О сходстве приемов остроумия и механизмов построения парадоксальных задач // «Вопросы психологии», 2003. № 6. СС. 99-105.

3. Шкловский В.Б. Тетива: о несходстве сходного. М.: «Сов.писатель», 1970. 376с.

4. Архиреева Т.В. Психодиагностика: учебник. М.: «КНОРУС», 2022. 406с.

PARADOXICAL CONSTRUCTIONS IN THE PRACTICE OF PSYCHODIAGNOSIS

A. Soghomonyan

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of International Relations and Socio-Political Sciences (IIRSPS)

ABSTRACT

The possibilities of application of paradoxical constructions in the practice of psychological testing and experimentation are considered. Based on paradoxical constructions and internally contradictory content, psychodiagnostic tests are able to reveal not only intellectual potential, but also personal attitudes towards the social environment. The proposed approaches are related to the notion of the inventive nature of creative tasks and witty social judgments.

Keywords: intellectual testing, paradoxical constructions, potential of creativity, psychodiagnostics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.