Научная статья на тему 'Парадокс времени'

Парадокс времени Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
275
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ / ЗАМЕДЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ / TIME / RELATIVITY / TIME DILATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Макарова А. К., Юртаева М. П.

Начиная со времён древности, человек пытался понять окружающий мир и своё место в нем. Используя логическое мышление, пытливый ум человеческого существа пытался найти суть и взаимосвязь происходящих событий и явлений. Парадоксальное изменение времени не стало исключением. В работе рассматриваются причины парадокса времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TIME PARADOX

Since ancient times, man has tried to understand the world and their place in it. Using logical thinking, inquisitive mind of human beings have tried to find the essence and relationship of events and phenomena. Paradoxical change in time was no exception. The paper examines the causes of the paradox of time.

Текст научной работы на тему «Парадокс времени»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2

УДК 530.12

ПАРАДОКС ВРЕМЕНИ

А. К. Макарова, М. П. Юртаева Научный руководитель - А. А. Снежко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: makarova_a_97@mail.ru

Начиная со времён древности, человек пытался понять окружающий мир и своё место в нем. Используя логическое мышление, пытливый ум человеческого существа пытался найти суть и взаимосвязь происходящих событий и явлений. Парадоксальное изменение времени не стало исключением. В работе рассматриваются причины парадокса времени.

Ключевые слова: Время, теория относительности, замедление времени

THE TIME PARADOX

A. K. Makarova, M. P. Yurtaeva Scientific supervisor - A. A. Snezhko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: makarova_a_97@mail.ru

Since ancient times, man has tried to understand the world and their place in it. Using logical thinking, inquisitive mind of human beings have tried to find the essence and relationship of events and phenomena. Paradoxical change in time was no exception. The paper examines the causes of the paradox of time.

Keywords: Time, relativity, time dilation

Время остается неразгаданным уже не одно столетие. В Древней Греции время воспринимали как нечто, отражающее порядок событий. В классической механике Ньютона время могло быть как абсолютным, так и относительным (зависеть от свойств материи). Тогда время характеризовало длительность каких-либо процессов, впрочем, данная функция сохранилась и в современном естествознании. Классическая механика оказалась ограниченной и верной лишь в земных и близких к ним условиях: при скоростях много меньше скорости света и размерах, значительно превышающих размеры атомов и молекул и при расстояниях или условиях, когда скорость распространения гравитации можно считать бесконечной.

С появлением теории Относительности в 1906 году восприятие мира, в том числе и времени, все-таки изменилось. Время, как и пространство, могли теперь быть только относительными. В основе новой для того времени теории, лежит принцип относительности, согласно которому, любые законы природы одинаковы относительно неподвижных и относительно движущихся с постоянной скоростью тел. Из последнего следует, что скорость света в вакууме (с=300000км/с) одинакова для всех тел и будет оставаться неизменной величиной (инвариантом), с какой бы скоростью оно не двигалось [1]. Исходя из вышесказанного, физики обнаружили тот самый парадокс - замедление времени. Под релятивистским замедлением времени обычно подразумевают кинематический эффект специальной теории относительности, заключающийся в том, что в движущемся теле все физические процессы проходят медленнее, чем следовало бы для неподвижного тела по отсчётам времени неподвижной (лабораторной) системы отсчёта. Если два космических корабля летят с высокой скоростью. И пилот одного корабля решил передать сигнал лазерной указкой другому кораблю, который летит под ним. Тогда относительно экипажа, будет логичным представить, что расстояние между кораблями £ = С • £ Но с точки зрения непод-

Секция «Концепции современного естествознания»

вижного наблюдателя, свет двигался по наклонной траектории и преодолел больший путь, что самое главное двигался он с той же скоростью, значит, ему для этого потребовалось больше времени. Визуализируя это действие, можно получить прямоугольный треугольник, и, выполнив обычные преобразования, представить результат в виде формулы замедления времени [2]:

ЙГ =

Я*

.

Можно сделать вывод - на одно и то же действие, с точки зрения движущихся объектов времени нужно меньше, чем с точки зрения неподвижных и как следствие, в движении время замедляется, чем быстрей мы движемся, тем сильней этот эффект.

Но эффект замедления времени обнаружили не только в физике, а так же в психологии [3]. Психологи проводили различные тестирования для выяснения причины, почему же человек в разных ситуациях воспринимает течение времени неодинаково. Этот парадокс можно объяснить несколькими фактами.

1. На наши оценки времени существенно влияют психологические факторы, включая эмоции. В одном эксперименте исследователи попросили участников пройтись по комнате и поговорить с другими, прежде, чем сообщить ученым, с кем бы они приняли участие в следующем задании. Затем каждого участника попросили выйти за дверь и им сообщали один из двух вариантов: «Я прошу прощения, но никто не хочет быть вашим партнером, вы не могли бы участвовать в задании сами?» или «Все выбрали вас и теперь ради справедливости, вам придется работать одному». После этого участников попросили оценить, сколько времени они затратили на задания. Если участники думали, что их одиночество было вызвано популярностью, то время для них проходило очень быстро. А те, кто чувствовал себя отвергнутым, считали, что время тянется очень долго.

2. Внимание и память также имеют сильное воздействие на восприятие времени. Например, новый опыт, требующий большей умственной обработки, кажется, длится дольше, чем известные ситуации. Вот почему дорога в новое место, кажется дольше, чем дорога назад. Потому что обдумываемых действий-событий больше, чем в привычных ситуациях, доведенных до автоматизма.

3. Всегда оценивается как текущее время, так и прошлое. Время искажается, когда возникает несоответствие. Например, время может тянуться дольше во время гриппа, в частности, потому что лихорадка искажает восприятие, и кажется, что минуты растягиваются в часы. Но время, когда вам было плохо, кажется удивительно быстрым, если вы воспринимаете его в прошлом. Все дело в том, что монотонность кодируется в мозге, как один опыт. Но то же количество времени, проведенное, например, в походе, останется множеством воспоминаний.

4. Возраст также влияет на восприятие прошлого. Тут срабатывает эффект пропорциональности. Год - это пятая часть вашей жизни, когда вам 5 лет и кажется, что это много времени. В 50 лет, год представляет собой гораздо меньшую пропорцию (одну пятидесятую) и занимает соответствующее количество времени. Но эффект пропорциональности виновен лишь частично. По мере того, как человек становится старше и набирает опыт, все меньше видов деятельности являются для него новыми. Так как они становятся более легкими и менее примечательными, время в прошлом кажется ускоренным. В этом случае полезно искать новые виды деятельности, особенно на выходных, когда кажется, что время летит особенно быстро [4].

Таким образом, характер времени формируется событиями для каждого человека индивидуально, что, к сожалению, пока не находит научного количественного описания.

Библиографические ссылки

1. Хриплович И. Б. «Общая теория относительности». 2001

2. Жереб В. П., Снежко А. А., Ивасев С. С. «Концепции современного естествознания». 2009 - С.70-72

3. Рубеништейн С. Л. «Основы общей психологии» 2-е издание. 1946

4. Гиппенрейтер Ю. Б., Любимова В.В., Михалевская М. Б. «Психология ощущений и восприятия». 2002

© Макарова А. К., Юртаева М. П., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.